Развернутая схема психодиагностического процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развернутая схема психодиагностического процесса.



Определение состояния объекта психодиагностики на феноменологическом уровне

a) ознакомление с запросом

b) определение соответствия конкретного случая компетенции диагноста

c) сбор данных, уточнение запроса, обследование клиента

d) создание синтетической картины объекта психодиагностики на феноменологическом уровне

e) оценка его состояния и формулировка психодиагностической задачи.

2) Выдвижение гипотез о психологических причинах, обусловливающих состояние элементов феноменологического уровня

3) Проверка гипотез:

a) выбор методик адекватных гипотезе

b) обследование клиента (причинные основания)

c) интерпретация и оценка состояния психологических переменных с точки зрения нормы.

Построение общей формулы диагностического заключения.

5) Индивидуализация психологического диагноза (перевод на язык адресата).

6) Прогнозирование состояния обследуемого и формулирование рекомендаций по оказанию психологической помощи.

Наблюдение за клиентом после оказания психологической помощи и уточнение диагностического заключения.

Постановка психологического диагноза требует от студента-практиканта определенного уровня профессиональной подготовки. Данное положение подтверждается Л.Ф. Бурлачуком, который определяет психологический диагноз как конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей исследования.

При постановке диагноза необходимо особенное внимание обратить виды (или ступени) психологического диагноза, выделенные Л.С. Выготским. Так, первая ступень – симптоматический (эмпирический) диагноз. Может ограничиваться только констатацией определенных психических особенностей или симптомов, по которым делается практический вывод. Основной метод постановки – наблюдение и самонаблюдение. Симптоматический диагноз не застрахован от ошибок, свойственных наблюдению.

Вторая ступень – этиологический диагноз, который предполагает учет не только наличия ряда симптомов, но и причин их возникновения. Выяснение возможных причин переживаний, поведения, отношений человека – важный элемент психологического диагноза. Тем не менее, необходимо осознавать, что поступки человека, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми определяются многими причинами. Психолог-диагност может проследить роль лишь незначительного количества причин возникновения той или иной психологической особенности. В силу этого точность психологического диагноза может быть недостаточно высокой.

Третья ступень – типологический диагноз. Заключается в определении места и значения полученных результатов в среднестатистическом ряду, а также в целостной картине личности. Типологический диагноз – наиболее сложный, требующий от психолога знаний общих закономерностей психической жизни человека, а также понимания условий и причин индивидуальной трансформации этих закономерностей.

Результатом психодиагностического обследования является психодиагностическое заключение. Заключение должно отвечать цели обследования и иметь причинный характер, может быть как строго формализованным (в рамках учреждения), так и разрабатываться самим практическим психологом. Но в любом психодиагностическом заключении целесообразно выделять три блока – феноменологических переменных, психологических переменных, предложенных мероприятий.

Варианты психологического заключения: первичное (предварительное) и итоговое определены по аналогии с медицинскими понятиями предварительного и уточненного диагноза.

Блок 1 Феноменологические переменные

o Описание жалоб (что и когда случилось, с кем),

o Субъективный локус жалобы (на кого жалуется клиент),

o Объективный локус жалобы (на что жалуется клиент),

o Проблема

o Самодиагноз (как объясняет клиент причины затруднений),

o Запрос (какой помощи ждет)

o Эмоционально-ценностное отношение к лицу, фиксируемому в субъективном локусе жалобы,

o Общее впечатление о клиенте,

o Отношение к консультации и консультанту.

Блок 2 Психологические переменные

o Используемые методики

o Данные об отдельных сферах личности, либо полная структура личности

o Диагностические гипотезы (некатегорические)

Блок 3. Предложенные мероприятия

Перечисленные мероприятия, которые находятся в компетенции практического психолога

Необходимо различать психодиагностическое заключение:

Ø как компетентное резюме составленное на языке современной психологической науки для специалистов в области психодиагностики;

Ø как документ-сообщение об обследуемом, предназначенный для заявителя-неспециалиста и включающий помимо психологических данных другие данные (медицинские, социальные, биологические).

