Рамиль Зайнуллин. Усадьба Алютина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рамиль Зайнуллин. Усадьба Алютина



 

После победы в Северной войне (1700 – 1712 г.г.) Петр I огромную часть Копорского уезда Ингерманландии пожаловал своему ближайшему сподвижнику А.Меншикову. Территория мызы Гора-Валдай (Каравалдайской) была разделена на две части, граница прошла посередине большого Каравалдайского озера. Его западная половина и деревня Гора-Валдай, стоявшая на северном берегу, были пожалованы генерал-майору Степану Андреевичу Шепелеву, брату обер-гофмаршала императорского дворца, а деревня стала называться Шепелева. Восточная часть деревни Горы-Валдай (Агвалы), Пулкова (Булколова) и Черная Лахта достались фавориту императрицы Елизаветы Петровны Алексею Григорьевичу Разумовскому. Его наследник, брат Кирилл Григорьевич завещал поместье Алексею Кирилловичу, после смерти которого оно досталось сыновьям – братьям Перовским. В 1822 году Перовские продали имение советнику Дмитрию Никифоровичу Добржанскому. Он создал на восточном берегу озера небольшую усадьбу, назвав ее Алютиной. В 1839 году имение поступило на торги, и его купил коллежский асессор Арист Иванович Дребс.

Дребсы владели усадьбой 60 лет, сделав ее весьма привлекательной. К 1859 году относится первый план усадьбы. На 8 десятинах разместились строения, фруктовый сад, огороды и парк. Планировка была очень рациональной. Усадебная территория вписывалась в прямоугольник, вытянутый с севера на юг. Подъездная липовая аллея вела во внутренний двор, где, по обыкновению, по сторонам стояли службы и хозяйственные заведения, а в глубине под раскидистыми кронами лип и дубов располагался господский дом. Все постройки были деревянными. С севера и запада их окружал фруктовый сад площадью 3 га, по периметру которого находился пейзажный парк. Границы усадьбы подчеркивали ряды деревьев, посаженные в линию. Дорожку вокруг берега озера окаймляли декоративные саженцы ольхи черной, растущей двумя-тремя стволами из одного корня.

В 1896 году усадьба перешла во владение к купцу, коммерции советнику, потомственному почетному гражданину Ивану Агаповичу Воронину, владевшему ткацкой фабрикой в Екатерингофе и на паях - Выборгской бумагопрядильной мануфактурой. Иван Агапович решил выстроить в усадьбе церковь на 600 человек, поскольку приходская церковь находилась далеко. Автором проекта был Василий Антонович Косяков – профессор Института гражданских инженеров, построивший немало храмов в С-Петербургской, Ярославской и Воронежской губерниях, в том числе Морской собор в Кронштадте. Все его церковные постройки отличало пристрастие к «русско-византийскому», или «псевдо-русскому» стилю. В той же манере построена и церковь св. Троицы в усадьбе Алютиной. Проект церкви был утвержден в 1899 году, а в 1903 году состоялось освящение храма.

Однокупольная с колокольней церковь св. Троицы была спроектирована в «псевдо-русском» стиле, имитирующем приходские храмы 17 столетия средней полосы России. Расчлененные объемы с шатровой колокольней, луковичными главками на тонких шейках, крыльцами на пузатых колонках, папертями, террасами и лестницами были красочны и живописны. Церковь св. Троицы сохранилась, она видна издалека на фоне деревьев и озера.

Кроме церкви, в настоящее время на месте бывшей усадьбы Алютиной сохранился перестроенный господский дом и остатки парка - декоративные тройные липы на западной поляне, группы лип у дома, въездная липовая аллея, одиночные старые дубы, кедры, липы, тополя, ольха черная. Некоторым из деревьев более 150 лет. Все также живописно Горавалдайское озеро, вода в котором считается самой чистой в Ленинградской области.

 

 

Сенотрусов А.И.

 

Лоцманское селение Санкт-Петербургской губернии Петергофского уезда Ораниенбаумской волости близ деревни «Лебяжье» Общества кронштадтских лоцманов

(Историческая справка)

 

10.08.1864 г. был учрежден цех Кронштадтских лоцманов. В соответствии с указом цех был создан «с целью проводки коммерческих судов и пароходов всех наций от Толбухина маяка до Кронштадтской гавани на большой, малый и восточный рейды, в Петербург до вех большого невского фарватера, смотря по желанию шкиперов, и для вывода судов из Кронштадта за Толбухин маяк».

