Введение в теоретические основы анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в теоретические основы анализа.



Введение в теоретические основы анализа.

"Уже раскалывание ореха есть начало анализа" Энгельс

Глубокое изучение явлений природы и социально-экономических аспектов жизни общества не возможно без применения анализа, поскольку он выступает как инструмент человеческого мышления и познания окружающего мира.

Сам термин происходит от греч. analysis что буквально означает - разделяю, расчленяю. Таким образом, в узком смысле - это мысленное расчленение события, явления или процесса на составные части на элементы с целью их последующего детального изучения. Такое расчленение позволяет глубже заглянуть в суть исследуемого предмета, понять его внутреннюю структуру (организацию), определить роль каждого элемента и определить их совокупное и пофакторное влияние на явление или предмет в целом. В качестве иллюстрации факторного анализа можно привести следующее формализованное выражение: Y=f(x1,x2,x3...xn), где Y- функция или результирующий показатель, а сама модель -называется функциональной, факторной, детерминированной, или жестко детерминированной.

Фактор - наиболее значимый элемент, оказывающий непосредственное влияние на конечный результирующий показатель Y.

Между элементами и результирующим показателем существует зависимость которую можно изобразить в виде любого математического уравнения: Y=x1/x2 (прямая/обратная).

В свою очередь, сами аргументы могут выполнять роль самостоят подфункций. Так например,в процессе анализа выяснилось, что аргумент x1 –сам явл подфункцией сост из элементов x3 и x4, при этом x3 находиться в прямой зависимости к результирующему показателю, а x4 в обратной. Т.о. верно след. мат. выражение: x1=x3/x4.

Аргумент x2, также явл самост подфункцией состоящей уже из 3 элементов. x5, x6, x7 (x2=f(x5,x6,x7)). При чем с аргументами x5 и x6 –результирующий показат наход в прямой зависимости, а с x7 –в обратной. При этом аргументы x5 и x6 взаимно и многократно усиливают свое влияние на результир показат x2. x2=x5+x6/x7.

Если продолжать анализ и дальше то мы должны будем разобрать из скольких элементов состоят факторы x4, x5... xn

Пример: x3=x5-x6 / x7

В свою очередь элемент х3 является самостоятельной подфункцией состоящей из 3 элементов х5,х6,х7 (х3=f(x5,x6,x7) При чем с элементами х5 и х6 результирующий показатель нах. в прямой зависимости, а с х7 в обратной. При этом элемент х6 взаимно уменьшает влияние х5, т.е. след. выражение х3 верно.

Т.о. под анализом понимается некий способ познания окружающего нас мира, основанный на расчленении целого на составные элементы, с целью их последующего детального изучения во всем многообразии связей и взаимозависимостей. В более широком смысле под анализом понимают и др. методы и способы познания.

 

Анализ, как комплексный метод познания. Индукция и Дедукция. Другие методы применяемые в анализе.

Синтез. Наиболее близко к анализу расположен синтез-явление обратное анализу. Сам термин происходит от греч "syntesis" что дословно означает "соединяю". Благодаря ему все ранее изученные элементы соединяются в единую конструкцию и только вместе анализ и синтез обеспечивают разностороннее представление о предмете и по сути являются 2мя методами одного комплексного подхода.

Индукция и дедукция. В связи с вышесказанным различают 2 метода или 2 подхода к проведению анализа: индуктивный и дедуктивный.

Индуктивный метод (метод логической индукции) заключается в том, что исследование ведется от малого к большему, от частного к общему, от причин к следствию.

Дедуктивный метод (метод логической дедукции) - это метод при котором исследование ведется в другую сторону, т.е. как бы вглубь изучаемого процесса - от большого к малому, от большего к частному и от результата к причинам.

Проводя исследования дедуктивным методом аналитик делает предварительные или промежуточные выводы, а проводя исследование индуктивным методом – окончательные. Умение правильно строить предварительные, а затем окончательные выводы является важнейшей задачей анализа.

Др. методы, применяемые в анализе.

Кроме основных категорий анализа, а именно самого анализа и синтеза, выделяют и другие методы нашедшие широкое применение в анализе, а именно:

Детализация - это выделение из целого составных частей и элементов.

Систематизация - построение стройной модели из выделенных частей и элементов.

