Занятие № 3.4. Потребители электроэнергии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 3.4. Потребители электроэнергии



ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

 

Тема № 3. Источники и потребители электроэнергии

Занятие № 3.4. Потребители электроэнергии

 

по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»

 

 

Москва 2011


Тема № 3. Источники и потребители электроэнергии (СЛАЙД № 1)

Занятие № 3.4. Потребители электроэнергии

 

Учебные вопросы (СЛАЙД № 2)

 

  1. Назначение, устройство и работа стартера.
  2. Включатель стартера, цепь дистанционного управления стартера изучаемых автомобилей.
  3. Объем работ по техническому обслуживанию стартеров.
  4. Назначение, устройство и работа приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов.
  5. Назначение, устройство и работа стеклоочистителей, стеклоомывателей, систем отопления и вентиляции кабины.

Время: 2 часа.

Место проведения: аудитория.

Вид занятия: лекция.

Методические указания.

Обосновывать обучаемым важность рассматриваемого учебного вопроса. Основные положения давать под запись в конспект.

Приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации автомобилей.

Обратить внимание на правильность ведения конспектов.

Учебный материал излагать с использованием кадров в Microsoft PowerPoint, схем и плакатов.

Поддерживать связь с аудиторией.

Контроль качества усвоения учебного материал производить кратким опросом по изложенному материалу.

Подводить итог рассмотренного вопроса и приступать к изложению следующего учебного вопроса.

Сделать выводы по материалу занятия, подвести итог занятия, ответить на вопросы обучаемых. Дать задание на самостоятельную работу.

 

 

Введение

 

Сегодня на занятии будут рассмотрены потребители электрической энергии, а именно система электропуска двигателя, вопросы назначения, устройства и принципа работы. Надежный пуск двигателя возможен при условии, если его коленчатый вал вращается с частотой 60-80 (150-300 для дизельного двигателя) оборотов в минуту. Кроме этого существуют другие потребители электроэнергии. Безопасная работа водителя на автомобиле невозможна без приборов освещения и световой сигнализации. Световые приборы повышают безопасность автомобиля и создают удобство для водителя и пассажиров.

Основное назначение внешних световых приборов – освещение пути следования автомобиля, а приборов сигнализации – передача и обмен информацией между участниками дорожного движения.

 

 

Учебный вопрос № 1.

Выводы по вопросу.

 

Учебный вопрос № 2

Включатель стартера, цепь дистанционного управления

Выводы по вопросу.

Учебный вопрос № 3

Выводы по вопросу.

Учебный вопрос № 4

Назначение, устройство и работа приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов

Приборы освещения предназначены для освещения дороги, передачи информации о габаритах автомобиля, предполагаемом или совершаемом маневре торможения, движения задним ходом, для освещения номерного знака, кабины, салона кузова, контрольно-измерительных приборов, багажника, подкапотного пространства. (СЛАЙД № 26)

 

Приборы освещения автомобиля КАМАЗ-4310

 

Систему освещения подразделяют на системы внутреннего и наружного освещения.

Система наружного освещения

Система наружного освещения предназначена для освещения дороги впереди автомобиля и обозначения его габаритов с целью повышения безопасности движения. (СЛАЙД № 30)

Основными элементами системы наружного освещения являются (рис. 11):

- фары (Е5, Е26);

- передние (Е31, Е33) фонари;

- задние (Е7, Е20) фонари;

- фонари освещения номерного знака (Е34, Е35);

- противотуманные фары (Е1, Е25);

- задний противотуманный фонарь Е11;

- фара-прожектор Е12;

- центральный переключатель света S7;

- комбинированный переключатель света S22;

- реле (К6, К7, К9, К10, К14);

- предохранители блоков F2 и F3 типа ПР112;

- выключатели (S8, S9, S11);

- также на автомобиль могут устанавливаться дополнительные фары.

