Для специальностей «030602 – Связи с общественностью» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для специальностей «030602 – Связи с общественностью»



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Социально-корпоративная ответственность»

Для специальностей «030602 – Связи с общественностью»

И «032401 - Реклама»

Екатеринбург 2011


Рабочая учебная программа по дисциплине «Социально-корпоративная ответственность»

 

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. –46 с.

Составитель: Уматова Елена Сергеевна, преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Института социального образования УрГПУ

 

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры рекламы и связей с общественностью УрГПУ

Протокол от __________ г. ____ №

Зав. кафедрой ________ О.И. Попова

 

 

Руководитель учебного подразделения _____ И.А. Ларионова


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебно-методический комплекс по курсу «Социально-корпоративная ответственность» предназначен для подготовки студентов специальностей «030602 – Связи с общественностью» и «032401 - Реклама».

Корпоративная ответственность представляет собой динамично развивающуюся систему норм, носящих комплексный характер посвящен крайне мало изученной, но очень важной и перспективной области социальных отношений современной России – проблемам участия бизнес-сообщества в социальном развитии страны.

Мировой опыт показывает, что от успешности формирования системы партнерских отношений частного предпринимательства, власти и гражданского общества в социальной сфере, от эффективности такого партнерства во многом зависит качество жизни населения и социальная стабильность. В учебно-методическом комплексе рассмотрены как теоретические вопросы становления системы корпоративной социальной ответственности (КСО) в условиях рыночной экономики современной России, так и практика развития КСО в крупнейших компаниях, на уровне народных предприятий, малого и среднего предпринимательства.

Основная цель курса – получение студентами обширных знаний в области корпоративной социальной ответственности, социальной политики, формирование компетенций, направленных на применение технологий КСО в бизнесе, местном управлении, некоммерческих и негосударственных организациях, учреждениях образования, средствах массовой информации и развитие умений профессионального их использования для достижения взаимовыгодных, согласованных с интересами общества целей; формирование представления о предмете, основных понятиях, содержании, формах и методах развития и оценки корпоративной социальной ответственности (КСО).

Задачи курса:

– дать студентам широкое представление об основных вопросах формирования и становления корпоративной собственности в России, особенности приватизации и передела собственности;

– определить основные аспекты корпоративно-правовых отношений и их реализации;

– определить основы построения внутрифирменной организации и деятельности корпораций;

– привить студентам навыки самостоятельной практической работы и дальнейшего развития теоретических знаний корпоративно-правового регулирования для снижения корпоративных конфликтов-слияний и поглощений, рейдерства, гринмейла и т.д.;

– сформировать видение необходимости повышения транспарентности для снижения корпоративных конфликтов, привлечения инвестиций и повышения конкурентоспособности отечественных корпораций

Изучение курса «Социально-корпоративная ответственность», помимо получения студентами теоретических знаний, имеет целью практическую подготовку будущих специалистов. Основное значение курса заключается в необходимости понимания студентами природы и сущности корпоративных отношений.

Курс «Социально-корпоративная ответственность» окажет помощь студентам в освоении профессии, развитии знаний и навыков правовой, аналитической, научной работы, способности определять задачи практической деятельности.

Объект изучения: корпоративные коммуникации, социальная политика бизнеса, социальная политика

Предмет изучения: особенности, проблемы и перспективы моделей и технологий развития корпоративной социальной ответственности.

Междисциплинарные связи в курсе базируются на использовании знаний, полученных студентами в рамках изучения других дисциплин (менеджмент, экономика, маркетинг, право, связи с общественностью, этика), а также а также - магистерских программ по направлению «Менеджмент» (этика бизнеса, социальная ответственность», интегрированные системы менеджмента, организационная культура).

Основные понятия, термины: интегрированные маркетинговые коммуникации, коммуникативные технологии, корпоративная культура, социально-корпоративная ответственность (КСО), благотворительность, патронаж, PR, социальная ответственность, социальные инвестиции, социальный аудит, спонсорство, социальная эффективность.

