Формы организации производства и общие сведения об организации производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации производства и общие сведения об организации производства



В в е д е н н е

Каждый студент технического ВУЗ’а в перспективе может стать руководителем производства. Естественно, не сразу после окончания института, а приобретя некоторый жизненный и производственный опыт. Однако начинать свою производственную деятельность и приобретать этот опыт молодой специалист-горняк чаще всего будет на самой низшей, но все-таки руководящей работе - в должности горного мастера. Поэтому выпускнику недостаточно знать только основы технологии горного производства - ему нужны хотя бы самые первые сведения о методах руководства, о взаимоотношениях с отдельными людьми и с коллективами работающих, о правилах поведения руководителя и т.п.. О науке организации и управления производством написано много и в отечественной и в зарубежной литературе. Однако, как правило, на первых этапах своей производственной деятельности молодому специалисту нужны в меньшей степени общетеоретические сведения и в значительно большей - конкретные практические рекомендации, как вести себя в определенных обстоятельствах. Поэтому настоящий курс не ставит перед собой задачу углубления в теорию управления, а направлен на то, чтобы дать студенту самые основные сведения, которые с нашей точки зрения ему будут необходимы с первых дней его небольшой руководящей работы. А более глубокие знания он сможет получить в дальнейшем. Надо помнить, что все правила поведения руководителя, его отношение к делу и к людям, умение принимать оперативные решения и трезво оценивать их последствия, умение предотвратить или ликвидировать конфликты в коллективе - все это касается в равной степени и горного мастера, и руководителя крупного предприятия. При любой системе - социальной и экономической.

Поэтому в этом курсе затрагиваются только такие вопросы, значение которых в любой системе управления и при любом социальном строе практически одинаковы.

Область горного производства - разработка россыпных месторождений - весьма специфична и в ряде случаев предъявляет к молодым специалистам также специфические требования.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать, как в целом осуществляется руководство, какова его структура при разработке россыпных месторождений, какие права и обязанности имеет руководитель и какие требования предъявляются к нему, как к личности; иметьпредставление о некоторых аспектах социальной психологии, в частности, о теории конфликтов. Он должен уметь разбираться в простейших производственных и организационных ситуациях применительно к условиям разработки россыпей, обосновывать свои решения, общаться с людьми.

Научить руководству невозможно - это вырабатывается длительным практическим опытом. При том не каждый человек может стать руководителем. Но показать, что нужно для того, чтобы подготовить себя к роли руководителя, можно. На это и направлено в первую очередь содержание настоящего курса лекций.

Управление производством предусматривает процесс созидания, а не разрушения. По указанной причине нельзя в полной мере пользоваться учебной литературой, которая издана в 80-х и даже в начале 90-х годов.

Горнодобывающая промышленность в целом и особенно разработка россыпных месторождений имеют свои особенности, которые необходимо учитывать в практике руководства. Об этих особенностях студент должен знать после изучения технологических дисциплин.

Но существуют и общие направления, в соответствии с которыми должно строиться любое хозяйственное управление, а, следовательно, и деятельность хозяйственных руководителей. В настоящее время можно считать, что подобными направлениями являются:

1. Ориентация на самоуправление предприятий, т.е. создание их заинтересованности в хорошем управлении, в развитии. Но при этом сохранениеответственности: - перед всем обществом (предприятие остается ячейкой всего общества, всего государства), - перед потребителями своей продукции (в условиях рынка это обязательно), - перед коллективом самого предприятия, - за техническое состояние, за социальное развитие коллектива. Доходы коллектива зависят от качества хозяйственного руководства и качества работы каждого члена коллектива. Это первое ключевое положение, основанное на введении полного хозрасчета.

2. Конкурентное существование различных форм собственности: государственной, акционерной (АО), товариществ с ограниченной ответственностью (ТОО), частной и т.п..

3. Сосредоточение внимания руководства на крупных проблемах (на своем уровне), без мелочной опеки всех нижестоящих руководителей.

4. Использование в основном экономических методов стимулирования в управлении. Наилучший вариант - предприятие в целом должно быть заинтересовано делать именно то, что сегодня нужно государству. И здесь основная трудность в том, чтобы сбалансировать интересы самого предприятия и страны в целом. Сочетать их сложно, т.к. рыночные отношения создают заинтересованность предприятия, но интересы государства могут лежать совсем в другой плоскости.

