Размещение товаров на складе. Использование метода парето (20/80) и abc анализа для принятия решения о размещении товаров на складе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размещение товаров на складе. Использование метода парето (20/80) и abc анализа для принятия решения о размещении товаров на складе



Склад является наиболее общим элементом логистических цепей. Рационализация материальных потоков на нем — резерв повышения эффективности функционирования любого предприятия.

Задача определения приемлемого варианта размещения товаров на складе не является новой для торговли и системы материально-технического снабжения. Разработаны различные алгоритмы, предлагающие решать эту задачу с помощью ЭВМ. Решение заключается в определении оптимальных мест хранения для каж­дой товарной группы.

Несмотря на очевидное достоинство, применение этих методов сдерживается необходимостью наличия на складах соответствующего программного обеспечения и вычислительной техники, а также специально подготовленного персонала.

Названные ограничения могут быть преодолены в результате применения метода Парето (20/80), согласно которому 20% объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дают, как правило, 80%-ный результат.

На складе применение метода Па­рето позволяет минимизировать ко­личество передвижений посредством разделения всего ассортимента на группы, требующие большого количества перемещений, и группы, к которым обращаются достаточно редко.

Как правило, часто отпускаемые товары составляют лишь небольшую часть ассортимента, и располагать их необходимо в удобных, максимально приближенных к зонам отпуска местах, вдоль так называемых «горячих» линий. Товары, требующиеся реже, отодвигают на «второй план» и размещают вдоль «холодных» линий. Вдоль «горячих» линий могут рас располагаться также крупногабаритные товары и товары, хранящиеся без тары, так как их перемещение связано со значительными трудностями.

Рассмотрим в качестве примера склад, ассортимент которого включает 27 позиций (табл. 1, позиции а, б, в,..., я). Предположим, что груз хранится в стеллажном оборудовании на поддонах в пакетированном виде, отпускается целыми грузовыми пакетами, и все операции с ним полностью механизированы. Всего за предшествующий период (например, за прошлый месяц) было отпущено 945 грузовых пакетов.

Таблица 1 Реализация за предшествующий период

Товарная группа Количество отпущенных грузовых пакетов Товарная группа Количество отпущенных грузовых пакетов Товарная группа Количество отпущенных грузовых пакетов
А   К   У  
Б   Л   Ф  
В   М   Х  
Г   Н   Ц  
Д   О   Ч  
Е   П   Ш  
Ж   Р   Э  
З   С   Ю  
И   Т   Я  

В этом примере более 80% заказанных грузовых пакетов пришлось на 6 позиций ассортимента (позиции н, д, г, к, у, ю). Очевидно, что запасы по этим позициям следует разместить на «горячих» линиях. Моделирова­ние, выполненное для условий данного примера, показало, что при размещении запаса на складе без учета скорости оборота разных позиций суммарный пробег техники при укладке на хранение и отборке возрастает в 2—3 раза.


Финансовые потоки

Повышение эффективности движения товарных потоков достигается, главным образом, за счет улучшения их финансового обслуживания, что обуславливает необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков, соответствующих перемещению товарно-материальных ценностей и нематериальных активов.

Финансовый поток - это любое перемещение финансовых средств в макро- или микроэкономической среде.

Финансовые потоки существовали всегда при любом способе предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Однако, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсам. Это обусловило появление новой экономической категории – логистический финансовый поток.

Финансовый поток в логистике – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока..

Основные признаки логистических финансовых потоков:

· Отношение к логистической системе, виды потоков:

o Внешние: входящие и выходящие

o Внутренние

· Направленное движение

· Назначение, виды потоков:

o При закупке товаров;

o Инвестиционные;

o По воспроизводству рабочей силы;

o Связанные сформированием затрат в процессе производственной деятельности предприятия;

o Возникающие в процессе продажи товаров;

· Способ переноса авансированной стоимости на товары, виды потоков:

o Сопутствующие движению основных средств;

o Сопутствующие движению оборотных активов;

· Форма расчета; виды потоков:

o денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств: по рублевым счетам; по валютным счетам;

o информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств: расчеты платежными поручениями; расчеты платежными требованиями; расчеты инкассо; платежи по аккредитиву; расчеты чеками; учетно-финансовые потоки;

· Вид хозяйственной связи, виды потоков:

o горизонтальные финансовые потоки (между равноправными хозяйствующими объектами);

o вертикальные финансовые потоки (между дочерними и материнскими предприятиями);

Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в цепочке поставок является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования. В самом простом случае каждому товарному потоку соответствует свой единственный финансовый поток.

