Старший дошкольник входит в мир социальных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старший дошкольник входит в мир социальных отношений



Т. И. Бабаева

В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает рас­ширять область социально-нравственных ориентации и чувств детей:

— Обогащаются представления дошкольников о людях, их
взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;

— Дошкольники учатся «прочитывать» эмоции в мимике,
жестах, интонации речи и соответственно реагировать. Воспи-


Часть III: Старший дошкольный возраст_______________ 177

татель побуждает детей к активному проявлению эмоциональ­ной отзывчивости: пожалеть обиженного, утешить, угостить, разделить переживаемые чувства;

— Старшие дошкольники осваивают культуру общения со
взрослыми и сверстниками, культуру поведения в обществен­
ных местах;

— Углубляются представления о семье, родственных отно­
шениях. Дети приучаются активно выражать в поступках и дей­
ствиях доброе отношение к близким. Речь детей обогащается
вежливыми речевыми оборотами. Дети осваивают разные фор­
мы приветствия, прощания, выражения признательности, обра­
щения с просьбой;

— Развиваются умения элементарного самоконтроля и само­
регуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;

— Углубляются представления старшего дошкольника о се­
бе, о своем организме, о своих личностных качествах, возмож­
ностях, достижениях. Воспитатель постепенно развивает в детях
чувство самоуважения, собственного достоинства. Он направ­
ляет сознание, чувства и действия детей на совершение поло­
жительных поступков, движимых благородными мотивами гу­
манности и справедливости.

Ребенок и взрослые

Представления

Взрослые. Общий ход возрастного развития человека: младе­нец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой чело­век. Проявления возрастных и половых особенностей во внеш­нем облике взрослых людей (черты лица, одежда, прическа, обувь). Многообразие социальных ролей, выполняемых взрос­лыми: женщина дома — любящая мать, на работе — умелая труженица (врач, учительница, портниха), в свободное от работы время, возможно,— спортсменка, туристка, вышивальщица.

В подготовительной группе: элементарные представления о многообразии народов мира (представители белой, черной, желтой рас); некоторые особенности их внешнего вида, нацио­нальной одежды, типичные занятия. Понимание (из рассказов воспитателя, детской литературы, видеоматериалов), что все люди стремятся к миру, выступают против войны, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Знание некоторых мелодий, песен, сказок народов мира.


178 Программа развития и воспитания детей в детском саду

Эмоциональные состояния. Понимание, что взрослые люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния, это проявляется в особенностях мимики, жестов, действий, ин­тонации голоса: радость, симпатия, усталость, печаль, огорче­ние, любовь, одобрение. Понимание того, что поведение по отношению к старшим должно зависеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал — предложить помощь, проявить заботу; если взрослый огорчен проступком ребенка — попросить прощения, не повторять неправильные действия). Понимание связи между поведением детей и соот­ветствующими чувствами взрослых («Маму обрадовало то, что я...»; «Папа рассердился, потому что я...»).

Семья. Представления о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как поддерживаются родст­венные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Знание некоторых культурных традиций своей семьи, любимых занятий членов семьи («Моя мама любит печь пироги, брат любит строить модели кораблей» и т.д.).

Культура поведения. Знание правил поведения, понимание того, что они выполняются не только по отношению к близ­ким, к воспитателю, но и по отношению к незнакомым людям. Конкретные способы проявления детьми заботливого, вежливо­го отношения к старшим: в ситуациях общения, в уходе за больным или старым человеком, в ситуации поздравления. По­нимать, что заслуживает одобрения окружающих проявление детьми доброго, чуткого отношения к старшим, что недопус­тимо проявление грубости, черствости к своим близким, к вос­питателю, к другим людям.

Знание стихов, пословиц, поговорок, в которых отражены забота и любовь детей к близким, труд людей, семья, добрые или героические поступки старших.

Понимание того, что трудом взрослых людей создано бо­гатство окружающего мира: города, транспорт, искусство, здра­воохранение, образование, благодаря усилиям людей осущест­вляется охрана природы. Народ хранит память о выдающихся людях: писателях, ученых, художниках и т. п.

Познавательные умения. Уметь различать людей разного воз­раста на картинке, фото, в скульптуре. Обобщать разные изо-


Часть III: Старший дошкольный возраст 179

бражения людей по возрастному или половому признаку, по профессии («Здесь сфотографированы врачи. Это — пожилые, а это — молодые люди»). Уметь с помощью набора картинок воссоздать последовательность возрастного развития человека.

Проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему людей на земле, жизни народов мира. Рассматривать картинки, рассуждать, воображать себя в разных социальных ролях (пу­тешественник, космонавт, вождь племени). Мечтать о добрых делах для всех народов (избавить людей от болезней, войн, голода). Проявлять интерес к народной культуре — устному народному творчеству, народной музыке, народным танцам.

Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей. Узнавать и называть разные эмоциональные состояния людей по мими­ке, жестам. Под руководством воспитателя выделять характер­ные для того или иного эмоционального или физического со­стояния взрослого позы, жесты, мимику на картинке, в скульп­туре, в жизни. Рассматривать картины, в которых отражена материнская любовь к детям.

Уметь сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека и музыки, природы: печаль человека и печаль поздней осени; пробуждение природы, радость человека и веселая му­зыка. Понимать некоторые образные средства, которые исполь­зуются в изобразительном творчестве или в музыке для пере­дачи настроения человека (цвет, композиция, интонация, темп). Проявлять интерес к живописным полотнам известных худож­ников (И. Левитан, В. Васнецов и др.).

Осознавать связь между настроением взрослых и поведением детей, их поступками по отношению к старшим (мальчик по­могает маме — это ее радует; девочка отказалась выполнить про­сьбу бабушки — бабушка огорчена). Вместе с воспитателем ана­лизировать разные ситуации общения и взаимодействия детей со взрослыми (в жизни, на картинке, в книгах), выделять мо­тивы поведения детей, положительные или негативные действия, выражать отношение к поступкам с позиции известных правил.

Практические умения, поведение, общение. Уметь с помо­щью взрослых в новой обстановке или самостоятельно в при­вычных условиях выбрать правильную линию поведения по от­ношению к людям разного возраста. Проявлять уважение к старшим: предложить свою помощь, пропустить в дверях, предложить сесть, поднять оброненный предмет.- Проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших


180______ Программа развития и воспитания детей в детском саду

(мама отдыхает — нельзя шуметь; бабушке тяжело нести сумку — надо помочь; у бабушки болят ноги — надо идти медленнее). Уметь выразить в семье внимание к больному: по­дать лекарство, градусник, принести воды.

Старательно выполнять поручения взрослых, вступать в со­трудничество, не прерывать общей работы, пока она не закон­чена или взрослый не разрешил ребенку уйти. Проявляя стрем­ление к самостоятельным действиям, пытаться преодолевать трудности и не спешить сразу же обращаться за помощью к старшим. Чутко относиться к оценкам своих поступков со стороны взрослого, отказываться от повторения негативных действий, получивших неодобрение.

Выражать уважение к воспитателю, быть внимательным к его словам и поручениям, настойчивым в доведении пору­ченного дела до конца.

В общении быть вежливым, называть взрослого по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой, отвечать развер­нутой фразой. В разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не прерывать разговора, если он не закончен, не перебивать старших. Самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить.

Правильно понимать слова, выражающие моральную оценку качеств личности {добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчи­вый, заботливый, правдивый, смелый), с помощью конкретных примеров раскрывать их смысл. Использовать примеры из дет­ской художественной литературы. Связывать моральную оценку с личностью литературного героя: смелый, как Иван-царевич, злой, как Змей Горыныч. Использовать в речи слова, обозна­чающие возрастную характеристику человека {молодой, пожилой, старый, старше, моложе). Отражать в речи последовательность возрастного развития {младенец, малыш, ребенок, школьник, мо­лодой человек, взрослый, пожилой, старый, старик). Понимать выражения и вопросы типа: «Кто старше?», «Кто моложе?», «Кто самый пожилой?»

Понимать, как образуется «взрослое» имя и отчество. (Де­вочку зовут Оля; а как будут ее называть, когда она станет взрослой? У Вовы папу зовут Алексей; как будут называть Вову, когда он станет взрослым?) Знать свое полное имя и отчество, а также имена и отчества родителей, близких. Уметь исполь­зовать в обращении к близким ласковые обороты речи: «бабу­ля», «мамочка». Уметь интересоваться состоянием здоровья,


Часть III: Старший дошкольный возраст______________ 181

самочувствием, делами близких. (Как чувствует себя бабушка? Поправился ли дедушка?)

Выражать стремление поговорить с близкими по телефону, послать письмо, вложить в письмо свой рисунок, сделать сво­ими руками подарки членам семьи. Рассказывать старшим о своих делах, любимых книгах.

Отражать в рисунках, играх, рассказах интерес к жизни разных народов, к событиям истории. Участвовать в народных играх, национальных народных праздниках в детском саду. Знать народные сказки, игры, народные мелодии. Участвовать в проводимых в детском саду акциях на темы: «Мы любим нашу землю», «Все дети мира — друзья»; рисовать рисунки, делать коллективные панно, коллажи, участвовать в театрали­зации и пр.