 

Диагноз неразрывно связан с прогнозом, который строится на понимании внутренней логики развития психического феномена. Прогноз требует умения видеть и соединять воедино прошлое, настоящее и будущее в жизни человека, понимать условия гармонизации и причины трансформации этого единства. В заключении прогноз может быть благоприятным, неблагоприятным и благоприятным с учетом ряда рекомендаций.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Аверина, И.С. Вербальный тест творческого мышления "Необычное использование" [Текст]: пособие для шк. психологов / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова.. - М.: Соборъ, 1996.- 60 с.

2. Банщикова, Т.А. [и др.]. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом [Текст]: учеб.- метод. пособие / Т.Н. Банщикова, Ю.П. Ветров, Н.П. Клушина. - М.: Книголюб, 2004. – 352 с.

3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] - 3-е изд., стер. - М.: Генезис, 2000. – 298 с.

4. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст]: ил. / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. - М.: Роспедагенство, 1994.- 68 с.

5. Болотова, А.К. С чего начинать школьному психологу? [Текст]: учеб. пособие / РАО; Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Воронеж: НПО МОДЭК, 2001.- 96 с.

6. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст]; под. ред. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов.-2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2001.

7. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос-пресс, 2003. – 160 с.

8. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста [Текст]: кн. для шк. психологов / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - Томск, 1993. – 69 с.

9. Детская психодиагностика и профориентация [Текст]: для студентов вузов; ил.; под ред. Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 384 с.

10. Диагностика мнемических способностей [Текст]: метод. указания для шк. психологов, ил. / МО РСФСР; Свердл. гос. пед. ин-т. - Свердловск, 1991. - 22с.

11. Диагностика мотивационной сферы личности [Текст]: метод. рек., ил. / МО РСФСР; СГПУ / сост. А.Э. Пятинин. - Екатеринбург, 1991. – 20 с.

12. Диагностика семьи [Текст]: методики и тесты; под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ-М, 2004. – 736 с.

13. Детская психодиагностика и профориентация [Текст]: для студентов вузов; ил.; под ред. Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 384 с.

14. Диагностика ригидности [Текст]: метод. рек.; МО РСФСР; СГПУ / сост. А.Э. Пятинин. - Свердловск, 1991. – 15 с.

15. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики [Текст]: ил / НИИ Общей и педагог. психологии акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1991. – 232 с.

16. Иванова, Н.Л. Репертуарные личностные методики [Текст] / МО РФ; Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. - Ярославль, 1995. – 88 с.

17. Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников [Текст]: ил. - М.: Владос-пресс, 2002. – 360 с.

18. Круглова, Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника [Текст]: учеб. пособие / Рос. Акад. Образования; Моск. псих.-соц. ин-т. - М., 2004. - 248 с.

19. Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности [Текст]: метод. рук. - М.: Прометей; Книголюб - №1. - 2003. – 64 с.

20. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения [Текст]: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

21. Леонтьев, Д.А. Методика предельных смыслов (МПС) [Текст]: метод. рук. - М.: Смысл, 1999. – 36 с.

22. Личностно-ориентированное консультирование в образовании [Текст]: материалы к организации и проведению учебных занятий / сост. В.Э. Пахальян. - М: ПЭРСЭ; Ч. IV: Хрестоматия. - 2003. – 192 с.

23. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст]: учеб. пособие. - 2-е изд., доработ. - М.: Просвещение; Учеб. лит., - 1996. – 352 с.

24. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений. - М.: ТЦ Сфера; Юрайт-М, 2001. – 448 с.

25. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология"; под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева.-2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.

26. Практикум по психологии состояний [Текст]: учеб. пособие; под ред. А.О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. – 408 с.

27. Практическая психодиагностика [Текст]: методики и тесты; под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ - М, 2001. – 672 с.

28. Проективная методика для диагностики школьной тревожности [Текст]: прил. к кн. "Практикум по возрастной психологии" / сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. – 52 с.

