Спортивная форма альпиниста и ее достижение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спортивная форма альпиниста и ее достижение



Принято считать, что спортсмен достигает спортивной формы при определенном уровне развития техники, тактики, физической, психологической и теоретической подготовки, т. е. компонентов, обусловливающих спортивное мастерство. Уровень спортивной формы легче определить в тех видах спорта, где достижения измеряются секундами, метрами, килограммами, т. е. точными величинами. В альпинизме главным показателем спортивной формы является физическая подготовка. Во-первых, она непосредственно влияет на уровень технической и психологической подготовки, во-вторых, показатели физической подготовки по отдельным упражнениям можно оценивать точными измерениями. Бег, скалолазание определяют по времени. Силовые упражнения — по количеству выполнения и т. п. Поэтому по степени физической подготовки, которой альпинист уделяет внимание во всех периодах, можно судить об уровне спортивной формы вообще.

С медико-биологической точки зрения тренированность характеризуется уровнем развития функциональных возможностей организма, приобретенных систематическими упражнениями и определяющих степень готовности к тем или иным восхождениям.

Высокий уровень функциональных возможностей создает условия для максимального проявления физических качеств (скоростно-силовой и силовой выносливости, ловкости и др.). О тренированности, прежде всего скорости процессов восстановления после нагрузок разного объема и интенсивности, судят по результатам функциональных проб.

Под влиянием систематической физической тренировки у спортсменов происходят значительные морфологические изменения: уменьшается количество жировой ткани, возрастает объем мышечной массы, разрастается сосудистая сеть в мышцах, что способствует улучшению их питания, более эластичными становятся легкие. Расширяются функциональные возможности различных систем и органов, в частности, повышается работоспособность нервной системы, совершенствуются сократительные свойства мышц, углубляется дыхание, увеличивается количество выбрасываемой сердцем крови, повышается обмен веществ и т. п.

Высокая координация деятельности органов и систем организма создает предпосылки к совершенствованию двигательных навыков, повышает точность и ритмичность движений, сокращает время их выполнения, действия автоматизируются.

По мере приобретения физической спортивной формы совершенствуются и все психические процессы, связанные с альпинистской деятельностью. При высокой физической подготовленности наступает

эмоциональный подъем, уверенность в своих действиях, повышаются творческие возможности тактических действий.

Высокая физическая спортивная форма не может быть достигнута в короткий срок, она требует постоянной тренировки длительное время.

При планировании больших физических нагрузок следует очень тщательно индивидуализировать процесс тренировки, учитывать способности и возможности альпиниста. Непосильное повышение физических нагрузок может привести к срыву всех остальных компонентов мастерства спортсмена, в особенности его технической и психологической подготовки.

Спортивная форма приходит по-разному, в зависимости от уровня специальной подготовленности, от типа нервной системы, особенностей физических и других индивидуальных качеств спортсмена.

Тренер и спортсмен должны строить тренировку таким образом, чтобы достичь пика физической нагрузки накануне выезда в горы и там уже поддерживать необходимый ее уровень, так как основная форма физической подготовки должна проявляться в процессе учебно-тренировочных и спортивных восхождений.

Необходимый уровень физической подготовки, как спортивная форма вообще, не является постоянным. Наступление нового, более высокого, этапа в спортивном мастерстве неизбежно проходит через определенный спад и утрату прежней высокой тренированности.

Каждый тренер и спортсмен должны правильно планировать тренировку в условиях периодизации, подбирать упражнения и регулировать нагрузку в недельных циклах тренировки с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. Умелое осуществление спортивной тренировки, в частности по физической подготовке, во многом зависит от правильного и своевременного контроля за состоянием тренированности альпиниста.

Периодизация в специальной физической подготовке

Подбор упражнений, объем и интенсивность их, количество занятий в неделю определяют в зависимости от спортивной квалификации альпиниста, уровня его физической подготовленности и периода подготовки.

Если человек впервые собирается в горы, специальные занятия по физической подготовке следует планировать 3 раза в неделю по 1,5 ч. Подбирать упражнения надо в плане требований первого года обучения — в скалолазании, ледолазании, ходьбе по снегу, фирну, осыпям и травянистым склонам, соответственно развивать выносливость в длительной ходьбе по сильно пересеченной местности с рюкзаком массой 15—18 кг.

