Раздел I. Культурология в системе гуманитарного знания (10 ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Культурология в системе гуманитарного знания (10 ч.)



Раздел I. Культурология в системе гуманитарного знания (10 ч.)

Тема 1. Культурология как наука и учебная дисциплина (2 ч.) Введение в дисциплину. Ознакомление со стандартом Министерства образования и науки РФ. Принципы построения и задачи курса культурологии. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре. Обзор учебной и научной литературы по культурологии.

Тема 2. Культурология как система знания: формирование, особенности изучения (4 ч.) Проблемы и перспективы. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре. Культурология как поздний этап развития гуманитарных наук в рамках западной цивилизации. Система образования и воспитания «пайдейя» (paideia) в Древней Греции. «Свободные искусства» в Древнем Риме и средневековой Европе. Системное научное исследование культуры прошлого в эпоху Возрождения. Роль «научных революций» XVII–XX вв. в развитии культурологической науки.

Тема 3. Структура и состав современного культурологического знания (4 ч.) Культурология как социально-гуманитарная наука в общей системе научного знания. Смысловое ядро культурологии – теория культуры (история культурологических учений). Культурология и философия культуры. Целенаправленное теоретическое исследование культуры французскими и немецкими просветителями XVIII века. История культуры – «питательная среда», источник доказательств и аргументов для теоретической культурологии. Основные задачи истории культуры. Социология культуры. Культурная антропология. Основные задачи культурантропологии. Прикладная культурология. Главные задачи прикладной культурологии.

Тема 4. Методы культурологических исследований. Диахроничекий (сравнение различных культурных единиц во времени). 2) Синхронический (сравнение одновременно существующих культурных единиц). 3) Структурно-функциональный (разделение объекта культуры на части и выявление связей между частями). 4) Историко-генетический (изучение культурного факта с точки зрения его возникновения, развития, и всей дальнейшей судьбы). 5) Типологический (выявление типологической близости различных культурных единиц историко-культурного процесса). 6) Сравнительно-исторический (сравнение самобытных культурных единиц во времени и проникновение с их сущность) и др.

Раздел II. Основные понятия культурологии (8 ч.)

Тема 5. Понятие культуры (2 ч.) История становления понятия «культура». Анализ термина «культура». Дискуссии о предмете культурологии. Многообразие и сложность определения культуры. КСР (контрольная самостоятельная работа на дом): работа со справочными изданиями по основным понятиям культурологии.

Тема 6. Методологические основы культурологии (2 ч.) как отражение трех подходов в исследовании и осмыслении феномена культуры (согласно отечественной научной традиции XX в. изучения культуры). Системный (анализ культуры как социального явления), деятельностный (разнообразные моделикультуры как целостной системы) и ценностный (аксиологический) (культура является функцией человеческого рода) подходы.

Многообразие подходов, направлений и школ в западной культурологии в изучении культуры. Антропологический подход, (Г. Спенсер, Э. Тайлор и Д. Морган). Культурантропологический подход (Б. Малиновский, К. Леви-Строс, Э. Фромм, А. Кребер, Ф. Клакхон и др.). Социологический подход или социология культуры (П. Сорокин, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе и др.). Системный подход. Структуралистский подход (К. Леви-Строс, М. Фуко). Игровой подход (И. Хейзинги, С. Лем). Семиотический подход (Э. Кассирер, 3. Лангер, Ч. Моррис, Ю. Лотман и др.). Биосферный подход (К. Лоренц, Б. Скиннер и др.).

Основные концепции культуры. Самостоятельная работа: Культурологические теории Н. Данилевского и К. Леонтьева. Концепции локальных культур О. Шпенглера. Концепции локальных культур А. Тойнби. Историософская теория К. Ясперса. Концепции культуры как игры И. Хейзинги и С. Лема. Теория суперсистем П. Сорокина. Культурно-исторические концепции евразийцев. Этногенетическая теория Л. Гумилева.

Тема 7. Морфология культуры (2 ч.). Критерии выделения структурных элементов в морфологии культуры. Понятие «структура культуры». Материальная (физические объекты, соз­данные человеческими руками (артефак­ты) и нематериальная (духовная) культура, созданная разумом человека: нор­мы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы пове­дения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, симво­лы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык и др.. Де­вять общих фундаментальных черт (паттернов – структур, образцов) культуры: 1. речь; 2. материальные черты; 3. искусство; 4. мифология и научное знание; 5. религиозная практика; 6. семья и социальная система; 7. собственность; 8. правительство; 9. война. Разделение культуры по ее носителю: мировая культура, национальная культура, доминирующая культура, субкультура, контркультура. Основные модели строения культуры. Культура социальной организации и регуляции: а) хозяйственная (на специализированном уровне - экономика, торговля, финансы и т.д., на обыденном уровне - домашнее и приусадебное хозяйство); б) правовая; в) моральная; г) политическая и т.д.

Тема 8. Основные функции культуры (2 ч.) Гуманистическая, человеко-творческая функция. Защитная функция. Информативная функция. Познавательная (гносеологическая) функция. Коммуникативная функция. Знаковая (семиотическая, или сигнификативная) функция. Нормативная (регулятивная) функция. Ценностная (аксиологическая) функция. Релаксационная функция.

