Средства обучения иностранному языку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства обучения иностранному языку



Средства обучения – материальные средства, служащие внедрению целей и содержания обучения в практику. Все средства обучения можно разделить на основные и вспомогательные. К основным средствам обучения иностранному языку относятся в первую очередь компоненты УМК, предназначенные для учащихся, а также аудиовизуальные средства обучения. Наряду с основными средствами обучения можно выделить и вспомогательные средства обучения. К ним относятся словари, справочники, сборники упражнений, книги для дополнительного чтения, таблицы, газеты, журналы, наглядные пособия. Их задача сократить срок обучения, не теряя при этом качества обучения. Вспомогательные средства обучения могут быть техническими и нетехническими. Особое место занимает кабинет технических средств обучения (лингафонный кабинет или языковая лаборатория) в школе, который позволяет использовать названные аудиовизуальные пособия в комплексе. В настоящее время ведется работа по внедрению в практику массовой школы типовых кабинетов технических средств обучения, разрабатываются материалы и методика работы с ними. Все средства можно разделить на 2 группы: нетрадиционные (нетехнические – зрительный и слуховой: картины, рисунки, открытки, учебники, пособия, тетради, где учебный материал: изображение объектов, иностранная и родная речь), традиционные (технические = ТСО: зрительный (материал –изображение объектов, иностранная речь в письменной форме) – киноаппарат, фильмоскоп; слуховой(материал – иностранная речь в устной форме) пластинки, диски, дисководы, магнитофоны, диктофоны, радиоприемники; зрительный – слайд.

Средства обучения относятся к базисным категориям методи­ки. В их число входят различные материальные объекты, в том числе и специально создаваемые для учебных целей в качестве носителей информации и инструмента деятельности преподава­теля и учащихся. Подразделяются на средства обучения, адре­суемые преподавателю, учащимся, а также средства, в равной мере предназначенные как для обучения языку, так и для овладе­ния языком (аудио-визуальные средства обучения (АВСО) и технические средства обучения (ТСО)).

В состав средств обучения для преподавателя входят образо­вательный стандарт, программы, создаваемые на основе стандарта, книга для преподавателя, методическая и справочная литера­тура. Основным средством обучения для учащихся является учебник, который дополняется вспомогательными пособиями в виде вводно-фонетического курса, книги для чтения, пособия по развитию речи, словаря и др. Учебник содержит языковой материал, тексты, коммен­тарий к ним, образцы устной и письменной речи, подлежащие усвоению в ходе обучения и способствующие формированию коммуникативной компетенции. Учебники классифицируются в зависимости от того метода обучения, концепцию которого они реализуют. В этой связи выделяются следующие типы учебни­ков: грамматико-переводные, сознательно-практические, созна­тельно-сопоставительные, аудиовизуальные, аудиолингвальные, коммуникативные, интенсивные.

АВСО образуют систему пособий, рассчитанных на слуховое, зрительное и зрительно-слуховое восприятие, что позволяет та­кие пособия подразделять на фонограммы, видеограммы и ви­деофонограммы. На занятиях по языку АВСО играют исключи­тельно важную роль, так как своим содержанием реализуют ди­дактический принцип наглядности и способствуют значительной оптимизации учебного процесса. За последние годы предпочте­ние стало отдаваться видеофонограммам в виде кинофильмов, видеофильмов, телефильмов, а также компьютерным програм­мам, ориентированным на возможности дистантного обучения, использование Интернета и компьютерных сетей.

В качестве источника демонстрации аудиовизуальных средств используется специальная аппаратура и технические приспособ­ления (ТСО), подразделяемые на звукотехнические, светотехни­ческие, звукосветотехнические и средства программированного обучения (СПО).

Средства обучения образует типовой учебный комплекс (учебно-методический комплекс), предназначенный для разных этапов обучения и ориентирован­ный на разные контингенты учащихся. Обязательными компо­нентами комплекса являются учебник, книга для преподавателя, аудиовизуальное приложение. Все другие компоненты являются дополняющими учебник, и их содержание не должно выходить за рамки содержания учебной программы, положенной в основу учебника.

 

Вопрос №8. Обучение фонетическим навыкам. Отбор и методическая организация.

Фонетика изучает звуковую сторону языка, это наука о звуках речи и искусстве произношения. Правильное произношение - это правильная: 1) артикуляция звуков; 2) расстановка ударений в словах и предложениях; 3) интонирование.

Цель обучения фонетике - формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.

