Стернин И. А. Понятие речевого этикета и его функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стернин И. А. Понятие речевого этикета и его функции



С тех пор как возникло человеческое общество, лю­ди стали вырабатывать правила и принципы поведения и общения в обществе. Эти правила и принципы опре­деляют взаимоотношения людей в самых различных житейских ситуациях — в семье, на работе, в соседской общине, в кругу друзей, среди малознакомых или сов­сем незнакомых людей, в высшем свете, в отношениях с начальником и подчиненным, старшим и младшим и т. д. Эти правила именуются этикетом (от французско­го слова, обозначающего «ярлык, этикетка»). Соблюде­ние правил этикета как бы «наклеивает» на человека ярлык о принадлежности его к разряду воспитанных, культурных людей; наоборот, несоблюдение норм эти­кета позволяет «наклеить» на человека ярлык' грубого, некультурного, не уважающего других людей человека.

Родиной этикета нового времени является Италия XIV века, где в условиях прекращения войн, развития культуры, образования и искусства стали развиваться и совершенствоваться правила поведения в высшем свете, при дворе.

В России возникновение и развитие этикета в его современном понимании связано с эпохой Петра I, ко­торый решил преобразовать русские нравы на западный манер. Важнейшим достижением Петра I в этой области было то, что он ввел общество русскую жен­щину, которая до этого должна была в основном сидеть в терме, предоставив право светского общения мужчи­нам. Именно на отведении особых функций в общест­ве мужчине и женщине, на провозглашении обязан­ностью кавалера ухаживать за дамой и был основан этикет того времени. Этикетное поведение мужчины по отношению к женщине и сегодня составляет основу эти­кета.

Этикет предписывает некоторые правила поведения, следуя которым все члены общества чувствуют себя комфортно, а ситуации общения и поведения людей предсказуемы.

Есть любопытная притча о происхождении этикета, которая хорошо иллюстрирует сказанное. Однажды на каменном плато ежей застала снежная буря. Они с тру­дом отыскали небольшое укрытие среди камней, где сбились вместе, чтобы не замерзнуть. Однако те, кто попал в середину кучи, задыхались, а те, кто оказался с краю, мерзли. Ежи пробовали самые различные ком­бинации, но никак не могли отыскать «золотой середи­ны»— то они кололи друг друга иголками, то замер­зали. Но в конце концов они нашли то, что искали: устроились так, что никто никого больше не колол иголками и всем было тепло. И вот это идеальное рас­положение, удобную для всех позицию, они и назвали хорошими манерами, то есть этикетом.

Этикет есть совокупность правил «хорошего тона», принятых в обществе и регулирующих порядок поведе­ния и общения людей.

Этикет представляет собой сложную систему мате­риальных (физических, речевых) знаков, которые ука­зывают на отношение говорящего к собеседнику, оцен­ку собеседника и в то же время на оценку человеком се­бя, своего положения относительно собеседника (Фор-мановская, 1932а, с, 4—5). Этикет предполагает обмен этими знаками между людьми в процессе их социального взаимодействия. Этикет включает в себя этикет внешнего вида, рече­вой этикет и этикет поведения.

Этикет внешнего вида — принятые в обществе тре­бования к внешнему виду членов общества, признавае­мые образцовыми для тех или иных ситуаций. Этикет внешнего вида определяет одежду, прическу, силуэт, цветовую гамму и другие внешние признаки. Этикетная внешность человека создает о нем благоприятное впе­чатление, является его визитной карточкой. Наоборот, небрежная, неэтикетная внешность побуждает отка­заться от общения с таким человеком, отталкивает людей, дает почву для обсуждения недостатков человека. С небрежно одетым человеком хочется говорить не­брежно, порой — на «ты», в то время как этикетно оде­тый человек побуждает собеседников к вежливому, культурному общению, к уважительному отношению. Этикет поведения — это совокупность действий лю­дей в обществе, признаваемых образцовыми для тех или иных ситуаций. Этикет поведения определяет поведение людей в общественных местах, этикет отношений мужчи­ны и женщины, юноши и девушки, детей и родителей, поведение в гостях, за столом, в семье, на танцевальном вечере и др.

Этикет поведения подразделяется на этикет повседневного поведения и спе­циальный этикет (дипломатический, военный, международный, морской и др.). Этикетом повседневного поведения должны владеть все члены общества, специ­альным этикетом — только те члены общества, которые профессионально связаны с той или иной специальной областью деятельности.