5. Переход от фондируемого материально-технического снабжения к оптовойторговле средствами производства. Однако это тоже весьма трудный вопрос, поскольку для его реализации необходимо изобилие материалов и оборудования.

6. Создание новых организационных структур, обеспечивающих углубление специализации, повышение надежности кооперации производств и на этой основе - повышение качества продукции.

7. Всесторонняя демократизация управления, усиление контроля снизу.

 

Общие положения, понятия, терминология

Чаще всего приходится встречаться с тремя понятиями: управление, руководство, организация. Все они тесно увязаны между собой и в названии учебных дисциплин могут сочетаться (например: “Организация и управление производством”). По существу управление и руководство - синонимы / руководитель - то же самое, что управляющий /. Однако в жизни понятие руководитель часто относят только к лицам, осуществляющим руководство коллективом /группой людей/.

Управление / руководство / - целенаправленное воздействие на систему / объект/ с целью достижения этой системой / объектом / поставленной цели. Управлять можно а) -неживой природой / например, запасами полезного ископаемого /; б) - живой природой, в частности, коллективом людей; в) - искусственно созданными системами, например, производством. Когда речь идет об управлении производственным объектом, то в нем могут участвовать все, указанные выше, объекты.

Управление производством призвано обеспечить наиболее эффективное взаимодействие людей в процессе их трудовой деятельности, рациональное использование материальных и энергетических ресурсов, сохранность природных условий. И все это, вместе взятое - для достижения заданной цели, как об этом было сказано выше. Управление как бы само является производственным процессом, включающим в себя организационные, административные, воспитательные операции.

Под организацией чаще всего понимают формирование какого-либо процесса или объекта. Однако в более широком смысле задача организации - не только создать / сформировать / объект - шахту, карьер, технологию, но и обеспечить его эффективную деятельность. Следовательно, понятия управление и организация по смыслу тесно увязаны и именно потому часто рассматриваются совместно.

Руководитель / управляющий / - лицо, наделенное правом принимать решения, организовывать их реализацию и отвечать за последствия. Последнее /ответственность/ - уже не право, а обязанность, без которой само право принятия решений не просто теряет смысл, но и становится весьма опасным. По своему значению руководители разделяются на три ранга - руководители младшего, среднего и высшего звена. На горных работах руководители младшего звена - это бригадир, горный мастер, руководитель небольшого объекта. Последние две группы руководителей принято объединять понятием “горный надзор”. Среднее звено - все руководители от начальника участка до директора предприятия. Высшее - директор горнообогатительного комбината и выше.

Задачей изучения дисциплины - прежде всего подготовить молодого специалиста к самостоятельной работе в качестве руководителя младшего звена. Поэтому в дальнейшем в значительной меньшей степени изложение дисциплины будет касаться работы руководителей среднего и высшего звеньев. Хотя многие вопросы в равной степени относятся к руководителям любого ранга.

Говоря о ранге руководителя, необходимо указать, что с его повышением меняются требования, предъявляемые к самому руководителю. Отметим, что руководитель младшего звена должен быть прежде всего специалистом-технологом. Для руководителей среднего звена не менее важно быть также и профессионалами-организаторами. А для руководителей высшего ранга знание технологии необходимо, но в значительно большей степени они должны быть профессионалами-руководителями.

Существует два типа руководства: линейное и функциональное руководство.

При управлении предприятием существует последовательная цепочка руководителей, каждый из которых имеет над собой одного вышестоящего руководителя. Например, бригадир, горный мастер, начальник объекта, начальник участка, директор прииска и т. д.. Такое построение руководства принято называть линейным, а входящих в него руководителей - линейными руководителями /рис.1/.

рис.1

Директор прииска

 

 

Начальник участка Начальник участка Начальник участка

№ 1 № 2 № 3

 

Н а ч а л ь н и к и о б ъ е к т о в

1 2 3 1 2 3 1 2 3

 

Звеньевые

Горные мастера

Бригадиры

В то же время существуют функциональные подразделения, задача которых обеспечивать эффективность технологии, хорошее состояние технических средств, безопасность труда и др.. Специализированные подразделения, которые заняты этими и другими специальными вопросами, являются функциональными / например, производственно-технический отдел, отдел главного механика и др. /. Руководителей таких подразделений называют функциональными. Они могут и должны влиять на работу производства не непосредственно, а только через линейных руководителей. Роль функциональных подразделений и их руководителей очень велика в деле технического прогресса, технологической дисциплины, повышения эффективности работы производства. Функциональные руководители в то же время для работников своих подразделений являются линейными. Функциональные они в структуре всей организации объекта, предприятия. Поэтому с некоторой долей условности можно считать любого руководителя линейным. Отсюда все требования к любому руководителю практически одинаковы. За исключением того, что линейные - прежде всего организаторы, а функциональные - технологи, которые в первую очередь должны быть весьма высококвалифицированными специалистами.

