Западный и русский романтизм как творческий метод и художественная система. Особенности философско-созерцательного романтизма в элегиях и балладах В.А.Жуковского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западный и русский романтизм как творческий метод и художественная система. Особенности философско-созерцательного романтизма в элегиях и балладах В.А.Жуковского.



Истоки рус ром-ма дел-ся на 2 вида: под влиянием немец. ром-ма следует мистицизм, интерес к философским аспектам бытия и противопоставление дневного и ночного мира (Жуковский, Батюшков, Вяземский). Особ-ти: - медитативность лирики, философская углубленность в вечные вопросы, интерес к проявлению потусторонних сил; - под влиянием английского и французского ром-ма – богоборческие мотивы; разлад личности и общества, проблематика сильной личности и естественного человека (молодой Пушкин и Лермонтов): пафос вольнолюбия, мотив разлада сильной личности с обществом, немотивированность действий романтич. героя, его неизменяемость. В 1801 г. Вас.Андр.Ж. пишет элегию " Сельское кладбище" - перевод стих-я англ. предромантика Грея. С этим переводом и пришел в рус. л-ру Ж. Обращение Ж к элегии Грея не случайно: ее содерж-е совпало с умонастроениями молодого Ж. Элегия - это жанр лирич-й поэзии, содержанием ктр-го стан-ся размышления о жизни, о судьбах ч-ка п/д лицом вечного. Предмет Э - не события и явления жизни, а мысли о ней, чувства, вызываемые теми или иными ее явлениями. В Э Ж впервые в рус искусстве выразился интерес к миру человеч-й личности, когда ч-к изображается как частное лицо, в кругу своих извечных проблем, ктр-е рассматриваются на фоне вечных проблем бытия. Поэтические и филос-е размышления облекаются в Э в лирическую форму. Хар-н для Э интерес к таинственному, загадочному. Все эти признаки Э находим в "С-м кладбище" Ж: Уже бледнеет день, скрываясь за горою; Шумящие стада толпятся над рекой; Усталый селянин медлительной стопою Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой. В "С-е кладбище" перед нами типичный романтический пейзаж: стада, усталый селянин, его шалаш. Все погружено в туманный сумрак, сквозь ктр пробивается свет полуночной луны. Поэт развивает глубокие фил-е мысли о смысле жизни ч-ка, о взаимоотношениях его с окруж. миром, о бренности земного бытия, равенстве всех п/д лицом смерти. Для Э, как и вообще для романтической поэзии, было хар-но явление психологического параллелизма в описании природы и внутреннего состояния ч-ка. В основе этого приема лежит философская идея о неразрывности, сопричастности ч-ка и мира природы. Особ-ю элегий Ж яв-ся метафоричность стиля, ритмико-интонационный строй, употребление слов с переносным, метафорическим значением, создающих особые, ассоциативные смысловые связи; обнаруж-ся черты романтического двоемирия, свойственного романтическому искусству вообще (реальный и мистич. мир). Эти св-ва поэтич. мира Ж получают дальнейшее развитие в Э "Вечер" (1806). Стремление Ж к гармонии в мире и в ч-ке явственно выразилось в этой Э. Созерцание природы вселяет в сердце поэта покой и вызывает отрадные думы: Все тихо: рощи спят; в окрестности покой; Простершись на траве под ивой наклоненной, Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой, Поток, кустами осененный... Красота природы, ее гармония рождала в душе поэта возвышенные, умиленные чувства. Ж, скорее, рисует душу, "воспевающую природу, а не самое природу". В Э-х Ж проявилась и одна из ярчайших особенностей его поэтики – музыкальность. Мелодическая основа стиха Ж - главное, что отличало его от друг. рус. поэтов конц. 18 – нач. 19 вв. Ж вырабатывает приемы мелодизации, ктр-е потом будут использовать рус.поэты: александрийский стих; эвфонию (подбор звуков, их внутренняя связь и движение), вопросит-е и восклицат-е конструкции. Вводит в рус. поэзию приемы муз-й инструментовки стиха: особый тип интонирования, паузы, повторы, параллелизмы, ритмические вариации. Для поэзии Ж хар-н устойчивый комплекс романтич-х тем, мотивов, сюжетов, особый хар-р романтич. героя. К сквозным мотивам отн-ся: мотив трагедийности жизни, неизбежности страданий, мотивы тоски и томления, вечной неудовлетворенности и вечного стремления к недостижимому. В поэзии Ж звучат и другие мотивы - радостные, светлые, примиряющие с жизнью. Источник всех этих чувств - душа человека, дающая возможность ощутить счастье. Худ-е особ-ти баллад Ж. Баллада - это стих-е особой формы, преимущ-но на историческую или легендарную тему. Особ-ти романтич. баллады: пристрастие к чудесному, таинственному в мире и ч-ке, к тому, что не подвластно логике и человеч-му разуму; преобладание эмоц-го начала над рассудочным; сосредоточенность на раскрытии чувств и переживаний героев, их сложных психологич. состояний. Расцвета жанр баллады достигает в эпоху романтизма и прежде всего в творчестве Ж. Поэт написал 39 баллад разнообр. тематики. 