Речевой этикет — это совокупность правил речево­го поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих и отражающих вежливые отношения между людьми.

Вежливость как категория этикета, согласно точке зрения В. Е. Гольдина, определяется через понятие «отведение роли адресату речи»: «Невежливым по от­ношению к адресату обычно является то этикетное дей­ствие, которое отводит адресату роль ниже, чем положе­но ему в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о первенстве (= степени важности ролей). Тогда вежливым по отношению к адресату эти­кетным действием является то, которое отводит адресату место (= роль) не ниже, чем положено ему в соответ­ствии с принятыми в данном обществе представления­ми о первенстве» (Гольдин, 1978, с. 28).

Речевой этикет подразделяют на этикет устного об­щения и этикет письменного общения.

Этикет устного общения включает формулы вежли­вости и правила ведения разговора (этикет общения), этикет письменного общения — формулы вежливости и правила ведения переписки (этикет переписки).

Таким образом, речевой этикет в целом — это часть этикета, связанная с общением людей. Он, разумеется, тесно связан с этикетом поведения, так как, по сущест­ву, является особым видом поведения человека — ком­муникативным поведением. Можно выделить некоторые признаки речевого этикета, отличающие его от других видов об­щения. Совокупность этих признаков позволяет сказать, что данный вид общения относится к речевому этикету. Эти признаки таковы:

1. Ситуативность. Речевой этикет выражает опреде­ленное отношение говорящего к его собеседнику только
в конкретной ситуации, только применительно к конкретному собеседнику, в момент общения, в данном месте общения. Изменение какого-либо из названных пара­ метров требует и изменения, используемых этикетных формул. Можно сказать, что для каждой ситуации об­щения существует свой речевой этикет.

2. Регулятивность. Речевой этикет регулирует отношения между людьми, участвующими в общении. Он распределяет коммуникативные роли, устанавливает статус собеседников и определяет тональность общения.

3. Согласованность. Речевой этикет предполагает,
что этикетные нормы выполняются согласованно всеми
участниками общения, что; в этикетной, ситуации дол­
жен состояться обмен этикетной информацией, хотя бы
в степени «замечено».

4. Наличие коммуникативной рамки. Известный последователь речевого этикета В. Е. Гольдин указывает на наличие обязательных элементов, организующих акт этикетного общения в тех или иных ситуациях. Напри­мер, приветствие при появлении и прощание при уходе, вызов, «кто говорит», прощание при телефонном разговоре и т. д. Этикетные речевые акты, как правило, пред­полагают стандартное начало и стандартное завершение. В. Е. Гольдин отмечает также, что этикетная информация неравномерно распределена в процессе общения: основные моменты обмена этикетной информацией — начало и конец разговора, причем начало беседы более насыщено этикетной информацией (Гольдин, 1987, с. 76).

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ И ЭТИКА

Этика — философская наука, изучающая нравствен­ность, мораль. Этику нельзя путать с этикетом — пра­вилами хорошего тона в обществе. Вместе с тем в эти­кете и речевом этикете есть моменты, которые связаны с. проблемами этики, поскольку хороший тон, вежли­вость, тактичность, уважение к собеседнику, лежащие в основе этикета, имеют этический характер, то есть оцениваются обществом как «хорошие», «нравственные». В связи с этим можно говорить о коммуникативной этике, то есть об этике общения. Коммуникативная эти­ка — правила общения, признаваемые общественным сознанием на данном этапе его развития как нравст­венные, «хорошие», достойные подражания, соответствующие моральному идеалу общества.

Этика принципиально аксиоматична, то есть она базируется на некоторых нравственных аксиомах, которые личность и общество принимают без доказательств. К примеру, нельзя доказать, почему надо быть честным, почему надо вести нравственный образ жизни, почему нельзя воровать и др. Вспомним героев горьковской пьесы «На дне», играющих в карты: Сатин жульнича­ет, Татарин кричит: «Надо играть честно!», на что Са­тин отвечает: «А зачем?» Этот вопрос ответа не имеет, честность в поведении — понятие аксиоматическое. То же самое относится и к коммуникативной этике. Она основывается на ряде аксиом, которые необходимо просто признать — в таком случае можно говорить о возможности существования этикета общения; в противном случае объяснить существование правил общения и речевого этикета, нельзя. Рассмотрим эти аксиомы.

