Ценности молодежи и молодежь как ресурс будущего общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценности молодежи и молодежь как ресурс будущего общества



 

Одной из центральных проблем социологии является анализ мотиваций студенческой молодежи на получение высшего профессионального образования и в учебной деятельности.

Для изучения студенческой молодежи в учебной деятельности нужно четко обозначить несколько важных для дальнейшего рассмотрения моментов.

Во-первых, необходимо проанализировать ценность молодежи как ресурса развития общества.

Во-вторых, необходимо учесть особенности студенчества как социально-профессиональной группы, которая имеет специфические цели, задачи, положение в обществе. Поэтому следует говорить о наличии общих характеристик студенческой молодежи.

В-третьих, необходимо принимать во внимание особенности деятельности студенчества в учебном процессе.

В-четвертых, учитывать особенности мотиваций студенчества по признакам профиля вуза, получаемой профессии, конъюнктуры рынка труда.

В-пятых, обозначить отличия и динамику изменений мотивов в учебной деятельности студентов младших (1-2) и старших (3-5) курсов. А также выявить специфику мотивационной структуры различных поколений студенческой молодежи.

Молодежь – это социально-демографическая группа в возрастных границах от 14 до 30 лет. Ее доля в общем населении составляет около 20%, что является весьма значимым количественным показателем, чтобы оставлять ее в стороне от рассмотрения. Итак, молодежь – неотъемлемая часть любого общества, независимо от его сущностных характеристик. В чем специфика молодежи, как социокультурного явления?

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и в то же время активно заявить о себе. Принято считать, что молодым «свойственен дух противоречия, что для них нет пророков в своем отечестве», другими словами, они по сути своей слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны[35].

Именно в силу этих особенностей, молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Наиболее типичным в этом плане является конфликт «отцов и детей», ставший главной темой романа И. Тургенева. Но это совершенно не значит, что внутри себя молодежная субкультура монолитна. Подобное утверждение было бы ошибочным. Здесь можно найти целый спектр разнообразных молодежных субкультур, особенно в период господства постмодернизма: хиппи, панки, металлисты, рокеры и многие другие.

В основе молодежной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Молодежная субкультура - это и особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодежная субкультура - это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Какие цели ставят перед собой молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить жизненную альтернативную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.

Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением»[36]. Другими словами, молодежная культура – это явление временное, это особая форма жизненного поиска. Как говорят: «Все пройдет, пройдет и это». Или: «Молодость – это такой недостаток, который быстро проходит».

Т.В. Ищенко акцентирует внимание на том факте, что студенчество является составной частью такой общественной группы как молодежь: «Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одного возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи[37]».

Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции, не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.

К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества[38].

Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако, в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхностности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.

«Ценность молодежи» - это новое понятие, под углом зрения которого надо переосмыслить значение молодежи для общества и в этом смысле переоткрыть молодежь[39].

Ценность молодежи имеет свою структуру, которая весьма многообразна.

Во-первых, молодежь представляет ценность как объект предметно-практической и познавательной деятельности общества, государства, класса, различных партий и организаций, хотя мера ценности здесь в решающей степени зависит от идеологии, которую они исповедуют. В традиционном стабильном обществе, в условиях сильного государства, стремящихся воспроизвести существующий образ жизни, молодежь откровенно и чрезвычайно ценится именно как объект. Общество и государство рассматривают молодежь как продукт своего производства, в соответствии со своими целями, с помощью, прежде всего, системы образования (обучения и воспитания), производит «нужную» ей молодежь. Она в этом случае выступает как цель, в соответствии с которой осуществляется вполне определенная молодежная политика. При этом, конечно же, учитывается субъективная роль молодежи. Во-первых, потому что понятия «объект» и «субъект» не только противостоят друг другу, но и не предполагают наличие одного без другого: без субъекта нет объекта и наоборот. Во-вторых, потому что в традиционном, стабильном обществе молодежь рассматривается как средство решения общественных и государственных задач, собственно «молодежных» проблем. Для этого она должна обрести известную меру субъективности.

