Учебно-спортивная и воспитательная работа в альпинистских лагерях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-спортивная и воспитательная работа в альпинистских лагерях



Альпинистский лагерь является основной спортивной базой подготовки альпинистов. В альпинистские лагеря принимают (по путевкам) начинающих альпинистов и значкистов “Альпинист СССР”. Здесь совершенствуют свою подготовку разрядники, проводят спортивные сборы повышения спортивного мастерства по своей программе.

Все службы альпинистского лагеря — учебная часть, спасательная группа, медпункт, радиоузел, бухгалтерия и пр. подчинены одной идее — создать необходимые условия для спортивной подготовки и отдыха молодежи.

Работу лагеря возглавляет его начальник.

УЧЕБНО-СПОРТИВНАЯ РАБОТА

Учебно-спортивную работу в лагере осуществляет учебная часть под руководством ее начальника.

Начальник учебной части. Обычно это опытный методист по альпинизму I категории, имеющий большой практический стаж воспитательной работы и спортивной деятельности. Он организует и проводит учебно-методическую, спортивную и воспитательную работу лагеря. Подбирает штат инструкторов-методистов по альпинизму и содействует администрации в комплектовании основных служб: спасательной службы, медпункта, радиоузла. Начальник учебной части готовит документы по регистрации спортсменов, инструкторов-методистов, документы о выходах в высокогорную зону; выписку продуктов, методических материалов, оборудование методического кабинета наглядными пособиями и пр., проведение учебно-методического сбора с инструкторами-методистами альплагеря перед началом летнего сезона, составление учебных и календарных планов для спортсменов и для повышения квалификации инструкторов-методистов; составление инструкций регистрации по учебной части, графиков дежурств по лагерю, противопожарных инструкций, правил поведения в горах, в заповедниках. Начальник учебной части организует проведение собеседования с разрядниками, подготовку учебных объектов, отбраковку непригодного снаряжения; возглавляет методический совет лагеря. Свою работу согласовывает с начальником альплагеря.

Ежедневно составляет распоряжения по лагерю о проведении учебно-спортивных и других мероприятий, которые зачитываются на утреннем построении всего состава альплагеря. Назначает дежурных по лагерю.

Начальник учебной части поручает командирам отрядов, членам методического совета и начальнику спасательного отряда комплектование учебных отрядов и отделений, спасательного отряда лагеря и выпускающих в высокогорную зону.

В плане учебно-методической работы начальник учебной части осуществляет контроль за проведением учебной и воспитательной работы в учебных отрядах и отделениях, выполнения учебных и календарных планов; организует разбор и анализ учебных занятий, походов, восхождений и воспитательных мероприятий.

Проводит выпуск групп повышения квалификации инструкторов, учебных отрядов и отделений в высокогорную зону, разбор совершенных восхождений; после окончания каждой смены составляет отчет о проделанной работе, совершенных восхождениях, а по окончании сезона — отчет о проделанной работе.

Начальник учебной части обязан нацелить весь инструкторский коллектив лагеря и тренерский состав сборов на четкое проведение безаварийной учебной, спортивной и воспитательной работы.

Учебно-спортивную и воспитательную работу лагеря обеспечивает инструкторско-методический состав альплагеря.

Командиром отряда 1—2—3—4 этапа обучения может быть инструктор-методист по альпинизму I категории. В его функции входит организационная работа. Он получает личные карточки и спортивные документы от инструкторов-методистов, проводящих регистрацию участников. Согласовывает с начальником учебной части и начальником спасательного отряда лагеря состав инструкторов отряда. Совместно с одним из инструкторов-методистов по альпинизму разделяет участников по учебным отделениям, учитывая их пожелания, возраст, медицинские показатели и физическую подготовку.

После предварительного распределения участников по учебным отделениям командир отряда сдает в учебную часть список отряда по отделениям, собирает всех инструкторов (стажеров) отряда и вручает им документы участников отделений, выдает журналы учета занятий, предварительно полученные у начальника учебной части для всего инструкторского состава, рассказывает о правилах ведения журнала (дает инструкцию о форме знакомства с участниками отделения). Затем уточняет состав отряда, решает возможности перевода участников из отделения в отделение.

Методическая работа: командир отряда проверяет журнал учета работы, правильность заполнения всех граф, соответствие конспекта, при необходимости вносит коррективы — методические замечания и ежедневно визирует конспекты занятий.