Аксиома законопослушания: «Необходимо соблюдать общественные законы». Эта аксиома обус­ловливает соблюдение всеми членами общества дейст­вующих в обществе законов — как юридических, так и моральных. Признание этой аксиомы, следование ей в повседневном поведении и общении - характерная черта цивилизованного общества.

Аксиома ролевого поведения: «При ис­полнении той или иной роли в обществе надо оправды­вать ролевые ожидания». Эта аксиома указывает на необходимость следовать в поведении и общении тем нормам, которые предписаны поведению и общению людей в конкретной ситуации. Если человек участвует в общении как равный с равным, он должен вести себя как равный — таковы ролевые ожидания собеседников, но он не должен при этом командовать (исполнять роль вышестоящего), поучать (выполнять роль старшего, бо­лее опытного и др.) — этого от него в данной ситуации не ждут, и неадекватное выполнение роли может при­вести к конфликту.

Две аксиомы, приведенные выше, являются социаль­ными; они определяют поведение людей в обществе в це­лом. Но существует и коммуникативная аксиома, отно­сящаяся только к общению: аксиома коммуникативного равновесия.

Аксиома коммуникативного равновесия: «С каждым членом общества надо поддерживать коммуникативное равновесие». Это означает, что, всту­пая в общение с любым человеком, говорящий должен установить с ним коммуникативный контакт на основах взаимного уважения, взаимной вежливости. Другими словами, необходимо установить и поддерживать веж­ливые отношения со всеми, с кем человек состоит в об­щении, состоял в общении или собирается вступить в общение.

Три названные аксиомы составляют основу комму­никативной этики. Если говорящий признает эти аксио­мы и поступает в соответствии с их «требованиями», то он ведет себя этикетно и его общение носит этикетный характер, он соблюдает коммуникативную этику.

В связи со сказанным речевой этикет можно опреде­лить как систему языковых средств, материально вы­ражающих в общении коммуникативную этику, вопло­щающих ее в языковой форме. Это система средств, устанавливающих и поддерживающих коммуникативное равновесие в обществе, то есть вежливые отношения между участниками общения.

Коммуникативная этика в поведении людей формиру­ется в процессе их жизнедеятельности, обучения, при­обретения жизненного опыта. Формирование этического коммуникативного поведения — важная задача общест­ва и отношении своих членов, поскольку формирование коммуникативной этики не осуществляется автоматически, необходимы целенаправленные усилия общества по ее формированию. Н. И. Формановская приводит данные социологического опроса: на вопрос, какие ка­чества вы хотели бы видеть в окружающих вас людях, 50% ответили — доброту и человечность, 30% — чест­ность, порядочность, 22% — взаимопонимание, сочув­ствие, 16% - - терпимость. На вопрос, каких качеств не хватает вам, какие качества вы хотели бы развить в се­бе, ответы были иными: 46% хотят развить в себе уверенность и решительность, 30% — целеустремленность и силу воли. Таким образом, люди ждут от нас терпи­мости, доброты, взаимопонимания, сочувствия, а мы хо­тим быть более твердыми, жесткими, целеустремленны­ми. Таким образом, мы требуем от других таких качеств, которые в себе развивать не хотим (Формановская, 1989, с. 149—150). Здесь уместно вспомнить золотое правило: относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе. Хочешь, чтобы с тобой были вежливы, были к тебе внимательны и терпимы в обще­нии — демонстрируй эти качества сам.

Формирование коммуникативной этики — составная часть нравственного воспитания, важнейшая задача учи­теля, воспитателя, родителей.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ И ТЕОРИЯ РОЛЕЙ

Люди, взаимодействуя друг с другом в обществе, вы­полняют в процессе этого взаимодействия самые разно­образные роли.

«Весь мир — театр, — писал В. Шекспир, — в нем женщины, мужчины — все актеры, у них свои есть вы­ходы, уходы, и каждый не одну играет роль». Действи­тельно, каждый из нас играет в жизни множество ролей. Что же это за роли? Прежде всего, это роли социальные.

Социальная роль — это общественная функция че­ловека, нормативно одобренная обществом, предусмот­ренный обществом образ поведения, ожидаемый общест­вом от каждого, кто занимает ту или иную социальную позицию.

