Местное самоуправление в России с Древней Руси до Петровских времен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Местное самоуправление в России с Древней Руси до Петровских времен



Этапы развития муниципального права в России, земство

Становление и развитие муниципального права в России прошло длительный путь и еще не завершено. Оно напрямую зависит от совершенствования системы местного самоуправления.

Развитие муниципального права на территории России рассматривают поэтапно:

1-й этап – до 1864 г.;

2-й этап – период 1864–1870 гг. Земская и городская реформы;

3-й этап – период 1905–1907 гг.;

4-й этап – послереволюционный период;

5-й этап – 90-е гг. XX в. Реформирование местного самоуправления, формирование современной системы органов местного самоуправления.

В отечественной теории права местное самоуправление всегда понималось по-разному. Например, Н. Лазаревский под местным самоуправлением понимал «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечивается системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного самоуправления с данной местностью и населением».

Понятие «местное самоуправление» («земство») зародилось в России задолго до 1864 г. и имело достаточно стройную организацию органов местного самоуправления. Для обозначения системы местного самоуправления этого периода в русской литературе использовали термин «земство».

Земство – совокупность местных жителей и местных, отличных от государственных, интересов, связанных с развитием местного хозяйства, коммуникаций, медицины, народного образования, а также система управления этими местными делами посредством выборных представителей из населения.

Основными сословно-представительными органами на местах были земские и губные избы – выборные самоуправляющиеся органы. Земские избы осуществляли финансово-налоговые (фискальные) функции, а губные – полицейско-судебные функции.

Круг деятельности земских и губных изб закреплялся соответственно в земских и губных грамотах, подписываемых главой государства.

Земские и губные избы были подконтрольны специальным отраслевым приказам, действовавшим в какой-либо отдельной области.

Местное самоуправление в России до 1864 г.

В XVII в. в России сложилась стройная трехзвенная система местного самоуправления, которая была основана на системе административно-территориального устройства России. На местах из центра назначались воеводы, которые принимали на себя административные, полицейские и военные функции, а также функцию контроля за деятельностью земских, губных изб и городовых приказчиков.

К 1785 г. Россия была поделена на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Недостатком такой системы являлось то, что при выделении административно-территориальных единиц не учитывались географические, национальные и экономические особенности отдельных российских регионов.

К середине XIX в. Российское государство было поделено на 5 самостоятельных частей: европейская Россия, Великое княжество Финляндское, Царство Польское, Кавказский край, Сибирь. При этом каждая из частей единого государства имела свою систему административно-территориального устройства.

Наиболее практичной на тот период являлась система органов местного самоуправления, основанная на выделении 4 групп административно-территориальных единиц – волостей.

На уровне губернии существовала следующая система органов местного самоуправления:

• во главе губернии стоял губернатор;

• исполнительными органами местного самоуправления были: Губернское правление, Казенная палата, Управление государственным имуществом;

• административно-хозяйственные функции в различных областях местной жизни были возложены на присутствия по крестьянским, военным и городским делам;

• выборными представительными органами являлись дворянское собрание и губернский предводитель дворянства;

• низшим звеном были губернские земские учреждения, выполнявшие отдельные полномочия на местном уровне.

Местное самоуправление в России в периоды 1864–1870 гг. и 1905–1907 гг.

Система местного самоуправления, сложившаяся к середине XIX в., имела существенные недостатки. Попытки их устранить были предприняты в Положении от 01.01.1864 г. «О земских губернских и уездных учреждениях». Однако новая система земского самоуправления также имела недочеты: наличие земских органов только на средних административных уровнях (в губернии и в уезде) и отсутствие земских учреждений в центре и в волостях. В соответствии с Положением в систему земских учреждений были включены:

1) земские избирательные съезды, которые занимались избранием каждые 3 года нового земского гласного – выборного члена городских собраний. В земских избирательных съездах были представлены все сословия, каждое из которых проводило отдельный съезд. Иными словами, проводились 3 избирательных съезда: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных представителей от сельских обществ;

2) земские собрания, которые формировались на земских избирательных съездах. Выделялись губернские и уездные земские собрания, обладавшие различной компетенцией. В обязанности губернского земского собрания входили разделение имущества земства на губернское и уездное, а также открытие новых ярмарок и пристаней на судоходных реках либо перенесение существующих.

