Биологическая основа нордического мировоззрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологическая основа нордического мировоззрения



 

«Нордическая идея — это выражение мировоззрения,

для которого возвышение человека является божественной заповедью».

Ганс Ф.К.Гюнтер

 

«Сегодня каждое явное подчеркивание нордической

точки зрения приносит выгоду».

Ойген Фишер

 

Даже люди, не знакомые с расовой теорией, имеют представление о том, что обозначает понятие нордическая раса. Высокие статные голубоглазые и свет­ ловолосые красавцы с древнегреческого Олимпа и из скандинавских саг возни­ кают в нашем воображении сами собой, стоит лишь произнести это магическое словосочетание, будто само собою источающее солнечную энергию, неземное великолепие и сверхчеловеческую силу.

Пресыщенные осознанием собственного величия древнеримские патриции, своевольные германские рыцари, русские былинные чудо-богатыри и граци­ озные, «будто лебедь белая», русские сказочные красавицы, а также точно с вы­ резанными из слоновой кости лицами офицеры СС и, наконец, сдержанные ан­ глийские джентльмены — все это обилие исторических персонажей различных эпох и народов, тем не менее, в первую очередь характеризуется именно терми­ ном нордический, обозначающим совокупность физических и духовных харак­ теристик людей, происходящих с единой северной прародины.

Но это ассоциации, если же перейти к фактам, то картина вырисовывается совершенно парадоксальная. Кажется, что в слове «нордический» кроется нечто хитроумное, иностранное, от диковинной и не понятной русскому человеку ра­ совой теории. Такова сегодня доминирующая точка зрения на данный вопрос, причем не только в России, но и за рубежом.

Ведущие расовые теоретики современности также считают определение нор­ дическая раса неотъемлемой частью науки, ее привычной и устоявшейся науч­ ной категорией, но очень мало кто знает, что человек, который впервые предло­ жил это понятие для обозначения определенной антропологической общности, родился в Астрахани.

Русский расовый теоретик Иосиф Егорович Деникер (1852-1918) происходил


 

 

от французских родителей (поэтому правильное ударение на последний слог), но, будучи крещенным в православие, на что указывает русское отчество, по за­ конам Российской империи автоматически признавался русским подданным. Именно как русский ученый он числится в словаре Брокгауза и Ефрона, а также в Большой Советской энциклопедии 1955 года издания, признавшей, что «клас­ сификация рас Деникера не устарела до сих пор». Ссылки на его основную работу 1900 года «Человеческие расы» можно без труда встретить во многих советских академических работах по антропологии. Один из ведущих расовых теоретиков Веймарской Германии, а затем и Третьего Рейха Ганс Ф.К.Гюнтер в своей фун­ даментальной работе «Нордическое мировоззрение» открыто признавал, что на­ звание базовой части немецкой расовой доктрины «впервые ввел русский расовый теоретик Деникер». Другой крупный немецкий авторитет в означенной области Вальтер Шейдт свою книгу по систематизации терминологии назвал «История антропологии от Линнея до Деникера». Никаких сведений о том, что он имел проблемы с политическими ведомствами Рейха из-за упоминания русского ан­ трополога в названии книги, не имеется.

Австрийский расовый специалист Эрих Фегелин в своей книге «Раса и госу­ дарство» ясно писал, что термин «нордическая раса впервые введен Деникером». При­ меры из германоязычной литературы можно приводить и далее. В «демократи­ ческой» части тогдашнего мира вклад русского ученого также безоговорочно признавался. Американец Отто Клинеберг в монографии «Расовые различия» свидетельствовал: «Никто еще не смог до Деникера создать такую расовую классифика­ цию, в которой бы использовалась комбинация признаков, таких, как структура волос, цвет кожи, цвет глаз, форма носа и другие, что позволило сократить количество известных рас до семнадцати, и двадцати одной подрасы, в то время как предыдущие исследователи, основываясь на классификации по отдельным признакам, называли различное их число от трех до трехсот».

Поразительно, но факт остается фактом, русский исследователь французско­ го происхождения сумел добиться всеобщего неоспоримого признания своего научного вклада в самую политизированную науку XX века. Его признали даже в Советской России, хотя он принадлежал к иностранцам по происхождению и к так называемым старым царским специалистам, в Германии Гитлера, несмот­ ря на то, что он олицетворял собой ненавистный образ «азиатских орд больше­ виков», да еще в самой главной части государственного культа. В «свободном англо-саксонском мире» он также снискал уважение и популярность, невзирая на то, что там не любят слишком часто произносить французские имена и с опа­ ской относятся к русским.