 

Рис 11. Система наружного освещения (СЛАЙД № 31)

Фары предназначены для освещения дороги впереди автомобиля в условиях плохой видимости с целью повышения безопасности движения.

Они установлены в переднюю облицовочную панель кабины.

На автомобиле КАМАЗ устанавливается две фары 404.3711, с асимметричным светораспределением и двухнитевыми лампами А24-55+50.

Фара состоит из следующих основных элементов:

- корпус;

- оптический элемент (вкл. в себя лампу, отражатель и рассеиватель 1),

- регулировочные винты.

Рис.12. Фара 404.3711 (СЛАЙД № 31) 1 – внутренний ободок; 2 – лампа; 3 – регулировочный винт; 4 – опорное кольцо; 5 – корпус; 6, 8 – соединительная колодка; 7 – провода; 9 – отражатель; 10 – рассеиватель; 11 – экран; 12 – держатель экрана; 13 – винт крепления ободка  

 

Рис. 13. Размещение фар переднюю облицовочную панель кабины (СЛАЙД № 32)

 

Корпус фары представляет собой металлическую штамповку и предназначен для крепления всех узлов и деталей.

Оптический элемент предназначен для формирования светового потока определенного направления.

Он крепится к опорному кольцу 4 внутренним ободком 1. Для фиксации оптического элемента в определенном положении кольцо имеет три несимметрично расположенных окна, крепление осуществляется с помощью винтов 13.

По периферии опорного кольца также предусмотрены пазы, в которые входят головки регулировочных винтов 3. Винты вворачиваются в гайки, закрепленные на корпусе, обеспечивая необходимую регулировку направления светового потока фары в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Отражатель предназначен для концентрации светового потока лампы.

Он увеличивает силу света лампы в нужном направлении в 200 ‑ 400 раз и тем самым обеспечивает необходимую освещенность дороги на больших расстояниях. Поверхность отражателя, штампуемого из стали, алюминируют и покрывают слоем лака (для защиты от влаги). Коэффициент отражения алюминиевого покрытия достигает 0,9. Качество отражающего слоя, так же как и точность геометрической формы отражателя, существенно влияет на характеристики светораспределения фары.

Рассеиватель предназначен для распределения светового потока в горизонтальной и вертикальной плоскостях с целью обеспечения требуемого уровня освещенности на различных участках дорожного полотна. Рассеиватель изготавливается из бесцветного стекла, на внутренней его поверхности формируются призмы и линзы.

В каждой фаре установлена двухнитевая лампа А24-55+50.

В маркировке лампы приняты следующие обозначения:

А – автомобильная;

24 – номинальное напряжение бортовой сети;

55 – мощность нити дальнего света, Вт;

50 – мощность нити ближнего света, Вт.

Нить дальнего света лампы расположена в фокусе отражателя и обеспечивает получение горизонтального пучка света с малым углом рассеивания. Этим достигается освещение дорожного полотна перед автомобилем на большом расстоянии, но приводит к ослеплению водителей встречного и попутного транспорта.

Нить ближнего света выведена из фокуса, что обеспечивает отклонение пучка света от оптической оси и направление большей его части вправо и вниз. Этим достигается освещение дорожного полотна перед автомобилем на достаточном расстоянии и безопасный встречный разъезд. Ближний свет значительно снижает ослепление участников дорожного движения при достаточном уровне освещенности дороги и правой стороны обочины.

Два передних фонаря ПФ133-АБ предназначены для обозначения габаритов автомобиля и подачи светового сигнала поворота (рис. 14). Они установлены на переднем бампере.

 

 

Рис. 14. Расположение передних фонарей на переднем бампере (СЛАЙД № 33)

 

Фонарь состоит из (рис. 15):

- двухцветного рассеивателя;

- двух отражателей;

- двух патронов;

- ламп (для габаритного света (А24-5) и указателя поворота (А24-21));

- корпуса;

- прокладки;

- штекерного разъема.

