Внерабочее время и использование досуга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внерабочее время и использование досуга.



Потенциал отражает материально-технические и организацион­но-экономические возможности организации, т.е. ее размеры и тер­риториальное рсположение, численность персонала и характер ве­дущих профессий, профиль производства и объемы выпускаемой продукции (товаров и услуг), форму собственности, состояние основ­ных фондов, финансовое положение. Социальная инфраструктура представляет обычно помплекс объектов, предназначенных для жиз­необеспечения работников организации и членов их семей, удовлет­ворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных по­требностей. В условиях Российской Федерации перечень таких объектов включает:

обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объек­ты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо- и теплоснабжения, канализации, водопрово­да, телефонизации и т.п.;

медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больни­цы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, про­филактории и др.);

объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, дома культуры, клубы, библиотеки, вы­ставочные залы и т.п.);

объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобныехозяйствадля поставки свежих продук­тов);

объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);

спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;


коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарище­ства.

Организация в зависимости от своих масштабов, формы собствен­ности, подчиненности, местоположения и иных условий может рас­полагать целиком собственной социальной инфраструктурой (рис. 7.1), иметь набор только ее отдельных элементов или рассчи­тывать на кооперацию с другими организациями и на муниципаль­ную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о соци­альной инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.

Рис. 7.1. Социальная инфраструктура организации

Условия и охрана труда включают факторы, которые связаны с со­держанием совместной работы, техническим уровнем производства, организационными формами трудового процесса и качеством рабо­чей силы, занятой в данной организации, а также факторы, так или иначе воздействующие на психофизиологическое самочувствие ра­ботников, на обеспечение безопасного ведения работ, предупрежде-


ние производственного травматизма и профессиональных заболе­ваний. Ими охватываются:

оснащенность организации современной техникой, степень ме­ханизации и автоматизации работ, применение эффективных тех­нологий и материалов;

организация труда с учетом внедрения современных научно-технических достижений в производство, поддержки автономности рабочих групп, укрепления трудовой, производственной и техноло­гической дисциплины, усиления самостоятельности, предприимчи­вости, личной и групповой ответственности работников;

сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ, выдача при необходимости специальной одежды и других средств индивидуаль­ной защиты;

соблюдение санитарно-гигиенических норм, в том числе по со­стоянию производственных помещений и оборудования, чистоте воздуха, освещенности рабочих мест, уровню шума и вибрации;

наличие (и удобства) бытовых помещений (раздевалок, душевых), медпункта, буфетов, туалетов и т.п.

Опыт зарубежных и отечественных организаций подтверждает, что внимание к людям, забота об улучшении условий и охраны их труда приносят заметную отдачу, повышают деловой настрой. Средства, потраченные на производственную эстетику, благоустройство рабо­чего быта, создание комфортных условий для отдыха в перерывах во время трудового дня, окупаются с лихвой ростом производительно­сти труда и качества работы.

Социальную защиту работников организации составляют меро­приятия по социальному страхованию и соблюдению других соци­альных гарантий, установленных действующим законодательством, коллективным договором, трудовыми соглашениями и иными пра­вовыми актами. В Российской Федерации эти меры, в частности, пре­дусматривают:

обеспечение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада);

нормальную продолжительность рабочего времени (40 часов в не­делю), компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, еже­годные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 24 ра­бочих дней;

возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обя­занностей;

отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды соци­ального страхования;


выплату пособий по временной нетрудоспособности, ежемесяч­ных пособий матерям на период их отпуска по уходу за ребенком, стипендий работникам на время профессиональной подготовки или повышения квалификации.

Указанные гарантии реализуются при прямом участии организа­ции. Денежные выплаты, как правило, производятся из средств ор­ганизации, их размеры ориентированы на среднюю зарплату или до­лю минимальной оплаты труда. Система социальной защиты должна страховать работников от риска оказаться в затруднительном мате­риальном положении из-за болезни, утраты трудоспособности или безработицы, придавать им уверенность в надежной защищенности своих трудовых прав и привилегий.

