Радость правоверных от встречи с Аллахом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Радость правоверных от встречи с Аллахом



Вступительное слово

В недавнем советском прошлом масса усилий прилагалась к тому, чтобы показать и доказать общественности и самим себе, насколько удалось оторвать народы от религии. Однако на бытовом уровне религиозность сохранялась у всех народов; что же касается этносов с мусульманской верой, то, как замечали западные исследователи, «их религия и культура настолько тождественны, что было бы наивным предположить, будто какая-то часть населения осознанно нерелигиозна».

Символом религиозности у мусульман является в первую очередь ритуал, обрядность. Коммунистическая идеология, сумевшая сформировать соответствующее мировоззрение и образ жизни, в области народных традиций, обычаев и обрядов не смогла предложить ничего нового, поэтому эта сфера оставалась наиболее реальной для сохранения и функционирования религиозного сознания. Более того, в периоды, когда государство усиливало гонения на религию, религиозные настроения в народе только возрастали.

Религиозные обряды в традиционном мусульманском обществе считались необходимым актом, сопровождающим наиболее важные этапы жизни людей: рождение, вступление в брак, смерть. Среди значительной части этнических мусульман они не просто сохранились до сего дня, но и получили «второе рождение» в условиях либерализации общественной жизни. По опросам социологов, почти половина мусульман свою причастность к Исламу связывала с соблюдением определенных обрядов; не случайно религиозные деятели на первое место ставили обрядовую деятельность Ислама.

Одним из основных обрядов в Исламе является джаназа, или похоронный обряд. При всех различиях между традициями разных мусульманских этносов, связанных с похоронами, основные черты джаназа среди всех народов оставались идентичными, так как они базируются на письменных предписаниях шариата – мусульманского законодательства. Любые тонкости, имеющие отношение к данному обряду, получили детальную проработку в трудах мусульманских ученых-богословов на протяжении многих поколений.

Само собой разумеется, что основными и базовыми источниками для этих трудов служили Священное Писание Ислама – Благородный Коран, и Сунна Посланника Аллаха, мир ему. Тем не менее различное понимание тех или иных указаний Пророка Мухаммада, мир ему, данных в разное время и при различных обстоятельствах, обусловили возникновение нескольких юридически равных подходов в фикхе (мусульманском праве). Исторически среди российских мусульман наибольшее распространение получили две богословские школы (мазхабы) – ханафитская и шафиитская. Первой придерживаются мусульмане Северо-Западного Кавказа, татары, башкиры, ногайцы и казахи, а также выходцы из Средней Азии. Вторая школа распространена на Северо-Восточном Кавказе среди чеченцев, ингушей и народов Дагестана.

Представляемая на суд читателя работа, раскрывающая широкий круг вопросов по обряду джаназа, выполнена на основе труда известного мусульманского богослова Аляуддина Абу Бакра аль-Касани с необходимыми правками и вставками, учитывающими реалии сегодняшнего дня. Уникальность этой книги заключается в том, что это – первый на русском языке масштабный труд, подробно освещающий с шариатской точки зрения все темы, так или иначе относящиеся к похоронному обряду; кроме того, здесь одинаково представлены точки зрения тех самых двух мазхабов, распространенных в России – ханафитского и шафиитского – в связи с чем она с равным успехом может быть востребована в самых различных кругах нашей многонациональной уммы. Наконец, нельзя не пройти мимо еще одного обстоятельства – в современной России, к сожалению, не так много значимых книг по шариату, изданных Духовными управлениями мусульман; более того – практически их можно пересчитать по пальцам. На этом нерадостном фоне Духовное управление мусульман Нижегородской области – приятное исключение из правил, выполняющее свое прямое предназначение духовного руководителя и лидера мусульманской общины, тем самым подавая красивый и необходимый пример многочисленным исламским организациям современности; ибо Всевышний Аллах сказал: «спрашивайте у обладателей знания…» (сура ан-Нахль, аят 43).

Книга «Китаб аль-джаназа ва-ль-истифада мин хаза» станет достойным продолжением серии трудов по фикху, начатых Духовным управлением мусульман Нижегородской области в 2004 г. В предыдущих трудах многотомной работы «Ханафитский фикх в новом обличье» были подробнейшим образом изучены шариатские предписания по вопросам ритуального омовения, обязательных и дополнительных молитв, поста, очистительной милостыни и паломничества к святым местам; к печати готовится том о вопросах брака. Каждый из этих трудов уже успел стать и настольной книгой для нынешних мусульманских деятелей и учебным пособием – для будущих имамов и áлимов. Остается надеяться, что эта чрезвычайно насущная и нужная работа будет продолжена как в Нижнем Новгороде, так и в других традиционных мусульманских центрах Российской Федерации.

