Прозаические жанры древнегреческой литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прозаические жанры древнегреческой литературы



В древнегреческой прозе расцвета достигли прозаические жанры: философская проза (Платон, Аристотель и др.), ораторская проза (Демосфен), историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), биографическая проза (Плутарх). Художественная проза представлена появившимся в первых веках нашей эры жанром авантюрно-любовного романа, или, как его называли греки, «любовной повести». Первый известный греческий роман — «Повесть о любви Херея и Калирои» Харитона (I в. н. э.), наиболее значительны «Эфиопика» Гелиодора», «Дафнис и Хлоя» Лонга.

Платон. В литературе V–IV веков до н. э. выдающееся место занимает философская проза. Особенно значимы в литературном отношении философские диалоги Платона (427–347 гг. до н. э.). До нас дошло 41 произведение Платона, из которых 13 признаны неподлинными (некоторые из них написаны его учениками в рамках деятельности созданной им Академии). «Апология Сократа» (речь, якобы произнесенная Сократом на суде) — единственное из произведений, написанных не в форме диалога. Дошли также 13 писем Платона. По отношению к сборнику «Определения», также входящему в корпус платоновских сочинений, авторство Платона ныне отвергается. Споры о подлинности и хронологии произведений Платона породили т. н. платоновский вопрос.

Будучи учеником Сократа (ок. 470–399 гг. до н. э.), не записывавшего свои философские мысли и излагавшего их в искусно построенных беседах с учениками, как бы самостоятельно приходивших к правильным выводам (метод т. н. сократической беседы), Платон вывел в своих произведениях образ Сократа, переходящий из одного диалога в другой, поражающий мощью интеллекта в разговоре с любым собеседником.

В небольших «сократических диалогах» Платон рассматривает отдельные вопросы: дружбы («Лисий»), правдивости и лживости («Гиппий Малый»), справедливости («Алкивиад I») и др. В них изображается обстановка, в которой разворачивается беседа, диалоги имитируют разговорную речь с ее перебивами, повторами и т. д. В диалогах второго типа («Федон», «Федр», «Пир» и ряде других) содержание становится более обобщенным, здесь разработано учение об идеях, материальном мире как отражении идей, о бессмертии души, о трех ее частях — разумной, волевой (или страстной) и чувственной (или вожделеющей), о переселении душ — метемпсихозе, о знании как припоминании — анамнесисе и др. Он широко использует художественные по своей природе средства для изложения философских идей. Так, чтобы объяснить отличие идей и вещей, Платон в VII книге «Государства» рисует образ пещеры, на стене которой можно видеть тени от предметов за ее пределами. Возникновение любви он представляет как результат разделения двуполого андрогина на две половинки, которые должны искать друг друга, чтобы воссоединиться («Федр»). Вместо свободной беседы диалогов первого типа в этих произведениях мысль Сократа развивается строго логически, меньше внимания уделяется опровержению противников и больше самой сути философского учения. В диалогах третьего типа (Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик») художественная образность уступает место толкованию основных философских категорий. Исчезают бытовые детали, художественная обрисовка характеров говорящих. В диалогах четвертого типа Платон, излагая изменившийся взгляд на основные философские проблемы, вновь прибегает к художественным средствам, к мифологической образности и т. д. В диалоге «Критий» Платон первым излагает легенду об Атлантиде в форме исторического повествования, напоминающей фантастический утопический роман.

Жанр философского диалога, разработанный Платоном, оказал огромное влияние на литературу и философию последующих веков (можно говорить о «персональной модели» Платона).

 

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Древнеримская литература — это литература на латинском языке, первые дошедшие до нас памятники которой относятся к III веку до н. э. (более ранние известны лишь по косвенным свидетельствам). На раннем этапе определяющим для становления культуры Древнего Рима было влияние греческой культуры, хотя и в этот период некоторые римляне (например, Катон Старший) в противовес свойственной грекам индивидуализации, известному гедонизму выдвигали требование верности «нравам предков», суровым и героическим.

Развитие жанра комедии

Хотя после переводов на латинский язык поэм Гомера на римской почве возникло свое эпическое творчество (поэмы Невия и Энния), первое крупное достижение литературы Древнего Рима связано с деятельностью комедиографов Плавта и Теренция.

