Поиски региональной модели демократии в 1980-90-е годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поиски региональной модели демократии в 1980-90-е годы



В конце 70-х - начале 80-х годов ситуация в Центральной Америке склады­валась под воздействием двух факторов. Во-первых, здесь невиданной остроты достиг структурный кризис социально-экономической и политической систем государственного управления. Главными препятствиями на пути развития про­изводительных сил в Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе по-прежнему являлись аграрная проблема (суть которой - в сохранении системы латифундизма и в то же время в усиливающемся проникновении транснационального капитала в сельское хозяйство) и растущая экономическая, прежде всего финансовая, зави­симость от иностранного капитала.

К 1980 г. прямые частные инвестиции США в Центральной Америке и Ка­рибском бассейне составляли 11 946 млн долл.83 Усиливались позиции ТНК. Наи­более крупные из них - "Юнантед Бренде", ЭССО, АЛКОА, "Рейнольде энд Кайзер" - получили в 1980 г. прибыль в размере 23% от вложенного капитала84. В 1976-1982 гг. под эгидой ТНК в Центральной Америке действовали 614 пред­приятий, 504 из них принадлежали американцам. Компании США владели 86%

81 План Ариаса предусматривал проведение амнистии и продолжение диалога между противобор­ствующими сторонами, прекращение огня и выборы в Центральноамериканский парламент под международным контролем {Arias OS. El Future de la Democracia en Centroamerica // Pensamiento Centroamericano. 1987. Jul.-Sept. P. 63-66).

®Booth J., Walker Th. Op. cit. P. 81-82.

83 См.: Гриневич Э.А., Гвоздарев Б.И. Вашингтон против Гаваны. М., 1982. С. 193.

м См.: Granma. 1982. 11 mar. 169


Глава 5. Центральная Америка -регион революций и политической нестабильности

всех предприятий обрабатывающей промышленности в Никарагуа, 29,5% -Сальвадоре, 62,4% - в Гватемале, 84,5% - в Коста-Рике и 83% - в Гондурасе

Во-вторых, конец 70-х годов ознаменовался рядом серьезных поражен империализма во внешнеполитической сфере (революции в Эфиопии, Анго./ Афганистане). Свержение диктаторского режима Э. Гейри на Гренаде, револі ция в Никарагуа, предоставление независимости народу Белиза, активизац революционно-демократического движения на Гаити и в Пуэрто-Рико, нові подъем революционной борьбы в Сальвадоре и Гватемале свидетельствова; что центр тяжести латиноамериканской революции переместился в район Це тральной Америки и Карибского бассейна.

Успехи национально-освободительного и антидиктаторского движения п колебали внутри США позиции сторонников реформистского, либерально подхода к внешнеполитическим проблемам, привели к ужесточению полити США в целом, и прежде всего - в отношении стран Центральной Америки.

Республиканская администрация Р. Рейгана свою основную задачу виде не только в предотвращении "распространения коммунизма" в Центральн Америке, но и в глобализации субрегионального конфликта. Выступая в февр ле 1982 г. в штаб-квартире ОАГ, президент Рейган подчеркнул "колоссальн стратегическое значение Центральной Америки" и объявил ее "первостепе ным участком борьбы с коммунизмом"86. Новая американская администрац сделала ставку на военно-политическое сотрудничество с наиболее жестким реакционными режимами в Центральной Америке.

Основные контуры новой политики Белого дома, в которой явственно он щаются мотивы латиноамериканской политики администрации Д. Эйзенхауэ начала 50-х годов, были очерчены еще до избрания Р. Рейгана на пост президе та. В мае 1980 г. опубликован специальный доклад под названием "Новая ме: американская политика на 80-е годы" - так называемый "документ Саш Фе"87. Его авторы оценивали политику администрации Дж. Картера в Це* ральной Америке как "оборонительную", а Соединенным Штатам, по их мі нию, необходима наступательная тактика, особенно в районе Карибского б; сейна.

В докладе утверждалось, что подписание в 1977 г. нового договора о Пана ском канале привело к ослаблению позиций США в целом. Поэтому догов следует отменить, а канал объявить международной зоной и поставить под ко троль Межамериканского совета обороны.

В "документе Санта-Фе" президенту США рекомендовалось создать "реї ональные военные союзы, направленные против экспансии Москвы", в кризі ных районах мира, в первую очередь в Южной и Центральной Америке. Прі навалось также необходимым создать в Южной Атлантике пакт по образ НАТО (так называемый САТО), куда наряду с латиноамериканскими союзника] США должна была войти и расистская ЮАР. В документе говорилось, ч США "не потерпят советских сателлитов в своем полушарии" (имелись в ви Гренада и Никарагуа), а Гавана "должна заплатить за то, что встала на служ Москве".