Для того, чтобы лучше понять суть новаторства Деникера, рассмотрим вкрат­ це историю развития понятийной базы расовой теории, ибо без корректной ме­ тодологии и терминологии ни одна наука существовать не может. Однако все


 

 


 

ям антропологов.


пояснения будем давать с учетом ра­ совых и географических региональ­ ных ограничений, заявленных в на­ звании нашего эссе. Кроме того, мы считаем также необходимым огово­ риться, что историю развития расо­ вой систематизации здесь и далее будем приводить по методике Вальтера Шейдта с некоторыми ав­ торскими дополнениями, в связи с тем, что советские классификации и соответствующие им рубрикаторы, разработанные Я.Я.Рогинским и М. Г.Левиным, не выдерживают ника­ кой критики — этот апофеоз безгра­ мотности и политической ангажиро­ ванности, к сожалению, преподавал­ ся у нас в стране как эталон «пере­ довой науки» нескольким поколени­


Французский этнограф Франсуа Бернье в 1672 году впервые в Европе ввел в обиход термин раса, который поначалу имел еще совершенно этнографический смысл. Однако, представители англосаксонской научной школы предпочитают до сих пор закреплять первенство в этой области за собой, определяя дату ав­ торства самым концом XVII века.

Немецкий философ Готтфрид Вильгельм Лейбниц в 1700 году вводит поня­ тие европеоидной расы, а англичанин Джеймс Бредли в 1721 году для обозна­ чения биологической общности коренного населения Старого Света применяет его более упрощенный и компактный вариант — европеоиды.

Гениальный шведский естествоиспытатель Карл Линней в 1735 году первым применяет термины homo europaeus (человек европейский) и homo albus (че­ ловек белый), а в 1746 году создает первую расовую классификацию, основан­ ную на психосоматических и физиологических признаках. Выглядит она так.

I Americanos rufus — американец. Рыжеволос, холерик, держится пря­ мо, упорен, самодоволен, подчиняется традиции.

II. Europaeus albus — европеец. Блондин, сангвиник, мускулист, подви­ жен, остроумен, изобретателен, подчиняется закону.

Ш. Asiaticns lnridus — азиат. Желтолиц, меланхолик, гибок, жесток, скуп, любит роскошь, одевается в широкие одежды, подчиняется мнению общества.


 

 

IV. Afer niger — африканец. Черного цвета, флегматичен, вялого тело­ сложения, хитер, равнодушен, малоподвижен, умаслен жирами, подчиня­ ется произволу.

Жорж Бюффон в 1749 году настаивает на принятии определения европей­ ской расы, а Джон Хантер и Иммануил Кант в 1775 году, одновременно в Ан­ глии и в Германии, вводят понятие белой расы.

Крупный немецкий ученый Иоганн Фридрих Блюменбах в 1776 впервые в интересах классификации использует краниометрические ис­ следования черепов различных этни­ ческих групп, в связи с чем приходит к выводу о правомерности использо­ вания более широкого определения того же антропологического типа — кавказская раса.

Француз Жорж Кювье в 1800 году в качестве основы расовой класси­ фикации использует цвет кожи, поэтому называет европейскую расу

лейкодериной, однако его соо­ течественник Жан Батист Jlaмарк в 1809 вновь отдает предпочтение на­ званию кавказская раса.

Знаменитые немецкие романтики Август Вильгельм и Фридрих Шлегели в начале XIX века на основе лингвистических изысканий вводят понятие индо­ германцы, которое многими их последователями совершенно ошибочно пере­ носится и в область антропологии. Английский филолог Макс Мюллер в 60-х годах XIX в. первым вводит понятие арии, основываясь на данных сравнитель­ ного языкознания и сравнительного религиоведения. Увы, поначалу он вновь повторяет ту же ошибку, смешивая языковое и культурное родство с расовыми признаками. Французский историк Эрнест Ренан в это же время для выявления большей содержательности и контрастности определения ариев выводит их вечных исторических антагонистов — семитов.

