Особенности и жанры устной научной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и жанры устной научной коммуникации



Устная научная речь – речь подготовленная, намеренно выстроенная и произнесенная с определенной целью. Она отличается от неподготовленной устной речи продуманностью, более четкой структурной организацией, систематизацией информации в сжатой, логичной форме. Цель устного научного сообщения – представить новую информацию, требующую осмысления и, обеспечив активное логическое мышление слушателей, убедить/ побудить их к действию: добиться усвоения новой информации, изменить их точку зрения на излагаемую проблему, принять точку зрения выступающего.

Одним из монологических жанров устного научного сообщения выступает доклад. Доклад – содержательно подготовленное, логически завершенное устное сообщение, как правило, опирающееся на написанную работу. По характеру предъявляемой информации доклады можно разделить на научно-проблемные (сообщается новая информация, результаты научного исследования, выдвигаются гипотезы, ставятся новые научные проблемы) и научно-реферативные (делается обобщение научных фактов, достижений).

Доклад обладает характерными чертами устной научной речи (ясность, краткость, точность), имеет определенную композицию, структуру, под которой понимается его построение, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему докладу как единому целому.

Основными элементами структуры доклада являются:

1. Введение, вступление (формулировка конкретной цели доклада или обзор главных вопросов темы доклада, если выступление достаточно продолжительно). Вступлением докладчик привлекает внимание слушателей и настраивает их на тему своего выступления.

2. Основная часть, в которой раскрываются главные пункты доклада, излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Предмет доклада должен раскрываться конкретно и логично с достаточным количеством фактологических материалов и необходимых примеров.

3. Заключение, в котором подводятся итоги, формулируются выводы.

Примерное распределение времени:

- вступление и стержневая идея – 10-15%;

- основная часть – 60-65%;

- заключение – 20-30%.

Основное внимание при подготовке к докладу необходимо уделить следующим моментам:

- содержание доклада

- подготовка презентации

- стиль и манера выступления

- реакция на вопросы слушателей

- психологический настрой перед выступлением

Содержание доклада

Содержание научно-проблемного доклада может быть построено по следующей схеме:

1. Формулировка темы исследования

2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему выбрана именно эта тема)

3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования, может уточнять ее)

4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы)

5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы; формулируется в том случае, если работа носит экспериментальный характер)

6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов)

7. Результаты исследования (краткое изложение новой информации, полученной исследователем в процессе наблюдения или эксперимента)

8. Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме; они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции).

35. Особенности подготовки к публичному выступлению

Знание правил и обладание навыками риторики, т. е. теории построения, подготовки и доведения до слушателей публичного выступления в различных формах, позволяют смоделировать его ход, спрогнозировать возможную реакцию слушателей, а также наметить способы использования стилистических форм повышения выразительности речи, основных правил культуры дискуссии.Как уже отмечалось, деловому человеку достаточно часто приходится сталкиваться с необходимостью публичного выступление.Публичное выступление — это, с одной стороны, знак уважения к аудитории, а, с другой — возможность заявить о себе как о хорошем специалисте и интересном человеке.

Подготовка к публичному выступлению включает три основные группы правил, которые можно условно разделить по хронологическому принципу: предварительная отработка навыков риторики; непосредственная подготовка к публичному выступлению; изучение навыков поведения во время выступления.

• Предварительная отработка навыков риторики может предусматривать несколько искусственных приемов, позволяющих поддерживать оратору повседневную общую готовность к работе с аудиторией. Эти приемы могут помочь человеку не только в его деловых отношениях, но и развить навыки хорошего рассказчика в сфере непрофессионального, бытового общения. Попутно хотелось бы отметить, что практически все из приведенных ниже приемов отработки навыков риторики могут успешно применяться при изучении иностранных языков, а также для дополнительной тренировки навыков языковой подготовки.

• Краткое изложение выбранного текста. По своей направленности данный прием аналогичен предыдущему. Выбранный текст может представлять собой журнальную или газетную статью, отрывок из какой-либо монографии и т. п.

В процессе применения двух вышеприведенных приемов отрабатывается универсальная фразеология, часто используемая в процессе делового общения конкретного специалиста.

• Следующая группа правил может быть определена как непосредственная подготовка к публичному выступлению. Она

В процессе подготовки к выступлению необходимо проработать вопрос о сочетании его отдельных структурных частей с различными стилистическими формами повышения выразительности речи.

• В ходе подготовки к встрече с аудиторией следует учитывать правила изучения навыков поведения во время выступления.

Поведение во время выступления должно способствовать достижению его целей, реализации подготовленного плана выступления (при необходимости — его оперативной корректировке), использованию продуманных заранее преимуществ устной речи. В то же время манера поведения выступающего не должна отвлекать слушателей от целостного восприятия сообщения. Поведение докладчика должно быть естественным, соответствующим проблематике выступления и составу аудитории.

Опытные ораторы заранее делают на полях тезисов доклада соответствующие пометки, касающиеся отдельных элементов поведения. Например, зная особенность некоторых докладчиков терять чувство времени и превышать заданную продолжительность выступления, можно рекомендовать им делать пометки типа: «Следить за регламентом».