Появление Советов в 1905 г. как особого органа правления на местах ознаменовало переход к качественно новой организации органов местного самоуправления. Изначально Советы выполняли функцию организации стачечной борьбы, восстаний против царского правительства. Постепенно Советы принимают на себя функции органов власти на местах (отменяются квартирная плата, налоги и сборы, вводится восьмичасовой рабочий день). Решением Советов распускались городские думы и управы, которые противопоставлялись им. В их обязанности входило проведение на местах мероприятий, которые были запланированы центральными партийными органами. Все решения Советы принимали, исходя из партийной целесообразности.

Местное самоуправление в Германии

Законодательная основа МС.

Германия - федеративное государство, состоящее из 16 федеральных земель. В соответствии с Основным Законом (Конституцией) местное самоуправление в Германии отнесено к компетенции федеральных земель.

Поэтому специальное законодательное регулирование местного самоуправления на уровне Федерации отсутствует. В то же время гарантия местного самоуправления и правовая основа для его регулирования на уровне федеральных земель установлена Основным Законом и конституциями ее земель. В части 1 ст.28 Основного закона говорится: В землях, районах и общинах народ должен иметь представительство, созданное путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов. Часть 2 ст. 28 Основного Закона гласит: «Общинам должно быть гарантировано право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества. Объединения общин в рамках установленной законами компетенции также обладают правом самоуправления.

Таким образом, на федеральном уровне установлены только основные права и гарантии местного самоуправления.

Конституции земель содержат подробные положения, регламентирующие форму и объем полномочий местных органов власти. При этом во всех землях приняты и действуют сходные законы, регулирующие деятельность МС. Базовыми среди них в каждой земле являются Положение об общинах (Gemeindeordnung) и Положение о районах (Landkreisordnung). Кроме того, во всех землях существуют также специальные законы о муниципальных выборах. Следует отметить, что, несмотря на самостоятельность федеральных земель в регулировании местного самоуправления, с течением времени произошла значительная унификация законодательства земель. В целом этот процесс следует расценивать как объективный, поскольку, во-первых, происходит все большее выравнивание условий проживания людей в различных землях, во-вторых, со временем выделяются наиболее эффективные, успешные модели местного самоуправления, которые затем перенимаются другими землями как лучший опыт.

Надзор за МС.

Орган надзора федеральной земли за местным самоуправлением должен контролировать, чтобы общины выполняли свои задачи в интересах общественного блага.

Орган надзора за местным самоуправлением делится на общий надзор за местным самоуправлением и специальный надзор по государственным делам, которые переданы общинам.

В области добровольных задач общины подлежат общему надзору, который должен ограничиваться лишь проверкой на правомерность.

В области обязательных задач для выполнения указаний существует как правовой, так и профессиональный надзор. Органами надзора окружного подчинения являются окружной директо р или окружной советник. Высшей надзорной инстанцией является министр внутренних дел.

Период абсолютной монархии.