Под слухо-произносительными навыками понимаются навыки фонетически правильного произношения всех звуков в потоке речи, понимание всех звуков при аудировании речи.

Под ритмико-интонационными навыками подразумеваются навыки интонационно и ритмически правильного оформления речи и, соответственно, понимания речи других.

Формирование фонетического слуха играет первообразную роль.

В методике известны два подхода к обучению фонетике:

Артикуляторный подход (И.А.Грузинская, К.М. Колосов). Согласно их теории выделяются 3 основные типологические группы фонем:

совпадающие в обоих языках: p,b,m,n,d,i,r,a,t,a;

частично совпадающие: е:,о:, I, ts, tsch, ae, аu, ä:;

несовпадающие: h, ng, ö:,ö, ü:, ü, ch (ich-Laut), pf.

Звуки 1ой группы усваиваются на основе аппроксимации (приближение к правильному произношению), специальной работы над ними не требуется. Следует отрабатывать специфические явления немецкого произношения: долгота и краткость гласных, оглушение согласных в конце слова, слога, твёрдый приступ в начале слова, полузвонкость в начале слова, отсутствие палатализации при сочетании согласного с гласным переднего ряда.

Звуки 2ой группы - самые трудные для усвоения. При объяснении их произнесения возможны все способы: показ, описание артикуляции, сравнение со звуками русского языка.

Работа над третьей группой рекомендуется начинать с подробного описания их артикуляции.

Основные положения этого по дхода:

начинать обучение ИЯ следует с постановки звуков, а для этого необходим вводный
фонетический курс;

каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности;

для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции
при произнесении каждого звука;

формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.

Основные этапы работы со звуком:

Ориентировка: учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы артикуляции при произнесении звука.

Планирование: поняв суть инструкции, обучаемые должны поставить свои органы артикуляции в
нужное положение.

Артикулирование: или собственно произнесение звука.

Фиксирование: произнеся звук, надо на некоторое время сохранить органы артикуляции в
нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение.

Отработка звуков в системе фонетических упражнений, построенных с учетом межъязыковой и внутриязыковой интерференции. Изучаемый звук произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и в словосочетаниях.

Акустический подход. Упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и её имитацию. Усвоение звуков идёт не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях. В основе упражнений — повторение или имитация. Чистоте фонетического навыка не придаётся большого значения. Для общеобразовательной школы в чистом виде этот подход не годится. Слишком велик процент ошибок. Достоинства: интересная отработка; нет терминов; применение в реальных ситуациях общения, маленькая затрата времени; Недостатки: нет объяснения звуков; нетщательная отработка звуков; слуховое восприятие у всех разное; преподаватель практически никогда не исправляет ошибки, так как цель – говорить, а не фонетика; очень трудно переучиться фонетике.

Широкое применение получил подход, построенный на грамотном сочетании обоих подходов - дифференцированный подход. Он предполагает использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка. Здесь большое внимание уделяется аудированию и специально адаптированной, дидактической речи учителя и дикторов, фонозаписей. Не исключается объяснение способов артикуляции звуков. Предпочтение отдается более доступным и понятным объяснениям. Достоинства: доступное объяснение звука; относительно малые затраты по времени на фонетику; интересная отработка фонетики (стихи, песни, скороговорки, сказочные герои); на отработку фонетики отводится отдельный этап урока – ФЗ

Работа над фонетикой должна носить скрытый характер. Для учащихся работа над тем или иным языковым явлением должна быть естественным актом общения. Фонетическим упражнениям желательно придавать игровой характер: с помощью звукоподражательных игр, проговаривание с разной скоростью, разной силой голоса, разной эмоциональной окраской голоса, проговариванием в сопровождении движения, хлопков в ладоши. Фонетические упражнения не рекомендуется выполнять с опорой исключительно на учебник. Ребенок должен слышать звуки в речи других людей, поскольку в школе ставится задача фонемно правильного произношения звуков в потоке речи. С помощью жестов и мимики можно так же пояснить отдельные звуки изучаемого языка, прибегая к несложному и понятному для данного возраста анализу.

Упж-я в слушании: распознавание в слушаемом тексте звука, слова, слога и предложения с этим звуком, определение голосов, четкости, темпа, краткости и долготы гласных. Упж-я в воспроизведении: фон зарядка, заучвание и произнесение стихотворений, считалок, кратких диалогов, текстов; хоровая работа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 4961; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.012 с.)