Республиканская целевая программа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Республиканская целевая программа



Республиканская целевая программа

«Социально-экономическое развитие
Городского округа «Город Якутск»
на 2008-2012 годы»

 

 

Якутск, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ... 4

2. ВВЕДЕНИЕ.. 6

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ.. 8

3.1. Анализ сильных и слабых сторон внешней среды ГО «Город Якутск». 8

3.2. Анализ сильных и слабых сторон внутренней среды ГО «Город Якутск». 14

4. Основная цель и задачи, сроки реализации программы... 20

5. Стратегические варианты развития г. Якутска.. 25

5.1. Позитивный сценарий развития г. Якутска. 25

5.2. Инерционный сценарий развития г. Якутска. 31

6. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.. 34

6.1. Развитие промышленности. 34

6.1.1. Алмазная и золотодобывающая промышленность. Алмазогранильное и ювелирное производство. 37

6.1.2. Лесопромышленный комплекс. 40

6.1.3. Промышленность строительных материалов. 41

6.1.4. Энергетическая промышленность. 43

6.1.5. Пищевая промышленность. 45

6.1.6. Легкая промышленность. 48

6.1.7. Полиграфическая промышленность. 49

6.2. Развитие жилищного строительства. 55

6.2.1. Реализация жилищной политики г. Якутска. 56

6.2.2. Строительство жилья для работников бюджетной сферы.. 57

6.2.3. Обеспечение жильем молодых семей. 58

6.2.4. Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. 59

6.3. Развитие жилищно-коммунального комплекса. 63

6.3.1. Характеристика жилищно-коммунального комплекса ГО «Город Якутск». 65

6.3.2. Система программных мероприятий по развитию ЖКХ ГО «Город Якутск». 66

6.3.3. Водоснабжение и водоотведение. 70

6.4. Развитие транспортного комплекса и связи. 74

6.4.1. Развитие пассажирского автотранспорта. 75

6.4.2. Модернизация и реконструкция муниципальных автомобильных дорог. 79

6.4.3. Развитие муниципальных информационных технологий. 82

6.5. Развитие имущественно - земельного комплекса. 83

6.5.1. Развитие имущественного комплекса. 83

6.5.2. Земельные отношения. 92

6.6. Агропромышленный комплекс. 95

6.6.1. Тенденции развития агропромышленного комплекса. 95

6.7. Потребительский рынок, малое и среднее предпринимательство и туризм.. 100

6.7.1. Развитие торгово-розничной сети ГО «Город Якутск». 100

6.7.2. Развитие потребительского рынка, платных услуг и сети общественного питания 101

