Характеристика современных методов изучения системы управления персоналом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика современных методов изучения системы управления персоналом



Проводя научные исследования в области управления персоналом на предприятии, значимым пунктом является владение методологией, исследовательскими способами и методами [20,с.33].

Перед началом исследования ставятся цели, которые требуют анализа, выявления проблемы и пути их решения. Дается оценка состоянию управления на предприятии, проводится диагностика в системе, и профилактика отрицательных тенденций. От менеджера, проводящего исследования, требуется системное видение, знание технологии управления.

Анализируя основные пункты исследования менеджер рассматривает научные подходы, сопоставляет разные точки зрения, таким образом формируется собственное видение проблемы и возможные ходы ее разрешения. Из всех анализируемых методов надо выбрать те, которые будут больше всего подходить ситуации, сложившейся на предприятии [15,с.148].

Для изучения процесса системы управления персоналом, можно выделить несколько методов исследования:

· метод Дельфи,

· тестирование,

· метод экспертных оценок,

· хронометрирование и фотография рабочего времени,

· анкетирование [26,с.104].

Метод Дельфи был разработан для решения наиболее сложных проблем с целью получения обширных источников информации о будущем, стимулирования пути мышления специалистов и повышения точности прогнозов с помощью массовой оценки мнений экспертов. Метод состоит из следующих частей [18,с.90]:

1. Образование группы (должны быть эксперты), при этом они не общаются между собой.

2. Каждый участник группы высказывает свое мнение анонимно относительно существующей проблемы.

3. Далее каждый член группы получает отчет, написанный в свободной форме о всех высказанных намерениях по решению проблемы на предприятии.

4. Отталкиваясь от каждого полученного отчета, экспертам предлагается высказать свои соображения снова [6,с.118].

Данные этапы воспроизводятся в течение установленного времени или до тех пор, пока не останется неизменным сводный отчет и это будет означать, что каждый остался при своем мнении.

Лютенс считает, что причина успеха этого метода в анонимности опроса. Позволяет снимать некие напряженные моменты, способствующие очному коллективному обсуждению проблемы. Метод Дельфи применяется в разных организациях самых различных типов.

Тестированиев первую очередь помогает руководителю заблаговременно выявить возможные конфликтные ситуации, определить, из-за чего конфликт, и найти способы решения их.

Достоинство метода тестирования – это высокая экономическая эффективность, значительно выше, чем у других методов. Недостатком является зависимость от внешних условий, так сказать особая «восприимчивость» к ситуации исследования [35,с.49].

Тест помогает сотруднику:

· достойно оценить свои деловые и личные качества;

· пересмотреть ошибочные стереотипы самого же себя и других людей;

· изменить поведение, с целью удачной реализации профессиональных достижений;

· здраво и объективно оценить возможность своего профессионального роста [10,с.61].

Данные, полученные в ходе тестирования, могут вызывать некие сомнения, так как большое количество тестов оценки персонала являются опросниками, не владеющими школой лжи. В основном эти опросники были созданы в исследовательских целях, тесты проходили по собственному желанию, именно поэтому шкала лжи не рассматривалась.

Людям с высшим образованием обмануть подобный тест не составит труда, тем более, если от результата теста будет зависеть решение о приеме на перспективную работу [14,с.396].

Тестирование лучше всего применять в двух случаях: чаще всего проводят с целью оценить профессиональную годность специалистов многих областей, предъявляющих требования к функциям: память, внимание, мышление и т.д. и при внушительном потоке, когда нужна быстрота оценки и важный вес приобретает возможность анализировать и сравнивать результат.

На данный момент существует 3 основных разряда тестов, используемых в кадровой службе [5,с.11]:

· проективные тесты занимают мало времени на прохождение и дают достаточно много информации о человеке. Самый известный вариант тестирования;

· когнитивные тесты раскрывают человека со стороны познавательных функций (стрессоустойчивость, внимание и т.д.);

· профессиональные тесты не являются психологическими. Они выполняют функцию оценки профессиональных знаний человека [23,с.83].