Современные принципы управления. Остановимся на трех, которые представляются наиболее важными:

1) Государственный подход к задачам организации и управления производством;

2) Системность управления, т.е. комплексный подход к решению организационных и управленческих проблем;

3) Оптимизационный подход, т.е. стремление к количественной интерпретации любых сложных проблем и поиск оптимальных решений.

1) Государственный подход вовсе не означает государственную принадлежность всех управляемых объектов и производств. При социализме государственный подход обеспечивался прежде всего единой системой государственного планирования. В настоящее время такой системы не существует. Тем не менее, некоторые отрасли промышленности, в том числе и горнодобывающая, как нам кажется, должны быть под контролем государства. Идеальный случай, когда руководители всех звеньев соблюдают интересы государства. Однако надеяться на это, при том, что главным стимулом является прибыль, трудно. Значит государство должно защищать свои интересы системой льгот, дотаций, налогов, штрафных санкций. Но, с другой стороны, и все руководители обязаны руководствоваться независимо от системы стимулирования в первую очередь интересами государства.

2) Системность предполагает, что любой объект управления представляет собой систему, все особенности функционирования которой должны быть учтены при руководстве. Этот подход базируется прежде всего на знании обстановки и существа вопроса. Например, все решения должны приниматься с учетом достижений научно-технического прогресса и на их основе. Сюда же относится учет всех последствий принятого решения не только для работы самого объекта но и для всех связанных с ним параллельных и вспомогательных производств (например, для обогащения, транспортных перевозок, металлургической обработки и т.д.).

3) Оптимизационный подход базируется прежде всего на исчерпывающем информационном обеспечении. Классический пример - представление решаемой проблемы в виде экономико-математической модели, выбор критерия оптимальности и определение варианта, обеспечивающего наиболее эффективное решение. В настоящее время практически любой процесс может быть смоделирован и на основе полученной модели можно не только выбрать наиболее эффективный в настоящее время вариант, но и оценить в перспективе последствия каждого решения. Структура управления горнодобывающей промышленностью вообще и разработкой россыпных месторождений в частности подразумевает в первую очередь управление основным звеном производства - предприятием и объектом горных работ. В горнодобывающей промышленности чаще всего горный объект и является предприятием - например шахта, карьер. Однако при разработке россыпных месторождений обычно эти понятия разделяются. На одном предприятии (прииске) могут одновременно работать до нескольких десятков добычных объектов - небольших шахт, драг, разрезов. Поэтому в данном случае основное звено управления - добычной объект.

Под понятием добычной объект будем понимать производственную единицу, производящую работы по единой технологии, единым комплексом механизмов, работающую по отдельному самостоятельному рабочему проекту. Руководство работой таких объектов осуществляется представителями горного надзора - горными мастерами и начальниками объектов. Обычно дневная смена проходит под руководством начальника объекта, ночная - под руководством горного мастера. Однако это не обязательное распределение, может быть и обратное.

Хотя горные мастера и начальники объектов относятся к младшему звену управления, тем не менее их роль в организации работы основного звена производства огромна. Учитывая особенности разработки россыпных месторождений (большое количество одновременно работающих добычных объектов, их разбросанность на большой территории, изменчивость условий работы, разнообразие одновременно используемой технологии), представителям горного надзора приходится часто принимать самостоятельные решения там, где в других условиях на помощь могли бы прийти руководитель участка и функциональные службы предприятия.

Различают методы и стили руководства.

Под методом понимают совокупность операций (приемов) руководства. Стилем является особенность руководства, присущая индивидуально отдельным руководителям. Более подробно о стилях и методах будет сказано в дальнейшем.

В недавнем прошлом как образец приводился так называемый “ленинский” стиль руководства.