Плавт. Тит МакцийПлавт(ок. 250–184) был, возможно, плясуном-мимом в ателлане — народной италийской комедии (Плавт — в переводе «плосконогий», т. е. танцующий в плоской обуви). Из 21 комедии, которые еще в древности были признаны бесспорно принадлежащими Плавту, сохранилось 20 и одна в отрывках. Жанр, который разрабатывал Плавт, — паллиата (т. е. комедия из греческой жизни), выросшая из подражания средне- и новоаттической комедии, прежде всего Менандру, в соединении с италийской ателланой. Плавт писал для плебса, его задача — увлечь и рассмешить простой народ, отсюда грубоватый юмор, источник комического — множество смешных эпизодов, связанных с переодеваниями (в том числе мужчины женщиной в «Касине»), подсматриванием, потасовками и т. д. Плавт представляет раба более находчивым и удачливым, чем его господина (в духе народной смеховой культуры), выводит целую галерею персонажей, наделенных пороками: хвастовством («Хвастливый воин»), скупостью («Горшок»), парасита («Куркулион»). В своих произведениях Плавт для усиления напряженности интриги прибегает к контаминации (соединяет сюжеты нескольких греческих комедий), сочиняет неологизмы из латинских и греческих морфем, широко использует пословицы и поговорки, вместо 6-стопного ямба и 8-стопного хорея, которыми пользовался Менандр, вводит разнообразие метров, поставив стих в зависимость от содержания конкретной сцены.

Теренций. Публий Теренций Афр (195–159) был рабом, затем вольноотпущенником, написал 6 комедий в жанре паллиаты. В четырех из них первоисточниками были пьесы Менандра. Чтобы найти новые тексты этого своего кумира, Теренций отправился в Грецию, но по дороге назад погиб в результате кораблекрушения. Теренций отошел от площадного смеха Плавта, его комедии мягче по тону, психологичнее. Его излюбленный мотив — случайное узнавание («Свекровь»). Комедии Теренция написаны простым и правильным стилем, поэтому по ним в средние века изучали латинский язык.

«Золотой век» древнеримской литературы

Так принято называть I век до н. э., к которому относятся высшие достижения в области поэзии (Катулл, Вергилий, Овидий, Гораций) и прозы (Цицерон, Юлий Цезарь), формирование «золотой латыни».

Поэзия. Неотерики (лат. юношеский, молодой) — наиболее заметная поэтическая группа во главе с Гаем Валерием Катуллом. Неотерики, с подозрением относясь к установлению единоличной власти Юлия Цезаря, ушли в сферу интимных чувств, от больших эпических жанров перешли к малым формам поэзии — эпиллиям (малым эпическим поэмам), элегиям, эпиграммам.

Катулл (ок. 87–54 гг. до н. э) в сборнике из 116 стихотворений предстает прежде всего как лирик, воспевающий свою возлюбленную Клодию, сестру трибуна Клодия Пальхра, под именем Лесбия, напоминающем о Сапфо:

Будем, Лесбия, жить, пока живы,

И любить, пока любит душа;

Старых сплетников ропот брюзгливый

Пусть не стоит для нас ни гроша. (Перевод А. Фета)

Стихи о Лесбии рассказывают обо всех перипетиях любовного чувства поэта, о сближении и размолвках влюбленных. Но в своих эпиграммах, направленных против Юлия Цезаря и его сторонников (особенно против некоего Мамурры из г. Формии), Катулл может проявить высокую гражданственность, быть исключительно, до неприличия, резким, использовать прием инвективы (лат. «бранная речь»).

Лукреций. К этому же периоду относится философская поэма Лукреция (ок. 94–55 гг. до н. э.) «О природе вещей», в которой излагается материалистическая философия греческого мыслителя Эпикура (IV–III века до н. э.). Лукреций уверен, что знание природы вещей избавляет человека от суеверий и страха смерти. Поэтому он в первых трех книгах поэмы излагает учение об атомах, из которых состоит мир, по представлениям Демокрита и Эпикура, а дальше подробно повествует об астрономии, геологии, истории человеческой культуры (выделяя в ней каменный, бронзовый, железный века, что подтвердили археологи XIX века, взяв у Лукреция эти названия для научного обозначения эпох в развитии человечества). Поэма написана гекзаметром, сближается с поэмами Гесиода, но демонстрирует огромный прогресс в человеческих знаниях.