Конспект для первого дня практических занятий — 3-й день пребывания в лагере — командир отряда дает после беседы с инструкторами-методистами о ведении журнала учета работы. Конспекты на последующие дни он уточняет. На методическом занятии всего инструкторского состава командир отряда назначает методистов и стажеров для проведения теоретических занятий и вводных лекций.

Командир отряда должен добиться единой формы и методики обучения в отряде. Для этого и составляются единые конспекты. Командир отряда организует показ всех приемов изучаемой темы и требует от инструкторов-методистов (стажеров) правильного и последовательного исполнения.

Ежедневно командир отряда сдает начальнику учебной части проект распоряжения на проводимые отрядом мероприятия на следующий день, согласовав их с начальником спасательного отряда и начальником учебной части лагеря. Все вопросы, связанные с работой отряда, командир отряда согласовывает с начальником спасательного отряда альплагеря и начальником учебной части.

При подготовке к первому выходу в высокогорную зону — учебно-тренировочному ознакомительному походу для новичков и проведению учебных занятий и тренировочных восхождений для значкистов и разрядников — командир отряда получает от командиров отделений списки участников похода с визой врача лагеря о допуске к походу, а также списки необходимого снаряжения на отделения и заявления на выписку продуктов.

Командир отряда проверяет все списки и заявления, визирует, сдает начальнику учебной части, предварительно получив согласие начальника спасательного отряда о выходе в поход, а заявления на продукты визирует у начальника учебной части, подписывает у начальника лагеря и сдает их в бухгалтерию; объявляет время отбоя, подъема и выхода в поход. Накануне похода сдает начальнику учебной части проект распоряжения о выходе отряда в высокогорную зону, где указывается время выхода, маршрут похода, проведение занятий по темам, кто читал вводные лекции, указывает фамилии и количество участников и инструкторов-методистов, выходящих в поход, на тренировочные восхождения. Определяет маршрут восхождения и спуска, время выхода и возвращения на бивуак, назначает командира похода (согласовывает с начальником учебной части), время и дату возвращения в альплагерь и контрольный срок.

Вместе с проектом распоряжения о выходе в поход командир отряда сдает начальнику учебной части личные карточки участников с оценками на пройденных занятиях, протоколы разбора с рекомендацией по дальнейшей работе участников и прочее. Командир отряда поручает одному из инструкторов-методистов получить у врача лагеря походную аптечку для отряда, другому — рацию и позывные у радиста. Возвратившись из похода, инструкторы-методисты, ответственные за аптечку и рацию, в течение часа должны сдать их врачу и радисту. В книге выходов в высокогорную зону командир отряда регистрирует выход отряда, а если восхождения совершаются по отделениям, то регистрирует и фамилии каждого командира отделения. Это в основном относится к значкистам и разрядникам.

Получив рапорты от командиров отделений о готовности к выходу, командир отряда докладывает начальнику учебной части и начальнику спасательного отряда лагеря о готовности отряда к выходу в поход.

Во время похода командир отряда следит за регламентом, темпом и порядком движения (чтобы не было отстающих), за своевременными привалами.

По прибытии к месту основного базового бивуака командир отряда распределяет места для палаток по отделениям. Отводит время на установку палаток, приготовление обеда, подготовку к практическим занятиям. Объявляет время занятий.

Командир отряда назначает дежурного инструктора по бивуаку, а командиры отделений — дежурных по отделениям.

Во время походов согласно плану проводятся практические занятия: передвижение по травянистым склонам и осыпям, организация бивуака, изучение и совершенствование техники передвижения по снегу, фирну, переправы через реки и пр.

После окончания занятия командир отряда проводит 5—10-минутный разбор занятий с инструкторами, намечает план действий до отбоя, время отбоя, подъем и план работы на завтра. После этого командиры отделений проводят разбор занятий в своих отделениях, выставляют оценки и сообщают о мероприятиях до отбоя и время подъема на следующий день занятий.

После завершения программы восхождения командир отряда или дежурный инструктор-методист по бивуаку устанавливает время для приготовления обеда, свертывания бивуака, упаковки рюкзаков и подготовки к возвращению в альплагерь. Перед входом в лагерь остановка на 15 мин. для приведения в порядок внешнего вида участников отряда. Командир похода докладывает начальнику учебной части или дежурному инструктору-методисту по лагерю о выполнении плана похода, самочувствии участников.

