Лекция 3. Классификация видов искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Классификация видов искусства



Искусство можно классифицировать по разным основаниям, следуя различным принципам классификации. Рассматривая материальное бытие художественной формы, различают искусство

· пространственные (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, архитектура);

· временные (музыка, словесное искусство);

· синтетические, пространственно-временные (театр, кино, танец).

Каждое из этих видов образует «семейства» искусства внутри которых можно выделить разновидности или роды. Так, например, в пространственных искусствах выделяют три рода:

· станковые (станковая живопись, станковая графика и т.п.);

· монументальные (монументальная скульптура, стенная живопись и др.);

· прикладные (типовая массовая архитектура, малая пластика);

· миниатюрная живопись, промышленная графика, плакат и др.).

В словесно-временных искусствах различают три рода:

· эпос (роман, поэма и др.);

· лирика (стихотворения и др.);

· драма (различные пьесы и др.).

С точки зрения теории знаков, в которых воплощается и с помощью которых сообщается художественный образ зрителям и слушателям, искусства бывают изобразительные (живопись, графика, скульптура и др.), выразительные (музыка, танец, архитектура и др.) и словесные (литература), а также смешанные, синтетические (театр, кино и др.).

Виды и роды искусства в свою очередь включают в себя различные типы произведений на основании устойчивых общих черт. Эти типы называются жанрами. Наиболее распространенным принципом выделения различных жанров является тематический. Он основан на области действительности, отражаемой в произведении (бытовой, авантюрный, исторический, любовный, батальный, натюрморт, портрет, пейзаж и т.д.). Другим основанием деления может выступать ведущая эстетически-эмоциональная доминанта (трагедия, комедия, фарс, мелодрама, ода и др.), тип композиции (сонет, рондо, триптих и т.д.) или объем и общая структура произведения (роман, повесть, рассказ, миниатюра, эпопея и др.). Жанры исторически формируются, развиваются, отмирают. В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например,— в классицизме), в других — менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).

В качестве примера рассмотрим жанры живописи:

· архитектурная живопись;

· анималистическая живопись;

· декоративные: декорационная живопись, аллегорическая живопись, монументальная живопись и др.;

· исторические: историческая живопись, батальная живопись, документальная живопись и др.;

· культовые: религиозная живопись, мифологическая живопись и др.;

· бытовые: бытовая живопись, натюрморт, пейзажная живопись, портретная живопись и др.;

· абстрактная живопись, беспредметность.

 

 

ЛЕКЦИЯ 4. Музыкальное искусство

Музыка (от греч. Μούσα — муза) — разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах.

Далее приводится примерный обзор жанров музыки.

Народная музыка:

· белорусская музыка;

· украинская музыка;

· русская музыка;

· еврейская музыка;

· др.

Современная народная музыка:

· авторская песня;

· романс;

· блатная песня (т.н. «шансон»);

· др.

Этническая музыка (World music)

Духовная музыка:

· христианская духовная музыка;

· католическая музыка;

· православная музыка;

· протестантская музыка;

· афро-американская духовная музыка (спиричуэлс, госпел);

· исламская духовная музыка.

Европейская классическая музыка

Музыка Средневековья:

· григорианский (Грегорианский) хорал;

· аrs аntiqua;

· ранняя полифония;

· школа Notre-Dame de Paris;

· музыка трубадуров и миннезингеров.

Музыка Возрождения;

Барокко;

Классицизм;

Романтизм;

Салонная музыка.

Модерн (современная классическая европейская музыка):

· импрессионизм;

· экспрессионизм;

· футуризм.

Интуитивная музыка;

Минимальная музыка;

Неоклассицизм;

Электронная европейская классическая музыка.

Джазовая музыка:

· новоорлеанский или традиционный джаз;

· диксиленд;

· свинг;

· бибоп;

· хард-боп;

· буги-вуги;

· прохладный джаз (cool jazz);

· модальный джаз;

· авангардный джаз;

· соул-джазл;

· фри-джаз;

· босса-нова;

· симфо-джаз;

· Джаз-фьюжн;

· электрический джаз;

· аcid Jazz;

· smooth Jazz.

