Классификация видов прогнозов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация видов прогнозов



Признаки классификации
по объекту прогнозирования по цели по времени реализации по охвату явлений
- экономические - научно-технические - сбытовые - социальные - конкурентные - поисковые (генетические) - нормативные (целевые) - оперативные - краткосрочные - среднесрочные - долгосрочные - частные - комплексные

 

Основные этапы прогнозирования:

1. Разработка цели и задач прогнозов.

2. Анализ объекта прогнозирования:

- выбор объекта прогнозирования и его характеристика;

- формирование и оценка исходной информации;

- анализ характерных тенденций развития объекта во взаимосвязи с формирующими его факторами.

3. Формирование прогностической модели:

- формирование системы гипотез развития объекта;

- выбор методов прогнозирования;

- построение моделей прогноза и их согласование.

4. Прогнозные расчеты.

5. Оценка (верификация) и синтез прогнозов.

6. Разработка рекомендаций по результатам прогнозов.

Качественно выполненные прогнозы являются основой для планирования.

Понятие, виды и этапы планирования

В специальной литературе планирование рассматривается в двух аспектах. В широком смысле планирование рассматривается как процесс принятия решений, связанных с постановкой целей и задач, разработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов. В узком смысле под планированием понимается составление специальных документов (планов).

План - это официальный документ, в котором формулируются конечные и промежуточные цели деятельности туристского предприятия и его подразделений, а также методы и сроки достижения этих целей. План является основой деятельности организаций всех форм собственности и размеров, так как позволяет обеспечить согласованность работы подразделений, контролировать результаты, стимулировать трудовую активность.

Задачи планирования в туризме:

- обеспечение целенаправленного развития туристского предприятия и всех его подразделений;

- своевременное распознавание возникающих проблем и возможностей в оказании услуг, разработка конкретных мер, направленных на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных;

- координация деятельности структурных подразделений и работников туристского предприятия;

- создание объективной базы для эффективного контроля, оценка деятельности предприятия (на основе сравнения фактических показателей с планируемыми);

- мотивирование трудовой активности персонала с использованием степени выполнения плановых заданий в качестве основного показателя;

- информационное обеспечение работников.

Существуют различные классификации видов планирования с использованием самых разнообразных критериев:

- по целям: стратегическое, тактическое, оперативное планирование;

- по срокам: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное;

- по характеру: директивное и индикативное (косвенное, направляющее, экономическое);

- по содержанию: номенклатурно-тематическое, ресурсное, календарное;

- по экономическому содержанию: технико-экономические, оперативно-производственные (календарные), бизнес-планы, инвестиционные проекты;

- и т.д.

Выделяют следующие этапы планирования:

1. Целеполагание (формулирование целей). Этот этап самый труд, так как его невозможно формализовать.

2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей.

3. Составление перечня необходимых действий.

4. Составление программы работ (плана мероприятий).

5. Анализ ресурсов (материальных, временных, информационных, финансовых, кадровых).

6. Анализ разработанного варианта плана.

7. Подготовка детального плана действий (согласование сроков, ресурсов, ответственных).

8. Контроль за выполнением плана, внесение в случае необходимости корректировок.

В современной рыночной экономике важное внимание уделяется планированию на уровне конкретных предприятий, в связи, с чем появился такой вид планирования как внутрифирменное планирование – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность, направленная на выработку и принятие решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия в будущем.

Методы планирования

Методы планирования предполагают непосредственные расчеты и обоснование показателей деятельности. Методы планирования представляют собой способы преобразования экономической информации с целью определения оптимальных темпов развития объекта планирования и путей наиболее эффективного использования ресурсов.

Нормативные методы предполагают использование в основе плановых заданий норм и нормативов, которые могут быть:

- натуральными (количество материальных ресурсов, необходимых для оказания единицы услуги);

- стоимостными (затраты ресурсов в денежной форме);

- временными (затраты времени на оказание определенных услуг или их элементов).

Норма представляет собой максимально допустимую абсолютную величину расхода каких-либо ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, информационных) на подготовку и производство единицы изделия или на одну технологическую операцию. Норматив всегда является относительной величиной, характеризует уровень использования ресурсов на единицу какого-либо фактора или показателя (например, на единицу веса, объема и др.)