29. Психологическое консультирование в школе [Текст] / Запад. - Урал. учеб.-науч. центр / сост. Н.В. Коптева. - Пермь: [б. и.], 1993. – 219 с.

30. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка [Текст]: комплект рабочих материалов; под ред. М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 1999. - 136 с.

31. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная [и др.];/ под. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 2-е изд. стер. - М: Академия, 2005. – 320 с.

32. Родионов, В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе [Текст]: метод. рекомендации / В.А. Родионов, М.А. Ступницкая. - Ярославль: Акад. развития; Акад. Холдинг, 2001. – 160 с.

33. Романова, Е.С. Графические методы в психологической диагностике [Текст] / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. - М.: Дидакт, 1992. – 256 с.

34. Солдатов, Д.В. Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе [Текст]: учеб.-метод. пособие. - Обнинск: Принтер, 2001. – 92 с.

35. Тестирование детей [Текст] / авт. - сост. Б. Богомолов. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - 352 с.

36. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст]. - Минск: Академия, 1996. – 192 с.

37. Ясюкова, Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников [Текст]. - СПб.: Речь, 2003. – 384 с.


1.5. Программа практики в педагогическом колледже

 

Продолжительность: 4 недели.

Сроки прохождения: дневное отделение — 4 курс (8 семестр);

заочное отделение — 4 курс (8 семестр).

 

Объект работы: педагогическая деятельность.

Цель практики: формирование и развитие навыков преподавания психолого-педагогических дисциплин.

Место прохождения практики: профессиональные училища, педагогические колледжи, педагогические институты, университеты и академии.

Задачи практики

1. Формировать практические навыки работы в научно-методическом и преподавательском направлениях работы.

2. Развивать навыки планирования и реализации социально-педагогической деятельности.

Практическая деятельность студентов в ходе педагогической практики условно подразделяется на ряд заданий.

Аналитическое направление работы

1. Проанализировать существующую документацию, психодиагностический инструментарий, конспекты занятий, тренингов, уроков. Провести психологический анализ уроков психологии, проводимых специалистом учреждения.

Преподавательское направление работы

2. Разработать планы лекционных и практических занятий.

3. Провести занятия (лекционные и/или практические) общий объем 10 аудиторных часов (5 пар или 10 уроков).

4. Провести письменный самоанализ преподавательской деятельности.

Научно-методическое направление работы

5. Разработать методическое оснащение учебной дисциплины (например, методические рекомендации, тестовый контроль, задания для самостоятельной работы, наглядные пособия).

6. Осуществить анализ, обобщение и интерпретацию теоретического и эмпирического материала в рамках дисциплины, которую студент-практикант преподает (или в рамках темы курсовой работы).

Управленческое, социально-педагогическое

направление работы

7. Разработать программы воспитательных воздействий (социально-педагогическая деятельность). Программа воспитательных воздействий составляется в соответствии с социальным заказом от образовательного учреждения. Так, программа может быть направлена на повышение психологической культуры учащихся, в частности психологическое значение этикета, психологическая культура межличностных отношений. Воспитательные мероприятия по форме могут быть тренингами, групповыми консультациями, дискуссиями, «психологическими гостиными» и т.п.

8. Реализовать одно мероприятие из данной программы.

9. Провести просветительскую беседу о профессии педагога-психолога, психолога-консультанта и конфликтолога.

Пакет отчетной документации по педагогической практике включает:

1. Дневник студента-практиканта.

2. Краткая характеристика учреждения (в котором студент проходил практику).

3. Отчет предполагает краткий самоанализ по всем направлениям работы (1 страница).

4. Планы лекционных и практических занятий. Общим объемом на 24 аудиторных часа.

5. Конспекты занятий. Общим объемом на 10 аудиторных часов.

6. Методическое оснащение учебной дисциплины.

7. Программа воспитательных воздействий.

8. Развернутый конспект одного воспитательного мероприятия из программы.

9. Конспект беседы о профессии педагога-психолога, психолога, конфликтолога.

10. Список использованной литературы (не менее 10 источников).