Основные функции культурологи. Гносеологическая. Эвристическая (сотворчество, коллективное обучение и изобретение новых форм культуры). Воспитательная ( элементы воспитательной функции: эстетическая, этическая и правовая функции, ориентирую­щиеся на формирование политической, правовой и нрав­ственной культуры человека, т.е. культуру поведения).Мировоззренческая. Объяснительная. Нарративная. Этологическая и др. функции.

СМ. далее ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вопросы для контроля по дисциплине «Культурология» 2011

(Составитель: Вагапова Фирдаус Габдуллазяновна – канд. филол. наук, доцент кафедры теории политики факультета Международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)

 

  1. Культурология как научная дисциплина в сфере гуманитарного знания. Появление термина «культурология».
  2. Культурология как этап развития гуманитарных наук в рамках западной цивилизации.
  3. Место и роль культурологии в системе гуманитарных наук.
  4. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре.
  5. Целенаправленное изучение культуры французскими и немецкими просветителями XVIII века.
  6. Различные подходы к определению культуры.
  7. Методологические основы культурологии (системный, деятельностный и ценностный (аксиологический) подходы в осмыслении феномена культуры).
  8. Многообразие подходов, направлений и школ в западной культурологии.
  9. Культурологические теории Н. Данилевского и К. Леонтьева.
  10. Концепции локальных культур О. Шпенглера.
  11. Концепции локальных культур А. Тойнби.
  12. Историософская теория К. Ясперса.
  13. Концепции культуры как игры И. Хейзинги и С. Лема.
  14. Теория суперсистем П. Сорокина.
  15. Культурно-исторические концепции евразийцев.
  16. Этногенетическая теория Л.Гумилева.
  17. Структура культурологического знания. Понятия «теория культуры», «история культуры», «социология культуры», «философия культуры», «культурная антропология» и т.п.
  18. Структура культуры. Духовная и материальная культура.
  19. Социальные функции культурологии.
  20. Культура как коммуникативная система. Понятие «межкультурные коммуникации».
  21. Соотношение понятий: духовность, культура, цивилизация.
  22. Культура и религия.
  23. Культура и этнос. Межкультурное общение.
  24. Культура и личность.
  25. Межкультурные коммуникации Нижегородской области.
  26. Типология культур. Западный и восточный типы культур.
  27. Мусульманский тип культуры.
  28. Виды культуры (этническая-национальная, субкультура-контркультура и т.д.).
  29. Доминирующая культура.
  30. Национальная культура.
  31. Этническая культура.
  32. Региональная культурология.
  33. Субкультура.
  34. Контркультура.
  35. Типы культуры (локальные группы и т.д.).
  36. Политическая культура.
  37. Межкультурные коммуникации (МКК).
  38. Формы культуры (элитарная, народная, массовая и т.д.).
  39. Культурные нормы. Их классификация.
  40. Функции культурных норм.
  41. Инкультурация.
  42. Социализация и воспитание.
  43. Десоциализация и ресоциализация.
  44. Аккультурация.
  45. Адаптация.
  46. Ассимиляция.
  47. Культурное обновление
  48. Агенты и институты культуры.
  49. Место России в мировой культуре.
  50. Культурные конвенции.
  51. Культурная перцепция.
  52. Этноцентризм.
  53. Ксе­нофобия. Исламофобия. Русофобия
  54. Шовинизм. Расизм
  55. Апарте­ид, геноцид, рабство.
  56. Национализм. Нацизм. Фашизм
  57. Аномия.
  58. Привычки. Манеры. Этикет.
  59. Обычай. Тради­ция. Обряд.
  60. Церемония. Ритуал.
  61. Нравы. Табу.
  62. Право. Закон.
  63. Вкус. Мода.
  64. Ценности. Знания. Верование.
  65. Нормативная система культуры. Мораль.
  66. Культурные различия.
  67. Культурная динамика.
  68. Формы распространения культуры.
  69. Культурные реформы и революции.
  70. «Культурный лаг».
  71. Культурная трансмиссия.
  72. Культурная аккумуляция.
  73. Интеграция и диверсификация.
  74. Культурная экспансия.
  75. Модернизация культуры.
  76. Культурная диффузия.
  77. Глобализация культуры.
  78. Манкуртизм
  79. Артефакт
  80. Диаспора
  81. Религия, конфессия
  82. Толерантность
  83. Холокост. Шоа. Катастрофа
  84. Джихад

 

Раздел I. Культурология в системе гуманитарного знания (10 ч.)

Тема 1. Культурология как наука и учебная дисциплина (2 ч.) Введение в дисциплину. Ознакомление со стандартом Министерства образования и науки РФ. Принципы построения и задачи курса культурологии. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре. Обзор учебной и научной литературы по культурологии.