Опытные (адаптационные) методы планирования состоят в том, что плановые задания составляются без использования норм и нормативов, на основе учета результатов за предыдущие периоды или передового опыта предприятий со сходной деятельностью. Эти методы преобладают при планировании туристических и развлекательных услуг, частично используются в ресторанном и гостиничном бизнесе, то есть там, где деятельность не предполагает применение отраслевых норм.

Балансовые методы основаны на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать предприятие, и потребностей в них в рамках планового периода. К ним относятся: метод материально-вещественных балансов, метод стоимостных балансов, метод трудовых балансов. Любой баланс состоит из отдельных статей, в которых представлены показатели отдельных ресурсов, с одной стороны, и потребности в этих ресурсах с другой. Так, например, при планировании деятельности предприятия питания баланс позволяет непосредственно увязать выпуск продукции и объем товарооборота с продовольственными ресурсами.

Математико-статистические методы ориентированы на оптимизационные и статистические расчеты на основе различного рода моделей. Это методы: линейного и динамического программирования, математической статистики, балльных оценок, использование условных вероятностей, теорий игр, матричных моделей, комбинаторных моделей и др.

Методы программно-целевого планирования основаны на построении «дерева целей», это методы, в которых будущий план действий разрабатывается не на основе достигнутых результатов («управление от достигнутого»), а на основе сложных, но привлекательных новых целей (управление по целям). Сначала формируется глобальная (инновационная) цель, затем согласовываются частные (организационные, финансовые, технологические и др.) цели.

Разработка программ тесно связана с проблемно-ориентированными методами, которые используются в сложных нештатных ситуациях (экономические кризисы, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации):

- выявляются проблемы - сложные критические ситуации, которые могут возникнуть в будущем, и которые следует оперативно решить;

- для каждой ситуации разрабатываются возможные сценарии развития событий, делаются прогнозы (оптимистичный и пессимистичный);

- разрабатываются сценарии ответных действий на возможные нештатные ситуации с основной целью – минимизация потерь.

Туристское предприятие должно иметь разработанный план оперативных действий на случай срыва сроков выдачи заграничных паспортов, виз, несоответствия уровня предлагаемого сервиса, на случай пожара, землетрясений, наводнений др.

Методы сетевого планирования позволяют учитывать временную и технологическую последовательность выполнения запланированных работ, широко применяются в организационном проектировании, управлении сложными проектами.

Методы экспертных оценок (интуитивные) включают различные процедуры индивидуальной и групповой экспертизы.

При выборе метода планирования необходимо учитывать:

- длительность планируемого периода;

- степень сложности планируемого показателя и его взаимосвязи;

- обеспеченность исходной информацией, возможность ее получения, обработки и использования в плановых расчетах и др.

Бюджетирование

Одним из основных инструментов управления предприятием в настоящее время является бюджетирование. Бюджет представляет собой инструмент планирования, это план, отражающий в количественном выражении ожидаемые цели и используемые средства. Бюджет основан на принципе сбалансированности доходов и расходов, ресурсов и конечных результатов, затрат и выпуска.

Бюджет может быть составлен как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Применение бюджетирования резко повышает управляемость факторами финансового развития бизнеса, в т.ч. туристского. Бюджет необходим в первую очередь для оперативного руководства, чтобы работники точно знали требования руководства, поставщики и покупатели – сроки оплаты долгов.

Процесс бюджетирования проходит ряд этапов:

1. Сверху вниз. Руководство предприятием определяет стратегическую цель (например, повысить объем продаж в следующем году на 10%, открыть новое направление, удержать рост расходов на уровне предыдущего периода и т.д.).

2. Снизу вверх. Здесь менеджер по бюджетированию проводит горизонтально-вертикальный анализ финансово-экономического развития предприятия; выявляет положительные и отрицательные факторы и условия развития деятельности предприятия.

3. Синтез первых двух этапов. Менеджер разрабатывает рекомендации по устранению отрицательных факторов и условий прошедшего периода. Далее он собирает необходимые данные от руководителей структурных подразделений предприятия, разрабатывает проект бюджета на следующий период с учетом финансовой мощности организации и заданных стратегических целей и представляет руководству предприятием.

