Экономические потребности и блага 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические потребности и блага



Экономические потребности и блага

У всех людей есть различные потребности. Потребность –это нужда в чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

С экономической точки зрения потребность –это желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие вам удовольствие и удовлетворение.

Человеческие потребности весьма многообразны.

По субъектам – индивидуальные, групповые, коллективные, общественные

По объекты – материальные, духовные, эстетические и этические

По сферам деятельности – потребности труда, общения, рекреации, экономические.

Материальные потребности называются экономическими потребностями.

Потребности разделяются на: Физиологические (пище.воде, жжидье, воспроизводстве рода),В безопасности,В социальных контактах,,В уважении, в саморазвитии.

Характерной чертой потребностей является – эластичность 0гибкость, растяжимость. Это определяет их быстроту и значительную изменчивость. При благоприятных условиях потребности более всего способны к безграничному росту в количественном и качественном соотношении. Эти изменения происходят в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Экономические блага – это материальные и нематериальные предметы, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности.

Абсолютное большинство потребностей удовлетворяется путем производства благ.

В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами.

Также различают потребности в продуктах текущего потребления и длительного пользования: те и другие требуют постоянного возобновления и имеют специфический процесс производства, реализации и потребления.

Также следует различать предметы первой необходимости и предметы роскоши. Первой необходимости – в пище, одежде, жилье, простейших условиях.

Блага можно разделить на следующие разделы:

1.Долговременные блага – обладающие способностью возобновляться2. Недолговременные блага – полностью потребляемые блага.

3.Взаимозаменяемые (субституты)4. Взаимодополняемые (комплиментарные)

5.Настоящие –находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта.6. Будущие – создание которых только ожидается

7.Прямые – непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность.8.Косвенные – удовлетворяющие какую-либо потребность как средство

 

 

Трудовая теория стоимости. Основы трудовой теории стоимости заложили еще А.Смит и Д. Рикардо. Большой вклад в разработку трудовой теории стоимости внес Карл Маркс.

Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли -продажи.

Товар обладает двумя свойствами: Потребительная стоимость - способность удовлетворять потребности человека, полезность вещи. Меновая стоимость - способность в определенных количественных соотношениях обмениваться на другие товары.

Приравнивание разнородных товаров друг к другу предполагает наличие определенного равенства между ними

1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции.

2. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта создает его для других. Стало быть, стоимость - воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.

3. Труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству Можно выделить простой (не требующий какой-либо подготовки) и сложный (квалифицированный) труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные знания и трудовые навыки. Потому в рыночном обмене товаров один час сложного труда может быть приравнен к нескольким часам простого труда.

4. Сам труд измеряется с помощью рабочего времени. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он количественно измеряется в часах работы.

5. На изготовление одного и того же вида продукта работники обычно затрачивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время. Ибо они имеют различные условия производства (средства и предметы труда), отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности (напряженности) трудовых усилий. Поэтому товары одного и того же вида и качества (например, картофель), обычно имеют разную по величине индивидуальную стоимость.

Но на рынке товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости каждого их владельца. Ведь в таком случае больше других выгадал бы человек, который затратил на одинаковый продукт самое большое по величине рабочее время (но это мог быть самый неискусный и ленивый). На рынке на изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость. Стало быть, трудовая теория стоимости раскрыла экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле "товаропроизводитель - общественный труд - товар - общественная стоимость - рыночная цена". Заметно, что здесь представлен взгляд на товарно-рыночные отношения лишь с одной стороны - с позиции товаропроизводителя и продавца продукта.

 

 

Теория предельной полезности. Является теоретической основой маржинализма. Ее представители - Джевонс, Визер, Бём-Баверк, Менгер, Маршалл, Вальрас, Парето. Они категорию «стоимость» противопоставляют категории «полезности» и «субъективной ценности» и выводят ценность из полезности, выделяя при этом:

Австрийская теория предельной полезности выдвинула следующие положения.

1. Полезность –это субъективная оценка, которую дает каждый покупатель роли определенного продукта в удовлетворении его личных потребностей.

2. Полезные блага подразделяется на два вида: имеющиеся в безграничном количестве(воздух,вода) и являющиеся относительно редкими благами.

3. Действует закон убывающей отдачи. Степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если мы непременно продолжаем им пользоваться, постоянно уменьшается, так что наконец наступает насыщение.