Тогда же возникло предложение о размещении лоцманов вблизи мест службы. Необходимо отметить, что сразу был поставлен вопрос о компактности проживания лоцманов. Как писал 18 января 1865 года командир лоцманского цеха капитан П ранга Г.А.Эриксон: «От полного заселения образуется чисто морская каста в одном месте, которая будет полезна и для всего государства». К этому времени заработанный опыт в лоцманском деле был сконцентрирован в Положении о лоцманском командире Санкт-Петербурга от 29 июля 1836 г., где в параграфе 14 говорилось: «Лоцмана обязаны сыновей своих, братьев и племянников обучать лоцманскому искусству… дабы впоследствии они могли заменять лоцманов престарелых».

В 1865 году начались поиски, а затем и переговоры о покупке земли под Селение. Скудность средств не позволила лоцманскому цеху купить земли на Высоком побережье, затем им не хватило средств купить у Дворцового ведомства участок в 100 десятин, из них 40 для огородов, и они согласились на часть этого участка в 26 десятин 950 кв. сажень на южном берегу Финского залива к западу от речки Лебяжья вблизи деревни Лебяжье. Земля обошлась лоцманам в 3325 рублей, и в 1866 году она стала их собственностью.

Эта земля досталась лоцманам в неброских природных условиях. Доминировал преимущественно низинный уровень с частым подтапливанием во время наводнений. Берег моря отмелый, т.е. неглубокий с отмелями и тремя большими банками (мелями), дно песчано-глинистое. Лес жидкий, преимущественно лиственный. Такой рельеф местности создавал перед поселенцами определенные трудности и требовал от них высокого искусства и немалой фантазии. Серьезная трудность была в невозможности подхода судов в этой части моря к берегу, то есть доставка строительных материалов морем была исключена.

Прежде чем началось строительство собственно Селения, имел место поучительнейший факт по отношению к бытующим российским обычаям: в январе 1866 года Главный командир Управления Кронштадтского порта адмирал-адъютант Новосильский ходатайствовал перед морским министерством об «откомандировании на 6 недель лоц-командира Эриксона за границу, чтобы он мог ознакомиться с лоцманскими учреждениями Дании и Швеции и применить их к здешнему Лоцманскому цеху».

Подобное отношение к делу имело весьма полезные результаты. И впредь практика за рубежом стала для лоцманов вплоть до первой мировой войны абсолютным правилом. Стать лоцманом без трехлетней практики на иностранных судах и в чужих портах было невозможным делом.

Для понимания особенностей общественного устройства Лоцманского селения следует привести несколько выдержек из документов того времени.

В «Правилах о порядке внутреннего устройства общества кронштадтских лоцманов» от 7.04.1874 г. в пункте 76 пишется: «Возведение лоцманских домов и прочих строений и их ремонтирование производится на лоцманский капитал, через что все постройки в селении обращаются в собственность всего Общества и частное владение оными не допускается».

А вот как принимались важные решения, в первую очередь градостроительные, в обществе лоцманов: пункт 22 там же: «Для покупки новых предметов, продажи ненужного имущества и для расходов по устройству гавани селения и по другим новым сооружениям составляются приговоры общества и по предложению лоц-командира, расходы эти разрешаются властью Главного командира (порта Кронштадта)».

Меняется административное устройство лоцманов из цеха кронштадтских лоцманов в Общество кронштадтских лоцманов коронной службы, но не меняется внутреннее устройство жизни лоцманского Селения. В уставе 1898 года сохраняется преемственность правил 1874 года и также отдельно прописан механизм контроля за «действительностью произведенных расходов, кои должны быть удостоверены Обществом».

Таким образом, с 1866 года и по начало 1920 года, то есть за 54 года в Лоцманском селении прожило несколько поколений лоцманов, которые составляли общество хорошо образованных людей, принимавших активное участие в формировании градостроительной идеи Селения от самого начала до ее практического завершения. Селение отстраивалось на заработанные лоцманами деньги. Можно говорить, что лоцманов отличало сотворчество в созидании Селения, им была глубоко свойственна преемственность в наследовании, следующие поколения лоцманов сохраняли уже отстроенное и довершали задуманное старшими.

Строительство Селения можно условно разделить на три временных этапа:

1867 – 1890 годы

1890 – 1903 годы

1903 – 1920 годы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.007 с.)