После разбора цикла занятий первого учебно-тренировочного восхождения возможна перекомплектация отделений для следующего выхода в соответствии с подготовкой спортсменов.

В конце смены командир отряда получает от инструкторов всю документацию отделения: заполненные удостоверения на значок “Альпинист СССР” с характеристиками, заполненные “Книжки альпинистов” с записями совершенных восхождений участниками. Проверяет характеристики участников и их документы, визирует их и сдает на подпись начальнику учебной части. Составляет отчет о проделанной работе в отряде за смену для учебной части согласно форме, сшивает документацию отряда и сдает начальнику учебной части.

Командир отделения, инструктор-методист 3-2-й категории, несет полную ответственность за личный состав отделения, за его подготовку и дисциплину (на занятиях, в лагере, походе, на восхождении), за обеспечение необходимым обмундированием, снаряжением и питанием. После комплектации отряда командир отделения получает от командира отряда документы участников своего отделения. Заносит в личную карточку участника оценку, полученную им при сдаче физнормативов — теоретического собеседования, у врача лагеря получает сведения о состоянии здоровья и знакомится со всеми участниками отделения. Инструкторы отделений (и стажеры) представляются участникам отделений — сообщают свою фамилию, имя и отчество, с какого времени занимаются альпинизмом, свои лучшие альпинистские достижения, место постоянной работы и должность. Знакомятся с участниками, их спортивной подготовкой, избирают старосту и рассказывают о его правах и обязанностях. Староста — это первый помощник командира отделения во всех организационных вопросах (распределение группового снаряжения, выписка, получение и распределение продуктов на период походов, подготовка маршрутной документации и пр.), избирают комсорга отделения и ответственного за выпуск стенгазеты и культмассовых мероприятий. Командиры отделений вносят в журнал учета занятий все данные об участниках и предоставляют командиру отряда.

При выходе на занятие и по возвращении в лагерь проверяют, все ли снаряжение взяли с собой участники, как личное так и групповое. Групповое снаряжение, полученное инструктором на свою карточку (веревки, крючья, палатки, молотки, кастрюли), закрепляется персонально за участниками отделения.

Учебно-методическая работа. Каждый инструктор-методист — командир отделения (стажер) должен регулярно заполнять личную карточку участника, книжку учета работы и составлять конспекты на каждую тему занятий.

Перед выходом в высокогорную зону на учебные занятия или восхождения командиры отделений предоставляют командиру отряда для просмотра документы — учебные карточки участников с оценкой и краткими их характеристиками по прошедшему этапу обучения. Проверяют готовность снаряжения и одежды альпинистов.

При выходе в высокогорную зону конспекты запланированных занятий должны быть у командира отделения.

После проведенного цикла занятий первого выхода в высокогорную зону инструктор проводит разбор занятий, похода, восхождения. Он обязан научить спортсменов быть критичными и самокритичными.

Для отделений 5-го этапа учебная часть и командир отделения разрабатывает свой учебный план и утверждает у начальника альплагеря. План должен быть согласован с КСП района и уполномоченным Спорткомитета СССР. Отделения 5-го этапа комплектуются учебной частью примерно равными по силе участниками.

Командир отделения тщательно знакомится с документами участников отделения. После медосмотра и сдачи физнормативов инструктор проводит теоретическое собеседование с каждым спортсменом и выставляет оценки.

С первых же практических занятий (скалы — лед, снег) командир отделения дает задания каждому участнику на выполнение сложных технических приемов (прохождение определенного маршрута, организация страховки-самостраховки, спусков и пр.). Подсказывает, поправляет и совершенствует с ними технические приемы по безопасному преодолению сложного горного рельефа. Проводит тщательный анализ выполненного задания. В конце занятий проводит разбор и выставляет оценки. После первого совместного учебно-тренировочного восхождения, разбора восхождения и цикла занятий инструктор дает рекомендации каждому участнику на дальнейшее спортивное совершенствование. Затем участники отделения 5-го этапа самостоятельно готовятся к выходам, разрабатывают маршруты и т. д. и совершают восхождения.

Тренерский совет альплагеря создается для оказания помощи учебной части и утверждается специальным распоряжением на каждую смену. В его состав входят опытные инструкторы, начальники спасательных отрядов лагеря, командиры отделений, мастера спорта (5—7 человек). Председателем Тренерского совета назначается начальник учебной части или имеющий большой опыт работы инструктор-методист по альпинизму I категории.