Социально-психологический климат — это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. Нормальная атмосфера этих от­ношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя ча­стицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходи­мый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.

В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: психологическая совме­стимость работников, их социальный оптимизм, нравственная вос­питанность. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом опреде­ляющих ее стремление к полезной деятельности, творческой рабо­те, сотрудничеству и сплоченности с другими. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологи­ческая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, кото­рые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и эко­номическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.

Материальное вознаграждение труда выступает узловым пунктом социального развития организации. В нем состыковываются основ­ные расходы на рабочую силу, компенсация трудовых затрат работ­ников, их общественный статус и вместе с тем семейные бюджеты, удовлетворение насущных потребностей людей в жизненных благах.

Оплата труда должна основываться на социальном минимуме — на том, что необходимо для поддержания достойного уровня жизни


и воспроизводства работоспособности человека, получения им средств существования не только для себя, но и для своей семьи. За­работная плата в индустриально развитых странах составляет при­мерно две трети общих денежных доходов населения. В Российской Федерации к ней добавляются все виды пенсий, стипендии студен­тов и учащихся образовательных учреждений, пособия на детей и ухо­ду за ребенком, стоимость натуральных продуктов подсобного хо­зяйства, используемых на личное потребление, а также доходы от собственности, реализации продуктов подсобного хозяйства на рын­ке и предпринимательской деятельности, включая дивиденды и про­центы от вкладов в банки.

Расходную часть семейного, по преимуществу потребительско­го, бюджета составляют денежные расходы на уплату налогов и вне­сение различных взносов (в том числе проценты за кредиты), на по­купку товаров краткосрочного и длительного пользования — продуктов питания, одежды, обуви, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на оплату жилищных, ком­мунальных, транспортных, медицинских и иных услуг. Баланс рас­ходной и доходной частей бюджета и есть показатель объема благ, получаемых семьей в течение определеного времени (месяца, года) в расчете на одного человека. Среднедушевой доход и соответствую­щие расходы отражают степень семейного достатка, качество и уро­вень ее жизни.

Внерабочее время образует еще одну группу факторов социальной среды организации. С ними связаны устройство домашнего быта ра­ботников, выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование досуга.

Временной ресурс работающего человека распадается в будний день на рабочее время (продолжительность рабочего дня в разных странах неодинакова, разнится она также по отраслям хозяйства и профессиям) и внерабочее время в соотношении примерно 1:2. В свою очередь внерабочее время включает затрату 9-9,5 часа на удов­летворение естественных физиологических потребностей человека (сон, личная гигиена, прием пищи и т.п.). Оставшееся время зани­мают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего хозяй­ства, уход за детьми и занятия с ними, свободное время — досуг.

Очевидно, что изменение продолжительности любого из назван­ных временных отрезков автоматически приводит к удлинению или сокращению других. Потому-то так актуальны в плане социального развития проблемы продолжительности рабочего дня, жилищного


строительства, выпуска производительной, удобной, доступной по цене электробытовой техники, организации работы пассажирского транспорта, торговых предприятий и служб по оказанию услуг насе­лению. В этом заключен значительный социальный резерв, втом чис­ле для увеличения продолжительности свободного времени.

Досуг занимает особое место в гармоничном развитии человека-труженика. Величина, структура, содержание, культура использова­ния свободного времени влияют на гуманистическую наполненность образа жизни, мировосприятие работника, его гражданскую пози­цию и нравственные ценности.

Наряду с условиями непосредственной социальной среды на соци­альное развитие организации воздействуют и более общие факторы, от которых в значительной, а нередко решающей степени зависят поведе­ние и трудовой настрой персонала, эффективность совместной работы. Имеются в виду прежде всего факторы, влияющие на отдельные отрас­ли экономики или регионы, на положение дел в стране — находится ли она в данный момент на подъеме, в расцвете сил либо, напротив, переживает спад, кризис, испытывая резкое усиление социальной напряженности.