Но начало создания классической расовой теории в 1853-1855 годах приня­ то связывать именно с именем графа Жозефа Артюра де Гобино. Он одним из первых начал выделять внутри единой белой расы прототип высокорослой до­ лихокефальной (длинноголовой) голубоглазой расы. Его современник Густав Фридрих Клемм в 1842-1852 годах подразделил человечество на активные и пассивные расы, и среди первых выделил более светлую и более темную расы.


 

 

Известные немецкие расовые теоретики Людвиг Вольтман и Хаустон Стюарт Чемберлен на рубеже XIX и XX веков для определения северного расового типа использовали термин германцы, вновь перенеся этническую и языковую харак­ теристики на расовые признаки. Увы, их авторитет все слишком запутал, создав в дальнейшем неоправданные идеологические перекосы в расовой теории.

Правда, еще в 1884 году немецкий языковед и историк Отто Шрадер внес не­ которые антропологические коррективы в определение термина: «Арийская раса первоначально соответствовала белокурым северным расам, среди которых развились арий­ ский язык и культура, привившиеся при переселении и скрещивании другим, не-арийским ра­ сам». Крупнейшие расовые теоретики этого же периода Отто Аммон и Жорж Ваше де Лапуж вновь предпочли вернуться к апробированному термину Линнея homo еuropaeus, но используя его как антропологический синоним термина арийцы. Оба во всех своих работах вслед за Гобино выделяли длинноголовых н высокорослых, голубоглазых блондинов в качестве основы белой расы, или ина­ че — ее расового ядра.

В 1870 году английский антрополог Томас Генри Гексли в целях большей яс­ ности выделил в европеоидной расе более светлую ксанптохроидную расу (xanthochroide race) и более темную меланохроидную расу (melanochroide rase).

В разное время другие антропологи и естествоиспытатели создавали свои ра­ совые классификации, уделяя должное внимание физической неоднородности населения Европы: Августин Тьерри (1817), Этьен Жоффруа Сент-Илер (1818), Бори де Сен-Винсан (1827), Амедей Тьерри (1828), Джеймс Причард (1836), Андерс Ретциус (1842), Роберт Нокс (1850), Чарльз Дарвин (1859), Поль Брока (1860), Исидор Жоффруа Сент-Илер (1870), Томас Генри Гексли (1870), Поль Топинар (1878).

С географической привязкой прародины ариев также поначалу не было ника­ кой ясности, и отчасти по вине историков и лингвистов.

Этнограф Омалиус д'Аллуа и антрополог Поль Брока первыми восстали про­ тив лингвистической концепции происхождения ариев, созданной Максом Мюллером и другими ориенталистами, которые полагали, что их прародиной является Азия. Отто Шрадер в 1890 году «поселил» предков арийцев на юге России, Исаак Тейлор в 1906 году оппонировал ему, заявляя, что нашими пред­ ками была «кельтская раса из центральной Европы». Талантливый немецкий антро­ полог Карл Пенка в 1883 году в своей книге «Происхождение ариев» доказывал, что их прародина находилась в Скандинавии: «Чистокровные арии представлены только северными германцами и скандинавами — самой плодовитой расой, наделенной круп­ ным телосложением, большой мускульной силой, энергией и храбростью. Блестящие при­ родные дарования этой расы позволили покорить немощные расы Востока, Юга и Запада и навязать свой язык этим народам». Таким образом Карл Пенка первым указал на несоответствие антропологических факторов доводам лингвистов, позже его


 

 

поддержал другой известный антрополог — Людвиг Вильзер. В англоязычном научном мире на это веяние в сторону «нордизации» арийской прародины сразу же откликнулись Джон Рис (1886), который предположил, что арийцы могли происходить откуда-то из пределов арктического круга, в частности с севера Финляндии, а также Джеральд X.Рендалл (1889), который дал арийцам следую­ щее определение: «Долихокефалическая раса блондинов, происходящая с Балтийского по­ бережья. Ариец представляет собой тип разумного человека — основной продукт рас, в ко­ тором особые качества тьмы и света, Севера и Юга, эмоциональности и практицизма сме­ шались и соединились в высшие и переходные состояния разума и тела».

Однако подлинную сенсацию в Европе произвела книга индийского брахма­ на Бала Гандахара Тилака «Арктическая родина в Ведах» (1903), где он, осно­ вываясь на энциклопедическом знании Священных Вед, доказал, что арийская раса могла вести свое происхождение только с Севера. Несколько позже сход­ ные данные были получены и на основе другой священной книги ариев «Аве­ сты». Таким образом, обе живые древнейшие арийские традиции, индуизм и зо­ роастризм, свидетельствовали в пользу одной и той же теории, чем многократно и увеличивали ее достоверность.

