Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самосознание: структура, функции
Самосознание – это процесс опосредованного познания себя приводящий к пониманию я отличного от других.(По Чесноковой) По ней структура содержит три элемента: - Самопонимание; - Самоотношение; - Саморегуляция. В. С. Мерлин определял самосознание по-другому. С – это особая форма сознания направленная на себя как на субъект деятельности. В своем понимании самосознания Мерлин подчеркивает осознанность самосознания и онтогенез элементов структуры. 1) осознание своей тождественности (происходит уже к одному году, ребенок осознает свое тело). 2) осознание себя как активного начала (появляется в 3 года – с кризисом трех лет. «Я сам») 3)осознание своих психических качеств (появляется уже у дошкольника и младшего школьника – как осознание простых качеств «я добрый», и у подростка развивается к осознанию собственных комплексных качеств) 4) развитие системы социально -нравственной самооценки.(развивается у юноши в конце возраста) Самооценка сложное явление, она интегрирует 3 элемента культуры. В. Джеймс выделил формулу самооценки. Это отношение успеха к притязаниям. При адекватной самооценке притязания и успех практически равны. Неадекватная самооценка может быть двух типов: заниженная(высоки притязания), завышенная(притязания низкие). Функции самосознания по Мерлину: - Развитие своей собственной личности - актуализация своего личностного потенциала. Обе функции осуществляются самосознанием не изолированно, а в неразрывном единстве с познанием внешнего мира, т.е. с предметным сознанием. На западе принято понятие - Я-концепции. По Бернсу Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, которая состоит из 3 элементов: 1. Образ Я – представление индивида о самом себе. Представления могут быть ложными или истинными. Основываться на объективном знании или субъективном мнении (когнитивная составляющая Я-концепции). Включает в себя представление о свох способностях, внешности, социальной значимости и т.д. 2. Самооценка. Аффективная самооценка, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний, различных представлений индивида о себе является его социально-культурное окружение (эмоционально-оценивающая составляющая). Включает в себя самоуважение, самокритичность и т.д.
На формирование ее влияет: А) сопоставление образа реального Я с образом идеального Я; Б) интериоризация социальных реакций на данного индивида. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, оценивают другие; В) индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. 3. Потенциально поведенческая реакция, конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой (поведенческая составляющая). Включает в себя стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение товарищей и т.д. Я-концепция – это относительно устойчива, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, не основе которой он строит свое взаимодействие с другими.
Интегральная индивидуальность человека: структура, функции.
Индивидуальность – особая форма бытия отдельного человека в обществе, в рамках которого он живет, действует как автономная, уникальная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. ИИ – особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, т. е. это целостная характеристика его индивидуальности. В основе теории ИИ – общая терия систем Берталанфи. Структура ИИ В основе выделения уровней – уровни развития материи (биологический, психологический, социальный) + подуровни (подсистемы): I. Биологический (инд. св-ва организма) § Биохимич. Подсистема § Общесоматич. Подсистема (рост, вес, t' и др.) § Нейродинамич. (св-ва НС) II. Психологический (инд. психич. свойства) § Темперамент (психодинамика) § Личность III. Социально-психологический (социально-психологические св-ва) § Социал. роли в группах § Социал. роли в социально-исторических общностях Отличие теории ИИ от других теорий: предположение о наличии двух разных типов ваимосвязей между св-ми внутри одного уровня и разных уровней.
Типы связей: 1. Телеологическая (много-многозначные связи) (м-м) - между свойствами разных уровней - гибкие - пластичные - могут возникать и разрушаться => отвечают за приспособление к окр. среде 2. Каузальная взаимосвязь (причинно-следственная) § Одно-однозначные связи (о-о) - между свойствами одного уровня - очень большая жесткость (жестко детерминируют структуру инд-ти) - непластичность - возникают бурно, в раннем возрасте - развиваются по пути усиления жесткости => обеспечивают инд-ти оставание закрытой, целостной системой § Одно-многозначные связи - между подуровнями одного уровня - ведут себя, скорее, как одно-однозначные связи Использование о-о и м-м связей позволяет унифицировать решение многих проблем в психологии (пр.: соотношение биологического и социального -> много-многозначная связь) => новый язык описания тех или иных закономерностей Опосредующие звенья – образования, возможные только в м-м связях и являющиеся ответственными за непрямую связь. Наиболее часто в качестве опосредующих звеньев рассм-т инд. стили. ИИ – иерархическая структура, основанная на уровнях развития материи. Функции ИИ: 1. Приспособительная 2. Компенсаторная (недостаток одного св-ва может компенсироваться другим) 3. Системообразующая (например, по отношению к инд. стилю деят-ти, т. е. понятийная функция) 4. Развивающая
На сегодняшний день теория ИИ развивается. Исследованиями занимаются Т.М. Хрусталева и ее ученики (способности), Д.С. Кориенко (генетический фактор), Л.Я. Дорфман с учениками (метаиндивидуальность), А.А. Волочков (активность), М.Р. Щукин (инд. стили), Б.А. Вяткин (___). Практическая психология 1. Особенности целей, задач и сравнительная характеристика разных видов психологической работы: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, методы активного социально-психологического обучения.
Основное средство воздействия – беседа
Коррекция:
(Предлагаю сократить определение – это определенная форма психологической деятельности по исправлению таких особенностей психологического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической норме, как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза) А.А. Осипова: «Это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека, с помощью специальных средств психологического воздействия». («Основы психокоррекции»).
Психотерапия: Психотерапия – специально-организованный процесс психологической поддержки клиента в ходе личностных изменений, выраженный переходом из состояния неудовлетворительной целостности в состояние удовлетворительной целостности. Это система лечебного воздействия на психику, а через психику – на весь организм и поведение больного. При этом психотерапия – это специфический метод лечения, так как лечебный эффект достигается информацией и эмоциональным зарядом, который она (психотерапия) несет. (Кондрашенко, Донских, учебник «Общая психотерапия»)
Это комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека. (Словарь практического психолога, сост. С.Ю. Головин).
МАСПО МАСПО - система специальных методов, приемов, способов повышения и развития социально-психической, коммуникативной, поведенческой компетентности путем оптимизации групповой работы. Отличие от консультирования: консультрование – решает индивидуальные проблемы и работает с индивидуальным запросом конкретного клиента + проводится как правило в индивидуальной форме (хотя может быть групповым).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.017 с.) |