Этнопсихологическая концепция И.Г. Гердера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнопсихологическая концепция И.Г. Гердера.



И.Г. Гердер.

Немецкий философ и культуролог Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803).

Общее представление из лекций:

Взято у кого-то с лекций и немного дополнено

Гердер И.Г.

«История идет вперед, но лучше от этого не становится».

Душевная жизнь людей с течением времени не становится совершеннее. «Дряхлый старик обретает мудрость и уходит в могилу, а приемник его начинает заново, как дитя, разрушая творения предшественника, и потомку своему оставляет те же жалкие труды, в которых проводит дни свои».

Не стоит надеяться найти в истории одну разумную цель, ее просто нет. То что можно назвать смыслом истории – присутствие мощной психической силы, которая дает ощущение того, что ты раскрыл себя. Эта активная психическая сила хочет одного – получать удовольствие от своего бытия.

Человек не создан для бесконечного развития, у любого народа есть предел. Мы не созданы для того, чтобы бесконечно умножать свои силы, чувства, влияние. Мы живем не для того, чтобы в конце концов установилось какое-то идеальное поколение людей. Идея прогресса – аморальная идея.

«Разные самые прекрасные силы души уходят сразу после того как раскрылись».

Если чувства будут бесконечно расширяться, то оно перестанет быть глубоким, оно станет поверхностным.

«Движение сердца (эмоции) предназначены не для того, чтобы мы расходились в ширь, но чтобы мы ограничивали себя и привыкали к четким очертаниям нашей жизни. Главное искусство на земле – это знание меры. И этому искусству содействует сама природа, которая разделила людей лесами, морями, горами, а главное, разделила их языками и характерами. Всеми способами затруднено дело деспотизма, стремящегося объединить в порабощение все человечество».

Высшее благо – разделение людей, индивидуальность, а не объединение и обобщение. Люди должны осознать свою несхожесть. Мера здесь это выявление, подчеркивание, выставление на показ того, что отличает нас от других людей. Мера как некий повод к тщеславию, гордыне за себя или народ. Если у народа нет такой меры, то народ никак не проявит себя.

Как найти меру, по которой мы можем себя идентифицировать. Мера не имеет объективных критериев. Мерой является аутентичное существование души, которое заключает свою цель в себе самой и хочет стать тем, во что способна будет обратить себя.

Способность обрести свой образ – это способность к воображению. Именно воображение сподвигает людей к действиям нелогичным, но именно с помощью таких действий происходит мера наших сил.

Вывод: мера человеческой души в прямой зависимости от способности человека к воображению. Моральных критериев здесь нет никаких.

«Из хаоса окружающих вещей душа вызывает один облик к которому обращаются со всем вниманием, из множества она создает одно и это одно полностью принадлежит ей». Народ реализует только одну идею. Но он погарячился, на самом деле не одну идею, например Британия, Китай, Россия.

Гердер приводит в пример душевно больных людей: «Внутренний образ, который определяет мировоззрение народа не зависит от внешних жизненных условий. Как пример: душевнобольные люди всегда исходят из глубоко затронувшего их представления, разрушившего их чувства и взаимосвязь ощущений. Теперь они не могут отвлечься от этого представления и выстраивают вокруг себя особый мир, но делают это не потому что отделы их мозга расположены по другому, чем у людей адекватных, но исключительно в силу привязанности к захватившей их внутренней идеи, т.е. заблуждение их носит духовный характер».

Дух человека сам выбирает то, что ему ближе, поэтому разные люди, воспитанные в одних и тех же условиях все равно разные. Но по духу они разные. Например: суд присяжных, восстания толпы религиозных фанатиков. Искажение реальности: религия, буддизм, строительство пирамид, спартанцы достойной смертью считают бой, усложненный утонченный этикет китайцев. В общем, это искажение нормальных человеческих потребностей, это делает сила духа и это отличает человека от всего остального мира.

Пример: «что русскому хорошо, то немцу смерть»

Пример-шутка высказанная Ша на лекции: что мы сами яркий пример искажения реальности. «Посмотрите на себя, вы молодые, здоровые, энергичные люди, вам нужно идти делать что хочется, зажигать, пить, гулять, а вместо этого вы сидите уже которую пару?» - искажение биологического смысла социальной необходимостью посещения занятий.

Суть искажения – показать людям из определенной эпохи что такое быть человеком. Искажали не только людей, но и животных.

Человеческий дух занят не тем, чтобы приспосабливаться к миру, а занят своей собственной жизнь и в этом мощь человека, поэтому он может испытывать разные состояния – радость, ужас и т.д. От некоторых вещей люди шарахаются, они вызывают ужас, а другие вещи наоборот притягиваются. Например, для одних обществ промискуитет приемлем, а для других поделиться своим партнером – ужас. И то и другое – искажение реальности.

Этническое существование людей формирует собственную фантастическую природу и люди ей следуют, наперекор внешним обстоятельствам, которые должны сподвигнуть людей на изменение этих образов. Чем круче потрясение, тем ярче становятся изначальные образы.

«Чем больше терзают человеческую природу болезни, страсти, тем больше душа человека начинает блуждать в особом мире своих идей, тем более странные представления она начинает порождать». (сублимация)

Человеку ничего не доставляет такого огромного удовольствия, чем момент, когда действия, реальные факты совпадают с направлением идей, которые человеком руководят.