Таким образом, "документ Санта-Фе" явился манифестом нового этапа» сткой политики США в Латинской Америке, в основе которой заложено стре

85 См.: Латинская Америка. 1984. № 4. С. 13. 86Gramna 1982. И mar. 170 87 См.: A New Inter-American Policy for the Eighties. Prepared by the Committee of Santa-Fe. Wash., 19


Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности

ление разгромить левые движения, обеспечить политическую, экономическую и военную гегемонию США в регионе путем активного использования военной силы в сочетании с дипломатическим и экономическим давлением и раздувани­ем антикоммунистической истерии.

Практические действия по выполнению рекомендаций "документа Санта-Фе" придали центральноамериканской политике Рейгана характер политики го­сударственного терроризма. Об этом свидетельствуют усиление экономической блокады Кубы, вооруженное вторжение на Гренаду в октябре 1983 г., необъяв­ленная война против народа Никарагуа, поддержка сил реакции в гражданской войне в Сальвадоре, "особые" отношения с гватемальским военным режимом, фактическая оккупация территории Гондураса, возраставшее давление на Па­наму и Коста-Рику.

В дальнейшем, при попытках замаскировать сущность внешней политики Рейгана, придав ей более респектабельный вид (выдвижение идеи проведения выборов в Сальвадоре и Гватемале, провозглашение ""карибской инициативы", создание двухпартийной комиссии по Центральной Америке во главе с Г. Кис­синджером и т.д.), ее основные цели и методы оставались неизменными. Так, в документе "Американская политика в Центральной Америке и на Кубе в пери­од по 1984 г. включительно", разработанном Советом национальной безопасно­сти США в 1982 г., говорилось: "В долгосрочной перспективе мы должны соз­дать стабильные с политической точки зрения правительства, способные вос­противиться советско-кубинскому влиянию"88.

В борьбе против революционного движения в Центральной Америке на со­временном этапе Вашингтон пытается извлечь опыт из провала своей полити­ки в Никарагуа. Этим объясняется и появление широко разрекламированной "карибской инициативы". Ее содержание было изложено Рейганом в речи в штаб-квартире ОАГ 24 февраля 1982 г. В рамках этого "мини-плана Маршала" США выделили в 1982 г. странам Карибского бассейна 350 млн долл. в виде эко­номической помощи. В 1984 г. последняя достигла 787 млн долл., вдвое превы­сив объем американской помощи странам субрегиона в последний год прези­дентства Дж. Картера (324 млн долл.) Выделяемые средства предназначались для развития экономики, основанной на безраздельном господстве системы ча­стного предпринимательства. "Кроме того, - отмечал А.Н. Глинкин, - предос­тавление американской помощи осуществляется на крайне жестких условиях и только после подписания соглашения с США о налогообложении и договора о гарантиях американских капиталовложений"89.

Если учесть, что страны субрегиона нуждались в срочной экономической помощи в размере от 2 до 4 млрд долл., а Соединенным Штатам инвестиции за рубежом давали в тот период ежедневно свыше 100 млн долл., это означало, что за 3,5 дня они получали в виде прибылей столько же, сколько выделили в виде помощи всей Центральной Америке в 1982 г.

Дискриминационный характер "карибской инициативы" проявился в том, что она не распространялась на Кубу, а теоретическая возможность подключе­ния к плану Гренады и Никарагуа оговаривалась условием их "переориентации" в своей внешней и внутренней политике.

Полигоном для испытания центральноамериканской доктрины Р. Рейгана был выбран Сальвадор.


88 Цит. по: США: Экономика. Политика. Идеология. 1984. № 6. С. 23

89 Там же.



Глава 5. Центральная Америка -регион революций и политической нестабильности

С конца 70-х годов экономика этой самой маленькой и самой перенаселенно! страны в Центральной Америке (площадь Сальвадора 21 тыс. кв. км, а население 5 млн человек) вступила в фазу очередного затяжного экономического кризиса Рост цен, падение производства, ухудшение условий жизни широких слоев трудя­щихся усугублялись сохранением архаичной социально-экономической структу­ры. Национальное богатство страны контролировалось 14 олигархическим! семьями. 2% латифундистов владели 56,5% земли, в то время как 91% сальвадор­ских крестьян - только 22% земельных угодий. Всего лишь 16% самодеятельного населения имели постоянную работу в течение года. 500 тыс. семей оставалисі без крова, 60% сельского и 40% городского населения были неграмотны.