Правление Генриха IV Бурбона (1594 - 1610 гг.) было периодом дальнейшего укрепления абсолютизма. Перед королем стояла задача ликвидации тяжелых последствий длительных религиозных войн, которые нанесли колоссальный урон национальной экономике и привели к истреблению значительной знати населения страны.
Абсолютизм был нужен дворянству, так как защищал его права и привилегии. Не менее нужен он был и буржуазии, еще слишком слабой для того, чтобы претендовать на захват власти, и видевшей в лице короля защиту своих интересов от аристократической феодальной анархии.
Большую популярность получила книга Жана Бодзена "Государство", вышедшая еще в 1576 г. и отстаивающая теорию абсолютизма. Генрих IV потребовал покорности от Парламента; в церковных делах он не терпел вмешательства папы. Крупных феодалов оппозиции король предпочел подкупать, назначав им громадные пенсии. В необходимых случаях он применял и силу; так в 1602 г. были казнены участники заговора герцога Бирона.
Правительство Генриха IV уделяло большое внимание восстановлению и развитию экономики. Были сокращены государственные расходы, понижены прямые налоги на крестьян, отменены недоимки за прошлые годы. В области развития промышленного производства проводилась протекционистская политика: появилось значительное количество крупных привилегированных мануфактур, получивших название королевских.
Правительство заботилось об улучшении дорог, о строительстве каналов; учреждало заморские компании (так, в начале XVII в. основывается французская Ост-Индская компания); поощряло деятельность французских предпринимателей в Северной Америке, повышало тарифы на ввозные изделия. В 1499 г. был запрещен вывоз сырья - шелка и шерсти.
Все это отражало интересы буржуазии. В стране восстанавливались внутренние экономические связи; усилился процесс становления общефранцузского национального рынка, прерванный гражданскими войнами.
При Генрихе IV Генеральные Штаты не созывались; он предпочитал им созываемые по специальным вопросам совещания нотаблей.
Усилился процесс бюрократизации административного аппарата; чиновники заняли ведущее место в королевском совете.
Во внешней политике правительство Генриха IV стремилось к ослаблению исконных врагов Франции - Испании и австрийских Габабургов и поддерживало немецких протестантских князей.
14 мая 1610 г. Генрих IV был убит фанатиком-католиком Равальяком.
Королем становится девятилетний сын убитого Людовика XIII; опекуншей и регентшей стала его мать Мария Медичи, которая тратила огромные деньги на фаворитов. Началось расхищения королевской казны знатью.
В этих условиях 15 октября 1414 г. созываются Генеральные Штаты, которые показали свое полное бессилие этого учреждения, обусловленное разнью сословий.
Окончательное укрепление королевского абсолютизма во Франции осуществлялось при первом министре Людовика XIII, кардинале Ришелье, который говорил: "Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства".
Свою политическую программу Ришелье осуществил полностью. Была уничтожена политическая независимость гугенотов, за которыми согласно "Эдикту милости" 1629 г. сохранялось лишь право на исповедание протестантской религии". Правительство Ришелье жестоко подавляло любое выступление принцев и вельмож; были срыты укрепленные замки, воспрещены дуэли. Но привилегии дворян по отношению к третьему сословию и сеньориальные права в отношении крестьян по прежнему сохранялись.
Королевский совет стал центром управления; в его состав входили только чиновники.
Ришелье создал прочную систему местного управления, находящуюся под строгим контролем центра. Не отменяя прежней пестроты территориального деления, он ввел наряду с ним новое деление на 34 округа, получившие название интендантских. В каждый из таких округов направлялись наделенные широкими полномочиями представители центральной власти - "интенданты его величества короля по делам полиции, суда и финансов". Интенданты непосредственно подчинялись первому министру и не ограничивались в своей деятельности вопросами полицейского, судебного и финансового характера, а вмешивались и в другие дела местной администрации.
Ришелье вел также борьбу с парламентами. Особенно широкими правами обладал парижский парламент, который утверждал наиболее важные договоры, назначал регента в несовершеннолетие короля, регистрировал нормативные акты короля и имел право доводить до сведения монарха об их противоречиях обычаям страны или ранее изданным законам. Это право называлось правом ремонстрации и парламент широко его использовал.
Изданный в 1641 г. эдикт разрешил парламенту представлять ремонстрации только по правительственным актам, касающимся финансов.
Важными органами центрального управления были различные советы при короле (совет депеш или внутренних дел, тайный совет, выполнявший функции кассационного суда по гражданским делам; совет финансов). Высшим центральным органом по вопросам внутренней и внешней политики являлся государственный совет.
Кроме советов существовали королевские палаты: счетная палата, осуществлявшая финансовый контроль; палата акцизных сборов, которая ведала системой косвенных налогов; палата арсенала вооружения и др.
В целях упорядочения управления и разграничения функций были учреждены должности четырех статс-секретарей (министров): по иностранным делам, по делам двора, по военным делам и по морским делам.
Наиболее важное значение имел генеральный контролер финансов, ведению которого подлежали самые разнообразные дела (финансы, земледелие, промышленность, торговля, пути сообщения, общественные работы и др.); ему же были подчинены интенданты.
Особое положение в системе центрального управления занимал канцлер, который возглавлял юстицию и председательствовал в отсутствие короля в различных советах; он скреплял печатью все королевские указы. По мере роста централизации сокращается число провинциальных штатов, которые могли созываться только королевской властью; они ведали установлением, раскладкой и сбором налогов на местные нужды, заведыванием публичными работами; предоставлением субсидий королевской власти и т. п.
