Методический анализ инструмента исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методический анализ инструмента исследования



В ходе анализа инструмента исследования были выявлены некоторые существенные ошибки. Возможно, они привели к определенной степени искаженности информации, полученной в результате обработки данных анкетного опроса, и поэтому эти ошибки необходимо проанализировать и по возможности найти пути их вероятного устранения. Ликвидация ошибок необходима для того, чтобы избежать их не только в будущем большом исследовании, но и последующих социологических исследованиях в целом.

Среди наиболее распространенных в социологических исследованиях ошибок, были выявлены следующие. Во-первых, в вопросе №21 респондентам не предоставлена возможность уйти от ответа.

 

21. Как к Вам относятся в учебном (трудовом) коллективе?
1.Доброжелательно, с уважением  
2.Одни относятся с уважением, а другие не очень  
3.Безразлично  
4.Недоброжелательно  
5.Вам все равно, как к Вам относятся  

 

Для устранения данной ошибки в вопрос необходимо включить вариант ответа «Затрудняюсь ответить».

Во-вторых, поскольку в анкете большое количество вопросов, используемых для решения задач и проверки гипотез, являются вопросами меню, то соответственно возникла такая ошибка, как слишком длинный перечень вариантов ответа, и вследствие чего респонденты либо выбирают ответы преимущественно в первой половине таблицы, либо выбирают все перечисленные варианты ответов.

Такие ошибки возникли в вопросах о ценностных ориентациях в различных сферах жизни (№ 11, 13, 18,20, 22, 23,29), где предлагалось выбрать все подходящие ответы.

Для устранения данной ошибки необходимо ограничить количество выбираемых ответов, т.е. в формулировку вопроса можно добавить пояснение о том, что нужно выбрать не более определенного количества вариантов ответа (например, не более пяти).

Помимо этих ошибок, возникли и другие, в том числе связанные с неполнотой или неточностью представленных вариантов ответа. Такие ошибки возникли в вопросах №7 и 8, о профессии и образовании родителей, потому что у определенного количества респондентов отсутствовал один из родителей.

 

7. Кем работают или работали Ваши родители? Укажите только один, основной вид деятельности
  цуцйМув Мать   Отец
   
1.Специалист, работа которого не связана с руководством людьми (врач, учитель, инженер и т.п.)    
2.Руководитель на предприятии, в организации    
3.Руководитель в органах власти и управления    
4.Рабочий (слесарь, токарь, шофер и т.п.)    
5.Крестьянин    
6.Фермер    
7.Предприниматель    
8.Военнослужащий или работник правоохранительных органов    
9.Служащий-неспециалист (секретарь, кассир и т.п.)    
10. «Домохозяйка»    
11. Другой вид занятий, напишите    

 

8. Какое образование имеют Ваши родители? Напишите
1.Мать  
2.Отец  

Для устранения этой ошибки в данных вопросах, необходимо внести графу «Нет родителей (укажите, кого именно)».

Также в числе таких ошибок в вопросе №18 о том, насколько образование соответствует потребностям респондентов, была допущена некорректная, неточная формулировка вопроса и названиях столбцов таблицы, между которыми нужно было распределить варианты ответов. Поэтому респонденты неправильно отвечали на этот вопрос, распределяя не все варианты ответов, а только некоторые.

 

18. Что, по-Вашему мнению, должно давать и что фактически дает Вам получаемое образование?
  Должно давать Даёт
     
1.Знания, необходимые человеку в современном обществе    
2.Подготовку для дальней шей учёбы    
3.Помощь в осознанном выборе профессии    
4.Хорошую теоретическую подготовку по профессии (специальности)    
5.Широкие знания, повышающие шансы для трудоустройства    
6.Развитие способностей    
7.Умение разбираться в людях, устанавливать хорошие отношения    
8.Знания, необходимые для руководства людьми    
9.Навыки научно – исследовательской работы    
10.Повышение интеллектуального, культурного уровня    
11.Умение самостоятельно получать новые знания    
12.Практические навыки, которые пригодятся в повседневной жизни, в семье    

 

Для ликвидации данной ошибки необходимо скорректировать данную таблицу следующим образом:

 

18. Что, по-Вашему мнению, должно давать и что фактически дает Вам получаемое образование? (выберите подходящие ответы в каждом столбце)
  Должно давать Даёт
Знания, необходимые человеку в современном обществе    
Подготовку для дальней шей учёбы    
Помощь в осознанном выборе профессии    
Хорошую теоретическую подготовку по профессии (специальности)    
Широкие знания, повышающие шансы для трудоустройства    
Развитие способностей    
Умение разбираться в людях, устанавливать хорошие отношения    
Знания, необходимые для руководства людьми    
Навыки научно – исследовательской работы    
Повышение интеллектуального, культурного уровня    
Умение самостоятельно получать новые знания    
Практические навыки, которые пригодятся в повседневной жизни, в семье    

 

 

Что касается ошибок в формулировках вариантов ответа, то такая ошибка была совершена в вопросе №23 о занятиях молодежи в свободное время.