Ф Визер утрерждал что этот закон распространяется на все процессы – от голода до любви.

4. Ценность благ определяет предельная полезность, т.е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

Если полезность достигает «точки насыщения», то человек перестает ощущать пользу от потребляемой вещи.

Формула:

Потребитель – субъективная полезность – ценность блага – предельная полезность – рыночная цена.

 

Собственность

собственность есть отношение человека и вещи, власть человека над вещью, его возможность владеть, распоряжаться, использовать. При этом стремление человека к обладанию вещью рассматривали как природный неотъемлемый инстинкт.

Человек живет, производит и использует результаты своего труда в тесном взаимодействии с другими людьми, постоянно вступая с ними в определенные отношения. В самом общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ следствие этого в любом обществе, в любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения к экономическим ресурсам как своим или чужим.

Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными подзаконными правовыми актами)..

Право владения - применение объекта собственности в соответствии с его назначением, по усмотрению и желанию пользователя, пользователем может быть и не владелец собственно­сти, но ему это право передается на время и на определенных условиях, а собственник должен контролировать его деятельность.

Право ответственности, "бремя ответственности", означает интерес к рациональному использованию собственности и может проявиться в виде различных потерь при плохом хозяйствовании.

Право на присвоение означает право на получение дохода. Продукт и доход принадлежат собственнику и используются им в своих интересах. Но если он передает право пользования, то он должен за это передать и часть дохода.

Анализ прав собственности позволяет сделать следующие выводы:

Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законом, государством, административным распоряжением, традициями, обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

Права собственности есть не что иное, как определяемые "правила игры", принятые в обществе.

Права собственности выводятся из проблемы относительной резкости и ограниченности ресурсов. Отношения собственности - это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам, по поводу использования которых между людьми и возникают рыночные отношения.

Собственность занимает особое место в экономической системе. Собственность является основой, фундаментом всей экономической системы, так как от формы собственности зависят формы распределения, обмена и потребления, а также цель общественного производства и способ функционирования системы, положение определенных групп, классов, слоев общества, возможность их доступа к использованию факторов производства. Собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются, причем основой этого изменения является развитие производительных сил. Переход от одних форм собственности к другим осуществляется как эволюционным, так и революционным путем.

Всем экономическим системам присущ свой набор форм собственности.

В административно-командной системе важнейшие производственные ресурсы были в собственности, прежде всего государства, а также производственных кооперативов. В рыночной экономике, прежде всего, выделяются две основные формы собственности: частная и государственная, которые, в свою очередь, имеют много разновидностей.

В подавляющем большинстве стран мира сегодня превалирует в различной степени частная собственность. Она делится на индивидуальную и корпоративную.

Государственная собственность в странах развитого капита­лизма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам непривлекательны для частного капитала.

К государственной собственности непосредственно примыкает муниципальная собственность (городов, общин и т.п.).

 

 

Функции рынка

Ценообразующая функция..

Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Информационная функция. Информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной ценой, приспосабливая к запросам рынка свои расчёты и действия.

Регулирующая функция. Постоянные колебания цен не только информируют о дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растёт и потенциал к расширению производства. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.Образно говоря, на рынке действует регулирующая «рука», о которой ещё писал Адам Смит

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти выгодный вариант купли - продажи.

Санирующая функция. Рыночный механизм постоянно проводит «естественный отбор среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий.

 

Несовершенства рынка

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»).

З.Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов.

4.Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов.

5.Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию..

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности. Несовершенства («провалы») рынка могут быть устранены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

 

 

Спрос

Спрос один из параметров рыночного механизма.

Спрос характеризует наше желание получить то или иное количество товара по определенной цене. Наличие спроса на какой-то товар предполагает чье-то желание заплатить за него определенную цену

Объемом спроса называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа лиц или население в целом в единицу времени при определенных условиях (вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений).

Ценой спроса называют максимальную Цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.

QiD=QiD(T,P,,...,Pk,I.-X

где Т- вкусы и предпочтения; Р,, Pk - цены всех товаров; I – Доход

Если все факторы, кроме цены интересующего нас товара принять неизменными, то от этой функции можно перейти к функции спроса от цены

QiD=QiD(Pi).