Тренерский совет рассматривает различные учебно-методические, спортивные, дисциплинарные и воспитательные вопросы, участвует в выпуске групп в высокогорную зону и разборах спортивных и учебных занятий и восхождений, обсуждает и утверждает характеристики стажеров и инструкторов, рекомендации о направлении в школу инструкторов, корректирует учебные и календарные планы на последующие смены и др.

Для выпуска на маршруты спортивных и учебных групп и осуществления контроля за соблюдением правил соревнований и восхождений в горах СССР из числа компетентных специалистов распоряжением по альплагерю назначается выпускающий.

При необходимости по каждому альпинистскому мероприятию право на выпуск может быть предоставлено нескольким лицам (до 5 человек), именуемым в этом случае — первый выпускающий, второй выпускающий и т. д. В присутствии двух или трех выпускающих право на выпуск имеет старший (т. е. первый) или следующий с ведома старшего.

При большом объеме учебно-спортивной работы могут быть распределены обязанности среди выпускающих: первый — выпуск групп повышения квалификации инструкторов, спортивных групп I разряда и выше; второй — спортивные и учебные группы II разряда; третий— учебные группы 3—4-х этапов обучения и учебные выпуски 2-го этапа обучения и т. д.

Выпускающий обязан:

— убедиться в подготовленности выпускаемой группы для прохождения заявленного ею маршрута;

— проверить знание группой маршрута восхождения, наличие и качество снаряжения, набор питания, а также средств обеспечения безопасности (рация, время связи, взаимодействие, контроль-подстраховка связи ракетами и пр.);

— ознакомиться с рекомендациями инструктора (тренера), протоколами разбора учебных занятий, предыдущих восхождений;

— организовать прием зачетов от участников, выпускаемых на первый маршрут и на маршрут 4-й и 5-й категории трудности.

Для допуска к первому маршруту 4А категории трудности участник должен иметь оформленный и подтвержденный II спортивный разряд (допускается не оформленный, если выполнение этих норм закончено в текущем сезоне и сдан зачет по специальной программе комиссии, назначенной начальником учебной части), положительную характеристику-рекомендацию инструктора (тренера) для дальнейшего занятия альпинизмом и выполнения требований I спортивного разряда по альпинизму.

Выпускающий имеет право:

— в случае необходимости требовать от группы дополнительно к маршрутной документации представления тактического плана восхождения, данных разведки, полученной консультации и пр.;

— требовать усиления внимания и обеспечения путем координации действий групп (если их несколько в данном районе) или путем взаимодействия групп на маршруте, или организации специальной наблюдательной группы, падежной связи;

— не выпускать группу даже при полном выполнении правил, если, по его мнению, группа недостаточно подготовлена к прохождению заявленного маршрута. В этом случае выпускающий обязан написать на маршрутном листе причины запрета выхода группы.

Выпускающий несет дисциплинарную ответственность за неправильный выпуск группы. За поведение группы на маршруте и за допущенные ею нарушения во время совершения восхождения выпускающий ответственности не несет.

Организация выпуска групп в высокогорную зону. При выпуске группы (отделения) должны присутствовать все участники во главе с командиром отделения. В зависимости от подготовленности группы и сложности маршрута выпуск может осуществлять один выпускающий или совместно с ним начальник учебной части или члены Тренерского совета.

Если в маршрутном листе или в описании обнаружена ошибка, отделение должно ее немедленно исправить. При недостаточно точных ответах одного из спортсменов отделения выпуск откладывается на 1 час для подготовки, после чего проводится повторный выпуск. Такой порядок выпуска рекомендуется для всех этапов обучения альпинистов.

Если участники твердо знают маршрут, время связи и контрольный срок возвращения в лагерь, правильно подобрано снаряжение и продукты, имеется допуск врача к восхождению, выделены ответственные за получение аптечки и рации, выпускающий подписывает маршрутный лист и при необходимости вносит в описание маршрута свои замечания, предложения или требования.

Оформленный маршрутный лист дает группе право на выход в высокогорную зону для совершения восхождения.