 

23. Чем Вы чаще всего занимаетесь в свободное время?
1.Просто отдыхаете, ничего не делая  
2.Смотрите телевизор, слушаете музыку  
3.Ходите в кино  
4.Читаете книги  
5.Читаете газеты, журналы  
6.Посещаете театры, выставки  
7.Отдыхаете в компании друзей, приятелей  
8.Ходите на концерты  
9.Посещаете бары, кафе, рестораны, дискотеки и другие увеселительные заведения и мероприятия  
10.Занимаетесь физкультурой, спортом, участвуйте в соревнованиях  
11.Посещаете спортивные мероприятия, “болеете” за любимую команду  
12.Гуляете с друзьями  
13.Занимаетесь текущими домашними, бытовыми делами  
14.Встречаетесь с любимым человеком  
15.Занимаетесь музыкой, рисованием, художественной самодеятельностью  
16.Что-то мастерите, вяжете, шьёте  
17.Занимаетесь на компьютере  
18.”Сидите” в Интернете, чате  
19.Играете в компьютерные игры, в игры на мобильном телефоне  
20.Играете в карты, в рулетку, на игровых автоматах  
21.Отдыхаете на природе, рыбачите, охотитесь, собираете грибы  
22.Работаете в личном подсобном хозяйстве, в саду, огороде  
23.Участвуете в молодёжных неформальных группах (экстремалы, байкеры и т.д.)  
24.Участвуете в работе общественных организаций  
25.Посещаете церковь, участвуйте в работе религиозных объединений  
26.Подрабатываете после учёбы или основной работы  

 

Для устранения данной ошибки необходимо вариант ответа «Смотрите телевизор, слушаете музыку» разбить на два варианта. Также для устранения ошибки, которая может возникнуть вследствие слишком длинного перечня вариантов ответа, необходимо объединить те, которые близки по смыслу.

Также при составлении анкеты была допущена ошибка в вопросе №21, а именно: в формулировке вопроса не было указано, что можно выбрать несколько ответов.

 

31. Где Вам удается добиться признания, проявить себя как личность?
1.В учебе  
2.На работе  
3.В общественной, политической деятельности  
4.В семье  
5.В кругу друзей  
6.Нигде  

Для устранения данной ошибки необходимо, во-первых, соответственно дополнить формулировку вопроса, а во-вторых, в будущих исследованиях нужно проявлять большее внимание к формулировкам вопросов и ответов при составлении анкет.

В заключение добавим, что блок вопросов для представителей неформальных субкультур также необходимо корректировать, а именно: в будущем большом исследовании для более тщательного изучения такого явления как молодежная субкультура в этот блок нужно добавить дополнительные вопросы преимущественно открытого характера:

1. «Какой сленг (жаргон) вы используете при общении с членами вашей неформальной группы?»

2. «Какой музыкальный стиль предпочитаете вы и члены вашей неформальной группы?»

3. «Какие особенности внешнего вида, кроме стиля в одежде, имеете вы и члены вашей неформальной группы?» и др.

Список литературы

1. Ионин Л.Г. Социология культуры: учебное пособие - М.: ГУ ВШЭ, 2004.

2. Левикова С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

3. Маргарет Мид. Культура и мир детства. - М.: Наука,1988.

4. Молодая Россия: Культура и субкультура./ М. Ямпольский //ОНС.-1993.-№1.-с.58-67.

5. Молодежные социальные и культурные движения в России / А.А.Шмелев //СОЦИС.-1998.- №8.- с.103-109.

6. Проблемы изучения неформальных групп молодёжи./ И.В.Кофырин //Социс.-1991.- №1.- с.82-85.

7. Современные тенденции молодёжной культуры: конфликт или преемственность поколений? /В.А.Бобахо, С.И.Левикова //ОНС.-1996.- №3.- с.56-65.

8. Социология молодёжи: учебное пособие / Под ред. С.А.Кузнецова.- М.: Гардарики, 2005

9. Социология молодежи: учебное пособие / Под ред. Т.В.Лисовского.- СПб: СПбГУ, 1996.

10. Фролов С.С. Социология.- М: Наука,1994.

 

 

Итоговая анкета 1

(в абсолютных числах и процентах от числа опрошенных,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.015 с.)