Рис 15. Передний фонарь ПФ133-АБ Рис. 16. Фонарь задний ФП133-АБ

Задние фонарей ФП133-АБ (рис.16, 17) – предназначены для обозначение габаритов автомобиля.

 

Рис. 17. Задние фонари на автомобиле (СЛАЙД № 34)

 

Состоит из:

- корпуса;

- рассеивателя;

- отражателей;

- патроны;

- ламп;

- элементов крепления и герметизации.

Особенностью заднего фонаря является то, что он используется для трех целей: для обозначения габаритов автомобиля (средняя секция, красного цвета, для сигнализации об изменении направления движения (наружная секция, оранжевого цвета 3), для сигнализации о торможении (внутренняя секция, красного цвета 1). Для габаритных огней в каждом фонаре используется одна лампа А24-5. Фонари крепятся к задней обвязке грузовой платформы на кронштейнах и включаются одновременно с передними фонарями.

Фонари освещения номерного знака ФП134-Б устанавливаются на левой стороне задней обвязки грузовой платформы, над номерным знаком. В них применяются лампы А24-5 (рис. 18).

Включение передних и задних фонарей, а также фонарей освещения номерного знака осуществляются центральным переключателем света при включении его в первое положение.

 

 

Рис. 18. Фонари освещения номерного знака (СЛАЙД № 35)

 

Необходимо отметить, что цепь питания фонарей разделена по бортам на два независимых участка, каждый из которых защищается собственным предохранителем. Этим обеспечивается большая надежность системы.

В первом участке путь тока следующий: "+" аккумуляторной батареи – … – блок предохранителей F – предохранитель на 60 А – вывод "30" переключателя S7 – вывод "58" переключателя S7 – вывод "7" блока предохранителей F2 – предохранитель на 8 А – разъем Х47 – разъем Х3 – фонарь передний правый Е31. От разъема двухконтактного Х3 одновременно ток подводится через разъем Х30 к фонарю заднему левому Е7 и фонарям освещения номерного знака Е34, Е35.

Во втором участке на начальном этапе путь тока аналогичный, но от вывода "7" блока предохранителей F2 ток идет следующим образом: … вывод "7" – вывод "8" – предохранитель на 8 А – фонарь передний левый Е33 – и параллельно от предохранителя через разъемы Х47, Х2 и Х30 к фонарю заднему правому Е20.

Отрицательный вывод ламп через корпус фонаря соединен с корпусом автомобиля и через него с отрицательным выводом АКБ.

Включение ближнего света также осуществляется центральным переключателем света при включении его во второе положение.

Включение дальнего света фар осуществляется комбинированным переключателем при включенном во второе положение центральном переключателе света. При этом остаются включенными передние, задние габаритные огни и фонари освещения номерного знака, а ближний свет выключается.

Комбинированный переключатель установлен на рулевой колонке под рулевым колесом. Для включения дальнего света необходимо рычаг перевести вниз вдоль рулевой колонки в положение VI.

Рис. 19. Фара противотуманная ФГ152-А   Рис. 20. Крепление противотуманной фары: 1 – противотуманная фара; 2 – регулировочная гайка; 3 – кронштейн; 4 – болт крепления противотуманной фары Противотуманные фары ФГ152-А предназначены для освещения дороги при движении автомобиля во время туманов, дождей и снегопадов (рис. 19). Противотуманная фара состоит из тех же основных частей, что и головная фара, однако отличается по форме, размерам, способу крепления и регулировки. Противотуманные фары отличаются от обычных большим углом рассеивания в горизонтальной плоскости и более четкой верхней светотеневой границей. Такое светораспределение обеспечивается соответствующим рельефом внутренней поверхности рассеивателя с вертикальными цилиндрическими линзами и экраном перед лампой. В противотуманных фарах типа ФГ152-А применяются галогенные лампы АКГ24-70. В маркировке лампы приняты следующие обозначения: А – автомобильная; К – кварцевая колба лампы; Г – галогенная лампа; 24 – номинальное напряжение бортовой сети; 70 – мощность лампы, Вт. Противотуманные фары крепятся к подножке кабины автомобиля с помощью кронштейна 3 (рис. 20).