1. Движение продукции

2. Движение платежных документов

3. Движение денег

При использовании какой-либо формы безналичных расчетов схема движения финансового потока между продавцом и покупателем товаров претерпевает определенные изменения. Поток информации о движении платежных документов имеет одинаковую направленность с товарным потоком и один и тот же источник возникновения, в то время как финансовый поток осуществляется между уполномоченными отделениями банков покупателя и продавца и имеет обратную направленность по отношению к товарному потоку. Выбор формы безналичных платежей зависит от эффективности их применения в различных условиях и необходимости воздействия на неаккуратных покупателей.

Анализ финансового механизма обслуживания товарных потоков показал, что:

· наличие финансового потока обусловлено существованием обслуживаемого им товарного потока;

· направление, объем, источник возникновения и время начала движения финансового потока зависит от формы расчетов в договоре купли- продажи и условий платежа;

· использование ценных бумаг для оптимизации взаиморасчетов между продавцом и покупателем усложнило механизм финансового обслуживания товарных потоков, однако, повысило его эффективность.

Информационные потоки

Для приведение в действие гибкой, ориентированной на потребителя цепочки поставок, необходимо, чтобы физическая система функционировала параллельно информационной системе. Именно революция в информационных технологиях усилила понимание того, что наряду с материальными необходимо управлять сопутствующими информационными потоками.

Информационные потоки формируются в результате событий изменяющих состояние какого-либо объекта цепочки поставок. Для управления информационным потоком цепочки поставок можно выделить точки логистического отслеживания, которые соответствуют принимаемым во внимание событиям.

Существует два типа точек логистического отслеживания (ТЛО):

· точки логистического отслеживания, соответствующие физическим операциям, например, погрузка, прибытие по назначению, приемка по количеству;

· точки логистического отслеживания, соответствующие административным операциям, не связанные с собственно транспортировкой груза, например, бронирование, таможенное оформление товаров. Под точкой логистического отслеживания понимается контрольная точка, где должно произойти событие при реализации выбранной схемы транспортировки и наступление которого должно контролироваться.

Приведем некоторые примеры ТЛО: вывоз груза со склада, доставка груза получателю.

Контроль над цепочкой поставок покрывает как формирование и отслеживание (tracking - трекинг) последовательности физических событий, обусловленных географическим перемещением груза, так и контроль (tracing – тресинг) над осуществлением последовательности событий, преимущественно носящий административный характер (наличие товаров для отгрузки, бронирование, осуществление упаковок, получение импортных лицензий). Данные о выполнении отдельных операций сопоставляются с профилями трекинга и тресинга, соответствующими данной поставке (отгрузке), для отслеживания хода исполнения и принятия мер по регулированию при необходимости. Анализ “инцидентов” позволяет произвести оценку качества транспортно-логистического обслуживания потребителей.

Например, рассматриваются две контрольные точки логистического отслеживания:

· ТЛО1 - отгрузка (вывоз) с завода;

· ТЛО2 - подтверждение погрузки на автомобильное транспортное средство.

Сигнал тревоги будет выдан, если ТЛО2 не будет утверждено через заданное время после утверждения ТЛО1. Сигналы тревоги, основанные на анализе логической последовательности событий, предназначены для привлечения внимания в случае обнаружения некорректной последовательности подтверждения контрольных точек.


Функциональные области SCM

Задачи управления Цепочками Поставок условно можно разбить на три функциональные области:

· управление закупками

· управление запасами

· управление сбытом

Рассмотрим подробнее каждую их этих функциональных областей.

Управление закупками

Информационные потоки относящиеся к функциональной области "Управление закупками":

· учет номенклатуры потребляемых товаров с детализацией по модификациям и упаковкам

· учет и контроль исполнения заявок от подразделений на приобретение товаров и услуг;

· формирование заказов поставщикам на основании заказов потребителей и заявок от подразделений; подбор поставщиков на основании информации об их месте положения, номенклатуре поставляемых товаров, ценах, размерах минимальной и максимальной партии и т.п.;

· формирование заданий на производство на основании заказов потребителей и заявок от подразделений;

· формирование товарного календаря на основании заказов потребителей, заявок от подразделений, заказов поставщикам, заданий на производство и товарных запасов


Управление запасами

Информационные потоки относящиеся к функциональной области "Управление запасами":