Одновременно с этим получала дальнейшее развитие эволюционная теория Чарльза Дарвина, а в 1900 году были вторично открыты законы наследственно­ сти Грэгора Менделя, в связи с чем понятие «расовой чистоты» было доказано на генетическом уровне. В том же году впервые было выдвинуто биологическое обоснование существования различных групп крови, а несколькими годами ра­ нее была завершена титаническая работа Немецкого антропологического обще­ ства, которое под руководством Рудольфа Вирхова исследовало черепа совре­ менных европейцев в сравнении с ископаемым материалом, собранным палеан­ тропологами. Концепция нордической прародины ариев была подтверждена. Томас Морган и Август Вейсман в это же время создали «теорию зародышевой плазмы». И в этом же 1900 году фирма Круппа, прекрасно чувствуя конъюнкту­ ру, объявила конкурс научных работ о влиянии теории Дарвина на внутреннюю политику и законодательство государств.

Именно в это время расовая теория и сформировалась как отдельное направление науки с именами, достижениями и титулами. И опять же в 1900 году на французском языке появилась большая сводная работа И.Е.Деникера

«Человеческие расы», в которой впервые в научной практике был применен но­ вый синтетический принцип расовой классификации. «Что касается классифика­ ции рас, то для нее принимаются в расчет одни только физические признаки. Путем антро­ пологического анализа каждой из этнических групп, мы попытаемся определить расы, вхо­ дящие в ее состав. Затем, сравнивая расы друг с другом, будем соединять расы, обладающие наибольшим числом сходных признаков, и отделять их от рас, обнаруживающих наибольшие с ними различия».

Под расой Деникер четко понимал «соматологическую единицу», и со вся­


 

 

ким идеализмом в антропологии таким образом было покончено. Вся книга по сути и посвящена отделению друг от друга этнографии и антропологии, кото­ рые автором определяются как явления различного порядка: первое — социоло­ гического, и второе — биологического. Он пишет: «Несколько лет тому назад я предложил классификацию человеческих рас, основанную единственно лишь на физических признаках (цве те кожи, качестве волос, росте, форме головы, носа и т. д.)».

Деникер по сути первым встал на позиции жесткого и последовательного биологического детерминизма в расовой философии. По его мнению, окружа­ ющая среда бессильна перед расовыми признаками. Он пишет: «Расовые признаки сохраняются с замечательным упорством, невзирая на смешение рас и на изменения, обу­ словленные цивилизацией, утратой прежнего языка и т.д. Меняется лишь отношение, в ко­ тором та или иная раса входит в состав данной этнической группы».

Обобщая весь накопленный опыт предыдущих исследователей, Деникер ста­ вит точку в споре об арийцах, вводя новый термин, принципиально не имею­ щий ничего общего с романтическими концепциями лингвистов: «Длинноголовую, очень рослую, светловолосую расу можно назвать нордической, так как ее представители сгруппированы преимущественно на севере Европы. Главные ее признаки: рост очень высо­ кий: 1,73 метра в среднем; волосы белокурые, волнистые; глаза светлые, обыкновенно голу­ бые; голова продолговатая (головной указатель 76-79); кожа розовато-белая; лицо — удли­ ненное, нос — выдающийся прямой». Терминологическая путаница в расовой теории закончилась, термин арийцы плавно отошел в сферу культурологии, социологии и религиоведения: «Не может быть и речи об арийской расе, а позволительно говорить только о семье арийских языков и, пожалуй, о первобытной арийской цивилизации».

Работа «Человеческие расы» появилась в 1900 году, но была обобщающей, сам термин нордическая раса был введен в употребление годом ранее. Несколько позже ведущий расовый теоретик Германии Ганс Ф.К.Гюнтер, всегда стоявший на позициях нордической философии, в своей книге «Расовые эле­ менты в истории Европы» давал пояснение в том же духе: «В филологии раньше словом «арийский» обозначали индоевропейские языки; сегодня этот термин обычно исполь­ зуется лишь применительно к индоиранской ветви этой языковой семьи. В начале расовых исследований иногда называли (не существующую) белую или кавказскую расу арийской; поз­ же арийцами стали называть народы, говорящие на индоевропейских языках, и, наконец, нордическую расу. Сегодня термин «арийский» вышел из научного употребления и использо­ вать его не рекомендуется, особенно с тех пор, как он стал ходовым среди профанов в по­ рядке противопоставления «семитам». Но от термина «семиты» антропология тоже отказалась, так как на семитских языках говорят народы самого различного расового происхождения».

