Раздел. Индивидуально-типологические свойства личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел. Индивидуально-типологические свойства личности



Тема 1. Темперамент

План:

1. Общее понятие о темпераменте.

2. Темперамент и типы высшей нервной деятельности.

3. Психологическая характеристика типов темперамента.

Литература:

Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. Просвещение, 1970. С. 187-205.

Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. 2-е изд. Пермь, 1973

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуаль­ности. М.: Педагогика, 1986. Гл. 1, 2, 3, 4.

Небылицьш В.Д. Психофизиологические исследования индивиду­альных различий. М.: Наука, 1976. С. 111-144, 178-186, 208-235.

Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. Гл. 16.

Русанов В.М. 0 природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных: свойств человека. //Вопросы психологии. 1985. № 1.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. С. 49-86, 141-162, 217-227.

Темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида. Имеются в виду прежде всего степень интен­сивности психических процессов и состояний, а так же скорость их протекания. Темперамент, как и потребности индивида, принадлежит к первичным, наиболее глубинным формам объединения различных процессов и свойств человека. Динамические черты, присущие инди­вид/ - общая активность индивида, особенности его моторики и эмо­циональности - внутренне взаимосвязаны между собой и составляют своеобразную структуру.

То есть, темперамент - это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психи­ки.

В силу природной, генетической обусловленности, свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими осо­бенностями человека.

 
 

 


Рис. 143 Типы темперамента

 

Причина индивидуальных, отличий в структуре темперамента обусловлена особенностями нервных процессов возбуждения и, тормо­жения, их различными сочетаниями.

Задавая динамические характеристики психической деятельности и являясь основой формирования характера, различные сочетания основных типов темперамента в структуре индивидуального темперамен­та создают различные предпосылки для адаптации индивида к окружающей предметной и социальной среде.

 

 


Рис. 144 Зависимость темперамента от типа нервной системы

 

Типы нервной системы Сильные Слабые
безудержный живой инертный  
Особенности нервных процессов Сила, уравновешенность подвижность Сильный, неуравновешанный, подвижный Сильный, уравновешанный, подвижный Сильный, уравновешанный, инертный Слабый, неуравновешанный, инертный или подвижный
Темперамент Холерик Сангвиник Флегматик меланхолик
           

 

Рис. 145 Соотношение типов нервной системы и темперамента.

 


Психологическая характеристика различных типов темперамента, зависимость некоторых личностных черт и общей адаптированности личности может быть легко определена по таблице. /Рис. 147/.

Свойства темперамента.

№ Свойства темперамента Типы темперамента
холерик сангвиник флегматик меланхолик
  Психич.сила Наиб. большая большая малая
  устойчивость большая большая Наибол. малая
  эмоциональность Внешние сильные, краткие эмоции: гнев, злоба, радость, возмущение Внешне сильные, краткие эмоции Спокоен, невозмутим Внутренние глубокие чувства и переживания
  сензитивность средняя малая наименьшая наибольшая
  самооценка Завыш. высокая Объективная заниженная
  Оценка трудностей Заниж. Снижен. Объектив. завышенная
  активность Оч. больш. большая средняя средняя
  реактивность Внешняя гиперактивность Внешняя адекв. реактивность гипоректив Внутренняя гиперреактивность
  пластичность большая Наибольш. Наименьш. средняя
  Скорость психических реакций Оч. большая большая низкая средняя
  уравновешенность Не уравн. Уравнов. Уравнов. Не уравнов.
  экстраверсия экста экстра интра интра
  Агрессив. дружелюбие Внеш. Агрессив. Миролюб. различен Внутренне агрессивен

Рис. 147. Психологические свойства основных типов темперамента.

 

α2β3 – отл., α2β2, α2β1 – хор., α1β2, α1β1 – удовл.

