Тема: «Актуализация астроархеологического наследия «Сундуков» в современных социально-культурных практиках» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Актуализация астроархеологического наследия «Сундуков» в современных социально-культурных практиках»



Тема: «Актуализация астроархеологического наследия «Сундуков» в современных социально-культурных практиках»

 

Абдуллоев Кудратулло

Фатеев Вячеслав

ученики 8 б класса,

Каунова Анна

Ученица 9 а класса

МБОУ СОШ №78,

г. Красноярск.

 

Руководители: Малеев Олег Николаевич

руководитель видеостудии, учитель

информатики, МБОУ СОШ №78

 

Красноярск 2014 г.

 

 

Абдуллоев Кудратулло, Фатеев Вячеслав

Красноярск, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №78», 8 б класс

Каунова Анна

Красноярск, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №78», 9 а класс

«Актуализация астроархеологического наследия «Сундуков» в современных социально-культурных практиках»

 

Краткая аннотация

В работе впервые была проанализирована возможность применения в отношении «Сундуков» наиболее эффективных практик актуализации археологического наследия и предложены некоторые практические идеи. Для предложения практических мер по актуализации астроархеологического наследия «Сундуков» были проанализированы существующие и выявлены наиболее эффективные способы актуализации археологического наследия.

Результаты данной работы могут быть использованы в практической работе музея-заповедника «Сундуки», а также в учебных курсах краеведения, истории и предметов культурологической направленности.

 

 

Абдуллоев Кудратулло, Фатеев Вячеслав

Красноярск, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №78», 8 б класс

Каунова Анна

Красноярск, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №78», 9 а класс

«Актуализация астроархеологического наследия «Сундуков» в современных социально-культурных практиках»

Аннотация

Цель исследовательской работы:Определить практики актуализации астроархеологического наследия «Сундуков» в современном обществе.

Методология: В основе исследования лежит культурно-гуманистический подход и методология диалога культур. Для решения отдельных задач были использованы следующие методы:историко-логический метод, обобщающий анализ, сравнительный анализ, метод теоретического моделирования. В работе были проанализированы сущность и значимость культурного наследия «Сундуков».

Для предложения практических мер по актуализации астроархеологического наследия «Сундуков» были проанализированы существующие и выявлены наиболее эффективные способы актуализации археологического наследия.

В работе впервые была проанализирована возможность применения в отношении «Сундуков» наиболее эффективных практик актуализации археологического наследия и предложены некоторые практические идеи. Результаты данной работы могут быть использованы в практической работе не только музея-заповедника «Сундуки», но и музея-заповедника «Столбы», а также в учебных курсах краеведения, истории и предметов культурологической направленности.

 

Абдуллоев Кудратулло, Фатеев Вячеслав

Красноярск, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №78», 8 б класс

Каунова Анна

Красноярск, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №78», 9 а класс

«Актуализация астроархеологического наследия «Сундуков» в современных социально-культурных практиках»

План исследований

 

Проблема. Необходимо сохранить археологическое наследие «Сундуков», защитить его от варварства, не ограничивая при этом доступ к нему зрителям, необходимо «превратить зрителей в хранителей», а также заинтересовать в изучении и сохранении «Сундуков» научную общественность и власть.

Гипотеза. Существуют некоторые инновационные социально-культурные практики, с помощью которых можно решить данную проблему.

 

 

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ.. 6

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.. 8

2.1 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ «СУНДУКОВ» - ДРЕВНЕЙШЕЙ АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ОБСЕРВАТОРИИ.. 10

2.2 СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ 15

2.3 АКТУАЛИЗАЦИЯ АСТРОАРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ «СУНДУКОВ». 18

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 30

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 32

Применение практик актуализации археологического наследия на «Сундуках». 32

ПРИЛОЖЕНИЕ №2. 37

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современное общество находится сейчас на своеобразном культурном перепутье, в России, как и во всем мире, происходит переосмысление значения культурного наследия в жизни человека и общества. Наблюдается уникальная ситуация синтеза всех культурных традиций прошлого и современности в единое культурное пространство. Все больше людей посещают учреждения и памятники культуры, появляются новые формы работы этих учреждений с посетителями, интенсивно развивается культурный туризм, огромный вклад в развитие межкультурных коммуникаций вносят возможности сети Интернет. Но одновременно с этим наблюдается все большая поверхностность, пассивность, потребительское отношение к культуре массового зрителя, воспитываемые современными СМИ с их шоу-программами и «дешевыми сенсациями», жадными до наживы, но безответственными представителями туристического бизнеса, и властью, равнодушно относящейся к проблемам культурного наследия. Особенно остро эта проблема стоит в области археологии. Сегодня очень быстрыми темпами идет разрушение и уничтожение памятников мародерами и грабителями, так на «Сундуках» часть петроглифов испорчена современными рисунками и надписями, часть просто исчезла вместе с отколотыми кусками песчаника, на которых они были изображены.