Однако пусть русский читатель не удивляется, что эта информация, хорошо освоенная в кругах европейских интеллектуалов, столь слабо представлена у нас. Русский писатель и социолог Яков Александрович Новиков (1850-1912), ав­ тор десятков популярных изданий по расовый и этническим проблемам, также


 

 

предпочел писать по-французски, ибо русская интеллигенция, погруженная в мечты об идеалах в духе чеховской «Чайки», к расовой теории оказалась совер­ шенно невосприимчивой, за что и поплатилась 1917-м годом. Увы, но факт остается фактом, сегодня Иосиф Егорович Деникер и Яков Александрович Но­ виков составляют золотой фонд расовой теории на французском языке и совер­ шенно не известны у себя на родине.

Английский исследователь сэр Артур Кейт в 1912 году заявил, что «политиче­ ская концепция расы должна быть принципиально понята с биологической точки зрения». Нордическая теория начинает набирать обороты, и все увереннее вырабатывает­ ся точка зрения, что внешние отличительные признаки нордической расы яв­ ляются результатом ее биологических отличий от других рас.

Увлечение пресловутыми «обмерами черепов» начинает отходить на второй план и возникает биохимическая концепция расы. Теоретически она создает­ ся на основе многочисленных обобщений практических работ таких ученых, как Луис Берман (1925), Лоуренс Хесбрук Снайдер (1926), Гилберт Джозеф Рич (1928), Вильгельм Круз (1929), Геррит Смит Миллер (1930), Генри Эттер Стар (1931), Рей Грэхем Хоскинс (1933), Лиланд Вайман (1935) и Вильям Бойд (1935).

В Германии наибольшего успеха в данной области добился биолог Отто Рехе, из его многочисленных работ, посвященных расовой идентификации на основе групп крови, явственно следовало, что именно первая и вторая группы крови внутри белой расы являются преимущественно нордическими. Причем процент первой группы крови всегда закономерно увеличивается в сторону так называе­ мого расового ядра, в котором расовые признаки выражены с наибольшей не­ повторимостью и отчетливостью.

Американские биологи Л.Вайман и В.Бойд поэтому справедливо отметили, что «группы крови существуют дольше, чем современные расы». Их соотечественник Отто Клинеберг в этой связи отмечал: «Проблема расовой дифференциации основыва­ ется прежде всего на внутреннем обмене веществ, который в свою очередь является бази­ сом, от которого зависят психические и ментальные характеристики личности. Клиниче­ ские наблюдения со всей ясностью показали степень влияния факторов эндокринной систе­ мы на человеческую индивидуальность, что дает возможность использовать психические характеристики в целях расовой классификации, а в целом позволяет говорить уже об открытии научной расовой психологии». Г.Э.Стар и Д.Рич также указывали: «Компо­ ненты человеческой крови, такие как гемоглобин, креатин, фосфаты, сахар, кальций и мно­ гие другие, проливают свет на биохимическую основу человеческой индивидуальности. Основные группы четко дифференцируются по составу этих элементов».

Немецкие классики расовой гигиены Эрвин Баур, Ойген Фишер и Фриц Ленц в своей совместной базовой работе «Учение о человеческой наследствен­ ности» (1936) также подчеркивали: «Расовые различия в основном зависят от разли­ чий внутренней секреции. Конституция тела, интеллектуальные и психические характери-


 

 


 

 


 

 

стики и прочие расовые особенности детерминированы ими».

Таким образом, расовая психология получила мощный импульс к развитию. Одновременно с этим, некоторые исследователи на основе простейших на­ блюдений начали приходить к выводу, что внешние расовые признаки напрямую связаны с психически­ ми и интеллектуальными способностями. Хэвлок Эллис еще в 1904 году установил связь цвета кожи и коэффициента интеллекта, чем дал новые подтвер­ ждения в пользу биологического превосходства нор­ дической расы. Исследовав Национальную портрет­ ную галерею в Лондоне, он обнаружил, что большинство великих людей были блондинами.