В так называемых «демократических», «открытых» обществах, где превыше всего ценятся свободы и права личности, где властвует индивидуализм, а роль государства минимизируется, молодежь не рассматривается как средство, а прежде всего как объект. Общество этого типа возлагает ответственность за свою свободу на индивида, который волен жить, как он хочет. В обществе, которое предельно атомизировано, понятие молодежь является чрезвычайно размытым, неопределенным. В целом же молодежь, точнее сказать, молодые люди, рассматриваются как «сильная» часть общества, которая должна выживать самостоятельно[40].

Однако ценность молодежи как объекта в таком обществе не исчезает вообще. Просто ценится в объекте нечто иное, о чем не принято говорить, ибо это такие качества молодежи, которые можно использовать, как угодно: хоть во благо, хоть во зло – отсутствие устоявшихся жизненных ценностей и ориентиров, социального опыта, политическая наивность и т.п. Молодежь – идеальный объект для манипулирования сознанием, и в этом качестве она также является целью властей, особенно в периоды обострения борьбы за власть.

Во-вторых, молодежь представляет собой ценность как субъект предметно-практической деятельности. Субъективная роль и ценность молодежи особенно возрастают в те моменты, когда обществу становятся крайне необходимы те качества и свойства, которые, во многом, а некоторые и в основном, связаны с понятием «молодость».

Уже сегодня жизнь выдвинула перед обществом такие задачи, часть которых в силу особого класса их сложности, требований которые они предъявляют к человеку, может решить практически только молодежь. Например, компьютеризация, интернетизация, которые всерьез не коснулись еще многих стран. Наукой и практикой доказано, что люди, которым за сорок лет, математическим языком, электронной грамотностью, техникой программирования в силу возраста овладевают неохотно и всегда с большим трудом. Формирующееся Интернет-поколение, которое во многом изменит мир, происходит при незначительном участии взрослых и практически без стариков. Интернет - удел и судьба молодых, юных и детей. Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы интенсификации экономики, могут быть созданы людьми нового, нетрадиционного типа мышления. Поколения машин и поколения людей взаимосвязаны.

Таким образом, на самом деле, вопреки устоявшимся взглядам, сегодня нередко ущербна взрослость, а не молодость, поскольку возраст – это постепенное и неизбежное отягощение стереотипами, мифами и догмами вчерашнего дня, устаревшим опытом, утратой восприимчивости нового.

В-третьих, молодежь представляет собой ценность в силу целого ряда качеств и особенностей. Их знание представляет не только теоретический интерес, но имеет большое практическое значение, в том числе для определения политики в отношении молодежи.

Особенности молодежи проявляются в специфике мышления, оценок и поведения ее различных поколений по сравнению с детьми, взрослыми и старшими поколениями[41].

Среди особенностей поведения молодежи, особенно младшего возраста, следует назвать лабильность, повышенную возбудимость, инстинктивность поведения, стремление к интроверсии, самоутверждению, автономии, романтическую настроенность, мечтательность, максимализм. Многие авторы отмечают также готовность к самопожертвованию, бескомпромиссность, нетерпимость, стремление к осуществлению мечтаний, крайнюю критичность молодежи. Нередко упоминают и прямо противоположные качества: некритичность, эгоизм, тенденция к непродуктивности, требующая постоянного «подстегивания», и др. Эти и подобные качества дают основания некоторой части взрослых относиться к молодежи скептически.

Однако следует обратить особое внимание, прежде всего на те качества и свойства молодежи, которые имеют огромную ценность, ибо отвечают требованиям времени. Общество должно гораздо полнее использовать их в интересах своего развития.

Молодежь – это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. За счет этих сил, жизнь общества может быть омоложена, оживлена.

Надежды на молодежь никогда не оправдаются, если общество и государство (власть) не в состоянии принять особые свойства, особую роль, особую ценность молодежи в трансформирующемся обществе. Если они не готовы пустить молодежь во власть, привлечь ее для участия в выработке программ и решений по поводу будущего, которое объективно принадлежит молодежи. Они тем более не оправдаются, если взрослое общество в глазах молодых разворовывает это будущее, закладывает в него различного рода социальные бомбы замедленного действия (кредиты, «разбазаривание» сырьевых и энергетических ресурсов, разрушение окружающей среды и т.п.)[42].

