Эволюция «военной прозы» от 50-х к 90-м годам. Темы, конфликты,жанры. (в. Гроссман,в. Богомолов,в. Кондратьев,в. Астафьев,к. Воробьёв,в. Быков – на выбор) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция «военной прозы» от 50-х к 90-м годам. Темы, конфликты,жанры. (в. Гроссман,в. Богомолов,в. Кондратьев,в. Астафьев,к. Воробьёв,в. Быков – на выбор)



На рубеже 1950-1960гг образовалось целое худ.течение,ктр стали называть «лейтенантской прозой».Изменился ракурс изображения войны.На смену традиц.панорамному роману приходит локальная повесть.Местом действия становится передовая,окоп,блиндаж,деревня,высота. В. Некрасов впервые обратился «В скопах Сталинграда» к конкр.ситуации. Меняется осн.конфликт войны. Война – столкновение 2 идеологий: фашистской и советской. Здесь же конфликт перетекает в сторону наших (наши с нашими), внутр., психологич.конфликт. Война как условие проявления человеч.сущности. Виды конфликта: столкновение безропотного солдата и казённого идеалиста; ч-к совестливый и карьерист,подлый ч-к; тыловая крыса.

Подняли вопрос о близости идеологической и психологической фашизма и сталинизма. Огромное значение приобретал лирический конфликт (что на душе у человека).

Центр.персонаж фронтовой повести – это либо бывший студент, либо вчераш.шк-к. Непростая вообще пора вступления в жизнь для них пришлось на войну. Происходящий в этом возрасте мучит.процесс постижения мира в его «взрослом», суровом естестве для них драм-ки осложнён и трагедийно обострён, ибо на войне мерой добра и зла, правды и лжи стан-ся кровь, и платой за ошибки, обретения – жизнь чел-ая. В произв-ях Бакланова и Бондарева, Воробьёва и Астафьева история становления личности на войне, а ещё точнее – на фронте, в окопах, в бою, - яв-ся смысловым стержнем всего повест-ия.

Авторы фронтовых повестей искали пути наиб.непоср., предельно откровенного изображения того, что же происходит в душе молодого солдата под пулями и бомбёжками, в горячке боя, среди стонов и крови, как он переживает то, что происходит вокруг него и с ним самим, как формулир-ся его собств.отнош-е к миру и какие истины он открывает, какие уроки извлекает «на всю оставшуюся жизнь».

Молодой фронтовик видит войну голым незащищённым взглядом. И с предельно близкого расстояния – словно в телескопич.объектив. Оттого образ войны предстаёт во фронтовых повестях ч/з мозаику мельчайших подробностей и укрупнённых деталей. Отсюда вполне естественное обращение авторов к натуралистической поэтике.

В фронтовой лирич.повести на первое место выступил нравств.конфликт – главным водоразделом м/у людьми стало понятие совести. Почему в то время как одни идут на смерть, другие набмвают свои вещмешки троф.барахлом «коллизия из «Посл.залпов» Бондарева».

Прозаики фронтового поколения первыми придали чел.измерение самой Отеч.войны, ибо главной мерой вещей, в том числе и мерой победы, у них стала жизнь ч-ка.

«Окопная правда» - термин из «Из окопов Сталинграда». Поэтика окопной правды ориентирована на то, чтобы худ.текст воспроизводил душевный микромир солдат и офицеров, и чтобы этот микромир вбирал в себя огромный макрокосм войны.

Кондратьев «Сашка». В Сашке есть огромная ответств-ть за всё. Три кульминации: как надо воевать, как надо любить, как надо дружить. Сашка великодушен: он уходит, узнав, что Зина и лейтенант любят др др. Он пон-ет, что у него нет прав.

Кондратьев писал метафорич.образ солдата. Лучшие погибают в первую очередь. Сашка, скорее всего не выживет. Распутица.

 

Открытие тем, проблем и героев в «деревенской прозе» 60-90-х гг. (Солженицын А., В. Белов, В. Астафьев, В. Шукшин, В.Распутин – на выбор)

В русле «дерев.прозы» сложились такие большие худ-ки.,как Белов, Распутин, Шукшин, в своем творч. развитии пришел и Астафьев, под влиянием «дер. прозы» сформир-сь целое поколение прозаиков (Крупин, Галкин, Скобликов, Уханов, Краснов). Писателям «дер. прозы» чужды приемы модернисткого письма, гротескная образность. Им близка культура классич. Русской прозы с ее любовью к пластическому, изобраз-му, музыкальному, они восстан-т традиции сказовой речи.