Ребенок и сверстники

Представления

Дети. Дети разного возраста и пола (малыши, дошкольни­ки, школьники), некоторые характерные особенности их внеш­ности, одежды, любимые занятия (школьники учатся, занима­ются спортом, техническим моделированием, у них есть школь­ные принадлежности; дошкольники любят рисовать, играть, учатся читать, считать, готовятся к школе).

Понимание того, что самые маленькие дети, младшие бра­тья, сестры нуждаются в заботе и внимании старших детей. Знание того, в чем конкретно может проявляться внимание и забота старших детей о малышах (в помощи, в обучении, в положительных примерах старших детей, в желании развлечь малышей, защитить, доставить им радость).

В подготовительной группе: некоторые представления о жиз­ни детей в других странах, об играх, любимых занятиях детей разных народов. Понимание того, что везде дети уважают стар­ших, любят своих родителей, опекают малышей, оберегают все живое, защищают слабых. Шестилетки — самые старшие среди детей в детском саду, они показывают другим хороший пример, заботятся о малышах, помогают взрослым, готовятся к школе.

Эмоциональные состояния. Понимание эмоциональных состо­яний сверстников, выраженных в мимике, пантомимике, дейст­виях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение). Знание некоторых особенностей


182_______ Программа развития и воспитания детей в детском саду

характера и поведения детей в группе. Понимание необходимости учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение). Понима­ние того, что нельзя смеяться над недостатками внешности дру­гих детей, дразнить, давать прозвища; недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребенку, несправедли­вость по отношению к слабому.

Культура поведения. Представления о правилах культурного поведения в группе среди детей: быть доброжелательным, чут­ким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, уметь научить другого тому, что умеешь сам; играть дружно, быть справедливым. Понимание того, почему нужно выполнять пра­вила, их гуманистический смысл. Знание конкретных способов и приемов распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, общая договоренность). Представления о возможных негативных последствиях для других детей своих неосторожных действий (толкнул, напугал, бросил камнем, пес­ком). Понимание, что дружеское отношение сверстников зави­сит от того, как ребенок обращается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером в игре. Понимание того, что чем больше дети знают и умеют, тем ин­тереснее и веселее их жизнь в детском саду.

В подготовительной группе: представления о правилах по­ведения детей в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре), а также о некоторых правилах и знаках дорож­ного движения, о способах обращения к незнакомым людям, к продавцу и пр. Представления о школе, школьниках, учителе; стремление к школьному обучению, к освоению чтения, пись­ма, к новым знаниям. Знание стихов о школе, школьниках.

Познавательные умения. Проявлять интерес к событиям жизни детей разного возраста. Уметь на картинках и в быту различать и называть детей разных возрастов, полов, нацио­нальностей. Уметь подбирать картинки по возрастному прин­ципу: младенец, малыш, дошкольник, школьник. Уметь в иг­ровом задании подобрать предметы, удовлетворяющие потреб­ности детей в зависимости от их пола, возраста (одежда, обувь, игрушки, инструменты для мальчиков и девочек). Уметь по набору предметов сделать умозаключение о том, детям какого возраста и пола они нужны: мальчикам, девочкам, малышам и т. п. Сравнивать особенности внешнего вида, одежды, обуви


Часть III: Старший дошкольный возраст______________ 183

разных детей, искать черты сходства и различия (мальчики и девочки). Узнавать, о ком в группе идет речь, по рассказу-описанию.

Задавать вопросы о жизни детей в других странах, об их занятиях, играх, любимых сказках, стихах, песнях. Сравнивать игры, сказки детей разных стран, находить черты сходства и различия (образы, сюжеты, действия).

Проявлять интерес к эмоциональному состоянию и настро­ению сверстников. Уметь «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса в жизни, на картинках, в скульптурном изображении. Находить общие черты в настро­ении детей и музыки, природы, картины (радость, печаль, вос­торг, задумчивость). Уметь высказать свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния сверстника (почему оно возникло, как его поддержать или изменить).

Проявлять интерес к правилам поведения, выражать свое отношение к поступкам сверстников или героев литературных произведений.

С помощью воспитателя найти определение для оценки по­ступка, черт характера героя (смелый, решительный, честный). Уметь оценить поведение сверстника через сравнение его по­ступка с поступками и чертами личности литературных героев (Буратино, Карабас-Барабас, Чиполлино). Уметь высказываться о чувствах сверстников или героев литературных произведений, мультфильмов в той или иной ситуации (он испугался, расте­рялся, удивился).