Динамичные общества вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции и реформы скоро захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, их потенциала на большее не хватает. Молодежь лишь частично включена в соответствующие общественные отношения и структуры, у нее практически нет собственного прошлого, ее сознание более открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий инновационный элемент, интеллектуальный, духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом и состоит основная социальная функция молодежи в обществе.

2.3. Особенности мотивов и мотивация молодежи на получение качественного высшего образования

В России, как и на Западе, молодежь не является однородной социальной группой. Различны ее социальные, материальные и идейно-политические позиции. Это многообразие и дифференциация сказывается и на мотивационной структуре. Единым является только присущая этой социальной группе целевая ориентация на перспективу.

В отечественной и западной научной литературе имеются различные точки зрения на специфику мотивов студентов в учебной деятельности. Учебная деятельность исходно всегда была основным видом деятельности студентов. Однако разные авторы уделяют внимание разным мотивам и аспектам учебной деятельности студенчества.

В отечественной научной литературе анализируется специфика учебной деятельности, выявляются ее различные элементы и их функции. Так, П.Я. Гальперин связывает учебную деятельность с развитием интеллекта, направленностью этого процесса на усвоение знаний, как составляющей умственных действий. В.Я. Ляудис говорит о связи учебной деятельности со всей системой познавательных процессов, включая восприятие, запоминание и пр. В этой связи особо выделяют функции саморегуляции и эвристические функции учебной деятельности. Л.С. Выгодский особое внимание обратил на общение учителя и ученика как основы учебной деятельности.

Учебный процесс, с социологической точки зрения, есть «процесс трансляции культуры, социализации личности (т.е. овладение определенными социальными ценностями и т.д.), включающий многообразные средства и способы воздействия на личность студента»[43].

По поводу мотивов учебной деятельности В.Г. Леонтьев и С.А. Банков утверждают, что центральный мотив учебной деятельности является «одним из специфически познавательных мотивов, возникновение которого определяется степенью осознания индивидом аспектов объективной (общественной) необходимости в знаниях. Формирование мотива учебной деятельности индивида представляет собой сознательный и адекватный ответ на общественные требования»[44].

Однако, как считают некоторые авторы, «мотивация познавательной деятельности оказывается более скрытой для самонаблюдения, чем другие виды учебной деятельности». Решить этот вопрос позволяет исследование процесса принятия молодым человеком решения учиться, представляющее собой исходный момент анализа. «Этот узел, который воедино связывает ценностные ориентации и способности человека, информационные и энергетические компоненты действия, структуру мыслительных операций и эмоциональную их оценку, действия ориентировочные и действия исполнительные»[45].

Л.И. Божович, Н.Г. Морозова и Л.С. Славина при изучении мотивов учения у школьников выделили в качестве основных, ведущих для учебной деятельности, широкие социальные мотивы, отражающие общественное положение ребенка как члена коллектива. Широкие социальные мотивы характеризуют в самом общем виде направленность личности, ее моральный статус[46].

Получение образования, приобретение знаний в качестве средства для реализации целей, лежащих вне самой познавательной деятельности, часто осуществляется на основе, так называемой утилитарной мотивации. Нужно сказать, что оценка знаний с точки зрения возможности их непосредственного использования в практической деятельности является одним из важнейших стимуляторов познания. В этих утилитарных мотивах может выражаться общественный интерес, тогда это стремление не только понять противоречивую природу явлений, но и реально помочь людям, решая какую-нибудь практическую задачу.

Если преобладает общественный интерес к познанию нового, то нередко ценятся только те знания, которые можно непосредственно использовать в своем личном опыте.

