Александр Федорович Лазурский (1874–1917) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Александр Федорович Лазурский (1874–1917)



Русский психолог, один из основоположников отечественной дифференциальной психологии. В 1897 году окончил Военномедицинскую академию в Санкт-Петербурге. В 1899 году А. Ф. Лазурский был избран действительным членом Петербургского общества психиатров и невропатологов. Стажировался у В. Вундта и Э. Крепелина. В 1909 году была опубликована монография А. Ф. Лазурского «Очерк науки о характерах».

Монография «Очерк науки о характерах»

В 1909 году была опубликована монография А. Ф. Лазурского «Очерк науки о характерах», на страницах которой был представлен авторский курс лекций по характерологии. Данная работа стала первой отечественной работой по характерологии и содержала представление о концепции индивидуальных различий. Причём сами индивидуальные различия рассматривались в контексте деятельности нервных центров.

А. Ф. Лазурский наряду с лабораторным использовал и естественный эксперимент, сущность которого состояла в наблюдении по специальной программе за поведением испытуемых в естественных условиях.

Маслоу Абрахам (1908–1970)

Американский психолог. Получил образование в Висконсинском университете. Преподавал в Колумбийском педагогическом колледже, Бруклинском колледже и Брендейсайском университете. В 1954 году А. Маслоу опубликовал книгу «Мотивацияи личность».

А. Маслоу последовательно развивал тезис о том, что каждый человек является неповторимым, единым и организованным целым. В своей книге высказал идею о том, что у человека есть врождённое стремление к раскрытию своих задатков и способностей, то есть к самоактуализации. А. Маслоу считал, что актуализация высших потребностей субъекта возможна лишь в случае удовлетворения более низших потребностей. По мнению А. Маслоу, человеческие потребности могут быть представлены в форме пирамиды, в основании (на первом уровне) которой расположены физиологические потребности, на втором уровне – потребность в безопасности, на третьем – потребность в принадлежности и любви, на четвёртом – потребность в признании, а вершина пирамиды – потребность в самоактуализации. А. Маслоу описал две основные категории человеческих мотивов: 1) бытийные мотивы (мотивы роста) и 2) дефицитные мотивы. Мотивы роста связаны со стремлением к развитию человеческих потенций и расширением жизненного опыта. Дефицитные мотивы являются базовыми детерминантами поведения, их целью является удовлетворение дефицитарных состояний.

Выготский Лев Семенович (1896–1934)

Российский психолог. Окончил юридический факультет Московского университета и историко-философский факультет Народного университета им. А. Л. Шанявского. Преподавал в учебных заведениях Гомеля. С 1924 года Л. С. Выготский работал в Институте психологии МГУ. С 1928 по 1930 год Л. С. Выготский трудился в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской.

В 1931 году Л. С. Выготский пишет работу «Развитие высших психических функций».

«Развитие высших психических функций»

В своей работе представлены основные идеи культурно-исторической теории развития психики. По мнению Л. С. Выготского, психика человека формируется в процессе использования особых средств регуляции психической деятельности, которыми являются культурные знаки. В процессе интериоризации происходит переход «натуральных», данных природой психических функций в «культурные»

функции высшего уровня развития (например, импульсивное действие преобразуется в действие произвольное, механическая память преобразуется в память логическую и т.п.). Л. С. Выготский считал, что знаки языка являются орудиями, используя которые, субъект создаёт свой внутренний мир. Единицами внутреннего мира человека являются значения и смыслы. Л. С. Выготский высказал идею о «зоне ближайшего развития», в соответствии с которой эффективность обучения возрастает в том случае, если оно опережает

Развитие ребенка.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886–1950)

Грузинский психолог, один из создателей грузинской психологии. Получил образование в Лейпцигском и Харьковском университетах. Д. Н. Узнадзе был инициатором открытия в 1918 году в Тбилисском университете кафедры психологии и психологической лаборатории. В 1927 году Д. Н. Узнадзе инициирует создание и возглавляет Общество психологов Грузии. В 1943 году на базе сектора психологии Академии наук Грузинской ССР был создан

Институт психологии, директором которого стал Д. Н. Узнадзе. В 1925 году Д. Н. Узнадзе публикует книгу «Основы экспериментальной психологии». В 1949 году Д.Н. Узнадзе опубликовал фундаментальную монографию «Экспериментальные основы психологии установки», которая в 1966 году была опубликована в США на

Английском языке под названием «Психология установки».