Поскольку никогда не следует отказываться от своего прошлого и надо заимствовать из него все полезное, кратко рассмотрим черты, присущие этому стилю и попытаемся установить их приемлемость и целесообразность в настоящее время.

Основными чертами такого стиля являются: демократический централизм в управлении хозяйством; единство политического и хозяйственного руководства; планомерность развития народного хозяйства; единоначалие и участие широких слоев народа в управлении; материальное и моральное стимулирование труда; учет и контроль производства и распределения.

Принцип демократического централизма предусматривал прежде всего централизованное государственное управление производством. При различных формах собственности на средства и орудия производства этот принцип главным быть не может. Однако для тех отраслей хозяйства, которые остаются в ведении государства, централизованное управление необходимо. В своем первоначальном значении принцип демократического централизма предусматривал также максимальную инициативу каждого отдельного предприятия. Однако эта часть принципа была фактически задавлена централизованным управлением и практические возможности для такой инициативы были весьма ограничены, что и явилось одним из основных недостатков административно-командной системы управления. Совершенно очевидно, что одним из принципов руководства и должна быть максимальная инициатива на местах.

Единство политического и хозяйственного руководства - принцип, который не может существовать в условиях многопартийности и различных форм собственности. Однако должны быть выработаны новые принципы, которые не дадут возможности развивать производства, ненужные государству или невыгодные, а то и вредные для его интересов.

Планомерность развития хозяйства, имея определенные положительные стороны, в конечном итоге превратилась в главный тормоз на пути развития производства, поскольку планировалось даже то, что этого и не требовало. Отсюда - огромный бюрократический аппарат, сложность решения любых производственных вопросов, подавление всяческой инициативы на местах, огромные трудности на пути научно-технического прогресса. Но с другой стороны определенная планомерность в развитии многих отраслей хозяйства должна существовать, что признано и осуществляется на практике даже в капиталистическом хозяйстве наиболее развитых стран. Очевидно, нужна не система жесткого всеобщего планирования, а гибкая государственная политика регулирования, которая системой дотаций, налогов и даже штрафов способствовала бы развитию нужных производств. Поэтому отказываться в полной мере от данного принципа вряд ли целесообразно.

Единоначалие и участие трудящихся в управлении производством. Отказываться от этого принципа, как нам кажется, нельзя. Без единоначалия руководство беспомощно, а участие в нем людей в первую очередь обеспечивает их заинтересованность в развитии и совершенствовании производства, что совершенно необходимо.

Материальное и моральное стимулирование - принцип, не вызывающий сомнений. В значительной мере застойные явления в промышленности являются результатом грубых нарушений этого принципа в практике управления производством. При этом в настоящее время некоторые специалисты склонны делать упор только на экономическое стимулирование, хотя опыт показывает, что во многих случаях моральное имеет не меньшее значение. Кстати, буржуазные экономисты это давно уже поняли и системы управления, разработанные ими, учитывают данный фактор.

Контроль производства и потребления. Конечно, известный контроль необходим, иначе хозяйству страны не избежать кризисов. Однако этот принцип может быть ведущим только для предприятий, на которые сохраняется собственность государства. Вместе с тем, как уже было сказано, государство должно иметь в своих руках рычаги, пользуясь которыми оно могло бы оказывать влияние на все отрасли промышленности в стране.

Таким образом, только один принцип - принцип единства политического и хозяйственного руководства должен быть полностью отброшен. Все остальные, конечно, с некоторыми поправками и ограничениями могут быть использованы в управлении производством при любой социальной системе и при разных формах собственности.

В настоящее время принято безоглядно ругать административно-командную систему руководства, считая ее основным виновником всех застойных явлений в промышленности. Действительно, подобная система может быть действенной только в каких-то особых условиях - например, во время войны, при восстановлении разрушенного хозяйства, при необходимости организации новых производств, т.е. в тех условиях, с которыми сталкивался СССР практически все время своего существования. В нормальных условиях она только тормозит развитие. Однако из этого правильного в целом положения часто делаются выводы, с которыми согласится нельзя. В частности, иногда упоминают о том, что такая система не в состоянии дать действительно крупных организаторов и руководителей производства, поскольку их инициатива полностью должна быть направлена только на выполнение директив вышестоящих организаций и плановых заданий. При этом забывается, что такое выполнение часто происходило в условиях недостаточности трудовых и материальных ресурсов, плохого снабжения, слабых энергетических возможностях и т.д.. Поэтому работа руководителей часто была очень сложной и позволила появиться целому ряду выдающихся организаторов производства. Можно назвать много фамилий - Завенягин, Лихачев, Королев и очень многих других, менее известных руководителей. Но вместе с тем, действительно, эта система часто ставила сильных руководителей в тупик, ломала их. Этот процесс, например, убедительно показан в романе А. Бека “Новое назначение”, который полезно прочитать всем, кто в перспективе видит себя руководителем.