Современная популярная музыка

Эстрадная музыка

· кабаре;

· мюзик-холл;

· мюзикл;

· рэгтайм;

· шансон.

Поп-музыка

· поп;

· поп-диско;

· классик-поп;

· итало-поп;

· электро-поп;

· поп-дэнс;

· госпел-поп;

· ритм-энд-блюз;

· соул;

· фанк.

Рок-музыка:

· рок-н-ролл;

· биг-бит;

· блюз-рок;

· рокабилли;

· арт-рок;

· прогрессивный рок;

· симфо-рок;

· джаз-рок;

· психоделический рок;

· глэм-рок;

· хард-рок;

· кантри-рок;

· русский рок;

· паб-рок;

· панк рок;

· постпанк;

· new wave;

· хардкор;

· софт-рок;

· техно-рок;

· фолк-рок;

· готик-рок.

Метал:

· металкор;

· трэш-метал;

· хэви-метал.

Альтернативный рок (Инди-рок / Колледж-рок);

Кантри-музыка:

· блюграсс;

· вестерн-свинг;

· каджун;

· техана;

· альт-кантри.

Афро-американская музыка:

· блюз;

· дельта-блюз;

· британский блюз.

Латиноамериканская музыка:

· бачата;

· босса-нова;

· мамбо;

· меренге

· румба;

· сальса;

· самба;

· танго;

· др.

Смешанные жанры:

· фьюжн;

· эйсид-джаз;

· ритм-энд-блюз;

· рэгтайм.

Ямайская музыка:

· ска;

· рокстеди;

· реггей;

· даб.

Рэп (хип-хоп)

Электронная музыка:

· IDM (Intelligent Dance Musi)c;

· индастриал;

· брейкбит;

· гэридж;

· глитч;

· дарквэйв;

· даунтемпо;

· драм-н-бейс;

· евродэнс;

· инди-электроника;

· нью-эйдж;

· нсиходелика;

· симфоническая электроника;

· синти-поп;

· тек-хаус;

· техно;

· трайбл;

· транс;

· хаус;

· электро;

· эмбиент.

ЛЕКЦИЯ 5. Джазовая музыка. История развития. Краткая

Характеристика основных течений джаза

Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Новоорлеанский джаз

Термином новоорлеанский, и традиционный джаз обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а также новоорлеанскими музыкантами, которые играли в Чикаго и записывали пластинки начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 1920-х. Этот период джазовой истории известен также, как «Эпоха джаза».

Развитие джаза в США в первой четверти XX века

Джаз из регионального фольклорного жанра регионального масштаба превратился в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северо-восточные провинции США. В развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис. В Мемфисе в XIX веке зародился рэгтайм, откуда потом в период 1890—1903 он распространился по всему североамериканскому континенту. С другой стороны представления менестрелей, с их пёстрой мозаикой всевозможных музыкальных течений афроамериканского фольклора от джиги до рэгтайма, быстро распространились повсюду и подготовили почву для прихода джаза. Многие будущие знаменитости джаза начинали свой путь именно в менестрель-шоу. Новоорлеанские музыканты отправлялись на гастроли с так называемыми «водевильными» труппами. Значительно расширили территорию, охваченную воздействием джаза, оркестры, игравшие на прогулочных пароходах, ходивших вверх по Миссисипи. Ещё с конца XIX века стали популярными речные поездки из Нового Орлеана в Сент-Пол сначала на уикэнд, а впоследствии и на целую неделю. С 1900 года на этих прогулочных пароходах (riverboat) начинают выступать новоорлеанские оркестры, музыка которых становится наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. В одном из таких оркестров «Шугер Джонни» начинала будущая жена Луи Армстронга, первая джазовая пианистка Лил Хардин.