Важное место в системе абсолютизма занимала полиция. Устанавливается цензура книг, просматривается частная корреспонденция.
В 1641 г. была основана Французская академия и правительство через нее контролировало интеллектуальную жизнь страны. Возникшая с 1631 г. периодическая печать ("Французская газета") была подчинена интересам правительственной политики.
Ришелье умер в 1642 г. в разгар 30-летней войны в Германии, в которой Франция участвовала с 1635 г. В 1643 г. умер Людовик XIII.
В период царствования Людовика XIV абсолютизм достиг наивысшего развития. При нем система централизации и бюрократизации абсолютического государства получила свое завершение: управление Францией сосредоточилось в руках короля и его чиновников. Король в 1661 г. упразднил должность первого министра, став, как он выразился, сам своим первым министром. Парижский парламент получил предписание короля регистрировать все королевские указы; в 1673 г. король запретил парламенту представлять ремонстрации. Все провинциальные парламенты были подчинены губернаторам и еще более интендантам, являвшимися на местах всесильными представителями королевской власти.
Областное и городское самоуправление пришло в полный упадок. Города окончательно утратили свое самоуправление, и муниципалитеты из выборных органов превратились в административные органы, назначаемые из центра. Центральное правительство во второй половине XVII в. состояло из королевских советов (Верховного, Финансового, Депеш и др.) и государственных секретарей, каждый из которых имел свой аппарат чиновников. При Людовике XIV главную роль в решении вопросов играли государственные секретари, лично докладывающие королю о положении дел в стране. На местах все находилось под контролем интендантов: муниципальные и военные дела, религия, образование, торговля, промышленность и земледелие.
Особо важное значение получила при Людовике XIV полицейская власть. В 1667 г. была учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, в подчинении которого находились как общая полиция, так и политическая полиция с разветвленной системой тайного сыска.
В это время стала просматриваться система "приказов в запечатанных конвертах" ("летр де каше"), в которых за подписью короля сановникам вручался чистый бланк, в который можно было вписать любое имя и человека сажали в тюрьму и держали там без следствия и суда и без указания срока заключения.
И все же в первую половину царствования Людовика XIV, несмотря на колоссальную расточительность двора и короля, хозяйство страны быстро развивалось, освобожденное от смут и феодальной анархии. Большую роль в этом сыграл генеральный контролер финансов Кольбер (1661 - 1683 гг.), проводя политику всемерного поощрения отечественной промышленности, развития торговли, упорядочения финансов.
В интересах торговли и промышленности Кольбер уничтожил многие из внутренних таможен, строго следил за состоянием дорог, каналов; способствовал развитию коммерческого и военного флота.
После смерти Кольбера начинается преобладание военных интересов, что привело к колоссальному росту расходов. С ним растет налоговое бремя и начинается разорение страны и особенно крестьянства.
Основным налогом по-прежнему оставался прямой имущественный на-лог - талья. Духовенство и дворянство были свободны от нее, буржуазия сумела добиться ряда привилегий, уменьшавших размеры платежей, и вся тяжесть этого налога падала на крестьянство.
К концу правления Людовика XIV Франция оказалась разоренной. Государственный долг достигал 2,5 миллиарда франков, т. е. в 16 раз превышал годовой доход страны.
В период правления Людовика XV (1715 - 1774 гг.) кризис абсолютизма еще более усилился. Казна была пуста, королевские доходы сокращались; долг был так велик, что правительство с трудом уплачивало проценты.
Во второй половине XVIII в. дальнейший рост производительных сил во Франции был возможен лишь при условии глубоких радикальных преобразования. Французский абсолютизм превратился к этому времени в реакционную силу.
Все население Франции по-прежнему подразделялось на три сословия, причем первые два - духовенство и дворянство сохраняли все свои старинные привилегии. Буржуазия, крестьянство, все жители городов составляли третье сословие. Большая часть Франции управлялась посредством громоздкого бюрократического аппарата.
В условиях бесправия широких масс народа и административно-судебного хаоса в стране царил произвол, о чем, в частности, свидетельствовало широкое распространение упоминавшихся выше "приказов в запечатанных конвертах" ("летр де каше"). Посредством "летр де каше" министры, интенданты, придворные фавориты могли по своему усмотрению заключать в тюрьму без следствия и суда нежелательных лиц.
Армия рассматривалась наряду с церковью, судом и полицией как важнейшая опора трона.
Командные должности в армии могли занимать только потомственные дворяне. Так, по военному регламенту 1781 г. лица, желавшие получить офицерский чин, обязаны были документально доказать свою принадлежность к дворянству в четырех предшествующих поколениях.
Сам Людовик XV как-то смирился с упадком абсолютистской монархии, заявляя: "после нас хоть потоп". Следует сказать, что упадок королевского авторитета находил свое выражение в личности Людовика XV, который считался только со своими наслаждениями. На государство и на свою власть он смотрел, как на средство удовлетворения своих прихотей.
В 1774 г. королем Франции становится Людовик XVI, который был ленивым, безвольным человеком, мало интерсующимся государственными делами. По выражению Мирабо, "единственным мужчиной" в семье короля была его жена, австрийская принцесса Мария Антуанетта; она и была вдохновительницей реакционного политического режима. В стране решающую роль играли бездарные ставленники придворной камарильи. Феодальная реакция 70-80 гг. привела к резкому обострению всех противоречий во французском государстве, к мощным народным движениям, к усилению идеологической борьбы5, к сложившейся во Франции в 1787 - 1789 гг. революционной ситуации.