Катерина Блэкфорд в 1914 в своих эссе по расо­ вой психологии характеризовала блондинов такими позитивными качествами, как динамичность, активность, инициативность, а брюнетов негативными — статичность, вялость, безынициативность, консервативность.

Далее ученые Дональд Патерсон (1922), Раймонд Пирл (1924), Эвелин Хан­ тингтон (1924), Джордж Эстабрукс (1928), Катерина Ева Ладгейт (1930) прове­ ли многочисленные исследования расовых групп на основе коэффициентов ин­ теллекта (IQ) и пришли к однозначному выводу, что блондины статистически обладают более высоким IQ по сравнению с брюнетами, а голубоглазые точно так же стабильно превосходят кареглазых.

Жорж Ваше де Лапуж в своей книге «Ариец и его социальная роль» (1895), не зная еще ничего о будущих исследованиях, провидчески писал: «Длинноголо­ вые блондины исполняют функции мозга и нервов в общественном организме, а короткоголо­ вые брюнеты и их метисы играют роль мышц и костей».

Министр сельского хозяйства Третьего Рейха Рихард Вальтер Дарре в книге

«Свинья как критерий у нордических народов и семитов» (1933) развил ориги­ нальную концепцию о биологической взаимосвязи тотемных животных с расо­ выми характеристиками поклоняющихся им народов. Используя древнегер­ манскую и античную мифологии, он приходит к выводу о том, что свинья все­ гда сопутствовала нордическим оседлым народам, именно поэтому южные ко­ чевые семиты и тюрки ее недолюбливают. Ритуальное запрещение вкушать сви­ нину у этих народов является генетической памятью об ущербности кочевых южан по сравнению с оседлыми северянами. Он пишет: «Речь идет о взаимосвязи определенных народов или человеческих рас, с одной стороны, и определенных пород домаш­ них животных, с другой». Свинья — это символ нордической оседлости, ее глав­ ный биологический указатель, именно за это иудаизм и ислам так ненавидят ее,


 

 

ибо это ненависть, возведенная в ранг религиозного абсолюта. Причем нена­ висть, лучше всего проливающая свет на собственное биологическое происхо­ ждение.

Далее Рихард Вальтер Дарре в своей книге приступает к рассмотрению весь­ ма важного вопроса, которому до этого не уделялось должного внимания. «Расо­ вая теория до сих пор не занималась такой проблемой, как питание и раса, зато в живот­ новодстве известна взаимосвязь между питанием и породой; так как одинаковые реакции обмена веществ у разных пород домашних животных протекают по-разному. Белок в пище имеет разную «ценность» ... В процессе пищеварения белок разлагается на аминокислоты и затем снова синтезируется в специфический для данного организма белок. Управляют обме­ ном веществ протеины. Протеины всегда специфичны, поэтому протеины пищи и перевари­ вающего ее организма должны быть совместимыми, подходить, как ключ к замку... Поэто­ му получается, что семиты и свиньи — это физиологические антиподы».

Правильная жизнедеятельность организма зависит от гармоничного обмена веществ, по мнению Дарре, ввиду этого представителям разных рас необходи­ мы различные по биохимическому составу продукты питания. Свинья, таким образом, это древнейший биогенетический индикатор расового различия оседлых народов от представителей кочевых.

Свои утверждения Дарре подкрепляет и анализом сортов хлеба, которые предпочитают различные расовые группы, для чего удачно цитирует путевые заметки Гете, пересекавшего границы романского и германского миров. Гени­ альный классик немецкой литературы подметил, что на Юге Европы видел

«черных девушек и белый хлеб», а на Севере — «белых девушек и черный хлеб». Из чего следует закономерное умозаключение, что не только домашние животные, но и злаки, употребляемые человеком в пищу, проливают свет на ра­ совые различия. Исследуя тончайшие нюансы физиологии питания, географию сельского хозяйства, автор говорит уже о расовой экологии и делает вывод:

«Прародина нордической расы — лесная зона Северной Европы с умеренным климатом».

После биохимической основы расовых различий, в свете нашей темы будет правомерно перейти к рассмотрению исходных утверждений расовой психоло­ гии, для чего и обратимся к классической работе Людвига Фердинанда Клаусса

«Нордическая душа» (1939).