Задачи дисциплины:

- понимание особенностей современного международного бизнеса, его социальных функций в современном обществе;

- понимание природы, содержания и основных направлений корпоративной социальной ответственности, ее роли в социальном позиционировании современного бизнеса, его общественной рецепции, развитии социального партнерства, и гражданского общества;

- освоение концептуального и терминологического аппарата современных PR, интегрированных маркетинговых коммуникаций, прикладной этики;

- усвоение содержания, особенностей, проблем и преимуществ традиционных моделей и технологий социальных инвестиций;

- усвоение содержания, особенностей, проблем и преимуществ коммуникативных моделей и технологий КСО;

- освоение средств и методов социальной оценки различных моделей КСО, а также их эффективности;

- формирование готовности к работе по развитию в организации корпоративной социальной ответственности.

Результаты, востребованные на рынке труда

В рамках данной дисциплины возможно освоение профессиональных компетенций, позволяющих выполнять следующие виды работ:

- руководить в организации развитием социальной корпоративной ответственности;

- разрабатывать социальную политику организации;

- разрабатывать и реализовать проекты социальных инвестиций;

- создавать социальные отчеты организации в соответствии с международными стандартами.

Перспективные направления специализации магистерских и аспирантских программ

Подготовка консультантов в области технологий корпоративной социальной ответственности и управлению нефинансовыми рисками, а также менеджеров департаментов корпоративной ответственности.

Перспективные направления научно-исследовательской деятельности

Оценка влияния различных факторов на качество функционирования социально-экономических систем.

Социально-корпоративная ответственность в российских и международных организациях.

Требования к освоению дисциплины:

- знать особенности социального позиционирования современного бизнеса, роль и значение развития корпоративной социальной ответственности;

- понимать роль и значение деловой активности в современном обществе;

- понимать особенности, преимущества и проблемы различных моделей и технологий развития корпоративной социальной ответственности;

- владеть концептуальным и терминологическим аппаратом современной прикладной этики;

- уметь пользоваться средствами и методами оценки различных моделей и технологий корпоративной социальной ответственности.

Образовательные методики (формы проведения занятий)

· Лекции с опорой на самостоятельно проработанные источники информации по проблеме

· Семинары с применением активных форм обучения

· Самоподготовка

· Индивидуальные и групповые консультации

· Круглый стол

· Работа в малых группах, групповые обсуждения

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Устный опрос (УО)

· УО-2 – коллоквиум,

· УО-3 - зачет,

Письменные работы (ПР)

· ПР-1 - тесты,

· ПР-3 - эссе,

· ПР-4 - рефераты,


II. Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематический план очной формы обучения

Наименование темы Лекции (час.) Практич. (час.) Всего (час.)
1. Социально-корпоративная ответственность: понятие и история формирования   -  
2. Социальные функции деловой активности      
3. Социальная ответственность бизнеса: зарубежный и отечественный опыт      
4. Стадии позиционирования и рецепции бизнеса в социальной среде      
5. Благотворительность и социальные инвестиции бизнеса      
6. Традиционные модели и технологии КСО: прямые инвестиции   -  
7. Традиционные модели и технологии КСО: косвенные инвестиции      
8. Коммуникативные технологии КСО      
9. Модели оценки КСО      
10. Проблемы эффективности КСО      
  Всего      

Тема 9. Модели оценки КСО

Опыт подготовки социальных (нефинансовых) отчетов в соответствии с международными и отечественными стандартами КСО, а также их верификации. Методика рейтингования КСО.

 

Примерные темы для научных сообщений и докладов

• Социально-корпоративная ответственность: понятие и история формирования

• Социальные функции деловой активности.

• Роль профсоюзов в защите прав трудящихся, развитии благотворительности

• Великая Депрессия и кодексы честной конкуренции.

• Экологическое движение 1970-х и концепция «нулевого роста» в становлении КСО.

• Международные конвенции и дискуссии о корпоративной социальной ответственности.

• Социально-корпоративная ответственность как приоритет ЕС и ООН.

• Социально-корпоративная ответственность и национальные деловые культуры. КСО и этика бизнеса.

• Деловая активность и развитие гражданского общества.

