Анализ жизненного цикла тары и упаковки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ жизненного цикла тары и упаковки.



Этапы жизненного цикла упаковки.

На всём протяжении жизненного цикла различную упаковку сопро­вождают разнообразные технологии и оборудование.

Первый отрезок жизни упаковки посвящён получению упакован­ной продукции.В сочетании с упакованной продукцией упаковка стано­вится одним из главных участников процесса товародвижения.

Процесс получения упакованной продукции основан на взаимосвя­занном движении двух материальных потоков: потока тары и упаковки и потока упаковываемой продукции.

Взаимодействие материальных потоков приводит к получению упакованной продук­ции, которая и является продаваемым товаром. Из упаковочных мате­риалов изготовляют основное упаковочное средство, в котором впос­ледствии размещают продукцию, и вспомогательное упаковочное сред­ство, обеспечивающее защиту и сохранность продукции. Совокупность основного и вспомогательного упаковочных средств и представляет со­бой упаковку.

Поток тары и упаковки включает в себя этапы производства упако­вочных материалов, конструирования и изготовления упаковки.

Этап конструирования имеет решающее значение в дальнейшей жизни упаковки. Это этап зарождения упаковки, определяющий её судь­бу и судьбу упакованного продукта на всех этапах жизненного цикла. Этап конструирования упаковки необыкновенно ответственен, сложен и специфичен. Его условно можно разделить на несколько стадий: пред- проектные маркетинговые исследования, разработка проекта дизайна и технического проекта, разработка рабочего проекта с комплектом кон­структорской и технологической документации.

Маркетинговые исследования важны и для определения оптималь­ного уровня стоимости данного продукта. Исследования выявляют фак­торы, влияющие на решение о стоимости упаковки. Базовыми показа­телями в этих вопросах являются размеры рынка потребления и реаль­ные объёмы сбыта продукции. Стоимость упаковки определяет возможности её художественного оформления и соответствующей отделки.

Конструирование должно охватывать все необходимые виды упа­ковки: первичную, вторичную, групповую и транспортную.

Этап изготовления упаковки базируется на трёх фундаменталь­ных науках. Прежде всего это наука о технологических свойствах мате­риалов для производства тары и упаковки. Затем — наука о различных технологических процессах переработки упаковочных материалов с по­лучением тары и упаковки требуемой конструкции. И наконец, наука о принципах действия, особенностях конструкции, построения, конфи­гурации и других аспектах разнообразного технологического оборудо­вания, оснастки и приспособлений для производства тары и упаковки. Конструкция упаковки самым тесным образом связана с технологией её изготовления.

Этап изготовления упаковываемого продукта не менее важен для конструирования упаковки. Технология изготовления может суще­ственно влиять на свойства продукции. Изготовленный продукт важно не только наилучшим способом по­местить в упаковку, но и доставить потребителю через всю сеть распре­деления с сохранением его высокого качества. Необходимые решения по предохранению продукта от повреждений должны быть предусмот­рены в конструкции упаковки.

Этап подготовки продукта к упаковыванию предназначен для придания продукту свойств, увеличивающих время сохранения его вы­сокого качества.

Препятствуют порче продукции биотиками специальные техноло­гии подготовки продукции к упаковыванию: стерилизация, пастериза­ция, замораживание, глубокое замораживание, сушка, маринование, облучение и др. Каждая из этих технологий предъявляет к упаковке комплекс специфических требований, которые должны быть учтены при конструировании упаковки. Абиотиками называют неживые организмы, приводящие к порче продукции. К абиотическим факторам относят химические и физичес­кие изменения под воздействием внешней среды. Наиболее распрост­ранены изменения под действием кислорода, света и температуры. В конструкции упаковки должны быть предусмотрены меры защиты от абиотической порчи продукции.

Этап упаковывания продукции включает операции подготовки тары к упаковыванию, позиционирования её в зоне упаковывания, до­зирования продукции, транспортировки дозы продукции в тару, уку­порки тары. Чаще всего все эти основные операции и множество вспо­могательных выполняются автоматически в составе фасовочно-упако­вочных автоматов. В зависимости от конструкции потребительской упаковки и вида упаковываемой продукции определяют конструктивные особеннос­ти, габаритные размеры и другие параметры групповой и транспорт­ной упаковки.

Второй отрезок жизни упаковки представляет собой путь упакован­ной продукции от изготовителя до потребителя.