В современных условиях в группе утилитарных мотивов растет ориентация молодежи на конкретный, осязаемый результат деятельности, меняется понимание общественно полезного труда. Главным становится «принцип краткосрочного планирования»[47], а основным стимулом отношений (и действий) – выгода[48].

Часто отечественные авторы, рассматривая мотивы учения, обращают внимание на мотивы, не связанные с учением, но соприкасающиеся с ним той или иной стороной (стремление получать стипендию, награды), и мотивы узко личного плана (честолюбие, мотивы престижа).

Интересная трактовка мотивов учебной деятельности студентов американских вузов дана в работе американского психолога Мартина Ковингтона[49], который раскрывает их через потребности:

- к самоусовершенствованию;

- в успехе повышения своих способностей;

- в творчестве;

- в оценке своих действий.

В научной литературе есть точка зрения, согласно которой мотивы учебной деятельности тесно связаны с функциями высшей школы.

Известно, что в основе мотивации на получение качественного высшего образования лежит личностное индивидуальное восприятие общественного заказа, т.е. потребностей и ценностей общества. Мотив выступает как «стимул поведения, как внутренняя цель и внутренняя потребность, вырабатываемая самой личностью под влиянием общественного запроса»[50].

Мотив учения, если его рассматривать как «личностный смысл», который имеет образование для человека, «с одной стороны, определяется общественными требованиями к образованию, его престижем в данном обществе и тем, как эти общие требования преломляются в конкретной социальной ситуации (внешние стимулы). С другой стороны, мотивация обусловлена системой ориентаций, сложившихся на предшествующем этапе жизни (внутренние стимулы)»[51].

Мотивы учебной деятельности можно разделить на следующие две большие группы:

- мотивы, связанные с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения;

- мотивы, обусловленные широкими взаимоотношениями студента с окружающей средой.

К первым относятся познавательные интересы личности, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями, с развитием способностей. Мотивы второй группы связаны с потребностями в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желании занять определенное место в системе доступных общественных отношений.

Четкую формулу обучения дал Ананьев Б.Г.[52]:

«учение = познание + общение».

Обе группы мотивов необходимы для успешного осуществления учебной деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают воздействие на субъект, помогая ему преодолевать трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому ее осуществлению.

Социологический подход позволяет нам рассмотреть мотив получения качественного высшего образования с точки зрения статуса, престижа, роли, профессии.

Один из видов опосредованной мотивации, который анализируется в литературе, называется «мотивацией социального престижа личности»[53]. В социологическом плане, учебная деятельность связывается с социальным статусом, выбором вуза и профессии.

По мнению американских ученых К. Дейвиса и Мура, статус определяется образованием, необходимым для занятий, а также получаемым за него вознаграждением (А. Рейсс)[54].

Социологами уже давно установлено, что выбор учебного заведения, а затем и профессии связан с престижем и статусом. С этих позиций вначале выбирается статус, а потом сама профессия. Американские социологи также считают, что в основном выбирают статус, а не занятие, профессию. По мнению отечественных социологов, работающих в области профориентации молодежи, выбирая область профессиональной деятельности, молодежь фиксируется на социальной ценности, престиже профессии. Нравственный выбор самой профессии у некоторых происходит в последний момент, уже перед подачей документов в вуз.

Как нам видится, мотив статуса и престижа имел и имеет довольно большой процент среди студентов при поступлении и обучении в вузе.

Как раньше, так и сейчас, мотивом поступления в тот или иной вуз для большей части студентов является получение профессии. Другое дело, что спектр профессий несколько другой. Для многих вуз – это отправная точка для начала успешной карьеры. Для других – это способ в дальнейшем вращаться в кругу близких по духу коллег, стать представителем интеллектуальной элиты. Третьи хотят в профессии найти себя.

Мотивация получения качественного высшего образования и получения определенной профессии тесно связана с трудовой мотивацией.

В традиционной западной модели, идущей от М. Вебера, труд является системообразующим фактором и базовой ценностью, что делало трудовую мотивацию тесно связанной с достижением материальной обеспеченности субъекта труда и гарантировало высокую трудовую активность, то в посттоталитарных обществах прежняя система трудовой мотивации полностью разрушена самой жизнью, а в новой, складывающейся мотивации на первое место вышел мотив денег.