• Бизнес, менеджмент и нравственная культура общества

• Деловая активность и социальное партнерство

• Бизнес и НКО

• Социальная ответственность бизнеса: зарубежный и отечественный опыт

• Социальные нефинансовые отчеты и рынок ценных бумаг.

• Международные конвенции и стандарты корпоративной социальной ответственности

• Особенности социальная политики компаний в стадии первоначального накопления

• Бизнес и охрана окружающей среды, безопасность жизнедеятельности

• Международные и отечественные организации, занимающиеся вопросами корпоративной социальной ответственности

• Проблема признания и уважения бизнеса в современной России.

• Отечественный опыт подготовки социальных (нефинансовых) отчетов в соответствии с международными и отечественными стандартами корпоративной социальной ответственности

• Социальные функции и возможности благотворительности.

• Традиции благотворительности в дореволюционной России

• Проблемы развития благотворительности в современной России

• Коммуникативные технологии корпоративной социальной ответственности

• Интегрированные маркетинговые коммуникации и корпоративной социальной ответственности

• Социально-корпоративная ответственность и бренд организации

• Многовекторность и мультипликативность эффективности корпоративной социальной ответственности

Вопросы для контроля

• Стадии позиционирования бизнеса в обществе

• Действие каких причин привело к становлению концепции корпоративной социальной ответственности (Corporate Social Responsibility, CSR) в конце XIX - начале XX столетий.

• Социально-корпоративная ответственность как системообразующий принцип и философия современного бизнеса.

• Социальные функции деловой активности

• Социально-корпоративная ответственность и особенности национальных (этнических) деловых культур.

• Формы сотрудничества бизнеса и власти

• Бизнес, этика и нравственная культура общества

• Зарубежный опыт развития корпоративной социальной ответственности Становление корпоративной социальной ответственности в РФ

• Социально-корпоративная ответственность и общественное мнение в современной России (отношение к собственникам, бизнесу в целом).

• Формы и виды социальной ответственности современного бизнеса.

• Развитие человеческих ресурсов и вложения в человеческий капитал.

• Добросовестная деловая практика (отношения с партнерами, инвесторами, способы ведения конкурентной борьбы).

• Участие бизнеса в развитии гражданского общества: формы и направления

• Спонсорство, патронаж и благотворительность: отличия и место в корпоративной социальной ответственности

• Проблемы развития спонсорства, патронажа и благотворительности в современной России

• Роль некоммерческих организаций в развитии благотворительности и корпоративной социальной ответственности

• Благотворительность и социальные инвестиции: отличия и соотношение

• Основные международные стандарты социально-корпоративной ответственности

• Хартии и конвенции отечественного бизнеса по корпоративной социальной ответственности

• Стейкхолдеры и контактные группы PR

• Прямые социальные инвестиции компании («короткая рука»): преимущества и недостатки

• Косвенные социальные инвестиции («длинная рука»): преимущества и недостатки

• Социально-корпоративная ответственность и государственно-частное партнерство

• Модели оценки корпоративной социальной ответственности

• Методика рейтингования корпоративной социальной ответственности

• Соотношение корпоративной социальной ответственности и PR

• Социально-корпоративная ответственность, имидж, репутация и брендинг

• Социально-корпоративная ответственность как многовекторный социальный диалог бизнеса

• Проблема оценки эффективности социально-корпоративной ответственности

• Виды и уровни эффективности социально-корпоративной ответственности

• Эффективность КСО для общества и для бизнеса


V. Учебно-методическое и ИНФОРМАЦИОННОЕ
обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ

 

5.1. Рекомендуемая литература

Основная

1. Благотворительность в России. СПб, 2001-2007.

2. Векслер А.Ф., Тульчинский Г.Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. М., 2006.

3. Горин Н.И., Нещадин А.А., Тульчинский Г.Л. Бизнес и общество: выгодное партнерство. М.: Вершина, 2006; Их же: Социальная политика российских компаний. - М: Теис, 2005.