На страницах которой им были представлены некоторые принципы общепсихологической теории установки. По мнению Д. Н. Узнадзе, установка – это реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определённому поведению и являющееся основой единства сознания и объективной действительности. Условием существования личности, по Д. Н. Узнадзе, является сознание, которое возникает в результате функционирования механизма объективации. Объективация есть процедура высвобождения от готовности (субъективности) человека к реализации установки. Факторами, определяющими активность личности, являются ценности. По мнению Д. Н. Узнадзе, одной из важнейших характеристик личности является ответственность.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960)

Отечественный психолог. Образование получил в Марбургском и Фрайбургском университетах. С 1919 по 1922 год преподавал в Новороссийском университете в Одессе. С 1922 по 1930 год С. Л. Рубинштейн возглавлял Одесскую научную библиотеку. С 1932 по 1942 год С. Л. Рубинштейн возглавлял кафедру психологии Ленинградского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В 1942 году С. Л. Рубинштейн переезжает в Москву, где он выступил с инициативой создания кафедры психологии, а затем и отделения психологии нафилософском факультете МГУ им. М. В.Ломоносова. В 1945 году С. Л. Рубинштейн организовал и стал руководителем сектора психологии в Институте философии АН СССР. В 1935 году С. Л. Рубинштейном была опубликована монография «Основы психологии», за которую в 1937 году ему была присуждена учёная степень доктора педагогических наук (по психологии).

В 1942 году был опубликован учебник С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии», являющийся одним из самых востребованных учебников до настоящего времени. За этот труд С. Л. Рубинштейн награждён Сталинской премией. Когда в конце 40-х годов в СССР была развернута кампания борьбы с космополитизмом, одной из жертв этой кампании стал С. Л. Рубинштейн. В 1947 году он был смещён со всех руководящих постов, и лишь в 1953 году с С. Л. Рубинштейна были сняты обвинения.

Монография «Основы психологии», учебник «Основы общей психологии»

С. Л. Рубинштейн одним из первых в советской психологии разрабатывал проблему направленности, трактуя направленность как совокупность сознательных устремлений и способов их выражения субъектом. С. Л. Рубинштейн считал,

Что каждый поступок человека закрепляется в его характере с помощью механизма обобщения.

В 20-30-е годы С. Л. Рубинштейном был сформулирован принцип единства сознания и деятельности, который стал одним из основных методологических принципов отечественной психологической науки. Суть данного методологического принципа заключается в том, что психика человека

Формируется и проявляется в практической деятельности.

Мясищев Владимир Николаевич (1893–1973)

Отечественный психолог, психоневролог и психотерапевт. Получил медицинское образование в Петроградском психоневрологическом институте. С 1919 по 1921 год В. Н. Мясищев работал в лаборатории труда Института по изучению мозга и психической деятельности. С 1922 года до конца жизни трудовая деятельность В. Н. Мясищева была связана с Ленинградским психоневрологическим институтом им. В. М. Бехтерева. В 1960 году вышла в свет монография В. Н. Мясищева «Личность и неврозы».

Монография «Личность и неврозы»

В 30-е годы В. Н. Мясищевым была сформулирована клинико-патогенетическая концепция неврозов, в рамках которой невроз рассматривался как следствие патогенного противоречия в условиях неадекватно разрешаемой ситуации. В. Н. Мясищев разработал концепцию личности как совокупности отношений. По мнению В. Н. Мясищева, каждый человек от своего рождения и до смерти включён в систему объективных социальных отношений, что в свою очередь детерминирует субъективные отношения человека ко всем сторонам действительности. В. Н. Мясищев трактовал понятие «отношение» как форму отражения человеком действительности. В. Н. Мясищев полагал, что все психические процессы

Человека опосредованы отношениями к миру. Трансформация субъективной картины мира неизбежна в условиях изменяющейся реальности, в которой живёт человек, так как у человека неизбежно изменяется его роль и положение в мире. В монографии им была высказана идея о необходимости организации целенаправленной работы с личностью в контексте толкования целостной личности как совокупности (ансамбля) отношений. В. Н. Мясищев считал, что патологии личности обусловлены определёнными нарушениями в системе отношений, в свою очередь мешающих достижению значимых для человека целей. По В. Н. Мясищеву, эффективная психотерапия неврозов возможна в случае изменения системы отношений человека в целом. В. Н. Мясищев полагал, что деятельность (игра, труд и т.д.) играет важную роль в развитии личности, однако процесс формирования нравственного ядра личности может оказаться нейтральным процессом, если между участниками деятельности не организованы отношения, требующие сотрудничества и взаимопомощи, стимулирующие нравственные поступки.

В. Н. Мясищев был убеждён в том, что человек, не имеющий серьёзной теоретической и профессиональной психологической подготовки, человек, не имеющий знаний о личности, индивиде и индивидуальности, не имеет права заниматься экспериментально-психологическим обследованием личности. В этой связи призывал исследователей корректно использовать методы общей психологии для исследования лиц с психической патологией.

Лурия Алекса́ндр Рома́нович(1902 — 1977)

Известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского. Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. Александр Лурия родился в Казани третьим из четырёх сыновей в интеллигентной еврейской семье. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1922 по 1930 годы член Русского психоаналитического общества. С 1934 года работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. С 1945 года — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966—1977). Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представителя ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.008 с.)