Северо-восточный джаз

Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века, но эта музыка пережила настоящий взлёт в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север. Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал её горячей, подняв её накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга «Горячая Пятёрка» и «Горячая Семёрка». И в то время как Чикаго оставался в первой четверти XX века в основном центром звуковой записи, Нью-Йорк наряду с этим превратился и в главную концертную площадку джаза, располагая такими легендарными клубами, как Минтон Плейхаус, Коттон Клаб, Савой и Вилидж Вэнджуард, а также такими аренами, как Карнеги Холл.

Биг-бэнды

Классическая, сложившаяся форма биг-бендов известна в джазе с начала 1920-х. Эта форма сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х. Музыканты, поступившие в большинство биг-бендов как правило чуть ли не в подростковом возрасте, играли вполне определённые партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как «звуки биг-бенда» («the big band sound»). Биг-бенд стал популярной музыкой своего времени, достигнув пика славы в середине 1930-х. Эта музыка стала источником повального увлечения свинговыми танцами. Руководители знаменитых джаз-оркестров Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Каунт Бэйси, Арти Шоу, Чик Уэбб, Гленн Миллер, Томми Дорси, Джимми Лансфорд, Чарли Барнет сочинили или аранжировали и записали на пластинки подлинный хит-парад мелодий, которые звучали не только по радио, но и повсюду в танцевальных залах.

Бибоп, би-боп, боп (англ. bebop) — джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов XX века и характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии, а не мелодии. Бибоп сделал революцию в джазе, боперы создавали новые представления о том, что такое музыка. Основоположниками бибопа стали: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч. Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от танцевальной музыки, основанной на мелодии, к менее популярной «музыке для музыкантов», более основанной на ритме. Боп-музыканты предпочитали сложные импровизации, основанные на переборе аккордов, вместо мелодий. Боп был быстр, резок, он был «жесток со слушателем» и считался скорее музыкальным видом спорта и «музыкой для музыкантов».

Кул (прохладный джаз)

Высокий накал и натиск бибопа начали ослабляться с развитием прохладного джаза. Начиная с конца 1940-х и в начале 1950-х лет музыканты начали развивать менее яростный, более гладкий подход к импровизации, смоделированный по образу светлой, сухой игры тенор-саксофониста Лестера Янга, которую он применял ещё в период свинга. Результатом стал отрешённый и однородно-плоский звук, опирающийся на эмоциональную «охлаждённость». Трубач Майлз Дэвис, бывший одним из первых исполнителей бибопа, который «охладил» его, стал самым большим новатором этого жанра.

Прогрессив-джаз

Параллельно с возникновением бибопа, в среде джаза развивается новый жанр-прогрессивный джаз, или просто прогрессив. Основным отличием этого жанра становится стремление отойти от застывшего клише биг-бендов и устаревших приёмов т.н. симфоджаза. Творцы прогрессива не стремились к радикальному отказу от джазовых традиций, сложившихся на то время. Они скорее стремились к обновлению и усовершенствованию свинговых фраз-моделей, вводя в практику композиции последние достижения европейского симфонизма в области тональности и гармонии.

Наибольший вклад в развитие концепций «прогрессива» внёс пианист и дирижёр Стэн Кентон. С его первых работ собственно и берёт начало прогрессивный джаз начала 1940-х. По звучанию музыка, исполнявшаяся его первым оркестром, была близка к Рахманинову, а композиции несли черты позднего романтизма.

Ладовый (модальный) джа з

Начиная с конца 1950-х, трубач Майлз Дэвис и тенор-саксофонист Джон Колтрейн в области подхода к мелодии и импровизации развернули новаторские эксперименты с ладами, заимствованными непосредственно из классической музыки. Эти музыканты для формирования мелодий вместо аккордов стали использовать небольшое количество специфических ладов. Результатом стала гармонически статичная, построенная почти исключительно на мелодии форма джаза. Солисты иногда рисковали, отступая от заданной тональности, но это и создавало острое ощущение напряжённости и освобождения. Для создания большнго эффекта, исполнители в качестве «модальной» основы для своей музыки иногда использовали неевропейские гаммы (например, индийские, арабские, африканские). Неопределённый тональный центр модального джаза стал стартовым фундаментом для фри-джаза.