Обобщение - является очень ответственным моментом, при обобщении необходимо из множества изученных фактов отделить типичное от случайного, главное от второстепенного, выделить основное и сделать окончательный вывод.

Экстраполяция - это предвидение событий на основе уже изученных фактов и ранее выявленных фактов (дар научного предвидения), здесь рассуждения строятся на основе логики.

Сравнение - это наиболее распространенный метод, применяемый в анализе, при котором производиться сверка частей и элементов между собой с целью выявления аналогий или различий между ними (все познается в сравнении)

Аналогия - это выявление соответствий, сходств, родственных черт между анализируемыми элементами.

Ассоциативный метод – построен на тех же принципах что и аналогии и сравнения.

Табулирование - это построение и заполнение таблиц(табуляграмм)

Элиминирование - это метод, который позволяет выявить и измерить влияние отдельно взятых факторов (элементов) на величину результирующего показателя путем устранения влияния других факторов на величину этого же результирующего показателя. Одним из примеров этого метода является метод цепных подстановок, а разновидностями является метод абсолютных и относительных разниц.

Моделирование - при этом подходе разрабатываются различного рода модели, представляющие собой либо формализованную запись (математическую модель) либо действующею динамическую модель. Здесь так же широко применяются методы экономико-математического моделирования, программирования, теории игр и сценария (ролевые и деловые игры)

Группировка (метод последующих группировок)- это неотъемлемый прием, используемый в анализе, который применяют тогда, когда хотят упростить уже имеющееся математическое выражение.

 

Пример проведения экспресс-анализа на предприятии.

Примером табулирования, т.е. построение таблиц с последующим занесением в них данных, может служить методика проведения экспресс-анализа бух. баланса на предприятии, иногда такой метод занесения бух. отчетности в таблицу называется балансовым методом. Если бух. баланс рассматривать не целиком (постатейно), а достаточно укреплено, то такой баланс будет называться аналитическим, а сам подход будет иметь название экспресс-анализа: (таблица)

Если анализ проводиться сверху вниз, то такой анализ называется вертикальным или структурным, по-скольку при этом производиться анализ структуры как левой, так и правой части баланса. А если анализ проводиться слева на право, то такой анализ называется горизонтальным или сравнительным. При этом происходит постатейная сверка левой и правой части баланса, а сверка итоговых показателей между собой.

Проведенный экспресс-анализ аналитического баланса показал, что поскольку активы по итогу равны пассивам, то в этой части баланс сходится, а это значит что он ликвиден.

Ликвидность баланса - это способность активов(активной части баланса) в полной мере и в установленные сроки покрывать обязательства по пассиву (пассивной части баланса) путем своевременного превращения статей актива в денежные средства.

6.1. Виды проводимого на предприятии анализа.

В практической деятельности при проведении АХД и ФА на предприятии используют и другие виды анализа:

-развернутый и экспресс-анализ

-сплошной и выборочный анализ

-внутренний и внешний

-вертикальный (структурный) и горизонтальный (сравнительный)

-комплексный и тематический

-отраслевой и межотраслевой

-трендовый и пространственный

-функционально-стоимостной и маржинальный (предельный)

-балансовый и индексный

-ретроспективный и перспективный

-факторный и анализ относительных показателей (коэффициентный)

 

 

Метод экспертных оценок.

В тех случаях, когда существуют затруднения в получении объективной оценки по существу анализируемой проблемы, используют метод, получивший название "МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК"

В этом случае полагаются на опыт и мнение наиболее авторитетных экспертов - профессионалов в данной области. Этот метод нашел широкое применение при выведении различного рода рейтингов, в т.ч и банковских.

Различают коллективные и индивидуальные экспертные оценки. Коллективные в свою очередь подразделяются на:

1)метод прямой мозговой атаки(мозговой штурм);

2)метод "Дельфи"

Первый метод основан на том, что среди большого числа мнений, высказанных многими экспертами по существу анализируемой проблемы есть несколько хороших, при этом опрос экспертов проводится на общем заседании "за круглым столом" с соблюдением след. правил:

1. вводится жесткое ограничение по времени на высказывание каждым экспертом своего мнения, общая продолжительность заседания не более 45 минут, а длительность обдумывания и высказывания экспертом своего мнения не более 1-2 минут;

2. необходима четкая формулировка по существу анализируемой проблемы;

3.недопустима какая-либо критика чужого мнения.