 

Системы управления

Некоторые сведения о существующих системах управления производством.

В развитых капиталистических странах накоплен богатый опыт управления производством. Можно выделить основные положения этого опыта:

1. Быстрое и систематическое обновление техники и технологии производства.

2. Изменение номенклатуры и качества производимых товаров на основе требований научно-технического прогресса и спроса.

3. Постоянная необходимость в проведении научных исследований, поскольку без этого невозможно систематически модернизировать производство. При этом производство становится как бы технологическим применением науки.

4. Всестороннее использование всех человеческих возможностей, не только физических и умственных, но и психологических, личностных - работника стараются поставить в такие условия, при которых он отождествлял бы свои цели и интересы с интересами корпорации (предпринимателя) за счет стимулирования, психологического воздействия, давления и др..

5. Всесторонний учет требований рынка, в том числе мирового, гибкое приспособление производства и торговли к потребностям потребителя (иногда даже предвосхищая эти потребности на основе исследований).

6. Упор на высокое качество товаров и услуг.

Это стратегическое направление управления производством.

Можно ли в наших условиях руководствоваться подобными направлениями? Конечно можно. Эти направления не противоречат никакой идеологии. Нелишне вспомнить, что капиталистическая экономика при выборе систем управления немало позаимствовала из нашей бывшей системы - это, прежде всего, элементы планирования, затем отказ от чистого принуждения работающих. Мы оказались гораздо инертнее и не смогли заимствовать у капиталистического производства очень ценный опыт управления. Сегодня же, как всегда, хотим ориентироваться только на него, полностью игнорируя свой собственный опыт, сложившиеся традиции и кадры, что тоже недопустимо.

В свое время в капиталистической практике был создан ряд теорий управления, начиная с теории Тейлора - конвейеризации. В этой теории основное – конвейер (поточность), рабочий рассматривался как придаток к нему, механический исполнитель. Стимул - только деньги. Теория существовала довольно долго, пока сравнительно недавно не выявилась ее несостоятельность в современных условиях.

Появился ряд промежуточных теорий, например, теория “человеческих отношений”. При этом человек рассматривается как личность, проводились исследования для выявления факторов, влияющих на производительность его труда. Но цель при этом оставалась прежней - выжать из человека как можно больше. Сегодня теоретики рассматривают капиталистическую организацию производства как некую целостность, элементами которой являются и предприниматель, и рабочий - теория “гуманизации труда”. Стимулирование творческих сил рабочих при этом должно происходить за счет “единства интересов”. Внимание к персоналу в этом случае - одно из основных условий управления (тоже не без влияния Советского Союза). Конечно, можно сказать, что все это происходит в целях “выжимания” прибыли и т.д.. Но результат налицо и нельзя ни отмахиваться от этого опыта, ни полностью шарахаться в его сторону, забыв о всем том, что накопили сами.