 

На автомобиле также установлен задний противотуманный фонарь Е11 модели 2462.3716 с рассеивателем красного цвета, что позволяет в 2 раза увеличить расстояние обнаружения автомобиля в условиях тумана.

Крепится он к задней поперечине рамы слева.

При этом реле К7 срабатывает и открывает путь току через свои контакты:

Фара-прожектор 171.3711 предназначена для освещения местности вне зоны, освещаемой основными фарами (рис. 21, 22).

Рис. 21. Фара-прожектор

 

Использование ее для освещения дороги при движении автомобиля не допускается.

Фара-прожектор состоит из:

- рассеивателя;

- отражателя;

- патрона;

- лампой;

- корпусе;

- кронштейна;

- усилителя крепления кронштейна прожектора;

- рукоятки прожектора.

Фара установлена на передней левой стойке кабины в верхней ее части.

 

 

Рис. 22. Размещение фары-прожектора на автомобиле (СЛАЙД № 36)

 

Выключатель фары-прожектора расположен на панели выключателей и имеет два положения – нефиксированное (вниз) и фиксированное (вверх).

Сигнализации поворота

 

Сигнализация поворота служит для подачи прерывистого светового сигнала при повороте машины или аварийной остановке.

Основными элементами сигнализации поворота являются (рис. 24):

- сигнальные лампы, установленные в передних (Е31, Е33), задних (Е7, Е20) фонарях и боковых повторителях (Е3, Е30);

- прерыватель указателей поворота РС951-А V3;

- контрольные лампы указателя поворота автомобиля и прицепа, расположенные в блоке Н3;

- переключатель указателей поворота (является частью комбинированного переключателя S22);

- выключатель аварийной сигнализации S14;

- предохранитель плавкий на 6 А ПР119-01 F4. Включение сигнализации поворота осуществляется комбинированным переключателем S22 при рабочем положении выключателя приборов и стартера. Прерывистое свечение сигнальных ламп обеспечивается контактно-транзисторным прерывателем указателей поворота V3, установленным в цепи питания сигнальных ламп. О работе сигнализации поворота свидетельствуют контрольные лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке контрольных ламп Н3.

 

 

Рис. 24. Переключатель указателей поворота Камаз (СЛАЙД № 38)

 

 

В передних фонарях для сигнализации о повороте используется верхняя секция с рассеивателем оранжевого цвета и лампой А24-21. В задних фонарях для сигнализации о повороте используется наружная секция также с рассеивателем оранжевого цвета и лампой А24-21.

В отличие от КамАЗ-4310 на автомобилях УРАЛ 4320 установлен переключатель указателей поворота П110А, его устройство показано на рис. 25.

 

 

Рис. 25. Переключатель указателей поворота П110А (СЛАЙД № 39)

 

1 – втулка; 2 – корпус; 3 – контактная колодка; 4 – пружина; 5 – скоба крепления; 6 – стойка ролика; 7 – ролик; 8 – втулка ролика; 9 – рычаг; 10 – крышка; 11 – винт

 

 

Рис. 26. Система световой сигнализации (СЛАЙД № 40)

 

Рис. 27. Боковой повторитель указателей поворота УП101-В

Боковые повторители указателей поворота устанавливаются на левой и правой съемных накладках кабины (рис. 27, 28). Боковой повторитель состоит из пластмассового основания 1, в который вмонтирован патрон 2 лампы, лампы 3 типа А24-5, резиновой прокладки 4 и рассеивателя 5 оранжевого цвета.

Прерыватель указателей поворота (тип РС951-А, контактно-транзисторный, со встроенной электронной защитой от коротких замыканий в цепи сигнальных ламп) предназначен для обеспечения прерывистого свечения сигнальных ламп при сигнализации поворота и аварийной остановки с частотой 90 ± 30 раз в минуту.