Ректор Нижегородского исламского института им. Хусаина Фаизханова
Дамир-хазрат Мухетдинов
Нижний Новгород, 2007 г
.

 

СВЯЩЕННЫЙ КОРАН О СМЕРТИ

Во многих аятах Корана описывается миг наступления смерти как отдельных лиц, так и всех людей. Мы приведем лишь некоторые из этих аятов.

 

Смерть Пророка Йа‘куба

Всевышний Аллах сказал: «...когда к Йа‘кубу явилась смерть, он сказал своим сыновьям: «Кому вы будете поклоняться после меня?». Они ответили: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима, Исма‘ила и Исхака, Богу Единому. Ему одному мы предаемся»» (2:133).

Всевышний Аллах сказал: «Так нет! Когда (душа) дойдет до ключицы и спросят люди: «Кто же заговорит (умирающего от смерти)?». Тогда догадается он, что это – разлука. И сойдется голень с голенью, и в тот день его пригонят к Господу твоему» (75:26–30).

Ибн Касир пояснил, что в этом аяте Господь поведал о том ужасе, который ожидает человека в минуты его смерти. Дай нам, Аллах, возможность произнести твердое слово истины в тот тяжкий миг, когда душа будет покидать тело и подбираться к ключицам и когда врач, борющийся за жизнь человека, потеряет последнюю надежду на традиционные методы лечения и спросит, кто же заговорит умирающего от смерти. Тогда голень сойдется с голенью, т.е. тяготы одна за другой обрушатся на человека, и избежать этого смогут только те, кого помилует Аллах. Наступит смерть, и голени усопшего будут воссоединены в саване. Так люди будут готовить к последнему путешествию тело покойного, пока ангелы будут заняты подготовкой его души.

Всевышний Аллах сказал: «Когда (душа) подступает к горлу, и вы воочию видите это, Мы ближе к нему (т.е. к умирающему), хотя вы и не видите (Наших ангелов). Так почему же, если вы считаете, что не зависите от Нас, вы не вернете ему жизнь, если вы правдивы (в своих утверждениях)?» (56:83–87).

О люди! Вы видите, как смерть приходит к вашим близким, как душа подходит к горлу умирающего, как он переживает предсмертную агонию. Вы видите его, но не видите ангелов, которые приходят за его душой, и забываете, что Господь ваш ближе к вам, чем кто-либо иной. Если вы правдивы в том, что вас не ожидают отчет и воздаяние, то отчего же вы не в силах вернуть умирающего к жизни и вселить его душу обратно в тело?

 

Предсмертные муки неверных

Всевышний Аллах сказал: «О, если бы ты видел, как грешники пребывают в пучинах смерти, и ангелы простирают к ним руки, говоря: «Расставайтесь ныне со своими душами! Сегодня вам воздадут унизительным наказанием за то, что вы возводили на Аллаха навет и пренебрегали Его знамениями» (6:93).

Всевышний также сказал: «Если бы ты видел, как ангелы успокаивают неверных и бьют их по лицу и ниже спины (со словами): «Вкусите наказание огненное за то, что сотворили ваши десницы! Аллах никогда не притесняет своих рабов»
(8:50–51).

Смысл этих аятов в том, что если бы ты увидел, как неверные расстаются с жизнью, то, воистину, ты узрел бы ужасное, пугающее и неприятное зрелище. Они пребывают в пучинах смерти, удрученные ее тяготами и ее злом. Ангелы возвещают им об ожидающих их адских муках, наказании, огненных оковах и цепях, об обжигающем пламени, кипящей воде и гневе Милостивого и Милосердного. Душе неверного велят покинуть тело, но она не желает повиноваться и выходить, и тогда ангелы бьют его по лицу и спине. Они бранят неверных и грубо обращаются с ними, потому что те заслужили это своими злодеяниями. Это воздаяние – справедливое возмездие великого Аллаха, который никогда не поступает несправедливо со своими творениями. Хвала Ему, и Он превыше всякого деспотизма! Пророк Мухаммад, мир ему, передает в одном из священных хадисов (хадис кудси), что Всевышний Аллах сказал: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чем-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чем он просил, это уменьшило бы имеющееся у меня, настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)! О рабы Мои, поистине, это – только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретет благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретет нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!» (Муслим).