Разновидностью метода "прямой мозговой атаки" явл. метод получивший название "мозговой штурм", при этом одна группа экспертов выдвигает проблему, а другая её анализирует.

Второй метод(метод №"Дельфи") назван так в честь Дельфийского оракула из мифов Древней Греции, который якобы предсказывал будущее.

Суть метода состоит в том, что опрос экспертов в кол-ве 10-15 человек проводится анонимно в письменном виде, после заполнения анкет - письменного ответа на поставленный вопрос, собранная таким образом информация обобщается и доводится до каждого эксперта.

После ознакомления с мнением других экспертов проводится очередной этап: эксперты вновь отвечают на поставленный вопрос с учетом полученной инф-ии после чего отбираются лучшие ответы, а наименее удачные отсеиваются. Такого рода этапы проводятся до тех пор пока на руках у экспертов останется один наиболее удачный и правильный ответ по существу анализируемой проблемы. Тем самым эксперты как бы приходят к единому мнению, поскольку считается что таким образом происходит сближение существующих точек зрения

Этот метод был впервые разработан американской консалтинговой фирмой Rand Corporation в 60-годы 20-го столетия, а свое название получил в честь Дельфийского оракула, предсказания которого готовилось группой жрецов.

 

Фокус - группы

Иногда банки прибегают к оценке мнений о самих себе, получая их от своих клиентов. Для этого банки периодически проводят конференции по отдельным вопросам - тематические конференции, круглые столы, деловые ланчи с участием менеджеров всех уровней, приглашенных гостей из администрации города и правительства, депутатов, представителей бизнес - элиты и клиентов банка. Развитие таких форм общения позволяет банку наилучшим образом формировать общественное мнение о себе, укрепить свою репутацию и деловой имидж. Для этого из участников формируют рабочие или так называемые фокус - группы. В такие группы обычно входят от 8 до 10 клиентов банка, несколько специалистов и приглашенных гостей. В процессе таких дискуссий выясняются пожелания клиентов, насущные проблемы, а при обсуждении сложных вопросов заслушиваются эксперты банка, которые могут провести экспресс-обзор или экспресс-анализ обсуждаемой проблемы. Если же банк предлагает клиентам новый вид услуг, то в этом случае он организовывает так называемую презентацию своего нового банковского продукта.

 

Пример простейшего многоступенчатого факторного анализа.

Предположим, что нам дано след. базовое выражение фондоотдачи:

ФО=В/СОПФ

Проведем простейший многоступенчатый ф.а. и разложим факторы В и СОПФ след. образом:

1) Выразим выручку как произведение произв. труда 1 работника в стоимостном выражении на СЧР на данном предпр. за год.

В=ПТ*СЧР.

2) Выразим стоимость СОПФ из известного выражения фондовооруженности:

ФВ=СОПФ/СЧР

СОПФ=ФВ*СЧР

3) Представим полученные значения в исходное базовое выражение:

ФО=ПТ*СЧР/ФВ*СЧР=ПТ/ФВ

Т.о. в окончательном виде формула ФО будет иметь след. вид: ФО=ПТ/ФВ

Вывод: При проведенном нами многоступенчатом факторном анализе выяснилось, что показатель ФО изменяется под воздействием двух факторов, таким как: ПТ, ФВ, причем ПТ находится с ФО в прямой, а с ФВ в обратной.

Нам также известно, что ФВ и ПТ явл. положительными факторами и каждый их них в отдельности может привести к росту ФО.

Вопрос: чем объяснить что ФВ явл. «положительным» фактором нах. в обратной зависимости у ФО и что необходимо сделать для того, чтобы ФО на предприятии росла?

Исходя их приведенного нам анализа следует, что ФО будет расти только в том случаи, когда темпы роста ПТ будут опережать темпы роста ФВ. Другими словами рост ФВ должен привести к ускоренному росту ПТ, кот в свою очередь приведет к росту ФО на данном предприятии::

↑ФО=ПТ↑↑/ФВ↑

↑ФВ→↑↑ПТ→↑ФО

Проанализируйте базовое выражение ФО и составьте выводы аналогичные предыдущим:

ФО=В/СОПФ.