6.7.3. Поддержка малого и среднего предпринимательства. 108

6.7.4. Развитие туризма. 113

6.8. Охрана окружающей среды.. 115

6.8.1. Состояние окружающей среды.. 115

6.9. Охрана труда. 117

6.9.1. Основные показатели по охране труда. 117

6.10. Образование, молодежная, семейная и социальная политика. 120

6.10.1. Образование. 120

6.10.2. Молодежная и семейная политика. 126

6.10.3. Содействие занятости населения. 130

6.10.4. Социальная защита населения. 132

6.11. Здравоохранение, спорт и культура. 133

6.11.1. Здравоохранение. 133

6.11.2. Развитие физической культуры и спорта. 141

6.11.3. Духовное и культурное развитие населения городского округа. 143

6.12. Повышение безопасности населения. 146

6.12.1. Профилактика правонарушений на территории г. Якутска. 146

6.12.2. Повышение безопасности дорожного движения. 148

7. ФиНанансово-экономическая сфера.. 151

7.1 Цель и задачи финансово-экономической сферы.. 151

7.2 Доходы.. 152

7.3. Расходы.. 157

8. Ресурсное обеспечение программы... 161

9. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ... 163

10. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 165

11. ПРОГНОЗ ИНДИКАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ... 166

12. НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 167

13. ПРИЛОЖЕНИЯ.. 169

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование Программы Программа социально-экономического развития Городского округа «Якутск» на 2008-2012 годы
Основание для разработки Программы Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ГС №2355-III от 12.07.2007. «О состоянии и перспективах социально-экономического развития столицы Республики Саха (Якутия) – города Якутска».
Государственный Заказчик Программы Окружная администрация города Якутска
Основные разработчики Программы Рабочая группа по разработке республиканской целевой программы социально-экономического развития ГО «Город Якутск» на 2008-2012 годы, Комитет экономики, прогнозирования и ценообразования Администрации ГО «Город Якутск»
Координатор Программы Коллегия Окружной администрации ГО «Город Якутск»
Цели Программы Повышение качества и уровня жизни населения, инвестиционной привлекательности экономики города, развитие социальной и деловой инфраструктуры
Задачи Программы 1. Осуществление комплексного экономического и социального развития столичного города; 2. Развитие производственной и социальной инфраструктуры как важнейшее условие устойчивого функционирования экономики города; 3. Повышение эффективности агропромышленного комплекса, рост обеспеченности населения города собственной сельскохозяйственной продукцией; 4. Устойчивое повышение качества и уровня жизни каждого человека и семьи, формирование условий для духовного роста и здоровья человека, утверждение в обществе норм нравственности и морали, здорового образа жизни; 5. Формирование финансовой системы столичного города, отвечающей потребностям устойчивого экономического и социального роста республики. 6. Усиление финансовой самостоятельности органов местного самоуправления и развития доходной базы Городского округа «Город Якутск»
Сроки и этапы реализации Программа реализуется в один этап на период 2008-2012 годы
Перечень основных мероприятий 1. Развитие промышленности; 2. Развитие жилищного строительства; 3. Развитие жилищно-коммунального комплекса; 4. Развитие транспортного комплекса, связи и информатизации; 5. Развитие имущественно-земельного комплекса; 6. Развитие агропромышленный комплекса (основные тенденции); 7. Потребительский рынок, малое и среднее предпринимательство и туризм; 8. Охрана окружающей среды; 9. Охрана труда; 10. Образование, молодежная, семейная и социальная политика; 11. Здравоохранение, спорт и культура; 12. Повышение безопасности населения; 13. Развитие малого предпринимательства и туризма; 14. Развитие бюджетной системы ГО «Город Якутск».
Исполнители Программы Структурные подразделения Окружной администрации города Якутска, отраслевые министерства и ведомства Республики Саха (Якутия)
Объемы и источники финансирования Программы Общий объем финансирования программы составляет 26 128 876,87 тыс. руб. (приложение №1), в том числе: Федеральный бюджет – 4 147 714,3 тыс. руб. Бюджет РС (Я) – 7 891 015,8 тыс. руб. Бюджет ГО «Якутск» – 7 717 472,15 тыс. руб. Внебюджетные средства – 6 372 674,6 тыс. руб.
Индикаторы эффективности мероприятий Программы Перечень из 57 индикаторов эффективности реализации программных мероприятий отражен в Приложении № 2.
Система организации контроля исполнения Программы Непосредственное управление реализацией Программой осуществляется заказчиком – Окружной администрацией г. Якутска, и Коллегией Окружной администрации ГО «Город Якутск», являющийся координатором Программы.

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящая Программа социально-экономического развития ГО «Город Якутск» на 2008-2012 годы разработана в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. N131-ФЗ, Постановлением Правительства РС (Я) «Об утверждении Порядка разработки и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия)» от 29.02.2008 г. N 60.

Программа разработана на основе анализа основных тенденций развития ГО «Город Якутск» и прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Программа определяет основные направления и приоритеты муниципальной политики развития на 2008 -2012 годы. Ориентация Программы на сбалансированное решение экономических и социальных проблем стоящих перед городом предполагает реализацию комплексного подхода к реализации муниципальных целевых программ.