В стране нарастал экономический кризис. В период между 1978 и 1984 гг ВВП Сальвадора сократился почти на четверть, производство основных сель­скохозяйственных культур уменьшилось на 15%, объем госбюджета сократил­ся на 15,5%, в то время как военные расходы возросли на 133,5%, а стоимость жизни - вдвое90.

Под влиянием Сандинистской революции в Сальвадоре также начинается подъем демократического движения. Несмотря на террор со стороны властей, активизировались профсоюзы, общественные и студенческие организации, а также военно-политические революционные группировки НСО, РНА, РПТЦА, развернувшие боевые действия по всей стране.

В Сальвадоре появились и признаки кризиса верхов. Серьезную тревогу в связи с неожиданным для многих центральноамериканских военных разгромом отборной Национальной гвардии Сомосы испытывали и широкие круги сальва­дорской армии. В целях предотвращения развития событий в Сальвадоре по "никарагуанскому образцу" группа молодых реформистски настроенных офи­церов во главе с полковником А. Махано свергла 15 октября 1979 г. правитель­ство генерала Ромеро и провозгласила курс на "демократизацию и реформы", впрочем весьма умеренные.

Однако уже через несколько месяцев правые круги армии, возглавляемые министром национальной обороны Х.Г. Гарсия, добились нейтрализации и уст­ранения наиболее активных реформистов и поставили у власти в марте 1980 г. военно-гражданскую хунту во главе с лидером Христианско-демократической партии (ХДП) X. Наполеоном Дуарте.

Правительство Дуарте, на словах выступая за экономическую и социальную модернизацию Сальвадора (было объявлено даже о начале проведения аграр­ной реформы), на деле блокировалось с ультраправыми, стремясь, прежде все­го, подавить революционное движение в стране. Хунта развернула широкую кампанию политических репрессий, граничащую с геноцидом. С 1979 г. до сере­дины 1984 г. сальвадорская реакция уничтожила более 50 тыс. человек, т.е. 1% населения страны.

Стремясь нейтрализовать действия партизан, правительственные войска не останавливались перед массовыми убийствами ни в чем не повинных людей. Тысячи сальвадорцев - рабочих, служащих, студентов, общественных и религи­озных деятелей (среди них архиепископ Сан-Сальвадора О. Арнульфо Роме­ро) - стали жертвами полувоенных террористических организаций ОРДЕН, "эс­кадроны смерти", "бригада им. Эрнандеса Мартинеса" и др.

Тем не менее реакционным силам не удалось установить полный контроль над страной и предотвратить укрепление единства оппозиционных сил. В дека-

172 "є См.: Bohemia. 1980. N 16. Р. 77; Латинская Америка. 1984. № 1. С. 13-14; DunkerleyJ. Op. cit. P. 409.


Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности

бре 1979 г. было подписано соглашение о единстве действий трех организаций -Народных сил освобождения им. Фарабундо Марти (НСО), Национального со­противления (НС) и компартии Сальвадора (КПС). В октябре 1980 г. было объ­явлено о создании Фронта национального освобождения им. Фарабундо Марти (ФНОФМ), состоящего из регулярных воинских частей, партизанских отрядов и народной милиции. Незадолго до этого, в апреле 1980 г. возникла широкая по­литическая коалиция патриотических сил Сальвадора - Революционный демо­кратический фронт (РДФ), куда вошли левые христианские демократы, социал-демократы, коммунисты, представители студенческих организаций, профсою­зов, церкви.

Пытаясь обезглавить демократическое движение, сальвадорская реакция пошла на чудовищное преступление, похитив и зверски расправившись с семью руководителями РДФ. В стране началась гражданская война. Только в 1981 г. партизаны отразили 40 крупных наступлений войск реакционной хунты. Бои ве­лись в 13 департаментах страны из 14 и не принесли карателям сколько-нибудь заметных успехов91.

Администрация Р. Рейгана оказывала огромную помощь реакционным ре­жимам в Сальвадоре. Если в последний год пребывания у власти администрации Дж. Картера экономическая помощь хунте составила 72 млн долл., то в первый же год пребывания в Белом доме Р. Рейгана она достигла 174 млн долл.