К общим факторам социального развития относится также социаль­но-экономическое и духовно-нравственное состояние общества. С ним теснейшим образом связаны реализация личных прав и свобод че­ловека, утверждение индивидуальности и развитие коллективных на­чал, своеобразие исторического пути населяющих страну народов, сложившиеся традиции и нравственные устои. Речь идет, в частно­сти, об особенностях трудовой морали, этике личного и обществен­ного поведения, критериях гражданской добродетели.

Конечно, общезначимым фктором социального развития является и социальная политика государства. Проводимая правительством, все­ми ветвями и органами власти, она призвана аккумулировать, фоку­сировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели его развития. В задачи социальной политики вхо­дят стимулирование экономического роста и подчинение производ­ства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и дело­вой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природ­ного наследия, национального своеобразия и самобытности. Госу­дарство должно выступать гарантом социальной направленности экономики. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций оно располагает такими мощными рычагами воздействия, как национальный бюджет, система налогов и пошлин.


Опыт большинства стран мира, в том числе и России, подтверж­дает, что при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения социаль­ная политика обладает и самоценностью, способна своими средства­ми содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать разностороннюю поддержку устремлениям к социально­му прогрессу. В современных условиях она должна быть приоритет­ной в деятельности властных структур любого государства.

Российская Федерация, как провозглашено в ее Конституции, — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека. Одна из первейших обязанностей государства — признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

7.1.3. Социальная служба организации

Перемены в жизни общества, вызываемые ускорением научно-технического и социального прогресса, ведут к возрастанию роли че­ловеческого фактора трудовой деятельности и значения личностных качеств работников. Это обстоятельство на всех уровнях, включая и организации, усиливает потребность в регулировании социальных процессов, в грамотном, действительно научном управлении соци­альным развитием. Фактически на каждом сколько-нибудь крупном предприятии, будь то в США, Германии, Японии или другой стране, есть управленческие службы, которые занимаются кадровой рабо­той (человеческим ресурсом), обеспечением социального партнер­ства и связей с профессиональными союзами, социальным обслу­живанием персонала, расходами на благотворительные цели.

В России в настоящее время социальные службы действуют в усло­виях перехода от планового, чрезмерно централизованного хозяй­ствования к социально ориентированной рыночной экономике. Их структура определяется, с одной стороны, размерами и особенно­стями организации, а с другой — сложностью решения как произ­водственно-экономических, так и социальных задач.

В новых условиях ответственность организаций и, следователь­но, их руководителей и социальных служб повышается. Необходи­мо учитывать (а) многообразие форм собственности; (б) последствия приватизации бывшего государственного имущества; (в) изменения в системе оплаты труда, диктуемые развитием рыночных отноше­ний, расширением платности социальных услуг и их удорожанием; (г) реформирование социального страхования и других видов соци-


альной защиты населения. Забота о социальной сфере псе больше перекладывается на негосударственные органы, в первую очередь на муниципальный уровень и сами организации.

В зависимости от конкретной ситуации управление социальным развитием осуществляется либо руководством организации, либо специально уполномоченными на то лицами, либо автономными подразделениями функционального назначения, которые являются частью системы управления персоналом. Типовой вариант органи­зационной структуры такой системы, как указывалось выше, пре­дусматривает должность заместителя директора по персоналу с под­чинением ему соответствующих подразделений.

Если организация располагает разветвленной сетью собственной социальной инфраструктуры, управление ею может осуществляться отдельно. В этом случае подходит вариант, предусматривающий дол­жность заместителя директора по социально-бытовым вопросам с приданием ему подразделений, ведающих соответствующими объ­ектами социальной сферы (см. рис. 7.1), предоставлением жилищ­но-коммунальных, бытовых, оздоровительных, досуговых и иных со­циальных услуг.

