Понятие об эмоциях и чувствах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об эмоциях и чувствах.



Относятся к регулирующим процессам (перестраивают деятельность).

Или улучшают, или ухудшают (дезорганизуют) деятельность.

 

Мотивы ® эмоции ® деятельность.

(мотивы выступают в качестве регуляторов).

 

Если деятельность усиливается – эмоции стенические.

Если наоборот – астенические эмоции.

Функции эмоций:

  1. Сигнальная/познавательная.

Эмоции дают человеку информацию:

- влияют на познавательные процессы.

- участвуют в познании косвенным образом.

- оценка ситуации на уровне эмоций (пример: переход через дорогу – гудок – испуг, страх – отскочили).

Эмоциональная оценка – смутная. Дают оценку о полезности, вредности или опасности.

  1. Регулирующая.

- мобилизация – перестройка различных органов и систем для лучшего функционирования.

- дезорганизация.

  1. Могут выступать как самостоятельное ценности.

Радость делания – игра физических и духовных сил.

 

Особенности эмоций:

  1. Динамика (пр: состояние аффекта; напряжение – решение – спад).
  2. Могут сочетаться и позитивные, и негативные эмоции (пр: голод – негативная и радость от проделанной работы; встреча друга, с которым давно не виделись и видитесь в последний раз). Амбивалентность.
  3. Легко передаются другому человеку. Эффект заражения.

 

Подходы:

- при характеристике эмоций обращают на себя внимание отчетливые органические сопровождения (пр: краснеет, бледнеет, испарина, сохнет во рту, и т.д.).

Перестраивается внутренняя система органов – адаптация.

 

Физиологические основы.

Важную роль играют подкорковые образования. На ряду с высшими отделами.

На подкорке выявлены центры, связанные с определенными эмоциональными состояниями.

 

Таламус, гипоталамус, ретикулярная формация, лимбическая система.

Центры страдания и наслаждения (гипоталамус). Их раздражение вызывают противоположные эмоции.

 

Роль высших отделов мозга – высшие чувства.

 

Соотношение коры и подкорки:

Состояние аффекта – подкорка.

Регуляция эмоций – управление со стороны коры и некоторых подкорковых образований.

Теории:

Психо-органические теории.

Соотношение психического и органического.

Экспрессивно телесные движения – приспособление организма к условиям существования.

 

Теория Джемса – Лаже.

Органические проявления порождают эмоции.

Восприятие стимула ® нервно-мышечные реакции ® переработка д-ти ® возникновение эмоций.

 

III. Теория Кеннона – Барда.

Разводятся психологический и физиологический аспекты эмоций, отмечается их многозначный х-ер.

При разных эмоциональных состояниях могут возникать сходные телесные изменения.

Восприятие стимула

¯

переработка импульсов в НС ® возникновение эмоционального переживания.

¯

возникновение телесной реакции.

 

IV. Активационная теория Линсея – Хебба.

Связь между РФ и эмоциями.

РФ обеспечивает ряд х-к эмоциям: силу, продолжительность и изменчивость.

 

V. Когнитивистские теории.

Связь эмоций с мыслями, оценками, намерениями.

(когнитивный – познавательный).

 

1) теория когнитивного диссонанса.

(Л. Фестенгер)

В основе эмоции лежит соотношение когнитивных представлений, ожиданий и реальных результатов, кот. Ч. добивается.

Если есть расхождение между этим, то ® диссонанс – переживается как дискомфорт.

Если подтверждение, то «+» эмоции.

 

2) Информационная теория Симонова.

Эмоции определяются: актуальной потребностью и оценкой вероятности удовлетворения потребности (на основе опыта и поступающей информации).

В зависимости от информации возникают разные эмоции.

(Когда информация о располагаемых средствах превышает прогностически необходимую для удовлетворения потребности ® положительные эмоции. В противном случае - отрицательные).

 

3) Когнитивно физиологическая теория Шехтера.

Эмоции связаны с памятью, с оценками ситуации, с мотивацией.

Есть еще связь с физиологическими факторами и с физическими воздействиями (стимулами).

Эмоции играют интегрирующую роль.

 

VI. Теории, отмечающие связь с д-тью и с поведением.

Если эмоция чрезмерно сильна ® дезорганизация.

 

1) теория Хебба – неодинаковая связь между силой и интенсивностью д-ти и с успешностью д-ти.

На начальной стадии – совпадение.

Эмоция ­, а эффективность д-ти отстает – расхождение.

Эмоция ­, деятельность ¯ - дезорганизация.

Формы эмоциональных переживаний.

