Местное самоуправление в Англии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Местное самоуправление в Англии



РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Широкомасштабная реформа местного самоуправления Англии И Уэльса была проведена в 1974 году, а в Шотландии - в 1975 году, После чего Англия И Уэльс стали делиться на графства и округа. Местное самоуправление Лондона было реорганизовано в 1965 году, а Северной Ирландии - в 1973 году.

 

ТИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

В Англии существует три типа местного самоуправления: уникальный Большой Лондон (Greater London), шесть так называемых муниципальных графских округов (Metropolitan County Areas) и немуниципальные графства (Non-Metropolitan Counties).

Большой Лондон состоит из тридцати двух муниципальных единиц и еще одной - the City of London, при этом каждый из муниципалитетов отвечает за свою территорию. Органы местного управления организовывают практически все, связанное с благоустройством территорий и поддержания порядка, но им не подчиняется полиция Лондона и общественный транспорт.

На данный момент система Большого Лондона претерпевает изменения - предполагается выбрать единое муниципальное правительство Лондона, которое будет решать вопросы, касающиеся всего города и координировать работу муниципалитетов. Таким образом решится проблема деления власти между комитетами различных районов, интересы которых часто пересекаются. Выборы в правительство Лондона пройдут в мае 2000 года и затем будут проходить каждые четыре года.

Муниципальных графских округов всего шесть: Tyne and Wear, West Midlands, Merseyside, Greater Manchester, West Yorkshire и South Yorkshire, которые разбиты на 36 муниципальных округов.

Муниципалитеты этих округов управляют всеми местными делами, за исключением пожарной службы, общественного транспорта и уборки мусора - этим занимаются специальные объединенные управления из представителей рядовых муниципалитетов.

Немуниципальные графства представляют собой двухуровневую систему местного самоуправления: графство - верхний уровень и округ - нижний. Графство отвечает за транспорт, планирование строительства, регулирование дорожного движения, образование, защиту потребителей, пожарную службу, библиотеки, а округ отвечает за охрану окружающей среды и другие, более мелкие дела. И графство, и округ совместно управляют музеями, художественными галереями и парками.

Кроме муниципалитетов, по всей Англии существуют приходские советы, которые собираются нерегулярно и решают еще более мелкие местные проблемы.

В Шотландии работает одноуровневая система из 32 муниципалитетов, которые отвечают за все, включая пожарные службы и транспорт. Также там существуют общественные советы, представляющие интересы местных жителей в вышестоящих организациях.

В Уэльсе 22 совета одноуровневой системы местного самоуправления управляют всеми местными делами, кроме пожарных служб, которыми заведуют три пожарных управления Уэльса. Кроме того, на территории Уэльса работают около 750 общественных советов, по сути своей сходных с приходскими.

В Северной Ирландии 26 окружных советов отвечают за состояние окружающей среды, отдых и развлечения местных жителей, а все остальные заботы лежат на плечах соответствующих министерств.

 

ВЫБОРЫ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Все муниципалитеты и советы состоят из советников, которых, в свою очередь, выбирают местные жители. Советники выбираются на четыре года. Ежегодно среди советников выбирается президент. Если совет или муниципалитет - городской, то его президента называют мэром (Mayor). Мэр Лондона носит звание Lord Mayor.

Советникам платят заработную плату, а также компенсируют расходы на посещение совещаний и дополнительную организационную работу.

 

ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

Советники обладают значительной свободой в принятии решений и выполнении возложенных обязанностей. Некоторые решения принимаются всем муниципалитетом, другие, по системе, сходной с парламентской, возлагаются на специально созданные комитеты. Как и в парламенте, партийный состав комитета должен отражать соотношение политических сил в самом совете. Комитеты могут создаваться по любому вопросу и заседать как угодно долго, принимая решение. На совещания совета и комитетов могут быть приглашены и посторонние люди, которые могут принимать участие в обсуждении, но не имеют права голоса при принятии решения. Также посторонние люди могут присутствовать при работе муниципалитета и получить доступ ко всем его документам, и лишь при некоторых, четко очерченных законом обстоятельствах, советники могут засекретить документы и не допускать публику на совещания.