 

Обмывание (гусль) умершего

Хадис Пророка, мир ему, напоминает нам: «У каждого мусульманина по отношению к другому мусульманину есть шесть обязательств…» (Муслим).

...

Среди них упомянута обязанность (ваджиб) обмывания умершего. Этот обычай восходит к следующей традиции: когда умер Пророк Адам (мир ему), его обмыли ангелы и возвестили: «Теперь это будет обязательным для вас». Нарушить этот завет – значит, осквернить себя (стать фасиком). Зачем нужно обмывание? Можно ли считать человека оскверненным самим фактом смерти? Мухаммад б. Шуджа‘ ас-Салджи считает, что сама по себе смерть не является осквернением человека, в отличие от животных, которые считаются нечистыми (наджас[8]) после смерти.

Ханафитские ученые считают смерть осквернением человека, так как после смерти кровь остается в его теле, а кровь является наджасом. Более того, смерть связана с нечистотами, вызванными страданиями умирающего. Обмывание покойного считается и очищением его от скверны смерти и данью уважения к нему. Имам[9] Мухаммад приводит пример: если в силу каких-то обстоятельств покойник перед обмыванием упал в колодец, то вода в нем считается оскверненной и требует очищения, если же падение мертвого совершилось после его обмывания, колодец не нуждается в очищении.

 

Способ обмывания покойника

Ханафитские ученые считают, что поскольку обмывание является очищением, то с покойного следует снять одежду, препятствующую этому процессу. Имам аш-Шафи‘и придерживается другой точки зрения – обмывание покойного следует совершать в его одежде. При этом он ссылается на то, что Пророка, мир ему обмывали в одежде, но при этом не учитывает что это относятся только к Пророку, мир ему: «Обмывайте вашего Пророка в одежде» (Ибн Маджа). Это доказывает, что Пророк, мир ему единственный, на кого распространяется это правило, с кем так поступили из-за его превосходства. Кроме того, это доказывает, что цель обнажения – это очищение, а Пророк, мир ему был чист. Ведь ‘Али, когда возглавил обряд его обмывания, сказал: «Ты приятен, чист после смерти так же, как был приятен при жизни».

Как следует проводить обмывание?

Недопустимо совершать обмывание, положив тело покойника на землю (при этом цель очищения не будет достигнута). Для обмывания тело покойного располагается на тахте[11]. В хадисах не содержится указаний, как следует располагать тахту по отношению к кибле. Как считают ученые, в данной ситуации следует исходить из соображений удобства для совершения этого процесса. Обмывание требует тщательности и осторожности по отношению к умершему. Помните слова ‘Аиши: «Ломать кости мертвого то же самое, что ломать кости живого человека». Необходимо при этом соблюдать и целомудрие, завещанное Пророко, мир ему: «Не смотрите на бедра живого и мертвого».

Поэтому ‘аврат[12] покойного закрывается куском ткани. Хотя аль-Хасан идет дальше этого указания и приводит мнение Абу Ханифы, что покойный перед обмыванием должен быть покрыт большим покрывалом. Однако большинство ханафитских ученых оспаривают целесообразность этой меры, считая, что достаточно прикрыть ‘аврат куском материи от пупка до колен.

Абу ‘Абдуллах аль-Балхи в книге «Ан-Навадир» конкретизирует этот процесс: ‘аврат обмывают под куском материи, при этом рука совершающего обмывание должна быть также обернута материй. Ведь запрет взирать на прикрытые части тела предполагает и запрет прикосновения к ним.

Не упоминается, нужно ли человеку, обмывающему умершего, сделать ему подмывание (истинджа’)[13]. В этом вопросе мнения также расходятся. Абу Ханифа считает эту процедуру обязательной. Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шайбани, наоборот, считают, что это может вызвать обильное выделение нечистот и лучше запретные для взора и прикосновения места просто облить водой.

Затем умершему делается малое омовение (вуду’). Так указал Пророк, мир ему тем, кто обмывал его умершую дочь: «Начните справа и с тех мест, которые обмывают при омовении (вуду)», так как это является сунной, которая была при жизни и должна быть после смерти. Не обмываются только рот и нос ввиду сложности этой процедуры и невозможности извлечь воду из этих мест без неуважительного к покойному переворачивания его тела. Нет необходимости откладывать обмывание ног при омовении (вуду’), в противоположность тому, как это делается при жизни. Но при омовении голова покойного не протирается, поскольку протиранием очищение не достигается. Голова (борода) омывается отваром алтея лекарственного, или другими моющими средствами, или в крайнем случае только чистой водой. Волосы покойного не следует расчесывать. Это правило восходит к словам, сказанным ‘Аишой: «Почему вы расчесываете волосы покойного?» –
спросила она людей, совершающих обмывание, и никто не мог объяснить ей своих действий, опираясь на хадисы Пророка, мир ему.