Задачи, выполняемые социальной службой, имеют свои особен­ности. Специалисты этой службы должны быть предельно внима­тельными к людям и их запросам, доверенными им средствами под­держивать благополучие работников и социально-психологический комфорт в коллективе, строго блюсти требования по охране и режи­му труда, стимулировать интерес к делу. Для этого важно обладать необходимым минимумом гуманитарных знаний, запасом психоло­гического и педагогического такта, этической выучкой.

Полезно усвоение зарубежного опыта решения социальных про­блем. Он, в частности, учит тому, что рыночная экономика — это не только равнозначные отношения по поводу купли-продажи товаров и услуг, это еще и культура таких взаимоотношении, сориентирован­ных на признаннные в данном обществе ценности, социальные нормы и нравственные требования.

Мировая практика значима и тем, что, предостерегая от слепого копирования зарубежных моделей социального развития, дает воз­можность критически оценивать отечественный опыт, его уроки. В условиях нынешней России это особенно важно, поскольку при про­движении крыночным отношениям не следует безоглядно отвергать все, что было испробовано плановой экономикой, нужно извлекать из прежней практики рациональные выводы.


Функции социальной службы складываются из всего набора из­вестных управленческих элементов. Они, естественно, сообразуют­ся с социальной средой отдельно взятой организации и общей спе­цификой социального управления.

Чтобы действовать в социальной сфере целесообразно, нужны прогнозные проекты, целевые программы, планы — краткосрочные (в пределах одного года), среднесрочные (до пяти лет), долгосроч­ные (до десяти и более лет). Примером осмысленного планирова­ния в социальной сфере могут служить программы повышения ка­чества трудовой жизни, нашедшие с середины 70-х годов распространение в США и ряде других стран, а также относящаяся к 70-80-м годам практика социального планирования на предприя­тиях бывшего СССР.

Прогнозирование и планирование — важнейший инструмент управ­ления социальным развитием, предполагающий анализ состояния со­циальной среды организации, учет воздействующих на нее факто­ров, разработку проектов и программ, рассчитанных на перспективное использование потенциальных возможностей.

Должны приниматься во внимание положение дел не только в са­мой организации, но также обстановка в отрасли и регионе, ситуа­ция в стране.

Социальной службе присущи организационно-распорядительные функции обеспечения мероприятий, обоснованных целевыми програм­мами и планами социального развития. Это требует взаимодействия и координации со смежными управленческими структурами органи­зации, профсоюзами и другими общественными объединениями, от­раслевыми и территориальными органами социального управления. Необходима также подготовка проектов документов по социальным вопросам — решений, приказов, положений, инструкций, рекомен­даций и др.

Распорядительная деятельность социальной службы всецело под­чиняется полнообъемному исполнению законодательства, опреде­ляющего правовые основы социальной политики государства и гарантий в сфере социально-трудовых отношений. Столь же обяза­тельно руководствоваться социальными нормативами, представля­ющими собой конкретные ориентиры в социальном развитии орга­низации.

Существенную сторону деятельности социальной службы составля­ет использование разного рода стимулов, побуждающих коллектив к ак­тивной работе по выполнению целевых программ и планов социального


развития, повышению результативности солидарных усилий. Сюда вхо­дит материальное и моральное поощрение тех, кто проявляет в деле социального развития полезную инициативу, показывает добрый пример.

Обязанностью социальной службы являются постоянный контроль за практической реализацией намеченных социальных мероприятий, ин­формирование коллектива о переменах в социальной среде организа­ции. Осуществление этих функций связано с получением, анализом и обобщением сведений, касающихся социального развития, экспер­тизой условий труда и быта работников, подведением итогов, оцен­кой экономической и социальной эффективности улучшений, до­стигнутых в социальной среде организации.

Теория поведения личности

С давних пор философы пытались выявить закономерности тех или иных форм поведения личности, определить, почему с одним человеком легко найти общий язык, а с другим нет никакой возмож­ности, чем определяется логика поведения отдельного человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 3020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.250 (0.029 с.)