Классификация знаний на основе последующих действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация знаний на основе последующих действий



 

Типы знаний Характеристика типов знаний
Знание «что» Основной смысл знания. Представляет общепринятые «факты», а также опыт и доступ к обучению. Например, квалифицированный рабочий инстинктивно знает, что причиной поломки является определенный узел. Профессионалы могут мгновенно оценить ситуацию намного быстрее, чем множество вариантов анализа основанных на использовании информационных технологий.
Знание «как» Это знание того, как производить действия. Частично это знание проявляется в организационных процедурах, но, на практике, оно большей частью имеет неявный характер и находится в головах людей. Новые методы модернизации процессов рождаются из практики быстрее, чем находят свое отражение в инструкциях и процедурах. Овладение знанием «как» (ноу-хау) зависит от навыков и опыта, на развитие и совершенствование которых требуется время.
Знание «кто» Знание «кто» может помочь. Как и другие категории, знания основываются в определенной степени на суждении и способности оценить навыки и сильные стороны другого человека. Пример - специалисты, связанные в единую сеть в организации, являются естественным источником такой информации. Они могут не знать, как решить вашу проблему, но знают, кто может ее решить.
Знание «когда» Чувство времени. Например, квалифицированные брокеры как будто имеют чутье покупать, когда все продают. Некоторые компании превратили в преимущество свое умение определить точное время поглощения или выхода на рынок.
Знание «где» Знание, где лучше всего совершать действия. Движущие силы изменений усиливают свое воздействие или достигают критической массы в определенных местах, где концентрируются люди с определенной квалификацией.
Знание «почему» Предполагает более широкие контекст и видение, чем предыдущие типы знания. Такое знание позволяет людям приступать к решению неструктурированных проблем самыми подходящими способами. Например, удовлетворение потребностей клиента приемлемым для организации способом, а не беспрекословное следование процедуре.


Выделяются, в частности, и коммерческие знания, которые в условиях рыночных отношений представляют собой совокупность императивов, образцов и правил, реально воплощенных в деятельности фирмы и ее взаимодействии с внешней средой. Если решается задача развития организации, руководители используют все эти виды знаний. Разумеется, организации отличаются друг от друга. Но общим является то, что их развитие требует знаний о потребителях, продуктах, процессах, технологиях, конкурентах, законах, финансах и т.д.

На личностном уровне типы знаний могут быть упорядочены по четырем степеням:

  • знание как результат познания (знание «чего») – владение основами предмета;
  • специальная квалификация (знание «как») – практическое выполнение, требующее больше знаний, чем можно извлечь из книг;
  • системное понимание (знание «почему») – глубокое знание причин и следствий, высшим выражением которого является интуиция;
  • самомотивируемое творчество (понимание «зачем») – желание и мотивация достижения успеха.

Такая трактовка знаний делает акцент на образовательные, организационные и социальные процессы приобретения знаний и помогает сформировать подходы к обучению разных категорий персонала.

Подход к трактовке знаний, основанный на способах структурирования и фиксации знаний, подчеркивает значимость трудно-формализуемого индивидуального знания и заставляет задуматься об организационных механизмах, способствующих обмену таким знанием и его продуктивному использованию.
Степень структуризации знания различается, как правило, по следующим категориям:

  • хорошо структурированные знания (алгоритмы, формулы, теории, схемы, процессы);
  • полуструктурированные знания (суждения, субъективные оценки, эвристические правила принятия решений);
  • неструктурированные знания (без теоретической основы, опыт в виде фактов).

Можно утверждать, что в каждом случае существует известное соотношение между определенностью знаний и степенью их структурирования.

Ф. Блэклер (Blackler, 1995) отмечает, что «знания многогранны и сложны, будучи и ситуативными и абстрактными, скрытыми и явными, распространенными и индивидуальными, материальными и ментальными, развивающимися и статичными, выраженными словами и закодированными». Он классифицировал фор мы знаний следующим образом:

включенные в технологии, нормы и организационные процедуры;
включенные в культуру в качестве общих соглашений, историй, ценностей и убеждений;
воплощенные в практических, основанных на деятельности компетенциях и навыках членов организации (практические знания или «ноу- хау»);
понимание и когнитивные навыки ключевых членов организации (понятийные знания или ноу-хау).

И. Нонака [Nonaka, 1991] считает, что знания хранятся либо индивидуально, либо коллективно. С точки зрения Ф. Блэклера, практические и понятийные знания являются индивидуальными, а технические и культурные знания – коллективными.