Но существует и другая точка зрения. Имам аш-Шафи‘и считает, что волосы покойного следует расчесывать, излишние волосы на лобке и подмышками – удалять. Более того, волосы покойного мужчины должны быть такими же, как это было при его жизни. Аш-Шафи‘и ссылается при этом на слова Пророка, мир ему: «Делайте с покойниками то, что вы делаете с вашими молодоженами». Ханафитские ученые солидарны с мнением ‘Аиши, а хадис, на который ссылается имам аш-Шафи‘и, интерпретируют иначе – необходимы не удаление волос, а очищение от нечистот и использование благовоний.

Далее покойника кладут на левый бок и в соответствии с сунной начинают обмывание с правой стороны – чистой водой до тех пор, пока вода не стечет с тахты. Используется чистая вода с лотосом (сидром) или без него. Затем умершего поворачивают на правый бок и производят те же действия. Затем совершающие обмывание освобождают внутренние органы умершего от нечистот. С этой целью его телу придают сидячее положение и, прислоняя к руке или груди, мягко надавливают на живот.

Абу Ханифа считает, что эта процедура должна предшествовать обмыванию (троекратному). Но следует учитывать, что после простого надавливания на живот организм умершего может быть не освобожден от нечистот. В этом случае целесообразно, чтобы процессу очищения предшествовало двукратное обмывание покойного теплой водой.

Необходимость очищения от нечистот восходит к следующему эпизоду. Когда обмывание Пророка, мир ему, совершали ‘Али, ‘Аббас, Фадл ибн ‘Аббас (близкие родственники Пророка) и Салих (вольноотпущенный Посланника Аллаха, мир ему, то ‘Али, прислонив его к себе, легко надавил на живот, но оказалось, что организм покойного не содержит нечистот. И тогда ‘Али произнес: «Ты приятен после смерти так же, как был приятен при жизни». Более того, во время совершения очищения покойного все ощутили запах благовония (Ибн Маджа). В предании (риваят) упоминается, что если все-таки нечистоты вышли, следует обмыть и протереть это место, чтобы не запачкать кафан[14], но ничего не сказано о повторном обмывании (гусль) и омовении (вуду’). Однако аш-Шафи‘и считает, что омовение (вуду’) должно повторяться, ссылаясь на то, что так делается при жизни.

Ханафитские ученые считают, что если из тела умершего выходят нечистоты, это не мешает достижению чистоты, и лучше закрыть чем-нибудь это место и продолжить обмывание.

Пророк, мир ему, повелел людям, совершающим обмывание его дочери: «Мойте ее три, или пять, или семь раз». Как правило, обмывание совершается три раза (это сунна как при жизни, так и после смерти). Первый раз обмывание совершается чистой теплой водой (чтобы намокла и отошла грязь), второй раз в воду добавляют очищающие средства, третий раз в воду добавляют камфару. Едва ли можно согласиться с мнением имама аш-Шафи‘и, что не следует при первом обмывании пользоваться теплой водой, поскольку тело становится вялым, наоборот, на наш взгляд, цель омовения теплой водой в том и состоит, чтобы тело покойного стало вялым и лучше очистилось от грязи. Затем тело вытирают, чтобы не намочить кафан, так как это делается при жизни после омовения.

Обмывание женщины совершается так же, как обмывание мужчины. Обмывание ребенка ничем не отличается от обмывания взрослого. Ведь при жизни и женщина, и ребенок читают намаз, которому предшествует омовение. Однако маленькому ребенку, не способному еще понимать намаз при жизни, в случае смерти омовение (вуду’) не делается. Если человек умер в состоянии ихрама[15], над ним по всем принятым канонам совершается обряд обмывания.

 

Кем совершается обмывание

Обмывание покойного совершается человеком одного пола с ним. Обмывание совершается в независимости от того был ли совершающий этот обряд в состоянии джунуб[22] или во время менструации (хотя Абу Юсуф порицает обмывание умершей, если совершающая женщина находится в этом состоянии, т.к. она не считается чистой). В случае крайней необходимости мужчина может обмыть маленькую девочку, а женщина – маленького мальчика. Доказательством того, что жена может обмывать своего мужа, служат слова ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Если бы мы знали, что жена может обмывать своего мужа, Посланника Аллаха, мир ему, обмывали бы только его жены» (Абу Дауд). Это значит, что во время смерти Пророка, мир ему, ‘Аиша не знала о возможности соблюдения женами этого ритуала.

