Условия (шурут) выполнения обмывания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия (шурут) выполнения обмывания



1. Ритуальная процедура обмывания и намаза в отношении ребенка, умершего сразу после рождения, мертворожденного ребенка, выкидыша, у которого обозначились черты человека, вызывает разные толкования.

Как свидетельствует Абу Ханифа (его мнение разделяют Мухаммад и аль-Кархий): «Если новорожденный подал признаки жизни, ему дается имя, он обмывается, ему читается джаназа-намаз, он вступает в права наследства и может наследовать другим. А если новорожденный не подал признаков жизни, то ему не дается имя, он не обмывается и в права наследства не вступает». Абу Хурайра приводит слова Пророка, мир ему: «Если рожденный (маулюд) подал признаки жизни, то его обмывают, читают ему намаз и он вступает в права наследства, а если ребенок родился мертвым, то ничего этого не делают» (Ат-Тирмизи). Абу Юсуф считает, что мертвому ребенку следует дать имя, провести обряд обмывания, но не читать намаз. Ат-Тахави поддерживает в этом случае обряд обмывания, поскольку, как он считает, и мертвый ребенок обладает верующей душой, но считает не допустимым намаз. По мнению имама аш-Шафи‘и, обряд обмывания (без чтения намаза) совершается и в отношении выкидыша (после четвертого месяца беременности), если у него обозначились человеческие черты.

Однако в вопросах о наследстве ученые единодушны в том, что нельзя доверять свидетельству матери (обычно о смерти ребенка сообщает мать или акушерка) как лицу заинтересованному. Правда, Абу Юсуф и Мухаммад не столь категоричны в этом утверждении – они допускают возможность доверять свидетельству матери, если известны ее высокие нравственные качества.

Шариат[16] считает покойником только целого человека, поэтому отдельные части тела не подлежат обмыванию, но если это большая часть (не половина), то она обмывается (об этом говорят аль-Кудури в толкование книги «Мухтасар аль-Кархи»; это же отмечает и аль-Кади в толковании книги «Мухтасар ат-Тахави», особенно подчеркивая, что это недопустимо, если нет части тела с головой, или половины тела, разрубленного по всей длине).

Ханафитские ученые придерживаются мнения Ибн Мас‘уда и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) о недопустимости обмывать и читать намаз на отдельную часть тела. Но существует и другая точка зрения, опирающаяся на ряд фактов. Имам аш-Шафи‘и считает, что обнаруженная часть тела подлежит обмыванию и ей читается намаз. Он ссылается на случай, когда птица бросила руку (т.е. человека) отрубленную во время сражения аль-Джамаль, и жители Мекки обмыли ее и прочитали намаз (но не известно, кто читал, был ли это намаз или мольба (ду‘а)). Передается что ‘Умар (да будет доволен им Аллах), читал джаназа-намаз человеческим костям в Шаме[17], а Абу ‘Убайда б. аль-Джаррах (да будет доволен им Аллах) утверждал, что читал намаз головам, т.к. джаназа и обмывание – дань уважения к человеку, значит, и каждая часть его тела заслуживает уважения.

Однако ханафитские ученые не считают убедительными эти аргументы. Ведь не исключено, если следовать логике этих рассуждений, что джаназа-намаз может быть совершен на отдельные части тела человека, но окажется что он жив. И это по ханафитскому мазхабу[18] считается кощунством.

2. Другое условие шариата гласит, что мусульманский обряд погребения относится только к умершему мусульманину.

Неверного (кяфир) нельзя обмывать, читать намаз. Но если кяфир был близким родственником мусульманина, то он может удостоиться мусульманского обряда обмывания и захоронения. Ведь и сыну-мусульманину не запрещается помогать отцу-кяфиру, ибо сказал Аллах: «И сопровождай их в этом мире в добре» (31:15).

Доказательством повиновения сына отцу служит приведенное от ‘Али (да будет доволен им Аллах): когда умер его отец Абу Талиб, ‘Али пришел к Пророку, мир ему, и сказал: «О, Посланник Аллаха, мир ему, твой заблудший дядя умер». И сказал Пророк, мир ему: «Иди помой его, заверни в кафан и похорони, потом ничего не делай, пока не встретишь меня». Когда ‘Али все сделал, он пришел к Пророку, мир ему, и рассказал ему обо всем. И Пророк, мир ему, прочитал ‘Али ду‘а и попросил у Аллаха самого лучшего для него» (Абу Дауд; Ахмад; ан-Наса’и).

Сказал Саид б. Джубайр: «Спросил один человек ‘Абдуллаха б. ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах): «Моя жена умерла будучи христианкой», и ответил ему ‘Абдуллах: «Обмой ее, заверни в кафан и похорони».