5.Развитие самоуправления в Германии с начала XIX в. до образования Германской империи.


Источник: Электронный каталог библиотеки
юридического факультета СПбГУ

Развитие самоуправления в Германии в XIX в. /


О. А. Омельченко.

Омельченко, О. А.
1995

Аннотация: Извлечение из книги: Институты самоуправления: Историко-правовое исследование / В. Г. Графский, Н. Н. Ефремова, В. И. Карпец и др. - М.: Наука, 1995. - С. 223 - 247.

· Развитие самоуправления в Германии в XIX в. Реформы в Пруссии начала XIX в. и возрождение самоуправления.

· Развитие самоуправления в Германии в XIX в. Конституционное закрепление принципов самоуправления.

· Развитие самоуправления в Германии в XIX в. Развитие городского самоуправления.

· Развитие самоуправления в Германии в XIX в. Становление местного (земского) самоуправления.

· Развитие самоуправления в Германии в XIX в. Реформы 1870-х годов: Установление системы местного самоуправления.

Полный текст документа:

Местное самоуправление в России с Древней Руси до Петровских времен

Местное самоуправление Древней Руси, что касается местного самоуправления в Древней Руси то в это время имели место догосударственные формы развития самоуправления, то есть речь идет о зарождении общинного местного самоуправления. Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же самоуправление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.

Следующий этап начинается с принятия христианства на Руси в это время местное самоуправление в России существовало в форме производственных и территориальных общин. Люди, объединившиеся в общины на основе трудовой деятельности, собственности и несения повинностей, принимали непосредственное участие в управлении общественными делами. Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества, другие корпоративные единицы, характеризуются сословным, производственным, территориальным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и естественной основой местного самоуправления.

Земская реформа Ивана IV, призванная уничтожить опустошавшую страну систему кормлений, предоставила широкие полномочия "земским" и "губным" старостам, избираемым населением. В задачу земских и губных властей входило преимущественно выполнение поручений центрального правительства по управлению, прежде всего сбор налогов. Решение ими местных проблем считалось второстепенным делом. Однако несомненным прогрессивным элементом реформы было внедрение выборного начала во всех сферах управления.

ХVII век объявил войну реформам ХVI столетия, сведя на нет идею местной самостоятельности и выборных должностей. "Коронные" чиновники - воеводы вытеснили "выборных людей" ХVI века и фактически сделались бесконтрольными начальниками областей и уездов.

7.Основные этапы самоуправление в дореволюционной России: реформы Петра!, Екатери­ны II.

1.2 Развитие местного самоуправления в годы правления Петра I

В 1708 году Петром I было создано восемь губерний, а к концу царствования число их дошло до двенадцати. Все управление губернией находилось в руках коронных чиновников - местное общество не принимало в нем никакого участия. Таким образом, петровская губерния являлась не местной самоуправляющейся единицей, а лишь частью административного механизма, главной функцией которого была организация армии и отыскивание финансов на ее содержание. Для обеспечения эффективности и стабильности финансовых поступлений в казну в каждой губернии выбирался совет ландратов (ландратские коллегии были перенесены Петром из Остзейских провинций), которые вместе с губернатором обсуждали и решали также и губернские дела. То или другое решение принималось большинством голосов, причем должен был подчиняться этому большинству и губернатор.