Практические умения, поведение, общение. Выражать по от­ношению к малышам и сверстникам внимание, доброжелатель­ность, готовность к взаимопомощи, сотрудничеству.

Замечать состояние сверстников (грустит, обижен, скучает и пр.), проявлять участие, сочувствие. Уметь пожалеть, выра­зить сочувствие, защитить. Уметь сдержать свои негативные побуждения, избежать конфликта со сверстниками, самому ос­тановить ссору или обратиться к воспитателю.

С помощью воспитателя и самостоятельно объединяться в небольшой группе для деятельности (в игре, в труде), опре­делять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями сверстников, оценивать результат и ха­рактер взаимоотношений в общей деятельности («Мы дружно играли»). Выражать интерес к обсуждению и планированию


184 Программа развития и воспитания детей в детском саду

общих дел и событий в группе: высказывать свое мнение, вно­сить предложения (как украсить группу к празднику, как лучше разместить игрушки).

Уметь соблюдать установленный порядок поведения в груп­пе, регулировать свою активность: соблюдать очередность, учи­тывать права других детей.

Проявлять элементарную ответственность: выполнять пору­ченное дело до конца, старательно, аккуратно. Если совершил оплошность: насорил, разлил воду — убери за собой; нечаянно толкнул товарища — извинись. Ориентироваться в своем по­ведении не только на контроль воспитателя, но и на самокон­троль на основе известных правил.

В общем деле проявлять настойчивость, не пытаться пере­ложить свою работу на других детей.

Выражать готовность научить других детей тому, что умеешь сам (делать поделки из бумаги, играть в настольные игры). Вы­ражать дружеское расположение, заботливое отношение к ма­леньким детям: опекать их, играть с ними, помогать, показывать игрушки, книжки, участвовать в шефстве над младшими груп­пами. Уметь вовлечь малышей в подвижные и хороводные игры: «Каравай», «Круг-кружочек», «Колпачок»; показать малышам простые сюжеты кукольного театра, театра марионеток, пальчи­кового и теневого театра.

Отвечать на вопросы о взаимоотношениях детей в группе, о добрых поступках, о том, как дружат между собой в группе девочки и мальчики.

Обсуждать с воспитателем и детьми поступки литературных героев, высказывать свое мнение о них.

Уметь с позиции представлений о хорошем разрешать кол­лизии типа: «Как бы ты поступил?», «Кто прав и кто не прав?».

Знать игры, считалки, сказки, истории, с которыми можно познакомить других детей. Владеть приемами справедливого распределения: по очереди, по жребию, с помощью считалок. Пользоваться способами мирного разрешения конфликтов. Уметь миролюбиво выразить свои желания и чувства, обратить­ся с просьбой, разделить эмоции сверстника, использовать мир­ные способы разрешения ссор, сдерживать негативные, агрес­сивные порывы.

С воспитателем обсуждать то, как живут дети всего мира, как они дружат, как можно выразить всем детям на земле свои дружеские чувства, как можно помочь голодающим или бедным


Часть III: Старший дошкольный возраст 185

детям (собрать посылку, передать свои игрушки, сделать иг­рушки-самоделки). Выражать свое положительное отношение к миру, к дружбе, доброе отношение ко всему живому через гуманные действия, рисунки, поделки, участие в миролюбивых акциях «Дружат дети всей земли», «Мы любим мир», «Руки друзей», «Сохраним все живое на земле».

4.3. Отношение ребенка к самому себе (самопознание)

Представления и познавательные умения. Знать свое имя, отчество, фамилию, пол, возраст, дату рождения, место житель­ства, адрес, номер телефона, членов семьи, ближайших родст­венников, место работы родителей.

Располагать некоторыми сведениями об организме, назна­чении отдельных органов и условиях их нормального функци­онирования. (Надо дышать свежим воздухом, следить за чис­тотой рук, читать и рисовать в хорошо освещенной комнате.)

Знать особенности своего организма и здоровья («Мне нель­зя есть апельсины — у меня аллергия». «Мне нужно носить очки»).

Понимать значение укрепления здоровья, спортивных уп­ражнений. Представлять возможные травматические ситуации, опасные для здоровья. Понимать, как обращаться с огнем, электроприборами, знать об элементарной помощи (в случае травмы смазать царапину йодом, приложить к ушибу холодный компресс, перевязать палец). Знать отдельные правила уличного движения.

Проявлять интерес к событиям своего детства, к своему будущему: «Что будет в школе? Кем и каким я буду, когда стану взрослым?». Интересоваться событиями детства и жизни своих родителей и близких. Задавать вопросы о жизни, смерти, о событиях в мире, о взаимоотношениях и действиях людей, проявлять интерес к своей родословной.