4. Социальная ответственность компаний. Эффективные технологии управления социальными инвестициями. Материалы международной конференции. - М., 2005

5. Тульчинский Г.Л. Бизнес в России. Проблема социального признания и уважения. М.: Вершина, 2006. - 384 с.

6. Тульчинский Г.Л. Бизнес и власть: коммуникации и партнерство. СПб: Справочники Петербурга, 2006. - 72 с.

7. Тульчинский Г.Л. Социально-корпоративная ответственность (Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации). СПб: Справочники Петербурга, 2006. - 104 с.

8. Туркин СВ. Социальные инвестиции в бизнеса. Пособие для менеджеров. М., 2003. - 240 с.

9. Якимец В.Н. Основы, принципы и механизмы межсекторного социального партнерства в России. - М., 2004. - 384 С.

Ю.Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы. -М., 2005.

Дополнительная

1. Авен П. Экономический рост и общественная мораль. // КоммерсантЪ. № 34. 29.02.2000, с.8.

2. Адом, А.А., Зендриков К.Ю., Ивченко СВ., Либоракина М.И., Каминарская Н.Г. Социальные инвестиции российских компаний. М., 2004.

3. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М., 1995.

4. Бараулина А., Вернидуб А. Папка добрых дел. // Русский Newsweek. 2005. - 7-13 ноября. № 42 (72). - С 36-38.

5. Власть, бизнес и гражданское общество. М., 2003.

6. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. - М., 2004.

7. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. - М., 1998.

8. Акопян А., Балацкий Е. Графский, С. Дынин, А. Иванова Е., Либоракина М., Литовченко С, Мун Дж., Петров В., Флямер М., Якимец В. Доклад о социальных инвестициях в России. // Программа развития ООН, Ассоциация менеджеров России. - М., 2004. - 80 С.

9. Дранкина Е. Бизнес на языке искусства. // КоммерсантЪ Social Report. 2005. - № 230. - Бизнес и культура.

10. Ивченко СВ., Либоракина М.И., Сиваева Т.С Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. - М.: Институт экономики города, 2003.

11. Кузыченко А.С Благотворительность на Северо-Западе России в 1861-1914 годах: формирование системы и практика. - Псков, 2005.

12. Кузьминов Я.И., Радаев В.В., Яковлев А.А., Ясин Е.Г. Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений. М.: ГУ ВШЭ, 2005. - 83 С.

13. Молчанов В.Ф. Благотворительность и меценатство в России: Основные тенденции и характерные особенности (X - начало XX вв.). - М., 1997.

14. На пути к социальному государству. Спец. выпуск «Уровень жизни населения регионов России». 2005. № 8-9.

15. Наринская А. Ваш анонимный благотворитель. // КоммерсантЪ Social Report. 2005. - № 182, С 36.

16. Нордстрем, К. Риддерстрале, Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. - СПб, 2000.

17. Общество и политика. - СПб, 2000.

18. Предпринимательство и предприниматели России: От истоков до начала XX века. - М.: РОССПЭН, 1997.

19. Родионов А.А. Налоговые схемы, за которые посадили Ходорковского. - М.: Вершина, 2006.

20. Симпсон С, Туркин С. и др. Социальное изменение в бизнесе. Как сделать корпоративное гражданство выгодным для бизнеса и общества. - М., 2001.

21. Социальная ответственность компании: практическая польза для бизнеса. -М., 2003.

22. Социально-ответственный бизнес: глобальные тенденции и опыт стран СНГ.-М., 2001.

23. Сущенко В.А. История российского предпринимательства. // Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1997.

24. Тульчинский Г.Л. Глобализация, бизнес, регион. Особенности бизнеса в условиях глобализации и развитие Северо-Запада России // Россия. Планетарные процессы. - СПб, 2002. - С 536-566.

25. Туркин СВ. Как выгодно быть добрым: сделайте свой бизнес социально ответственным - М. Альпина Бизнес Букс,2007, с.41.

26. Туркин Бизнес в поисках смысла. // Советник. 1999. № 6 (42) июнь.

27. Туркин СВ. Двуликий Янус корпоративной филантропии. //Советник. 1999. № 10 (46) ноябрь.