К примеру, человек может выполнять такие социаль­ные роли, как хозяин, гость, начальник, подчиненный, отец, сын, зять, ребенок, взрослый, сослуживец, знако­мый, родственник и др. О социальной роли говорят в том случае, если человек в обществе действительно является начальником, подчиненным, отцом, хозяином и т. д. Социальными ролями будут и такие, как пешеход, автомобилист, клиент учреждения и др. Социальные ро­ли могут быть как постоянными, так и временными, причем иногда даже очень кратковременными, например покупатель, пассажир и др.

Каждый человек является членом определенной со­циальной группы. В каждой группе у человека есть оп­ределенный статус — место данного человека в иерархии, существующей в данной группе.

Каждому статусу присущ престиж — влиятельность придающая весомость действиям и высказываниям лица, обладающего престижем. Каждому статусу также соответствует определенная роль. Американский ученый Р. Белл определяет роль, соответствующую престижу, как регулируемые правилами способы участия человека в деятельности группы (Белл, 1975, с. 25).

Для каждой роли есть некоторые нормы поведения, которым обладатель роли должен следовать в глазах окружающих. Другими словами, каждая роль предпо­лагает определенные действия того, кто эту роль ис­полняет; правила поведения человека в определенной роли «утверждены» обществом, той социальной, профессиональной или иной группой, членом которой че­ловек является. Некоторые из этих норм являются нормами поведения, а некоторые — нормами общения.

Ролевые ожидания членов общества основаны на нормах поведения и общения: какие нормы поведения и общения приняты для данной роли в определенной социальной группе, такое поведение и общение и ожи­дается группой от того или иного индивида. Этикет тре­бует выполнения норм внешнего вида и поведения, речевой этикет — выполнения норм общения. Нарушение ролевых ожиданий порождает негативную реакцию окружающих, создает впечатление о невежливости, грубости, незнании правил приличия, способно породить конфликтную ситуацию. Любое нарушение ролевых ожиданий фиксируется окружающими и чаще всего становится предметом негативной оценки (за исключе­нием случаев, когда говорят «он меня приятно удивил»).

По степени официальности роли делятся на офици­альные, когда говорящий следует своему статусу (учи­тель, ученик, офицер, начальник, пассажир и др.), неофициальные, когда говорящий не столько следует своему статусу, сколько проявляет индивидуальность в по­ведении и общении (роли друга, подруги, знакомого, влюбленного, игрока в игру и др.), а также полуофициальные, когда налицо официальные отношения, и можно (даже нужно) проявлять в общении индивиду­альность (роли мужа, жены, родителя, сына, дочери). Последний тип ролей — полуофициальные — наиболее трудный тип для исполнения, поэтому именно социальной группы ролевых отношений, оправдание ролевых ожиданий - важнейшее требование поддержа­ния культуры и благополучия общества. Если люди соблюдают нормы ролевого поведения, то их поведение для всего общества оказывается предсказуемым, что и является основой культуры. Наоборот, непредсказуе­мость поведения членов общества — это и есть бес­культурье.

Существует такое понятие — ролевый конфликт. Ролевый конфликт имеет место тогда, когда кто-либо из участников общения нарушает нормы, принятые для данной роли (например, подчиненный не подчиняется, руководитель не распоряжается, муж — не глава семьи, начальник пытается командовать «чужими», подчинен­ный начинает командовать в присутствии начальника, младший начинает указывать старшему и др.). Нару­шение норм может принять форму просто плохого ис­полнения роли, неумелого поведения человека в той или иной роли (новый игрок в команде, новый ученик в классе, неопытный) начальник и др.). Нарушения норм способны породить коммуникативный конфликт («А по­чему вы распоряжаетесь?», «А кто ты такой меня учить?» и др.).

Причиной ролевого конфликта может быть также несовпадение формальной роли человека с его факти­ческой ролью (формально он подчиняется, а фактичес­ки не выполняет решения начальника, муж начальник, а жена имеет на него такое влияние, что фактически она командует на его службе, сын формально уважает ро­дителей, а фактически не учитывает их мнение и т. д.).

Основа этикета общения — соблюдение всеми участниками норм общения, принятых для данной ситуации, оправдание ролевых ожиданий. Этикет поведения и этикет общения есть оправдание ролевых ожиданий окружающих.