Кроме того, «Сундуки» – это не просто археологический памятник, это древнейшая астрономическая обсерватория, это объект относительно новой области науки – астроархеологии, которая в России с трудом доказывает свое право на существование. В 2011 году здесь был открыт музей-заповедник «Сундуки», но под охрану взят только первый «Сундук», финансирование музея настолько мизерное, что не позволяет говорить ни о каких новых технологиях.

Проблема. Необходимо сохранить археологическое наследие «Сундуков», защитить его от варварства, не ограничивая при этом доступ к нему зрителям, необходимо «превратить зрителей в хранителей», а также заинтересовать в изучении и сохранении «Сундуков» научную общественность и власть.

Гипотеза. Существуют некоторые инновационные социально-культурные практики, с помощью которых можно решить данную проблему.

Цель. Определить практики актуализации астроархеологического наследия «Сундуков» в современном обществе.

Задачи.

· проанализировать сущность и значимость культурного наследия «Сундуков»;

· проанализировать существующие способы актуализации археологического наследия;

· выделить наиболее эффективные практики актуализации археологического наследия и применить их в отношении «Сундуков».

Методология. В основе проекта лежит культурно-гуманистический подход и методология диалога культур [5]. Для решения отдельных задач были использованы следующие методы:историко-логический метод, обобщающий анализ, сравнительный анализ, метод теоретического моделирования.

Новизна. Впервые проанализировано возможное применение наиболее эффективных практик актуализации археологического наследия в современной культуре с точки зрения гуманитарно-диалогического подхода на материале музея-заповедника «Сундуки» и предложены практические идеи.

Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут лечь в основу работы с посетителями музея-заповедника «Сундуки» и других аналогичных музеев в России, а также могут быть использованы в учебных курсах краеведения, истории, предметов культурологической направленности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Степень разработанности проблемы. Изучением «Сундуков» вот уже 40 лет занимается доктор исторических наук, главный научный сотрудник сектора теоретической археологии и информатики Института археологии и этнографии СО РАН г.Новосибирск Виталий Епифанович Ларичев. Он создал команду ученых, в нее входят не только археологи, но и физики и астрономы, которые вместе с ним продвигают астроархеологию как науку в целом и на «Сундуках» в частности, их научные статьи изданы в различных сборниках [1,2,3,4]. Но, по словам В.Е.Ларичева секреты «Сундуков» на сегодняшний день раскрыты только процентов на двадцать, есть еще поле деятельности для ученых разных областей науки. В настоящее время не существует никаких методик, адаптированных для музея-заповедника «Сундуки», директор музея-заповедника А.Э.Вайгандт разрабатывает экскурсии для музея-заповедника «Сундуки» на основании исследований академика В.Ларичева, но по устаревшим технологиям. Проблема актуализации археологического наследия и методы ее решения затрагивались в работах многих авторов, но наиболее полно освещены в работах С.Ю.Каменского [5,9]. При адаптации некоторых социально-культурных практик к материалу «Сундуков» мы опирались на работы В.М. Русакова, О.Ф. Русаковой [10] и М.Т. Майстровской [11].

Этапы исследовательской работы:

Презентационный

a. Подготовка презентационных материалов (декабрь 2013- январь 2014г.);

b. презентация исследовательской работы (январь – апрель 2014г.);

i. на школьной научно-практической конференции;

ii. на районной научно-практической конференции;

iii. на городской конференции проектов;

iv. перед академиком В.Е.Ларичевым и директором музея-заповедника «Сундуки» А.Э.Вайгандтом;

c. изучение возможностей использования результатов проекта на практике;

Контрольный

a. анализ результатов выполнения проекта.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования, отметим выводы, к которым мы пришли в ходе рассмотрения актуализации астроархеологического наследия «Сундуков» в современных социально-культурных практиках.