Прерыватель работает в двух режимах: сигнализации направления поворота и сигнализации аварийной остановки.

Он состоит из задающего генератора импульсов, выполненного на транзисторах, коммутатора сигнальных ламп и их цепей, защитного устройства для предохранения элементов прерывателя от перегрузок в момент короткого замыкания в цепи сигнальных ламп.

 

Рис. 28. Боковой повторитель на автомобиле (СЛАЙД № 41)

 

Включение режима аварийной сигнализации осуществляется выключателем аварийной сигнализации. При этом к прерывателю подключаются сигнальные лампы обоих бортов автомобиля и прицепа одновременно, минуя выключатель приборов и стартераи переключатель указателей поворота (рис. 29).

 

 

Рис. 29. Боковой повторитель на автомобиле (СЛАЙД № 42)

 

При включении аварийной сигнализации одновременно с сигнальными лампами мигает лампа, вмонтированная в рукоятку выключателя аварийной сигнализации, что свидетельствует о ее включении. Контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп могут не включаться.

Розетка прицепа Х33 служит для коммутации систем сигнализации тягача и прицепа. На автомобиле установлена семиконтактная розетка прицепа ПС300-АЗ на задней поперечине рамы на кронштейне.

Сигнализация торможения

 

Сигнализация торможения предназначена для подачи светового сигнала о торможении машины и состоит из выключателя сигналов торможения S5; реле сигналов торможения К5; сигнальных ламп А24-21, установленных в задних фонарях (Е7, Е20).

При нажатии водителем на педаль тормоза верхнее плечо педали, перемещаясь назад, освобождает шток выключателя сигналов торможения S5, что приводит к замыканию его контактов. При этом срабатывает реле сигналов торможения К5 и включаются сигнальные лампы в задних фонарях. Путь тока через обмотку реле в данном случае следующий: "+" аккумуляторной батареи – … – блок предохранителей F1 – предохранитель на 60 А – блок предохранителей F3 – предохранитель на 8 А – блок контрольных ламп Н3 – обмотка реле К5 – замкнутые контакты выключателя сигналов торможения S5 – по проводу на корпус автомобиля – на отрицательный вывод аккумуляторной батареи. Путь тока сигнальных ламп следующий: … – блок предохранителей F3 – предохранитель на 8 А – замкнутые контакты реле К5 – нити сигнальных ламп – корпус автомобиля – отрицательный вывод аккумуляторной батареи.

 

Сигнализация автопоезда

Сигнализация автопоезда предназначена для информирования других участников движения о приближении длинномерного транспортного средства (рис. 31).

 

 

Рис. 31. Сигнализация движения задним ходом (СЛАЙД № 44)

 

Сигнализация автопоезда включает:

- 3 фонаряавтопоезда УП101-В установленные на крыше кабины;

- выключатель фонарей автопоезда 3812.3710-02.38 S12, расположенный на панели щитка приборов.

Устройство фонаря аналогично устройству бокового повторителя указателей поворота.

Выводы по вопросу


Учебный вопрос № 5

Стеклоочиститель.

Служит: для очистки ветрового стекла от атмосферных осадков и совместно омывателем - от грязи (рис. 36).

 

 

Рис. 36. Стеклоочистители лобового стекла (СЛАЙД № 52)

 

Характеристика: (для УРАЛ 4320)

- пневматический;

- двухстороннего действия.

 

Состав стеклоочистителя:

- пневматический двигатель;

- золотниковый распределитель с клапаном механизма укладки щеток;

- двухплечий рычаг;

- 2 тяги;

- 2 вала щеток с рычагами;

- 2 щетки с рычагами и цилиндрическими прижимными пружинами;

- кран управления;

- трубопроводы.

 

Пневматический двигатель состоит:

- рабочего цилиндра с двумя крышками;

- сдвоенного поршень-рейки;

- зубчатого сектора с валом;

- деталей уплотнителя.

