Тема лекции 2. Общение и психическая жизнь личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема лекции 2. Общение и психическая жизнь личности



Общение и психические процессы личности. Общение и психические познавательные процессы. Общение и ощущения. Общение и восприятие. Общение и внимание. Общение и память. Общение и мышление. Общение и речь. Общение и воображение. Общение и психические эмоционально-волевые процессы: общение и эмоции; общение и чувства; общение и воля.

Общение как возможность совместной деятельности. Общение и личность. Развитие личности в общении. Стили общения. Продуктивный стиль общения.

 

Ощущение – это простейший психический процесс, который заключается в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также в отражении внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Внешний мир проникает в человеческое сознание только по единственным каналам – через органы чувств (рецепторы).

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный (соответствующий) ему анализатор. Анализатор состоит из 3-х частей:

1) Периферического отдела (рецептора) является специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс;

2) Афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным;

3) Подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, происходящих из периферических отделов.

 

При общении с другим человеком мы реагируем на его слова, запах его тела, его внешность и т.д. Ощущения играют важную роль в общении: посредством них мы составляем нашу оценку партнера по общению, испытываем к нему симпатию или антипатию, получаем удовольствие или неудовольствие от общения и т.п.

 

Ч.Шеррингтон предложил классификацию на основе свойств раздражителей, которые вызывают ощущения, и рецепторов, на которые эти раздражители воздействуют. По характеру отражения и месту расположения рецепторов ощущения принято делить на 3 группы:

1) Экстерорецептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела:

· Контактные (вызываются приложением воздействия непосредственно к поверхности тела);

· Дистантные (возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции: обоняние, зрение, слух);

2) Интерорецептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов;

3) Проприоцептивные, рецепторы которые расположены в мышцах, связках и сухожилиях; они дают информацию о движении и положении нашего тела.

Существует 5 рецепторов, соответствующих видам ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Они играют также важную роль в процессе общения с другими.

Общие свойства ощущений:

1) качество (основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений)

2) интенсивность ( определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора)

3) длительность (определяется функциональные состояние органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью)

4) пространственная локализация раздражителей (пространственный анализ осуществляется дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве)

Свойства ощущений проявляются и в процессе общения: в ситуации конфликта, при интимной близости с партнером, в деловом общении и др.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Особенности восприятия

1) Предметность (выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру);

2) Целостность (целостный образ предмета);

3) Структурность (составление целого из компонентов: из отдельных аккордов воспроизводится мелодия)

4) Константность, илиотносительное постоянство - способность перцептивной системы компенсировать изменения воспринятых предметов)

5) Осмысленность (перцептивные образы всегда имеют определенные смысловые значение).

Восприятие может быть ошибочным (иллюзии). Оно зависит от:

- практического опыта человека

- изменения условий восприятия

- особенностей анализаторов

- дефектов органов чувств

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.

Восприятие субъекта зависит и от его прошлого опыта (т.к. при восприятии предмета активизируются следы прошлых восприятий). Содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей, мотивами его деятельности.

Восприятие проявляет себя в перцептивной стороне общения.

Внимание является важнейшим и необходимым условием эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего учебной и трудовой. В психологии внимание определяется как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Направленность внимания проявляется в избирательности сознания по отношению к объектам окружающей действительности, в произвольном или непроизвольном выборе этих объектов, в выделении одних, наиболее ярких, необычных или значимых, соответствующих потребностям, интересам человека, задачам и целям его деятельности.

В зависимости от предмета направленности (объекта) внимание бывает:

- внешненаправленное (выделение значимых объектов во внешней среде)

- внутренаправленное (выделение идеальных объектов из фонда самой психики)

Внимание проявляется во внешней и внутренней речи, в монологе и диалоге.

Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности, а также в силу действия однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей. Длительная работа непрерывно в одном направление вызывает переутомление – нейрофизиологического истощение. Переутомление сначала выражается в беспорядочном распространении процесса возбуждения (диффузной иррадации). Нарушение дифференцированного торможения (человек становится не способным к тонкому анализу), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное состояние.

Рассеянность может проявляться в общении: человек не замечает сигналов, которые посылает партнер и др.

Мозг человека обладает очень важным свойством: он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Образы предметов и явлений действительности возникают в мозгу человека в результате воздействия их на анализаторы и не исчезают после прекращения воздействия. Образы сохраняются и в отсутствии этих предметов и явлений. Они сохраняются в виде представлений памяти, которые отличаются от образов восприятия (последние бледнее, менее устойчивы, не так богаты деталями). Представления памяти -это образы тех предметов и явлений, которые человек воспринимал раньше, а в настоящий момент времени воспроизводит мысленно. Представления памяти могут быть зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, осязательные.

В общении человека проявляются те речевые штампы, речевые и коммуникативные стереотипы, которые он сохранил в памяти, начиная с детского возраста.

Память – отражение прошлого опыта человека, которое проявляется в запоминании и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал, информационный фонд жизнедеятельности человека. Память – определенная характеристика психической жизни человека, которая обеспечивает целостность и развитие его личности.

Начальное экспериментальное изучения памяти было положено в конце 19 в. немецким психологом Г.Эббингаузом (19850 -1909), обобщенном в его работе «О памяти» (1885). Эббингауз вывел «кривую забывания», графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучиванием нового материала.

Накопление материала в памяти осуществляется в 2-х блоках: эпизодической и семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память (эпизоды из жизни…), семантическая память нацелена на хранение правил логики умственных действий, построения языка.

Виды памяти

В зависимости от видов психической активности память бывает:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.012 с.)