Важным моментом в учебной деятельности является потребность стать культурным образованным человеком, потребность самовыражения и развития личности.

Сегодня, как никогда, важна такая функция вуза, как трансляция культуры. Она важна и как передача накопленного человечеством культурных ценностей, связь времен и поколений, и как качественная характеристика человеческой деятельности во всем ее разнообразии, и как гуманистическая грань различных видов, форм, способов, результатов деятельности, и как основа развития личности.

Для успешной реализации вузом возложенных на него временем, обществом, личностью функций и, соответственно, его мотивированности в соответствии с мотивами студентов в учебной деятельности, необходима психологически-педагогическая организация учебной деятельности студентов.

В научной литературе, посвященной анализу мотивов студентов на получение высшего образования, уделяется большое внимание условиям формирования мотивационной структуры личности, а также зависимости мотивационной структуры от стратегии обучения: традиционной и инновационной. Традиционная и инновационная стратегии отличаются своими задачами обучения. Если традиционная является по существу «подгонкой» процесса обучения под госзаказ системы и подготовкой главным образом кадров, то инновационная – направлена на всемерное обслуживание и обеспечение полнокровного процесса развития личности и специалиста, формирования человеческого капитала это возможно, в частности, на основе объективных законов, и поэтому основной задачей стратегии обучения является педагогика сотрудничества (Таблица 1)[55].

Таблица 1.

Сравнительные особенности стратегии традиционного и инновационного обучения

Сравниваемые позиции Традиционное обучение Инновационное обучение
Мотивационно- смысловые позиции обучаемых Отчуждение от учебных ценностей и задач, отвращение к учению, сужение спектра познавательных мотивов, обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от учебных. Внутренний психологический отход от учебной деятельности. Усиление смыслов учения посредством сотрудничества и сотворчества. Обогащение мотивов учения и познания, расширение мотивационной сферы личности, появление мотивов творческой деятельности, самоактуализация, утверждение достоинства личности.
Цели Усвоение предметно-дисциплинарных знаний. Развитие личности и многообразных форм мышления каждого обучаемого в процессе усвоения знаний.

Как мы видим из таблицы, при инновационном подходе к обучению студентов, мотивация существенно выше, нежели при традиционном. Это обусловлено индивидуализированным подходом и увеличением творческой составляющей учебного процесса инновационного подхода.

Гуманистический подход к образованию заключается в рассмотрении его как самоцели и блага самого по себе и ориентирует весь процесс получения знаний на интересы, цели и потребности самого студента. Вуз должен научить молодого человека жить в согласии с природой, обществом, государством, другими людьми, с самим собой, т.е. положить в основу своей деятельности уважение к другому человеку и к обществу, а, следовательно, и к самому себе; способствовать эффективной работе, позволяющей экономически развиваться квалифицированному специалисту, предприятию, обществу.

Во внутреннем мире современного студенчества происходят радикальные изменения. Меняются его интересы и потребности, мотивы выбора профессии, получения высшего образования, жизненные планы. В связи с этим, представляется важным выявление направленности этих изменений.

Сложность такого анализа состоит в том, что сравнивая данные прошлых лет и настоящего момента, необходимо учитывать, что в 60-70 гг. студенты, отвечая на вопросы социологических анкет, находились под влиянием идеологического прессинга, в то время как нынешняя молодежь этого не испытывает.

Социологические исследования, проводившиеся в течение многих лет различными социологическими центрами, показывают высокую ценность высшего образования в глазах молодежи. Но кризис общества, возникший в результате смены государственно-политического и социально-экономического строя в России в 1991-1992 гг. резко затормозил дальнейшее развитие высшего образования и создал острую кризисную ситуацию в вузах. Наметилось некоторое снижение ценности высшего образования, о чем свидетельствуют такие данные, что еще в 1987 г. об учебе в вузе мечтали 41% выпускников школ, а в 1992 – лишь 26%[56]. Заметно изменилось и отношение к учебе. Так, в 1988 году в вузах, по данным социологических исследований, с интересом училось 58% студентов, а в 1992 году – всего 26%. Данные другого исследования показывают, что ценность учебы, образования в глазах студентов снизилась за шесть лет с 1987 по 1993 гг. с 39 до 9%.