28. Туркин СВ. Инвестировать в социальное партнерство. //Сообщение. 2000. № 11-12.

29. Туркин СВ. Льготы, совесть? Да чепуха все это. //Советник. 1999. № 7 (43) июль.

30. Туркин СВ. Социальная активность бизнеса в местном сообществе. //Элитный Персонал. 2001. - 26 июня. № 24(208).

31. Туркин СВ. Филантропия как инструмент маркетинга. //Элитный персонал. 2001.-5 июня № 21(205).

32. Туркин СВ., Симпсон С. Социальное измерение в бизнесе: бизнес, общество, власть. Пособие для менеджеров. - М., 2001. - 96 С.

33. 1000 лучших предприятий России. Промышленность России: эффективность производства и качество менеджмента. - М., 2005.

34. Уровень социальной жизни населения регионов России. 2005, № 8-9. Специальный выпуск «На пути к социальному государству». - М., 2005.

35. Фидрмуч Я., Герксхан К. Формирование социального капитала в Центральной и Восточной Европе. // Beyond Transition. Экономический вестник о вопросах переходной экономики. - М., 2005, № 7, С. 18-19.

36. Финансово-промышленные группы в регионах России: вопросы прозрачности и подотчетности (исследование на примере Нижегородской области). - Н.Новгород, 2005.

37. Фомин Э.А., Чикадзе Е.З. Благотворительность как социокультурный феномен в России. - СПб, 1999.

38. Харченко А. Большой театральный роман. // КоммерсантЪ Social Report. 2005. № 230, С. 30-33.

39. Хорева Л.В. Сущинская М.Д. История благотворительности в России. - СПб.: СПбГУЭФ, 1999.

40. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России.-М.: 1998.

41. Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: проблематика, место и роль НКО, механизмы. // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления -2005». Выпуск 4.-М.: ГУУ, 2005, С. 326-327.

42. Ямбаева Р. Социальный отсчет. //КоммерсантЪ Social Report. 2005. № 182, С 27-31.

43. Tepper Marlin, Alice; John Tepper Marlin (2003-03-09). "A brief history of social reporting". Business Respect (51). Retrieved on 2008-03-06.

44. Williams, Cynthia A.; Ruth V. Aguilera (2008). "Corporate Social Responsibility in a Comparative Perspective", in Crane, A., et.al.: The Oxford Handbook of Corporate Social Responsibility (PDF), Oxford: Oxford University Press. ISBN 0199211590. Retrieved on 2008-03-06.

45. Habisch, Andre; Jan Jonker, Martina Wegner, R. Schmidpeter (eds.) (2005). Corporate Social Responsibility across Europe. Heidelberg: Springer. ISBN 978-3-540-23251-3.

46. Orlitzky, Marc; Frank L. Schmidt, Sara L. Rynes (2003). "Corporate Social and Financial Performance: A Meta-analysis" (PDF). Organization Studies 24 (3): 403^141. London: SAGE Publications, doi: 10.1177/0170840603024003910. Retrieved on 2008-03-07.

47. Corporate Social Responsibility and Ethical Careers. University of Edinburgh Careers Service. Retrieved on 2008-03-07.

48. "The Good Company", The Economist, 2005-01-20. Retrieved on 2008-03-07.

49. Kytle, Beth; John Gerard Ruggie (2005). Corporate Social Responsibility as Risk Management: A Model for Multinationals (PDF). Social Responsibility Initiative Working Paper No. 10.. John F. Kennedy School of Government, Harvard University. Retrieved on 2008-03-07.

50. Paluszek, John (April 6-7, 2005). Ethics and Brand Value: Strategic Differentiation (PowerPoint). Business and Organizational Ethics Partnership Meeting. Markkula Center for Applied Ethics, Santa Clara University. Retrieved on 2008-03-07.

51. Malloy, D.C. (2003). "Understanding the Nature of Ethics, and Purposes of Business Health Care and Law", The Sport We Want (PDF), Canadian Centre for Ethics in Sport, pp.59-79. Retrieved on 2008-03-07.