На практике петровский указ о выборности ландратов остался реформой на бумаге: оставаясь выборными по закону, ландраты фактически превратились в собрания чиновников, назначаемых губернатором и подчиненных ему.

С 1719 г. Петр предпринял новую реформу, которая привела к еще большей бюрократизации страны и централизации административной системы. Ландратские коллегии были упразднены, а вместо них в центре введены центральные коллегии. Губернии разделены на провинции, провинции на дистрикты. Во главе провинций и дистриктов поставлены коронные чиновники, назначаемые из центра и подчиненные только центру. Таким образом, Петром был осуществлен тип полицейского государства и перед бюрократией поставлены самые широкие задачи: не только правосудие и безопасность жителей, но и образование, благотворительность, медицина, поощрение торговли и промышленности - все это возлагалось на администрацию. Такая задача ввиду ее сложности и разнообразия оказалась не по плечу полицейско-приказной структуре управления. Попытки Петра регламентировать и упорядочить русскую жизнь, подчинив окраины крепкой центральной власти, потерпели крушение. Не будучи в состоянии дисциплинировать администрацию и справиться с многочисленными правонарушениями, допускаемыми чиновниками на каждом шагу, Петр обращается к местному самоуправлению, но и тут его реформы терпят неудачу. С 1714 г. он учреждает выборную должность земского комиссара для сбора нового налога - подушной подати. Земский комиссар выбирался местным дворянским обществом сроком на 1 год, был ответственен перед своими избирателями и даже подлежал суду за упущения по службе. Но скоро и эта должность утратила свою независимость от коронной администрации и всецело подчинилась ее влиянию Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. - М., 1995..

К Петру же восходят и первые попытки устройства на новый лад, по западноевропейскому образцу, городской жизни. В 1699 году им были изданы Указы об учреждении Бурмистерской Палаты в Москве и об открытии Земских изб в остальных городах, а в 1718-1724 гг. они были заменены магистратами. Эти меры имели своей целью устранение местных приказных властей от вмешательства в дела посадских общин. Как и земские избы, магистраты являются почти исключительно учреждениями судебными и административно-финансовыми. На них возлагалась обязанность наблюдения как за раскладкой государственных сборов и пошлин, так и за их сбором. Кроме того, на магистраты предполагалось возложить наблюдение за внутренним порядком и благоустройством в городе, однако в действительности это осуществлено не было.

Что касается прав, предоставленных магистратам, то они были очень скромны. Главным из них было право раскладки податей и повинностей, осуществляемое через старост и старшин с согласия всех граждан. Но права самообложения и самостоятельного расходования собранных сумм магистраты не получили. Число членов магистрата зависело от того, к какому разряду принадлежал данный город. В городах первого разряда магистраты состояли из четырех бурмистров и одного президента, стоявшего во главе их, а в городах последнего (пятого) разряда коллегиальное учреждение заменялось единоличной должностью бурмистра. Выбираемые населением члены коллегиальных присутствий поступали в полное распоряжение центральной правительственной власти, и все значение выборов сводилось лишь к тому, что "население должно было поставлять для правительства из своей среды исполнительных агентов с ручательством за их исполнительность" История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова М.: «Проспект» 2004..

1.3 Реформа местного самоуправления во второй половине ХVIII века

Новая коренная реформа в области земского и городского управления последовала затем в конце ХVIII века при Екатерине II; эта реформа оставила гораздо более глубокие следы, чем попытки Петра I, как в российском законодательстве, так и в последующей практической деятельности городских и земских учреждений.

Обратить внимание на эту сторону русской общественной жизни Екатерину II заставили бесчисленные злоупотребления администрации и широко распространившееся недовольство населения. В 1766 г. Екатерина издает манифест об избрании в комиссию депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения местных нужд. Дворяне высылали от каждого уезда по депутату; городские обыватели по одному от города; прочие сословия и звания по одному от своей провинции.

Выборы депутатов и вручение им наказов происходили под руководством выборного предводителя для дворянских обществ и выборного головы для городских. Во всех наказах высказывалась вполне определенная мысль о необходимости образования местного самоуправления с участием общественных сил и об ограничении широких полномочий коронных чиновников. Результатом такого социального заказа стало появление наиболее значительных до второй половины ХIХ века законодательных актов, определяющих и закрепляющих отдельные принципы местного самоуправления на территории Российской Империи: Учреждение о губерниях (1775-1780 гг.) и Жалованная Грамота на права и выгоды городам Российской Империи (Городовое Положение) (1785г.).