Цезарь. Гай Юлий Цезарь (100–44 гг. до н. э.) выдающийся политический деятель и полководец Древнего Рима, первым получивший от сената титул императора, один из основоположников латинского литературного прозаического языка. Его «Записки о Галльской войне» (52/51 гг. до н. э.) в 7 книгах и «Записки о гражданской войне» (44 г. до н. э.) в 3 книгах — замечательные памятники простого и благородного литературного стиля. Его трагедия «Эдип» и ряд других произведений (памфлеты, поэма «Путь», письма, речи, афоризмы, трактат «Об аналогии», посвященный Цицерону», и др.) до нас не дошли.

Цицерон. Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.) — величайший оратор древности. До нас дошли 58 речей Цицерона (и отрывки из еще 17 речей), трактаты и диалоги философского, дидактического, политического содержания (особое значение имеют его работы по ораторскому искусству, где систематически изложены основы риторики), около 900 писем.

Вергилий. Высшим достижением в области поэтического творчества в «век Августа» (вторая половина I в. до н. э.) стало творчество Публия Вергилия Марона (70–19 гг. до н. э.). Сборник «Буколики» включает эклоги (пастушеские стихотворения, состоящие из диалогов пастухов, изложенные гекзаметром, написанные под влиянием древнегреческого поэта Феокрита, создателя этого жанра). Особо значимой позже оказалась 4-я эклога, которая в средние века рассматривалась как предсказание пришествия Иисуса Христа. Поэтому Вергилия рассматривали как одного из предтеч Христа (вот почему в «Божественной комедии» Данте Вергилий сопровождает поэта в его путешествии не только по аду, но и по чистилищу и расстается с ним в земном раю). «Буколики» принесли Вергилию известность, он стал главой литературного кружка, которому покровительстовал Меценат — знатный и богатый сторонник Октавиана — будущего императора Августа.

«Георгики» — дидактическая поэма о труде земледельца, написанная в 30-е годы. По своему характеру и форме (использование гекзаметра и т. д.) она напоминает «Труды и дни» Гесиода. Идеал Вергилия, воплощенный в поэме, патриархален, связан с сельской, а не городской жизнью.

«Энеида» — величайшее произведение Вергилия и, в известном смысле, всей римской литературы. Она писалась в течение ряда лет и была закончена поэтом в год его смерти. Взяв за образец «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, Вергилий в качестве героя выбирает не одного из греков, а их противника — троянца Энея, после разгрома, подобно Одиссею, совершающего путешествие и находящего приют в Италии. Использование этого мифа имело политический характер: император Август выводил свой род от сына Энея Иула. При всем сходстве с гомеровским эпосом «Энеида» — авторское произведение, что отражается в композиции (расчетливое введение вставных эпиллиев, своего рода стихотворных новелл), в демонстрации высокой образованности автора, в отработанности гекзаметра, появлении психологической мотивировки деятельности героев (особенно в описании любви к Энею и гибели Дидоны, карфагенской царицы). На протяжении столетий «Энеида» была образцом для подражания в области эпической поэзии.

Гораций. В кружок, покровительствуемый Меценатом, входил и другой великий поэт Древнего Рима — Квинт Гораций Флакк (65–8 гг. до н. э.). Впервые Гораций обратил на себя внимание своими эподами, написанными в подражание Архилоху. Эпод — произведение, написанное в перемежающемся ритме (например, с чередованием дактилических и ямбических диметров). У Горация это стихи, посвященные современности, в которых можно встретить как восхваление (Мецената, Августа), так и резкую критику (например, вольноотпущенников, проникших во власть благодаря хитрости).

За сборником из 17 эподов последовало две книги сатир, написанных гекзаметром и по ряду черт сближающихся с диатрибой — жанром, разработанным философами-киниками (живая беседа на философские темы). В сатирах не только критикуются различные пороки, поразившие римское общество (жадность и зависть, мотовство и властолюбие), но и утверждается некий авторский идеал: уход в частную жизнь, общение с природой, которого нельзя найти в городе, патриархальный уклад.

В 23 г. до н. э. выходят три книги «Од» Горация (38 од в 1-ой, 20 — во 2-ой, 30 — в 3-ей), в 13 г. до н. э. Гораций добавил к ним 4-ю книгу (15 од), где, повинуясь императору Августу, воспел подвиги его пасынков — Тиберия и Друза. В одах использовано 12 размеров, заимствованных Горацием у Алкея, Сапфо, Анакреонта и других древнегреческих лириков. Оды построены как обращение (к человеку, музе, какому-либо предмету). Оды принесли Горацию наибольшую славу в веках, особенно 30-я ода из 3-ей книги «К Мельпомене». Уже Овидий в финале «Метаморфоз» излагает те же мысли очень близко к тексту Горация. Первые слова этой оды («Exegi monument(um)» — «Я памятник воздвиг») Пушкин избрал эпиграфом к своему «Памятнику». Источником для Горация была элегия Феогнида, адресованная Кирну, но есть и более древний прообраз этой оды — древнеегипетское стихотворение «Похвала писцам», откуда к Горацию пришел образ пирамид: творчество сохраняет память о поэте крепче пирамид.