Основная цель и задачи настоящей Программы сформулированы в соответствии со Стратегией социально – экономического развития ГО «Город Якутск» на период до 2020 года. Стратегия развития ГО «Город Якутск» призвана обеспечить достижение следующих целей:

  • Сформировать устойчивое развитие городу и качественную жизнь горожанам;
  • Приобрести новый современный имидж конкурентоспособного города, открытого для межрегионального и международного сотрудничества;
  • Объединить действия и осуществить концентрацию усилий местных властей, населения, предпринимателей на ключевых приоритетах, обеспечивающих городу прогресс и процветание в будущем;

В Стратегии развития ГО «Город Якутск» выделены временные горизонты, как последовательные этапы эволюции города – краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная перспективы развития ГО «Город Якутск»:

  • I этап – краткосрочная перспектива (2008 -2010 годы). Главной целью на данном этапе является стимулирование спроса путем создания предложения товаров и услуг, отвечающих высоким стандартам качества;
  • II этап – среднесрочная перспектива (2011 – 2013 годы). Главной целью на данном этапе должно стать формирование транспортно – логистического кластера, включающее в себя развитие ГО «Город Якутск» и прилегающих территорий;
  • III этап – долгосрочная перспектива (2014 -2020 годы). Главной целью на данном этапе должно стать формирование новой экономики знаний путем развития инновационных структур, которые могут стать стратегическими точками роста;

Инструментом процесса реализации Стратегии развития ГО «Город Якутск» является разработка целевых муниципальных программ, представленных как по направлениям развития, так и настоящей комплексной Программой социально – экономического развития ГО «Город Якутск» до 2012 года, включающей все аспекты деятельности в области городского хозяйства.

Настоящая Программа охватывает первый и второй этапы процесса реализации Стратегии развития ГО «Город Якутск». Таким образом, основная цель Настоящей Программы заключается в повышении в краткосрочном и среднесрочном периодах качества и уровня жизни населения, инвестиционной привлекательности экономики города, развитие деловой и социальной инфраструктуры.

Основная цель настоящей Программы разбивается на два целевых направления:

  • Высокое качество жизни;
  • Высокая конкурентоспособность города как места работы;

Необходимым условием достижения первого целевого направления: «Высокое качество жизни» является реализация следующих подцелей (задач):

- высокое качество потребления;

- качество образования, соответствующее современным требованиям рынка;

- высокое качество жилищных условий;

- высокое качество медицинских услуг;

- высокая социальная активность.

Необходимым условием достижения второго целевого направления: «Высокая конкурентоспособность города как места работы» является реализация следующих подцелей (задач):

- обеспечение сильного (развитого) спроса;

- конкурентоспособность в факторах и условиях развития бизнеса;

- промышленная политика по созданию конкурентоспособных кластеров;

- поддержка и развитие конкуренции.

Для достижения основной цели городу необходимо решить следующие задачи:

1. Осуществление комплексного экономического и социального развития столичного города;

2. Развитие производственной и социальной инфраструктуры как важнейшее условие устойчивого функционирования городской экономики;

3. Повышение эффективности агропромышленного комплекса, рост обеспеченности населения города собственной сельскохозяйственной продукцией;

4. Устойчивое повышение качества и уровня жизни каждого человека и семьи, формирование условий для духовного роста и здоровья человека, утверждение в обществе норм нравственности и морали, здорового образа жизни;

  1. Формирование финансовой системы столичного города, отвечающей потребностям устойчивого экономического и социального роста республики;

Программа социально-экономического развития ГО «Город Якутск» на 2008-2012 годы не является конечным планом, не подлежащим изменениям, она предполагает постоянное обновление в соответствии с изменившейся (достигнутой) ситуацией. При этом цели должны оставаться неизменными.