Функция спроса от цены может быть представлена одним из трех способов:

1) табличным;

2) аналитическим; поскольку зависимость между ценой и спросом обратная, то функция спроса имеет следующий вид: QjD=a-ЬРь а цены PD=a/b-l/bQ;

3) графическим (рис.8)

Анализируя изменение спроса, следует различать:

1 Изменение объема (величины) спроса под влиянием изменения ценовых факторов (движение вдоль кривой спроса)

2. Изменение характера спроса под влиянием неценовых факторов, означающее переход на новую кривую спроса.

Эффект Пигу (или эффект кассовых остатков).

. Факторы спроса

1. Потребительские вкусы, вызванные рекламой, изменением моды, появлением новых товаров.

2. Численность покупателей и их половозрастная структура, изменение которой связано с демографической ситуацией.

3. Доходы населения.:

А. Доход растет, растет спрос на товары. Такие товары называют товарами высшей категории, или нормальными товарами,

Б. прирост дохода может сопровождаться и падением спроса на определенные товары- Такие товары называют товарами низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары, при этом следует различать заменители и сопутствующие товары.

5.Потребительские ожидания: будущие цены, наличие товаров и будущие доходы. Существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Эту связь называют законом спроса.

1. Высокая цена отбивает охоту покупать, низкая наоборот.

2. Покупатель получает меньше удовлетворения (или выгоды, или полезности) от каждой последующей единицы блага (закон убывающей предельной полезности).

3. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода заключается в том, что снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, т.е. происходит рост реальных доходов населения, и наоборот.

Эффект замещения выражается в том, что при более высокой цене у человека появляется желание купить более дешевый, вместо аналогичных, но более дорогих товаров.

При анализе спроса следует иметь в виду

1. Цена - показатель качества, но покупатель, зачастую, не может судить о качестве товара, и он связывает его с ценой.

2. Эффект Веблена - эффект, связанный с престижным спросом, приобретение товаров свидетельствует о высоком социальном статусе покупателя.

3. Эффект ожидаемой динамики цен.

4. Парадокс Гиффена согласно которому может расти спрос и при росте цен (и наоборот).

 

 

Предложение

Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество товара в определенный период времени по данной цене.

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.

Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продавать определённое количество данного товара.

Зависимость объёма предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

Qis = Qis(Li, Ti, Pi,…,Pk, N…)

Где Li - характер технологии; Тi - налоги и дотации; Pi - цена труда; Рk - капитал; N - природные условия.

Если все факторы остаются неизменными, кроме цены интересующего нас товара, то функция предложения примет следующий вид:

Qis = Qis(Pi)

Функция предложения может быть представлена тремя способами:

- табличным;

- аналитическим, поскольку зависимость предложением и ценой является прямой, то функция предложения имеет следующий вид:

Qis =a+bPi; а цены Рs=- 1/bQ-a/b;

- графическим (рис.9)

Анализируя изменение предложения, выделяют:

1. Изменение объема предложения (движение вдоль кривой предложения).

2. Изменение характера предложения под влиянием неценовых факторов (сдвиг кривой предложения).

Увеличение предложения может пройти под влиянием следующих причин (факторы предложения, детерминанты):

1) изменение цен ресурсов;

2) изменение цен «конкурирующих» товаров;

3) изменение цен на товары, производимые «совместно» с данными товаров;

4) улучшение технологии производства данного товара;

5) налоги и дотации;

6) благоприятные погодные условия.

Закон предложения заключается в том, что существует прямая зависимость между ценой и объёмом предложения.

 

Рыночное равновесие

Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линии DD и SS, которым соответствует цена Р и Q - равновесная цена и равновесный объём (рис. 10)

В свою очередь, каждая кривая разделяет всё рыночное пространство на две противоположные по своему значению части: все цены, изображаемые на графике точками выше кривой спроса, недоступны потребителям, а цены, показываемые, точками ниже кривой предложения, разорительны для производителей. С другой стороны, ценам ниже максимальных для них покупатели, конечно, будут рады, точнее так же, как и продавцы не откажутся от цен выше их минимальных. Всё рыночное пространство оказывается поделённым на четыре сектора. Рассмотрим эти зоны по порядку.

В I области сосредоточены цены выше максимальных для покупателя, ниже минимальных для продавца. Заключать сделки на таких условиях нет заинтересованности ни у кого. «мёртвой зоной»

Во II области налицо односторонняя заинтересованность продавца. Это зона возможных продаж, но покупки таких количеств товара по таким высоким ценам невозможны.

В III области обратная картина: в подобных низких ценах на данные количества товара заинтересован лишь покупатель. Это зона возможных покупок но продажи на таких условиях невозможны.