↑ФО=↑↑В/СОПФ

↑СОПФ→↑↑В→↑ФО

Вывод: При проведенном многост факт ан выяснилось, что показатель ФО изменяется под воздействием двух факторов, таким как: В и СОПФ, причем В ФО нах. в прямой зависимости, а с СОПФ в обратной.

Однако, нам также известно, что В и СОПФ явл полож факторами и каждый из них в отдельности может привести к росту ФО. Следует что ФО будет расти только в том случае когда тем роста В будет опережать СОПФ. Др словами рост СОПФ должен привести к ускоренному росту В, кот в свою очередь приведет к росту ФО.

 

Показатели рентабельности

Р= получ. пред-ем прибыль (доход)/ произведенные пред-ем затраты(вложения) *100%

Р= норма рентабельности, уровень рентабельности, рентабельность.

Рентаб (от нем. rentabel - "прибыльный, доходный") - это относительный показатель, отражающий прибыльность пред-ия от его производственной, произв-сбытовой. торговой или иной деятельности. В наиболее общем виде рентабельность будет выражаться как отношения получ. пред-ем прибыли к производственным затратам или вложениям выраж. в % или в относит. единицах:

Вывод: анализируя показатели рентабельности предприятия оценивают тем самым результативность (эффективность) затрач. Или вложенных ими средств.

Для того чтобы рентабельность на предприятии росла необходимо сокращать по возможности издержки и увеличивать прибыль с каждого рубля вложенного или затраченного.

В виду большого многообразия показателей рентабельности их принято условно разделять на две большие группы:

1) Показатели производственной рентабельности

2) Показатели фин. рентабельности

 

Введение в теоретические основы анализа.

"Уже раскалывание ореха есть начало анализа" Энгельс

Глубокое изучение явлений природы и социально-экономических аспектов жизни общества не возможно без применения анализа, поскольку он выступает как инструмент человеческого мышления и познания окружающего мира.

Сам термин происходит от греч. analysis что буквально означает - разделяю, расчленяю. Таким образом, в узком смысле - это мысленное расчленение события, явления или процесса на составные части на элементы с целью их последующего детального изучения. Такое расчленение позволяет глубже заглянуть в суть исследуемого предмета, понять его внутреннюю структуру (организацию), определить роль каждого элемента и определить их совокупное и пофакторное влияние на явление или предмет в целом. В качестве иллюстрации факторного анализа можно привести следующее формализованное выражение: Y=f(x1,x2,x3...xn), где Y- функция или результирующий показатель, а сама модель -называется функциональной, факторной, детерминированной, или жестко детерминированной.

Фактор - наиболее значимый элемент, оказывающий непосредственное влияние на конечный результирующий показатель Y.

Между элементами и результирующим показателем существует зависимость которую можно изобразить в виде любого математического уравнения: Y=x1/x2 (прямая/обратная).

В свою очередь, сами аргументы могут выполнять роль самостоят подфункций. Так например,в процессе анализа выяснилось, что аргумент x1 –сам явл подфункцией сост из элементов x3 и x4, при этом x3 находиться в прямой зависимости к результирующему показателю, а x4 в обратной. Т.о. верно след. мат. выражение: x1=x3/x4.

Аргумент x2, также явл самост подфункцией состоящей уже из 3 элементов. x5, x6, x7 (x2=f(x5,x6,x7)). При чем с аргументами x5 и x6 –результирующий показат наход в прямой зависимости, а с x7 –в обратной. При этом аргументы x5 и x6 взаимно и многократно усиливают свое влияние на результир показат x2. x2=x5+x6/x7.

Если продолжать анализ и дальше то мы должны будем разобрать из скольких элементов состоят факторы x4, x5... xn

Пример: x3=x5-x6 / x7

В свою очередь элемент х3 является самостоятельной подфункцией состоящей из 3 элементов х5,х6,х7 (х3=f(x5,x6,x7) При чем с элементами х5 и х6 результирующий показатель нах. в прямой зависимости, а с х7 в обратной. При этом элемент х6 взаимно уменьшает влияние х5, т.е. след. выражение х3 верно.

Т.о. под анализом понимается некий способ познания окружающего нас мира, основанный на расчленении целого на составные элементы, с целью их последующего детального изучения во всем многообразии связей и взаимозависимостей. В более широком смысле под анализом понимают и др. методы и способы познания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.209 (0.046 с.)