Деревенская жизнь и дерев.человек в их книгах ценны не столько как социологические феномены, сколько как емкие худ-е образы, в к-рых выразились сдвиг, сбой, чувства распутья, переживаемые всем нашим обществом. В дер-х жителях открыв-ся не легендарная успокоительная цельность, а реальн-й драмат-й надрыв, разлом, проходящий через душу

Они не описывают готовый нар-й хар-р, берут его не в статике, а в динамике, ктр оказ-ся процессом мучительного самоопред.стихийного, «нутряного» сущ-я. И приводят они своих героев не в президиумы торжест-х заседаний и не на благостные литургии, а на советский суд, где сам чел-к выносит себе беспощадный нравств.приговор.

Они же мастера «дер.прозы», первыми начали активный поиск путей преодоления дефицита духов-ти. Успех их ждал на путях исслед-я глубинных основ нравств-ти, когда открылась корневая связь м/у философским постижением мира чел-ка и принцапами его поведения в мире нормами отношений его с др. людьми, со своим нар-м, с человечеством.

«Дер. Проза» выработала особую поэтику, ориентир-ю на на поиск этих глубинных опор духовного сущ-я. Доминирующим принципом этой поэтики явилось стремл-е прозреть в непоср-но данном жизн.матер-ле символы Вечного. И писатели деревенщики действ-но находят эти символы. Субъективно создатели «дер. Прозы» ищут религиозные устои жизни, т.е основы, на кот-х держится духовный мир отдельного чел-ка и иногда народа в целом- понятие Бога, святости, духовного подвига, поклонения, паломничества, служения и т.п. Но эти символы чаще всего обретают плоть в микро-, и макрообразах предметногомира. У Астафьева это, например, маленький северный цветок со льдинкой на дне чашечки и Енисей как мифологическая «река жизни» у Шукшина- веточка малины с пылью на ней и образы простора ипокоя у Распутина- баня в «Последнем сроке» и Царский листвень в «Прощании с Матерой» у Белова- «крупные чистые заячьи горошины на чистом же белом снегу» и «понятная земля» в «бездонном небе». Во всех этих образах прямо или косвенно актуализируется связь с мифопоэтической традицией, причем дохристианском, языческом изводе.

Творцы «дер.прозы» тоже видят в народе носителя идеала, но носителя именно нравств. ценностей, тех, ктр вырастают не на почве классовой идеологии и умозрительных соц-х доктрин, а на почве бытия, житейского опыта, труда на земле, в непосредственном контакте с природой. Такое представление об эстетическом идеале отстаивалось всем массивом «дер. прозы». и это было ново и свежо по сравнению с соцреалистическим идеалом.

«Простой советский человек» потерял эпитет «советский», его образ стал опред-ся не идеологическим, а бытийственными координатами- землей, природой, семейными заботами, устоями дер.уклада.

Дер. проза-усл.термин онтологич. проза возникла, т.к. появ\сь потребность в правде, в критике, в реальной идеологии (общ.идеология крестьянин- христианин) Крестьян. жизнь была идеализирована. Деревня разрушалась, забыв-сь традиции. Дер.не рождает пис-ля.

Дер. пр- проза натурфилософская - дает целостное представление о мире, на земле пространство свое, домашнее, замкнутое. Распахивается вверх и вниз Хронотоп- замкутый. Миф. Сознание представляют архетипы и символы древн. Памяти.

3 этапа 1) Публицистический – реальн. Фактич. События (В. Овечкин очерки «Районные будни»)- необходимость поклоне-ся крестьянину, проблема кадров, стиль руководства В. Солухин очерки. 2) худож.-аналитич. Период: 2 линии - Ф. Абрамов, В. Распутин, Залыгин критическая, линия юмора, иронии, нар.сознания- Белов, Шукшин.

В. Белов-66г.- пов. «Привычное дело»вопрос о праведнике. Дрынов- праведник ведомый. Иван Африк.прислушивается к себе т-ко тогда, когда прир.инстинкты просыпаются в нём. После смерти Катерины боялся смотреть в небо=>нет сознания=>не о чем с небои поговорить. Звучит вопро: а жизнь-то мне зачем была дадена? Ответа нет. Нелогическме формы нар. поведения, сдвинутый мир. Привычное дело – 1) так, как все, всегда, 2) неправильное дело.

Пов. «Плотницкие рассказы» - Костя Зорин «Воспитание по доктору Споку»-цикл. Отн-я м/у Зориным и женой – отн-я м/у городом и деревней, окончательный разрыв. «Лад» - очерки нар. эстетики посвящено материально- поэтическому признанию любви к деревни, ее обычаям. Ф.Абрамов: «Лада в деревни никогда не было». «Бухтины вологодские»

3) Общество «Память»- Белов, Солженицин, Распутин

 

 

24. Проблема героя и психологизм западноевропейской прозы 19 в.

Психологи́зм — тенденция в философии и гуманитарном знании к объяснению духовных явлений и идеальных сущностей работой индивидуального или коллективного сознания.