 

ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА

 

На данный момент в Великобритании в органах местного самоуправления работает 1,9 млн. человек. В эту цифру включены: учителя, управленческие, профессиональный и технический персонал, пожарники и не включены судебные работники.

4. Институты самоуправления во Франции в период абсолютизма

Период абсолютной монархии.

Правление Генриха IV Бурбона (1594 - 1610 гг.) было периодом дальнейшего укрепления абсолютизма. Перед королем стояла задача ликвидации тяжелых последствий длительных религиозных войн, которые нанесли колоссальный урон национальной экономике и привели к истреблению значительной знати населения страны.
Абсолютизм был нужен дворянству, так как защищал его права и привилегии. Не менее нужен он был и буржуазии, еще слишком слабой для того, чтобы претендовать на захват власти, и видевшей в лице короля защиту своих интересов от аристократической феодальной анархии.
Большую популярность получила книга Жана Бодзена "Государство", вышедшая еще в 1576 г. и отстаивающая теорию абсолютизма. Генрих IV потребовал покорности от Парламента; в церковных делах он не терпел вмешательства папы. Крупных феодалов оппозиции король предпочел подкупать, назначав им громадные пенсии. В необходимых случаях он применял и силу; так в 1602 г. были казнены участники заговора герцога Бирона.
Правительство Генриха IV уделяло большое внимание восстановлению и развитию экономики. Были сокращены государственные расходы, понижены прямые налоги на крестьян, отменены недоимки за прошлые годы. В области развития промышленного производства проводилась протекционистская политика: появилось значительное количество крупных привилегированных мануфактур, получивших название королевских.
Правительство заботилось об улучшении дорог, о строительстве каналов; учреждало заморские компании (так, в начале XVII в. основывается французская Ост-Индская компания); поощряло деятельность французских предпринимателей в Северной Америке, повышало тарифы на ввозные изделия. В 1499 г. был запрещен вывоз сырья - шелка и шерсти.
Все это отражало интересы буржуазии. В стране восстанавливались внутренние экономические связи; усилился процесс становления общефранцузского национального рынка, прерванный гражданскими войнами.
При Генрихе IV Генеральные Штаты не созывались; он предпочитал им созываемые по специальным вопросам совещания нотаблей.
Усилился процесс бюрократизации административного аппарата; чиновники заняли ведущее место в королевском совете.
Во внешней политике правительство Генриха IV стремилось к ослаблению исконных врагов Франции - Испании и австрийских Габабургов и поддерживало немецких протестантских князей.
14 мая 1610 г. Генрих IV был убит фанатиком-католиком Равальяком.
Королем становится девятилетний сын убитого Людовика XIII; опекуншей и регентшей стала его мать Мария Медичи, которая тратила огромные деньги на фаворитов. Началось расхищения королевской казны знатью.
В этих условиях 15 октября 1414 г. созываются Генеральные Штаты, которые показали свое полное бессилие этого учреждения, обусловленное разнью сословий.
Окончательное укрепление королевского абсолютизма во Франции осуществлялось при первом министре Людовика XIII, кардинале Ришелье, который говорил: "Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства".
Свою политическую программу Ришелье осуществил полностью. Была уничтожена политическая независимость гугенотов, за которыми согласно "Эдикту милости" 1629 г. сохранялось лишь право на исповедание протестантской религии". Правительство Ришелье жестоко подавляло любое выступление принцев и вельмож; были срыты укрепленные замки, воспрещены дуэли. Но привилегии дворян по отношению к третьему сословию и сеньориальные права в отношении крестьян по прежнему сохранялись.
Королевский совет стал центром управления; в его состав входили только чиновники.
Ришелье создал прочную систему местного управления, находящуюся под строгим контролем центра. Не отменяя прежней пестроты территориального деления, он ввел наряду с ним новое деление на 34 округа, получившие название интендантских. В каждый из таких округов направлялись наделенные широкими полномочиями представители центральной власти - "интенданты его величества короля по делам полиции, суда и финансов". Интенданты непосредственно подчинялись первому министру и не ограничивались в своей деятельности вопросами полицейского, судебного и финансового характера, а вмешивались и в другие дела местной администрации.
