Старший дошкольник в детском саду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старший дошкольник в детском саду



Т. И. Бабаева

Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впер­вые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам по­нять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к ре­шению новых, более сложных задач познания, общения, дея­тельности.

— Мы можем научить малышей тому, что умеем;

— Мы — помощники воспитателя;

— Мы хотим узнать новое и многому научиться;

— Мы готовимся к школе, — такие мотивы охотно прини­
маются старшими дошкольниками и направляют их активность.

Опираясь на характерную для старших дошкольников по­требность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для раз­вития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно при­менять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание пре­одолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацели­вает на поиск новых, творческих решений.

Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, по­лезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть


144 Программа развития и воспитания детей в детском саду

минимальной: лучше дать совет, подтолкнуть к решению на­водящими вопросами, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Важно предоставлять детям возможность само­стоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддержи­вать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обду­мать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, в разных видах деятель­ности. При этом воспитатель пользуется средствами, помогаю­щими дошкольникам планомерно осуществлять замысел: опор­ными схемами, моделями, пооперационными картами.

Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самосто­ятельности каждого ребенка, вносит коррективы в тактику своего индивидуального подхода и дает соответствующие советы родителям.

Высшей формой самостоятельности детей является творче­ство. Задача воспитателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, те­атральной, художественно-изобразительной деятельности, в руч­ном труде, словесное творчество. Все это — обязательные эле­менты образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед до­школьником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Воспитатель под­держивает творческие инициативы детей, создает в группе ат­мосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» различные истории, а затем оформить обложку и иллюстрации. Такие самодельные книги становятся предметом любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они перечитывают свои сочинения, обсуждают их, придумывают новые продолжения историй.

Для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит отдельные дни необычно — как «День волшебных


Часть III: Старший дошкольный возраст_______________ 145

превращений», «День космических путешествий», «День лесных приключений» и т. п. В такие дни все виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят косми­ческий корабль, снаряжение, путешествуют по звездному небу, расшифровывают письмена инопланетян, готовят космический завтрак, рисуют инопланетных животных и т. п. В общей ув­лекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуж­даются воображение, инициатива.

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познава­тельной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязатель­ным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении эле­ментарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, уве­личительными стеклами и пр.), в развивающих играх, голово­ломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших меха­низмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие во­просы: он обращает внимание на новые, необычные черты объ­екта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацели­вает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

В группе постоянно появляются предметы, побуждающие до­школьников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть таинственные письма-схемы, детали каких-то уст­ройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашиф­рованные записи, посылки из космоса и т. п. Разгадывая загад­ки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если...?», «Как это изменить, чтобы...?», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими дошкольниками.

Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний. Он показывает детям, как из книги можно по­лучить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях воспитатель специально обращается к кни­гам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хо­рошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к ов­ладению чтением.


146______ Программа развития и воспитания детей в детском саду

Ежедневно воспитатель планирует время для знакомства детей с художественной литературой, обсуждения прочитанного, разговора о любимых книгах. Он направляет и развивает чи­тательские интересы детей.

Познавательное развитие каждого ребенка постоянно контро­лируется воспитателем. Есть ли у ребенка познавательный ин­терес? Может ли он принять или поставить сам простую по­знавательную задачу, разрешить ее доступными способами (по­наблюдать, сравнить, высказать предположение, доказать)? Находит ли решение самостоятельно или просто повторяет, ко­пирует действия других детей? Какова умственная работоспо­собность ребенка? Способен ли он сохранять внимание, запо­минать? Все эти вопросы волнуют воспитателя старших групп. Проявление интеллектуальной пассивности служит для педагога сигналом неблагополучия в развитии ребенка, его неподготовлен­ности к предстоящему школьному обучению.

Предметом особого внимания воспитателя является соци­ально-нравственное развитие детей, становление их взаимоот­ношений с окружающими. Важно изучить систему межличност­ных отношений детей в группе и помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе об­щности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности (рисованию, ручному труду, уходу за животными).