Спортсмены, готовящиеся к восхождениям на вершины второй и третьей категории трудности, соответственно подбирают более сложные координационно-силовые упражнения с отягощениями и на снарядах, с соупражняющимся. Занятия по общей и специальной физической подготовке проводят 4—5 раз в неделю по 1,5—2 ч.

Альпинисты, готовящиеся к восхождениям на вершины высокой категории трудности, усложняют занятия по физической подготовке, упражнения более специализируют, увеличивают их объем и интенсивность. Занятия проводят не менее 5 раз в неделю по 2—3 ч.

Весь процесс спортивной деятельности в течение года обычно разделяют на три периода.

В первом, подготовительном, периоде развивают и совершенствуют физические качества. Этот период длится 4—6 мес. Степень сложности упражнений, их объем и интенсивность постепенно увеличивают. Увеличивают также количество занятий в неделю.

По мере приближения к основному периоду, выезду в горы (предсезонный этап), увеличивают специальную физическую подготовку, подбирают упражнения для развития качеств, сугубо необходимых для альпинистской деятельности.

Подготовка и участие альпинистов в соревнованиях по скалолазанию должны входить в общий план подготовки к основному периоду.

Основной период — это активная деятельность в горах (в практике Других видов спорта этот период называется соревновательным). Он длится от 20 до 60 дней. Срок основного периода по длительный, при восхождениях альпинисты подвергаются большим физическим и психическим нагрузкам, а промежутки между восхождениями довольно короткие и не всегда наступает полная реабилитация организма, следовательно, нагрузка по физической подготовке должна быть небольшой по интенсивности и объему. По утрам нужно делать специальную гимнастику в виде зарядки и если есть свободное время и самочувствие хорошее — проводить спецгимнастику: лазание по канату, подтягивание на перекладине, упражнения в упорах, равновесии, с соупражняющимся и др.

Для быстрейшей реабилитации организма следует плавать в бассейне, участвовать в спортивных играх и пользоваться парной.

Главным на занятиях по физической подготовке в этом периоде является сохранение и поддержание уровня физической подготовки, приобретенной в подготовительный период, для обеспечения главной задачи — применения физических качеств и навыков в прикладных условиях.

Следующий после основного — переходный период, когда у спортсмена заканчиваются запланированные им спортивные мероприятия я он возвращается в обычные условия быта и трудовой деятельности. Переходный период длится 3—4 мес. Нагрузка по физической подготовке снижается, и спортсмен переходит к активному отдыху. Физические упражнения должны обеспечить сохранение уровня общей физической подготовки. Для этого используют средства физического развития преимущественно общего характера: ходьбу, бег, смешанное передвижение, спортивные и подвижные игры, гимнастические упражнения без предметов и с предметами, плавание, греблю, ходьбу на лыжах и др. Специальные упражнения служат лишь для поддержания специальных навыков.

После переходного периода опять наступает подготовительный период.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА АЛЬПИНИСТА

При современных требованиях к спортсменам, стремящимся к высоким спортивным результатам, а следовательно, испытывающим большие физические и нервные напряжения на тренировках и соревнованиях, в частности, при восхождениях на труднодоступные вершины, изучение психики и методов психологической подготовки является очень важным звеном в подготовке спортсменов, в особенности высокого класса.

Без ясного понимания всей психологической сложности спортивной деятельности, многообразия обусловливающих ее связей невозможно создать рациональную методику тренировки, отвечающую современным научным и педагогическим требованиям.

Известно, что мастерство каждого спортсмена определяется уровнем его технико-тактической, физической, психологической и теоретической подготовленности. Все эти компоненты взаимодействуют между собой.

От уровня развития одного компонента зависит развитие другого. Как правило, уровень подготовленности спортсменов неодинаков, это же наблюдается и у альпинистов. Если в отдельных видах спорта слабости отдельных компонентов могут быть компенсированы за счет других, более сильных в своем развитии, так называемых направляющих, допустим, у бегунов на длинные дистанции — специальная выносливость или у слаломистов и фигуристов на льду — техника, то в альпинизме компенсировать выносливостью недостатки в технике или недостаточную выносливость техническим мастерством значительно труднее. Поэтому все компоненты мастерства альпинистов должны иметь определенный уровень, отвечающий соответствующим требованиям. Все же на первый план среди всех компонентов мастерства в альпинизме выходит психологическая подготовка. Не о всяком альпинисте можно сказать, что он “боец”, даже если оп обладает высокой техникой, тактической и физической подготовкой. Недостаточное проявление альпинистом волевых качеств, решительности, уверенности, стойкости и смелости, в особенности при отрицательно действующих факторах, ведет к снижению технико-тактических возможностей и снижению физических сил. Следовательно, в альпинизме вопросы психологической подготовки являются основными и уровень ее должен соответствовать спортивной квалификации альпиниста. Говоря о психологической подготовке спортсменов, следует иметь в виду особенности этой подготовки в альпинизме.