Ришелье вел также борьбу с парламентами. Особенно широкими правами обладал парижский парламент, который утверждал наиболее важные договоры, назначал регента в несовершеннолетие короля, регистрировал нормативные акты короля и имел право доводить до сведения монарха об их противоречиях обычаям страны или ранее изданным законам. Это право называлось правом ремонстрации и парламент широко его использовал.
Изданный в 1641 г. эдикт разрешил парламенту представлять ремонстрации только по правительственным актам, касающимся финансов.
Важными органами центрального управления были различные советы при короле (совет депеш или внутренних дел, тайный совет, выполнявший функции кассационного суда по гражданским делам; совет финансов). Высшим центральным органом по вопросам внутренней и внешней политики являлся государственный совет.
Кроме советов существовали королевские палаты: счетная палата, осуществлявшая финансовый контроль; палата акцизных сборов, которая ведала системой косвенных налогов; палата арсенала вооружения и др.
В целях упорядочения управления и разграничения функций были учреждены должности четырех статс-секретарей (министров): по иностранным делам, по делам двора, по военным делам и по морским делам.
Наиболее важное значение имел генеральный контролер финансов, ведению которого подлежали самые разнообразные дела (финансы, земледелие, промышленность, торговля, пути сообщения, общественные работы и др.); ему же были подчинены интенданты.
Особое положение в системе центрального управления занимал канцлер, который возглавлял юстицию и председательствовал в отсутствие короля в различных советах; он скреплял печатью все королевские указы. По мере роста централизации сокращается число провинциальных штатов, которые могли созываться только королевской властью; они ведали установлением, раскладкой и сбором налогов на местные нужды, заведыванием публичными работами; предоставлением субсидий королевской власти и т. п.
Важное место в системе абсолютизма занимала полиция. Устанавливается цензура книг, просматривается частная корреспонденция.
В 1641 г. была основана Французская академия и правительство через нее контролировало интеллектуальную жизнь страны. Возникшая с 1631 г. периодическая печать ("Французская газета") была подчинена интересам правительственной политики.
Ришелье умер в 1642 г. в разгар 30-летней войны в Германии, в которой Франция участвовала с 1635 г. В 1643 г. умер Людовик XIII.
В период царствования Людовика XIV абсолютизм достиг наивысшего развития. При нем система централизации и бюрократизации абсолютического государства получила свое завершение: управление Францией сосредоточилось в руках короля и его чиновников. Король в 1661 г. упразднил должность первого министра, став, как он выразился, сам своим первым министром. Парижский парламент получил предписание короля регистрировать все королевские указы; в 1673 г. король запретил парламенту представлять ремонстрации. Все провинциальные парламенты были подчинены губернаторам и еще более интендантам, являвшимися на местах всесильными представителями королевской власти.
Областное и городское самоуправление пришло в полный упадок. Города окончательно утратили свое самоуправление, и муниципалитеты из выборных органов превратились в административные органы, назначаемые из центра. Центральное правительство во второй половине XVII в. состояло из королевских советов (Верховного, Финансового, Депеш и др.) и государственных секретарей, каждый из которых имел свой аппарат чиновников. При Людовике XIV главную роль в решении вопросов играли государственные секретари, лично докладывающие королю о положении дел в стране. На местах все находилось под контролем интендантов: муниципальные и военные дела, религия, образование, торговля, промышленность и земледелие.
Особо важное значение получила при Людовике XIV полицейская власть. В 1667 г. была учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, в подчинении которого находились как общая полиция, так и политическая полиция с разветвленной системой тайного сыска.
В это время стала просматриваться система "приказов в запечатанных конвертах" ("летр де каше"), в которых за подписью короля сановникам вручался чистый бланк, в который можно было вписать любое имя и человека сажали в тюрьму и держали там без следствия и суда и без указания срока заключения.
