Александрия – история жизни и военных походов Александра Македонского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Александрия – история жизни и военных походов Александра Македонского.



Азбука-пропись.

Азбука включает в себя достаточно красочное начертание букв, образцы скорописного письма, текст о жизни и деятельности Александра Македонского, полный царский титул, загадки нравоучительного характера, образцы составления и написания деловых документов. Эти материалы служили для начального обучения письму, а также знакомили детей с античной историей и географией, включали их во взрослую жизнь через усовения правил составления деловых документов. Ниже приведены фрагменты рукописи данной азбуки-прописи.

* * *

Александрия – история жизни и военных походов Александра Македонского.

«В той час вестник из Македонии приеха ко царю Филиппу и поведа о отрочати. Царь же Филипп радости великия наполнися со всеми силами своими в Македонию прииде. Царица же встрете со отрочатем и облобыза, и отдаде в научение Аристотелю. Елико же царевич Александр из утра до обеда ко Аристотелю ходил; после обеда до вечера к Нектанаву египетскому мудрецу; и к уроку приспе у Аристотеля, и витейство испыта, и коло [звездный круг – А.Р.] изведа, и царем прославлен. Куманский царь [собирательный образ – царь кочевых народов – А.Р.] ухищрение сотвори, лукавством скрыт, 12 т[ысяч] куман взя, к Македонии прииде. […] Царнвич же Александр куман поби и 6 т[ысяч] живых взя, и матерь свою отъя, и куманского царя жива взя […] И все страны, и царства восприя, ко своей высокой Македонской деснице присовокупи. И по Усцому [Мраморному – А.Р.] морю в галиях плаваше. И в Кракельском устье Чермнаго моря приста. Ту град сотвори во имя свое, Александрию. И в Девичье царство копие свое посла царствовати. И в Македонию прииде яко победоносец. Войску своему почити повеле; кони и оружие хранити повеле. Слышав же Дарий, царь персский, что в Македонии царь Филипп Умре, и посла в Македонию послов своих Кандаркуса и Оризвана, яко да купно Македониею обладает. […] Любозрительный, велеумный и храбрый царь Александр к Вавилону граду прииде со всеми силами своими. Вавилоняне ж, таковы величеством, за сто верст царю Александру не даваше приступити. Царь ж Александр, ярости и гневу наполнися, повеле Ефрат реку измерити в ширину и глубину; противу реце повеле ров глубок ископати и Ефрат реку от града отвед. И тем местом во град вниде. И Вавилон прия, и сокровища Дариева многа обреете. Дарий же днесь Персский, вавилонскою злобою и фараонскую отяготися, разосла грамоты по всей земли своеи, к Персиполю братися повеле; на Александра царя поиде. [...] Царь же Александр ко Иерусалиму поидеи Иерусамлимляне мирно встретоша царя Александра. И ту царь Александр во Иерусалиме Богу небесному поклонися. Непреборимый, оружием храбрый из Иерусалима на Дариа царя персского поиде. На Арсенарскую реку пришед со всеми силами своими. И послом сам себе наряди, в Персиде в посолстве бысть. Кандаркусом и Оризваном узнан бысть. Две чаши вратарем даде. На Борзе коне сед едино, со светом приспе на Арсинарскую реку, переде по льду цел к воем своим, и поведа воеводам все бывшее в Персиде. Дарий же царь персский совокупи великую силу на царя Александра поиде. Царь же Александр поволе Антиоху воеводе своим полком ударитися, повеле, Птолемею воеводе своим полком скоро напустити повеле. Толь храбро и мужественно ударишася, безчисленно перс много поби. [...] На индейския пределы со всеми силами поиде [...] Хотением возжделе царь Александр видети, и возмездие индейскому царю Пору отдати, со всеми силами вниде в индейския пределы. Слышав же царь Пор индейский, что царь Александр весь свет прия, до Индии доиде, и разосла грамоты к подручным царем и по всем странам земли своей повеле к Липолю, к Инде братися. На Александра царя поиде. [...]

 

[Титул Царя Алексея Михайловича]

Божию милостью Мы Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеВеликия и Малыя и Белыя Росии Самодержец Владимирский, Московский, Новгородский; Царь Казанский, ЦарьАстраханский, Царь Сибирский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий князь Новаграда низовския земли, Черниговский, Резанский, Ростовский, Ярославский, Вологодский и Великопермский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Лифлянский и иных многих царств и великих государств; и Государь Иверские земли, Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинские земли; Черкаских и Горских Князей, и всеа Сибирския земли и Северныя страны повелитель и Обладатель. Царь, Государь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец.

Прописи учетельныя.

Господи Боже мой, содетелю всея твари, вразуми мя и научи божественнаго писания и сим увем твоя хотения, яко да славлю тя во веки, аминь. [...]