Метод экспертных оценокзаключается в интуитивно–логическом анализе самой проблемы с количественной оценкой мнений и обработкой полученных результатов.

Важно отметить, что существует несколько задач, которые решаются методом экспертных оценок [32,с.59]:

· обработка и составление списка предполагаемых событий в разных областях за промежуток времени;

· обнаружение нескольких интервалов времени свершения совокупности событий;

· установление целей и задач по степени важности;

· распределение ресурсов для решения задач с коллективной оценкой;

· принятия решений какой либо ситуации с оценкой их предпочтительности [8,с.67].

Для решения данных задач в наше время применяются следующие методы экспертных оценок: анкетирование и интервьюирование, мозговой штурм, совещание, оперативная игра, сценарий.

Для проведения этого метода возникают проблемы, самые распространенные это: подбор экспертов, опрос экспертов, обработка результатов опроса, организация процедур экспертизы. Как показывает практика, экспертная оценка персонала, очень весома [7,с56].

Метод хронометрирования изучает затраты рабочего времени, которые повторяются с помощью ручных и машинно – ручных элементов в операциях путем их измерения.

В основном данный метод в управлении персоналом используется на массовом производстве для поставки действующих норм и проверки норм, установленных расчетным путем.

Объектом исследования данного метода является операция и ее элементы. Цель метода – установление основного и вспомогательного времени или затрат времени на конкретные трудовые приемы.

Хронометраж может быть сплошным и выборочным. При сплошном хронометраже все элементы являются объектом оперативного времени, а при выборочном – измеряют конкретные элементы времени или технической операции [33,с,116].

Основной задачей данного метода служит выявление причин, влияющих на продолжительность каждой части исследуемой операции с целью проектирования её структуры в целом и нормальной продолжительности отдельных ее элементов.

Индивидуальный хронометраж применяют для определения затрат времени отдельными специалистами, что дает изучать работу с высшей степенью ее детализации. При групповом хронометраже только один человек изучает работу группы рабочих, выполняющих одну миссию. В основном его применяют, чтобы изучить состав группы и адекватного распределения в ней работы между рабочими [29,с.12].

Фотография рабочего времени – это один из видов наблюдения, который анализирует и подробно изучает затраты времени одним специалистом или несколькими, связанные с выполнением определенного процесса на протяжении всего дня или части рабочего дня, независимо от того, на что потрачено это время.

Целью данного метода является поиск путей повышения производительности, улучшения использования оборудования. Само назначение фотографии рабочего времени состоит в нахождении негативных сторон в организации труда и производства, влияющих на потери или неправильное использование рабочего времени, в разработке более рационального распределения времени. При грамотном применении этого метода руководитель всегда будет знать о работе и простоях оборудования или рабочих, и о всех причинах потери рабочего времени [27,с.134].

Метод фотографии рабочего времени делят на: индивидуальную, групповую, массовую, маршрутную, многостаночную, целевую, фотографию производственного процесса и фотографию использования оборудования.

Метод анкетирования – это опрос, который проводится в письменной форме, включающий в себя ряд вопросов и несколько вариантов ответа на них. Плюсы данного метода:

· быстрый сбор социологической информации;

· результаты анкетирования легки для математической обработки;

· за малое количество времени можно опросить значительное число людей [17,с.30].

Разделяют по полноте охвата:

1) Сплошное анкетирование – это когда опрашивается вся масса представителей выборки.

2) Выборочное анкетирование – опрашивается только часть всей массы представителей.

Так же существует прямойопрос – это сбор данных, когда ответы вписываются самостоятельно опрашиваемыми лицами, и косвенный опрос этосбор данных, ответы которых записывает сам анкетер (лицо, проводящее анкетирование).

По типу контактов с респондентом разделяют:

Очное анкетирование проходит в личном общении исследователя с респондентом, анкета заполняется только в присутствии исследователя.
Заочное анкетирование происходит при отсутствии исследователя.