Соул-джаз

Соул-джаз представлен малыми, базирующимися на электрооргане мини-составами, которые возникли в середине 1950-х и продолжали выступать в 1970-е. Основанная на блюзе и госпелах музыка соул-джаза пульсирует афро-американской духовностью. Большинство великих органистов джаза пришло на сцену в эпоху соул-джаза. Это Джимми Макгрифф, Чарльз Эрланд, Ричард «Грув» Холмс, Лес Мак-Кейн, Дональд Паттерсон, Джек Макдафф и Джимми «Хаммонд» Смит. Все они вели в 1960-х свои группы, часто играя в небольших помещениях в составе трио. Тенор-саксофон в этих ансамблях также был заметной фигурой, добавляя свой голос в общую смесь, подобно голосу проповедника в госпелах. Членов ансамбля Рэя Чарльза конца 1950-х и 1960-х часто расцениваются как представителей стиля соул-джаз.

Грув

Являясь ответвлением соул-джаза, стиль грув рисует мелодии блюзовыми нотами и отличается исключительной ритмической сосредоточенностью. Иногда называемый также «фанком», грув концентрируется на поддержании непрерывного характерного ритмического рисунка, сдабривая его лёгкими инструментальными и порой лирическими украшениями.

Фри-джаз

Возможно, самое спорное движение в истории джаза возникло с появлением свободного джаза, или «Новой Вещи», как оно впоследствии было названо. Элементы свободного джаза существовали в пределах музыкальной структуры джаза задолго до появления самого термина. Наиболее известны в эксперименты таких новаторов как Коулмен Хокинс, Пи Ви Расселл и Ленни Тристано, но только к концу 1950-х усилиями таких пионеров, как саксофонист Орнетт Коулман и пианист Сесил Тэйлор, это направление оформилось как самостоятельный стиль.

Среди новшеств, которые вводились с воображением и большой музыкальностью, был отказ от последовательности аккордов, что позволяло музыке двигаться в любом направлении. Другое фундаментальное изменение было найдено в области ритмики, где «свинг» был или пересмотрен, или игнорировался в целом. Ещё один ключевой компонент был связан с атональностью. Теперь музыкальное изречение больше не строилось на обычной тональной системе. Свободный джаз и сегодня продолжает существовать, как жизнеспособная форма выражения, и фактически уже не является столь спорным стилем, каким он принимался на заре своего возникновения.

Мейнстрим

После окончания господствующей моды больших оркестров в эпоху биг-бендов, когда музыку больших оркестров на сцене стали теснить маленькие джазовые ансамбли, свинговая музыка продолжала звучать. Многие знаменитые свинговые солисты после концертных выступлений в «болл-румах», любили поиграть в своё удовольствие на спонтанно устраиваемых джемах в небольших клубах на 52-й улице в Нью-Йорке. Причем это были не только те, кто работал в качестве «сайдменов» в больших оркестрах. Будучи изначально солистами, тоже искали возможности поиграть отдельно от своего большого коллектива, в малом составе. Не принимая новаторские приёмы бибопа, эти музыканты придерживались традиционной для свинга манеры.

Фьюжн

Начавшись не только от слияния джаза с поп-музыкой и роком 1960-х, но и с музыкой, проистекавшей из таких областей, как соул, фанк и ритм энд блюз, фьюжн (или дословно − сплав), как музыкальный жанр, появился в конце 1960-х, вначале под названием джаз-рок. Отдельные музыканты и группы, типа «Eleventh House» гитариста Ларри Кориэлла, «Lifetime» барабанщика Тони Уильямса, а также Майлз Дэвис следовали во главе этого течения, введя в обиход такие элементы, как электроника, ритмы рока и расширенные треки, аннулируя большую часть того, на чём «стоял» джаз, начиная с его начала — свингового бита, и основываясь прежде всего на блюзовой музыке. Термин фьюжн вошёл в обиход вскоре после того, как возникли разнообразные оркестры, типа Mahavishnu Orchestra («Оркестра Махавишну»), Weather Report («Прогноз погоды») и ансабль Чика Кориа Return To Forever («Возвращение Навсегда»).