Этапы транспортирования и складирования возможно осуществ­лять эффективно при условии образования грузовой единицы на осно­ве стандартного грузового поддона. Такая транспортная единица позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские операции. Она же накладывает ограничения на конфигурацию, конструкцию и размеры потребительской и транс­портной упаковки, что необходимо учитывать при конструировании.

Этапы распределения и продажи выдвигают требования к упаков­ке со стороны торговли.

При распределении и продаже очень важна быстрая идентификация продукта, и это привело к почти универсальному применению штрихо­вых кодов. Эти коды используются на первичной, вторичной и транс­портной упаковке, чтобы можно было лучше контролировать процесс хранения и путь продвижения продукта.

Этап потребления является конечной целью, для которой и произ­водят упакованную продукцию. Именно поэтому особую важность при­обретает удовлетворение требований потребителя при проектировании упаковки. Если упаковку неудобно открывать, если сложно из нее извле­кать продукцию, если не предусмотрены при необходимости меры по дозированию продукции, если упакованную продукцию неудобно хра­нить, а также в случае множества других причин, вызвавших неудоволь­ствие потребителя упаковкой, второй раз такую продукцию не купят.

На третьем отрезке жизни использованная упаковка преврати­лась в отходы. Теперь на первое место выходят требования удобства утилизации этих отходов с получением наибольшей пользы для обще­ства. Эти требования также должны быть учтены в процессе конструи­рования тары и упаковки.

Самый простой и самый распространенный способ утилизации — сбор отходов использованной упаковки, захоронение их на специально отведенных свалках до полного разложения и ассимиляции (усвоения) природой под естественным воздействием света, тепла, влаги, микро­организмов. Но этот способ несет угрозу окружающей среде в связи с низкой скоростью ассимиляции (80-100 лет) и сильным загрязнением вредными веществами почвы и подземных вод.

Второй по распространенности способ утилизации — сбор отходов и их сжигание. Выделяющееся при сжигании тепло используют для нужд народного хозяйства. Серьезным недостатком этого способа является загрязнение воздуха вредными продуктами горения. Наиболее сложным, но и наиболее полезным для общества является путь вторичного использования упаковочных материалов. Этот путь вклю­чает этапы первичной сортировки отходов упаковки по совместимым груп­пам упаковочных материалов и вторичную переработку этих материалов в разнообразные изделия.

Вопросы утилизации использованной упаковки являются важным направлением современных исследований. Ученые создают новые раз­нообразные технологии утилизации: сжигания с использованием фильтров и аппаратов, улавливающих вредные летучие продукты; создания новых упаковочных материалов, удобных в утилизации — растворимых, съедобных, саморазрушающихся и т.д.

Организация сбора и переработки использованной упаковки за рубежом. Дуальная система Германии (DSD).

Основное направление в уменьшении отходов полимерной тары и упаковки в Германии заключается в раздельном сборе и отправлении отходов на мусороперерабатывающие заводы. В Германии создано специальное законодательство, которое обязывает производителя упаковки производить продукцию со 100% возможностью ее утилизации. Для этих целей каждая фирма получает специальный знак – «зеленая точка», который говорит о том, что выпускаемая тара и упаковка экономически чистая и подвергается вторичной переработке. Кроме этого население страны прошло переобучение по раздельному сбору образующихся отходов в домашнем хозяйстве.

В настоящее время основной задачей компании является вывоз, переработка и внедрение в повторный оборот использованной упаковки и, таким образом, уменьшение финансовой нагрузки на производителей и дистрибьюторов, связанной с выполнением ими предписаний об утилизации упаковки. При этом компания DSD сама не занимается сбором, транспортировкой и сортировкой отходов, а нанимает для этой задачи другие предприятия.

Немаловажной состовляющей дуальной системы утилизации упаковки является транспортная тара, которая облегчает транспортировку товаров и защищает их от повреждений. Транспортная упаковка как вид отходов образуется, как правило, у дистрибьютора и (или) в торговой сети, а не у частного конечного потребителя. К транспортной таре относятся, в частности, поддоны, термоусадочная пленка и картонные коробки на несколько единиц товара.

См. схему 8.1 (Клинков раздавал нам)

Достоинства схемы 8.1.:

· Возможность полной механизации и автоматизации процесса

· Получать ценное вторичное сырье, которое возможно перерабатывать в изделия

Недостатки схемы 8.1:

· Высокая себестоимость получаемого вторичного сырья

· Частый выход из строя отдельных узлов, деталей, датчиков. При этом необходима остановка линии и приглашение ремонтных бригад



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.008 с.)