Из посланий Горация, написанных гекзаметром (20 посланий в 1-ой книге, 3 — во 2-ой) особенно важно последнее — «Послание к Писонам», иначе называемое «Об искусстве поэзии», где изложена нормативная поэтика Горация, сыгравшая значительную роль при разработке поэтики классицизма. Гораций требует соблюдать единство формы и содержания, простоту и цельность избранного стиля, который нельзя смешивать с другими стилями, предъявляет к поэту требование высокого профессионализма.

Овидий. Публий Овидий Назон (ок. 43 г. до н. э. — 18 г. н. э.) прославился своими «Любовными элегиями», где подражал римским поэтам Катуллу, Тибуллу, Проперцию и др. Героиня элегий, названная Коринной по имени древнегреческой поэтессы, побеждавшей на поэтических состязаниях самого Пиндара, чьей наставницей она была, отличается от Лесбии Катулла полным отсутствием индивидуальных черт. С присущим ему поэтическим блеском, но холодно и подчас иронично Овидий описывает «науку страсти нежной», продолжив эту тему в пародийно-дидактических поэмах «Наука любви» и «Лекарство от любви». Совершенно иным, искренним тоном отмечены последние его произведения, написанные в ссылке (г. Томы, ныне Констанца в Румынии), куда его отправил император Август, — «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».

Самое выдающееся произведение Овидия — поэма в 15 книгах «Метаморфозы». Овидий избрал мотив превращений, который он проследил в мифах о богах и героях от возникновения космоса из хаоса до превращения Юлия Цезаря в звезду, основываясь на идущем от Пифагора представлении о переселении душ — метемпсихозе. Песни поэмы, излагающие мифы о превращениях Нарцисса в цветок, статуи Пигмалиона Галатеи в живую женщину и т. д., стали источником для вдохновения многих писателей, художников, композиторов последующих эпох. Овидий, вычленивший из мифов идею изменчивости, как бы предсказал наступление новой — переходной — фазы в развитии культуры, отмеченной утратой стабильности как в реальности, так и в ощущениях людей.

Римская литература I–II веков н. э.

 

Из произведений этого периода особое значение имеют трагедии Луция Аннея Сенеки Младшего (4 г. до н. э. — 64 г. н. э.) «Медея», Эдип», «Федра» и др., в которых реализовано новое понимание катарсиса (разделение страха и сострадания, закрепление источника этих чувств не за одним персонажем, а за злодеями, с одной стороны, и за невинными жертвами — с другой); его же «Нравственные письма к Луциллию», где изложена программа стоического приятия жизни, актуальная и поныне; остроумные и злые «Эпиграммы» Марка Валерия Марциала (ок. 40 — между 101 и 104) в 12 книгах; 16 сатир в гекзаметрах Децима Юния Ювенала (ок. 60 — ок. 140), один из наиболее совершенных по форме и значимых по критическому отношению к порокам знати образцов жанра; роман Петрония Арбитра (ум. 66) «Сатирикон», дошедший в отрывках; «История» и «Анналы» Корнелия Тацита (ок. 55 — ок. 120) — одного из величайших историков древности; роман Луция Апулея (род. ок. 124) «Метаморфозы» («Золотой осел»), в котором обнаруживается сочетание развлекательной формы и эзотерического (скрытого) религиозно-философского содержания.

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Понятие «Средние века» возникло в XV веке, когда итальянские гуманисты (Л. Бруни и др.), осознав прошлое как историю, разделенную на периоды, выделили эпоху античности (древности) и свою эпоху — «новое время», а тысячелетие, лежащее между этими двумя эпохами, назвали «medium aevum» (лат. средний век, позже стали говорить «средние века»). С точки зрения гуманистов Возрождения, а позже просветителей XVIII века, Средневековье — мрачная эпоха гибели высокой античной культуры, эпоха варварства и засилья церкви, настоящий провал в европейской истории. Только в конце XVIII — начале XIX века, во многом под влиянием И. Г. Гердера и романтиков, ученые увидели в средневековье закономерный этап развития общества, в средневековой литературе и искусстве была обнаружена своеобразная глубина и красота.