5.2. Информационное обеспечение дисциплины

1. Агентство «Социальные Инвестиции» • www.socinvest.org

2. Агентство региональных политических исследований (АРПИ) • http://arpi.info

3. Ассоциация менеджеров • www.amr.ru

4. Благотворительный фонд «Московский благотворительный резерв» • www.mcf.ngo.ru

5. Всемирный банк • www.worldbank.org.ru

6. Левада-центр • www.levada.ru

7. Независимый институт социальной политики (НИСП) • www.socpol.ru

8. Российское представительство Charities Aid Foundation • www.cafrussia.ru

9. Фонд аналитических программ «Экспертиза» • www.farex.ru

10. СмитОБраен • www.smithobrien.com

11. БроудиВайзерБернс • www.brodyweiser.com

12. ПрайсвотерхаусКуперс • www.pricewaterhousecoopers.com

13. Boston College Center for Corporate Citizenship • www.bc.org

14. Business for Social Responsibility • www.bsr.org

15. Business in the Community • www.bitc.org.uk

16. Centre for Tomorrow's Company • www.tomorrowscompany.com

17. Cone Communications • www.conenet.com

18. http://en.wikipedia.org/wiki/Corporate_social_responsibility Интернет энциклопедия, статья о КСО.


Методические рекомендации преподавателям

На современном этапе развития общества особую актуальность для всех его слоев, для органов государственной власти и бизнес-сообществ приобретают вопросы экономической и социальной стабильности. Основным правилом современного бизнеса в мире и в России является соблюдение установленных деловым сообществом правил, традиций и стандартов, как закрепленных законодательством, так и являющихся моральной нормой. При этом на российской почве необходимо внедрять общеевропейский стиль ведения дел и следовать концепции интеграции российской торгово-экономической и финансовой системы в мировую. Решение актуальных и социально значимых вопросов крупными корпорациями возможно посредством применения института социальной отчетности, которая, в свою очередь, является эффективным инструментом реализации корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная отчетность должна, таким образом, олицетворять собой добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций. В современных условиях необходимо понять, что социальная ответственность представляет собой стратегию бизнеса, направленную на реализацию своих интересов с учетом интересов общества. Социальная ответственность должна осознаваться как прагматическая концепция, направленная на создание устойчивости бизнеса в долгосрочной перспективе путем управления нефинансовыми рисками. Негативной тенденцией, препятствующей развитию корпоративной социальной отчетности в России, является наличие узко ориентированного круга заинтересованных сторон - государства, собственников и персонала. Корпорации в этой ситуации могут привлекать к развитию системы социальной отчетности не только региональные органы власти, но и местные сообщества, профессиональные ассоциации и союзы. Роль корпоративной социальной ответственности и института социальной отчетности является в России достаточно значимой, поскольку социальные инвестиции служат залогом эффективности государственной политики и роста благосостояния российского государства.

Таким образом, курс «Социально-корпоративная ответственность» предназначен для специалистов в области рекламы и связей с общественностью.


Методические рекомендации по проведению лекций

Очень важно насытить лекционный материал различными примерами, подтверждающими теоретические тезисы. Это оживляет лекцию и стимулирует интерес студентов к дисциплине. Кроме того, необходимо показать учащимся многообразие форм использования корпоративной социальной ответственности для решения насущных проблем бизнеса, в частности социальных инвестиций, социальных проектов, проектов социально значимого маркетинга, прежде чем студенты самостоятельно приступят к поиску подобных примеров, готовясь к практическим заданиям.

При подготовке и реализации лекций следует пользоваться рекомендациями, приведенными в п. 2.1 настоящего пособия.

Так, например, рассматривая тему «Социальная ответственность бизнеса: зарубежный и отечественный опыт» можно привести следующие примеры[1] преимуществ, которые дает компании проявление социальной активности:

Пример социально ответственного маркетинга табачных компаний «Бритиш Американ Тобакко», «ДЖ. Т. Интернэшнл», «Галлахер», «Филип Моррис»

Ведущие табачные компании совместно с Общественным Советом по проблеме подросткового курения ведут с 2000г. широкомасштабную программу по предотвращению продаж сигарет несовершеннолетним «Мы не продаем табачные изделия лицам моложе 18 лет».