Известно также, что Абу Бакр ас-Сиддик сказал своей жене Асме б. ‘Умайс, чтобы она обмыла его после смерти (Малик). С такой же прось­бой обратился к своей жене Абу Муса аль-Аш‘ари. Это объясняется тем, что после смерти мужа женщина определенное время считается его женой, но муж, как было сказано выше, лишен права совершить обмывание умершей, т.к. со смертью жены аннулируется никах[23]. Но и жене запрещается совершать обмывание мужа, если она отреклась от Ислама (и даже вновь приняла его после смерти мужа), т.к. отречение от Ислама влечет за собой нарушение никаха.

В отличие от ханафитских ученых, имам аш-Шафи‘и придерживается хадиса ‘Аиши: когда Пророк, мир ему, зашел к ней, она пожаловалась ему на сильную головную боль, тогда он ответил: «Не волнуйся, если ты умрешь, я обмою тебя, заверну в кафан и прочитаю намаз» (Ибн Маджа; Ахмад). Аш-Шафи‘и считает – то, что разрешено Пророку, мир ему, разрешено и его умме[24]. Кроме того, приводится свидетельство, что ‘Али обмывал Фатиму после смерти, хотя есть свидетельство, что ее обмывала Умм Айман (Аль-Байхаки; ад-Даракутни).

Полемизируя с аш-Шафи‘и, ханафитские ученые ссылаются на точку зрения Ибн ‘Аббаса, что когда спросили Пророка, мир ему, о женщине, которая умерла среди мужчин, он ответил, что ей делается таяммум (в данном случае о присутствии мужа речь не идет, т.к. никах аннулируется со смертью жены и прикосновение к ней становится для него запретным). Хадис же ‘Аиши ханафитские ученые трактуют иначе. Слово «я тебя обмою» следует понимать, как «я помогу совершить обмывание». Ведь когда говорят, что правитель воздвиг дом, это не значит, что он построил его своими руками. Но даже и в том случае, если Пророк, мир ему, имел намерение обмыть свою жену после ее смерти, это его исключительное право, не распространяющееся на умму (как считает аш-Шафи‘и). Ведь Он, мир ему, сам говорил: «Всякое родство прерывается после смерти, кроме моего родства» (Аль-Хаким; аль-Баззар).

При определенном стечении обстоятельств умерший может находиться среди женщин-мусульманок (при отсутствии жены), в этом случае допускается, чтобы обмывание и похороны его совершил специально обученный этому мужчина-кяфир, однако намаз ему читают только женщины-мусульманки. В близкой указанной выше ситуации, если рядом с умершим не окажется мужчины-кяфира, его функции может выполнить специально обученная маленькая девочка (которой не запрещено взирать на ‘аврат). Но если отсутствует и маленькая девочка, а покойного окружают только женщины (даже если среди них есть его родственницы), они не имеют права его обмывать, и дальная родственница делает таяммум, обернув руку куском ткани. Если среди женщин находится наложница покойного, имеющая от него ребенка, то, по мнению Абу Ханифы, она не может его обмыть; по мнению Зуфара и аш-Шафи‘и, наоборот, она имеет право обмывать, т.к. ее статус приравнивается к статусу жены.

Вышеописанная ситуация повторяется в отношении умершей женщины (только с обратным действием). Если женщина-мусульманка умерла среди мужчин-мусульман, ее может обмыть специально обученная женщина-кяфир, а мужчины читают намаз и совершают погребение. Если около умершей нет женщин-мусульманок и кяфиров, обряд обмывания может совершить мальчик, не достигший зрелости. Но если нет мальчика такого возраста, то тело не обмывается, а делается таяммум. Если этот обряд совершает родственник умершей, не обязательно использовать кусок ткани, прикрывающий руку, но в остальных случаях это правило должно соблюдаться (при этом совершающий обряд не должен смотреть на локти умершей).

Если умер мальчик, не достигший зрелости (балиг), его могут обмывать женщины, точно так же маленькую девочку могут обмывать мужчины, поскольку запрет смотреть на ‘аврат не распространяется на не достигших зрелости.