К таким особенностям можно отнести:

— коллективность этого вида спорта, где каждый спортсмен несет ответственность не только за личную подготовку физических, психических и теоретических качеств, уровень технико-тактического умения, но и за проявление всех этих качеств у своих товарищей, с которыми решаются одни задачи, где от действия одного зависят действия другого партнера и, более того, даже его жизнь. Этот фактор находит свое выражение в психологических отношениях в коллективе, где действия одного влияют на действия другого;

— длительные нервно-физические напряжения, при которых не хватает времени для восстановления сил организма;

— высокие требования к схоженности коллектива;

— психологическая совместимость в группе, продолжающаяся длительное время при больших нервно-физических напряжениях;

 

— взаимная ответственность, готовность к риску и самопожертвованию;

— большое количество сильных сбивающих факторов и сложных ситуаций, влияющих на ход восхождений;

— отсутствие зрителей, дающих оценку действиям спортсменов в сложных естественных условиях.

При оценке способностей и возможностей альпиниста основным показателем является его психологическая подготовка.

Как известно, предметом психологии являются: а) психические процессы; б) психологические черты личности; в) психологические особенности человеческой деятельности.

К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, воображение, мышление, память, внимание, эмоции, желания и др.

К психологическим чертам личности следует отнести направленность личности, темперамент, характер, интересы и способности.

К психологическим особенностям деятельности относятся особенности восприятия, мышления, других психических процессов, связанных с определенным родом работы (например, творчества).

Психические процессы и психологические особенности личности человека в их совокупности принято называть сознанием или, в более широком смысле, психикой.

Психологические особенности, психические процессы и черты личности наиболее полно проявляются при сильных умственных и физических напряжениях, при постоянно меняющихся условиях окружающей среды, появлении отрицательных факторов, стрессов, что явно находит свое выражение в спорте, особенно в альпинизме.

Уровень психологической подготовленности играет особую роль, часто является решающим в спортивной деятельности альпинистов.

Известны случаи, когда даже опытные альпинисты во время восхождений при создавшихся трудных ситуациях, где необходимо было проявить волю, смелость, решительность, сделать этого не могли, что приводило к несчастным случаям. И наоборот, проявление высокого уровня психологических качеств, в особенности, руководителем группы, который умеет правильно оцепить обстановку, учесть возможности, успешно решать технико-тактические задачи, своим личным поведением положительно влиять на коллектив — всегда кончается успешным проведением мероприятия.

Тренер по альпинизму должен иметь достаточные знания в области педагогики, психологии, физиологии и врачебного контроля для того, чтобы индивидуализировать подготовку спортсмена с учетом его способностей и возможности их развития.

Принято делить психологическую подготовку спортсмена на два этапа — этап общей психологической подготовки и психологическую подготовку к восхождению. Оба эти этапа взаимосвязаны, вместе с тем каждый имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в методике спортивной тренировки.

Общая психологическая подготовка направлена на формирование необходимых свойств личности: коммунистического мировоззрения, разнообразия интересов, волевых черт характера; должна стимулировать развитие психических процессов, способствующих успешному выполнению поставленных задач в альпинизме.

Психологическая подготовка непосредственно к восхождению в каждом конкретном случае включает в себя:

— твердые представления о поставленных задачах восхождения;

— знание маршрута;

— формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для решения поставленных задач;

— преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящим спортивным мероприятием, и создание состояния психологической готовности к нему, к максимальным волевым и физическим напряжениям, умение проявить их в условиях трудных восхождений;

— полный психологический контакт с группой, с которой будет осуществляться восхождение (схоженность, знание характера и индивидуальных физических, технических особенностей товарищей по группе, уровень их теоретических знаний и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.019 с.)