В ней он писал: «С точки зрения психологии под расой мы понимаем не хаотический набор «свойств» или «признаков», а общий стиль переживания, определяющий цельность ха­ рактера... Расовая психология призвана определить те границы, которые ни один народ не может нарушать или открывать без разрушительных последствий для себя. Если нордиче­ ское переживание «центробежно», то восточное можно было бы назвать «центростреми­ тельным». Внешняя «холодность» нордического человека объясняется его стремлением сохранить дистанцию между собой и окружающим миром. Способность «объективиро­ вать» мир — нордическая способность».

Клаусе показывает нам, что расовые различия накладывают неизгладимые отпечатки на всю специфику переживаний, ландшафт же местности только уси­


 

 

ливает генетическую данность. «Местность — это материал, который душа преобра­ зует в своем стиле и превращает в ландшафт... Но не всякая местность дает одинаковые возможности для такого преобразования... Северное море — это бесконечные дали, а на Средиземном берег всегда близко. Даже если он не виден, знаешь, что он близко или даже чувствуешь его близость по видимым признакам. Здесь все ограничено настоящим временем и красиво с постоянным соблюдением пропорций. Северное небо высоко и по нему все время бегут облака, до южного — рукой подать, а облака по нему либо лениво плывут, либо зате­ вают игру друг с другом. Север учит человека стремиться во все новые и новые дали, а юг, Средиземноморье зовет остаться на нем вечно: там все соблазн, счастливое настоящее.

Нордическая душа устремляется вдаль, и в частности, на юг, но юг для нее — как свеча для мотылька. Разлагающее влияние юга проявляется в том, что исчезает желание куда-ли­ бо стремиться».

В другой своей книге «Душа и раса» (1940) Клаусс указывал на то, что пред ­ ставители различных рас по-разному воспринимают цвет, пространство, пла­ стические формы, время, движение. И в то время, как представители южных рас живут внешними эффектами, жеманством, игрой, человек нордической расы живет сутью внутренней энергии, ее постоянным переживанием. «Раса — это форма, а форма живых существ является расовой в той степени, в какой она наследуется... Меняются поколения, но не форма. Только если исходить из души, можно увидеть законо­ мерную связь, соединяющую формы души и тела, две части одного целого. Мы говорим здесь о форме нордического человека действия, потому что действие — это определяющая ценность в его иерархии ценностей; он воспринимает мир как нечто, ему противостоящее, во что он должен вмешаться, чтобы что-нибудь из это сделать. Это его основная родовая позиция, определяющая способ движения. Он не может иначе, потому что его закон душев­ ной формы ему так предписывает. Этот закон — последняя объяснимая инстанция. На во­ прос «почему?» ответа нет».

Такова была доминирующая позиция расовых теоретиков первой половины XX столетия. Но современные исследования в области генетики полностью подтверждают их, еще в общем-то эмоциональные и поэтизированные, воззре­ ния. Самое комичное же заключается в том, что советская антропологическая школа, в задачи которой входило официально разоблачать «бредовые химеры расизма», самым недвусмысленным образом повторила все основные постулаты классической расовой теории, причем проделала это с таким методическим упорством, о котором в Третьем Рейхе и мечтать не могли.

Просто никто не брал на себя труд изучать советские работы по антрополо­ гии и генетике с позиций классической расовой теории. Пресловутая концепция

«биологического превосходства нордической расы» под таким ракурсом приоб­ ретает академический ореол непогрешимости «передовой советской науки», служащей идеалам «всего прогрессивного человечества».

Как мы показали выше, название базовой категории немецкой расовой фило­ софии дал русский ученый, в чем немецкая сторона неоднократно признава­ лась. Кроме того, в самый разгар идеологического противостояния известная


 

 

немецкая расовая исследовательница Ильзе Швидецки в своей книге «Расовое учение древних славян» (1938) доказала, что «западная и восточная ветвь славян­ ства безусловно принадлежат к нордической расе». Польша так же, как и Германия, в описываемый период не входила в число друзей Советского Союза, однако ее ведущие антропологи Ян Чекановский и Кароль Стояновский в своих исследо­ ваниях придерживались той же точки зрения на расовую принадлежность сла­ вян. Американские специалисты Лотроп Стоддард и Медисон Грант характери­ зовали население северной и центральной части России как «континентальных нордиков».