 

К. Е. Изард выделяет 9 фундаментальных эмоций:

1) Интерес

2) Радость

3) Удивление

4) Страдание

5) Гнев

6) Отвращение

7) Презрение

8) Страх

9) Стыд

 

Группы эмоциональных переживаний.

1. Чувственный (эмоциональный) тон.

Познавательный процесс сопровождается эмоциональной реакцией.

Ощущения:

- запах («+» или «-»).

- цвета (приятные или нет).

- осязание.

Относится также к целостным образам/предметам (пр: цветок).

Эмоциональное сопровождение познавательных процессов.

 

2. Настроение.

Слабовыраженные или умеренно выраженные эмоциональные реакции.

Относительная растянутость (по времени).

Причины:

- внешние ситуации.

- здоровье.

- внутренние факторы.

Самовоспитание – управление своим состоянием.

 

3. Аффект.

- эмоциональная реакция сильно-выраженная, интенсивная, бурная, кратковременная.

Бурно протекающая реакция.

Особенности:

- человек испытывает потребность отдаваться во власть этому состоянию.

- происходит сужение сознания.

- неадекватная оценка ситуации.

Важно прервать это состояние – отвлечь, и т.д.

 

4. Стресс.

- состояние нервно-психического напряжения, которое порождается ситуацией напряжения (контроль, нехватка времени, и т.д.).

Влияние на деятельность:

1. Стресс «Кролика/Зайца» - растерянность, дезорганизация деятельности (пр: трясутся руки, дрожит голос, и т.д.).

2. Стресс «Льва» - мобилизация деятельности.

Зависит от индивидуальных особенностей человека, опыта.

 

5. Фрустрация.

- состояние неудовлетворенности (выраженной неудовлетворенности).

Мотивы высокого порядка (деятельность, социальный статус, и т.д.) не удовлетворяются.

Выражается:

- озлобленность.

- неуправляемость эмоциями.

- агрессивные реакции.

и т.д.

Достигается определенный порог, после которого человек уже терпеть не может.

Для устранения необходимо – снижение уровня притязаний; переключение на др. более доступные задачи.

Высшие чувства – переживания, связанные с социальной жизнью человека.

 

Мотивы:

- ответственность перед обществом.

- отношения между людьми.

- деятельность.

- отношение личности с нормами, принципами, нравственностью.

- отношение к разным сторонам социальной действительности.

Признак (важнейшая характеристика) – тесное слияние с отношениями личности.

 

Виды высших чувств:

  1. Нравственные (моральные).
  2. Интеллектуальные.
  3. Эстетические.
  4. Практические (практис - действие).

+ Страсти.

 

Нравственные/моральные чувства.

В основе нравственные нормы и принципы.

Проявления (к нравственным чувствам относятся…):

  1. Чувство долга.
  2. Чувство товарищества.
  3. Чувство патриотизма.
  4. Гуманность.
  5. Сострадание.

 

Проявляются в отношении к социальным нормам, другим людям, деятельности, требованиям, и т.д.

Связано с особенностями личности, мировоззрением, и т.д.

Обладают большой действенной силой. Побуждают действовать определенным образом.

 

Интеллектуальные чувства.

Связано с умственной, теоретической, познавательной деятельностью.

Моменты амбивалентности.

 

Проявления:

  1. Любознательность.
  2. Чувство нового.
  3. Сомнение.
  4. Радости и огорчения (в процессе интеллектуальной деятельности).
  5. Удивление.

Определенную роль играет опыт.

+ Надо иметь ввиду наличие привычки к интеллектуальным усилиям.

 

Эстетические чувства.

Связь с представлением о прекрасном, возвышенном, и т.д.

Важную роль играют эстетические вкусы и оценки.

Момент относительности (они различны ® одни и те же явления вызывают разные чувства).

 

Проявления:

  1. Наслаждение.
  2. Восторг.
  3. Возмущение.
  4. Недовольство.

 

Праксические чувства.

Возникают в процессе деятельности в практическом плане, трудовой, физической деятельности.

Творческие моменты.

Праксические чувства нельзя отрывать от интеллектуальных.

 

Проявления:

  1. Восторг.
  2. Огорчение.
  3. Увлеченность.
  4. Удовлетворенность.
  5. Состояние бодрости.
  6. Негативные переживания.

 

ü Все чувства переплетаются друг с другом (возможны взаимопереходы).

(пр: шахматы – изящный ход = эстетическое и интеллектуальное).

 

Страсть.

Отношение к данной активности – ярко выраженное. Страсти – глубокие устойчивые переживания.

Следовательно – относится к личной сфере, а значит – является высшим чувством.

Пр: коллекционирование, хобби, и т.д.

Проявляется: большая затрата времени, огромные усилия, денежные затраты, и т.д.

Могут быть крайности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.024 с.)