Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переход от социальных обследований к научным исследованиям
Изучение проблем социальной жизни общества началось еще в рамках античной философии. Такие выдающиеся ее представители, как Платон и Аристотель, выдвигали различные утопические про-
1 Шампань Л, Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л. Начала практической социологии. - м., 1996. - с. 15. екты преобразования общества. Например, известен план Платона, который он излагает в диалоге <<Законы>>. В его идеальном государ стве правят философы, защищают его воины, обслуживают ремес ленники, а тяжелый труд выполняют рабы. Впоследствии сочине ние таких проектов усовершенствования общества стало традицией для философов, политиков и общественных деятелей. Достаточно напомнить хотя бы о <<Городе Солнца>> Т. Кампанеллы, <<Новой Ат лантиде>> Ф. Бэкона или утопических проектах К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье и других авторов. Заслуга основоположника социологии О. Конта состоит прежде всего в том, что он впервые решительно отказался от утвердившей ел традиции строить проекты идеального общественного устройства и стал призывать к изучению научными методами реально сущест вующего общества. Поскольку же научными методами тогда распо лагало только естествознание, то Конт рекомендовал применять его точные методы и для изучения явлений общественной жизни. Его последователь, известный бельгийский статистик Л.А.Ж. Кетле, пытался даже представить социологию как своеобразную социаль ную физику, которая должна изучать теми же статистическими ме тодами общество, с помощью которых физика изучает неоргани ческую природу. Однако задолго до возникновения классической социологии общественная жизнь, в частности условия труда людей, уровень дохо дов населения, преступность и т.п., изучались отдельными энтузиа стами с помощью простого наблюдения и опросов. Их результаты публикавались в виде отчетов и способствовали привлечению вни мания общественности к негативным явлениям и необходимости их преодоления посредством социальных реформ. По мере роста инте реса к социальным проблемам со стороны государства и общест венности возрастало также количество и разнообразие сфер соци ального обследования, совершенствовались приемы и способы их изучения. Наряду с обследованием условий труда и жизни разнообразных
групп населения с помощью хорошо продуманных интервью, анкет с тщательно подобранными вопросами стали широко практиковаться периодические опросы населения по наиболее важным для жизни проблемам. Однако вплоть до конца XIX - начала ХХ в. такие обсле дования велись обособленно от академической социологии. Про блемы методологии социального исследования впервые в ХХ в. стали разрабатываться в чикагской социологической школе. Взаимодействие теоретиков с практиками в значительной степени способствовало совершенствованию методов социального исследования: возникли новые их формы, обогатился концептуальный аппарат и возросла надежность и обоснованность их результатов. Во-первых, в дополнение к обычным наблюдениям, бьш разработан метод включенного наблюдения, который давал возможность наблюдать изнутри отношения между членами интересующего социолога коллек тива. Сам социолог внедрялся в него в качестве равноправного члена без информации об этом коллектива. Результаты такого наблюдения отличались большей адекватностью и надежностью. Во-вторых, в чикагской школе впервые стали применять метод многостороннего исследования конкретно случая, который пред ставляет особый интерес для социологии, - метод case stиdy. Он позволяет подробно изучить качественными средствами отдельные случаи и тем самым отличается от многих случаев, с помощью ко торых приобретается информация о количественных показателях социальных событий и явлений. Однако он требует значительной затраты времени и надежность его результатов в силу качественного анализа не велика. В-третьих, в рамках чикагской школы наметился переход от изучения социальных явлений и процессов путем непосредственного наблюдения к социальному эксперименту. Как мы уже знаем, экспе римент дает возможность изучать явления, отвлекаясь от влияния несущественных для них, т.е. второстепенных, обстоятельств и условий. В-четвертых, под влиянием чикагской школы все шире стали использоваться методы статистического исследования социальных явлений и усовершенствована техника и методика проведения со циологических опросов и обследований.
Таким образом, взаимодействие практики конкретных социаль ных обследований с академической наукой в конечном итоге завер шилось переходом к научной социологии, где эмпирические мето ды изучения выступают в органическом единстве с теоретическими методами. Все ранее существовавшие способы и приемы изучения социальной жизни развивались в значительной мере независимо от теории и носили чисто описательный и эмпирический характер, и поэтому их не без основания называют социальными обследова ниями. С другой стороны, первые шаги академической социологи ческой науки бьши оторваны от практики и конкретной социальной жизни, поэтому имели чисто абстрактный и теоретический харак тер. Соединение практики с теорией, их взаимодействие в процессе конкретных социальных исследований привело к необходимости специального изучения и разработки эмпирических и теоретических методов, а также парадигм научной социологии. В принципе эти методы сходны с теми общими методами исследования, которые мы уже достаточно подробно обсуждали в главах 3-5, но имеют особенности, связанные с познанием целесообразной человеческой деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.006 с.) |