Вопросы:

1. Дайте определение темперамента. (α1β1)

2. Какие типы высшей нервной деятельности вы знаете? (α1β1)

3. Раскройте связь между типами темперамента и типами выс­шей нервной деятельности. (α2β2)

4. Существует ли прямая зависимость умственных возможностей человека от свойств темперамента? (α2β3)

5. В чем сходство и различие между холерическим и сангвиническим, флегматическим и меланхолическим темпераментами? (α2β3)

Какие качества личности легче и какие труднее всего сфор­мировать у представителей холерического, сангвинического, флег­матического и меланхолического темпераментов? (α2β3)

Тема 2. СПОСОБНОСТИ И ЗАДАТКИ

План:

1. Понятие о способностях.

2. Виды способностей.

3. Природа человеческих: способностей. Развитие способностей.

Литература:

Артемьева Т.Н. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Еаука, 1977. С.8-47, 94-151.

Бодалев АД. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей //Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 119-124.

Общая психология /Под ред. Б.В.Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. С. 361-377.

Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. С. 439-447.

Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей. //Вопросы психологии. 1986. Л 3. С. 78-89.

Шадриков В.Д. О содержании понятий "способности" и "одарен­ность" //Психол.журнал. 1983. Т.4. № 5. С. 3-11.

Термин "способности" имеет в психологии давнюю и широкую исто­рию применения; литература, посвященная психологическому анализу способностей весьма разнообразна. Вместе с тем проблема способнос­тей, особенно ее прикладной аспект, далека от своего окончательно­го решения. Эта ситуация нашла свое отражение в одновременном со­существовании нескольких интерпретаций термина "способности".

1. Способности - свойства психики человека, являющиеся сово­купностью различных, психических свойств, процессов и состояний.

2. Способности - высокий уровень развития общих и специаль­ных знаний, умений и навыков.

3. Способности - это то, что не сводится к наличным знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение и эф­фективное использование на практике.

В современном психологическом мире под способностями принято понимать индивидуально-психологические особенности личности, явля­ющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной дея­тельности.

Таким образом, важно различать способности и знания,умения и навыки по отношению к которым способности выступают как возможност и их формирования и эффективного исполь­зования.

Способности являются прижизненными образованиями, в их разви­тии и формировании активно участвуют среда и воспитание.

Природной, т.е. физиологической и функциональной, основой способностей, создающей предпосылки их развития, являются задат­ки. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, т.е.. задатки многозначны. Задат­ки, в отличие от способностей, направленных на содержание конк­ретной деятельности, ни на что сами по себе не направлены.

Способности являются сложными структурными образованиями. Структуру так или иначе составляет совокупность психических ка­честв, обеспечивающих высокую успешность выполнения конкретной дея­тельности. Так, структура математических способностей совершенно отличается от, например, литературных, художественных или педаго­гических способностей.

 


Личность как носитель определенных психических качеств имеет потенциальные возможности дал развития способностей. Они превраща­ются в актуальные, когда под влиянием требований деятельности начи­нают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря которой достигается успех деятельности. Но способности не только формируются, проявляются в деятельности, - они только в ней и "су­ществуют". Способность, которая "выпадает" из деятельности, которой человек перестает на практике пользоваться, со временем теряется.

Только благодаря постоянному использованию в деятельности, только благодаря постоянным упражнениям мы подчеживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Таким образом, основными условиями развития способноотей можно назвать наличие задатков, создающих предпосылки формирования способностей, включенность человека в конкретную деятельность, задающую определенный уровень требований к его способностям, и активный характер «использования» им своих способностей.

 

α2β3- отл., α2β2, α2β1 – хор., α1β2, α1β1- удовл.

Вопросы:

1. Дайте определение способностей (α1β1)

2. Что такое общие и специальные способности? Как они соот­носятся? (α2β2)

3. Какова взаимосвязь между способностями человека и сово­купностью его знаний, умений и навыков? (α2β2)

4. Под влиянием каких внешних факторов происходит формирова­ние способностей? (α2β3)

5. Какие внутренние психические условия необходимы для ус­пешного развития способностей? Что представляют собой природные задатки способностей? (α2β3)

6. Что такое задатки? (α1β1)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.012 с.)