4. Утверждение бюджетов и выдача плановых заданий руководителям структурных подразделений предприятия с определением графика сбора отчетов по их выполнению. После уточнения и согласования бюджет утверждается руководством предприятия. Менеджер по бюджетированию выдает карты планов-заданий руководителям подразделений, по установленному графику собирает у них отчеты о выполнении заданий.

5. Сравнительный анализ фактических данных с данными бюджетов и на этом основании принятие управленческих решений по улучшению финансового развития предприятия.

На предприятии следует разрабатывать различные бюджеты, традиционно выделяют основные группы бюджетов:

- финансовый бюджет применяется для анализа активов и пассивов предприятия, кредиторских и дебиторских задолженностей, основного и оборотного капитала, доходов и расходов,

- операционный бюджет необходим для планирования трудовых и материальных затрат на производство продукции (оказания услуг, выполнения работ) по технологическому процессу,

- бюджет капитальных вложений применяется для строительства новых филиалов, цехов и др.,

- бюджет денежных средств применяется для анализа факторов и направлений денежных оттоков и притоков,

- дополнительный бюджет необходим для финансирования непредвиденных затрат (например, по новым НИОКР, которые не вошли в основной бюджет).

Бюджеты должны соответствовать всем статьям плана, охватывая все стороны деятельности предприятия.

Процедуры стратегического планирования в туризме

Для комплексного развития туристской индустрии, приращения и развития туристского потенциала и конкурентных преимуществ государства, региона, туристского объекта крайне важным является осуществление стратегического планирования, как системы подготовки, разработки и организации выполнения комплекса стратегических решений, направленных на обеспечение баланса интересов в решении проблем развития туризма.

Основными процедурами стратегического планирования в туризме являются стратегическое прогнозирование, стратегическое программирование, стратегическое проектирование.

Стратегическое прогнозирование состоит в научном предвидении объекта в определенный момент времени в будущем, основанном на анализе тенденций социально-экономического развития объекта прогнозирования за соответствующий период времени в прошлом и переносе (экстраполировании) этих тенденций на будущее (генетический подход), либо на использовании нормативных расчетов (нормативный подход).

Стратегический прогноз в туризме выполняет две функции:

- предсказательную – подробное (насколько позволяет динамизм факторов внешней среды и применяемые технологии прогнозирования) описание желательных перспектив развития туристской отрасли, регионального туристского рынка, корпоративного окружения, самого объекта прогнозирования;

- предписательную – на их основе в дальнейшем смогут разрабатываться программы, планы развития предприятия и туристской индустрии в целом; а полученная в результате прогнозирования информация сможет быть использована в будущем в целенаправленной деятельности объекта управления.

Стратегические прогнозы в зависимости от методики их составления можно разделить на две категории:

1. Генетические прогнозы основаны на использовании экстраполяции, то есть переносе на будущее тенденций, соответствующих аналогичному периоду времени в прошлом.

2. Нормативные прогнозы основаны на выведении определенных взаимосвязей между различными явлениями в прошлом и построении на их основе картины будущего.

С использованием генетических методик составляют большинство статистических прогнозов предпочтений туристов в России и за рубежом. Этот метод имеет ряд недостатков:

1. Ограниченность его возможностей в случае выявления новых направлениях туристической деятельности, не представленных ранее на рынке и соответственно не имеющих проверенных тенденций, способных к экстраполяции.

2. Часто этот подход является условным, поскольку не способен учитывать динамизм факторов внешней среды, который существенно влияет на развитие туризма, особенно факторов, появляющихся на рынке впервые.

Нормативный подход к прогнозированию также не является идеальным, так как требует от менеджера туристского предприятия точных знаний, относительно момента наступления стартового события, влекущего за собой появления определенных последствий, что также может быть либо слабо определенным в будущем, либо вообще находиться под вопросом.

Вторая ступень в процедуре стратегирования – стратегическое программирование основано на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ решения важнейших проблем развития национального или регионального туристического рынка или конкретного туристического предприятия.

Стратегическая программа – это научное предвидение состояния какого-либо объекта управления в определенный момент будущего, основанное на четком определении цели и системы мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели, согласованных между собой по ресурсам, срокам исполнения и исполнителям. Программирование является дальнейшей конкретизацией прогнозов. В отличие от прогнозов, программы в большей степени увязаны с ресурсами и предполагают наличие цели, к которой необходимо двигаться, учитывая динамизм факторов внешней среды и результаты прогнозов рынка.