Реализация Программы предполагает тесное взаимодействие между городскими, республиканскими и федеральными властями, а также участия предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

 

Программа социально-экономического развития разработана в целях решения проблем, связанных с функционированием отраслей экономики, систем жизнеобеспечения городского хозяйства ГО «Город Якутск», развитием социальной, промышленной, рыночной инфраструктуры, обеспечением устойчивого повышения качества жизни и благосостояния горожан. Круг проблем, предлагаемых к решению настоящей Программой, определен в соответствии с Федеральным законом 131- ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В целях более детального описания круга проблем и постановки цели и задач, проблемный анализ представлен в разрезе рассмотрения слабых и сильных сторон внешней и внутренней среды городского округа «Якутск». Данный подход позволяет обобщить выводы стратегического анализа, положения нормативных документов, аналитических справок за период 2000 – 2007 годы, с точки зрения назревших актуальных проблем города, требующих программного решения.

 

3.1. Анализ сильных и слабых сторон внешней среды ГО «Город Якутск» [1]

 

Таблица 3.1.1.

Параметр Сильные стороны Слабые стороны
Демографический/ Трудовой факторы (человеческие ресурсы) Демографические факторы · Положительная динамика естественного прироста населения (7,1 тыс. чел. за 4 года или 3 %) · Положительная динамика миграционного прироста населения (5 тыс. чел. За 2 года – сельское население Якутии) · Высокая доля молодежи в структуре населения · Сравнительно молодые экономически активные трудовые ресурсы Демографические факторы · Высокий уровень младенческой смертности · Сокращение численности экономически активного населения (на 4%) · Низкая заинтересованность и активность населения (в том числе населения трудоспособного возраста) в проводимых социально значимых мероприятиях  
Трудовые ресурсы · Наличие высококвалифицированных специалистов в наукоемких отраслях (НИИ) · Высокая доля специалистов со средним специальным, незаконченным высшим и высшим образованием по сравнению со средним показателем по России (более 50 %). Трудовые ресурсы · Сокращение среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) за период с 2003 по 2007 гг. на 13,4% · Сокращение доли занятых в промышленности · Дефицит трудовых ресурсов, имеющих рабочие специальности
Безработица
  • Снижение уровня общей безработицы на 26 % (с 2003 по 2007 гг.)
Безработица · Рост уровня зарегистрированной безработицы, при низком его значении (0,3 %)
Оплата труда · Устойчивый рост заработной платы (в среднем за 3 года реальный рост ФОТ на 9 % в год) · Достаточно высокий уровень оплаты труда работников, занятых в отраслях материальной сферы (средний уровень заработной платы 23,4 тыс. руб.), · Средняя заработная плата превышает на 2,5 % средний уровень по республике и на 21 % средний уровень по Дальневосточному Федеральному округу. В ДФО уровень зарплаты выше в Камчатской области, Магаданской области, Сахалинской области, Чукотском автономном округе. Оплата труда · Существенный разрыв в размере средней заработной плате работников между промышленным производством и бюджетной сферой
Природно-ресурсные факторы Полезные ископаемые · Наличие значительных запасов минерально – сырьевых месторождений (алмазов, золота, каменного угля, нефти, газа, олова, железных руд, урана, сурьмы, ртути, серебра, ряда редких металлов) на близлежащих территориях Республики Саха (Якутия), являющихся сырьем для перерабатывающих производств городского округа (ювелирное производство, переработка газа) · Наличие запасов бурого угля · Наличие доступных энергоресурсов – уголь, гидроресурсы · Наличие запасов строительных материалов (песок, суглинок, глина, песчано-гравийная смесь) Полезные ископаемые · Практическое отсутствие других разведанных природных ресурсов (кроме бурого угля), пригодных для промышленной переработки непосредственно на территории Городского округа · Расположение минерально-сырьевых месторождений на труднодоступных территориях со слабой транспортной освоенностью  