Традиционно считается, что средние века начались в 476 г., когда под натиском варваров пала Западная Римская империя. Современная точка зрения совершенно иная: переход от античности к средневековью занял несколько веков, примерно с III-его по VI-ой. В свете историко-теоретического подхода стало очевидно, что Поздняя Античность должна рассматриваться как переходный период в развитии литературы.

Литература Поздней Античности как переходного периода

 

В первые века нашей эры в литературе существовали нисходящая и восходящая линии. Первая была связана с античной традицией, базировалась на языческой мифологии и античной философии, которые в этот период испытывали жесточайший кризис. В литературе поздней античности этот кризис также обнаруживается со всей очевидностью, прежде всего в таких проявлениях, как эскейпизм (бегство от общественно важного содержания), формализм (безусловное предпочтение формальных экспериментов разработке нового содержания литературы), риторизм (подчинение литературы риторическим правилам, рассмотрение поэтической деятельности как учебной работы при освоении риторики), комплиментарность (отражение зависимости писателей от властителей и богатых меценатов в комплиментах в адрес сильных мира сего, которыми насыщена литература этого периода, т. е. отход от собственно эстетической функции писательской деятельности).

Авсоний. В качестве подтверждения этих характеристик выберем прославленного поэта IV века, когда литература достигла нового взлета (период «серебряной латыни», напомнивший римлянам о «золотой латыни» Вергилия, Горация, Овидия, Цицерона и других писателей I века до н. э.), — Децима Магна Авсония (ок. 310 — 394). Самое известное произведение Авсония — поэма «Мозелла». Поэт удаляется от мест, где «по равнине лежат, не оплаканы, бедные трупы», и на судне плывет по реке Мозелле (Мозель, приток Рейна), описывая превосходным гекзаметром (стихом гомеровских поэм) все, что видит вокруг: повороты реки, виноградники, запоздалых поселян, безусых гребцов. Несколько страниц он уделяет описанию рыб, плавающих в реке, не забывая сообщить об их гастрономических качествах. Перед нами один из первых образцов жанра описательной поэмы, который возродится лишь в XVIII веке, и с этой точки зрения Авсоний — несомненный новатор и большой мастер. Но отсутствие глубокого содержания в этой знаменитой поэме, не только ответов, но и даже постановки вопросов о самых больных вопросах современности очевидно. Авсоний увлекался и формалистическими изысками. Так, он послал проконсулу Пакату, надеясь доставить удовольствие этому вельможе, сборник «Технопегии» («Шутки ремесла») — «бесполезный плод моего безделья», как он сам униженно писал, где помещены «Стихи, начинающиеся и кончающиеся односложиями, всякий раз одними и теми же», «Стихи, которые только кончаются односложиями», «Молитва ропалическая» (в которой строка состоит последовательно из 1, 2, 3, 4, 5-сложных слов, например в русском переводе: «Бог Отец, податель бессмертного существованья, // Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий»), «Свадебный центон» (центон — жанр формальной поэзии: составление нового стихотворения из строк произведения другого поэта; Авсоний составляет из строк «Энеиды» целомудренного и высоконравственного Вергилия разнузданное повествование о соитии в брачную ночь) — все это примеры формализма в поэзии.

Порфирий: жанр поэтического квадрата. Еще большей изощренностью отличался поэт IV века Порфирий Оптациан, писавший поэтические квадраты. В стихах этого жанра количество строк соответствует количеству букв в строке. В поэтических квадратах использовались палиндромы (тексты, которые одинаково читаются в обе стороны). Самый ранний образец поэтического квадрата относится к IV веку:

 

S A T O R

A R E P O

T E N E T

O P E R A

R O T A S

(В переводе: «Сеятель Арепо держит с трудом колеса»). Здесь использован палиндром: текст одинаково читается в четырех направлениях (с начала и с конца по горизонтали, с начала и с конца по вертикали). Этот поэтический квадрат, очевидно, представлялся столь удивительным, что его рассматривали как какой-то талисман, по крайней мере, спустя два века его еще помнили и даже писали на стенах христианских церквей. Поэтические квадраты Порфирия, преподнесенные им императору Константину в 325 г., намного сложнее: строка в несколько раз длиннее, поэтому составить палиндром было намного труднее. Некоторые буквы Порфирий раскрашивал красной краской, составляя рисунок (павлина в стихотворении «Павлин», фонтана в стихотворении «Фонтан» и т. д.), причем если читать только красные буквы, получалось еще одно стихотворение, нередко на греческом языке. При такой формальной усложненности содержание фактически вовсе не могло быть серьезным.