Представим классификацию знаний, разработанную экспертами Европейской комиссии (2003 г.).

Научные знания, формируемые в университетах, государственных научно-исследовательских институтах и частном корпоративном секторе исследований и разработок.

Технические (технологические) знания, основными поставщиками которых являются компании предпринимательского сектора, проводящие собственные исследования и разработки, институты предпринимательского сектора и государственные научные учреждения, университеты, а также исследовательская активность в новых предпринимательских структурах, возникающих как при создании нового бизнеса, так и в качестве побочного продукта исследований, проводимых в уже существующих организациях (spin-offs);

Инновации, осуществляемые компаниями предпринимательского сектора и вновь созданными предприятиями;

Человеческий капитал, создаваемый благодаря деятельности университетов по подготовке специалистов и кадров высшей квалификации; в процессе исследований в государственном и предпринимательском секторе, а также в других специализированных заведениях высшего профессионального образования;

Квалификации (компетенции") - которые являются результатом получения образования в высших учебных заведениях, обучения, проводимого в корпоративном секторе, а также профессиональных курсов и профессионального опыта работников во всех секторах экономики, включая исследовательский сектор;

ИКТ (информация) – этот вид знаний создается в корпоративном секторе информационно-коммуникационных технологий и распространяется в результате применения ИКТ и деятельности сетевых структур.

Источник знаний

Существенное значение имеет выявление всех источников знаний и обеспечение доступа к ним. Использование информационных технологий меняет природу отношений между специалистом и непрофессионалом, между организацией и работником, между источником и получателем благ. Знания исключают статичность и однонаправленность, поскольку создают основу для непрерывного обмена информацией с участием как ее создателей, так и пользователей. Базовое образование работников, их профессионально-техническая подготовка и квалификация, повышение уровня профессиональных навыков и знаний в соответствии с потребностями рынка труда, а также новаторское мышление оказывают непосредственное влияние на отбор источников и полноту их использования на практике.

Знания могут быть получены из разнообразных как внешних, так и внутренних источников. В самом приближенном виде к внешним источникам знаний относятся:

  • публикации (книги, журналы, материалы конференций, отраслевые отчеты, другие периодические издания);
  • отраслевые консультационные услуги;
  • специальные документы об отраслевых знаниях;
  • коммерческие базы данных и системы экспертных знаний;
  • отраслевые и межотраслевые конференции;
  • курсы, семинары, симпозиумы;
  • интеллектуальный потенциал смежных организаций;
  • обратный поток информации от агентов рынка (о продукции и услугах);
  • обратный поток информации от потребителя (жалобы, рекламации, предложения, требования);
  • поток информации от поставщиков;
  • новые сотрудники;
  • менеджеры-консультанты;
  • научные исследования;
  • изучение передовых методов работы;
  • сотрудничество, партнерство, стратегические альянсы и совместные предприятия;
  • мониторинг среды и сканирование событий и тенденций;
  • материалы исследований в сети Интернет;
  • средства массовой информации (печать, телевидение, радио).

Разумеется, методы выявления и получения необходимой информации различны.

Внутренние источники знаний включают целый ряд позиций, таких как:

  • отраслевые специалисты и ведущие специалисты организации;
  • внутренние заказчики и поставщики;
  • организационная оценка;
  • корпоративная экспертиза (измерительные и информационно-управленческие системы);
  • моделирование процессов;
  • политика, практика и методы;
  • внутреннее обучение и образование;
  • будущее бизнеса (задачи, ценности, принципы);
  • стратегия бизнеса (круг основных полномочий, размещение ресурсов, информационные технологии, планы и прогнозы);
  • мероприятия по совершенствованию и инициативы по развитию (например, модернизация бизнеса);
  • операционное планирование и бюджет;
  • корпоративное управление (полномочия, функции и ответственность, взаимоотношения, подчиненность, размещение ресурсов, организационные графики);
  • организационная структура и виды работ;
  • практический опыт и анализ работ после внедрения новых разработок (проекты, инициативы, целевые бригады, мероприятия по повышению качества продукции и услуг);
  • постоянное документирование процессов, работы команд;
  • предложения работников;
  • корпоративные информационные бюллетени

Разработка систем управления знаниями должна начинаться с их предварительного проектирования, охватывающего такие этапы, как накопление, извлечение, структурирование и формализация, разработка спецификаций для программирования, программная реализация, обслуживание. Этот вид деятельности, закладывающий основу и механизм системы управления знаниями, получил название «инженерия знания» (knowledge engineering).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.006 с.)