Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, платона и ксенофонта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, платона и ксенофонта



Древнегреческий философ, об учении которого известно из трудов Платона и сочинений

Аристофана, так как Сократ не записывал свои рассуждения. По мнению великого афинянина, любое знание относительно («Я знаю, что я ничего не знаю»). Сократ стремился осмыслить истинное предназначение философии, каковым, по его

мнению, является самопознание как путь к постижению истинного блага и счастья. По мнению Сократа, у человека есть три основные добродетели, главной из которых является умеренность — способность обуздывать страсти. Только обуздав свои страсти, человек способен подняться над природой. Две другие добродетели – это храбрость и справедливость. Под храбростью Сократ понимал знания, необходимые для преодоления опасностей, а под справедливостью – знания, с помощью которых человек научается соблюдать законы. Сократ считал, что люди, не умеющие управлять собой, не способны управлять другими людьми. Сократ был мастером устного общения, в ходе которого он стремился помочь своим собеседникам найти «самих себя» посредством метода «сократической» беседы. При беседе с очередным своим оппонентом Сократ подбирал вопросы, с помощью которых стремился обнажить скрытое под покровами сознания. Сначала собеседнику задавались вопросы, с помощью которых Сократ вызывал у оппонента сомнения в истинности его суждений, а затем, демонстрируя очевидность вскрытых противоречий, Сократ помогал собеседнику найти

Новое знание. Сократ первым начал рассматривать душу как источник нравственности, под которой подразумевал благо, совершаемое человеком.

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои __

Мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Платон

(427–347 гг. до н.э.)

Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл. Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».Родился в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами. После смерти Сократа в 399 до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году.

«Апология Сократа»

«Критон»

«Евтифрон»

«Лахет»

«Лисид»

«Хармид»

«Протагор»

Я книга «Государства»

«Горгий»

«Менон»

«Эвтидем»

«Кратил»

«Гиппий меньший»

«Федон»

«Пир»

«Федр»

II—X книги «Государства» (учение об идеях)

«Теэтет»

«Парменид»

«Софист»

«Политик»

«Филеб»

«Тимей»

«Критий»

Послезаконие (редактор — Филипп Опунтский)

Платон высказал идею о том, что подлинным бытием является мир идей, а не материальный мир. Материальный мир – это небытие, проходящее и смертное. Материальный мир сотворен Богом из четырёх стихий: огня, земли, воздуха и воды. Существует также и мир чувственных вещей, который является результатом проникновения бытия в небытие. Тело человека смертно, а душа, являясь бессмертной, пребывает в нём временно. Для доказательства бессмертия

Души Платон использовал следующие аргументы: во-первых, трансформация живого в неживое и обратно возможно только при наличии душ, которые вселяются в рождающееся тело, то есть душа вечно существует до рождения и после смерти; во-вторых, знания человека есть результат припоминания душой того, что она знала в своих предыдущих рождениях, а если душа существует до рождения, значит, она должна существовать и после смерти; в-третьих,

Вне тела душа пребывает в божественном мире идей, то есть душа богоподобна и подчиняет себе всё телесное, а будучи божественной, душа вечна и бессмертна; в-четвертых, в любое тело душа привносит жизнь, а привносящее жизнь не приемлет смерти. Платон, разрабатывая проблему души, обратил внимание на конфликтную сущность функционирования человека, о чём красноречиво свидетельствует миф Платона о вознице, который управляет колесницей, запряжённой двумя конями: чёрным, символизирующим вожделеющую часть души, непокорным и нуждающимся в постоянном контроле, и белым, символизирующим страстную часть души, благородным и послушным. Сам возница символизирует разумную часть души, он управляет колесницей, ищет правильный путь. Разумная часть души локализуется в голове, страстная – в груди, а вожделеющая – в брюшной полости.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.)

Древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Физика

О небе

О возникновении и уничтожении Метеорологика

О душе

О восприятии и воспринимаемом

О памяти и воспоминании

О сне и бодрствовании

О сновидении

О толковании сновидений

О долготе и краткости жизни

О юности и старости, о жизни и смерти

История животных

О частях животных

О движении животных

О разделении животных

О возникновении животных

Впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются

Через ее уровни.

Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.

Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.

Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности души.

Восприятие - первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.

Осязание - главнейшее ощущение, необходимое для жизни.

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память образ в соединении с временной характеристикой;

Высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации.

4. Воображение - образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне.

Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, которое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить посылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.

Аврелий Августин

(354–430)

Епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского.