Раннехристианская литература. Наряду с нисходящей линией в переходный период между античностью и средневековьем развивалась восходящая линия литературы, которой не были присущи названные черты кризиса. Это литература раннего христианства.

«Новый завет» повествуюет о рождении, смерти и воскресении сына божьего Иисуса Христа, искупившего своей гибелью на кресте грехи рода человеческого и установившего новый союз («завет») с богом всего человечества (а не только еврейского народа, как в «Ветхом завете»).

«Новый завет» в канонической форме, утвержденной (как и канон «Ветхого завета») александрийским епископом Афанасием Великим (295–373), сыгравшим таким образом выдающуюся роль в мировой культуре, литературе, включает в себя четыре евангелия (благовествования): от Матфея, от Марка, от Луки (синоптических — т. е. сходных по тексту) и от Иоанна, а также «Деяния апостолов» (прежде всего Павла), 21 послание (эпистолярная форма поучения): 14 от Павла, 2 от Петра, 3 от Иоанна, 1 от Иакова, 1 от Иуды (не путать с предателем Иудой); завершающее канон произведение — «Апокалипсис (откровение) Иоанна Богослова». «Новый завет» сложился во 2-ой половине I века — первой половине II века в основном на греческом языке и дошел только на этом языке, хотя искусственный перевод на разговорный язык Палестины I века — арамейский — раскрыл исчезнувшую в греческом переводе ритмическую организацию текста, аллитерации, ассонансы, рифмы, игру слов, другие черты, выявляющие фольклорную природу первоначального текста ряда разделов.

Еще во II веке епископ Иреней утверждал божественное происхождение Евангелий. Текст «Нового завета», отделенный от апокрифических евангелий и других неканонизированных источников, стал священным для миллионов христиан начиная с IV века и остается таковым до наших дней. Священными воспринимались разными народами и переводы «Нового завета» на сирийский (II–III века, т. н. Пешишта), латинский (коллективный, т. н. Итала, затем Св. Иеронима, конец IV века, т. н. Вульгата), армянский, грузинский (V век), старославянский (Кирилла и Мефодия, IX век, и последующие славянские переводы), немецкий (М. Лютера и реформатская «Цюрихская Библия», XVI век), английский («Библия Иакова I», XVII век), русский (синодальный перевод, 1876) и другие языки мира. Библейские тексты заучивались наизусть с раннего детства, составляли самый центр тезауруса. Сквозь призму «Нового завета» воспринимался весь окружающий мир. Поэтому влияние Библии на литературу имеет беспрецедентный характер. «Новый завет» дал писателям идеи (Христова любовь к ближнему, непротивление злу насилием), систему образов (Иисус Христос, Богоматерь, апостолы, Иоанн Креститель, Понтий Пилат, Иуда, крест, Мария Магдалина, Вифлеемская звезда, «звериное число» 666 и т. д.), жанровые образцы (притча, житие, видение, проповедь, послание), сюжеты (рождение, крещение, распятие, воскресение, явления Христа, судьба апостолов и т. д.), образ мышления, язык, которому подражали не только религиозные, но и светские писатели. Авторы «Нового завета» — Матфей, включивший в свое Евангелие «Нагорную проповедь» Христа, Марк, Лука с его глубоким знанием греческой культуры, Иоанн как создатель четвертого Евангелия и «Апокалипсиса», апостол Павел и прежде всего (судя по приведенным высказываниям) сам Иисус Христос — обладали великим литературным, ораторским даром.

Апологеты. Тертуллиан. Апологетами назывались писатели-защитники христианства в период гонений на него во II–III веках. Наиболее известен из них Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, прозванный Неистовым (160 — после 220). Сохранилось 31 его произведение, в том числе «Защита от язычников», в которой отрицается вся античная философия, литература, в целом культура, основанная на язычестве. В трактате «Против гностика Гермогена» отвергнуты основные идеи гностицизма, утверждавшего двуединство мира, борьбу сил Добра со столь же мощными силами Зла. В «Опровержении еретиков» неправота ересиархов обосновывается тем, что они моложе апостолов и, следовательно, дальше от Христа — источника истины. Этот аргумент сыграл огромную роль в истории литературы: для доказательства своей правоты многие авторы приписывали свои произведения современникам Христа и апостолов.