В рамках этой программы производители табака ищут наиболее эффективные пути напомнить продавцам о недопустимости продавать табачные изделия

несовершеннолетним. Программа предусмаривает размещение в магазинах, торговых павильонах и киосках специальных информационных материалов, уведомляющих покупателейц о том, что продавцы данной торговой точки соблюдают Федеральный закон «Об ограничении курения табака» и не продают сигареты лицам моложе 18 лет. Наряду с этим торговые представители табачных компаний ведут разъяснительную работу с розничными продавцами, стремясь убедить их не продавать табачные изделия несовершеннолетним.

Программа сопровождается наружной рекламой, адресованной розничным продавцам. Так, осенью 2004 г. информационные щиты под девизом «Продавец! Не иди на сделку с совестью!» были размещены в 17 крупнейших городах России. Социальная реклама под девизом «Большие, но не взрослые!» размещалась в метро и в московских и петербургских популярных печатных изданиях.

Сегодня программой охвачено более 200 тыс. торговых точек в 800 городах России, в нее вовлечены сотни сотрудников четырех табачных компаний, их региональных представителей и партнеров. Характерно, что в разработке и реализации программы были задействованы отделы корпоративных отношений, маркетинга и сбыта. Налицо совместная работа различных подразделений нескольких компаний.

Актуальными являются и примеры, связанные непосредственно со студенческой жизнью слушателей. Так при рассмотрении в рамках темы «Традиционные модели и технологии КСО: косвенные инвестиции» рассмотреть возможности социальных инвестиций посредством корпоративных фондов можно на примере Благотворительного фонда Владимира Потанина, осуществляющего социально значимые проекты в сфере образования и науки.

При подготовке к лекциям следует использовать компьютерные технологии, например, оформлять мультимедийную презентацию в программе MS Power Point для наглядности лекционного материала. Примеры оформления слайдов приведены ниже.




Методические указания по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов складывается из нескольких составляющих: подготовка к практическим занятиям, подготовка аннотированного списка источников по теме, подготовка сообщения, подбор материалов в портфолио и выполнение мини-проекта.

Мини-проект может включать в себя разработку проекта социальных инвестиций или проекта социальной политики виртуальной компании, менеджером которой условно является студент. При разработке мини-проекта следует ориентироваться на рекомендации, приведенные в п. 3.6 настоящего пособия и объем 5-7 стр.

Методические рекомендации по проведению практических занятий

Практические занятия организуются и проводятся в соответствии с методическими рекомендациями, приведенными в п. 2.2 настоящего пособия. Для того чтобы максимально насытить время практических занятий активной деятельностью студентов, целесообразно использовать технологию дебатов.

Рекомендуемые темы для дебатов:

• Деловая активность нераздельна с социальными функциями организации.

• Социально-корпоративная ответственность нужна в каждой организации.

• Экологическая деятельность организации является неотъемлемой частью ее корпоративной социальной ответственности.

• Социально-корпоративная ответственность нужна российскому бизнесу не меньше, чем западному.

• Деловая активность неразрывно связана с развитием гражданского общества.

• Деловая активность и партнерство бизнеса с государством могут строиться только на основе корпоративной социальной ответственности.

• Некоммерческие организации (НКО) являются связующим звеном между бизнесом и социумом.

• Социальные нефинансовые отчеты способствуют развитию бизнеса.

• Социально-корпоративная ответственность способствует повышению основных экономических показателей компании.

• Интегрированные маркетинговые коммуникации - это часть корпоративной социальной ответственности.

Указания по подготовке к проведению практических занятий

Содержание настоящего пункта адресовано в равной степени преподавателям и студентам. Преподаватели, планируя проведение практических занятий, могут выбрать часть предложенных заданий или добавить аналогичные. Студенты, используя предложенный материал, будут ориентироваться в предлагаемых методиках при подготовке и выполнении практических заданий, а также использовать его для углубленного изучения курса.

Практическое занятие 1.

Задание 1.