Вашингтон затратил в 70-80-е годы на милитаризацию этой страны свыше 2 млрд долл.92

Крупные партии современного оружия и военной техники направлялись не­прерывным потоком. Именно американские военные поставки помогли хунте отразить в январе 1981 г. наступление патриотов. Десятки американских воен­ных советников принимали участие в планировании боевых операций против партизан и мирного населения. В военно-тренировочных лагерях США в Форт-Брагге (штат Северная Каролина) и Форт-Беннинг (штат Джорджия) прошли специальную подготовку 1500 солдат и офицеров сальвадорской армии, соста­вивших костяк ударных батальонов "Атлакатль", "Рамон Бельосо" и "Ато-наль", которые прославились жестокими расправами с беззащитным населени­ем. С 1983 г. началась переподготовка 11 батальонов сальвадорской армии и в лагерях на территории Гондураса. К концу 1983 г. численность армии была уве­личена до 34 тыс. человек. Насильственной мобилизации подлежали даже под­ростки 14-15 лет93.

Следует подчеркнуть, что политика администрации Рейгана в отношении сальвадорского народа отличалась двуличностью и неприкрытым лицемерием. С одной стороны, американское правительство стремилось возложить всю от­ветственность за насилие в Сальвадоре на ФНОФМ и РДФ, доказать, что патри­отические силы действуют "по прямым указаниям и инструкциям внешнего марксистского источника", т.е. правительств Кубы и Никарагуа. В феврале 1981 г. госдепартамент США издал "Белую книгу" о положении в Сальвадоре, в которой утверждалось, что оружие сальвадорским повстанцам транспортиру­ется через Никарагуа. Издание "Белой книги" преследовало двойную цель: во-первых, оправдать вмешательство самих США в дела Сальвадора, во-вторых, подготовить общественное мнение в Соединенных Штатах и в латиноамерикан-


'| Dunkerley J. Op. cit. P. 386-390.

KLaFeber W. Op. cit. P. 315-316.

93 См.: Латинская Америка. 1984. № 1. С. 16.



Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности

ских странах к возможности и необходимости интервенции против Никараї Напомним, что аналогичную "Белую книгу" госдепартамент издал в 1954 і накануне американской интервенции в Гватемалу.

С другой стороны, правящие круги США фактически покрывали преступ ния и массовые убийства, совершаемые сальвадорской реакцией, стремясь пр ставить дело так, что с помощью США в Сальвадоре якобы начался проц восстановления демократических свобод.

Нарастающая во всем мире критика американской политики в Сальвадо рост оппозиционных настроений среди американской общественности и в К грессе, где все более сильное противодействие встречали планы открытого енного вторжения США в Сальвадор и его "вьетнамизации", вынудили адми страцию Рейгана и на этот раз маневрировать. На первый план выдвигае идея проведения в Сальвадоре "демократических выборов" в Учредительн ассамблею при условии капитуляции и разоружения вооруженных < ФНОФМ.

Выступая в поддержку выборов, Вашингтон рассчитывал на приход к в сти "законным путем" правительства христианских демократов во главі X. Наполеоном Дуарте. Тем самым администрация Рейгана отвергала возмс ность урегулирования кризиса в Сальвадоре на основе переговоров с участі: ФНОФМ и РДФ. Однако расчеты американских стратегов не оправдались. I беду на выборах в конце марта 1982 г. неожиданно для них одержал блок кр не правых партий, "собравший" путем подтасовок и политического насилия і избирателями 60% голосов.

В мае 1982 г. председателем Учредительной ассамблеи был избран лщ фашистского Националистического республиканского союза (АРЕНА) Роб то Д' Обюссон, которого даже бывший посол США в Сальвадоре Т. Уайт на; вал "патологическим убийцей", а временным президентом страны - предста тель финансовой олигархии А. Маганья.

Одной из первых акций нового правительства стала организация круга карательной экспедиции против партизан, контролировавших департам< Морасан, которая после двухнедельных ожесточенных боев закончил, провалом.

Революционные силы Сальвадора осудили фарс с выборами и заявили о: мерении продолжать вооруженную борьбу до окончательной победы. Пред. жения ФНОФМ и РДФ по мирному урегулированию кризиса в Сальвадс были оглашены от имени этих организаций делегацией Никарагуа XXXIV сессии ООН (октябрь 1981 г.) и получили широкий отклик у мирої общественности. Условием проведения подлинно демократических выборо стране сальвадорские патриоты считали прекращение вооруженного вмеї тельства США в Сальвадоре, поскольку оно противоречит интересам обоих родов и угрожает миру и безопасности в Центральной Америке.

