Вопрос №4 Цель обучения иностранному языку как социально-педагогическая и методическая категория. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №4 Цель обучения иностранному языку как социально-педагогическая и методическая категория.



Определение цели определяет весь последующий выбор. С точки зрения Совета Европы по современным ИЯ, основной целью обучения ИЯ является формирование коммуникативной компетенции. Выделяется несколько её составляющих:

  1. лингвистическая компетенция – это владение знанием о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и способность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме
  2. социолингвистическая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи
  3. социокультурная компетенция подразумевает знание учащимися национально-культурный особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культур, а также способов пользоваться этими знаниями в процессе общения.
  4. Стратегическая (компенсаторная) компетенция – это компетенция, с помощью которой учащийся может восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде.
  5. Социальная компетенция проявляется в желании и умении вступать в коммуникацию с другими людьми, в способности ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией.

Цели обучения — заранее спланированный результат определённой деятельности. Они отражают социальный заказ общества и зависят от условий обучения и языковых потребностей учащихся.

Цели определяют отбор содержания средств, методов, приёмов и форм обучения. Стратегическая цель обучения — формирование и развитие вторичной языковой личности. т. е. готовность к межкультурному общению (также включает в себя практические, воспитательные, образовательные и развивающие цели).

1. Практические цели. Их достижение означает, что обучаемый овладел ИЯ как инструментом межнационального общения, Т.Е. он умеет говорить, понимать на слух, читать и писать на ИЯ, иногда переводить. 4 основных вида речевой деятельности: устные (говорение и аудирование) и письменные (письмо и чтение); либо: активные/продуктивные (говорение и письмо) и рецептивные (аудирование и чтение).

Каждый вид речевой деятельности реализуется с помощью соответствующих умений. В зависимости от типа учебного заведения и этапа обучения в нем (начального, среднего, старшего и продвинутого) набор умений может быть либо маленьким (детский сад), либо очень большим (языковой ВУЗ). Практические цели ставятся во всех типах учебных заведений, но в разном объеме.

2. Образовательные цели. Межнациональное общение может быть успешным, если человек, осуществляющий коммуникацию с носителем другого языка, обладает определенными знаниями: гос строй страны, полит структура, обычаи, право, традиции, праздники, особенности нац хар-ра и речевого этикета, реалии и др.; филологические знания: языковая догадка, языковое чутье, умение аналитически мыслить и понимать явления ИЯ; также умение общения как на родном, так и на изучаемом ИЯ, коммуникабельность, умение осуществлять самообразование, удовлетворять с помощью ИЯ личные и проф потребности в информации.

Образовательные цели ставятся во всех типах уч. заведений, но в разном объеме.

3. Развивающие цели. Их достижение означает, что процесс овладения ИЯ оказал огромное положительное влияние на интеллект обучаемых, на деятельность их механизмов памяти, внимания, внутренней речи/внутреннего проговаривания, антиципации (предугадывание), формирует и совершенствует умение логически мыслить, обобщать, делать выводы, умение автономной деятельности (самостоятельно планировать свою работу, составлять письменные планы, подбирать необходимые материалы для этой работы, распределять их использование во времени и т.д.).

Развивающие цели сформулированы в программах для различного типа школ с углубленным изучением ИЯ. Что касается др. типов уч. заведений, то эти цели в программах не отражаются, но, тем не менее, реализуются непроизвольно как фоновые.

4. Воспитательные цели. В процессе овладения ИЯ происходит влияние на характер обучаемого – вырабатываются терпение, усидчивость, умение самоконтроля, ускоряется темп речевой реакции (как во внутр., так и во внешней речи), совершенствуются моральные устои, представления о добре и зле, вырабатывается уважение к культуре народов, говорящих на изучаемом языке, а также, на основе сравнительно-сопоставительного анализа увеличивается уважение к своему народу, своей культуре.

Воспитательные цели сформулированы (как и образовательные) в программах по ИЯ во всех типах уч. заведений.