Выше речь шла о социальных ролях. Однако су­ществуют еще и коммуникативные роли, которые не ме­нее важны для общения. Коммуникативная роль — это типовая позиция в процессе общения, занимаемая го­ворящим для достижения определенной цели. Например: проситель, требующий, знаток, ищущий совета, «кру­той», приятель, земляк, доброжелатель, хозяин положе­ния, опытный, новичок, «свой», «чужой» и др. Отметим, что коммуникативные роли могут внешне совпадать с социальными — могут быть коммуникативные роли начальника, подчиненного, гостя, хозяина, отца, матери, сына, дочери и др. Это означает, что в той или иной ситуации человек ведет себя как начальник, подчинен­ подчинен­ный, отец, хозяин, гость и т. д., вне зависимости от того, яв­ляется ли он на самом деле носителем такой социальной роли. Человек может вести себя как начальник, чтобы добиться какой-либо цели, при этом он может совсем и не быть начальником, как это неоднократно демон­стрировал в своей практике Остап Бендер — в этом различие между социальными и коммуникативными ро­лями. Таким образом, социальная и коммуникативная роли человека могут в каждой конкретной ситуации совпадать и не совпадать. Самые общие коммуника­тивные роли называются коммуникативными позиция­ми; Э. Берн выделил три таких позиции — Взрослый, Ребенок, Родитель.

Эффективное использование человеком тех или иных коммуникативных ролей – основа эффективного рече­вого воздействия, основа успеха человека в общении и деловых отношениях с другими людьми.

Речевой этикет основан на соблюдении участниками общения правил ролевого поведения и оправдании ими ролевых ожиданий окружающих.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ И СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ

Ситуативность — важнейшая черта речевого этике­та. Выбор этикетных форм, коммуникативное поведе­ние человека должны меняться с изменением комму­никативной ситуации, состава общающихся, с изменив­шейся целью и проблематикой общения и другими си­туативными изменениями в общении.

Владение нормами речевого этикета — это, во-пер­вых, знание норм, соответствующих определенной ситу­ации, во-вторых, адекватное использование этих норм, в-третьих, умение изменить свое коммуникативное по­ведение, перейти к иным нормам речевого этикета в свя­зи с изменением коммуникативной ситуации.

В коммуникативной ситуации выделяется целый ряд факторов, которые учитываются говорящими людьми при этикетном общении. Эти факторы таковы:

Тип ситуации. В официальной ситуации (начальник — подчиненный, клиент — служащий, учи­тель — дети, незнакомый — незнакомый и др.) дейст­вуют самые четкие нормы речевого этикета.. Эта сфера общения наиболее четко этикетно регламентирована, и именно здесь наиболее заметны нарушения речевого этикета, именно здесь эти нарушения могут иметь наи­более серьезные последствия для общающихся.

В неофициальной ситуации (знакомые, друзья, влюбленные и др.)нормы речевого этикета на­иболее свободны; в ряде случаев можно даже говорить об отсутствии норм речевого этикета для таких ситуаций. В общении в неофициальных ситуациях позволено говорить все или почти все; правда, необходимо иметь в виду, что если в неофициальной ситуации присутст­вует посторонний, то на всю ситуацию сразу распро­страняются действующие правила этикета.

В полуофициальной ситуации (общение коллег, общение в семье), когда сочетаются и офици­альные нормы, и, отсутствие норм, свойственное неофи­циальным отношениям, нормы речевого этикета носят размытый характер — они есть, но их трудно сформу­лировать, и, кроме того, большую роль начинают иг­рать групповые этикетные нормы, принятые в коллективе, семье, сообществе близких по какому-либо признаку людей. В этих случаях важно следовать нормам рече­вого этикета конкретной семьи, коллектива.

Степень знакомства собеседников. Нормы речевого этикета изменяются в зависимости от того, в какой сте­пени собеседники знакомы друг с другом.

Наиболее жесткие нормы речевого этикета сущест­вуют для общения незнакомых людей. Несколько менее жестко регламентируется этикет общения малознако­мых, еще менее регламентирована этикетом сфера, об­щения коллег, хороших знакомых; наконец, речевой эти­кет наименее характерен для инициативного общения друзей и подруг.