Тема 2. Культурология как система знания: формирование, особенности изучения (4 ч.) Проблемы и перспективы. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре. Культурология как поздний этап развития гуманитарных наук в рамках западной цивилизации. Система образования и воспитания «пайдейя» (paideia) в Древней Греции. «Свободные искусства» в Древнем Риме и средневековой Европе. Системное научное исследование культуры прошлого в эпоху Возрождения. Роль «научных революций» XVII–XX вв. в развитии культурологической науки.

Тема 3. Структура и состав современного культурологического знания (4 ч.) Культурология как социально-гуманитарная наука в общей системе научного знания. Смысловое ядро культурологии – теория культуры (история культурологических учений). Культурология и философия культуры. Целенаправленное теоретическое исследование культуры французскими и немецкими просветителями XVIII века. История культуры – «питательная среда», источник доказательств и аргументов для теоретической культурологии. Основные задачи истории культуры. Социология культуры. Культурная антропология. Основные задачи культурантропологии. Прикладная культурология. Главные задачи прикладной культурологии.

Тема 4. Методы культурологических исследований. Диахроничекий (сравнение различных культурных единиц во времени). 2) Синхронический (сравнение одновременно существующих культурных единиц). 3) Структурно-функциональный (разделение объекта культуры на части и выявление связей между частями). 4) Историко-генетический (изучение культурного факта с точки зрения его возникновения, развития, и всей дальнейшей судьбы). 5) Типологический (выявление типологической близости различных культурных единиц историко-культурного процесса). 6) Сравнительно-исторический (сравнение самобытных культурных единиц во времени и проникновение с их сущность) и др.

Раздел II. Основные понятия культурологии (8 ч.)

Тема 5. Понятие культуры (2 ч.) История становления понятия «культура». Анализ термина «культура». Дискуссии о предмете культурологии. Многообразие и сложность определения культуры. КСР (контрольная самостоятельная работа на дом): работа со справочными изданиями по основным понятиям культурологии.

Тема 6. Методологические основы культурологии (2 ч.) как отражение трех подходов в исследовании и осмыслении феномена культуры (согласно отечественной научной традиции XX в. изучения культуры). Системный (анализ культуры как социального явления), деятельностный (разнообразные моделикультуры как целостной системы) и ценностный (аксиологический) (культура является функцией человеческого рода) подходы.

Многообразие подходов, направлений и школ в западной культурологии в изучении культуры. Антропологический подход, (Г. Спенсер, Э. Тайлор и Д. Морган). Культурантропологический подход (Б. Малиновский, К. Леви-Строс, Э. Фромм, А. Кребер, Ф. Клакхон и др.). Социологический подход или социология культуры (П. Сорокин, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе и др.). Системный подход. Структуралистский подход (К. Леви-Строс, М. Фуко). Игровой подход (И. Хейзинги, С. Лем). Семиотический подход (Э. Кассирер, 3. Лангер, Ч. Моррис, Ю. Лотман и др.). Биосферный подход (К. Лоренц, Б. Скиннер и др.).

Основные концепции культуры. Самостоятельная работа: Культурологические теории Н. Данилевского и К. Леонтьева. Концепции локальных культур О. Шпенглера. Концепции локальных культур А. Тойнби. Историософская теория К. Ясперса. Концепции культуры как игры И. Хейзинги и С. Лема. Теория суперсистем П. Сорокина. Культурно-исторические концепции евразийцев. Этногенетическая теория Л. Гумилева.

Тема 7. Морфология культуры (2 ч.). Критерии выделения структурных элементов в морфологии культуры. Понятие «структура культуры». Материальная (физические объекты, соз­данные человеческими руками (артефак­ты) и нематериальная (духовная) культура, созданная разумом человека: нор­мы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы пове­дения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, симво­лы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык и др.. Де­вять общих фундаментальных черт (паттернов – структур, образцов) культуры: 1. речь; 2. материальные черты; 3. искусство; 4. мифология и научное знание; 5. религиозная практика; 6. семья и социальная система; 7. собственность; 8. правительство; 9. война. Разделение культуры по ее носителю: мировая культура, национальная культура, доминирующая культура, субкультура, контркультура. Основные модели строения культуры. Культура социальной организации и регуляции: а) хозяйственная (на специализированном уровне - экономика, торговля, финансы и т.д., на обыденном уровне - домашнее и приусадебное хозяйство); б) правовая; в) моральная; г) политическая и т.д.

Тема 8. Основные функции культуры (2 ч.) Гуманистическая, человеко-творческая функция. Защитная функция. Информативная функция. Познавательная (гносеологическая) функция. Коммуникативная функция. Знаковая (семиотическая, или сигнификативная) функция. Нормативная (регулятивная) функция. Ценностная (аксиологическая) функция. Релаксационная функция.

Основные функции культурологи. Гносеологическая. Эвристическая (сотворчество, коллективное обучение и изобретение новых форм культуры). Воспитательная ( элементы воспитательной функции: эстетическая, этическая и правовая функции, ориентирую­щиеся на формирование политической, правовой и нрав­ственной культуры человека, т.е. культуру поведения).Мировоззренческая. Объяснительная. Нарративная. Этологическая и др. функции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.013 с.)