Наиболее важные реформы нашли свое отражение в первой части "Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи", изданной 7 ноября 1775 г. Империя делится Учреждением о губерниях на крупные местные единицы губернии, а те в свою очередь на более мелкие - уезды. Учреждение касается также городов и посадов. Екатерина хотела дать особый устав и крестьянству, но не успела этого сделать, так что волости и сельские общества не затрагиваются ее законодательством. Для заведования местным благоустройством законодательство Екатерины создало всесословный "Приказ общественного призрения". Дворянство было признано местным обществом - корпорацией, причем территориальными пределами этого общества были признаны границы губернии. Оно получило право периодических собраний, выбирало из своей среды: губернского и уездного предводителей дворянства, секретаря дворянства, десять заседателей верхнего земского суда, уездного судью и заседателей, земского исправника и заседателей нижнего земского суда. Подобным образом Екатерина II стремилась создать из всех сословий ряд местных организаций ("сословных обществ"), предоставив им известные права "по внутреннему управлению сих обществ", а также возложив на эти организации осуществление большинства задач местного управления Фадеев В.И. "Муниципальное право России" М.: 1994 г., с.28.. Разделив империю на губернии и уезды, поставив во главе губерний наместников и создав органы местного самоуправления, где заседали наряду с коренными чиновниками и местные выборные люди, Екатерина стремилась провести принцип децентрализации власти и создать отдельные самоуправляющиеся единицы на местах. В статьях Жалованной Грамоты городам впервые устанавливалось в русском городе всесословное "общество градское", которое должно было включать в себя всю совокупность постоянного населения города, и принадлежность к которому обуславливалась не сословным положением, а известным имущественным цензом. "Общество градское" должно было избирать из своего состава всесословную думу, которой вверялось заведование городским хозяйством. Общая дума избирала затем из своей среды так называемую шестигласную думу, на долю которой выпадала наиболее интенсивная деятельность по заведованию текущими городскими делами. В состав этого учреждения входили городской голова и шесть гласных, по одному от каждого из шести разрядов городского общества. Ведению шестигласной думы подлежал тот же круг дел, что и для общей думы; разница состояла лишь в том, что последняя собиралась для рассмотрения более сложных и трудных вопросов, а первая учреждалась для повседневного отправления текущих дел. По ст. 167 Городового Положения предметы ведомства думы распределены по восьми рубрикам: 1) прокормление и содержание городских жителей, 2) предотвращение ссор и тяжб города с окрестными городами и селениями, 3) сохранение в городе мира, тишины и согласия, 4) наблюдение порядка и благочиния, 5) обеспечение города привозом необходимых припасов, 6) охрана городских зданий, заведение нужных городу площадей, пристаней, амбаров, магазинов, 7) приращение городских доходов, 8) разрешение сомнений и недоумений по ремеслам и гильдиям. На практике, однако, распорядительная роль думы оказывалась гораздо более узкой, чем было намечено в Городовом Положении.

Кроме указанных органов Положением 1785 г. устанавливается также еще так называемое "собрание градского общества", на котором могли присутствовать все члены градского общества, но право голоса, как и пассивное избирательное право, имели только горожане, достигшие 25-летнего возраста и обладавшие капиталом, проценты с которого приносили не менее 50 рублей, т.е. в сущности лишь купцы первой и второй гильдии. В компетенцию этого собрания входило: выборы городского головы, бургомистров и ратманов, заседателей губернского магистрата и "совестного" суда (посословные суды, существовавшие до 1828г.), старост и депутатов; представление губернатору своих соображений "о пользах и нуждах общественных"; издание постановлений; подача ответов на предложения губернатора; исключение из городского общества гражданина, опороченного по суду или запятнавшего себя "всем известными пороками" и некоторые другие вопросы.

В начале 1786 г. новые учреждения были введены в Москве и Петербурге, а затем - и в остальных городах Империи. Однако в большинстве уездных городов вскоре было введено упрощенное самоуправление: непосредственное собрание всех членов градского общества и при нем небольшой выборный совет из представителей разных групп городского населения для отправления текущих дел. В небольших городских поселениях коллегиальное начало совсем уничтожалось, и все самоуправление было представлено в лице так называемых "городовых старост".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.032 с.)