11. Характеристика куратора практики от учреждения.

12. Характеристика руководителя-методиста от УрГПУ.

Методические указания:

Этапы планирования уроков психологии:

· разработка системы лекционных и практических занятий по теме или разделу (учебно-тематическая программа);

· определение образовательно-развивающих задач занятия на основе программы, методических пособий, учебников для студентов колледжа и дополнительной литературы;

· отбор оптимального материала по содержанию занятия, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, выделение опорных знаний дидактическая обработка;

· выделение главного материала, который учащийся педагогического колледжа должен понять и усвоить на уроке;

· разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных приемов и методов обучения на нем;

· планирование действий преподавателя и учащихся на всех этапах занятия; определение объема и форм самостоятельной работы учащихся в течение занятия;

· составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами в соответствии с учетом уровня их сформированности;

· определение содержания, объема и форм домашнего задания продумывание методики его предъявления учащимся;

· продумывание форм подведения итогов занятия;

· планирование внеурочной работы по данной теме;

· составление конспекта.

Планы лекционных и практических занятий имеют строгую структуру оформления. Ниже представлен пример оформления учебно-тематической программы, рассчитанной на 24 часа.

Тема спецкурса:

Цель:

Задачи:

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Аудиторные часы Итого
Лекции Практические занятия
         
         
       
ИТОГО      

 

Пример оформления учебно-тематической программы

 

Тема спецкурса: Психология

Цель: формирование представления об основных психологических категориях и понятиях, теоретических подходах к изучению человека как субъекта деятельности и познания.

Задачи:

1. Познакомить учащихся педагогического колледжа с базовыми категориями и понятиями психологической науки, основными методологических и исследовательских проблемами психологии и путями их решения, с разнообразной проблематикой общей психологии личности.

2. Проанализировать актуальные проблемы практической психологии личности, теории личности, стратегии изучения личности;

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Аудиторные часы Итого
Лекции Практические занятия
  Психология как наука      
  Предмет психологии      
  Методы психологии      
  Этапы становления психологической науки      
  Происхождение психики      
  Основные психологические теории      
ИТОГО      

 

 

Содержание

Тема 1. Психология как наука. Психологические знания и психологическая наука. Примеры сотрудничества житейской и научной психологии. Понятие «психология» в трудах отечественных и зарубежных психологов. Система психологического знания. Отрасли психологии: критерии выделения и общая характеристика. Структура современной психологии и ее задачи. Психология в системе современной науки. Разнообразие видов деятельности людей и основные отрасли современной прикладной психологии.

 

Тема 2. Предмет психологии. Многообразие предмета психологии. Различные проявления психического опыта. Психологические явления и факты. Описание психических явлений, доступных психологическому изучению. Психические явления, их специфика и классификация. Методологическая основа психологии (общая методологическая основа, специальная методология психологии; частная методологическая основа психологии).

 

Тема 3. Методы психологии. Объективные и субъективные методы психологии. Классификации методов психологии по различным критериям. Исследования в области построения психологического исследования. Эмпирические методы психологической науки. Психолого-педагогический эксперимент. Наблюдение. Тестирование. Опрос. Моделирование.

 

Тема 4. Этапы становления психологической науки. Развитие психологии внутри естествознания и философии. Развитие психологии как самостоятельной науки. Кризис зарубежных психологических школ. Психоанализ. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Современные зарубежные психологические школы. Прогнозы развития психологии как науки.

 

Тема 5. Происхождение психики. Понятие «психика, «раздражимость», «чувствительность», «тропизмы». Виды тропизмов. Происхождение психики в филогенезе (сенсорная, перцептивная, интеллектуальная психика). Сознание как высшая ступень развития психики в филогенезе. Сознание и самосознание. Структура сознания. Отличия психической деятельности животных от поведения человека

 

Тема 6. Основные психологические теории. Достоинства и недостатки основных психологических теорий (бихевиоризм, гештальтизм, психоанализ, неопсихоанализ; когнитивная психология, гуманистическая психология). Основные положения психологических теорий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.06 с.)