Харис б. Абу Раби‘а приводит факт, что его мать умерла христианкой, и на похоронах были несколько сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Все это подтверждает мысль о том, что надо обмывать неверующего родственника, если никто из его сторонников не делает этого. А как же поступать, когда умер мусульманин, у которого отец кяфир? Отцу не разрешается обмывать своего сына, потому что мусульманина должны обмывать мусульмане. Так Посланник Аллаха, мир ему, передал сподвижникам, чтобы они обмыли иудея, который перед смертью уверовал в Пророка, мир ему. А потом Пророк, мир ему, сказал: «Возьмите его на себя». И отец иудея не мешал этому.

3. Мусульманских обычаев погребения заслуживают только те умершие, кто был честен, справедлив (‘адиль) и прожил жизнь праведно. Тот, кто творил зло на земле будучи разбойником (баги), притеснителем, убийцей, тем более, если смерть настигла его во время совершения преступления, даже если он был убит, не обмывается и намаз ему не читается. Однако и этот вопрос является дискуссионным. Ученый Абу аль-Хасан аль-Рустугфаний, соратник шейха[19] Мансура аль-Матриди считает, что недостойный человек заслуживает все-таки обмывания, но намаз ему не читается. Дело в том, что Абу аль-Хасан аль-Рустугфаний считает, что эти два обряда функционально неоднозначны: обмывание относится к покойному, а намаз – к Аллаху. Имам аш-Шафи‘и еще более категорично подходит к этому вопросу: он считает, что грешника следует обмывать и читать ему намаз.

При большом количестве покойных (сражение, стихийное бедствие и т.д.) следует отделить мусульман от неверных (не мусульман) (правда, традиционные признаки мусульман – обрезание, окрашенные хной волосы, черная одежда, отсутствие волос на лобке – не всегда могут присутствовать). При наличии большего числа мусульман среди умерших все умершие (в том числе и кяфиры) проходят мусульманский обряд погребения (но ду‘а предназначается только для мусульман) на мусульманском кладбище. Аль-Кудури в книге «Толкование мухтасар аль-Кархи» считает, что если среди умерших было больше кяфиров, то все они проходят обряд погребения, но намаз им не читается и погребение совершается на кладбище идолопоклонников (мушриков[20]). Если мусульман и кяфиров почти поровну, совершается обмывание всех умерших. Что касается намаза, то здесь нет единой точки зрения. Одни ученые считают, что намаз читается всем, но мольба (ду‘а) относится только к мусульманам. Другие полагают, что читать намаз не следует, аргументируя это тем, что лучше не читать намаз мертвому мусульманину, чем читать его мертвому кяфиру. Так как сказал Аллах Всевышний: «И никогда не молись ни об одном из них, кто умер» (9:84). Погребение их (как сказано в книге аль-Хакима аль-Джалиля «Мухтасар») производится на кладбище мушриков. Однако и по этому вопросу нет единой точки зрения: существует мнение, что в этом случае умерших хоронят на мусульманском кладбище, другие считают, что это должно быть отдельное кладбище или отдельное место на кладбище. Могилы не обозначаются, и не делаются насыпи. Это наиболее распространенное мнение выразил Абу Джа‘фар аль-Хиндавани.

Рассматривается и такой специфический случай. Если женщина немусульманской веры забеременела от мусульманина и умерла до рождения ребенка, то, по мнению большинства ученых, намаз ей (как неверной) и ее ребенку (см. раздел об обряде погребения умерших детей) не читается. Но обмывание покойной и заворачивание ее в кафан обязательны. Между сподвижниками (да будет доволен ими Аллах) Пророка, мир ему, возникли разногласия по поводу захоронения умершей: одни отводят ей место на мусульманском кладбище, мотивируя это тем, что отец нерожденного ребенка мусульманин, другие – на кладбище мушриков, т.к. ребенок – плоть и кровь матери – неверной; третьи (Василя б. аль-Аска‘) считают, что местом ее погребения должно быть отдельное кладбище или отдельное место на кладбище. Последняя точка зрения считается наиболее распространенной.

Если человек, умерший своей смертью или убитый, найден на мусульманской земле (в государстве), и его принадлежность к мусульманам не удалось установить, он заслуживает погребения с соблюдением всех мусульманских канонов (это подтверждает один из двух существующих на этот счет риваятов).

Если установлены признаки погибшего на поле боя мусульманина, над ним совершается обряд погребения по всем мусульманским канонам. Если принадлежность погибшего к мусульманам не обнаружена (он может оказаться кяфиром), как свидетельствует один из двух риваятов, мусульманская обрядовая сторона по отношению к нему исключена.