 


Задания и вопросы для самопроверки

1. Опишите мусульманский обряд подготовки умирающего к смерти. Сравните с подобным обрядом в других религиях.

2. Объясните как вы понимаете слова: «Помня о смерти, мы готовимся к ней».

3. Перечислите основные богоугодные дела, которые необходимо совершить в ситуации, когда в доме находится покойный. Почему эти дела угодны Богу?

4. Какие заповеди Ислама связаны со сроками захоронения покойного?

5. Приведите мнения ученых о совершении обряда обмывания умершего. Необходимо ли провести ему обряд истинджа’?

6. Считается ли смерть осквернением умершего? Почему?

7. Необходимо ли снимать одежду с умершего при совершении обмывания?

8. Надо ли обмывать покойного, если:

- он найден умершим под дождем;

- умер в собственной ванне;

- утонул в реке.

9. Правильно ли утверждение о том, что покойный заслуживает соблюдения тех же обрядов, которых он придерживался при жизни? Какие доказательства можно найти в хадисах?

10. Объясните расхождения в вопросах обряда обмывания усопшего. Чем, по Вашему, они вызваны?

11. Опишите поэтапно все действия, составляющие обряд обмывания покойного.

12. Сравните обряд подготовки усопшего к похоронам в разных религиях. В чем Вы усматриваете общее и отличное в этих обрядах?

13. Какие мнения существуют относительно обмывания мертворожденного или ребенка, умершего сразу после рождения? Почему в Исламе важно, подавал ли ребенок признаки жизни перед тем, как умереть, или умер в утробе матери?

14. Следует ли обмывать выкидыш перед захоронением?

15. Читается ли джаназа-намаз по мертворожденному ребенку?

16. Объясните, как следует поступать с найденными частями тела человека, которые подлежат захоронению?

17. Во все времена существовали браки между людьми разных вероисповеданий. Как следует проводить обряд подготовки к захоронению:

— мужчине, у которого умерла жена-христианка;

— отцу-кяфиру, у которого умер сын-мусульманин;

— сыну-мусульманину, у которого умерла мать-христианка;

— сыну-мусульманину, у которого умер отец-кяфир.

18. Что говорится в священных источниках относительно обряда погребения преступников (разбойников, убийц и т. д.)?

19. На полях военных сражений, как правило, остается много убитых с обеих сторон. По каким признакам следует проводить обряд их предания земле? Почему? Как поступать в случае, если погибших мусульман и кяфиров поровну?

20. Что называется кладбищем мушриков и кого следует там хоронить?

21. Иногда можно встретить захоронения без насыпей и надписи. Как вы думаете, чьи это могилы?

22. Где должна быть захоронена женщина-немусульманка, которая умерла, будучи беременной от мужа-мусульманина? Какой обряд должен быть совершен перед ее погребением?

23. Какой обряд заслуживает кяфир, умерший на мусульманской земле? Где он должен быть похоронен?

24. Опишите обряд обмывания покойного в ситуации, когда нет воды.

25. Назовите ситуации, в которых покойник-мусульманин не обмывается.

26. Опишите случаи, когда возможно нарушить правило «Мужчина обмывает мужчину, а женщина — женщину».

27. Согласны ли вы с тем, что у мужа и жены одинаковые права и обязанности в случаях смерти одного из супругов?

28. Объясните роль никаха в отправлении обряда перед погребением одного из супругов.

29. В каких случаях жена не имеет права обмывать своего покойного мужа перед погребением?

30. Кому следует омывать усопшего мусульманина в случае, если он умер:

— в дороге без жены;

— в окружении кяфиров-мужчин;

— в окружении посторонних женщин-мусульманок и собственной маленькой дочери;

— в окружении незнакомых мужчин-кяфиров и своей дальней родственницы.

31. Кому следует обмывать умершую мусульманку?

32. Объясните слова: «… твоя жена и на этом, и на том свете».

 

Число кафанов

Одежда, предназначенная для покойного, должна состоять из трех вещей: покрывало (изар), плащ (рида’), рубашка (камис). И это количество одеяний признается всеми ханафитскими учеными. Имам аш-Шафи‘и полагает, что рубашка не входит в сунну.

Он считает, что кафан оборачивается трижды, и ссылается на то, что было поведано от ‘Аиши: «Пророк, мир ему, был завернут в три белые одежды, и среди них не было ни рубахи, ни чалмы» (Аль-Бухари; Муслим).

