Анализ, как комплексный метод познания. Индукция и дедукция. Другие методы применяемые в анализе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ, как комплексный метод познания. Индукция и дедукция. Другие методы применяемые в анализе.



Синтез. Наиболее близко к анализу расположен синтез-явление обратное анализу. Сам термин происходит от греч "syntesis" что дословно означает "соединяю". Благодаря ему все ранее изученные элементы соединяются в единую конструкцию и только вместе анализ и синтез обеспечивают разностороннее представление о предмете и по сути являются 2мя методами одного комплексного подхода.

Индукция и дедукция. В связи с вышесказанным различают 2 метода или 2 подхода к проведению анализа: индуктивный и дедуктивный.

Индуктивный метод (метод логической индукции) заключается в том, что исследование ведется от малого к большему, от частного к общему, от причин к следствию.

Дедуктивный метод (метод логической дедукции) - это метод при котором исследование ведется в другую сторону, т.е. как бы вглубь изучаемого процесса - от большого к малому, от большего к частному и от результата к причинам.

Проводя исследования дедуктивным методом аналитик делает предварительные или промежуточные выводы, а проводя исследование индуктивным методом – окончательные. Умение правильно строить предварительные, а затем окончательные выводы является важнейшей задачей анализа.

Др. методы, применяемые в анализе.

Кроме основных категорий анализа, а именно самого анализа и синтеза, выделяют и другие методы нашедшие широкое применение в анализе, а именно:

Детализация - это выделение из целого составных частей и элементов.

Систематизация - построение стройной модели из выделенных частей и элементов.

Обобщение - является очень ответственным моментом, при обобщении необходимо из множества изученных фактов отделить типичное от случайного, главное от второстепенного, выделить основное и сделать окончательный вывод.

Экстраполяция - это предвидение событий на основе уже изученных фактов и ранее выявленных фактов (дар научного предвидения), здесь рассуждения строятся на основе логики.

Сравнение - это наиболее распространенный метод, применяемый в анализе, при котором производиться сверка частей и элементов между собой с целью выявления аналогий или различий между ними (все познается в сравнении)

Аналогия - это выявление соответствий, сходств, родственных черт между анализируемыми элементами.

Ассоциативный метод – построен на тех же принципах что и аналогии и сравнения.

Табулирование - это построение и заполнение таблиц(табуляграмм)

Элиминирование - это метод, который позволяет выявить и измерить влияние отдельно взятых факторов (элементов) на величину результирующего показателя путем устранения влияния других факторов на величину этого же результирующего показателя. Одним из примеров этого метода является метод цепных подстановок, а разновидностями является метод абсолютных и относительных разниц.

Моделирование - при этом подходе разрабатываются различного рода модели, представляющие собой либо формализованную запись (математическую модель) либо действующею динамическую модель. Здесь так же широко применяются методы экономико-математического моделирования, программирования, теории игр и сценария (ролевые и деловые игры)

Группировка (метод последующих группировок)- это неотъемлемый прием, используемый в анализе, который применяют тогда, когда хотят упростить уже имеющееся математическое выражение.

 

Некоторые особенности проведения анализа в банке. Виды банковского анализа.

Известно достаточно много видов анализа, проводимых в КБ. Так, по периодичности проведения анализа банковского баланса он м.б. классифицирован как:

-ежедневный, еженедельный, декадный, месячный, квартальный, полугодовой, годовой.

В зависимости от спектра изучаемых вопросов различают анализ полный, сплошной или развернутый (все это одно и то же), а так же тематический и выборочный. Так при полном анализе используется вся система имеющейся информации, тогда как при тематическом или выборочном используется весьма ограниченный объем необходимой информации. Если при полном анализе изучению подвергаются все стороны деятельности КБ, то при тематическом анализе рассматривается достаточно узкий круг вопросов связанных с деят. банка:.

-анализ банковской ликвидности

- доходности

-степень использования банком рисковых операций

- анализ структуры А и П банка

- анализ структуры кредитного и инвестиционного портфелей и многое другое.

Тематический анализ м.б. операционным (операционно-стоимостным), критериальным (коэффициентным) анализом фин.результатов и т.д.