В трактате «О теле Христовом», читаем: «Распят сын божий — не стыдно, ибо это постыдно. И умер сын божий — это вполне достоверно, ибо нелепо. А погребенный, он воскрес — это верно, ибо невозможно». В данном фрагменте V главы, получившем в средние века название «Кредо», представлен особый тип парадокса — алогический парадокс, который нельзя разрешить на уровне человеческого мышления. Этот литературный прием использован Тертуллианом для доказательства примата веры. В средние века Тертуллиану приписывали фразу, предельно лаконично выражающую эту мысль: «Верю, ибо абсурдно».

Августин Блаженный. Аврелий Августин, прозванный Блаженным (354–430) — наиболее авторитетный из западных отцов церкви. Переходность эпохи, в которую он жил, отразилась в его жизни самым непосредственным образом. Его отец был язычником, мать — христианкой. В юности Августин увлекся античной риторикой и философией, его кумиром стал Цицерон. Многие годы Августин был сторонником манихейства, изучал астрологию. Переехав в Медиоланум (Милан), в 387 г. он принимает христианство. Его крестным отцом стал святой Амвросий Медиоланский, соединявший в своих взглядах христианство и неоплатонизм. Под его влиянием Августин осудил манихейство, отверг идею Зла как самостоятельной субстанции и рассмотрел его как отсутствие Добра. Отверг он и астрологию с ее идеей предопределенности, выступил против пелагианства — одной из ранних христианских ересей. Пелагий считал, что первородного греха нет, что Бог наделил человека свободой воли, и каждый человек волен выбирать себе путь, какой хочет, но на том свете Бог каждому воздаст по справедливости, при этом отрицался первородный грех. В противоположность пелагианцам и астрологам Августин выдвинул идею благодати: Бог по своему произволу возвышает одних (посылает им благодать) и низвергает других вне зависимости от добрых или злых дел человеческих. В известном противоречии с этой идеей находится учение Августина об аскетизме, которое он изложил в своем главном трактате «О граде Божьем» в 22 книгах, где противопоставлены град земной (империя) и град небесный (души людей, объединенные христианской церковью). В человеческом двуединстве тела (земного) и души (небесного) от тела нужно избавиться и воспарить к граду небесному. В 397–401 гг. Августин написал «Исповедь» в 13 книгах — рассказ о своей жизни, адресованный Богу. Он пишет эту книгу для верующих, показывая на своем собственном примере, что можно быть большим грешником, нарушать многие заповеди, но, искренно предавшись Богу, избавиться от греховных помыслов. Путь спасения лежит через покаяние, отсюда характерные черты жанра исповеди, введенного в литературу Августином. В его труде сочетаются яркие описания событий личной жизни и их философско-религиозное осмысление. Впоследствии жанр исповеди получил развитие (в том числе и в светской литературе) и дал миру такие выдающиеся произведения, как «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо и «Исповедь» Л. Н. Толстого. Августин открывает сам принцип исповедальности, который свидетельствует об усилении авторского начала в искусстве и позже, в связи с развитием принципа психологизма, формирует целую систему хорошо разработанных художественных средств для описания внутреннего мира человека. Августин был признан одним из главных авторитетов в христианстве, что объясняет огромную роль его идей и стиля в последующем развитии литературы.

Средневековая литература на латинском языке

Латинский язык, превратившись в мертвый язык, стал, тем не менее, связующей нитью между Античностью и Средневековьем. Это был язык церкви, межгосударственных отношений, юриспруденции, науки, образования, один из основных языков литературы. Сентенции античных авторов использовались как материал, изучаемый в средневековой школе.

В средневековой литературе на латинском языке принято выделять три линии развития: первая (собственно средневековая, официальная, церковная) представлена в клерикальной литературе, вторая (связанная с обращением к античному наследию) ярче всего проявилась в Каролингском Возрождении, третья (возникшая на стыке латинской учености и народной смеховой культуры) отразилась в поэзии вагантов.

