Источники права, используемые шафиитами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники права, используемые шафиитами



1. Коран

Аш-Шафиʿи ничем не отличается от упомянутых выше имамов в плане бескомпромиссной позиции относительно первенства Корана среди всех источников исламского права. Он в огромной мере полагался на Коран, как, впрочем, и все до него, добавляя только те новые мысли, знания и понимание которые возникали у него в результате глубокого изучения смысла Корана.

2. Сунна

Аш-Шафиʿи заложил лишь одно условие приемлемости хадисов, а именно – их достоверность (сахих). Он отверг все иные условия, установленные имамами Абу Ханифой и Маликом. Он также сделал огромный вклад в хадисоведческую критику.

3. Иджма

Хотя аш-Шафиʿи и имел серьезные сомнения относительно возможности применения иджма при некоторых обстоятельствах, он допускал, что для некоторых случаев, где иджма уже имела место, его следует рассматривать в качестве третьего важнейшего источника права.

4. Личные мнения сахабов

Имам аш-Шафиʿи отдавал должное индивидуальным мнениям сахаба на том условии, чтобы в этих мнениях не было расхождений. Если среди сподвижников возникал конфликт мнений по какому-то конкретному правовому вопросу, он, как и Абу Ханифа, выбирал то мнение, которое было ближе всего к основополагающим источникам, и отбрасывал все остальные.

5. Кыяс

По мнению этого имама кыяс является одним из дозволенных методов выведения новых фетв. Однако, он отводил ему последнее место по важности, приравнивая к личным суждениям, занимающим низшую ступень в сравнении с доказательствами, основанными на мнениях сахабов.

6. Истисхаб (увязка)

Аш-Шафиʿи отвергал и истихсан, применявшийся Абу Ханифой, и истислях, применявшийся Маликом, считая их одной из форм бидʿа (нововведений), ибо, по его мнению, они основываются главным образом на субъективных рассуждениях человека там, где уже есть законы Божественного Откровения[79]. Однако, рассматривая аналогичные вопросы, аш-Шафиʿи все-таки должен был использовать принцип, подобный истихсану или истисляху, который он назвал истисхаб («Аль-Мадхаль», стр. 195 – 196), что буквально означает «поиск связи, увязывание». В правовом контексте это означает процесс выведения новых фетв посредством увязывания совокупности обстоятельств более позднего периода с теми, что имели место в предшествующие периоды. Истисхаб основывается на предположении, что фетвы, применимые к определенным обстоятельствам, сохраняют силу до тех пор, пока нельзя точно сказать, что эти условия изменились. Если, например, человек отсутствует длительное время и неизвестно наверняка, жив он или мертв, тогда согласно принципу истисхаба все правила должны оставаться в силе и точно соблюдаться, как и в том случае, если бы было достоверно известно, что этот человек все еще жив.

Основные ученики имама Шафиʿи

Наиболее значительными из учеников Имама аш-Шафиʿи, продолжавшими следовать его школе мысли, были: аль-Музани, ар-Раби и Юсуф ибн Яхья.

Аль-Музани (791 – 876 гг.)[80] был постоянным соратником имама аш-Шафиʿи во время его пребывания в Египте. Музани написал книгу, где полностью собрал правовые принципы и решения свего учителя. Эта книга, впоследствии изложенная в сжатом виде под названием «Мухтасар аль-Музани», стала самой читаемой книгой по шафиитскому фикху.

Ар-Раби аль-Маради (790 – 873 гг.)[81] заметен тем, что он был основным рассказчиком книги аш-Шафиʿи «аль-Умм». Он записал ее при жизни имама параллельно с «Рисаля» и другими книгами.

Юсуф ибн Яхья аль-Буайти[82] сменил аш-Шафиʿи в качестве лидера этого мазхаба. Он был заключен в тюрьму и замучен до смерти в Багдаде по той причине, что отверг официально утвержденную властями доктрину мутазилитов о сотворенности Корана (Божена Гаджани Стржижевска, «Тарих ат-ташри аль-ислями» (Бейрут, Ливан: Дар аль-Афак аль-Джадида, 1-е изд., 1980), стр. 175 – 176).

