Раздел VII. Аксиологические проблемы культуры (4 ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел VII. Аксиологические проблемы культуры (4 ч.)



Тема 17. Аксиологическая концепция культуры. Культурные ценности и их функции. Культура как система ценностей общества. Два подхода к изучению окружающего мира: 1) Онтологический (изучение сущности предмета). 2) Аксиологический (связан с выражением отношения человека к предмету). Определение понятия «ценности». Типологии ценностей по основаниям: по предметному содержанию (материальные, духовные, этические, политические), по роли в жизни человека (терминальные – цели, инструментальные – средства), по функциональной направленности (интегрирующие, дифференцирующие), по актуальным потребностям индивида. Главная функция ценностей – регулятивная. Внешний контроль (общество, правовые органы. Внутренний контроль (ценности, усвоенные человеком в процессе социализации. Другая функция ценностей – прогностическая. (Ценности определяют тот образ будущего, к которому стремиться личность).

Тема 18. Культурные нормы. Функции культурных норм (4 ч.) Понятие нормы общественной жизни, культурные нормы (предписания, требования, поже­лания и ожидания соответствующего (общественно одоб­ряемого) поведения). Функции культурных норм.Классификация культурных норм, предложенная У. Г. Самнером (обычаи, нравы, законы). Типология норм: нормы-запреты (табу), нормы-рамки, нормы-идеалы. Современная типология культурных норм (привычки, обычаи, тради­ции, нравы, законы, табу, мода, вкус и увлечения, верования и знания и др.).

Тема 19. Культурная картина мира (ККМ)как специфическое видение мира, зафиксированное в культуре, результат переработки информации о среде сознанием человека. ККМ как система образов, знаний и представлений человека об устройстве мира и месте человека в нем. Ценности и нормы, характерные для культуры, способы мировосприятия, культурные образцы. (ККМ в структурно-семиотической школе обозначается таким понятием, как «модель мира»). Факторы, влияющие на ККМ: природно-климатический, исторический, социальный, общественный. Изменение ККМ под влиянием тех процессов, которые происходят в обществе (особенно в науке и образовании): архаические культуры – мифологическая КМ, эпоха Нового Времени – развитие естественных наук. Каждый предмет окружающего мира (земля, человек, небесные светила) как своеобразные механизмы, подчиненные жестким законам, носящие познавательный, разумный характер. Отражение ККМ в искусстве, в языке.

Тема 20. Менталитет культуры какпонятие близкое по значению ККМ. Гуревич: «ККМ – это осознаваемые представления, а менталитет культуры не осознается, не рефлексируется сознанием, но переживается эмоционально и отражается в поведении». Множество определений менталитета. Менталитет как глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, которые определяют сходство различных этапов национальной истории (Кондаков). Особенности менталитета: отражает специфику той или иной культуры, ее отличие от других; исторически обусловленное явление, которое формируется под воздействием множества факторов; укреплен в бессознательных структурах человеческой психики, не контролируется сознанием, передается как неявное знание.

Тема 21. Традиции и новации в культуре. Традиции как наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которое передается из поколения в поколение и воспроизводится в течение долгого времени. Включают в себя объекты социокультурного наследования, сами процессы этого наследования. К традициям относятся культурные образцы, ценности, нормы, идеи, знания. Органическое единство традиций с новациями. Соотношение традиций (обеспечивают устойчивость культуры, ее воспроизводство и новаций) и новаций (развитие культуры и взаимодействие с другими культурами). Доминирование традиций в обществе – застой, доминирование новаций – разрушение в самой культуры. Новации: эндогенные (внутренние, внутри самой культуры) и экзогенные (внешние, заимствованные из других культур). Эндогенная новация – мутация традиции. Характер взаимоотношений традиций и новаций: конфликт (церковные реформы Никона), симбиоз (сосуществование традиций и новаций в разных сферах общества (дворянство и народ), синтез (результат взаимного приспособления друг к другу).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.006 с.)