Клерикальная литература. Значительный пласт средневековой литературы — клерикальная (церковная, религиозная, духовная) литература. В ряде случаев она представлена выдающимися именами, такими как: Иоанн Скот Эриугена, Абеляр, Франциск Ассизский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский. Но нередко имена писателей не сохранились, так как изложенный еще Тертуллианом принцип, согласно которому чем текст древнее, тем он ближе к истине, заставлял их приписывать свои сочинения авторитетным деятелям времен первых христиан. Так, например, поступил гениальный автор V — начала VI века (возможно Петр Ивер), в трактате «О небесной иерархии» впервые представивший небесные силы как расположенные по иерархической лестнице (и перенес эту идею на священников в трактате «О церковной иерархии»: иерархия как передача чистого света чистыми зеркалами). В трактатах «О божественных именах» и «Таинственное богословие» он развил учение о Великой аналогии, о символе, заложил основы учения о Единой цепи бытия. Стремясь придать своим сочинениям авторитетность, он выдал их за труды грека Дионисия, крещенного самим апостолом Павлом. Этот автор ныне именуется Псевдо-Дионисием.

Средневековая клерикальная литература на латинском языке выработала новые жанры: видение (повествование о путешествии души во время сна по загробному миру), житие (рассказ о рождении святого, первых подвигах святости, чудесах при жизни и после смерти), религиозный гимн, послание, комментарий к Священному Писанию, исповедь и т. д. В их основе лежали образцы текстов, входящих в Новый Завет. Клерикальная литература отличается риторичностью, дидактизмом, притчевостью, экзальтацией.

Характерный пример — написанное в XII веке в Ирландии на латинском языке «Видение Тнугдала». Душа рыцаря Тнугдала, не почитавшего божью церковь, во время трехдневного сна совершает путешествие по аду, где видит муки грешников, и по Серебряному граду, где обитают души праведников. Получив хороший урок, она возвращается в тело рыцаря, и тот становится самым добросовестным прихожанином церкви. «Видение Тнугдала» — прообраз «Божественной комедии» Данте.

Каролингское Возрождение. Король франков, а с 800 г. император средневековой Римской империи Карл Великий (768–814) поставил перед собой целью «renovatio Romani imperii» («возрождение Римской империи»), для чего, в частности, собрал при своем дворе в Аахене самых образованных людей Европы и основал Академию по примеру древних. Во главе Академии встал англосакс из Йорка Алкуин (730–804), в ней трудились вестгот из Испании Теодульф, франк Эйнхард (автор одной из лучших биографий раннего Средневековья — «Жизнь Карла Великого»), лангобард Павел Диакон (создатель «Истории лангобардов»), архиепископ Августодунский Муадвин и другие выдающиеся литераторы. Они отказались от своих «варварских» имен и назвались именами великих античных авторов: Алкуин стал Горацием, Ангильберт — Гомером, Муадвин — Назоном (то есть Овидием) и т. д. Они возродили античные метры (гекзаметр, элегический дистих, ямбический диметр и т. д.), строфы (архилохову, сапфическую, алкееву и др.), жанры эклоги («Словопрение Зимы с Весной» Алкуина), эпитафии («Эпитафия племяннице Софии» Павла Диакона), панегирика, послания («Альбин Коридону» Алкуина, «К Лиутгеру-клирику» Валахфрида Страбона), басни («Об утерянной лошади» Теодульфа, приписывавшаяся Павлу Диакону «Басня о Льве и Лисице») и др., языческую образность (Феб, Купидон, Бахус, Ахерон и др.), литературные персонажи (например, Палемон и Дафнис из III и VIII эклог Вергилия в «Словопрении Весны с Зимой» Алкуина), описательность в духе Авсония («Во славу Ларского озера» Павла Диакона, «Об уходе за садами» Валахфрида Страбона). Но содержание их произведений уже сугубо средневековое: вопросы христианской веры, борьбы с арианской ересью, верности христианским правителям, жизнь и подвиги святых и т. д. Не случайно тема плотской любви, столь характерная для античности, заменяется темой дружбы (например, в послании Алкуина «Альбин Коридону», послании Валахфрида Страбона «К Лиутгеру-клирику»). Поздний представитель Каролингского Возрождения Валахфрид, воспитатель внука Карла Великого — Карла Лысого, переработал прозаическое видение, написанное аббатом Гайто, и его «Видение Веттина» стало первым образцом средневекового жанра видения, прообразом «Божественной комедии» Данте. Просуществовавшее очень недолго Каролингское Возрождение стало первым примером «малых Возрождений» в средневековой культуре Европы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.044 с.)