Разбор проведенных занятий и совершенных восхождений. После каждого цикла проведенных занятий, совершенного похода (познавательного, перевального) и восхождения должны проводиться их разборы. Разбор — это продолжение учебного процесса, где наиболее полно проводится анализ действий и их недостатки. На разборах необходимо воспитывать у молодых альпинистов чувство ответственности за свои действия и действия товарищей по отделению, чувство товарищества и дружбы, нетерпимость ко лжи, лености, проявлению лихачества, пренебрежения страховкой.

Разбор похода проводит начальник учебной части или один из выпускающих. На разборе присутствуют начальник спасательного отряда, командир отряда, командиры отделений, стажеры, все участники похода, врач.

Командир отряда подводит итоги работы. Начальник учебной части или выпускающий утверждает проведенный разбор, предложения о допуске участников к дальнейшим занятиям. Учитывает поступающие замечания и предложения и докладывает начальнику альплагеря.

На разборах обязательно ведется протокол.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Составной частью коммунистического воспитания нового человека является физическая культура и спорт.

В решениях XXV съезда и последующих постановлениях ЦК КПСС большое внимание уделяется идеологической работе, что требует от инструкторов-методистов и тренеров во время учебно-тренировочных занятий, походов и восхождений, пребывания в альплагере и на бивуаке использовать все возможности для воспитания молодежи в духе коммунистической морали.

В своей воспитательной работе инструктор-методист и тренер всегда должны быть примером для участников — четко выполнять распорядок дня, с уважением относиться к своим коллегам и спортсменам, никогда не опаздывать, быть всегда в соответствующей форме.

Моральное воспитание альпинистов имеет большое значение и для положительного решения учебно-спортивных задач. Сложная, напряженная и длительная подготовка к покорению труднодоступных вершин требует от альпинистов мобилизации всех физических и нравственных сил и морально волевых качеств.

Опыт показывает, что эффективность тренировки, покорение сложных вершин во многом зависит от состояния воспитательной работы среди альпинистов. Часто победа над вершиной обусловливается не только тренированностью альпинистов, но и сплоченностью, организованностью, дисциплинированностью и моральной выдержкой всей команды.

В задачи каждого инструктора-методиста, командира отделения и отряда, тренера входят:

— всей своей работой и поведением содействовать воспитанию альпинистов в духе преданности нашей социалистической Родине, патриотизма, интернационализма и требований спортивной этики, в

духе принципов морального кодекса строителя коммунистического общества;

— проводить всю работу с альпинистами таким образом, чтобы участие в учебных и спортивных мероприятиях способствовало укреплению их здоровья и сил, готовило их к производительному труду и защите Родины;

— безотказно принимать участие в работах по оказанию помощи терпящим бедствие в горах, обладать достаточной подготовкой для оказания квалифицированной первой медицинской помощи, в совершенстве владеть всеми способами транспортировки пострадавшего в горах;

— проводить работу по охране окружающей среды, воспитывать у альпинистов любовь к природе и альпинистскому спорту;

— ориентировать альпинистов на сочетание спортивно-альпинистской деятельности с участием в разрешении научно-исследовательских и народнохозяйственных задач;

— воспитывать у альпинистов умение принимать самостоятельные решения в реальных условиях, настойчивость в достижении поставленной цели, решительность и смелость, сочетаемые с правильной оценкой конкретной обстановки, с учетом своих сил и возможностей, умением анализировать поступки свои и своих товарищей, быть критичным и самокритичным во всех поступках;

— проводить работу по обучению и тренировке молодых альпинистов не только в горах, по и в предлагерный период, повышать свою идеологическую и научно-методическую подготовленность, педагогическое мастерство, участвовать в организационной и учебно-тренировочной работе секции;

— тщательно готовиться к каждому занятию, походу, восхождению, строго и безоговорочно выполнять и требовать от обучаемых выполнения установленных правил безопасности, быть заботливым и внимательным воспитателем;

— быть требовательным к себе, своим товарищам и обучаемым, стремиться к совершенствованию своего спортивного мастерства и морально-волевых качеств, к образцовому проведению каждого альпинистского мероприятия;

— быть объективным и принципиальным в характеристиках альпинистов, указывать в них конкретные достоинства и недостатки характеризуемых.

Для решения этих задач инструкторы-методисты, тренеры должны постоянно вести идейно-политическую и морально-воспитательную работу среди альпинистов, привлекая к участию в ней ветеранов Великой Отечественной войны, передовиков народного хозяйства, деятелей науки, техники и искусства, известных спортсменов, ветеранов альпинизма; применять все возможные средства воспитания в коллективе и через коллектив. Прививать альпинистам также санитарно-гигиенические навыки, соблюдение режима питания, сна, совмещение трудовой деятельности и регулярных тренировок, трудолюбие на тренировках, навыки аккуратности и дисциплинированности.