Стратегическая программа в туризме должна включать:

- перечень основных целей и решаемых задач;

- совокупность и последовательность мероприятий для реализации программы;

- расчет затрат (прямых и косвенных) всех используемых ресурсов;

- распределение заданий между подразделениями или отдельными должностными лицами и исполнителями.

Существуют различные классификации стратегических программ. Выделяют целевые и ресурсные программы. Первые содержат целевые приоритеты отрасли или туристского предприятия, мероприятия и ресурсное обеспечение разрабатываются в контексте поставленных целей и задач. Сначала строится «дерево целей», затем формируются ресурсы, необходимые для их достижения.

Ресурсные стратегии разрабатываются наоборот, цели фиксируются, исходя из имеющихся ресурсов. Основой здесь является анализ наличных ресурсов или обязательное приобретение в течение горизонта планирования ресурсов, с дальнейшим формированием на основе этого анализа комплекса промежуточных или конечных целей.

По характеру стратегические программы делят на:

- социальные, направленные на людей или общество в целом;

- экономические, ориентированные на достижение материального благополучия туристического предприятия или отрасли;

- политические, характеризующие властные отношения в границах объекта планирования;

- научно-технические и др.

Заключительной частью процедуры стратегического планирования является стратегическое проектирование, предназначенное для разработки проектов стратегических планов всех уровней и временных горизонтов. Стратегический проект представляет собой управленческое решение по реализации стратегии субъекта туристической индустрии на любом уровне.

В процессе стратегического проектирования необходимо разрабатывать различные варианты развития объекта планирования для наличия возможности выбора оптимального в данных условиях конъюнктуры туристического рынка. Несмотря на высокую степень конкретизации, стратегический проект не является директивой и дает возможности для корректировки ранее намеченных планов в зависимости от динамики факторов внутренней и внешней среды.

Контрольные вопросы

1. Назовите уровни планирования в туризме.

2. Дайте определение прогнозированию.

3. Назовите виды прогнозов.

4. Охарактеризуйте методы планирования.

5. Что представляет собой бюджетирование?

6. Охарактеризуйте подходы к стратегическому прогнозированию в туризме.

7. Что представляет собой процесс стратегического планирования в туризме?

Лекция 5. Бизнес-планирование туристской деятельности

Сущность бизнес-планирования

Планирование является центральным звеном в механизме управления предприятием как способ достижения цели на основе последовательности и сбалансированности всех производственно-хозяйственных операций. Вся система регулирования и управления хозяйственной деятельностью предприятия туриндустрии должна строиться на методах планирования, так как другого метода связать все этапы процесса производства услуги не существует.

В современной российской экономической практике важное значение приобрел особый вид планирования - бизнес-планирование. Бизнес-планирование (деловое планирование) является объективной оценкой собственной предпринимательской деятельности туристского предприятия.

Выделяют условия успешного бизнес-планирования туристского предприятия, которые составляют инфраструктуру этого процесса и содержатся в четырех взаимосвязанных блоках[15]:

1. Аналитический блок. Предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля, анализа бизнес-плана, а также иметь в штате компетентных финансово-экономических работников, умеющих применить эту методологию на практике.

2. Информационный блок. Для разработки финансовых планов необходима внутренняя информация о деятельности туристского предприятия и о состоянии внешней бизнес-среды. Виды информации:

a. экономическая (прогноз процентных ставок, темпов инфляции и др.;

b. учетная (информация управленческого и бухгалтерского учета - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчеты о движении денежных средств и капитала, приложения к балансу и др.);

c. сообщения финансовых органов, информация банковской системы, товарных и валютных бирж и др.;

d. нормативно-правовая (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, распоряжения отраслевых министерств и ведомств, уставные документы, инструкции и др.);

e. политическая информация и др.

3. Организационный блок. Процесс бизнес-планирования реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления.

4. Программно-технический блок. Регистрация, обработка и анализ больших массивов информации, возникающих в процессе финансового планирования и контроля, возможны только с помощью программно-технических средств.