Выражать стремление к экспериментированию, познанию, творчеству. Интересоваться устройством игрушек, механизмов, содержанием книг. Пробовать свои силы в освоении новых действий, способов, приемов. Стремиться к самостоятельному чтению, письму.

Проявлять интерес к городу (селу),, в котором живет. Знать некоторые сведения о его истории, достопримечательностях, глав­ных улицах. Выражать свое отношение к городу, свои чувства.


186 Программа развития и воспитания детей в детском саду

Проявлять желание узнать о стране, в которой живет, о жизни разных народов, некоторых фактах истории. Иметь представление о школе, жизни школьников; проявлять стремление к школьному обучению. Знать о школьных годах родителей, старших братьев и сестер. Охотно общаться на темы о школе. Проявлять интерес к овладению чтением. Радоваться предстоящему началу школьно­го обучения.

Уметь осмыслить и словесно выразить свои пережива­ния, настроения, чувства («Я мечтаю о...», «Меня волну­ет...», «Я жду, когда...»).

Практические умения, поведение, общение. Держаться с до­стоинством, стремиться к положительно оцениваемым действи­ям, к признанию окружающими. Проявлять самостоятельность, избегать опеки старших в привычных ситуациях.

Быть настойчивым в поиске ответа на возникшие вопросы (экспериментировать, пытаться найти аналоги с известным, просить объяснения у старших). Владеть элементарным само­контролем, приемами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, уметь находить ошибки и исправлять их. Проявлять настойчивость в том, чтобы научиться новому, пре­одолевать свой страх, неуверенность.

Выражать избирательный интерес к каким-то сторонам дей­ствительности и видам практической деятельности. Находить занятие по душе. Иметь близких друзей, охотно участвовать в общих делах.

Рассказывать о себе, о событиях своей жизни, об отдельных эпизодах раннего детства, о своих мечтах, планах на будущее, о том, как готовиться к школе. Уметь, отвечая на вопросы, рас­сказать о том, как научился чему-то (плавать, кататься на ве­лосипеде), сравнивать свои достижения («У меня стали сильные руки, и я научился подтягиваться на перекладине», «У меня раньше часто болело горло, а теперь я закалился и горло не болит»). Гордиться своей семьей, своими близкими; уметь вы­разить им сочувствие, готовность помочь.

Уметь с опорой на картинки показать и рассказать, каких ситуаций надо избегать, чтобы не причинить травму себе и другим, почему нельзя близко подходить к открытому огню, к самому краю обрыва и пр.

Охотно рассказывать о своем любимом занятии,, книгах, впечатлениях. Проявлять чувство собственного достоинства,


Часть III: Старший дошкольный возраст 187

самоуважения, стремление не повторять действия или поступки, которые вызывают отрицательное отношение окружающих, чув­ство удовлетворения от хорошо и красиво выполненной работы, задания.

Выражать некоторую критичность по отношению к своим результатам, стремиться преодолеть свои недостатки, пережи­вать отрицательные чувства в случае совершения неправильного поступка.

По-доброму относиться к людям, ко всему живому. Мечтать о благородных поступках, воображать себя в роли защитника слабых, угнетенных, в роли носителя добра и справедливости («Я — добрый волшебник», «Я — искусный врач»). Выражать активное стремление к школе, желание научиться писать, само­стоятельно читать книги.

Уровни освоения программы

Низкий. Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто по­ведение определяется непосредственными побуждениями. Ребе­нок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Слабо ориентируется в эмоцио­нальных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступка­ми, наблюдаются частые проявления негативного поведения.

Выражено отставание в развитии связной речи. Отношение к будущему (к поступлению в школу) неопределенное.

Средний. Поведение и общение ребенка положительно на­правлены. Он имеет представление о правилах культуры пове­дения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность, потребность в под­держке и направлении взрослых. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элемен­тарный самоконтроль.

Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие.

Выражает интерес и стремление к своему будущему — к обучению в школе.

Высокий. Поведение и общение ребенка устойчиво положи­тельно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах


188_______ Программа развития и воспитания детей в детском саду

культуры поведения, владеет разными формами и способами культурного поведения. Охотно вступает в общение.

Отличается высокой речевой активностью, готовностью при­нять общий замысел. Умеет сам выдвинуть идеи, план дейст­вий, организовать партнеров.

Правильно понимает эмоциональные состояния других, ак­тивно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятель­ность.

Проявляет активный познавательный интерес к миру, к свое­му будущему положению школьника, стремится овладеть грамо­той — чтением, письмом, счетом, узнать новое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.058 с.)