Идея нуждается в сопротивлении, чем больше сопротивление, тем больше стремление к идее.

Идея Бога и Творца – самая шоковая для восприятия. Самый чистый и мощный аффект. Если человек охвачен идеей Бога, то он будет чувствовать себя на 7 небе.

Дух человеческий будет проявлять свою природу не только в чистых идеях, а еще и в низменных – истребление людей, например. Горец, жаждущий мести тоже ориентирован на то, чтобы насытить свою духовную жажду.

1. Для выделения в этносы – сила воображения.

2. Помимо воображения, чтобы сохранилась этническая традиция, должен существовать закон сохранения и развития идей. Передача культурной традиции, она должна зафиксироваться и попасть в систему образования. В силу вступают методы адекватного соответствия духовным фантазиям. Воспитание качеств, посредством которых эти фантазии могут адекватно реализовываться. Надо сделать человека готовым к тому, чтобы он мог осуществить ту идею, в рамках которой он воспитывается.

«Возникает потребность оформления движений сердца и создания внутреннего образа, который этим движениям соответствует. Устойчивость этого образа позволяет человеку убеждаться во внутренней жизни своего духа и воспринимать все происходящее снаружи, все переходные состояния тела тем что в принципе не затрагивает само существо, сущность человека». Например, если человек увлечен какой-то идеей, то его естественные нужды уходят на второй план.

Пример: нужно сделать реферат, пока не сделаешь поесть, поспать откладываются на потом.

Процесс обретения внутреннего облика – это этнопсихологический процесс. Индивид обучается всему из своего окружения, у наших предков, у природы. Только через обучение мы получаем доступ к идеальным формам. Получив этот доступ, надо чтобы мы не разбрасывали это как попало, а сконцентрировались на идее постоянной реализации того, что мы приобрели в процессе обучения.

Каждый человек существует несовершенно, но в каждом обществе складывается максимум взаимодействующих сил. Каждый человек реализует идею неполноценно. Например, русская литература 19 века, где все писали одну и ту же идею отчужденного человека, но в разных формах и все это сосредоточение сил.

«Всякий народ несет на себе печать своего, присущего только ему и несопоставимого с другими совершенства. Высшее, что может человек – активно включиться в максимум взаимодействующих сил своего народа и быть сотворцом этнических образцов совершенства.» Шамолин согласен с этим. Пример: высшая созидающая цель у индусов – отвлеченная чистота, для китайцев – тонкая мораль и учтивость, у древних греков афинян – высшее действие в достижении максимума чувственной красоты, у спартанцев и римлян – в стремлении к достоинствам героического патриотизма, для римлян – честь их города, для спартанцев – индивидуальная честь. Для американцев – свобода, индивидуальность, для ссср – построение коммунизма, для китайцев – единство.

Когда развивается одна идея, другие идеи страдают. Примеры: в Казахстане развивается идея национального патриотизма, но при этом реальная экономика страдает, т.к. берут на главные должности только казахов. Развивается интернет – активность, но при этом не осмысливается текст и информация.

«Там где расцветала поэзия, совсем не обязательно была на подъеме патриотическая доблесть. Совершенство римских ораторов разгорается тогда, когда республика идет к упадку и честные нравы становятся уделом прошлого».

Император римский – цицерон, Римские философы – Марк Аврелий, Сенека (трактат «Нравственные письма к Луцилию»)

Когда максимум достигается, он не может длиться слишком долго. Линия времени идет вперед, совершенство остается в прошлом. Чем более сложные обстоятельства сопровождают лучший результат, тем меньше условий для того, чтобы этот расцвет продолжался и он довольно быстро распадается.

В итоге прекрасный результат приходит к забвению в течении времени. По мнению Гердера его нельзя достигнуть дважды (Ша тоже так считает).

«Желать чтобы провидение придало единственному мгновению противоестественную вечность – мелочное и жалкое занятие». «Цветок распустился и значит он скоро завянет».

Пессимист в плане прогресса.

«Как раз у самых живых народов деградация проходит наиболее стремительно».

«История человеческого рода показывает, что ни один благородный проект не был осуществлен на земле, а потому остается воспринимать земную жизнь как арену для упражнений сил духа, где люди проверяют свои силы делами».

Жизнь – это история человеческих народов, где тренируется дух, чтобы перейти в измерение духа, идеи. Человек должен раскрыть и исчерпать все что есть в духе – это цель, реализация всего совершенного и разрушительного. «Это как тренировка, если не достиг этого, то хреново тренировался».

Ключ моменты: Главное в формировании этноса – аффектация, страсти которые выдвигает народ, затем эти аффекты должны обрести фантастический образ, затем он закрепляется в культурной традиции, затем порождается обобщенное пространство культуры, но долго не держится, заказ близок за расцветом. Когда народ достигает одного крутого образа, обычно страдают другие и гармония в истории невозможна.

Пример-эврика от Ша: искаженное воображение – это дети как зверушки домашние.

В древнем обществе дети считались недосуществами до того, пока они не научатся искажению, т.е. пока не пройдут обряды посвящения.

Что говорят в интернете:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.014 с.)