В феврале 1984 г. сальвадорские революционные организации предложи провести прямые переговоры без предварительных условий между ФНОФ РДФ, с одной стороны, и Соединенными Штатами, правительством, арш Сальвадора - с другой. Целью переговоров являлось бы создание временж правительства на широкой основе. Однако вашингтонская администрация і вергла все эти предложения, продолжая эскалацию вмешательства в Сальва) ре в целях укрепления позиций своего ставленника X. Наполеона Дуарте.

В марте 1984 г. в Сальвадоре в условиях непрекращающегося террора и ] 174 прессий были проведены президентские выборы, в которые США вложи


Глава 5. центральная Америка -регион революций и политической нестабильности

10,5 млн долл. Ввиду отсутствия победителей в первом туре был назначен вто­рой тур, в котором X. Наполеон Дуарте получил 55% голосов, а Д'Обюссон -примерно 45%. Всего лишь за полтора месяца деятельности избранного "демо­кратическим путем" нового правительства Дуарте в стране погибло более 200 человек94.

Оценивая итоги выборов, председатель РДФ Гильермо Унго заявил: "Суть проблемы очень проста: под прикрытием лозунга о поддержке законно избран­ного правительства президент Рейган вынашивает интервенционистские планы и, прежде всего, хочет протащить через Конгресс решение о предоставлении Сальвадору военной помощи в размере 400 млн долл. в 1984-1985 гг. Именно поэтому выборы служат целям войны, а не мира. Эта затея с выборами носит антинародный характер, поскольку служит не интересам сальвадорского наро­да, а политическим и электоральным амбициям самого президента Рейгана"95.

В Гватемале возможность политического маневра для подобных группиро­вок была сведена к минимуму. Они поставлены перед выбором: или же целиком поддержать реакционную внутреннюю политику военно-предпринимательско­го клана и латифундистов, или стать мишенью для широких и целенаправлен­ных репрессий. Сотни убитых активистов Партии национального обновления (ПНО) и Социал-демократической партии Гватемалы (СДПГ) являются свиде­тельством того, что любой гватемалец, выступающий за проведение даже скромных реформ, автоматически включается в число "марксистов" и, следова­тельно, подлежит уничтожению.

Известно, что господствующая в стране католическая церковь, в отличие от никарагуанской (в период борьбы с Сомосой) и сальвадорской, считалась одной из самых консервативных в Латинской Америке. Церковная верхушка во главе с архиепископом М. Касарьего в последние годы оказывала активную поддерж­ку диктаторским режимам. Известно, однако, что только в 1980-1982 гг. было убито 12 священников, 190 миссионеров, 76 активистов ХДП96. Репрессии про­тив церкви привели к ее размежеванию, активизации борьбы рядовых священ­ников за демократические перемены. Вскоре после визита в страну папы Иоан­на Павла II в марте 1983 г. гватемальский епископат выступил с посланием, в котором отмечалось ухудшение социально-экономического положения в стра­не и резко осуждался террор со стороны вооруженных сил.

Столь четкое размежевание классовых сил в Гватемале затрудняло манев­рирование администрации Рейгана, стремившейся так же, как и в Сальвадоре, стабилизировать политические позиции гватемальской ХДП и других сил, не за­пятнавших себя откровенными преступлениями.

Заметное влияние на революционный процесс в Гватемале продолжает ока­зывать ее этническое своеобразие. Более 60% населения страны принадлежит к различным этническим группам (их около 20) индейцев майя-киче. Потеряв земли, полученные в ходе аграрной реформы 1952-1954 гг., индейцы оказались вытесненными в непроходимую сельву на севере страны. Однако в 70-е годы там были открыты богатые месторождения нефти и никеля, которые привлек­ли пристальное внимание транснациональных корпораций. В результате 2 млн индейцев были вновь согнаны с земель и оттеснены в малоплодородные горные районы. Эта бесчеловечная политика вызвала возмущение доведенных до отча-

`»DunkerleyJ. Op. cit. P. 4O8^tO9.

95 См.: Латинская Америка. 1984. № 8. С. 112.

* См.: Там же. 1982. № 7. С. 40


Глава 5. Центральная Америка -регион революций и политической нестабильности

яния индейцев. Некогда политически пассивное, разобщенное и этнически изо­лированное индейское население в конце 70-х - начале 80-х годов вступило на путь активной революционной борьбы97.