Эйсид-джаз

Термин «Эйсид-джаз» или «кислотный джаз» свободно используется применительно к весьма широкому диапазону музыки. Хотя эйсид-джаз не вполне правомочно относить к джазовым стилям, которые развивались от общего древа джазовых традиций, но его нельзя и совершенно игнорировать при разборе жанрового многообразия джазовой музыки. Возникнув в 1987 на британской танцевальной сцене, эйсид-джаз как музыкальный, преимущественно инструментальный стиль сформировался на базе фанка, с добавками избранных классических джазовых треков, хип-хопа, соул и латиноамериканскогоского грува. Со временем, после завершения стадии формирования из этой музыкальной мозаики, совершено исчезла импровизация, что явилось основным предметом спора о том, является ли эйсид-джаз собственно джазом.

 

Смус-джаз

Развившийся из стиля фьюжн, смус-джаз отказался от энергичных соло и динамических кресчендо предшествующих стилей. Смус-джаз отличает намеренно подчёркнутая отполированность звучания. Импровизация также в значительной степени исключена из музыкального арсенала жанра. Это качество также отделяет этот стиль от других более «живых» исполнений. Инструментарий смус-джаза включает электрические клавишные инструменты, альт- или сопрано-саксофон, гитару, бас гитару и ударные. Смус-джаз возможно является наиболее коммерчески жизнеспособной формой джазовой музыки со времён эпохи свинга. Это направление современного джаза представлено, пожалуй наиболее многочисленной армией музыкантов, включая таких «звёзд», как Крис Ботти, Ди Ди Бриджуотер, Ларри Карлтон, Стенли Кларк, Эл Ди Меола, Боб Джеймс, Эл Джарро, Дайана Кролл, Брэдли Лайтон, Ли Ритенур, Дейв Грузин, Джефф Лорбер, Чак Лоеб и пр.

 

ЛЕКЦИЯ 6. Мюзикл как жанр

Мюзикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми.

Мюзикл — постановочный жанр, работа над каждым проектом начинается с написания пьесы. Постановка пьесы осуществляется режиссером-постановщиком. В постановке также могут участвовать балетмейстеры, специалисты по пению.

Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

При постановке мюзиклов часто используются массовые сцены с пением и танцами, нередко применяются различные спец. эффекты.

По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль.

Наиболее известные мюзиклы бродвейские мюзиклы:

· My Fair Lady (Моя прекрасная леди), 1956г.;

· Sound of Music, The (Звуки музыки), 1959г.;

· Jesus Christ Superstar (Иисус Христос — суперзвезда) Эндрю Ллойд-Уэббера, 1970г.;

· Cats (Кошки) Эндрю Ллойд-Уэббера, 1981г.;

· Phantom of the Opera, The (Призрак Оперы), Эндрю Ллойд-Уэббера, 1986г.;

· Трехгрошовая опера. Музыка: Курт Вайль, либретто: Бертольт Брехт (по «Трехгрошовому роману»);

· Chicago (Чикаго).

Французские мюзиклы:

По началу, во Франции мюзиклы пошли иным путём: они были менее зрелищны и обходились минимумом декораций (по сравнению с бродвейскими) и в целом больше напоминали концерты нескольких эстрадных певцов. Ярким примером этому может служить оригинальная версия мюзикла Риккардо Коччанте и Люка Пламондона «Nôtre-Dame de Paris».

Российские мюзиклы:

· «Орфей и Эвридика» — основоположник русского мюзикла. До сих пор звучит в исполнении Санкт-Петербургского театра «Рок-опера»;

· «Юнона и Авось» — рок-опера Алексея Рыбникова, впервые исполнена на сцене «Ленкома» в 1981 году;

· «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — спектакль был издан на виниловой пластинке в СССР;

· «Норд-Ост» — первый русский мюзикл мирового класса. Поставлен Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко;

· «12 Стульев» — российский мюзикл по мотивам одноименного романа И.Ильфа и Е.Петрова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.064 с.)