Бизнес-планирование представляет собой упорядоченную совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

Функции и виды бизнес-планов туристского предприятия

Бизнес-план выступает как объективная оценка рыночной деятельности туристского предприятия и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

Бизнес-план является основой управления, как туристским предприятием, так и конкретным коммерческим проектом.

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Главной целью бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с этой целью бизнес-план должен отразить и другие цели:

- социальные цели (оздоровление экологической обстановки, преодоление дефицита товаров и услуг, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала работников, расширение деловых контактов и международных связей предприятия);

- повышение статуса предпринимателя (развитие и укрепление экономического потенциала бизнесмена, включая производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, духовный);

- иные, специальные цели (развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в состав различных ассоциаций и др.)

Современный бизнес-план выполняет пять функций (рис. 4):

1. Стратегическая. Этот документ можно использовать для разработки стратегии бизнеса, что является важным в период создания нового предприятия и при выработке новых направлений деятельности.

2. Функция планирования позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри предприятия.

3. Финансовая. Эта функция позволяет привлекать необходимые денежные средства – ссуды, кредиты, без которых невозможно реализовать крупные значимые проекты.

4. Координационная. Эта функция позволяет привлечь к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, желающих вложить в бизнес собственный капитал или имеющуюся технологию.

5. Корпоративная. Вовлечение всех работников в процесс бизнес-планирования позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию для достижения целей.

Виды современных бизнес-планов:

- Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта представляет собой изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетинговых исследований, обоснование рыночных стратегий, предполагаемых финансовых результатов.

- Концепция бизнес-плана (бизнес-проект) коммерческой идеи или проекта является основой для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможностей вхождения в проект.

- Бизнес-план предприятия – это изложение перспектив развития предприятия на предстоящий плановый период с определением основных бюджетных и хозяйственных показателей.

- Бизнес-план структурного подразделения представляет собой изложение перед руководством предприятия плана операционной деятельности конкретного подразделения для обоснования приоритетности и объема выделения средств.

- Бизнес-план заявки на кредит составляется для получения заемных средств от кредитной организации.

- Бизнес-план – заявка на грант – разрабатывается для получения средств из госбюджета или благотворительных фондов для решения социальных проблем с указанием прямых и косвенных выгод для общества или конкретного региона.

Наиболее распространенные бизнес-планы в туризме:

- создание туристского предприятия (турфирмы, гостиницы и др.);

- строительство (или реконструкция) объектов туристской привлекательности (аквапарки и др.);

- развитие (реорганизация) туристского предприятия (системы обслуживания);

- и др.

 

Структура и порядок разработки бизнес-плана

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Перечень разделов бизнес-плана и их содержание в каждом конкретном случае различается в зависимости от условий, в которых функционирует предприятие.

Структура бизнес-плана:

1. Титульный лист.

2. Аннотация.

3. Меморандум о конфиденциальности.

4. Оглавление.

5. Основные разделы:

- резюме;

- история бизнеса предприятия (описание отрасли);

- характеристика объекта бизнеса предприятия;

- анализ бизнес-среды предприятия (оценка рынка сбыта и анализ конкуренции);

- план маркетинга;

- производственный план;

- организационный план;

- финансовый план;

- оценка и страхование рисков;

- приложения.

Важное значение придается не только содержанию, но и оформлению бизнес-плана. Этот документ должен быть безукоризненно написан, напечатан без ошибок. Внешний вид бизнес-плана должен производить определенное впечатление. Бизнес-план должен вызывать доверие и демонстрировать уверенность в успехе.

Для предприятий сферы туризма вместо развернутого плана производства кратко излагается планируемый перечень услуг (работ), которые планируется предоставлять. Здесь рассматриваются условия предоставления услуг (выполнения работ), наличие лицензий, сертификатов, разрешений, обеспечение прав потребителей.

Вместо плана производства в бизнес-плане непроизводственной организации создается оперативный план, где планируются средства, помещения и ресурсы, необходимые для осуществления деятельности, а также потребность в материалах, работниках, средствах связи и др. (примеры и образец представлены в таблицах 8, 9, 10, 11). Остальные разделы бизнес-плана – аналогичны планам производственных организаций.

Таблица 8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.073 с.)