Ханафитские же ученые ссылаются на то, что привел ‘Абдуллах б. Мугаффаль (да будет доволен им Аллах): «Оберните меня в моей рубашке. Поистине, Пророк, мир ему, был завернут в своей рубашке, в которой умер». Как свидетельствует Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) на Пророке, мир ему, было три одеяния, и одно из них – рубашка, в которой он умер. Предпочтительнее придерживаться риваята Ибн ‘Аббаса, а не риваята ‘Аиши, так как Ибн ‘Аббас, в отличие от ‘Аиши, присутствовал при заворачивании Пророка, мир ему, и при его захоронении. А ее слова «не было там рубашки» могут означать, что на него не надевалась новая рубашка.

‘Али (да будет доволен им Аллах) считает верным следующее мнение: женщину нужно оборачивать в пять одеяний, а мужчину в три. При жизни оба носили именно такое число одеяний. То же самое делается после смерти, так как в Коране сказано: «Не преступайте, поистине, Аллах не любит преступающих».

При оборачивании покойного не упомянута чалма, так как это порицалось (макрух) некоторыми учеными (если будет упомянута еще и чалма, число одежд при оборачивании станет четным, а количество одежд должно быть нечетным). Другие ученые сочли это возможным, например, сообщается об Ибн ‘Умаре (да будет доволен им Аллах), который одевал чалму покойнику и возлагал конец чалмы ему на лицо. При жизни же конец чалмы заправляется на затылок и служит украшением. Заворачиванию умершего мужчины в три одеяния мы научились у Пророка, мир ему, который заворачивал покойника в два покрывала (изар и рида’), а также в плащ. Два покрывала – наименьшее число одежд при заворачивании. Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Оберните меня в эти две одежды, так как самое малое, во что одевается мужчина при жизни, – это две одежды (изар и рида’)» (Аль-Бухари).

Как порицается читать намаз в одном одеянии, так же порицается и заворачивание покойного в одно покрывало, но при крайней необходимости (например, если есть только одно покрывало) это допускается. Известно, что когда Мус‘аб б. ‘Умайр умер на поле боя, у сподвижников ничего не нашлось в качестве кафана кроме его плаща, и когда они покрывали им голову погибшего, не прикрытыми оставались ноги, когда же они покрывали им ноги, то неприкрытой оставалась голова, и тогда Пророк, мир ему, велел им прикрыть его голову, а на ноги положить душистый тростник (Аль-Бухари). Также известно, что когда Хамза (да будет доволен им Аллах) погиб на поле боя, он был завернут в одно одеяние (Аль-Байхаки), поскольку больше ничего не было. Поэтому в силу необходимости разрешается заворачивать покойного в одну одежду. Подросток заворачивается так же, как и взрослый мужчина, подобно тому, как при жизни он одевался как мужчина. Если же умирает маленький ребенок, лучше завернуть его в два куска материи, но можно и в один, поскольку так делалось и при его жизни.

Что касается женщины, то, как уже было упомянуто, максимальное количество одежд, в которые она заворачивается, –
пять: рубаха (дир‘), вуаль (химар), покрывало, кусок ткани (лифафа), повязка (хирка). И эти пять одежд – сунна в оборачивании женщины. От Умм ‘Атыйя известно, что Пророк, мир ему, вручал тем, кто обмывал его дочь, одну одежду за другой, пока не вручил пять одежд, и последней был кусок ткани, которым обвязали ей грудь. По свидетельству ‘Али (да будет доволен им Аллах), женщина после смерти заворачивается в пять одежд подобно тому, как было при жизни, когда она обычно носила пять одежд: рубаху, вуаль, покрывало, накидку, верхнюю одежду. Но после смерти одежда перевязывается на груди куском ткани для того, чтобы она не развернулась, когда тело будут нести. Правильным будет мнение ханафитских ученых, опирающееся на хадис Умм ‘Атыйя (да будет доволен ею Аллах), в котором последней из одежд считается повязка, которой завязывают женщине грудь. А наименьшим числом одежд, в которые заворачивают женщину, являются три (верхнее и нижнее одеяние, а также покрывало). При жизни ‘аврат женщины закрывают три одежды, в которых ей можно читать намаз. Точно так же разрешено заворачивать ее в три одежды, и порицается заворачивать в две.

Маленькую девочку можно заворачивать в две одежды, девушка-подросток заворачивается как взрослая женщина. Выкидыш заворачивается в одно одеяние.