Своим поведением воспитатель показывает примеры добро­го, заботливого отношения к людям, он побуждает ребят за­мечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и про­являть сочувствие, готовность помочь. Он привлекает внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса. Воспитатель специально создает в группе ситуации гуманистической направленности, побуждаю­щие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обо­гащает нравственный опыт детей.

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выпол­нения правил. Поддерживая положительные действия и поступ­ки, воспитатель опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого


Часть III: Старший дошкольный возраст______________ 147

и будущего, жизнью разных народов, животным и раститель­ным миром разных стран. Обсуждая с детьми эти проблемы, педагог стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей. В подготовительной группе дети с удовольствием принимают участие в акциях ми­ролюбия: «Дружат дети всей планеты», «Земля — наш общий дом», «Пусть летят птицы мира».

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к бу­дущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников. Ин­терес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное — связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель развивает внимание и память детей, формирует у них элементарный самоконтроль, способ­ность к саморегуляции своих действий. Этому способствуют раз­нообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, приме­нения общего правила, выполнения действий по определенным условиям. Такие игры ежедневно проводятся индивидуально или с подгруппой старших дошкольников.

Наряду с этим проводится работа по развитию фонемати­ческого слуха детей, подготовка к овладению грамотой. В обо­рудовании групп широко используются материалы, побуждаю­щие детей к освоению самостоятельного чтения: кубики с бук­вами и слогами, наборы печатных букв, контурные и трафаретные изображения букв, буквы, вырезанные из наж­дачной бумаги и наклеенные на картон (для обследования пальцами), буквы-вкладыши, картинки, подписанные крупны­ми печатными буквами. Дети сами составляют свои имена из печатных букв, приклеивают их на шкафчики с одеждой, на свои рисунки.

Организованное обучение старших дошкольников включает занятия познавательного цикла: по природоведению и матема­тике, по развитию речи, художественно-продуктивной деятель­ности и музыкально-ритмических способностей. В самостоя­тельной деятельности создаются возможности для расширения,


148_______ Программа развития и воспитания детей в детском саду

углубления и широкого вариативного применения детьми со­держания, освоенного на занятиях.

Условием полноценного развития старших дошкольников яв­ляется содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Воспитатель использует несколько форм общения:

деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь
научиться у взрослого чему-либо. Сотрудничество со взрослыми
развивает у ребенка ценные качества общественного поведения,
способность принять общую цель, включиться в совместное
планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить
полученные результаты;

познавательное общение с воспитателем по поводу вол­
нующих ребенка познавательных проблем. Оно способствует
углублению познавательных интересов и активности детей;

личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы
обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным,
нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями.
Ребенок делится с воспитателем своими мыслями, планами,
впечатлениями. В этом общении происходит социальное взрос­
ление ребенка, формируются социально-ценностные ориента­
ции, осознается смысл событий, развивается готовность к но­
вой для него социальной позиции школьника.

Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способам действия; по типу равного партнерства, когда воспитатель — равноправный участник детской деятель­ности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специ­ально обращается к детям за помощью в решении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают ему советы и т. п.

Как и в предыдущих группах, главными принципами взаи­модействия воспитателя с детьми выступают уважение прав ре­бенка, гуманно-личностное отношение и индивидуальный под­ход.

Основные задачи воспитания:

— Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиени­
ческой культуры детей;


Часть III: Старший дошкольный возраст 149

Развитие гуманистической направленности отношения де­
тей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной от­
зывчивости и доброжелательности к людям;

— Развитие эстетических чувств Детей, творческих способ­
ностей, эмоционально-ценностных ориентации, приобщение де­
тей к искусству и художественной литературе;

— Развитие познавательной активности, познавательных
интересов, интеллектуальных способностей детей.

— Развитие у детей стремления к школьному обучению,
интереса к школе, к новой социальной позиции школьника;

— Развитие детской самостоятельности и инициативы, вос­
питание у каждого ребенка чувства собственного достоинства,
самоуважения, стремления к активной деятельности и творче­
ству.

Решение данных задач обеспечивает формирование готов­ности детей к предстоящему школьному обучению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.018 с.)