Один из ведущих специалистов Германии в области биохимического анализа расовых признаков Отто Рехе в своих работах добросовестно ссылался на труды советских ученых Б.Н.Вишневского, А.А.Мелких, В.Я.Рубашкина. Будучи чле­ ном НСДАП, он, тем не менее, как добросовестный ученый, не считал нужным скрывать, что в основе методики вычисления чистокровных арийцев в Третьем Рейхе лежали «Труды постоянной комиссии по исследованию групп крови» из Харькова, журнал «Врачебное дело», «Новый биохимический расовый указа­ тель» и иные достижения советских ученых.

Немецкие специалисты в области дерматоглифики, то есть методики опре­ деления рас и национальностей по отпечаткам пальцев, также базировались на работах советских исследователей П.С.Семеновского и М.В.Волоцкого. Разра­ ботчики концепции расовой гигиены в Германии активно печатали Н.К.Кольцо­ ва, Ю.А.Филипченко, Б.И.Словцова. У немецких расовых психологов в большой чести был В.М.Бехтерев, у генетиков — Н.В.Тимофеев-Ресовский и А. С.Серебровский. Известный современный англоязычный писатель Роберт Н. Проктор в своей книге «Расовая гигиена» (1988), ссылаясь на архивные доку­ менты, приводит такие любопытные факты. Н.В.Тимофеев-Ресовский был по­ слан в Германию в рамках правительственного соглашения с СССР и стал ди­ ректором Института генетики при Институте Кайзера Вильгельма в Берлине, позже читал лекции на курсах повышения квалификации офицеров СС, а в 1938 году на открытом собрании партийной элиты, посвященном текущим вопросам расовой политики, выступал с докладом сразу же после начальника Расового департамента НСДАП Вальтера Гросса, но перед главным идеологом Третьего Рейха Альфредом Розенбергом. Комментарии, как говорится, излишни.

Сразу же после победы над Германией в советской научной литературе раз­ вернулась целая кампания по корректировке исторической концепции происхо­ ждения русского народа на основе новейших данных антропологии и археоло­ гии. Еще в 1930 году советский историк Ю.В.Готье в своей книге «Железный век в Восточной Европе» писал: «Размещение славянских племен на левом берегу Дне­ пра уже само по себе наводит на мысль, что проводниками раннего славянского продвиже­ ния к востоку и юго-востоку должны были быть северяне». П.Н.Третьяков в книге


 

 

«Восточно-славянские племена» (1953) наглядно подтвердил эту же мысль. В публикациях того времени явственно ощущался политический заказ: под неу­ сыпным оком «отца народов» доказать, что «старший брат в семье братских со­ ветских народов» — русский — потому и является старшим, что имеет сугубо нордическое происхождение. Кинематограф, живопись, ваяние той эпохи дают наглядное тому подтверждение. Запечатленные в произведениях искусства ра­ совые идеалы побежденных плавно перешли к победителям. Образы и силуэты Езефа Торака и Арно Брекера — ведущих немецких скульпторов — усилиями советских ваятелей нашли свое отражение на Мамаевом кургане в Сталинграде и украсили станции Московского метро, а парадный вход в Библиотеку им. Ле­ нина до сих пор, как две капли воды, похож на фасад Рейхсканцелярии.

0 нордическом происхождении славянского мира можно написать еще очень много, привести множество свидетельств, но один единственный факт является самым красноречивым и неоспоримым доказательством этой концепции. Какой еще народ, кроме русского, своим этническим самоназванием дал определение одному из важнейших расовых, и именно нордических, признаков, каковым яв­ ляются русые волосы?

Авторы Т.И.Алексеева, В.А.Бацевич, О.В.Ясина в статье «Фотоколориметри­ ческое определение цвета волос в различных этнотерриториальных группах СССР» (Вопросы антропологии, вып. 84, 1990) отмечают, что цвет волос яв­ ляется одним из «важнейших расово-диагностических признаков», субъективные оценки в определении которого недопустимы. «В волосах светлых, особенно пепель­ ных оттенков, содержание феомелннинов резко понижено. Судя по данным Русской антро­ пологической экспедиции, для русского населения преобладающим оказываются темно-русые волосы, хотя довольно значительна частота среднерусых оттенков. Последние наиболее типичны для представителей северо-западных территорий европейской части СССР, среди которых встречаются и белокурые волосы разных оттенков».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.061 с.)