Стендаль «Красное и черное»

Жюльен Сорель – талантливый плебей с «поражающе своеобразным лицом». В своей семье он – словно гадкий утенок: отец и братья ненавидят «щуплого», бесполезного юношу. В девятнадцать лет он выглядит как запуганный мальчик. А в нем таится и клокочет огромная энергия – сила ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, «неистовой чувствительности». Его душа и воображение – пламенные, в глазах его – пламя. Это – не портрет байронического героя, противопоставленного реальной жизни, быту. Жюльен – юноша из народа, в котором все более разгорается «священный огонь» честолюбия. Он стоит у подножья социальной лестницы. И он чувствует, что способен совершить великие деяния и возвыситься над богатыми. Но обстоятельства враждебны ему. Жизнь Жюльена в семинарии как битву, в которой юноша побеждал самого себя. На такие усилия способен только необыкновенный человек, говорит автор романа.
Железная воля Жульена подавляет его неистовую гордость, замораживает его пылкий дух. Чтобы сделать карьеру, он будет самым безличным из семинаристов, бесстрастным и бездушным, как автомат. Юноша, способный на подвиги, решается на нравственное самоубийство. Битва Жюльена с самим собой – важнейшая сторона романа. Жизнь Жюльена - это история его безуспешных попыток вполне приспособиться к общественным условиям, в которых торжествуют низменные интересы. Воспитание доставалось ему с трудом, потому что требовало постоянного самоуничижения. Так было в доме Реналя, в семинарии, в парижских светских кругах. Это сказывалось в его отношении к любимым женщинам. Его контакты и разрывы с г-жей де Реналь и Матильдой де Ла-Моль свидетельствуют о том, что он почти всегда поступал так, как подсказывало ему побуждение минуты, потребность проявить свою личность и бунтовать против любого действительного или кажущегося оскорбления. А каждое личное оскорбление он понимал как общественную несправедливость.

Жюльен Сорель — синтез двух, как будто прямо противоположных, направлений философской и политической 19 века. С одной стороны – рационализм в сочетании с сенсуализмом и утилитаризмом, - необходимое единство, без которого ни то, ни другое не могло бы существовать согласно законам логики. С другой стороны — культ чувства и натурализм Руссо.

Он живет словно в двух мирах — в мире чистой нравственности и в мире рассудочного практицизма. Эти два мира – природы и цивилизации – не мешают друг другу, потому что оба вместе решают одну задачу, построить новую действительность и найти для этого верные пути.

Двойное мировосприятие Жюльена проявлялось по отношению к хозяйке дома Реналей,— он оскорбил ее, когда она предложила ему несколько луидоров для покупки белья и просила не говорить об этом мужу. Г-жа де Реналь остается для него представительницей класса богачей и потому врагом, и все его поведение с ней вызвано было классовой враждой и полным непониманием ее натуры:

Жюльен без памяти был влюблен в Матильду, но ни на минуту не забывал, что она в ненавистном лагере его классовых врагов. Матильда сознает свое превосходство над окружающей средой и готова на «безумства», чтобы вознестись над ней. Но ее романтика - чисто головная. Она решила, что станет вровень со своим предком, чья жизнь была полна любви и преданности, опасностей и риска.

Среди множества предположений о значении романа «Красное и черное» можно найти версию, по которой Стендаль замаскировал под тайными цветами два чувства, бушующих и владеющих духом Жюльена Сореля. Страсть – душевный порыв, нравственная жажда, необузданное, безотчетное влечение, и честолюбие – жажда чинов, славы, признания, действие не по нравственным убеждениям в стремлении к цели – эти два чувства боролись в Жюльене, и каждое имело право владеть его душой. Автор разделил героя на две части, на двух Жюльенов: страстного и честолюбца. И оба они добились поставленных целей: Жюльен, склонный к природным чувствам, с открытой душой, добился любви г-жи де Реналь и был счастлив; в другом случае честолюбие и хладнокровие помогли Жюльену завоевать Матильду и положение в свете. Но счастливым от этого Жюльен так и не стал.

Стендаль изобразил судьбу энергичного и одаренного юноши, перед которым закрыты все двери. Жюльен должен был идти в обход. Вместо того, чтобы принести пользу обществу и тем прославиться, как это случилось бы в другую, боле демократическую эпоху, он становится преступником. Виновна в этом политическая реакция, противоречащая демократическим тенденциям века, все то чудовищное и ненужное, сто принесла с собой Реставрация, пытавшаяся задавить революцию и все, что она создала.

Роман «Красное и черное», быть может, самый необыкновенный во французской литературе XIXвека, прозвучал как грозное предупреждение: настанет время, когда Жюльены Сорели – молодые плебеи, умеющие пылко мечтать о лучшем будущем и бесстрашно бороться за свое счастье, - сумеют найти верный путь!

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.02 с.)