Оформление документов и деловой корреспонденции

Эта занятие играет большую роль в работе руководителя среднего и высшего рангов. При этом - чем выше ранг, тем большее количество документации приходится читать, анализировать и составлять руководителю. Хронометраж, проведенный в 1989 г. показал, что у руководителей среднего звена (на уровне директора прииска) на составление документов уходит 13%, а на их чтение - 10% всего рабочего времени. Т.е. почти четвертая часть всего рабочего дня. Рост количества документов, с которыми приходится иметь дело руководителям высоких рангов, связан с увеличением количества и сложности решаемых вопросов, растет также количество смежных ведомств и организаций, чьи интересы затрагиваются решениями, возрастает необходимость получения соответствующей информации и ознакомления с нею. Поэтому не случайно поставлен вопрос об автоматизации рабочего места руководителя (АРМ), которая в первую очередь предусматривает поиск и выдачу необходимой информации. Принято считать, что надо сокращать количество документов. Это, безусловно, желательно. Но станет реальным только в том случае, когда появится возможность быстро и надежно получать необходимую информации. Практика приучила руководителей к тому, что любой вопрос начинается с составления соответствующего документа. Однако это отпадает тогда, когда по многим вопросам достаточно будет устной договоренности, а слово руководителя будет надежнее документа. Пока же соответствующая бумага в большинстве случаев необходима, поскольку она закрепляет персональную ответственность и за постановку вопроса и за его решение. Тем не менее, обходиться без бумаги там, где только это возможно - совершенно необходимо. Но остаются документы, без которых в ближайшем будущем обойтись невозможно и к таким документам необходимо самое серьезное и ответственное отношение. Это, прежде всего - проектная документация, которая регламентирует технологию и организацию работ на любом уровне. Она должна быть разработана с такой степенью детальности, чтобы каждый бригадир или прораб, не имеющий даже специального образования, мог в ней разобраться и чтобы она для него была руководством к действию. Особое внимание следует уделять правильности документации, создающейся во изменениепроекта. К сожалению, это не всегда делается, а именно на этот случай никак не могут распространяться требования об упрощении и сокращении количества бумаг. Второй вид документов, без которых вряд ли можно обойтись - отчеты о выполненной работе и ее анализ. В этом случае требование одно - не должно быть лишней отчетности - только самая необходимая. Третий вид - документы, в которых фиксируется решение каких-либо принципиальных вопросов и устанавливается персональная ответственность за его реализацию. Подобными документами могут быть приказы, распоряжения, отдельные докладные, письма и т.д.. Здесь тоже необходимо следить за тем, чтобы количество таких документов было не слишком велико. Среди руководителей есть любители каждый пустяк оформлять приказом. Естественно, что при этом теряется и уважение, и внимание к подобным документам. Для руководителей среднего и старшего звена большое значение имеют документы, относящиеся к переписке с другими организациями и ведомствами (письма, договоры, взаимные обязательства и т.д.). Для руководителей низшего звена очень важны оперативные документы и, прежде всего, наряд-задания.

Кроме того, особое внимание должно быть уделено документации по оформлению несчастных случаев и аварий на производстве. Расследование несчастных случаев, как правило, производится специалистами предприятия, а акт о несчастном случае оформляется на месте.

Все документы, с которыми имеет дело руководитель, могут быть условно разделены на две группы - формализованные и свободные. Формализованными (такими, форма изложения существа которых четко определена) являются проекты, приказы, наряды-задания, акты о несчастных случаях, хозяйственные договора и т.д.. Свободными (неформализованными) - письма, докладные, анализы. Однако и для них могут быть разработаны соответствующие формы. Делается это для того, чтобы не тратить лишнего времени на чтение и быстро определять необходимость и порядок дальнейшего прохождения данного документа. Поэтому нельзя смотреть на требования унификации, казалось бы, неформализированных документов, как что-то излишнее.

Таким образом - работа с документами необходимая часть общей работы руководителя. Раз так, то все документы следует составлять исходя из общих требований. А именно: четкость и грамотность изложения, ясность поставленных вопросов, краткость. В документах не должно быть ничего лишнего, никаких эмоций, только факты и конкретные выводы и предложения. Поэтому составление служебных бумаг - своего рода искусство, которое постигается с опытом работы. Руководитель, читая какой-либо документ, должен сразу понять, откуда он и каково его содержание, а не дотошно читать и перечитывать запутанный манускрипт, пытаясь понять вопрос, который в нем поднят. Поэтому, указанные выше требования к любым документам не выдумка, а насущная необходимость. Из сказанного можно сделать два основных вывода: количество документов вообще должно быть минимальным, а сами документы четкими и краткими.

6.1.1. Ежедневная работа руководителя с документами

Целесообразно рабочий день начинать со знакомства с новыми документами (конечно, после того, как будут решены неотложные оперативные вопросы). Прежде всего, руководитель просматривает все документы, решая при этом, с какими он должен подробно ознакомиться сам, а какие немедленно передать своим помощникам на исполнение. Кроме того, он решает вопрос о срочности исполнения. Некоторые документы могут быть рассмотрены при наличии свободного времени. Их можно отложить. Все документы читать руководителю нет необходимости. Если у руководителя хороший секретарь, то многие бумаги могут даже не доходить до руководителя.

Секретарь сам распределит их по исполнителям.