Сделал попытку интегрировать идеи Платона в христианскую доктрину. Аврелий Августин считал, что душа – это самостоятельная, бессмертная субстанция, не

Являющаяся материальным телесным свойством. Душа бессмертна, так как бессмертны идеи, рождённые ей. Душа содержит такие функции, как воля, мышление и память, имея превосходство над телесной сущностью. Тело должно подавлять плотские устремления, не способствующие познанию,

Которое в свою очередь осуществляется душой. Аврелий Августин выдвинул идею примата воли над разумом, так как действие человека прямо обусловлено его волей, являющейся основой духовной жизни человека. Душа человека содержит идеи с рождения, а извлечь идеи можно с помощью воли. Причиной познания является Бог, а познать божественную истину можно только с помощью воли, а не разума.

Бэкон Фрэнсис

(1561–1626)

Английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе. Также внёс большой вклад в рассмотрение античной философии, в это время он написал труды: «Всё или ничего», «Total debosch». Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. Создал двухбуквенный шифр, называемый теперь шифр Бекона.

«Новый Органон»

«Все или ничего»

Несмотря на активное участие в политической деятельности, главным для себя он считал занятие наукой. Фрэнсис Бэкон полагал, что источник знания необходимо искать в эмпирическом исследовании. В качестве инструмента научного исследования он предложил «новый органон» как инструмент мышления, благодаря которому можно построить фундамент достоверного научного знания. В 1620 году был опубликован труд Фрэнсиса Бэкона «Новый Органон», в котором он изложил своё видение состояния современного научного знания, описав новый метод получения знания и представив свою философскую концепцию. По Ф. Бэкону, для наук, данные которых базируются на чувственном опыте, методом доказательства является эксперимент, а для теоретических наук методом доказательства является индуктивная логика. Фрэнсис Бэкон предполагал, что существует четыре вида так называемых «идолов», искажающих объективную реальность: 1) идолы рода – ошибки, которые делает человек в силу своей природы; 2) идолы пещеры – ошибки, обусловленные предрассудками отдельного человека; 3) идолы площади – ошибки, возникающие в общении, в основе которых лежат неточности в использовании языка; 4) идолы театра – ошибки, совершаемые вследствие принятия неверных философских систем. Идеи Фрэнсиса Бэкона ознаменовали переход к новому этапу в развитии психологического знания в Европе Нового времени.

Декарт Рене (1596–1650)

Французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии. Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) — сначала в революционную Голландию, затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу (Тридцатилетняя война). Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе. Помимо прочего, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству. Затем — ещё несколько лет участия в войне (осада Ларошели). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где провёл 20 лет.

Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки — от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 г. он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир». Но момент для издания был неудачным — годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Теория Коперника, принятая и в книге Декарта, была официально запрещена. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд.

«Рассуждение о методе»

«Размышления о первой философии...»

«Начала философии» «Рассуждение о методе…»

Рене Декарт полагал, что человеческий организм осуществляет свою работу подобно «нервной машине» (механической системе). Так, внешние импульсы воздействуют на окончания нервных нитей, находящиеся внутри нервных трубок нити натягиваются, открывают клапаны, соединяющие мозг с нервами, через клапаны из мозга к мышцам поступают «животные духи», представляющие собой воздухообразные частицы, и вызывают реакцию мышц. Сам по себе человек, по мнению Рене Декарта, представляет собой связь бездушного механизма тела с душой, которая обладает мышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой совершается с помощью шишковидной железы (гипофиза). Наиболее важными способностями человеческой души являются мышление и воля. По Декарту,существуют активные и страдательные состояния (страсти) души. Главное действие страстей состоит в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Рене Декарт считал, что душа и тело подчинены разным законам, но при этом душа и тело оказывают влияние друг на друга, являясь самостоятельными субстанциями. Принципом работы тела является принцип рефлекса, а принципом работы души – рефлексия. Столкнувшись с необходимостью объяснения того, как тело и душа сосуществуют в целостном человеке, Рене Декарт предложил решение, получившее название «психофизическое взаимодействие»: тело свободно отдуши, а душа свободна от тела. Рене Декарт выдвинул тезис о том, что животные не обладают душой, являясь бездушными автоматами, не умеющими думать.

Лейбниц Готфрид

(1646–1716)

Немецкий философ, математик, юрист, дипломат. Изучал философию и юриспруденцию в Лейпцигском и Йенском университетах. Находился на службе у курфюрста Майнца и ганноверских герцогов. В 1700 году стал первым президентом созданного по его инициативе Берлинского научного общества. Неоднократно встречался с Петром I. Готфриду Лейбницу принадлежит

Проект организации в Санкт - Петербурге Академии наук, а



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.032 с.)