В основе этого лежат глубинные причины:

- исключение системы высшего образования из сферы приоритетного финансирования, сокращение бюджета с 12% в 1979 г. до 2% в 1991г.;

- вольное и невольное принижение властными структурами роли и значения высшего образования в реформировании России, ее экономики, социальной и культурной сфере и в целом в выводе страны из кризиса, о чем свидетельствует невыполнение ряда важных государственных законов, указов в части, касающейся высшего образования;

- снижение побудительных мотивов к получению высшего образования по ряду перспективных наукоемких и других специальностей;

- неуверенность определенной части студентов в их профессиональном будущем, ощущение ненужности их как специалистов;

- ухудшение качественного состава профессорско-преподавательского корпуса вузов в результате продолжающегося процесса его старения (средний возраст профессоров и докторов наук в вузах составляет 59-60 лет и выше), ухода из вузов молодых мобильных и квалифицированных кадров в коммерческие и другие структуры, утечка «мозгов» за границу и др.[57]

И все-таки, в данный момент, ценность высшего образования в глазах молодежи остается достаточно высокой, что определяет мотивацию на его получение. Эта тенденция стимулируется научно-техническим прогрессом, требующим высококвалифицированных специалистов, новизной и усложнением экономической, социальной и политической жизни, духовным развитием общества.

Так же можно согласиться с мнением Т.Э. Петровой, которая отмечает, что хотя «социальный спрос на высшее образование остается традиционно высоким, его структурные компоненты будут смещаться в сторону престижных в условиях рынка профессий, открывающих путь к частному предпринимательству»[58].

После перехода страны к рыночной экономике, отношение к приобретению качественного высшего образования стало более прагматичным, среди студентов выросло понимание необходимости знания языков, умения работать с компьютерами, владения искусством менеджмента – всем тем, что даст возможность конкурировать на рынке труда. Современная ситуация такова, что «требует от специалиста высоких адаптивных способностей, которые в складывающихся условиях порой имеют даже большее значение, чем профессиональная компетенция»[59].

Оценивая свои же собственные качества, студенты отметили следующее: преобладающими качествами у них является исполнительность, приверженность к социальной опеке, нежелание рисковать, считают себя обладателями ряда неоспоримых нравственных достоинств (отзывчивость, доброта и т.п.), что было достаточно для работы лишь в условиях жизни вчерашнего дня и явно недостаточно для сегодняшнего. Хотя, как это не парадоксально, российский руководитель до сих пор гораздо больше предпочитает иметь дело с исполнительным работником, нежели с инициативным.

В научной литературе ставится вопрос о том, что для большей части молодежи модель вхождения в новые условия может быть охарактеризована как «сиюминутно-адаптивная», при которой гипертрофируется изменчивость современной социальной ситуации, что служит психологическим обоснованием желания приспособиться к ее сегодняшнему обличью. В рамках этой модели осуществляется адаптация к сегодняшним условиям. Происходит отклик на любые экономические новации, идет стремительная подстройка под стимулы, предполагаемая рыночными структурами. Существенная проблема – слабая ориентация на перспективу.

А тем временем, опыт показывает, что успеха достигают, прежде всего те люди, у которых способности и таланты сочетаются со знаниями, инициативностью, предприимчивостью, активностью, готовностью к риску, способностью к самостоятельным решениям и быстрому приспосабливанию к изменяющейся обстановке. Сегодня сама социально-экономическая и политическая ситуация «отбирает» таких людей из общей массы. Отсюда видно, для того, чтобы не быть «профнепригодным» необходимо непрерывно и качественно учиться, быть современно подкованным специалистом.

ГЛАВА 3. Рекомендации для получения качественного высшего образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.065 с.)