Прессовое анкетирование – это когда анкета публикуется в средствах массовой информации. Почтовое анкетирование – это анкеты, которые рассылаются по почте группе лиц с просьбой ответить на них и вернуть обратно по почте. Раздаточное анкетирование – это те анкеты, которые раздаются каждому респонденту [31,с.186].

1.3 Организация управления туристской деятельностью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Согласно российскому законодательству, оказание туристских услуг – это предпринимательская деятельность. Отношения между гражданами (туристами) и предпринимателями (туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями) регулируются гражданским законодательством. Обязательственные отношения между указанными субъектами возникают на основе гражданско-правовых договоров [2].

Нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере туризма, можно разделить на две группы.

Первая группа – это акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу субъектов туристской индустрии (общие акты):

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1 и часть 2) (в ред. от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ).

3. Федеральный закон «О защите прав потребителей» (в ред. от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ).

Вторая группа – это акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность (специальные акты):

· Указ Президента РФ от 18 ноября 2004 г. № 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту»;

· постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта»;

· постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики РФ»;

· постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. № 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в РФ, и российских граждан при выезде из РФ»;

В сфере туризма действуют государственные стандарты, утвержденные Госстандартом РФ, лежащих в основе сертификации туристских услуг [24]:

· ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования,

· ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг.

· ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения»;

· ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»; ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» и др. [38,с.48].

Большинство норм Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ) регулируют отношения между туристскими организациями и гражданами по поводу оказания туристских услуг.

Стандарт определил условия для договоров о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны – иностранной туристской организации и перевозчика, для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом, для договоров между туроператором (турагентом) и туристом в части ответственности туроператора (турагента). Важно отметить, что все виды туристских формальностей регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Туризм из–за вовлеченности огромного количества людей не может оставаться без определенных правовых, экономических, организационных, способов воздействия, направленных на уменьшения отрицательных воздействий конкуренции и обеспечения социальной базы, обеспечивающей защиту населения.

Государственное регулирование туристской деятельности – это прямое и косвенное воздействие государства на деятельность субъектов туристского рынка, что выражается в установлении государством общих правил поведения для всех участников правоотношений.

Главной и важной целью государственного регулирования в сфере туризма, согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности», является охрана окружающей среды, создание наиболее благоприятных условий в данной области, реализация новых рабочих мест и развитие туристской индустрии [2].

Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляется, прежде всего, для обеспечения соблюдений прав на сам отдых, свободу в передвижении, безопасности и др. [3,с.115].

Федеральное агентство по туризму пользуется Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

В Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в Российской федерации» (ст.3) прописаны следующие принципы для осуществления государственного регулирования туристской деятельности:

· создание субъектов туристской деятельности и предоставление им благоприятных условий для дальнейшего развития;

· анализ и поддержка положительно выгодных направлений туристской деятельности;

· представление информации о России как о стране, благоприятной для туризма; обеспечение защиты российских туристов, туроператоров и турагентов [38,с.118].

Региональную политику можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, она выглядит как механизм осуществления государственной политики, а с другой стороны – показывает себя как самостоятельная область деятельности. Местный (муниципальный) уровень власти охватывает деятельность только тех органов власти, которые отвечают за регулирование вопросов местного управления.

Структура власти делится на законодательную и исполнительную власть (рис. 1.3.1).

Законодательная власть – одна из видов государственной власти. Прежде всего, выполняет законотворческую деятельность, которая состоит из разработки и принятия нормативно-правовых актов, необходимых для регулирования туристской деятельности.

Исполнительная ветвь власти, самостоятельная и независимая в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Включает в себя координирующие органы на федеральном уровне, уровне субъекта федерации, округа и муниципальных формирований.

       
   


           
   
     
 
 


       
 
   


Рисунок 1.3.1 – Организация управления туристкой деятельностью в Российской Федерации на федеральном уровне

       
   
 
 


           
   
     


Рисунок 1.3.2 Структура регулирования туристкой деятельности на региональном уровне

Государственное регулирование туристской деятельности в России на федеральном уровне исполнительной власти, выполняется в рамках своих полномочий. Порядок оказания услуг по реализации туристского продукта обговаривается и назначается Правительством Российской Федерации.