Влияет на этикетность общения так называемая пси­хологическая дистанция общающихся. Под психологи­ческой дистанцией понимают отношения людей по линии «равный с равным» и по линии «неравные отноше­ния». При общении людей, равных друг другу по какому-либо существенному для данной ситуации признаку - по возрасту, степени знакомства, служебному по­ложению, полу, профессии, уровню интеллигентности, месту проживания и др., этикетные правила соблюда­ются менее строго, чем при общении людей неравных — начальник с подчиненным, старший с младшим, (муж­чина с женщиной). Более короткая психологическая дис­танция, устанавливающаяся при равенстве собеседни­ков по существенному признаку, таким образом, пред­полагает большую этикетную свободу, нежели более значительная психологическая дистанция, устанавли­вающаяся между людьми, неравными по какому-либо существенному для ситуации признаку. То, какой приз­нак оказывается существенным, зависит от самой си­туации; этот признак может измениться в ходе обще­ния. Например, один собеседник начинает разговор за­просто, поскольку ориентируется на то, что другой со­беседник — земляк, но тот оказывается начальником, и приходится от упрощенного стиля общения переходить к более этикетному.

Функция участия собеседников в разговоре. Можно выделить несколько различных функций участия собе­седников в разговоре, по-разному связанных с этикетностью осуществляемого общения.

Контактная функция — функция поддержа­ния коммуникативного контакта с собеседником. Эта функция реализуется в процессе светского или фатического общения, когда процесс общения важнее его содержания или р езультата. Это так называемый раз­говор на общие темы — об отдыхе, спорте, погоде, до­машних животных и др. Если собеседник в разговоре реализует контактную функцию общения, то форму­лы речевого этикета и правила общения соблюдаются очень четко.

Интеллектуальная функция — функция общения, заключающаяся в аргументации своей точки зрения, в высказывании своих мыслей и анализе мы­слей собеседника. При реализации интеллектуальной функции общения важен его результат; нормы речевого этикета соблюдаются, но уже не имеют такого самодов­леющего значения, как при реализации контактной функции общения.

Эмоциональная функция — функция обще­ния, заключающаяся в поддержке чувств и эмоций собеседника, в демонстрации сочувствия ему и выражении собственных чувств и эмоций. В этом случае допустимы отклонения от строгого речевого этикета, хотя и в оп­ределенных рамках: эмоциональное общение также имеет свой речевой этикет, допустимые и недопустимые формы.

Функция наблюдателя - функция общения, когда участник общения присутствует при общении дру­гих, но сам в общении не участвует (например, пасса­жир в купе при разговоре двух других пассажиров). Ре­чевой этикет в этом случае сведен к минимуму, хотя и здесь он присутствует: необходимо прежде всего невербально показывать, что вы в разговоре не участвуете и как бы его не слышите.

Отношение к собеседнику. То, как в данной ситуации говорящий относится к собеседнику, влияет на выбор им этикетных формул (а иногда и на отказ от них, ис­пользование неэтикетных выражений), на выбор тематики общения и соблюдение правил общения. В зависи­мости от отношения к собеседнику говорящий выбирает речевые формулы, по своей стилистической отнесенно­сти соответствующие тому отношению, которое он хочет продемонстрировать. Различные оттенки отношения к собеседнику демонстрируют, к примеру, следующие единицы речевого этикета:

вежливое: «Уважаемый», обращение на «вы», «Пожа­луйста», «Спасибо»;

повышенная вежливость: «Глубокоуважаемый», «Позвольте мне», «Разрешите мне»;

куртуазное (изысканно-вежливое): «Ваш покорный слуга», «Покорнейше прошу»;

высокопарное: «Не выразить словами мою благодар­ность»;

возвышенное: «Друзья мои!»;

патетическое: «Братья и сестры!», «Сограждане!»;

уважительное: «Прошу Вас, не могли бы Вы», «Будь­те добры»;

почтительное: «Искренне Вам благодарен», «Глубоко сожалею»;

учтивое: «Будьте так любезны», «Не откажите в любезности»;

ласковое: «Миленький, дружочек», уменьшительно-ласкательные формы имен;

дружеское: «Ба! Кого я вижу! Какая встреча!" Друг, привет!»; шутливое: «Какие люди и без охраны!»;

фамильярное (излишне непринужденное): «Земляк, братишка», «Эй, парень»;

почтительно-шутливое: «Милостивый государь»;

снисходительное: «Паренек, малышка»;

пренебрежительное: «Ты, сопляк», «А ну иди сюда», «А ну топай отсюда»;

ироническое: «Ну, умник, давай иди сюда»;

грубо-шутливое: «Ну что, обормот, набегался?»;

вульгарное: «Козел, дурак, кретин».