Вовлечение индейцев в борьбу в огромной степени способствовало появле­нию в Гватемале новых военно-политических революционных организаций -Партизанской армии бедных (ПАБ) в 1972 г. и Организации вооруженного на­рода (ОВН) в 1970 г. Индейцы составляют в них около половины общего числа бойцов. "Наша позиция ясна, - заявил в интервью американским журналистам руководитель ОВН Хоакин Вентура. - Мы подтверждаем решимость народа продолжать борьбу за основные права человека - право на жизнь, на труд, на ме­дицинское обслуживание, на человеческое достоинство и образование"98.

Активизировали свои боевые действия и ПВС, возглавляемые сподвижни­ком Л. Турсиоса Лимы П. Монсанто, а также партизанские отряды ШТ. Прео­долевая отжившие левосектантские установки, они все больший упор делали на вовлечение в вооруженную и политическую борьбу широких народных масс, включая индейцев.

Рассматривая Гватемалу в качестве опорного пункта в борьбе с революци­онным движением в субрегионе, США на протяжении 30 лет оказывали ей большую военную и экономическую помощь и снисходительно относились к любым нарушениям демократических прав в этой стране. Умело используя бла­госклонность Вашингтона, гватемальские диктаторы осмеливались иногда да­же ссориться со своими американскими покровителями. В 1977 г. правительст­во Э. Лаугеруды Гарсия, как отмечалось выше, отказалось от американской во­енной помощи. Тем не менее военные поставки из Соединенных Штатов не бы­ли прекращены. Как отмечала кубинская газета "Гранма", «они продолжались по частным коммерческим каналам. С помощью этого механизма США предо­ставили гватемальской армии 18 млн долл., а также 100 "джипов" и 50 грузови­ков». "Нью-Йорк тайме" также признала, что запрещение Конгресса продавать оружие гватемальскому режиму оказалось фикцией99. «Гватемальское прави­тельство, - отмечала она, - приобрело 15 гражданских вертолетов компании "Белл", установило на них пулеметы и использовало против партизан»100.

Американское оружие поступало бесперебойно в Гватемалу и через посред­ников. Так, Израиль, который сам является крупным поставщиком оружия в Центральную Америку, перепродал гватемальской диктатуре крупные партии стрелкового оружия, самолеты и боеприпасы. "Ссора" продолжалась недолго. Уже в 1980 г. США предоставили гватемальскому режиму военную помощь в размере 17 млн долл., в 1981 г. - 19,5 млн долл.101

Стремление администрации Рейгана предотвратить изоляцию и крушение реакционного режима в Гватемале, расколоть оппозицию прослеживается в ре­акции правящих кругов США на итоги очередных президентских выборов в марте 1982 г. Как и планировалось, победителем оказался очередной генерал, бывший министр обороны А. Гевара. Гватемальский народ бойкотировал оче­редной фарс - 70% избирателей не явились к урнам102.

97 Об участии индейского населения в политической борьбе в Гватемале см.: Grandin G. The Blood
of Guatemala. Durham, 2000.

98 Подробнее см.: Bohemia, 1980. N 12. P. 64-69; Латинская Америка. 1982. № 7.

99 The New York Times. 1982. 29 mar.; Granma. 1982. 13 febr.
к» The New York Times. 1982. 17 mar.

і01 См.: Dunkerley J. Op. cit. P. 493. 176 102 Ibid. P. 495.


Глава 5. Центральная Америка -регион революций и политической нестабильности

Обстановка в стране накалилась до такой степени, что Вашингтон был вы­нужден санкционировать государственный переворот. 23 марта 1983 г. военная хунта во главе с генералом Э. Риосом Монттом аннулировала результаты выбо­ров, распустила Конгресс. Э. Риос Монтт вскоре специальным декретом возло­жил на себя "на неопределенное время" функции президента103.

Поддержав переворот 23 марта, администрация Рейгана рассчитывала, что Риосу Монтту удастся, во-первых, примирить соперничающие группировки вну­три правящих классов (военных, латифундистов и агроэкспортную буржуазию с окрепшей промышленной и финансовой буржуазией) и, во-вторых, нейтрали­зовать быстро нарастающее в стране повстанческое движение.

Однако и здесь Вашингтону не удалось в полной мере добиться намеченно­го. Пообещав следовать "путем демократии и мира", новый диктатор вскоре об­ратился за очередной военной помощью к США и развязал новую волну терро­ра против гражданского населения. Всего за два месяца пребывания у власти вновь сформированного правительства список жертв политического террора превысил 6 тыс. человек.