Последователи шафиитского мазхаба

Шафииты ныне составляют большинство в Египте, южной части Аравийского полуострова (Йемен, Хадрамут), Шри-Ланке, Индонезии, Малайзии, Восточной Африке (Кения, Танзания), а также в Суринаме (Южная Америка).[83]

ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ

Основатель: имам Ахмад ибн Ханбаль аш-Шейбани (778 – 855 гг.)[84]

Ученым, которому принадлежит основание этого мазхаба, является Ахмад ибн Ханбаль. Он стал одним из величайших знатоков хадисов своего времени. Сосредоточившись на изучении Сунны, имам Ахмад изучал науки фикха и хадисов у имама Абу Юсуфа, знаменитого ученика Абу Ханифы, а также у имама аш-Шафиʿи.

Имам Ахмад подвергся целому ряду преследований со стороны халифов своего времени по той причине, что последние приняли и насаждали силой идеи мутазилитов. Он был заключен в тюрьму на два года по приказу халифа аль-Мамуна (813 – 832 гг.) из-за того, что отверг концепцию сотворенности Корана. Будучи впоследствии выпущен из тюрьмы, он продолжал преподавательскую деятельность в Багдаде пока халифом не стал Аль-Ва́сик (правил в 842 – 846 гг.), возобновивший его преследование. После этого имам Ахмад прекратил преподавать и искал убежища в течение пяти лет, вплоть до прихода к власти халифа аль-Мутаваккиля (847 – 861 гг.). Этот халиф раз и навсегда покончил с разбирательством по этому делу, выслав ученых мутазилитов и официально отвергнув их учение. Имам Ахмад преподавал в Багдаде до самой смерти в 855 г.

Образование ханбалитского мазхаба

Имам Ахмад уделял огромное внимание сбору, повествованию и толкованию хадисов. Его метод обучения заключался в диктовке хадисов из его собственного огромного собрания, известного под названием «аль-Муснад», содержавшего более 30 000 хадисов, а также мнений сахабов относительно их толкования. Затем он применял эти хадисы и фетвы к различным проблемам своего времени. Если ему не удавалось найти подходящий хадис или мнение для решения той или иной проблемы, он предлагал свое собственное мнение, запрещая, однако, своим ученикам записывать какое бы то ни было из своих суждений. В результате получилось, что его мазхаб был зафиксирован не его собственными учениками, а учениками его учеников.

Источники права, используемые ханбалитским мазхабом

1. Коран

Между Ахмадом ибн Ханбалем и его предшественниками не существовало никаких различий по поводу использования Корана. Корану отдавалось полное и безоговорочное предпочтение надо всем остальным и при всех обстоятельствах другим источникам права.

2. Сунна

Аналогично, Сунна Пророка ﷺ занимала позицию номер два среди основополагающих источников, используемых основателем этой школы при выведении фетв. Единственной его оговоркой был принцип марфуʿ, т.е. сведения, исходившие непосредственно от Пророка ﷺ.

3. Иджма сподвижников Пророка ﷺ

Имам Ахмад признавал единодушие мнений сахабов и ставил его на третье место основополагающих источников права. Однако он не доверял иджма, не относящихся ко временам сахабов, считая их недостаточно достоверными в силу огромного количества ученых, рассеянных по всему мусульманскому миру. По его мнению, иджма после эпохи сахабов была невозможна.

4. Индивидуальные мнения сахабов

Если проблема возникала по тому вопросу, по которому сахабы высказали разные точки зрения, Ахмад, как и Малик, отдавал должное всему разнообразию личных мнений. Именно по этой причине внутри этого мазхаба имел место ряд случаев множественности суждений по тому или иному конкретному вопросу.

5. Хадисы степени даʿиф (слабые хадисы)

Для вынесения тех фетв, для которых ни один из предыдущих четырех источников не предлагал готовых решений, имам предпочитал использовать слабые хадисы рассуждению (кыясу). Но это допускалось лишь на том условии, что слабость хадисов ни в коей мере не происходила оттого, что один из рассказчиков был фа́сик (великогрешник, нечестивец) или кязза́б (лжец).

6. Кыяс

Этот метод приберегался на крайний случай, то есть когда непосредственное применение какого-либо из других основных источников оказывалось невозможным. Ахмад неохотно пользовался методом аналогии и, как правило, выводил свои фетвы, основываясь на одном или нескольких предыдущих источниках («Аль-Мадхаль», стр. 202 – 203).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.006 с.)