Существуют и нейтральные этикетные формулы, ко­торые демонстрируют как бы отсутствие какого-либо особого отношения к собеседнику — они выражают нейтральное отношение (хотя это, строго говоря, тоже вид отношения) — коллега, товарищ, гражданин и др.

Речевой этикет предписывает использование в речи формул, демонстрирующих вежливое, повышенно веж­ливое, уважительное, ласковое и дружеское отношение говорящего кслушающему; все формулы, отражающие сверхвысокий уровень вежливости, уместны лишь в ог­раниченном числе особых ситуаций общения; форму­лы, отражающие низкий уровень вежливости, носят не­этикетный характер и уместны, тоже только в ограни­ченном количестве ситуаций, при определенных отношениях говорящих между собой и особом составе груп­пы общения. Говорящий может относиться к собесед­нику так, как он считает нужным, в соответствии с тем отношением, которое собеседник заслуживает, но демонстрировать в общении необходимо лишь хорошее отношение в форме умеренной вежливости, — таково требование речевого этикета.

Характеристика говорящего. Личность говорящего оказывает заметное влияние на употребление речевых этикетных формул. Так, мужчины менее склонны к тща­тельному соблюдению норм речевого этикета, чем жен­щины; мужчины и менее внимательны к соблюдению речевого этикета своими собеседниками. Старшие нередко пренебрегают нормами речевого этикета в общении с младшими, разрешая себе отклонения от этикетных норм, но не допуская отклонений в речи младших, обращенных к ним.

Соблюдение речевого этикета всеми участниками общения — важная этикетная норма, пренебрегать ко­торой не следует никому, в том числе и старшим. То же самое можно сказать и о соблюдении речевого этике­та вышестоящими по отношению к нижестоящим: не­редки случаи демонстративного обращения начальника к подчиненным на «ты» (ведь подчиненный не может ответить тем же!), пренебрежения им правилами веж­ливого обращения. Это значительно осложняет отноше­ния начальника с подчиненными. В зарубежных руко­водствах для менеджеров всегда рекомендуется, к при­меру, благодарить подчиненных за выполненную работу, хотя она и входит в их служебные обязанности. Хорошо бы, чтобы эти правила усвоили наши начальники.

Характеристика адресата. Личность того, к кому об­ращена речь, также влияет на выбор формул речевого этикета, на выбор тех или иных правил, которых счита­ет необходимым придерживаться в общении говорящий. Так, замечено, что к плохо одетым и неэтикетно выглядящим людям говорящий инстинктивно, испытыва­ет желание обратиться на «ты», минуя общепринятые нормы этикета. Принято обращаться на «ты» к детям, если с ними разговаривает человек много старше их. К незнакомым и малознакомым принято обращаться и беседовать с ними максимально этикетно, с друзьями — без особого этикета. С равными — менее этикетно, чем с вышестоящими и старшими, с нижестоящими — менее этикетно, чем с равными. К женщине принято обра­щаться строго этикетно, к мужчине — несколько более свободно.

Место и время общения. Место общения также оказывает влияние на этикетное общение. Есть определен­ные места, оказавшись в которых в той или иной ситу­ации, говорящие должны произнести определенные эти­кетные ритуальные фразы, принятые для данного места и ситуации. Например: «Горько!» — на свадьбе, «Пусть земля будет пухом» — на поминках, «Приятного аппе­тита!» — за обедом, «С легким паром!» — при выходе из бани, «Спокойной ночи» — отправляясь спать и т. д. Эти этикетные фразы обусловлены культурной тради­цией народа, и их произнесение — часть его культуры. Существуют также этикетные формулы, которые должны быть произнесены в определенный момент об­щения: «В добрый путь!» - уезжая, «Добро пожало­вать!» - когда пришли гости, «С добрым утром!» — когда проснулись, «Мир вашему дому!» — приходя в гости и др. Место и время общения тесно взаимосвязаны.

Таким образом, речевой этикет тесно связан с ситу­ацией общения: выбор формул речевого этикета, реа­лизация правил общения ситуативны и зависят от цело­го ряда ситуативных факторов, которые должны быть приняты говорящим во внимание.

ФУНКЦИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Речевой этикет в общении людей выполняет ряд важ­ных функций. Эти функции таковы:

Установление контакта между людьми. Речевой эти­кет позволяет привлечь внимание собеседника, побудить его к вступлению в контакт, осуществить знакомство с собеседником.

Поддержание контакта между людьми. Эта функция речевого этикета осуществляется в форме светского (фатического) общения. При помощи средств речевого этикета собеседники, не углубляясь в тему разговора, могут провести за беседой определенное время, необходимое для того, чтобы поддержать отношения, составить или возобновить впечатления друг о друге, узнать друг о друге некоторые сведения. Поддержание контакта — необходимая часть человеческого общения в сов­ременном обществе, и именно речевой этикет делает это возможным.

Демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику. Значительная часть средств речевого этикета обслуживает именно эту функцию — формы об­ращения, извинения, благодарности, выражения сочувствия, просьбы, приветствия и др. Демонстрация пози­тивного отношения к собеседнику — универсальная чер­та речевого этикета.

Регуляция поведения людей в обществе. Соблюдение норм и правил речевого этикета делает поведение лю­дей в процессе общения предсказуемым, понятным для окружающих; соблюдение правил речевого этикета про­ясняет социальную роль того или иного участника общения.

Однако само конкретное речевое воплощение этих и других принципов в каждой отдельной лингвокультурной общ­ности имеет свою специфику, свое конкретное речевое и поведенческое выражение. Различаются и сами стан­дартные коммуникативные ситуации, вернее, их набор. При совпадении коммуникативных ситуаций в разных культурах возможно их разное этикетное наполнение: у одного народа коммуникативная ситуация, к примеру, приветствия или знакомства, может быть очень ритуализована; могут быть дифференцированы формы при­ветствия и знакомства с самыми разными категориями людей, а у другого народа может преобладать в обще­нии стандартное приветствие или представление. В русском языке разграничиваются, «ты» и «вы» в общении. В английском языке существует только «вы» ("ты" вышло из употребления в английском языке еще в XVI веке; как шутят англичане, теперь в Англии хозяин да­же к своей собаке обращается на «вы»), а в японском, вьетнамском, малайском и других языках Юго-Восточной Азии есть десятки местоимений, дифференцирован­но обозначающих говорящего и слушающего, в зависи­мости от его возраста, пола, служебного положения и т. д.

Укажем лишь на некоторые различия в речевом этикете разных стран.

Вежливость — центральная категория речевого эти­кета — в разных языках выражается разными системами средств. Вьетнамцы из вежливости не подходят близко к собеседнику, смотрят в пол (особенно девушки), как бы жмутся к стене. Этим они демонстрируют, как правило, именно вежливость по отношению к собеседни­ку, а вовсе не стеснение, как русские часто интерпрети­руют такое поведение.

Сомалийский студент российского вуза, отвечая на экзамене, в процессе ответа говорил все тише и тише, несмотря на просьбы преподавателя «говорить смелее». Российский преподаватель в такой ситуации обычно думает, что тихий голос студента — свидетельство незна­ния предмета, в то время как это демонстрация повышенной вежливости в общении: чем тише говорит чело­век, обращаясь к собеседнику, тем большую степень вежливости по отношению к нему он демонстрирует. Нигерийцы, прежде чем обратиться к кому-либо с просьбой, долго и многословно извиняются за беспокой­ство, чем нередко раздражают русских: в русском ре­чевом этикете извинение за беспокойство должно быть кратким, а многословные извинения рассматриваются как свидетельство того, что просьба будет деликатной или незаконной. Нигерийские студенты российских ву­зов часто жалуются, что в ответ на многословные из­винения, которые в нигерийском речевом этикете сим­волизируют повышенную вежливость обращения, россияне нередко просто отказываются вступать в разго­вор, отгоняя их как назойливых гадалок или попро­шаек.

Важной чертой вежливого английского общения является негромкостъ речи. Из вежливости англичанин как бы разговаривает сам с собой, а не с собеседником. Немногословие также считается важным условием ком­муникативной вежливости в английском речевом этикете. Если англичанин говорит вам, что вы хорошо гово­рите по-английски (а любой воспитанный англичанин вам это обязательно скажет), помните, что это демон­страция вежливости к собеседнику, а вовсе не объективная оценка вашего уровня владения иностранным язы­ком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 4560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.70.79 (0.09 с.)