Культурное наследие «сундуков» - древнейшей астрономической обсерватории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурное наследие «сундуков» - древнейшей астрономической обсерватории



«Сундуки» расположены в Хакасии на границе Орджоникидзевского и Ширинского районов. Горная гряда «Сундуки» протянулась с севера она юг, она состоит из 9 скал-останцев, из которых пять наиболее изучены. По форме это куэсты, то есть образования с четко выраженной асимметрией. Один склон останца обрывистый и отвесно уходит вниз, а второй спускается в долину и оставляет удобный подход. Высота скал не превышает отметки 200 м. Из центра долины массив расположен амфитеатром, центром которой выступает скальное углубление. Первый «Сундук» возвышается на самом северном останце – это скальное образование практически правильной кубической формы. Все остальные вершины так же получили порядковые номера.

 

 

Уже почти сорок лет ведут исследования археологи Новосибирска на этом участке земли – в живописном пограничье горной тайги и степей, прилегающих к заболоченной долине реки Белый Июс (север Хакасии, Кузнецкий Алатау). Человек с незапамятных времен оценил сказочное величие «Сундуков». Это подтверждают многочисленные памятники древности. «Сундуки» представляют собой комплекс поверхностных археологических объектов, сочетающих могильники, наскальные рисунки и специальные сооружения, которые все вместе являются фактически прибором наблюдения за небом, астрономической обсерваторией древних людей. Почти все - и могильные камни, и рисунки - служит главной задаче древних астрономов: наблюдению за звездами, солнцем и луной.

 

 

Комплекс содержит множество наблюдательных площадок, два варианта «солнечных часов», календарь, жизнеописание великого воина, отражающее мифологию древних, а также множество объектов и артефактов непонятного назначения. Территория археологического комплекса сочетает в себе наслоение нескольких культур и эпох, от древнейшего европеоидного, до скифского и хакасского периодов.
Жемчужиной комплекса является «Белая Лошадь», расположенная на Черной горе, рядом с грядой «Сундуки». Этот наскальный рисунок, выполненный по уникальной технологии, по мнению профессора археологии В.Е Ларичева, насчитывает от 17 до 30 тыс. лет, и представляет собой проекцию созвездия Льва. Перед «Сундуками» расположена огромная поляна, ступать на которую могли лишь жрецы. Хакасы боялись этого места и никогда сюда не ходили. В древности на поляне жрецы вели наблюдения. Каждая выемка на скальном уступе, как считает академик Ларичев, это удобное место наблюдения за определенным созвездием. Большинство ученых относят астрономический комплекс к VIII- II веками до нашей эры, а исследования некоторых объектов специальными методами указывают на XII-XV вв. до н.э. Согласно гипотезе В.Е. Ларичева в систему объединялись 20 «Сундуков», но на сегодняшний день наиболее изучены и доступны лишь пять.

 

 

Пятый «Сундук» - самый южный из всех. Перед ним расположена большая группа могильников. Пятый «Сундук», полностью связан с движением Солнца. Это «Сундук Времени». Здесь встречали Новое Солнце, шаманы проводили обряды поклонения ему. До сих пор осталась тропа, по которой ходили жрецы на пятый «Сундук», куда были направлены солнечные лучи. Там изображены две змеи или змея и дракон, разделенные на шесть частей. В.Е.Ларичев считает этот «Сундук» древними часами человечества. Интересна и его гипотеза о том, что весь сибирский фольклор начинался когда-то вот здесь, на «Сундуках». Помимо того, здесь множество астрономических площадок, с которых древний человек вел наблюдения за основными космическими светилами.

Четвертый «Сундук» представляет собой целый сборник эпоса из жизни воина: его рождение, развитие, участие в охоте, битвах, победы и гибель. В окрестностях найдены остатки захоронений, и есть все основания полагать, что этот герой был реальным. Памятник, по мнению Ларичева, относится к поздней тагарской культуре II- начало I века до нашей эры. Сейчас на этой стене не хватает многих фрагментов.
«Первый Сундук». Наиболее красивый и значимый в гряде в обрядовом и астрологическом смысле. По мнению академика В. Е. Ларичева, изучающего «Сундуки» около 40 лет, именно здесь располагалась «мировая гора» - астрологическое святилище, включающее жреческий храм и древнейшую обсерваторию. Там согласно древнему преданию хранятся священные знания хакасского народа, все тайны глубокой старины.
Огромный амфитеатр, окруженный скальными колоннами, разделенный искусственными валами, в некоторых местах подправленный искусственной каменной кладкой, Первый «Сундук» впечатляет и завораживает. Возле вершины горы, «сундука», расположено так называемое «Кресло Шамана», откуда виден весь центральный каньон «Сундука», а акустика тут лучше некоторых концертных залов.