Инструктор-методист ненавязчиво, в товарищеской обстановке должен проводить беседы и рассказы о практике альпинизма, о лучших восхождениях у нас и за рубежом с демонстрацией диапозитивов, о защитниках горных перевалов, их мужестве. Желательно организовать совместные прогулки по ущельям, соседним лагерям с познавательными целями, выступить в одной команде со своими учениками на спортивных соревнованиях в лагере — это способствует хорошему, дружескому контакту с отделением. Инструктор по роду своей работы не может и не имеет права замыкаться в своем личном кругу, он обязан часть своего свободного времени посвятить участникам отделения, стараться сделать их пребывание в лагере интересным и содержательным. Привить им уважение к альпинистскому спорту, окружающей природе, настоящей дружбе.

В альплагере, отряде, отделении должны быть традиции непримиримости к лицам, нарушающим дисциплину или допустившим аморальный поступок, к проявлению грубости во время учебно-тренировочных занятии, походов, восхождений. Созданию здорового коллектива способствует честное взаимоотношение, критика и самокритика. Справедливые критические замечания по адресу того или иного альпиниста или инструктора-методиста, тренера, объективный анализ их взглядов и поступков воспитывают, помогают им правильно оценить себя, избавиться от недостатков.

Для проведения в лагере культмассовой и спортивной работы, организации досуга альпинистов на собрании отряда выбирают культ-комиссию, спорткомиссию и редколлегию.

Досуг спортсменов складывается из свободного времени после занятий, ужина и в дни отдыха, между походами и циклами занятий, на бивуаках и дневках во время походов.

В плане культкомиссии могут быть вечера танцев, конкурсы на лучшую альпинистскую или туристскую песню, викторины, встречи с интересными людьми, лекции о родном крае, сохранении природы, заповедниках, просмотры хроникальных, документальных и художественных фильмов. Необходимо предусмотреть в своих планах и вечера воспоминаний о лучших восхождениях инструкторов отряда, и вечера песни во время пребывания на бивуаке или дневке в высокогорной зоне, не забывать о днях рождения спортсменов и инструкторов и др.

Спортивная комиссия проводит соревнования по скалолазанию и ледолазанию, по волейболу, баскетболу, шахматам, шашкам, перетягиванию каната, юмористические эстафеты и пр. Учреждаются специальные призы.

СПОРТИВНОЕ СКАЛОЛАЗАНИЕ

Спортивное скалолазание как вид альпинизма зародилось в нашей стране в послевоенные годы. В настоящее время — это самостоятельный вид спорта, оставаясь, однако, наиболее целесообразной формой подготовки спортивно-технического мастерства молодых альпинистов.

Быстрое развитие спортивного скалолазания обусловливается его практической целесообразностью и правильно установленной взаимосвязью с задачами горовосхождений. Спортивное скалолазание построено на основах альпинизма и почти полностью слагается из его элементов. Оно, по существу, заполнило тот пробел, который существовал в советском альпинизме. Как известно, в невысоких горах ряда стран (в Доломитовых Альпах, Татрах, Пиренеях) альпинисты специализируются в восхождениях по сложнейшим маршрутам скальных стен — высотой всего в несколько сот метров. В советском альпинизме подобные восхождения не считаются спортивными достижениями. А между тем восхождения последних лет наших альпинистов по таким маршрутам, совершенные совместно с горовосходителями других стран, со всей очевидностью показали, что советские альпинисты, занимающиеся спортивным скалолазанием, стоят на более высокой технической ступени, чем западные, специализирующиеся в восхождениях по скальным стенам.

“Советские скалолазы обладают фантастической виртуозностью, скорость их лазания по отвесам и нависающим стенам производит потрясающее впечатление”,— заявил вице-президент французской Федерации альпинизма Р. Параго, покоритель Гималайского “восьмитысячника” Нангапарбат, наблюдавший за ходом первых международных соревнований на скалах в районе озера Рицы в 1976 г.

Такое впечатление произвели советские альпинисты (в международном соревновании участвовали наши альпинисты-перворазрядники и мастера спорта) на искушённого альпиниста “видавшего виды”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.044 с.)