4. При обмывании обязательно наличие воды. Если ее нет, делается очищение песком (таяммум). Делать таяммум обнаженными руками могут только люди одного пола с умершим или близкие родственники, жена (даже если она находится с покойным в состоянии развода, но не оформила его окончательно в момент смерти мужа или после которого она может вернуться (радж‘и)). С этим не согласен Зуфар. Не состоящие в родстве с умершим (умершей), не женатые (невзирая на степень родства), муж умершей совершают таяммум, только обернув руку куском материи, т.к. прикосновение к человеку другого пола запрещено как при жизни, так и после его смерти. Таяммум умершему маленькому ребенку делается обнаженной рукой.

5. Если покойный был шахидом[21], он не обмывается.

 

Кем совершается обмывание

Обмывание покойного совершается человеком одного пола с ним. Обмывание совершается в независимости от того был ли совершающий этот обряд в состоянии джунуб[22] или во время менструации (хотя Абу Юсуф порицает обмывание умершей, если совершающая женщина находится в этом состоянии, т.к. она не считается чистой). В случае крайней необходимости мужчина может обмыть маленькую девочку, а женщина – маленького мальчика. Доказательством того, что жена может обмывать своего мужа, служат слова ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Если бы мы знали, что жена может обмывать своего мужа, Посланника Аллаха, мир ему, обмывали бы только его жены» (Абу Дауд). Это значит, что во время смерти Пророка, мир ему, ‘Аиша не знала о возможности соблюдения женами этого ритуала.

Известно также, что Абу Бакр ас-Сиддик сказал своей жене Асме б. ‘Умайс, чтобы она обмыла его после смерти (Малик). С такой же прось­бой обратился к своей жене Абу Муса аль-Аш‘ари. Это объясняется тем, что после смерти мужа женщина определенное время считается его женой, но муж, как было сказано выше, лишен права совершить обмывание умершей, т.к. со смертью жены аннулируется никах[23]. Но и жене запрещается совершать обмывание мужа, если она отреклась от Ислама (и даже вновь приняла его после смерти мужа), т.к. отречение от Ислама влечет за собой нарушение никаха.

В отличие от ханафитских ученых, имам аш-Шафи‘и придерживается хадиса ‘Аиши: когда Пророк, мир ему, зашел к ней, она пожаловалась ему на сильную головную боль, тогда он ответил: «Не волнуйся, если ты умрешь, я обмою тебя, заверну в кафан и прочитаю намаз» (Ибн Маджа; Ахмад). Аш-Шафи‘и считает – то, что разрешено Пророку, мир ему, разрешено и его умме[24]. Кроме того, приводится свидетельство, что ‘Али обмывал Фатиму после смерти, хотя есть свидетельство, что ее обмывала Умм Айман (Аль-Байхаки; ад-Даракутни).

Полемизируя с аш-Шафи‘и, ханафитские ученые ссылаются на точку зрения Ибн ‘Аббаса, что когда спросили Пророка, мир ему, о женщине, которая умерла среди мужчин, он ответил, что ей делается таяммум (в данном случае о присутствии мужа речь не идет, т.к. никах аннулируется со смертью жены и прикосновение к ней становится для него запретным). Хадис же ‘Аиши ханафитские ученые трактуют иначе. Слово «я тебя обмою» следует понимать, как «я помогу совершить обмывание». Ведь когда говорят, что правитель воздвиг дом, это не значит, что он построил его своими руками. Но даже и в том случае, если Пророк, мир ему, имел намерение обмыть свою жену после ее смерти, это его исключительное право, не распространяющееся на умму (как считает аш-Шафи‘и). Ведь Он, мир ему, сам говорил: «Всякое родство прерывается после смерти, кроме моего родства» (Аль-Хаким; аль-Баззар).

При определенном стечении обстоятельств умерший может находиться среди женщин-мусульманок (при отсутствии жены), в этом случае допускается, чтобы обмывание и похороны его совершил специально обученный этому мужчина-кяфир, однако намаз ему читают только женщины-мусульманки. В близкой указанной выше ситуации, если рядом с умершим не окажется мужчины-кяфира, его функции может выполнить специально обученная маленькая девочка (которой не запрещено взирать на ‘аврат). Но если отсутствует и маленькая девочка, а покойного окружают только женщины (даже если среди них есть его родственницы), они не имеют права его обмывать, и дальная родственница делает таяммум, обернув руку куском ткани. Если среди женщин находится наложница покойного, имеющая от него ребенка, то, по мнению Абу Ханифы, она не может его обмыть; по мнению Зуфара и аш-Шафи‘и, наоборот, она имеет право обмывать, т.к. ее статус приравнивается к статусу жены.