Прокомментируйте правило «Трех Д»: Социально-корпоративная ответственность: добровольная, дополнительная, деловая.

Задание 2.

Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие социальные функции деловой активности российских компаний: экономическую, инновационную, политическую, интегративную и др.

Задание 3.

Дайте определение «устойчивой организации», рассмотрев его в контексте Концепции устойчивого развития.

Задание 4.

Написать эссе на одну из предложенных тем: «Роль бизнеса в современном обществе» или «Бизнес и общество - противостояние или взаимовыгодный союз?».

Практическое занятие 2.

Задание 1

Составьте портрет корпоративного гражданина. Задание 2

После обсуждения в группе дайте овеет на вопрос: Как связаны с реализацией социальной политики составляющие основной деятельности компании:

Общая политика стратегия Организация труда и производственный процесс; Закупки и управление поставками; Сбыт и продажа товара; Маркетинг и отношения с клиентами; Развитие человеческих ресурсов и трудовые отношения; Финансовое управление и отношения с инвесторами; Отношения с властью;

Отношения с другими заинтересованными сторонами; др.

Задание 2

Сравните два корпоративных кодекса компаний: «Наше кредо» компании Johnson & Johnson

«Мы считаем, что, прежде всего, у нас есть обязанности перед врачами, медсестрами, пациентами, матерями и отцами, всеми, кто пользуется нашими товарами и услугами. Все, что мы делаем для них, должно быть высокого качества. Мы должны постоянно стремиться сокращать наши издержки для поддержания разумных цен. Мы должны выполнять заказы наших клиентов быстро и точно. Наши поставщики и дистрибьюторы должны иметь возможность получать справедливый доход.

У нас есть обязанности перед нашими сотрудниками, теми, кто работает с нами по всему миру. Мы должны признавать индивидуальность каждого из них, уважать их достоинство и признавать их заслуги.

У нас есть обязанности перед сообществами людей, с которыми мы живем и работаем, а также перед мировым сообществом. Мы должны быть хорошими гражданами: поддерживать добрые начинания и поощрять благотворительность, выплачивать справедливую долю налогов. Мы должны поддерживать гражданские инициативы, меры по улучшению здравоохранения и образования. Мы должны сохранять ту собственность, которой мы имеем возможность пользоваться, защищая окружающую среду и природные ресурсы.

Наконец, у нас есть обязанности перед нашими акционерами: бизнес должен приносить достойную прибыль. Мы не должны бояться нововведений. Мы должны проводить исследования, разрабатывать новаторские программы и отвечать за свои ошибки. Если мы будем следовать этим принципам на практике, наши акционеры будут иметь хороший доход».

Социальный кодекс ОАО «ЛУКойл» - объемный и детальный документ, который состоит из следующих разделов:

 

Часть 1. Корпоративные социальные гарантии работникам и неработающим пенсионерам

• Социально ответственное регулирование вопросов труда, занятости и производственных отношений

• Качество условий труда и жизни работников и членов их семей

• Корпоративное социальное обеспечение и страхование

• Социальная поддержка инвалидов инеработающих пенсионеров

 

Часть 2. Социально ответственное участие компании в жизни общества

• Развитие монопроизводственных населенных пунктов

• Природоохранная деятельность

• Развитие науки, образования, технологии и инноваций

• Сохранение национально-культурной самобытности

• Поддержка культуры и спорта

• Благотворительная деятельность

 

Часть 3. Экономическая основа социальных инициатив

• Осуществление непрерывного контроля над социальными расходами

• Оптимизация содержания социальной инфраструктуры

• Повышение эффективности производства социальных услуг

• Реализация принципов совместного финансирования

• Умножение не материальных активов

Перечислите «плюсы» и «минусы» представленных кодексов.

Задание 3.

Существует три варианта поведения компании в едином поле социальной ответственности: реактивный, проактивный, интреактивный. На конкретных примерах покажите существенную разницу между этими подходами.

Задание 4

Сформулируйте пять причин, исходя из которых необходимо проявлять социальную ответственность бизнесу.

Задание 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.247 с.)