Маневры администрации Рейгана и гватемальской реакции не ввели в за­блуждение патриотов. В стране произошло политическое и военное объедине­ние всех основных революционных организаций - ПВС, ПАБ, ОВН, ГПТ (одной из фракций партии под названием "Руководящее ядро") в рамках блока "Куат-рипартита". Бои шли в 15 департаментах страны из 22. 6 тыс. партизан успеш­но сражались против 15-тысячной регулярной армии, в том числе и специаль­ных противопартизанских частей - "кабилес", и 10 тыс. полицейских104.

В январе 1982 г. блок "К'уатрипартита" объявил о создании широкой народ­ной организации Национальное революционное единство Гватемалы (НРЕГ) и выступил с совместным обращением к гватемальскому народу и международ­ной общественности. Программа реформ, изложенная в этом документе, отве­чала чаяниям самых широких слоев гватемальского народа - от крестьян-ин­дейцев до патриотически-настроенной мелкой буржуазии.

К лету 1983 г. положение правительства Риоса Монтта стало еще более не­устойчивым. Реакционная верхушка армии выражала недовольство его игрой в демократию, хотя она была демагогической. Администрация Рейгана в свою очередь была раздражена "недостаточно активной" деятельностью Гватемалы в рамках ЦАДС - этого ударного кулака в борьбе против Никарагуа и партизан Сальвадора. 8 августа 1983 г. в результате очередного переворота к власти в Гватемале пришел бывший министр обороны в правительстве Риоса Монтта ге­нерал Мехиа Викторес, немедленно заявивший о полной поддержке политики США в Центральной Америке. Через год на проведенных согласно рейганов-ской "рецептуре" выборах в Учредительную ассамблею победу одержал блок крайне правых партий. Налицо, таким образом, было стремление сохранить в Гватемале отлаженный механизм передачи власти в рамках блока реакционно­го генералитета и проамериканской агроэкспортной буржуазии.

Кризис военно-диктаторских режимов в Сальвадоре и Гватемале, провал попыток с помощью избирательных фарсов сбить волну вооруженной борьбы побуждали администрацию Рейгана уделять пристальное внимание тем стра­нам, где революционная борьба еще не достигла столь высокого накала. Так, большие надежды она связывала с Гондурасом.

го Ibid.

їм См.: The New York Times. 1982. 29 mar. 177

112 История ЛатинскоП Америки


Глава 5. Центральная Америка


- регион революций и политической нестабильности


Современный Гондурас продолжает оставаться одной из самых бедных стран Латинской Америки. По уровню экономического развития ниже его на­ходится только Гаити. В начале 80-х годов в Гондурасе, как и во всей Централь­ной Америке, начался экономический кризис. В 1982 г. в стране закрылись свы­ше 100 предприятий, а остальные были загружены только на 50%. Из 1166,5 тыс. человек самодеятельного населения 240 тыс. были безработными полностью, а 400 тыс. - частично. В стране с населением в 3,8 млн человек око­ло 500 тыс. детей страдали от голода105.

По степени политической нестабильности Гондурас побил все рекорды да­же по латиноамериканским меркам. С 1821 г., т.е. с момента провозглашения независимости, в Гондурасе произошло 262 (!) государственных переворота, сменились 156 правительств и 13 конституций106.

В конце 70-х годов военные объявили о начале поэтапной передачи власти в Гондурасе гражданскому правительству. Этот процесс завершился всеобщими выборами в ноябре 1981 г., когда победу одержала либеральная партия, а ее лидер Р. Суоса Кордова был избран президентом страны.

Политика администрации Рейгана в Гондурасе не отличалась особым разно­образием приемов. Оказывая экономическую поддержку режиму Р. Суосы Кор­довы (в 1983 г. было предоставлено 80 млн долл.), США одновременно стреми­лись установить тесные отношения с реакционным крылом гондурасской армии и его лидером генералом Г. Альваресом Мартинесом. Целевая установка гонду­расской стратегии Вашингтона сводилась к использованию территории этой страны и ее армии в борьбе против партизан Сальвадора, к нагнетанию напря­женности на границе с Никарагуа, подключению Гондураса к активным дейст­виям в рамках ЦАДС против Гренады и Кубы.

Администрация Рейгана начала с резкого увеличения военной помощи Гон­дурасу: с 3 млн долл. в 1980 г. до 50 млн долл. в 1982 г., что превышало весь объ­ем американской военной помощи Гондурасу за последние 20 лет. В 1984 г. Пен­тагон запросил на милитаризацию Гондураса 211,3 млн долл., что равнялось почти половине годового бюджета центральноамериканской страны107.