Пневматический двигатель через механический привод обеспечивает заданное перемещение щеток стеклоочистителя.

 

Золотниковый распределитель предназначен для автоматического изменения направления поршня двигателя, а также совместно с механизмом укладки щеток обеспечивает установку последних (щеток) в исходное положение при выключении стеклоочистителя.

Состоит из:

- корпуса с двумя штуцерами и пробкой;

- золотника;

- деталей уплотнения.

 

Кран управления прикреплен к передней панели кабины и необходим для управления стеклоочистителем (рис. 37).

 

 

Рис. 37. Кран управления (СЛАЙД № 53)

 

Состоит из:

- корпуса с тремя штуцерами;

- шарикового клапана;

- игольчатого толкателя клапана с рукояткой.

Толкатель имеет резьбу, благодаря которой при вращении рукоятки, он перемещается вдоль своей оси и воздействует на шарик клапана, открывая или преграждая доступ воздуха из пневмосистемы автомобиля к золотниковому распределителю. Кран управления обеспечивает различную интенсивность действия стеклоочистителя, т. е позволяет изменить скорость перемещения щеток.

 

Выводы по вопросу.

Заключение

 

Таким образом, на данном занятии были рассмотрены следующие вопросы: назначение, устройство и работа стартера, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей, стеклоомывателей, систем отопления и вентиляции кабины.

Материал занятия актуален при изучении систем электрооборудования и обслуживания автомобилей.

Ответить на возможные вопросы обучаемых.

Дать задание на самостоятельную подготовку. (СЛАЙД № 56)

Преподаватель автошколы

_____________________________________________________________________________

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

 

Тема № 3. Источники и потребители электроэнергии

Занятие № 3.4. Потребители электроэнергии

 

по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»

 

 

Москва 2011


Тема № 3. Источники и потребители электроэнергии (СЛАЙД № 1)

Занятие № 3.4. Потребители электроэнергии

 

Учебные вопросы (СЛАЙД № 2)

 

  1. Назначение, устройство и работа стартера.
  2. Включатель стартера, цепь дистанционного управления стартера изучаемых автомобилей.
  3. Объем работ по техническому обслуживанию стартеров.
  4. Назначение, устройство и работа приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов.
  5. Назначение, устройство и работа стеклоочистителей, стеклоомывателей, систем отопления и вентиляции кабины.

Время: 2 часа.

Место проведения: аудитория.

Вид занятия: лекция.

Методические указания.

Обосновывать обучаемым важность рассматриваемого учебного вопроса. Основные положения давать под запись в конспект.

Приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации автомобилей.

Обратить внимание на правильность ведения конспектов.

Учебный материал излагать с использованием кадров в Microsoft PowerPoint, схем и плакатов.

Поддерживать связь с аудиторией.

Контроль качества усвоения учебного материал производить кратким опросом по изложенному материалу.

Подводить итог рассмотренного вопроса и приступать к изложению следующего учебного вопроса.

Сделать выводы по материалу занятия, подвести итог занятия, ответить на вопросы обучаемых. Дать задание на самостоятельную работу.

 

 

Введение

 

Сегодня на занятии будут рассмотрены потребители электрической энергии, а именно система электропуска двигателя, вопросы назначения, устройства и принципа работы. Надежный пуск двигателя возможен при условии, если его коленчатый вал вращается с частотой 60-80 (150-300 для дизельного двигателя) оборотов в минуту. Кроме этого существуют другие потребители электроэнергии. Безопасная работа водителя на автомобиле невозможна без приборов освещения и световой сигнализации. Световые приборы повышают безопасность автомобиля и создают удобство для водителя и пассажиров.

Основное назначение внешних световых приборов – освещение пути следования автомобиля, а приборов сигнализации – передача и обмен информацией между участниками дорожного движения.

 

 

Учебный вопрос № 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.209 с.)