  Территориальное расположение · Монопольное географическое положение – единственная городская агломерация, с которой возможно освоение северных месторождений Республики Саха (Якутия) и строительство Дальневосточной железной дороги до Магадана Территориальное расположение · Равнинный характер территории (долина Туймаада), приводящий к накоплению загрязняющих веществ · Подтопление территорий
Климатические условия · Наличие резервов земельных ресурсов, не вовлеченных в хозяйственную деятельность, пригодных для современных архитектурно-планировочных решений и строительства Наличие уникальной природы (река Лена, разветвленная сеть озер, лесные ресурсы) Климатические условия · Резко континентальный климат и отрицательные среднегодовые температуры, приводящие к увеличению энергозатрат и росту себестоимости продукции любого традиционного промышленного производства · Расположение в зоне вечной мерзлотыи заболоченность территории (частичная подтопляемость во время паводка), приводящее к увеличению затрат на строительство объектов и прокладку дорог · Дискомфортная зона проживания по медико-географическому районированию Сибири  
  · Наличие туманов (в т.ч. кристаллических) на протяжении 60 дней в году, снижающих видимость и затрудняющих транспортное сообщение, кроме того, приводящих к недостатку кислорода, что неблагоприятно сказывается на здоровье населения
Экономические факторы Производство товаров и услуг · Стабильный рост объема отгруженных товаров собственного производства и выполненных услуг собственными силами в действующих ценах (ежегодный 10 % рост в номинальных ценах) · Плановое развитие экономики, определение объемов производства важных видов продукции на основании плановых заданий · Прибыльность предприятий электроэнергетики, связи · Рост производства пищевой и текстильной промышленности · Наличие серьезной научной базы в виде 11 НИИ, в том числе РАН и 14 ВУЗов, являющейся потенциальной основой построения экономики знаний. · Четкая социальная направленность бюджетных расходов · Наличие комплекса социально-экономических целевых программ, охватывающих социальные аспекты развития ГО «Якутск»: (Развитие инфраструктуры пригородов; строительство и благоустройство жилья; Обеспечение водоотведения; Модернизация дорог; Столичное образование)     Финансово-экономическое положение предприятий · Рост доли прибыльных предприятий (68,1% в 2007 году) · Положительная динамика сальдо прибыли и убытков предприятий (на 20% в 2007 году по сравнению с 2006 годом) · Рост оборота малых предприятий (на 7,9% в 2007 году по сравнению с 2006 годом)   Производство товаров и услуг · Отсутствие системной промышленной, инвестиционной, инновационной и маркетинговой политики города с выделением приоритетов развития · Высокая степень износа основных фондов предприятий промышленности и низкий уровень технологической оснащенности производства · Удорожание промышленного и добывающего производства вследствие климатических факторов · Высокая доля в экономике города электроэнергетики, в значительной степени зависящей от условий тарифного регулирования, имеющей ограниченный уровень рентабельности · Технологическая изолированность энергосистемы ГО «Якутск» от единой энергосистемы России · Высокие издержки хранения продукции, потери, связанные с сезонностью завоза · Высокие транспортные издержки и зависимость от поставок продукции из других регионов · Зависимость алмазогранильных производств от поставщиков сырья (ЯПТА ЕСО АК «АЛРОСА»)   Финансово-экономическое положение предприятий · Высокая доля убыточных предприятий (более 30%) · Значительное сокращение объемов алмазоперерабатывающего производства · Сокращение производства ювелирных изделий
Сельское хозяйство · Возможность монопольного предложения продуктов питания круглый год, имеющее важное социальное значение Сельское хозяйство · Низкая эффективность вследствие объективных факторов (климатические условия, транспортная доступность, низкое плодородие почв) · Высокая себестоимость сельскохозяйственной продукции