Вышеописанная ситуация повторяется в отношении умершей женщины (только с обратным действием). Если женщина-мусульманка умерла среди мужчин-мусульман, ее может обмыть специально обученная женщина-кяфир, а мужчины читают намаз и совершают погребение. Если около умершей нет женщин-мусульманок и кяфиров, обряд обмывания может совершить мальчик, не достигший зрелости. Но если нет мальчика такого возраста, то тело не обмывается, а делается таяммум. Если этот обряд совершает родственник умершей, не обязательно использовать кусок ткани, прикрывающий руку, но в остальных случаях это правило должно соблюдаться (при этом совершающий обряд не должен смотреть на локти умершей).

Если умер мальчик, не достигший зрелости (балиг), его могут обмывать женщины, точно так же маленькую девочку могут обмывать мужчины, поскольку запрет смотреть на ‘аврат не распространяется на не достигших зрелости.

 


Задания и вопросы для самопроверки

1. Опишите мусульманский обряд подготовки умирающего к смерти. Сравните с подобным обрядом в других религиях.

2. Объясните как вы понимаете слова: «Помня о смерти, мы готовимся к ней».

3. Перечислите основные богоугодные дела, которые необходимо совершить в ситуации, когда в доме находится покойный. Почему эти дела угодны Богу?

4. Какие заповеди Ислама связаны со сроками захоронения покойного?

5. Приведите мнения ученых о совершении обряда обмывания умершего. Необходимо ли провести ему обряд истинджа’?

6. Считается ли смерть осквернением умершего? Почему?

7. Необходимо ли снимать одежду с умершего при совершении обмывания?

8. Надо ли обмывать покойного, если:

- он найден умершим под дождем;

- умер в собственной ванне;

- утонул в реке.

9. Правильно ли утверждение о том, что покойный заслуживает соблюдения тех же обрядов, которых он придерживался при жизни? Какие доказательства можно найти в хадисах?

10. Объясните расхождения в вопросах обряда обмывания усопшего. Чем, по Вашему, они вызваны?

11. Опишите поэтапно все действия, составляющие обряд обмывания покойного.

12. Сравните обряд подготовки усопшего к похоронам в разных религиях. В чем Вы усматриваете общее и отличное в этих обрядах?

13. Какие мнения существуют относительно обмывания мертворожденного или ребенка, умершего сразу после рождения? Почему в Исламе важно, подавал ли ребенок признаки жизни перед тем, как умереть, или умер в утробе матери?

14. Следует ли обмывать выкидыш перед захоронением?

15. Читается ли джаназа-намаз по мертворожденному ребенку?

16. Объясните, как следует поступать с найденными частями тела человека, которые подлежат захоронению?

17. Во все времена существовали браки между людьми разных вероисповеданий. Как следует проводить обряд подготовки к захоронению:

— мужчине, у которого умерла жена-христианка;

— отцу-кяфиру, у которого умер сын-мусульманин;

— сыну-мусульманину, у которого умерла мать-христианка;

— сыну-мусульманину, у которого умер отец-кяфир.

18. Что говорится в священных источниках относительно обряда погребения преступников (разбойников, убийц и т. д.)?

19. На полях военных сражений, как правило, остается много убитых с обеих сторон. По каким признакам следует проводить обряд их предания земле? Почему? Как поступать в случае, если погибших мусульман и кяфиров поровну?

20. Что называется кладбищем мушриков и кого следует там хоронить?

21. Иногда можно встретить захоронения без насыпей и надписи. Как вы думаете, чьи это могилы?

22. Где должна быть захоронена женщина-немусульманка, которая умерла, будучи беременной от мужа-мусульманина? Какой обряд должен быть совершен перед ее погребением?

23. Какой обряд заслуживает кяфир, умерший на мусульманской земле? Где он должен быть похоронен?

24. Опишите обряд обмывания покойного в ситуации, когда нет воды.

25. Назовите ситуации, в которых покойник-мусульманин не обмывается.

26. Опишите случаи, когда возможно нарушить правило «Мужчина обмывает мужчину, а женщина — женщину».

27. Согласны ли вы с тем, что у мужа и жены одинаковые права и обязанности в случаях смерти одного из супругов?

28. Объясните роль никаха в отправлении обряда перед погребением одного из супругов.

29. В каких случаях жена не имеет права обмывать своего покойного мужа перед погребением?

30. Кому следует омывать усопшего мусульманина в случае, если он умер:

— в дороге без жены;

— в окружении кяфиров-мужчин;

— в окружении посторонних женщин-мусульманок и собственной маленькой дочери;

— в окружении незнакомых мужчин-кяфиров и своей дальней родственницы.

31. Кому следует обмывать умершую мусульманку?

32. Объясните слова: «… твоя жена и на этом, и на том свете».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.049 с.)