Таким образом, все эти три зоны характеризуют условия, при которых сделки на данном рынке совершаться не будут.

И только IV область представляет собой зону совпадения интересов как покупателя, так и продавца. Здесь возможны и покупки, и продажи, а значит, и совершение сделок весьма реально. Практически любая точка из данного сектора символизирует условия возможной сделки. Так, лежащая на кривой спроса точка А показывает, что на данном рынке возможна купля- продажа количества данного товара QA по цене РА -«рынок продавца». Аналогично точка Б, расположенная на кривой предложения, означает возможность купли-продажи объёма QE по цене РБ-«рынок покупателя»). Излишек потребителя - это совокупная чистая выгода, которую получают все покупатели от приобретения товара.Потребительский излишек является разницей между ценой, которую потребитель готов был заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке.

У Вальраса функ­ция спроса и предложения имеет следующий вид:

Qd=Qd(P)hQs = Qs(P),

а условие равновесия:

QD(P)=QS(P).

Равновесие по Вальрасу

Равновесие по Маршалу

Он оперировал понятиями "цена спроса" и "цена предложения". Объемы спроса и предложения – независимые переменные (рис.12). Равновесие на рынке (по Маршаллу) складывается под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения (или наоборот), на что продавцы реагируют соответственно увеличением (или уменьшени­ем) объема предложения. У Маршалла функция спроса и предложе­ния имеет другой вид

PD=PD(Q) и Ps=Ps(Q)

а условием равновесия является равенство

P°(Q)=PS(Q).

Труд его цена.

Заработная плата.

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков.

1.Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические.

2.Нет единого рынка труда. Выделяют два основных сегмента:

-Первый охватывает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих, администраторов и высококвалифицированных рабочих. Этот сегмент характеризует высокая мобильность рабочей силы, высокий уровень оплаты труда, возможности для профессионального роста, конкуренция за рабочие места.

-Второй сегмент охватывает рабочие места, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации, ему присущи высокий уровень безработицы, текучесть кадров, слабые наростные перспективы. На рынке труда действует 2 монополиста: это работодатель и профсоюзы.

Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной и демографической), т.е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Заработная плата формируется на рынке труда под влиянием спроса и предложения.

1. демографическими факторами: уровнем рождаемости, темпами рост трудоспособного населения, его половозрастной структурой и численностью.

2. степень экономической активности различных демографических групп населения, которая рассчитывается как отношение численности занятых и безработных к общей численности трудоспособного населения в данной группе.

3. профессионально-квалификационная структура занятости, качество и мастерство рабочей силы.

4. ставка заработной платы. действует «эффект замещения», речь идет о замещении свободного времени рабочим - хорошо оплачиваемым, с другой стороны, «эффект замещения» начинает противодействовать «эффект дохода». Имея высокую заработную плату, человек становится обеспеченным, он стремится лучше жить, а для этого ему необходимо свободное время, кривая предложения труда в этих условиях принимает следующий вид (рис.66):

5. влияние традиций и социально-психологической ориентации.

В современной экономической теории заработная плата определяется как цена, выплачиваемая за использование труда. "труд включает в себя оплату труда рабочих самых разных профессий, специалистов всех профилей и владельцев мелких предприятий в сфере обслуживания населенияНеобходимо различать денежную, или номинальную, и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная за час, день или неделю. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Это покупательная способность полученных денег. Реальная заработная плата зависит от номинальной и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменения реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Во времена нашей перестройки номинальная заработная плата растет, а реальная в то же само

 

Конкуренция и её виды

Формирование рыночных цен - это процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), пресле­дующих диаметрально противоположные цели. В условиях рыночно­го хозяйства деятельность любых субъектов осуществляется в рамках конкуренции. По самому общему определению, конкуренция - это соперничество между участниками рынка. В то же время по поводу существа конкуренции в эконо­мической литературе существуют различные трактовки.

По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономи­ческие ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. И. Шум-петер считал, что главное в конкурентной борьбе - внедрение нововведений, «созидающее раз-Рушение» отжившего, сама же конкуренция вовсе не идеал, техноло­гический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф. Хайек делает упор на роли информации, которая осуществляется через движение цен, связывав производителей и потребителей.

Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно. предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высо­кого качества либо по меньшей цене.

Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способ­ствует установлению на рынке определённого порядка, гарантирую­щего производство достаточного количества качественных и про­дающихся по равновесной цене благ.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).

Конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулировании экономики. Различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Первая предполагает соперничество между предприятиями, занятыми производ­ством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Целью предприятий является завоевание потребителя, получение Прибыли. Отсюда возникает необходимость сокращения затрат, про­изводство новой продукции, повышение её качества, использование достижений научно-технического прогресса, совершенствование всех условий производства. Вторая означает соперничество между предприятиями, вложившие свои капиталы в различные отрасли, выпус­кающие различные виды продукции. Каждый оценивает результат своей деятельности. Критерий такой оценки - норма прибыли, (сопоставление результатов с затратами).

Соответственно формам рыночных структур различают совершенную и несовершенную (монополистическую) конкуренцию. Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

доля каждой фирмы в общем объёме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое её решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений, вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, техники производства и т. д.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой- либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жёсткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей,. отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид её, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так называемая монополи­стическая конкуренция.

Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чём-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

Противоположностью конкуренции служит монополия. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией.

В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определённой продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказxик - государство, поставщик - единственная фирма).

Чистая монополия и чистая монопсония - сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Один вид конкуренции от другого может отличаться и по средствам его ведения. Конкуренция может быть ценовой (монопольная цена, цена «снятие сливок», психологическая цена и дискриминация в ценах) и неценовой, методами которой являются увеличение качества, реклама, послепродажное обслуживание, наличие торгового знака, марки.

Кроме того, в практике рыночных отношений различают добросовестную, при которой соблюдаются правовые и этические нормы" взаимоотношений с партнёрами, и недобросовестную, к которой относятся промышленный шпионаж, продажа товаров по демпинговым ценам, подкуп и переманивание персонала, ложная реклама, использование чужого торгового знака, марки и т.д.

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.

 

 

Бюджетные ограничения

Любой потребитель вынужден ограничивать свои потребности и делать выбор, учитывая не только свои вкусы и желания, но и доходы, принимая во внимание рыночные цены, т. е. бюджет потребителя и цены лимитируют его выбор. Предположим, что

1. Все деньги расходуются на товар 1, максимальное q1будет q1 = R/P

2. Все деньги расходуются на товар 2, то q2* = R/P

Величины q, и q2 определяют 2 точки на осях qi и q2, через которые проходит бюджетная прямая. Точки этой прямой определяют набор..потре­бительских корзинки q2), доступных покупателю при заданных ценах и уровне дохода (рис.25).

Рассмотрим влияние параметров Р1 и Р2, R на бюджетную прямую

1. Влияние изменения Р:

А. При изменении цены P1 точка q2 остается неизменной, так как Р и R не меняются, а точка q1 смещается вправо или влево в зависимости от уменьшения или увеличения Pi (рис.26).

Б. При изменении цены Р2, изменяется величина q2*, a q1 остается без изменения, так как не меняется P1 и R (рис.27).

Угол наклона бюджетной прямой к горизонтальной оси определяется равенствами : Отсюда видно, что при заданных ценах все бюджетные линии наклонены под одним и тем же •«углом к горизонтальной оси q1, т.е. при P1 и Р2 - const, α - не меняется.

2.Увеличание дохода потребителя, при условии, что P1 и Р2 не меняются, смещает бюджетную прямую параллельно дохода оси вверх (и наоборот).

Величина R пропорциональна расстоянию от начала координат. Линия, перпендикулярная бюджетной прямой и проходящая через начало координат, может служить осью дохода

Отметим некоторые свойства бюджетной прямой: 1. При одновременном увеличении в N раз и цен (Pi и Р2), и дохода (R) положение прямой бюджета не меняется.

Заменим величины Р1Р2 и R на NP1 NP2 и NR.

;

в силу того, что q1 и q2, определяющие бюджетную линию, не изменились, то прямая остается на прежнем месте. Уменьшение цен в N раз равносильно увеличению в N раз дохода.

 

 

4 .3. Оптимальный выбор потребителя

Потребитель стремится, анализируя бюджетную совокупность потребителя корзин, выбрать ту из них, которая в максимальной сте­пени удовлетворяла бы его потребностям, т.е. имела для него макси­мальную полезность. Оптимальный набор потребительских товаров и цены должны отвечать двум требованиям:

Во-первых, он должен находиться на бюджетной линии (поскольку весь доход должен быть израсходован).

Во-вторых, оптимальный набор должен fдоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.136 с.)