Виноград зелен да несладок, млад ум да не кропок.

Добро того учити, кои бы внимал, а старого учити, аки конь необуздан водити.[...]

Хотети умети и но учитися, а не ленитися.

Учение свет, а не учение тьма.

Умному тайна явити, яко уголь горящ в воду пустити, а безумному тайна явити, яко искра в сено пустити.

Рысь пестра сверху, а человек лукав изнутри. [...]

Книжная бо премудрость подобно есть солнечной светлости, но и солнечную светлость мрачный облак покрывает, а книжныя премудрости и вся тварь скрытии не может.

Уму доброму учися, а старейшему человеку повинися, а безумному во обиду ся не давай, а за правду вельми постражи. [...]

Блюди ум от безумия, а честь блюди от безчестия, а веру блюди от ереси. [...]

 

Память приставу.

Дати ему на поруки Вологодцкого уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его, того и того именем и чей сын с прозвищем, деревни тое и той, Вологодцкаго ж уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его, деревни тое и тое, от того и того именем и чей сын с прозвищем, в бою и в увечье, да в срыве в полуторе денге с полтиною, по челобитной.

[Форма челобитной].

Царю Государю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу, бьет челом сирота твой, Вологодцкого уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его деревни, тое и тое, того и того именем и чей сын с прозвищем. Жалоба, Государь, мне Вологодцкаго ж уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его деревни, тое и тое, на того и на того именем. В нынешнее, Государь, во [7]175, году, ходил я, сирота твой, из деревни в город, из домишку своего, для соляной покупки и как я, сирота твой, купя соли,пошел из ряду на подворье, где я стою и буду как на старой площеди, у Николы Чудотворца, в отдачу денных часов, и тот имрек меня, сироту твоего, бил и увечил и бьючи сорвал с меня, сироты твоего, полторы денги с полтиною денег и, бив меня, сироту твоего, покинул за мертва. Милосердый Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, пожалуй меня, сироту твоего, вели Государь, мне на него имрека в том дать свой царьской суд и управу, а в бою и в увечье моем, что ты Великий Государь, укажешь. Царь, Государь, смилуйся [...]».

 

РГБ ОР. Ф.178. Музейное собрание. Оп.1. Д.1373. Азбука пропись 1667 г. Л. 2-10, 15-16, 18.

Сводная ведомость об издании азбук, учебных псалтырей и часословцев на Московском печатном дворе (1622 – 1697 гг.).

 

Название учебного пособия Общее число экземпляров Период Средняя стоимость
Азбука, букварь 324.600 1647-1695 2 денги  
Псалтырь учебная 112.525 1622-52, 1666-98 14 алтын
Часовник учебный 162.345 1623-55, 1661-97 10 алтын

 

РГАДА. Ф. 1182. Оп.1. Д. 34, 39, 47, 52, 57, 58, 64, 70, 75, 81, 91.;

Сия книга глаголема по гречески арефметика, а по немецки алгоризма, а по руски цифирная счетная мудрость.

 

[…]

«Статия численная о великих долех указ.

Будите ведомо как вся пишут доли в цыфирном счете. По немецким землям властине и во француской земле указуети два числа: одно число наверху, а другое внизу, а промеж ими черта. Верхнее число сказует сколко долей взятии, а исподнее число насколко раздробится долей золотник или денга или что ниесть велико или мало. Сице ¾, то есть исподнее число раздробило на 4 доли, а взяти из них 3 доли, ино то станет 3 чети, сице 3/4, а иные потому ж смотри здесь. ½ - половина, 2/3 – две трети, ¼ - одна четь, 4/5 – четыре пятин, 5/6 – пять шестин, 6/7 – шесть седмин, 7/8 – семь осмин, 8/9 – восемь девятин, 9/10 – девять десятин.

Уменшение долей.

Когда прилучатся доли в великих числах в верхних и в нижних, а мощно их убавити. И ты убавити пооднаку верхние числа и нижние. Скрозь делову строку сице 168/336 и ты дели на 2. Верхние и нижние числа ино станет 84/168 и ты еще дели на 2. Станет 42/84, и ты еще дели на 2. Станет 21/42, и ты еще дели на 7. Станет 3/6, и ты еще дели на 3. Станет ½. Или сице доли 33/44 раздели. Станет ¾ сице всегда умалива и доли всякие в числех.

Указ складу.

24 25 24 1

4_5_25 4 Станет 1 19

5 ^ 6 49 3 30 […]».

РГБ ОР Ф.310. Д. 681. Лл.59-60.

Син. тип., 1899. – С. 29-35 (Рукопись № 28).

Лечебник 1650 г.