По времени проводимых исследований различают так же предварительный, контрольно-оперативный, итоговый и прогнозный анализы. Здесь основным критерием при их проведении выступает время в течении которого он проводиться.

Предварительный анализ предполагает подготовительную работу по проведению всех вышеназванных видов анализа, а именно контрольно-оперативного, итогового и прогнозного.

В свою очередь к контрольно-оперативному анализу прибегают в ходе текущей работы банка,н-р, с целью оценки соблюдения им нормативных требований и принятию срочных мер по устранению их несоблюдения.

Итоговый анализ используют при подведении итогов работы банка за анализируемый период(н-р, год) и выявлению резервов(н-р, повышение его доходности).

Прогнозный анализ осуществляется с целью прогнозирования ожидаемых результатов в предстоящем периоде и определение дальнейших направлений деятельности банка.

 

Метод последующих группировок на балансовом равенстве.

Примером экономико-математической модели с последующей группировкой данных может служить следующая запись бух. баланса:

ВА+ТА(ОА)=УК(УФ)+НП+ЗДК+ТП(ТО)

В левой части равенства сгруппированы активы предприятия.

ВА -внеоборотные активы или основные фонды предприятия, к которым относят здания сооружения, земельные участки, транспортные средства, вычислительные машины и прочее дорогостоящее оборудование. Иногда ВА называют капитальными активами, а так же основным, долгосрочным или постоянным капиталом.

ТА (ОА) - текущие активы или оборотные средства предприятия, к которым относят: сырье, энергию, расх. материалы, запчасти, готовая продукция, деньги. ТА так же называют мобильными или оборотными активами, а так же оборотным или работающим капиталом.

ТА совместно с ВА образуют совокупные активы предприятия: (ВА+ТА)= ∑А.

В правой части балансового равенства расписаны пассивы.

УК (УФ) -это уставный капитал или уставный фонд предприятия - основной источник собственных средств(ИСС), образуемый на начальной стадии формирования предприятия и используемый им для формирования основного и оборотного капиталов (в нашем случае внеоборотных и текущих активов). Главное требование к УК-это его достаточность, обеспечивающая предприятию относительную независимость(автономию), главным образом от заемных источником финансирования (ЗИФ). Под внеш заемными источниками понимается заемные средства, заемный капитал.

НП -накопленная, нераспределенная прибыль предприятия прошлых лет и нынешнего года. Если ЧП «не продается» и не идет на пополнение различного рода фондов, то накапливаясь, определенным образом она отражается в структуре капитала данного банка.

УК и НП совместно образуют такое понятие как собственные средства предприятия (СС) или величину собственного капитала предприятия (СК).

УК(УФ)+НП=СС(СК)

ЗДК - заемный долгосрочный капитал к которому относят долгосрочные кредиты и займы.

ТП (ТО)-текущие пассивы(текущие обязательства) предприятия, под которыми понимаются краткосрочные кредиты и займы.

Таким образом ЗДК и ТП(ТО) образуют совокупные обязательства предприятия или совокупный заемный капитал:

ЗДК+ТП(ТО)= ∑.ЗК

таким образом, используя метод последующих группировок мы получаем следующее окончательное равенство:

∑.А=СС(СК)+ ∑ЗК = ∑П

 

Пример проведения экспресс-анализа на предприятии.

Примером табулирования, т.е. построение таблиц с последующим занесением в них данных, может служить методика проведения экспресс-анализа бух. баланса на предприятии, иногда такой метод занесения бух. отчетности в таблицу называется балансовым методом. Если бух. баланс рассматривать не целиком (постатейно), а достаточно укреплено, то такой баланс будет называться аналитическим, а сам подход будет иметь название экспресс-анализа: (таблица)

Если анализ проводиться сверху вниз, то такой анализ называется вертикальным или структурным, по-скольку при этом производиться анализ структуры как левой, так и правой части баланса. А если анализ проводиться слева на право, то такой анализ называется горизонтальным или сравнительным. При этом происходит постатейная сверка левой и правой части баланса, а сверка итоговых показателей между собой.

Проведенный экспресс-анализ аналитического баланса показал, что поскольку активы по итогу равны пассивам, то в этой части баланс сходится, а это значит что он ликвиден.