Если была найдена часть тела с головой, как упомянул аль-Кадый в комментариях к книге «Мухтасар ат-Тахави», то она заворачивается в кафан. Аль-Кудури в комментариях к книге «Мухтасар аль-Кархи» пишет, что в этом случае ее нужно оборачивать в ткань, как уже было упомянуто в разделе «Обмывание». Если была найдена большая часть человека, она оборачивается, ибо большая часть считается целым. Если умер неверный (кяфир), и у него есть родственник-мусульманин, то он его обмывает и оборачивает, но только в ткань, поскольку заворачивание в кафан – это сунна почтения к покойнику-мусульманину. Шахид не заворачивается в новый кафан, а только в свою одежду, как сказал Пророк, мир ему: «Оберните их в их одежды и с их ранами» (Аль-Бухари).

 

Описание кафана

Цвет кафана по возможности должен быть белым. Как указано Пророком, мир ему, в хадисе, который передает Джабир б. ‘Абдуллах аль-Ансари (да будет доволен им Аллах): «Самая любимая одежда перед Аллахом – белая. Пусть одевают ее живые, а также заворачивайте в нее ваших покойников» (Ат-Тирмизи), материалом для кафана может служить льняное полотно или парча. Для оборачивания покойного в равной мере подходит как новая одежда, так и старая (но непременно выстиранная); помните слова Абу Бакра «… живой человек, в отличие от умершего, больше нуждается в новой одежде». Следовательно, умершего допустимо оборачивать в те одежды, которые он носил при жизни[25], но при этом для мужчин исключается шелк и цветная ткань. Однако этот запрет не распространяется на женщин, т.к. одежду из этих тканей они могли носить при жизни.

 

Способ оборачивания

Число кафанов должно быть нечетным, но не превышающим пяти (т.е. один, три или пять). Пророк, мир ему, сказал: «Если оборачиваете покойника, то оборачивайте его нечетным количеством одеяний» (Аль-Хаким). Кроме того, Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Поистине Аллах Единственный (т.е. Один) и любит нечетность».

Сначала расстилается одно покрывало по всей длине, поверх него – другое (изар). На покойного надевают рубаху (камис), если она есть у него. Не надевают только брюки, как уже было сказано в главе «Число кафанов». При жизни покрывало (изар) надевается под рубаху, а после смерти –
наоборот и покрывает тело человека от плеча до стоп. После того как на умершего надели рубаху, на голову и на бороду умершего наносят благовония, ведь известно, что когда умер Адам (мир ему), ангелы обмывали его и наносили благовония. После этого одним из видов благовоний смазываются места, на которые умерший при жизни опирался во время земного поклона (саджда), то есть лоб, нос, ладони рук, колени и стопы. Приводится от Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах): «Наносятся благовония на те места, которыми он делал саджда». Приводится от Зуфара, что смазываются благовониями глаза, нос и рот умершего, но нет ничего страшного в том, если не сделать этого из-за отсутствия благовоний. Все это делается из почтения к умершему, а также для того, чтобы уберечь тело от быстрой порчи и устранить неприятный запах.

При оборачивании мужчин разрешено использовать все виды благовоний, кроме шафрана и желтого дерева, так как сообщается, что Пророк, мир ему, запретил мужчинам пользоваться шафраном (Муслим). Нет упоминания о том, нужно ли закрывать рот и нос умершего, но некоторые ученые считают, что можно их закрыть во избежание выхода нечистот. Если же нет опасения, что нечистоты запачкают одежду, рот и нос не закрывают. Затем последовательно тело обворачивается двумя полотнищами ткани, сначала с левой, а потом с правой стороны. Предпочтительнее использовать ткань, превышающую рост человека, чтобы закрыть все тело умершего вместе с головой.

Если есть опасение, что кафаны могут развернуться, пока тело будут нести, их связывают, но после того, как опустят тело в могилу, их развязывают.

Что касается заворачивания женщины, то для нее расстилают два полотна ткани, одним из которых тело оборачивается поверх накидки (для лица). Тканью перевязывают грудь поверх кафанов, чтобы они не развернулись, когда тело будут нести. В риваяте Мухаммада говорится, что тканью перевязывается и живот умершей женщины. Волосы (если при жизни у нее были длинные волосы) распускаются с двух сторон между грудей под накидкой.

Аш-Шафи‘и же считает, что волосы умершей женщины распускают за ее спиной, и мотивирует это словами Умм ‘Атыйя о том, что когда умерла Рукайя, дочь Посланника Аллаха, мир ему, ей заплели три косы – одну на темени и две по бокам – и убрали их под спину. Но в ее словах не говорится, что Пророк, мир ему, знал об этом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.074 с.)