«Оглавление книги сей:

Часть I. О рождении младенческом:

1. Которым обычаем плод в животе матери лежит и коликими перепонками бывает оберчан;

2. Которое время младенец из утробы материной изходит;

3. О легком, тяжелом и сугубом рождении и знаменах их. 8 причин тяжкаго рождения;

4. Лекарства добрыя делаючи легкое рождение и пособлюют женам от этих причин;

5. Как секундина выняти, аще собой не выйдет;

6. Сказание паки о рождении и еже после него нажжен приходят многия болезненныя причины и какими лекарствами их лечить;

7. Когда у родильницы кишка задним проходом выйдет;

8. О притчах различных извержения младенческаго, сиречь недоношения плода, лекарства к тым случаям и о знамении отхождения плода из живота матернаго;

9. Извержение и изхождение чим познати можем и тому знамения суть сии, Авицена;

10. О запирании матки;

11. Почему познати плод мертвый и чим его изгнати;

12. Како мертвый плод выгнати, чтоб матерь не вредити;

13. Како дитя новородившееся беречь и кормить и строить его ко здравию;

14. О млеке и о мамке како выбирать их и коль долго дитя кормити;

Вещи млекомножащии сии суть

Часть II. О елейках, как составлять к чему которая угодна будет, 50 глав.

Часть III. О кменях драгих, 38 глав.

Часть IV. О зверех, 30 глав;

Часть V. О птица и насекомых и пр., 32 главы;

Часть VI. О рыбах и земноводных 24 главы

Часть VII. О различных болезнях человеческих 47 глав.

Болезни головы начиная с падения волос.

Болезни шеи, горла, гортани, рта, зубов.

Немочь и жесточь печени, селезенки, плючи, сухота болезни костей.

Залегание дыхательных жил, ияжкое дыхание, кашель, асма сухотная, отток, блевание гноем и кровью.

Болезни почек, течение мокротное из мозга, разслабление и безпамяти.

Желтость, водяная, суставныя болезни, судороги.

Болезни утробныя, сворачивание ея, кровавый понос, о запиранию водяном и что урину движет. Унятие кровавой утробы, крови носовой, уриной и менстриковой.

О немочах мастриковых, выпадении в истах и пр.

Скорчение и ворчание внутри, немочи утробныя, грыжа, кила. Кои [лекарства] ментрову движут, запирают, послеродовыя болезни легчат, вытягнению не живаго отрочате помогут, урину пропущают. Камени в мехире или в почках. [...]».

 

Библиотека Великого Князя Василия IV Иоанновича и Царя Иоанна IV Васильевича. //Журнал Министерства Народного Просвещения. 1834. Часть 2. Июнь. СПб.: Тип. Имп. Академии Наук. – С. 412-414.

Азбука-пропись.

Азбука включает в себя достаточно красочное начертание букв, образцы скорописного письма, текст о жизни и деятельности Александра Македонского, полный царский титул, загадки нравоучительного характера, образцы составления и написания деловых документов. Эти материалы служили для начального обучения письму, а также знакомили детей с античной историей и географией, включали их во взрослую жизнь через усовения правил составления деловых документов. Ниже приведены фрагменты рукописи данной азбуки-прописи.

* * *

Александрия – история жизни и военных походов Александра Македонского.