Ликвидность баланса - это способность активов(активной части баланса) в полной мере и в установленные сроки покрывать обязательства по пассиву (пассивной части баланса) путем своевременного превращения статей актива в денежные средства.

6.1. Виды проводимого на предприятии анализа.

В практической деятельности при проведении АХД и ФА на предприятии используют и другие виды анализа:

-развернутый и экспресс-анализ

-сплошной и выборочный анализ

-внутренний и внешний

-вертикальный (структурный) и горизонтальный (сравнительный)

-комплексный и тематический

-отраслевой и межотраслевой

-трендовый и пространственный

-функционально-стоимостной и маржинальный (предельный)

-балансовый и индексный

-ретроспективный и перспективный

-факторный и анализ относительных показателей (коэффициентный)

 

 

Метод экспертных оценок.

В тех случаях, когда существуют затруднения в получении объективной оценки по существу анализируемой проблемы, используют метод, получивший название "МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК"

В этом случае полагаются на опыт и мнение наиболее авторитетных экспертов - профессионалов в данной области. Этот метод нашел широкое применение при выведении различного рода рейтингов, в т.ч и банковских.

Различают коллективные и индивидуальные экспертные оценки. Коллективные в свою очередь подразделяются на:

1)метод прямой мозговой атаки(мозговой штурм);

2)метод "Дельфи"

Первый метод основан на том, что среди большого числа мнений, высказанных многими экспертами по существу анализируемой проблемы есть несколько хороших, при этом опрос экспертов проводится на общем заседании "за круглым столом" с соблюдением след. правил:

1. вводится жесткое ограничение по времени на высказывание каждым экспертом своего мнения, общая продолжительность заседания не более 45 минут, а длительность обдумывания и высказывания экспертом своего мнения не более 1-2 минут;

2. необходима четкая формулировка по существу анализируемой проблемы;

3.недопустима какая-либо критика чужого мнения.

Разновидностью метода "прямой мозговой атаки" явл. метод получивший название "мозговой штурм", при этом одна группа экспертов выдвигает проблему, а другая её анализирует.

Второй метод(метод №"Дельфи") назван так в честь Дельфийского оракула из мифов Древней Греции, который якобы предсказывал будущее.

Суть метода состоит в том, что опрос экспертов в кол-ве 10-15 человек проводится анонимно в письменном виде, после заполнения анкет - письменного ответа на поставленный вопрос, собранная таким образом информация обобщается и доводится до каждого эксперта.

После ознакомления с мнением других экспертов проводится очередной этап: эксперты вновь отвечают на поставленный вопрос с учетом полученной инф-ии после чего отбираются лучшие ответы, а наименее удачные отсеиваются. Такого рода этапы проводятся до тех пор пока на руках у экспертов останется один наиболее удачный и правильный ответ по существу анализируемой проблемы. Тем самым эксперты как бы приходят к единому мнению, поскольку считается что таким образом происходит сближение существующих точек зрения

Этот метод был впервые разработан американской консалтинговой фирмой Rand Corporation в 60-годы 20-го столетия, а свое название получил в честь Дельфийского оракула, предсказания которого готовилось группой жрецов.

 

Фокус - группы

Иногда банки прибегают к оценке мнений о самих себе, получая их от своих клиентов. Для этого банки периодически проводят конференции по отдельным вопросам - тематические конференции, круглые столы, деловые ланчи с участием менеджеров всех уровней, приглашенных гостей из администрации города и правительства, депутатов, представителей бизнес - элиты и клиентов банка. Развитие таких форм общения позволяет банку наилучшим образом формировать общественное мнение о себе, укрепить свою репутацию и деловой имидж. Для этого из участников формируют рабочие или так называемые фокус - группы. В такие группы обычно входят от 8 до 10 клиентов банка, несколько специалистов и приглашенных гостей. В процессе таких дискуссий выясняются пожелания клиентов, насущные проблемы, а при обсуждении сложных вопросов заслушиваются эксперты банка, которые могут провести экспресс-обзор или экспресс-анализ обсуждаемой проблемы. Если же банк предлагает клиентам новый вид услуг, то в этом случае он организовывает так называемую презентацию своего нового банковского продукта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.023 с.)