Самосознание: структура, функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самосознание: структура, функции



Самосознание – это процесс опосредованного познания себя приводящий к пониманию я отличного от других.(По Чесноковой)

По ней структура содержит три элемента:

- Самопонимание;

- Самоотношение;

- Саморегуляция.

В. С. Мерлин определял самосознание по-другому. С – это особая форма сознания направленная на себя как на субъект деятельности.

В своем понимании самосознания Мерлин подчеркивает осознанность самосознания и онтогенез элементов структуры.

1) осознание своей тождественности (происходит уже к одному году, ребенок осознает свое тело).

2) осознание себя как активного начала (появляется в 3 года – с кризисом трех лет. «Я сам»)

3)осознание своих психических качеств (появляется уже у дошкольника и младшего школьника – как осознание простых качеств «я добрый», и у подростка развивается к осознанию собственных комплексных качеств)

4) развитие системы социально -нравственной самооценки.(развивается у юноши в конце возраста)

Самооценка сложное явление, она интегрирует 3 элемента культуры.

В. Джеймс выделил формулу самооценки. Это отношение успеха к притязаниям. При адекватной самооценке притязания и успех практически равны. Неадекватная самооценка может быть двух типов: заниженная(высоки притязания), завышенная(притязания низкие).

Функции самосознания по Мерлину:

- Развитие своей собственной личности

- актуализация своего личностного потенциала.

Обе функции осуществляются самосознанием не изолированно, а в неразрывном единстве с познанием внешнего мира, т.е. с предметным сознанием.

На западе принято понятие - Я-концепции.

По Бернсу Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, которая состоит из 3 элементов:

1. Образ Я – представление индивида о самом себе. Представления могут быть ложными или истинными. Основываться на объективном знании или субъективном мнении (когнитивная составляющая Я-концепции). Включает в себя представление о свох способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

2. Самооценка. Аффективная самооценка, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний, различных представлений индивида о себе является его социально-культурное окружение (эмоционально-оценивающая составляющая). Включает в себя самоуважение, самокритичность и т.д.

На формирование ее влияет: А) сопоставление образа реального Я с образом идеального Я; Б) интериоризация социальных реакций на данного индивида. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, оценивают другие; В) индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности.

3. Потенциально поведенческая реакция, конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой (поведенческая составляющая). Включает в себя стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение товарищей и т.д.

Я-концепция – это относительно устойчива, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, не основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

 

 


Интегральная индивидуальность человека: структура, функции.

 

Индивидуальность – особая форма бытия отдельного человека в обществе, в рамках которого он живет, действует как автономная, уникальная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений.

ИИ – особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, т. е. это целостная характеристика его индивидуальности.

В основе теории ИИ – общая терия систем Берталанфи.

Структура ИИ

В основе выделения уровней – уровни развития материи (биологический, психологический, социальный) + подуровни (подсистемы):

I. Биологический (инд. св-ва организма)

§ Биохимич. Подсистема

§ Общесоматич. Подсистема (рост, вес, t' и др.)

§ Нейродинамич. (св-ва НС)

II. Психологический (инд. психич. свойства)

§ Темперамент (психодинамика)

§ Личность

III. Социально-психологический (социально-психологические св-ва)

§ Социал. роли в группах

§ Социал. роли в социально-исторических общностях

Отличие теории ИИ от других теорий: предположение о наличии двух разных типов ваимосвязей между св-ми внутри одного уровня и разных уровней.

Типы связей:

1. Телеологическая (много-многозначные связи) (м-м)

- между свойствами разных уровней

- гибкие

- пластичные

- могут возникать и разрушаться

=> отвечают за приспособление к окр. среде

2. Каузальная взаимосвязь (причинно-следственная)

§ Одно-однозначные связи (о-о)

- между свойствами одного уровня

- очень большая жесткость (жестко детерминируют структуру инд-ти)

- непластичность

- возникают бурно, в раннем возрасте

- развиваются по пути усиления жесткости

=> обеспечивают инд-ти оставание закрытой, целостной системой

§ Одно-многозначные связи

- между подуровнями одного уровня

- ведут себя, скорее, как одно-однозначные связи

Использование о-о и м-м связей позволяет унифицировать решение многих проблем в психологии (пр.: соотношение биологического и социального -> много-многозначная связь) => новый язык описания тех или иных закономерностей

Опосредующие звенья – образования, возможные только в м-м связях и являющиеся ответственными за непрямую связь.

Наиболее часто в качестве опосредующих звеньев рассм-т инд. стили.

ИИ – иерархическая структура, основанная на уровнях развития материи.

Функции ИИ:

1. Приспособительная

2. Компенсаторная (недостаток одного св-ва может компенсироваться другим)

3. Системообразующая (например, по отношению к инд. стилю деят-ти, т. е. понятийная функция)

4. Развивающая

 

На сегодняшний день теория ИИ развивается. Исследованиями занимаются Т.М. Хрусталева и ее ученики (способности), Д.С. Кориенко (генетический фактор), Л.Я. Дорфман с учениками (метаиндивидуальность), А.А. Волочков (активность), М.Р. Щукин (инд. стили), Б.А. Вяткин (___).


Практическая психология

1. Особенности целей, задач и сравнительная характеристика разных видов психологической работы: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, методы активного социально-психологического обучения.


Консультирование
Алёшина: «Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблм, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основное средство воздействия – определенным образом построенная беседа».


Трунов (г. Пермь): «Это процесс профессионального общения психолога-консультанта с клиентом, направленный на оказание психологической помощи».


Цель – сохранение психологического здоровья

Основное средство воздействия – беседа


В основе – гуманистическая позиция консультанта:
- принятие индивидуальности и уникальности человека
- отказ от рассмотрения человека с точки зрения нормы и патологии
- предоставление человеку права собственного выбора

 

Коррекция:
И.В. Дубровина: «Это определенная форма психологической деятельности по исправлению таких особенностей психологического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической оптимальной модели этого развития, норме или скорее возрастному ориентиру, как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза». («Психокоррекционная и развивающая работа с детьми»).

(Предлагаю сократить определение – это определенная форма психологической деятельности по исправлению таких особенностей психологического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической норме, как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза)

А.А. Осипова: «Это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека, с помощью специальных средств психологического воздействия». («Основы психокоррекции»).


Методы:
- метод воздействия средствами игры
- средствами искусства (творческая деятельность)
- метод функциональных тренировок

 

Психотерапия:

Психотерапия – специально-организованный процесс психологической поддержки клиента в ходе личностных изменений, выраженный переходом из состояния неудовлетворительной целостности в состояние удовлетворительной целостности.

Это система лечебного воздействия на психику, а через психику – на весь организм и поведение больного. При этом психотерапия – это специфический метод лечения, так как лечебный эффект достигается информацией и эмоциональным зарядом, который она (психотерапия) несет. (Кондрашенко, Донских, учебник «Общая психотерапия»)

 

Это комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека. (Словарь практического психолога, сост. С.Ю. Головин).

 

МАСПО

МАСПО - система специальных методов, приемов, способов повышения и развития социально-психической, коммуникативной, поведенческой компетентности путем оптимизации групповой работы.
Это всегда групповой процесс!
Отличие от терапии: терапия – помощь, маспо – обучение

Отличие от консультирования: консультрование – решает индивидуальные проблемы и работает с индивидуальным запросом конкретного клиента + проводится как правило в индивидуальной форме (хотя может быть групповым).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.017 с.)