«В той час вестник из Македонии приеха ко царю Филиппу и поведа о отрочати. Царь же Филипп радости великия наполнися со всеми силами своими в Македонию прииде. Царица же встрете со отрочатем и облобыза, и отдаде в научение Аристотелю. Елико же царевич Александр из утра до обеда ко Аристотелю ходил; после обеда до вечера к Нектанаву египетскому мудрецу; и к уроку приспе у Аристотеля, и витейство испыта, и коло [звездный круг – А.Р.] изведа, и царем прославлен. Куманский царь [собирательный образ – царь кочевых народов – А.Р.] ухищрение сотвори, лукавством скрыт, 12 т[ысяч] куман взя, к Македонии прииде. […] Царнвич же Александр куман поби и 6 т[ысяч] живых взя, и матерь свою отъя, и куманского царя жива взя […] И все страны, и царства восприя, ко своей высокой Македонской деснице присовокупи. И по Усцому [Мраморному – А.Р.] морю в галиях плаваше. И в Кракельском устье Чермнаго моря приста. Ту град сотвори во имя свое, Александрию. И в Девичье царство копие свое посла царствовати. И в Македонию прииде яко победоносец. Войску своему почити повеле; кони и оружие хранити повеле. Слышав же Дарий, царь персский, что в Македонии царь Филипп Умре, и посла в Македонию послов своих Кандаркуса и Оризвана, яко да купно Македониею обладает. […] Любозрительный, велеумный и храбрый царь Александр к Вавилону граду прииде со всеми силами своими. Вавилоняне ж, таковы величеством, за сто верст царю Александру не даваше приступити. Царь ж Александр, ярости и гневу наполнися, повеле Ефрат реку измерити в ширину и глубину; противу реце повеле ров глубок ископати и Ефрат реку от града отвед. И тем местом во град вниде. И Вавилон прия, и сокровища Дариева многа обреете. Дарий же днесь Персский, вавилонскою злобою и фараонскую отяготися, разосла грамоты по всей земли своеи, к Персиполю братися повеле; на Александра царя поиде. [...] Царь же Александр ко Иерусалиму поидеи Иерусамлимляне мирно встретоша царя Александра. И ту царь Александр во Иерусалиме Богу небесному поклонися. Непреборимый, оружием храбрый из Иерусалима на Дариа царя персского поиде. На Арсенарскую реку пришед со всеми силами своими. И послом сам себе наряди, в Персиде в посолстве бысть. Кандаркусом и Оризваном узнан бысть. Две чаши вратарем даде. На Борзе коне сед едино, со светом приспе на Арсинарскую реку, переде по льду цел к воем своим, и поведа воеводам все бывшее в Персиде. Дарий же царь персский совокупи великую силу на царя Александра поиде. Царь же Александр поволе Антиоху воеводе своим полком ударитися, повеле, Птолемею воеводе своим полком скоро напустити повеле. Толь храбро и мужественно ударишася, безчисленно перс много поби. [...] На индейския пределы со всеми силами поиде [...] Хотением возжделе царь Александр видети, и возмездие индейскому царю Пору отдати, со всеми силами вниде в индейския пределы. Слышав же царь Пор индейский, что царь Александр весь свет прия, до Индии доиде, и разосла грамоты к подручным царем и по всем странам земли своей повеле к Липолю, к Инде братися. На Александра царя поиде. [...]

 

[Титул Царя Алексея Михайловича]

Божию милостью Мы Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеВеликия и Малыя и Белыя Росии Самодержец Владимирский, Московский, Новгородский; Царь Казанский, ЦарьАстраханский, Царь Сибирский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий князь Новаграда низовския земли, Черниговский, Резанский, Ростовский, Ярославский, Вологодский и Великопермский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Лифлянский и иных многих царств и великих государств; и Государь Иверские земли, Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинские земли; Черкаских и Горских Князей, и всеа Сибирския земли и Северныя страны повелитель и Обладатель. Царь, Государь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец.

Прописи учетельныя.

Господи Боже мой, содетелю всея твари, вразуми мя и научи божественнаго писания и сим увем твоя хотения, яко да славлю тя во веки, аминь. [...]

Виноград зелен да несладок, млад ум да не кропок.

Добро того учити, кои бы внимал, а старого учити, аки конь необуздан водити.[...]

Хотети умети и но учитися, а не ленитися.

Учение свет, а не учение тьма.

Умному тайна явити, яко уголь горящ в воду пустити, а безумному тайна явити, яко искра в сено пустити.

Рысь пестра сверху, а человек лукав изнутри. [...]

Книжная бо премудрость подобно есть солнечной светлости, но и солнечную светлость мрачный облак покрывает, а книжныя премудрости и вся тварь скрытии не может.

Уму доброму учися, а старейшему человеку повинися, а безумному во обиду ся не давай, а за правду вельми постражи. [...]

Блюди ум от безумия, а честь блюди от безчестия, а веру блюди от ереси. [...]

 

Память приставу.

Дати ему на поруки Вологодцкого уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его, того и того именем и чей сын с прозвищем, деревни тое и той, Вологодцкаго ж уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его, деревни тое и тое, от того и того именем и чей сын с прозвищем, в бою и в увечье, да в срыве в полуторе денге с полтиною, по челобитной.

[Форма челобитной].

Царю Государю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу, бьет челом сирота твой, Вологодцкого уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его деревни, тое и тое, того и того именем и чей сын с прозвищем. Жалоба, Государь, мне Вологодцкаго ж уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его деревни, тое и тое, на того и на того именем. В нынешнее, Государь, во [7]175, году, ходил я, сирота твой, из деревни в город, из домишку своего, для соляной покупки и как я, сирота твой, купя соли,пошел из ряду на подворье, где я стою и буду как на старой площеди, у Николы Чудотворца, в отдачу денных часов, и тот имрек меня, сироту твоего, бил и увечил и бьючи сорвал с меня, сироты твоего, полторы денги с полтиною денег и, бив меня, сироту твоего, покинул за мертва. Милосердый Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, пожалуй меня, сироту твоего, вели Государь, мне на него имрека в том дать свой царьской суд и управу, а в бою и в увечье моем, что ты Великий Государь, укажешь. Царь, Государь, смилуйся [...]».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.041 с.)