Мы проанализировали сущность и значимость культурного наследия «Сундуков». Человек с незапамятных времен оценил сказочное величие «Сундуков». Это подтверждают многочисленные памятники древности. «Сундуки» представляют собой комплекс поверхностных археологических объектов, сочетающих могильники, наскальные рисунки и специальные сооружения, которые все вместе являются фактически прибором наблюдения за небом, астрономической обсерваторией древних людей. Переоценить значимость этого археологического памятника невозможно, но до сих пор «Сундуки» не получили всеобщего признания даже в Российской науке и обществе, только в 2011 году были выделены первые мизерные средства на охрану этого археологического памятника.

Для предложения практических мер по актуализации астроархеологического наследия «Сундуков» были проанализированы существующие способы актуализации археологического наследия. Было выявлено, что в современном постиндустриальном обществе все еще сосуществуют две парадигмы, задающие отношение к культурному наследию, которые можно обозначить как «отсутствие «прошлого»», «память-преемственность», исторически соотносимые с типами обществ – архаичным и индустриальным, в то время как третья парадигма, соответствующая постиндустриальному типу общества – «культурный диалог» с трудом пробивается в жизнь.

Были выявлены наиболее эффективные способы актуализации археологического наследия, которыми являются практики, позволяющие осуществить диалог между человеком современности и прошлого на ценностно-смысловом уровне и адекватные при этом условиям постиндустриального общества. К ним относятся практики, построенные на возможностях экспериментальной археологии, участие в полевых археологических исследованиях, посещение музейных экспозиций, выстроенных исходя из задачи актуализации археологического наследия («бинарных», «эмоционально-интуитивных», экспозиций-диалогов и травелогов), визуально-виртуальные практики, связанные с презентацией археологического наследия в сети Интернет и др.

В работе впервые была проанализирована возможность применения в отношении «Сундуков» наиболее эффективных практик актуализации археологического наследия и предложены некоторые практические идеи. Конечно, эти идеи требуют основательной проработки, но каждая из них может превратиться в самостоятельный масштабный проект, который, несомненно, будет работать на актуализацию астроархеологического наследия «Сундуков».

Результаты данной работы могут быть использованы в практической работе музея-заповедника «Сундуки» и других аналогичных музеях России, а также в учебных курсах краеведения, истории и предметов культурологической направленности.

 

В июне 2014 года работа будет презентована перед директором музея-заповедника «Сундуки» А.Э. Вайгандтом и академиком В.Е. Ларичевым. В процессе презентации и последующего обсуждения будут выявлены наиболее простые практики, которые возможно применить относительно музея-заповедника уже в самой ближайшей перспективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.Е.Ларичев. Астроархеология. «Сквозь тернии – к звездам!». Начало становления «непопулярной научной традиции». / Астроархеология – естественно-научный инструмент познания протонаук и астральных религий, жречества древних культур Хакасии. Сборник научных статей под ред. В.Е.Ларичева. - Красноярск: Издательство «Город», 2009. – 200с.

2. В.Е.Ларичев, Е.Г.Гиенко, С.А.Паршиков и др. «Сундуки» - великий сакральный центр Северной Хакасии (мифологическое, эпосное и естественно-научное в культовых памятниках древних культур юга Сибири, совмещенных с творениями природы). / Астроархеология – естественно-научный инструмент познания протонаук и астральных религий, жречества древних культур Хакасии. Сборник научных статей под ред. В.Е.Ларичева.- Красноярск: Издательство «Город», 2009. – 200с.

3. В.Е.Ларичев. Страна скальных храмов и великих жрецов, познавших небо, светила и законы течения времени. / Сборник статей - www.veda24.ru/download.php?lid=25

4. В.Е. Ларичев, Е.Г. Гиенко, С.А. Паршиков, С.А. Прокопьева. К проблеме становления астрономии и календаристики в древних культурах Северной Азии (Западная Сибирь, Хакасия). Труды международной конференции «Астрономия и всемирное наследие: через время и континенты». – Казань: Казанский государственный университет.

5. С.Ю.Каменский. Актуализация археологического наследия в современных социально-культурных практиках: диссертация... кандидата культурологии: 24.00.01 / Каменский Сергей Юрьевич; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького].- Екатеринбург, 2009.- 175 с.

6. С.Амелин. Восьмое чудо Хакасии. / Газета «Хакасия» № 113 (21970) от 22 июня 2011г.