· автоматизированное оформление товарных документов с использованием сканеров штрих-кодов;

· учет внутренних перемещений товаров – перемещение товаров между складами, списание в производство и т.п.;

· ведение карточек складского учета;

· учёт товаров на складе по местам хранения;

· учет ведомостей инвентаризации, формирование и учет актов списания недостач и оприходования излишков;

· ведение истории учетных цен по каждой партии товара, хранящейся на складе, переоценка товаров с помощью актов переоценки;

· разнесение накладных расходов по товарам, хранящимся на складах;

· поддержка комплектов товаров и учёт актов на комплектацию/ разукомплектацию товара;

· контроль и анализ товарных запасов на основании гибко настраиваемых критериев;

· контроль и анализ загруженности складов, оптимизация распределения товаров по складам и местам хранения;

· формирование товарных отчетов для последующей отработки в бухгалтерском учете данных о внутренних перемещениях товаров;

· формирование отчетов о товарных запасах с детализацией по товарам, группам товаров, партиям, складам и т.п.

 


Управление сбытом

Информационные потоки относящиеся к функциональной области "Управление сбытом":

· учет номенклатуры реализуемых товаров с детализацией по модификациям и упаковкам (прокомментировать схему);

· учет и контроль цен реализации товаров с детализацией по модификациям, упаковкам и партиям, видам отгрузки, видам оплат и складам, с которых отгружаются товары (рис. 5 – прокомментировать схему!);

· учет и контроль исполнения заказов потребителей;

· учет и контроль исполнения договоров с потребителями;

· регистрация товарных документов и счетов на оплату потребителям с учетом скидок, наценок и налогов; контроль их оплаты;

· резервирование товаров при оформлении счетов на оплату и снятие резерва;

· учет возвратных товарных документов от потребителей;

· учет платежей от потребителей;

· контроль и анализ состояния продаж (подробнее – при описании аналитических отчетов);

· контроль и анализ послепродажного обслуживания (гарантийное и послегарантийное обслуживание, анализ рекламаций); рассказать об опыте ПАРУСА в организации обслуживания клиентов;

· формирование товарных отчетов для последующей отработки в бухгалтерском учете данных о реализации товаров;

· формирование отчетов о различных аспектах деятельности, связанных с реализацией – сводных или детализированных по товарам, группам товаров, потребителям, лицевым счетам и т.п.

 
 

 

Управление запасами

Система управления запасами - это:

· рационализация запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия;

· эффективная система поддержания запасов, достаточных для производства и непредвиденных обстоятельств, но не чрезмерных (для снижения стоимости поддержания запасов).

Запасы существуют на каждой стадии цепочки управления поставками (рис. 1):

· поставка сырья – склад сырья

· склад сырья - производство – склад готовой продукции

· производство – склад готовой продукции

· склад готовой продукции – склад оптовой компании/ магазин

Рис. 1

Причины для хранения запасов:

· защита от внезапных изменений в запросах клиентов

· неопределенность в объемах и качестве сырья, его стоимости и сроках поставки

· экономия на масштабах

Внедрение системы управления запасами необходимо для снижение затрат, повышения эффективности, улучшение оперативности системы.

С какими затратами связано управление запасами:

· затраты на приобретение

· затраты на хранение

· затраты на приемку и выполнение заказов

· амортизация/ списание запасов

· транспортные расходы

Система управления решает следующие основные задачи:

· поддержание безопасного уровня складских запасов

· резервирование товара

· операционное управление всеми складскими процессами

· расчет даты поставки необходимых материалов (если материалы уже на складе – "свободно-для-обещания", если материалов нет на складе – "возможно-для-обещания").

Современные системы управления запасами входят в состав комплексных систем и поддерживают самые разные методы производственного управления, прошедшие определенные этапы своего развития и проверенные практикой многих компаний. Эти методы весьма разнообразны — от простейшего управления по точке перезаказа до моделей синхронного планирования и оптимизации. Рассмотрим эти методы в их историческом развитии.

· управление по точке перезаказа (Economic order quantity, EOQ);

· статистическое управление запасами (Statistical inventory control, SIC);

· планирование потребностей в материалах (Material Requirements Planning, MRP);

· Планирование производственных ресурсов (Manufacturing Resource Planning, MRP II);

· Методология APS (Advanced Planning and Scheduling — Усовершенствованное планирование).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.105.46 (0.066 с.)