Бюджет · Стабильный бюджетный процесс · Устойчивость и прогнозируемость бюджетного процесса · Активные межбюджетные процессы · Рост собственных налоговых (на 21,5% в 2007 году по сравнению с 2006 годом) и неналоговых (на 51,5% в 2007 году) доходов   Бюджет · Высокая степень зависимости от республиканского бюджета. · Преобладание в бюджете текущих расходов, обеспечивающих функционирование бюджетных учреждений, оказание поддержки в виде дотаций, субсидий и субвенций на текущие расходы (в 2007 году здравоохранение – 15,5 %, ЖКХ - более 26,9 %, образование – 33,7 %) · Незначительная доля бюджетных расходов, направляемых на развитие промышленности и инновационной сферы
Инфраструктурные факторы Статус столицы Республика Саха (Якутия) определяет ГО «Якутск» как административный, промышленный, транспортный, научный, культурный, образовательный и координационный центр республики Не принят закон РС (Я) «О статусе столицы РС(Я) – города Якутска» в новой редакции
  Транспортная инфраструктура · Прямое воздушное сообщение с крупнейшими городами страны, транспортный узел республики, наличие международного сектора аэропорта · Доступность городского общественного, коммерческого и частного транспорта · Прибыльность грузовых автотранспортных перевозок   Транспортная инфраструктура · Существенная удаленность от крупных городов, экономически развитых регионов, международных границ · Отсутствие железнодорожного сообщения, сезонная зависимость от навигации по р. Лена и Северному морскому пути · Слабая территориальная транспортная доступность внутри республики с сильной зависимостью от сезонного фактора · Высокий уровень транспортных расходов в себестоимости продукции, товаров и услуг (до 70-80%, тогда как в среднем по России - не более 25%) · Неудовлетворительное транспортно – эксплуатационное состояние муниципальных автодорог
Связь · Высокий уровень развития связи (наличие телепорта, местного телевидения, телефонизация, сотовая связь) · Наличие МЦП «Электронный Якутск», координирующей со стратегией создания единого информационного пространства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) · Наличие программ по развитию радиовещания и телевидения Связь · Слабый уровень конкуренции в области сотовой связи (только 3 оператора)
Жилищно-коммунальная инфраструктура · Наличие свободных земельных площадей для хозяйственной деятельности и застройки в черте города в соответствии с современными архитектурными требованиями комплексной застройки · Рост объемов жилищного строительства и строительной отрасли   Жилищно-коммунальная инфраструктура · Высокие темпы износа инженерной инфраструктуры из-за климатических условий, · Низкие темпы роста инженерных сетей и автомобильных дорог · Значительная доля (и быстрые темпы роста) аварийного и ветхого жилья  
· Наличие МЦП по строительству и благоустройству жилья, программа " Развитие инфраструктуры пригородных населенных пунктов Городского округа «Якутск» на 2008-2012 годы» · Высокая аварийность сетей коммунальной инфраструктуры
Финансовая инфраструктура · Наличие базовой деловой инфраструктуры в том числе: · Банковская инфраструктура - 7 действующих республиканских кредитных организаций и их филиалов и 14 региональных отделений банков ДФО и Москвы. · Страховая инфраструктура Финансовая инфраструктура · Недостаточное развитие программ ипотечного и потребительского кредитования, стимулирующих спрос населения (размер накоплений населения 7,8 млрд. руб.) · Высокий уровень банковских кредитных рисков в производственной сфере из –за высокой доли (более 47 %) убыточных предприятий · Недостаточная прозрачность финансовой отчетности заемщиков (отсутствие кредитных рейтингов, неадекватность российской системы бухучета для принятия обоснованных экономических решений в сфере банковского кредитования) · Отсутствие информации по кредитным историям заемщиков.
Социальные факторы Среднедушевые доходы · Превышение среднедушевого уровня денежных доходов населения по ГО «Город Якутск» (16 361 руб. в 2006 г.) среднедушевого уровня по Республике Саха (Якутия) (16 168 руб. в 2006 г.) Среднедушевые доходы · 22 % населения РС (Я) имеют доход ниже величины прожиточного минимума · Повышенные расходы бюджета на обеспечение социальных стандартов