7. С.Ю.Каменский. Травелог как форма конструирования музейных экспозиций (на примере археологических выставок). / Дискурс травелога. Сборник статей. Авт.-сост.: О.Ф.Русакова, В.М.Русаков. Екатеринбург, ИМС – Издательский дом «Дискурс-Пи», 2008 –184 с.

8. В.М. Русаков, О.Ф. Русакова. Дискурс травелога. / Дискурс травелога. Сборник статей. Авт.-сост.: О.Ф.Русакова, В.М.Русаков. Екатеринбург, ИМС – Издательский дом «Дискурс-Пи», 2008 –184 с.

9. М.Т. Майстровская. Образ и пространство в экспозициях искусств // Музейное дело и художественное образование: материалы третьих, четвертых, пятых Боголюбовских чтений, 1996, 1997, 1998/ Сарат. гос. худож. музей им. А.Н. Радищева; [редкол.: Г.М. Кормакулина (отв. ред.) и др.]. – Саратов: Слово, 2000. – 179 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Тема: «Актуализация астроархеологического наследия «Сундуков» в современных социально-культурных практиках»

 

Абдуллоев Кудратулло

Фатеев Вячеслав

ученики 8 б класса,

Каунова Анна

Ученица 9 а класса

МБОУ СОШ №78,

г. Красноярск.

 

Руководители: Малеев Олег Николаевич

руководитель видеостудии, учитель

информатики, МБОУ СОШ №78

 

Красноярск 2014 г.

 

 

Абдуллоев Кудратулло, Фатеев Вячеслав

Красноярск, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №78», 8 б класс

Каунова Анна

Красноярск, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №78», 9 а класс

«Актуализация астроархеологического наследия «Сундуков» в современных социально-культурных практиках»

 

Краткая аннотация

В работе впервые была проанализирована возможность применения в отношении «Сундуков» наиболее эффективных практик актуализации археологического наследия и предложены некоторые практические идеи. Для предложения практических мер по актуализации астроархеологического наследия «Сундуков» были проанализированы существующие и выявлены наиболее эффективные способы актуализации археологического наследия.

Результаты данной работы могут быть использованы в практической работе музея-заповедника «Сундуки», а также в учебных курсах краеведения, истории и предметов культурологической направленности.

 

 

Абдуллоев Кудратулло, Фатеев Вячеслав

Красноярск, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №78», 8 б класс

Каунова Анна

Красноярск, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №78», 9 а класс

«Актуализация астроархеологического наследия «Сундуков» в современных социально-культурных практиках»

Аннотация

Цель исследовательской работы:Определить практики актуализации астроархеологического наследия «Сундуков» в современном обществе.

Методология: В основе исследования лежит культурно-гуманистический подход и методология диалога культур. Для решения отдельных задач были использованы следующие методы:историко-логический метод, обобщающий анализ, сравнительный анализ, метод теоретического моделирования. В работе были проанализированы сущность и значимость культурного наследия «Сундуков».

Для предложения практических мер по актуализации астроархеологического наследия «Сундуков» были проанализированы существующие и выявлены наиболее эффективные способы актуализации археологического наследия.

В работе впервые была проанализирована возможность применения в отношении «Сундуков» наиболее эффективных практик актуализации археологического наследия и предложены некоторые практические идеи. Результаты данной работы могут быть использованы в практической работе не только музея-заповедника «Сундуки», но и музея-заповедника «Столбы», а также в учебных курсах краеведения, истории и предметов культурологической направленности.

 

Абдуллоев Кудратулло, Фатеев Вячеслав

Красноярск, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №78», 8 б класс

Каунова Анна

Красноярск, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №78», 9 а класс

«Актуализация астроархеологического наследия «Сундуков» в современных социально-культурных практиках»

План исследований

 

Проблема. Необходимо сохранить археологическое наследие «Сундуков», защитить его от варварства, не ограничивая при этом доступ к нему зрителям, необходимо «превратить зрителей в хранителей», а также заинтересовать в изучении и сохранении «Сундуков» научную общественность и власть.

Гипотеза. Существуют некоторые инновационные социально-культурные практики, с помощью которых можно решить данную проблему.