Содержание и основные структурные элементы устного научного выступления

Вступление в докладе предназначено для определения темы и для установления контакта с аудиторией. Для поддержания внимания (во вступлении и в основной части) могут быть использованы риторические вопросы (Как бы вы отнеслись к предложению …? Не удивительно ли …?), обращение к слушателям с помощью местоимений 2 лица множественного числа (Как вы знаете…; вы понимаете, что…; вы могли заметить…), формы совместности действия, выраженные 1 лицом множественного числа (Мы рассмотрели …; Обратимся к …; Далее мы с вами перейдем к …).

Для привлечения внимания можно использовать следующие приемы:

1. Апелляция – ссылки на авторитет собеседников и известных для аудитории специалистов (теоретиков и практиков);

2. Провокация – вызов у слушателей реакции несогласия с излагаемой информацией (оценкой информации);

3. Речевые приказы - периодическое использование в речи выражений типа: «Обратите внимание…», «Представьте себе, что…».

4. Смена темпа и тональности - выделение громкостью голоса и более медленным темпом речи наиболее важные мысли и сложные проблемы;

5. Экспрессия – выбор формулировок, которые заметно отличаются от привычного стиля (яркие сравнения, меткие словосочетания).

В отличие от соответствующих письменных жанров, в докладе допускается употребление 1 лица единственного числа (Я буду говорить о...; Думаю, что…; Я приведу ряд примеров…; Процитирую…; Теперь я перехожу к). В докладе допускается повторение отдельных слов, словосочетаний, частей предложений (… этим же методом в эти же годы…), бессоюзные конструкции, глаголы в повелительном наклонении (отметьте, подумайте, обратите внимание, представьте себе), оценочные прилагательные, существительные и наречия (…возникло самостоятельное и сильное направление…; …поражает простота этой гипотезы…).

Доклад рассчитан на слуховое восприятие, поэтому большое значение имеет интонация, тон речи, логическое ударение, паузы, темп, громкость речи. Специалисты по ораторскому искусству советуют:

1) Выступайте в полной готовности – владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно;

2) Во время своего доклада стремитесь к свободному чтению, без постоянного заглядывания в текст;

3) Сохраняйте визуальный контакт со слушателями, контролируйте их реакцию;

4) Будьте уверены в себе, держитесь спокойно, доброжелательно, открыто;

5) Будьте готовы к диалогу со слушателями. На вопросы отвечайте четко, исчерпывающе, приводите конкретные факты.

37. Словесное оформление публичного выступления

Прежде чем говорить на эту тему, следует определиться, что такое слово, какими свойствами оно обладает, ведь это главное орудие говорящего, основной строительный материал речи.

Слова служат названиями предметов, явлений, действий, т. е. всего, что окружает человека. Однако слово выполняет эстетическую функцию, оно способно не просто назвать предмет, действие, качество, но и создать образное представление о них. Образность как понятие связано с явлением многозначности. Известно, что слова, называющие только один предмет, называются однозначными, а слова, обозначающие несколько предметов, явлений действительности – многозначными. Многозначность в какой-то мере отражает те сложные отношения, которые существуют в действительности. Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующие значения – переносными. Прямые значения непосредственно связаны с определенными предметами, названиями которых они являются. Переносные значения в отличие от прямых, обозначают факты действительности не непосредственно, а по отношению к ним окружающих.

Слово – это внешняя оболочка внутреннего смысла. И в каждом языке слова отражают внутреннюю суть предмета. Оратор, произносящий публичную речь, должен мастерски владеть словом, понимать все свойства данного явления.

То, какой из смыслов какого-либо слова изберет автор, определит понятность его выступления, доходчивость его мысли.

Значение слова – это отражение в слове представления говорящих о явлении в действительности.

Нужно, чтобы представление о действительности, понимание слова самого оратора совпадало с представлениями аудитории. Из этого вытекает разъяснительная функция слова. Облекая свое выступление в то или иное словесное оформление, оратор должен учитывать, что, возможно, ему придется брать на себя функцию лектора и разъяснять очень ненавязчиво значение некоторых слов. Не стоит применять многозначные слова, используя все их значения. Это создает путаницу. Не стоит также использовать слова, значения которых вы не понимаете до конца. Во-первых, это затруднит вашу собственную работу; во-вторых, если кто-то задаст вам вопрос, относящийся к пониманию этого слова, то незнание ответа продемонстрирует ваш непрофессионализм. Словесное оформление должно быть четким и понятным обеим сторонам. Подбор слов – это прежде всего отражение грамотности, подготовленности и логики мышления самого автора. Слова должны быть подобраны к месту. Даже не затрагивая моменты речевого этикета, слова с их значением, эмоциональной окраской должны отражать стиль доклада. В словесном оформлении публичного выступления немаловажно то, что это не письменная, а устная форма доклада. Поэтому оратор должен также рассчитывать на свою способность правильно и четко говорить на публике, т. е. произносить слова, чтобы они были понятны всем. Следует до речи прорабатывать трудно выговариваемые слова, исключить из речи слова, которые, по вашему мнению, тяжело воспринимаются на слух.

Словесное оформление подразумевает под собой разбор и внимательный анализ выступления, четкое представление о том, какое слово лучше применить в определенной коммуникативной ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 2906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.35.5 (0.017 с.)