В марте 1982 г. в Гондурас прибыли около 100 американских военных совет­ников, которые начали подготовку парашютно-десантных подразделений гон­дурасской армии. За четыре года (1980-1984) численность армии увеличилась в полтора раза (с 14 тыс. до 22 тыс. человек)108.

В июне 1982 г. 2 тыс. гондурасских солдат приняли непосредственное уча­стие в операциях против сальвадорских партизан. В июле 1982 г., во время ви­зита Р. Суосы Кордовы в Вашингтон между Гондурасом и США было подписа­но соглашение, разрешающее Соединенным Штатам "в случае необходимости" использовать гондурасские военные аэродромы. Для их модернизации Конгресс США спешно выделил 21 млн долл.109

При содействии генерала Г. Альвареса Мартинеса США добились также разрешения базировать на территории Гондураса основные силы никарагуан­ских "контрас". Затем были созданы военно-тренировочные центры для специ­альной подготовки солдат и офицеров центральноамериканских армий. В круп­нейшем из них, Пуэрто-Кастильо, в 1984 г. с помощью 120 американских воен-

105 См.: Известия. 1982. 20 февр.; LaFeber W. Op. cit. P. 264; DunkerleyJ. Op. cit. P. 555.

106 См.: Латинская Америка. 1982. № 7. С. 52.

107 См.: Granma. 1982. 14 jul.
юз См.: Granma. 1982. 1 jun.

178 "» Ibid. 1982. 14 Jul.


Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности

ных советников начали боевую подготовку 11 сальвадорских и 6 гондурасских батальонов общей численностью 6,5 тыс. человек110.

В 1982-1984 гг. на территории Гондураса или с участием его вооруженных сил прошла серия крупных военных маневров - "Биг пайн-1", "Биг пайн-2", "Гренадеро-1", под прикрытием которых США разместили в Центральной Аме­рике на длительный срок 16,5 тыс. морских пехотинцев, а вблизи ее берегов -19 кораблей ВМС, в том числе 2 авианосца и 1 линкор111. Эти военные провока­ции во взрывоопасном районе наглядно продемонстрировали авантюризм и без­рассудный характер центральноамериканской политики администрации Рейгана. Превращение Гондураса в своеобразный "центральноамериканский Изра­иль" проходит для Вашингтона не всегда гладко. Администрации Рейгана при-юсь столкнуться с сопротивлением определенной части гондурасской буржу­ин и армии, недовольных фактической оккупацией страны американцами. Отражением обострившихся разногласий в правящих кругах Гондураса явились отставка и высылка из страны в марте 1984 г. генерала Г. Альвареса Мар-тинеса.

Соединенным Штатам приходится учитывать и наличие нерешенных проб­ей в отношении границ между Гондурасом и Сальвадором, которые остались времени "футбольной войны" 1969 г. Так, летом 1983 г., воспользовавшись трудным положением сальвадорского военного режима, правительство Р. Суо-I Кордовы направило ему ультиматум с требованием удовлетворить погра-ые претензии Гондураса. Но основным препятствием на пути планов рейгановской администрации и ндурасской реакции являлась, несомненно, позиция народных масс. Срыв пла-ов по использованию территории Гондураса и его национальной армии для подавления Сандинистской революции и освободительного движения в Сальва­доре и Гватемале левые силы этой страны неразрывно связывали с борьбой за демократизацию, за углубление аграрных преобразований, начатых правитель-ами "военных реформистов".

Таким образом, в условиях подъема революционного движения в Централь-ой Америке, обострения здесь социально-экономических и политических про-иворечий США оказались перед выбором двух возможных вариантов своей субрегиональной политики. Один из них предусматривал увеличение военной помощи реакционным режимам в Сальвадоре и Гватемале в целях разгрома там евых сил, наращивание в Центральной Америке своего военного присутствия, одготовку прямой агрессии против революционной Никарагуа, милитариза-ю Гондураса и т.д. Другой - отказ от силового решения центральноамерикан-ких проблем, реалистическую оценку сложившегося соотношения сил, признание еобходимости проведения глубоких социально-экономических преобразова-" и политической либерализации, наконец, поддержку политического урегу-ования конфликта путем переговоров, что означало бы признание законно-участия в этом процессе левых сил.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.94.84 (0.082 с.)