Развитие социальной и культурной сферы · Наличие разработанных муниципальных программ, направленных на содействие занятости, развитие образования, профилактику и лечение заболеваний и вакцинацией, охрану правопорядка. · Наличие современной социально-культурной инфраструктуры, в том числе: o Театры – 7 o Цирк - 1 o Выставки, галереи, музеи - 15 o Дворцы и дома культуры - 5 o Культурные центры - 9 o Спортивные стадионы– 6 o Бассейны - 2 · Высокий уровень обеспеченности культурными объектами на 1000 жителей · Развитая сеть образовательных учреждений (среднее и среднеспециальное образование, высшее образование, лицеи) · Развитая сеть муниципальных детских культурных учреждений · Наличие спортивных учреждений различного назначения (включая коррекционные) · Современный уровень услуг здравоохранения Развитие социальной и культурной сферы · Высокий уровень заболеваемости, в том числе социально распространенных заболеваний · Рост болезненности и заболеваемости · Высокий уровень алкоголизма · Недостаток обеспеченности круглосуточными койко-местами, детских поликлиник · Ветхость помещений учреждений здравоохранения · Низкий уровень обеспеченностью детскими дошкольными учреждениями · Слабая материально – техническая база учреждений образования и детских дошкольных учреждений  
Преступность Преступность · Высокий уровень преступности и правонарушений · Высокий уровень дорожно – транспортных происшествий
Факторы совокупного спроса · Большой объем совокупного спроса (второе место по РС (Я)). · Наличие тенденции устойчивого роста совокупного спроса (ежегодный темп прироста около 20 %) · Наличие быстрорастущего инвестиционного спроса (темп роста в 2005 году составил 144 %); · Рост потребительского спроса (темп прироста составляет около 20%), обусловленного динамикой роста доходов населения; · Платежеспособность значительной части населения · Относительно высокий уровень доходов населения (6 место по Республике, превышение на 2 % среднереспубликанского уровня) · Стабильный рост доходов населения и значительный рост сбережений · Слабое действие такого системного фактора, определяющего конкурентоспособность предприятий, как чистый экспорт · Отсутствие информированных и требовательных потребителей, обеспечивающих стабильный спрос населения · Низкий уровень капитальных вложений в отраслях · Отсутствие крупных инвестиционных проектов для текущего увеличения инвестиционного спроса · Отсутствие механизмов формирования инвестиционного спроса (каталогов инвестиционных проектов, кадастра инвестиционных площадок, программы по поддержке стратегических отраслей промышленности, полной информационной базы по привлекательности ГО «Якутск» в открытом доступе (агрессивный маркетинг продвижения города)) · Государственный спрос (5 % совокупного спроса) является поддерживающим и не носит определяющий характер.  
Экологический фактор · Отсутствие крупных загрязняющих химических и перерабатывающих производств · Проведение работ по восстановлению системы проточных каналов ГО «Якутск» · Плохое качество питьевой воды в городском округе, недостаточное обеспечение хозяйственно-питьевого водоснабжения · Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха · Заболоченность значительной части территории городского округа · Хрупкость и уязвимость природного баланса северных экосистем · Отсутствие производств по переработке отходов жизнедеятельности города
Инновационный фактор · Наличие в городском округе научных центров и научно-исследовательских и институтов (16 ед.), в том числе филиалов Российской академии наук · Высокая доля специалистов с высшим и незаконченным высшим образованием · Слабая организация работ по созданию технопарков и бизнес-инкубаторов.
Фактор имиджа города · Историческая и экономическая доминанта ГО «Якутск» в регионе · Наличие центральной исторической части – пешеходной зоны · Наличие многочисленных современных зданий, украшающих облик города · Низкий уровень сотрудничества с другими городами, в частности вне региона · Отсутствие внешней маркетинговой политики города · Отсутствие единого национального стиля города, определяющего особый облик и неповторимость ГО «Якутск» как столицы Республики Саха (Якутия) · Отсутствие доминанты национального колорита (национальных узоров, орнаментов и архитектурных форм) при украшении зданий в сравнении с г. Салехардом и г. Ханты-Мансийском · Некоторая хаотичность расположения объектов благоустройства и застройки · Отсутствие вечернего освещения многочисленных исторических и архитектурных памятников города, придающего уют виду города