5. Научные цели. ИЯ изучаются с научными целями только в высшей языковой школе. При этом целями являются изучение ИЯ в плане синхронии и диахронии, стилистических и жанровых разновидностей, на разных уровнях языка, в плане специфики иноязычного общения, в разных сферах и ситуациях деловых и профессиональных контактов. Кроме того, в яз. ВУЗах исследуются в научном плане все проблемы ЛД.

Вопрос №5. Содержание обучения иностранному языку: компоненты, их отбор и организация.

Содержание обучения — это всё то, чему следует научить учащихся. Оно зависит от целей обучения. Принцип отбора СО:
1)принцип достаточности СО для реализации целей обучения
2)принцип усвоения СО в конкретных условиях обучения

Лингвистический компонент содержания обучения — языковой материал: строго отобранный фонетический, грамматический, лексический минимумы и речевой материал, а также образцы речевых высказываний разной протяженности, ситуативно-тематически обусловленные.

В обучении ИЯ в школе следует придерживаться последовательности от речи к языку, т.е. обучать системе языка через речь в процессе организованного целенаправленного общения.

Речевое высказывание в методике обучения ИЯ принимает вид учебной единицы. Это может быть слово, словосочетание, речевой образец или типовое предложение, диалог-образец, образец монологического высказывания большей протяженности, чем предложение. В качестве учебной единицы может выступать структурная группа, объединяющая различные по характеру высказывания. Работа с подобными речевыми единицами способствует запечатлению структурно-семантических схем в сознании учащихся и, следовательно, формированию системы языка.

Психологический компонент содержания обучения ИЯ — формируемые навыки и умения

В результате осуществления речевой деятельности формируются механизмы речи, обеспечивающие восприятие при аудировании и чтении и производство (порождение) речевых высказываний (говорение, письмо). Предмет РД — (содержательный план высказывания). РД находит реализацию в конкретных действиях и операциях, которые обеспечивают работу соответствующих механизмов речи, ответственных за аудирование, говорение, чтение и письмо.

В психологии речевое действие определяется как процесс взаимодействия его компонентов (участников общения; коммуникативного намерения или цели; предметного содержания: темы, ситуации; языковых средств; экстралингвистических и паралингвистических средств), направленный ан порождение высказывания в конкретной ситуации общения.

Речевые действия возможны в том случае, когда владение языковым и речевым материалом в каждой точке учебно-воспитательного процесса доведено до уровня навыков и умений. С. Л. Рубинштейн определяет навыки как автоматизированные компоненты сознательно выполняемой деятельности, образующиеся путем упражнений и тренировки. Е. И. Пассов сделал попытку «развести» навыки и умения. Под навыком он понимает «относительно самостоятельные действия в системе сознательной деятельности, ставшие благодаря полной совокупности качеств, одним из условий выполнения этой деятельности. Умение же им определяется как «сознательная деятельность, основанная на системе подсознательно функционирующих действий и направленная на решение коммуникативных задач».

Методологический компонент содержания обучения ИЯ — связан с овладением учащимися приемами учения, познанием нового для них предмета, развитием самостоятельного труда.

Учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения. При такой постановке вопроса возрастает роль учителя как организатора учебно-воспитательного процесса. Возникает необходимость в смещении акцента с активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся. От учителя требуется творческий подход к решению учебно-воспитательных задач, чтобы сама учебная деятельность была для учеников интересна и не только вызывала высокую мотивацию, обеспечивающую активность на уроке, но и сохраняла бы свою воздействующую силу во внеурочное время.

Учеников следует учить наблюдать за фактами языка (например: не только слушать, но и слышать разницу между звуками). Учеников следует учить переносу знаний, навыков и умений, приобретенных при изучении родного языка, на изучение ИЯ, учить приемам выполнения заданий по письму и чтению, подготовке устного сообщения, научить осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, а также самоанализ результатов учебной деятельности. Учеников следует научить пользоваться: учебником, рабочей тетрадью, книгой для чтения и т.п., следует научить планировать свою работу: что, где и когда буду выполнять.

 

Вопрос №6. Принцип обучения - основные нормативные положения, которыми следует руководствоваться, чтобы обучение было эффективным.

Принципы представляют собой категории дидактики, характеризующие способы использования законов обучения в соответствии с целями воспитания и образования (Я.А. Коменский). Общие дидактические принципы были сформулированы Яном Амосом Коменским в «Великой дидактики» в 1657 г. Эти принципы сохранили свое значение до наших дней. Принципы отражают общие закономерности, связи, зависимость процесса обучения от процесса усвоения.

Гуревич: Принципы - ведущие тенденции в методике.

Пассов, Бим: Принципы вытекают из законов процесса обучения

Принципы:

Общедидактические

Принцип единства обучения и воспитания. Обучение должно обеспечивать воспитат. и всестороннее развитие личности. Должно быть единство целей воспитат., развив, и образоват. Содержание материала должно быть связано с жизнью - это предостерегает от увлечения механич. тренировкой.

Принцип научности и систематичности Научность: язык развивается => обучение должно строиться на новейших достижениях о языке, теории образования, воспитания, возрастной психологии.

Систематичность: последовательное изложение материала, от простого к сложному, связь между новым и старым материалом. Постоянный возврат к изученному.

Принципы сознательности, активности и самостоятельности

Сознательность: в зависимости от уровня учащихся уровень сознательности различен (z.B. констр. Ich möchte школьники заучивают как речевой образец, студенты - осмысленно).

Активность: практ. активность проявляется не в активности реч. деятельности учителя, а в том, как он построит урок, вызывая активность у учащихся, стремление и желание работать. => Учитель - стимул, толчок для активности учащихся.

Самостоятельность: самост. обращение к источникам, работа со словарем, поиск новых материалов.

Принцип доступности: Доступность: трудность (явление субъективное) и сложность (явление объективное) обучения. Ученикам не должно быть совершенно легко, должны быть трудности, но нужно соблюдать допустимый порог трудностей. Принцип одной трудности.

Принцип наглядности:

Наглядность: Лингвистическая (коммуникативно-речевая (наглядная демонстрация); демонстрация языковых явлений в изолированном виде (фонемы, морфемы, предложения, слова); лингвистич. схемная (таблицы, схемы)

Экстралингвистическая: естественная (помещение); изобразительная (фильмы, картинки); действенная (воспроизведение, демонстрация действий) + зрительная, слуховая, двигательно-моторная (песни, сопровождаемые действиями)

Принцип прочности: Прочность обеспечивается: 1) содержательностью изучаемого материала, его важностью и необходимостью; 2) яркостью преподнесения; 3) тренировкой восприятия и воспроизведении усваемого материала; 4) самостоятельностью творч. применения; 5) систематич. контролем.

Принцип индивидуализации (учет индивидуальных особенностей учащихся).

Общеметодические (изучают общие вопросы обучения ИЯ).

принцип коммуникативной направленности - вовлечение учащихся в устную и письменную коммуникацию, т.е. общение на изучаемом языке на протяжении всего курса; определяет 1) содержание обучения; 2) отбор и организацию учеб. материала: тематику, сферы общения, ситуации общения; 3) средства обучения.

принцип учета родного языка при отборе содержания обучения - учеб. материала и его организации в учеб. процессе.

Доминирующая роль упражнений на каждом этапе обучения ИЯ.

Частнодидактические конкретизируют более частные вопросы общих принципов обучения:

принцип сочетания языковых тренировок с языковой практикой - подчеркивает необходимость овладения языковым материалом как средством достижения подлинного общения на ИЯ в рамках школьной программы. Главной задачей является речевая практика, а речевые упражнения – завершающий этап любой работы над материалом ИЯ.

принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности - требует от учителя ИЯ такой продуманной и четкой организации УВП, которая обеспечивала бы гармоничное формирование и развитие умений и навыков на ИЯ. Все виды речевой деятельности связаны тесно друг с другом.

принцип устного опережения в обучении чтению и письму - дает возможность организовать обучение таким образом, что овладение устной иноязычной речью наряду с чтением становится основной задачей школьного курса. Правильная реализация данного принципа дает возможность общаться на ИЯ, развивает язык учащегося. И др…

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 3548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.03 с.)