 

 

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ.. 6

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.. 8

2.1 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ «СУНДУКОВ» - ДРЕВНЕЙШЕЙ АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ОБСЕРВАТОРИИ.. 10

2.2 СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ 15

2.3 АКТУАЛИЗАЦИЯ АСТРОАРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ «СУНДУКОВ». 18

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 30

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 32

Применение практик актуализации археологического наследия на «Сундуках». 32

ПРИЛОЖЕНИЕ №2. 37

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современное общество находится сейчас на своеобразном культурном перепутье, в России, как и во всем мире, происходит переосмысление значения культурного наследия в жизни человека и общества. Наблюдается уникальная ситуация синтеза всех культурных традиций прошлого и современности в единое культурное пространство. Все больше людей посещают учреждения и памятники культуры, появляются новые формы работы этих учреждений с посетителями, интенсивно развивается культурный туризм, огромный вклад в развитие межкультурных коммуникаций вносят возможности сети Интернет. Но одновременно с этим наблюдается все большая поверхностность, пассивность, потребительское отношение к культуре массового зрителя, воспитываемые современными СМИ с их шоу-программами и «дешевыми сенсациями», жадными до наживы, но безответственными представителями туристического бизнеса, и властью, равнодушно относящейся к проблемам культурного наследия. Особенно остро эта проблема стоит в области археологии. Сегодня очень быстрыми темпами идет разрушение и уничтожение памятников мародерами и грабителями, так на «Сундуках» часть петроглифов испорчена современными рисунками и надписями, часть просто исчезла вместе с отколотыми кусками песчаника, на которых они были изображены.

Кроме того, «Сундуки» – это не просто археологический памятник, это древнейшая астрономическая обсерватория, это объект относительно новой области науки – астроархеологии, которая в России с трудом доказывает свое право на существование. В 2011 году здесь был открыт музей-заповедник «Сундуки», но под охрану взят только первый «Сундук», финансирование музея настолько мизерное, что не позволяет говорить ни о каких новых технологиях.

Проблема. Необходимо сохранить археологическое наследие «Сундуков», защитить его от варварства, не ограничивая при этом доступ к нему зрителям, необходимо «превратить зрителей в хранителей», а также заинтересовать в изучении и сохранении «Сундуков» научную общественность и власть.

Гипотеза. Существуют некоторые инновационные социально-культурные практики, с помощью которых можно решить данную проблему.

Цель. Определить практики актуализации астроархеологического наследия «Сундуков» в современном обществе.

Задачи.

· проанализировать сущность и значимость культурного наследия «Сундуков»;

· проанализировать существующие способы актуализации археологического наследия;

· выделить наиболее эффективные практики актуализации археологического наследия и применить их в отношении «Сундуков».

Методология. В основе проекта лежит культурно-гуманистический подход и методология диалога культур [5]. Для решения отдельных задач были использованы следующие методы:историко-логический метод, обобщающий анализ, сравнительный анализ, метод теоретического моделирования.

Новизна. Впервые проанализировано возможное применение наиболее эффективных практик актуализации археологического наследия в современной культуре с точки зрения гуманитарно-диалогического подхода на материале музея-заповедника «Сундуки» и предложены практические идеи.

Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут лечь в основу работы с посетителями музея-заповедника «Сундуки» и других аналогичных музеев в России, а также могут быть использованы в учебных курсах краеведения, истории, предметов культурологической направленности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Степень разработанности проблемы. Изучением «Сундуков» вот уже 40 лет занимается доктор исторических наук, главный научный сотрудник сектора теоретической археологии и информатики Института археологии и этнографии СО РАН г.Новосибирск Виталий Епифанович Ларичев. Он создал команду ученых, в нее входят не только археологи, но и физики и астрономы, которые вместе с ним продвигают астроархеологию как науку в целом и на «Сундуках» в частности, их научные статьи изданы в различных сборниках [1,2,3,4]. Но, по словам В.Е.Ларичева секреты «Сундуков» на сегодняшний день раскрыты только процентов на двадцать, есть еще поле деятельности для ученых разных областей науки. В настоящее время не существует никаких методик, адаптированных для музея-заповедника «Сундуки», директор музея-заповедника А.Э.Вайгандт разрабатывает экскурсии для музея-заповедника «Сундуки» на основании исследований академика В.Ларичева, но по устаревшим технологиям. Проблема актуализации археологического наследия и методы ее решения затрагивались в работах многих авторов, но наиболее полно освещены в работах С.Ю.Каменского [5,9]. При адаптации некоторых социально-культурных практик к материалу «Сундуков» мы опирались на работы В.М. Русакова, О.Ф. Русаковой [10] и М.Т. Майстровской [11].

Этапы исследовательской работы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.099 с.)