И все же в первую половину царствования Людовика XIV, несмотря на колоссальную расточительность двора и короля, хозяйство страны быстро развивалось, освобожденное от смут и феодальной анархии. Большую роль в этом сыграл генеральный контролер финансов Кольбер (1661 - 1683 гг.), проводя политику всемерного поощрения отечественной промышленности, развития торговли, упорядочения финансов.
В интересах торговли и промышленности Кольбер уничтожил многие из внутренних таможен, строго следил за состоянием дорог, каналов; способствовал развитию коммерческого и военного флота.
После смерти Кольбера начинается преобладание военных интересов, что привело к колоссальному росту расходов. С ним растет налоговое бремя и начинается разорение страны и особенно крестьянства.
Основным налогом по-прежнему оставался прямой имущественный на-лог - талья. Духовенство и дворянство были свободны от нее, буржуазия сумела добиться ряда привилегий, уменьшавших размеры платежей, и вся тяжесть этого налога падала на крестьянство.
К концу правления Людовика XIV Франция оказалась разоренной. Государственный долг достигал 2,5 миллиарда франков, т. е. в 16 раз превышал годовой доход страны.
В период правления Людовика XV (1715 - 1774 гг.) кризис абсолютизма еще более усилился. Казна была пуста, королевские доходы сокращались; долг был так велик, что правительство с трудом уплачивало проценты.
Во второй половине XVIII в. дальнейший рост производительных сил во Франции был возможен лишь при условии глубоких радикальных преобразования. Французский абсолютизм превратился к этому времени в реакционную силу.
Все население Франции по-прежнему подразделялось на три сословия, причем первые два - духовенство и дворянство сохраняли все свои старинные привилегии. Буржуазия, крестьянство, все жители городов составляли третье сословие. Большая часть Франции управлялась посредством громоздкого бюрократического аппарата.
В условиях бесправия широких масс народа и административно-судебного хаоса в стране царил произвол, о чем, в частности, свидетельствовало широкое распространение упоминавшихся выше "приказов в запечатанных конвертах" ("летр де каше"). Посредством "летр де каше" министры, интенданты, придворные фавориты могли по своему усмотрению заключать в тюрьму без следствия и суда нежелательных лиц.
Армия рассматривалась наряду с церковью, судом и полицией как важнейшая опора трона.
Командные должности в армии могли занимать только потомственные дворяне. Так, по военному регламенту 1781 г. лица, желавшие получить офицерский чин, обязаны были документально доказать свою принадлежность к дворянству в четырех предшествующих поколениях.
Сам Людовик XV как-то смирился с упадком абсолютистской монархии, заявляя: "после нас хоть потоп". Следует сказать, что упадок королевского авторитета находил свое выражение в личности Людовика XV, который считался только со своими наслаждениями. На государство и на свою власть он смотрел, как на средство удовлетворения своих прихотей.
В 1774 г. королем Франции становится Людовик XVI, который был ленивым, безвольным человеком, мало интерсующимся государственными делами. По выражению Мирабо, "единственным мужчиной" в семье короля была его жена, австрийская принцесса Мария Антуанетта; она и была вдохновительницей реакционного политического режима. В стране решающую роль играли бездарные ставленники придворной камарильи. Феодальная реакция 70-80 гг. привела к резкому обострению всех противоречий во французском государстве, к мощным народным движениям, к усилению идеологической борьбы5, к сложившейся во Франции в 1787 - 1789 гг. революционной ситуации.

5.Развитие самоуправления в Германии с начала XIX в. до образования Германской империи.


Источник: Электронный каталог библиотеки
юридического факультета СПбГУ

Развитие самоуправления в Германии в XIX в. /


О. А. Омельченко.

Омельченко, О. А.
1995

Аннотация: Извлечение из книги: Институты самоуправления: Историко-правовое исследование / В. Г. Графский, Н. Н. Ефремова, В. И. Карпец и др. - М.: Наука, 1995. - С. 223 - 247.

· Развитие самоуправления в Германии в XIX в. Реформы в Пруссии начала XIX в. и возрождение самоуправления.

· Развитие самоуправления в Германии в XIX в. Конституционное закрепление принципов самоуправления.

· Развитие самоуправления в Германии в XIX в. Развитие городского самоуправления.

· Развитие самоуправления в Германии в XIX в. Становление местного (земского) самоуправления.

· Развитие самоуправления в Германии в XIX в. Реформы 1870-х годов: Установление системы местного самоуправления.

Полный текст документа:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.161.153 (0.014 с.)