1808 г. первая баллада Ж "Людмила. За ее основу Ж взял балладу немец. поэта Бюргера "Ленора", но создал свою, рус. балладу с нац-м колоритом. Сюжет «Леоноры»сохранен: за невестой приезжает мертвый жених и увозит её к себе в могилу. Но действие баллады перенесено в Россию, в эпоху Ливонских войн, поэтому она восприним-ся как предание, древнее сказание. В ней впервые для рус. читателя открылся неизвестный ранее мир образов и чувств. Мертвецы, привидения, Людмила со скачущим трупом жениха - поражало современников новизной ощущений. Баллада оч. лирична и поэтична. Начальные строфы напоминают элегию с ее тоскливыми мотивами ожидания и несбывшихся надежд: «Где ты, милый? Что с тобою?С чужеземною красою,Знать в далекой стороне Изменил неверный мне; Иль безвременно могила Светлый взор твой угасила". Но далее Ж рисует невозможное с т.зр. разума - мир сверхъестественных отнош-й и явлений, ктр отрицает власть разума и живет по законам невероятного и чудесного. Призраки входят в материальный мир, вмешиваются в судьбы земных людей. Умерший жених Людмилы восстает из гроба и яв-ся за своей невестой: два мира совместились, и это совмещение изменило их: призрачный мир материализовался, а земной, реальный, приобрел некую хрупкость и зыбкость. В балл. Ж формир-ся несвойственная для рус. л-ры "поэтика ужасного": Что же чудится Людмиле? К свежей конь примчась могиле, Бух в нее и с седоком. Вдруг - глухой подземный гром; Страшно доски затрещали; Кости в кости застучали; Пыль звилася; обруч хлоп; В балладе воплощается мысль о безрассудности и греховности ропота ч-ка на судьбу: Ж был убежден, любые горести и испытания посылаются ч-ку свыше. В балладах ч-к предстает как раб судьбы, как игралище неподвластных ему сил. В мире баллад Ж нет умиротворения и успокоенности, обещания конечного торжества справедливости. Так выражалось разочарование романтика в результатах исторического развития. Дисгармоничный мир представал в романтич. балладах как необъяснимая жестокость судьбы и сверхъестественных сил по отношению к ч-ку и его светлым надеждам. Значимую роль в балладах Ж, играет пейзаж. Природа - живая, полная сил, скрытых возможностей участия в жизни ч-ка. В определенный час она вмешивается в человеч. судьбу, исполняя роль неумолимого судьи. В балладах Ж впервые перед рус. читателем открылся мир народных легенд, преданий, поверий. Ж одним из первых обратился к собственно русским фольклорным истокам. Ж создает национальную рус. балладу, первым опытом ктр-й стала "Светлана" (1811). Ж опирается в ней на "суеверные предания" русской старины. В рус. фольклоре поэт нашел образцы обрядовой поэзии, разные типы святочных гаданий, во время ктр-х, по народным поверьям, девушке может "явиться" ее будущий жених. Светлана крещенским вечером гадает на своего жениха: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; И ровно в полночь ей яв-ся жених - но жених мертвый: Ж изменяет сюжетную схему, приблизив её к рус. фольклору: мертвый жених, как оказывается, только приснился девушке. Нарочно в балладе создан эффект таинственного, ужасного - и нарочно этот эффект разрушен в финале. Мир таинственных сил лишь дохнул на Светлану предвестием бед. В противоположность Людмиле, ктр "жизнь кляла" и "Творца на суд звала", Светлана молит ангела помочь ей, верит в Божью помощь. В награду за веру и терпение появившийся белый голубок защищает Светлану от мертвеца, и она просыпается, возвращ-ся к реальности. Людмила наказана за ропот на судьбу, об опасности ктр-го ее предупреждала мать: О, Людмила, грех роптанье: Скорбь - Создателя посланье; Светлана же спасается верой в Провидение: Лучший друг нам в жизни сей -Вера в Провиденье.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.004 с.)