Между Первым «Сундуком» и Черной Горой расположены остатки загадочного Некрополиса (города мертвых) - особой системы могильников, построенных для астрономических наблюдений. Украшением Некрополиса служит большой менгир в форме лошадиной морды с изображением космической символики тагарской эпохи. Самым загадочным является рисунок Белой Лошади на Черной Горе, неподалеку от Первого «Сундука». Учёные предполагают, что рисунок появился около 16 тысяч лет назад. Профессор Ларичев считает это место древнейшим святилищем и астрономической площадкой комплекса, отражающей созвездие Льва

С «Сундуков» открывается прекрасная панорама на степь с сетью оросительных каналов, по которым бежит чистая и очень холодная вода. Об этой долине ходит множество легенд. Достоверно известно, что в ней долгое время жил могучий народ, который строил каменные дома, крепости и умело использовал природные сооружения. Возможно, именно здесь мог находиться загадочный “каменный городок”, упоминаемый в русских документах XVII века при описании Кыргызской земли, как тогда называли Хакасию. В послании 1628 года “Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси” о посольстве сына боярского Дмитрия Черкасова из Тобольска в Кыргызскую землю сообщается, что для его встречи с кыргызскими людьми и князьями было определено место “подле их, кыргысково, каменново городка, у Юса” [6]. На северо-востоке от Первого «Сундука» километрах в десяти находится гора Кобякова, на вершине которой расположена загадочная «крепость», использовавшаяся не как оборонное, а скорее, как магическое сооружение. Длинные валы метровой высоты из камней отгораживают сакральное внутреннее «помещение» от прочего мира. Из «крепости» идет тропинка к небольшому ущелью, где расположено «святилище Солнца» тагарской эпохи, с четкими рисунками солнечного божества и его жрецов. У подножья Саратского Сундука, на высоком берегу Июса расположен один из самых загадочных астрономических приборов данной местности, т.н. «Лимб», состоящий из больших камней, установленных по дуге.

Также представляет интерес комплекс «Кинжал», лежащий на севере от «Сундуков».

Четыре небольших хребта, расположенных квадратом, с маленькой долиной внутри, также представляет собой ряд астрономических площадок с рисунками и наблюдательными камнями. Наиболее впечатляет огромный полукилометровый вал, отделяющий «Кинжал» от болотистой долины с каналами.

В.Е.Ларичев доказал, что «Первый Сундук представлял собой в древности грандиозный комплекс отслеживания небесных явлений в течение всего года и мифологически оценивался в качестве Мировой горы. Здесь жрецы «вынуждали» Солнце, Луну и звезды обращаться вокруг священной горы, о чем как раз и повествуется в космогонического характера мифе индоариев. Для того стоило лишь отслеживать восходы и заходы светил, последовательно и в определенном порядке переходя от одного астропункта наблюдения к другому. Такой допуск подтверждает возможность восприятия Первого Сундука земной ипостасью космической Мировой горой» [2].

«Всë здесь за десятилетия многократно исхожено и просмотрено – шаг за шагом, километр за километром, вдоль и поперек, и потому, кажется, не отыскать около пламенно красноцветных песчаниковых гор нечто новое. Но, видимо, неисчерпаемы сокровища скальных Сундуков, ибо каждый очередной полевой сезон не обходится без сюрприза.» [3]

«Таким сюрпризом в 2005 году стало открытие «храма “Сотворения Мироздания” там, откуда как на ладони просматривается Первый Сундук. На одной из двух плоскостей его, сплошь покрытых многофигурными композициями из разного вида зооморфных и антропоморфных изображений, была запечатлена уникальная для наскального искусства Сибири, библейского величия картина. В центре ее размещена главная компонента сюжета, повествующего о сотворении Вселенной – овальное, вертикально поставленное яйцо. Внутри его вписаны правильный круг вод Океана и сфера Земли, а в непосредственном соседстве с ним разместились 7 фигур первозданных богов. Тут же выбиты рисунки хищного орла с головами быков у концов широко расставленных крыльев, человека с поднятыми к Небу руками, высшего божества и 13 округлых символов светил, позволяющих считывать время по Луне и Солнцу в течение года и 3-х лет. Плоскости храма доселе сохраняет от непогоды потолок – массивная песчаниковая плита, а у основания его лежат многотонные блоки, воплощенные в камне круглое плоское Солнце и такая же плоская, серповидных очертаний Луна. Восходы их, соответственно зимой и летом, наблюдались от храма над вершиной Первого Сундука, высота которого точно соответствовала высоте дальнего горизонта. Значит, он и при взгляде от нового храма опять-таки достигал высоты орбит обоих светил, в очередной раз подтверждая свой статус Мировой Горы…

Египетские пирамиды всегда были для людей синонимом великих достижений предков в становлении протонаук и духовных канонов. Сибирские Сундуки, сотворенные Природой и чрезвычайно остроумно, без особо тяжких усилий обустроенные древними людьми, заслуживают не меньшего почитания. Такое утверждение справедливо, помимо прочего, и потому, что, как выяснилось, первобытный человек севера Азии начал оценивать их “небесный аспект” задолго до появления на берегах Нила рукотворных феноменов – во мраке полутора десятков тысячелетий древнекаменного века, когда в котловине “Первозданной Земли” Июса бродили мамонты и шерстистые носороги.» [3]

Это только краткое описание того, что входит в культурное наследие «Сундуков», переоценить значимость этого археологического памятника невозможно, но все же, чтобы подчеркнуть ее, проведем сравнительный анализ «Сундуков» с каким-либо археологическим памятником, имеющим всемирное признание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.009 с.)