 

Развитие промышленности

 

В системе программных мероприятий по развитию промышленности выделены следующие основные направления:

· Алмазная и золотодобывающая промышленность. Алмазогранильное и ювелирное производство;

· Лесопромышленный комплекс;

· Промышленность строительных материалов;

· Энергетическая промышленность;

· Пищевая промышленность;

· Легкая промышленность;

· Полиграфическая промышленность;

· Мебельное производство;

· Новые производства

Цель стратегической промышленной политики заключается в поддержке кластеров с сильными внутренними взаимосвязями, когда инвестиционное развитие центра кластера дает мультипликативный эффект развития сопутствующих отраслей ГО «Город Якутск», а также разработка механизм перехода к экономике знаний, способствующий достижению экономического роста за счет капитализации высокоспециализированных отраслевых знаний.

В среднесрочной перспективе развитие промышленности предполагает формирование и реализацию системы мероприятий, направленных на достижение высокой кооперации местных предприятий в приоритетных с точки зрения конкурентоспособности города секторах экономики.

Долгосрочная перспектива развития промышленности состоит в создании благоприятных условий для взаимного сотрудничества и кооперации предприятий местных отраслей экономики, что явится основой формирования сильного кластера взаимодействующих предприятий вокруг минерально-сырьевого комплекса, а также образования особого кластера знаний.

Предполагается, что основой формирования данного кластера станет процесс распространения информации и знаний, в виде распространения отраслевых технологий, стандартизации требований к инженерно – сервисным услугам, предъявления спроса на качественное образование с углубленным знанием иностранного языка и т.д.

Для этого необходимо выполнение следующих условий:

- развитие инфраструктуры, способствующей эффективной передаче знаний;

- создание инфраструктуры по управлению движением знаний;

- создание ресурса по использованию высокоинтеллектуальных знаний, в т.ч. удаленных;

- обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, соответствующего современным требованиям.

Результатами реализации программ по развитию приоритетных кластеров должны стать:

- формирование кластера знаний как нового долгосрочного конкурентного преимущества ГО «Якутск»;

- специализация города на передовых и интеллектуальных видах деятельности: сервисные услуги по логистике, новые отрасли (военно- промышленный комплекс, биотехнологии, нанотехнологии), высокие технологии и конкурентоспособное образование;

- увеличение концентрации высококвалифицированной рабочей силы с высокоспециализированными профессиональными знаниями.

 

В Городском округе «Город Якутск» сосредоточен значительный промышленный, потенциал Якутии. Промышленность представлена отраслями: золотодобыча, алмазодобыча, обработка алмазов, производство ювелирных изделий, энергетическая промышленность, угольная промышленность, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство машин и оборудования, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, текстильное и швейное производство, издательско-полиграфическая деятельность, производство пищевых продуктов. Основной сегмент производства (около 65%) занимает топливно-энергетический комплекс, далее следуют пищевая, лесная и ювелирная промышленность. Следует отметить, что примерно 80% процентов предприятий имеют частную форму собственности. По итогам 2007 года число убыточных предприятий среди крупных и средних предприятий составило 89 единиц, прибыльных 209 единиц или 62,1%. В 2007 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий, действующих на территории ГО «Город Якутск» по всем видам экономической деятельности, составил 54 190 млн. рублей. Темп роста по сравнению с 2003 годом составил 190,6%.

 

Таблица 6.1.1.

Объем отгруженных товаров собственного производства и выполненных услуг собственными силами за 2007 год

 

Показатель Ед. изм. 2007 г.
Объем отгруженных товаров собственного производства и выполненных услуг собственными силами в действующих ценах тыс. руб. 54 190 095
Производство потребительских товаров, в т.ч. тыс. руб. 4 470 650
- продовольственные товары тыс. руб. 1 505 900
- непродовольственные товары* тыс. руб. 2 964 750
Удельный вес прибыльных предприятий и организаций по всем видам деятельности % 62,1

 

Производство потребительских товаров в 2007 году составило 4 470,6 млн. рублей, в том числе 2 964,7 млн. рублей непродовольственных товаров, 1 506,0 млн. руб. продовольственных. Доля потребительских товаров в общем объеме производства занимала в 2007 году 8,2%, из них непродовольственных товаров – 5,5%, продовольственных товаров – 2,7%.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.072 с.)