Правительство также занимается осуществлением общего руководства деятельности Федерального агентства по туризму. Министерство культуры РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия, и т.д.

Федеральное агентство по туризму исполняет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере туризма [2].

Департамент туризма и региональной политики выполняет такие функции, как [2]:

1. Разрабатывает предложения по созданию основных направлений государственной политики в туриндустрии и региональной политике в области развития культуры.

2. Принимает участие в подготовке материалов к докладам о результатах и основных направлениях деятельности Министерства по направлениям деятельности Департамента.

3. Участвует в разработке и реализации стратегий, федеральных целевых и ведомственных программах.

4. Участвует в разработке проектов нормативно – правовых актов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на Департамент.

Федеральное агентство по туризму осуществляет способы государственного регулирования туристской деятельности в РФ, формирует единый федеральный реестр туроператоров; дает информацию в определенном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране временного прибытия; реализует продвижение туристского продукта как на внутреннем, так и на мировом туристских рынках; делает экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий; образовывает представительства за границей России в туриндустрии; устраивает в нужном порядке конгрессы, конференции, выставки.

Межведомственная рабочая группа по поддержке малого и среднего предпринимательства выполняет следующие функции:

· развитие субъектов малого и среднего предпринимательства с целью формирования конкурентной среды в экономике РФ;

· обеспечение комфортных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

· обеспечение высокой конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

· оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими услуг;

· увеличение числа субъектов среднего и малого предпринимательства;

· увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

· увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [38,с.245].

На региональном уровне Правительство Севастополя имеет Комитет по инвестициям Севастополя и Комитет по развитию туризма Севастополя.

Комитет по инвестициям Севастополя выполняет следующие функции:

· проведение инвестиционной политики Севастополя и развитие инвестиционной привлекательности Севастополя;

· развитие всех форм государственно–частного партнерства;

· сопровождение стратегических инвестиционных проектов, имеющих приоритетное социально–экономическое значение;

· развитие гостиничной инфраструктуры и гостиничного хозяйства Севастополя.

Комитет по развитию туризма Севастополя выполняет функции:

1. Разрабатывает и реализовывает программы по развитию Севастополя как туристского и делового центра, строительства и реконструкции объектов инфраструктуры туризма.

2. Производит анализ, прогнозирует и определяет приоритетные направления для развития туристской индустрии Севастополя.

3. Разрабатывает мероприятия, направленные на развитие туризма, международных и межрегиональных туристских и деловых связей в кругу договоров и соглашений Севастополя.

4. Продвигает туристский продукт на внутреннем и внешнем рынках, а так же принимает участие в международной конгрессной и выставочной деятельности.

5. Проводит аккредитацию экскурсоводов и гидов–переводчиков.

На региональном уровне законодательной власти, направления профильной комиссии по туристской индустрии:

· содействие в увеличении доходов бюджета Севастополя от деятельности субъектов туристской индустрии в Севастополе;

· популяризация Севастополя как крупного российского и международного туристского центра и развитие международных связей в сфере туризма;

· повышение уровня эффективности использования туристских ресурсов в Севастополе; развитие туристской индустрии в Севастополе;

· реализация нормативных правовых актов Севастополя, регулирующих вопросы туризма в Севастополе в пределах ведения Севастополя [2].

Сущность муниципального управления сервисом и туризмом, направленных на повышения эффективности сервиса и туризма муниципального образования.

Характерными специфическими чертами системы муниципального управления сервисом и туризмом являются [38,с.109]:

· в данной системе управления объектом управления выступает потенциал развития туризма муниципального образования;

· в качестве субъектов управления выступают следующие два – органы местного самоуправления, координирующие развитие сервиса и туризма на муниципальном уровне, а также местное сообщество (население муниципального образования);

· концепция муниципального управления сервиса и туризма в целях социально-экономического развития муниципального образования.

 

Рисунок 1.3.3 Структура управления туризмом и сервисом

на муниципальном уровне

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.055 с.)