Что дает руководителю знакомство с документами:

- новую информацию,

- оценку ситуации не только на своем предприятии, но и в отрасли,

- директивные указания вышестоящих руководителей,

- изменения в существующем законодательстве и т.д..

Поэтому работа с документами обязательна для руководителя. Однако уделять ей следует не более 10% рабочего времени (на уровне директора прииска).

Следует понимать, что требования относительно сокращения бумаг совершенно правильны. Однако некоторое количество бумаг неизбежно останется и с такими бумагами следует серьезно работать. В приказе, как ни в какой другой деловой бумаге, должно быть кратко и четко изложено существо дела, конкретно сказано, что надо делать, установлены сроки и ответственные исполнители. Приказы фиксируют наиболее существенные производственные и хозяйственные ситуации, дают возможность детальной проверки, фиксируют взыскания и поощрения.

Рекомендуемая форма деловой корреспонденции

1 - кому, 2 - от кого, 3 - краткое существо вопроса (например, "о выделении средств", "о наложении взыскания" и т.д.).

4 - коротко и четко существо вопроса - обоснование и точная формулировка.

Подпись. Дата

Пример:

Директору прииска т..... …….......

от

начальника участка.….……....

ДОКЛАДНАЯ

Содержание: о причинах невыполнения

плана за... по участку.......

В ночь на..... промывочная установка ПГБ-1000 №... простояла...... часов из-за выхода из строя электромотора бочечного привода; электромотор сгорел, так как по недосмотру электрика участка был небрежно защищен от попадания воды. Во время поисков и замены мотора ушел бульдозерист, который появился на рабочем месте только к концу смены. Прощу вас дать указание бухгалтерии в частичное возмещение убытки произвести начет на электрика участка в размере месячного оклада, а главному энергетику прииска ….. обеспечить участок моторами в водозащитном исполнении. Горному мастеру...... указано на его недостаточную требовательность к подчиненным, а бульдозерист …. от работы отстранен и направлен в ремонтную бригаду.

 

 

ПРИКАЗ №..

Директора прииска …...... от.…....

Содержание: о мерах по обеспечению своевременной

подготовки песков на полигоне №..... участка...........

На полигоне.... участка....... из-за плохой организации подготовки были задержаны взрывные работы, что может привести к невыполнению задания по подготовке песков в целом по участку. Непосредственная вина за задержку ложится на группу снабжения (.......), которая не обеспечила своевременный завоз на участок аммиачной селитры. Начальник участка не принял мер для обеспечения завоза, не сообщив о задержке руководству прииска. Кроме того, из-за слабого контроля со стороны механика участка был задержан ремонт зарядной машины УЗА.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Зам. директора......... совместно с начальником БВР и группой снабжения не позже...... обеспечить доставку аммиачной селитры на участок, дать предложения о наказании виновных. Исполнение доложить.

2. Главному механику.….... взять под личный контроль ремонт машины УЗА, обеспечив его окончание в течение двух суток.

3. Главному инженеру.….... совместно с начальником участка ….. откорректировать график подготовки песков по участку в соответствии с фактической ситуацией.

4. Начальнику участка …...... обеспечить окончание всех работ по подготовке песков в установленные скорректированным графиком сроки.

5. 3а неприятие своевременных мер по выполнению графика вскрышных работ начальнику участка …..... поставить на вид.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на диспетчерскую группу.

 

Директор (подпись)

 

Авторитет руководителя

Существует такое понятие - авторитет руководителя. Попробуем в нем разобраться и показать, какими методами он завоевывается и как может быть потерян. Понятие авторитет - общепризнанное неформальное влияние лица или организации, основанное на энергии, нравственных достоинствах, опыте (от латинского "власть"). Значение авторитета признается всеми идеологиями, кроме анархистов. Иногда под авторитетом понимают принадлежность к определенным слоям общества (элите). Такое понимание, конечно, ошибочно. Без настоящего авторитета нет и не может быть хорошего руководителя. Отсутствие или недостаточность авторитета у руководителя вызывает такие сложности в управлении коллективом, что руководитель фактически перестает им быть. И, наоборот, руководитель, пользующийся авторитетом, сможет решать самые сложные задачи в коллективе. Наиболее высокий авторитет достигается в том случае, когда руководитель в полной мере содействует реализации воли коллектива.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.079 с.)