Практические и семинарские занятия - 4 часа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические и семинарские занятия - 4 часа.



Занятие 1. Становление риторики в Античности

Заслушивание докладов студентов.

Вопросы:

1. Почему из всех философских школ Древней Греции софисты первыми стали разрабатывать риторику?

2. В чем состояла сущность разногласий между софистами и философами-сократиками?

3. В чем римские теоретики риторики видели возможность преодоления этих разногласий?

Занятие 2. История русской риторики

Заслушивание докладов студентов.

Вопросы:

1. В чем заключается связь русского риторического идеала с христианским нравственным идеалом?

2. Каковы основные особенности русской средневековой риторики?

3. Почему в начале XIX века европейская риторика оказалась в кризисе?

4. Почему на фоне общей стагнации стало стремительно развиваться судебное красноречие в России во втор. пол. XIX века?

 

Управление самостоятельной работой студента.

Консультации по подготовке доклада

Модуль 2.Риторический канон

Теоретические занятия (лекции) - 8 часов.

Лекция 3. Специфика публичного выступления

Лекция-беседа, лекция-дискуссия.

Структура речевой ситуации. Уместность как одно из важнейших качеств публичной речи. Оратор и его аудитория: их типы и характеристики. Навыки и умения, необходимые оратору. Коммуникативные интенции участников общения. Специфика условий проведения публичного выступления. Требования, предъявляемые к оратору в связи с особыми условиями публичного выступления. Необходимые качества ораторской речи.

Конспект лекции

Ритором называют человека, создающего влиятельные публичные высказывания. Высказывание — завершенное произведение слова, адресованное определенной аудитории. Высказыванием может быть реплика в разговоре, ораторская речь, научная статья, газетный материал, философский трактат, письмо, финансовый отчет и т.д. Большая часть высказываний используется однократно и исчезает; высказывания, которые сохраняются, воспроизводятся и многократно используются, составляют культуру языка.

Если кто-нибудь воскликнет: «Пожар!» в присутствии других людей, высказывание повлечет за собой немедленную реакцию в виде действия или вопроса. Если пожар действительно имеет место, его скорее всего потушат. Высказывание в таком случае оказывается действенным и влиятельным, так как оно было понято, ориентировало людей в обстановке, вызвало разумные действия, которые привели к благоприятному результату, организовало аудиторию, которая научилась тушить пожар совместными усилиями, а также повысило авторитет ритора, к суждениям которого аудитория, видимо, впредь будет прислушиваться с большим вниманием, чем прежде.

Если же подобное высказывание не соответствует действительности или сделано в среде людей возбужденных, неумелых или трусливых, оно может вызвать панику, которая приведет если не к жертвам, то к дезорганизации, и окажется неуместным, хотя и действенным в той мере, в какой возымело действие на аудиторию.

В таком случае высказывание не будет влиятельным, а авторитет ритора, хотя бы он и говорил правду, подверг­нется заслуженной критике. Всякое высказывание, обра­щенное к аудитории, должно быть действенным, но цель ритора — влиятельные высказывания.

Влиятельными являются высказывания, которые организуют, объединяют и обучают общество.

Публичными называются высказывания, предназ­наченные любому лицу, способному их оценить и ис­пользовать.

Публичность не равнозначна общедоступности: существуют различные формы и степени публичнос­ти, которые зависят от строения и содержания выска­зываний и возможностей их получателей.

Всякая речь создается в определенном материале и посредством определенного инструмента. Соедине­ние инструмента речи с материалом называется фак­турой речи. В зависимости от фактуры, высказывания бывают устными, письменными, печатными, относящи­мися к массовой информации, информатическими.

Устная речь естественна, поскольку является час­тью человеческого организма, и в этом качестве неиз­бежно публична. В устной речи столь же трудно контролировать свои чувства и выбирать выражения, сколь легко быть услышанным, в особенности теми, кому речь не предназначена. Публичность устной речи ограничена распространением и мгновенным затуха­нием звука голоса. Устная речь развертывается во времени, и слушающий, приноравливаясь к темпу речи и манере говорящего, вынужден следовать за ним и с трудом анализирует содержание, поэтому устная речь ограничена и содержательно, но зато убедительна эмоционально. Устная речь является сильнейшим ин­струментом действенности высказываний и рассмат­ривается как непременная основа подготовки ритора.

Овладевая навыками публичной устной речи, ритор научается владеть собой, говорить просто и ясно, вы­бирать выражения и увлекать аудиторию.

Письменная речь использует искусственные ору­дия и материалы письма. Степень публичности руко­писных книг и документа гораздо ниже степени пуб­личности надписей на заборах, плакатов, стел и каменных плит, тексты которых содержат законы, по­вествования о деяниях вождей и народов и напоми­нания об умерших. Письменные тексты воспроизво­дятся, что требует умения писать, доступного не каждому, следовательно, компетентности аудитории; письменный текст не несет непосредственной эмоции создателя, но зато он влиятелен, так как может быть предназначен узкой и избранной аудитории. Письмен­ность началась с документа, и самым влиятельным с тех пор остается тот ритор, который владеет речевой техникой документа, а вовсе не тот, который хорошо ораторствует. За широкой публичностью ораторской прозы или публицистики стоят документ и другие письменные источники, на основе которых и созда­ются общедоступные формы аргументации.

Печатная речь публична по назначению, ибо она предполагает тиражирование произведения и разде­ление ответственности между автором, издателем и книгопродавцом, отчего с появлением печатной речи возникает цензура и другие формы общественного контроля произведений слова. Печатная речь позволя­ет строить объемные высказывания любой сложности и остается главным двигателем культуры и основой профессионального умственного труда. Печать допус­кает широкое обсуждение высказываний, их изучение, анализ и частичное воспроизведение. Печатная речь создает мировоззрение, группирует и оценивает фак­ты и тем самым делает аргументацию основательной и надежной. Прогресс культуры определяется техноло­гией книгоиздательской деятельности, от которой за­висят и наука, и образование, и техника, и политичес­кое управление.

Лекция 4. Риторический канон. Инвенция

Проблемная лекция

Риторический канон как план процесса работы над речью. Структура риторического канона. Инвенция как искусство нахождения, предварительной систематизации и обработки материала. Выбор темы и определение целевой установки. Подбор материала и работа над конспектом. Изобретение содержания речи: «общее место» (топ) как смысловая модель. Смысловая схема речи.

Конспект лекции

Клаус Хармс был известным проповедником. На воп­рос — сколько времени ему потребовалось для подготов­ки знаменитой проповеди — он ответил: «Ровно сорок лет». Возможно, это преувеличение, однако несомненно, что очень многие речи и доклады готовятся слишком поспешно. Вновь и вновь мы убеждаемся, что способные ораторы недостаточно готовятся к выступлению. Они ком­петентны, «подкованны» и опытны в обращении как со словами, так и со слушателями, но не дают себе труда тщательно подготовиться, предполагая, что хорошую речь творит только чудо.

Такие ораторы редко совершают прыжок, позволяющий стать выдающимся оратором. Их талант не развивается, а сами они остаются обычной посредственностью.

В 1985 г. бывший премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия Хейнц Кюн свой ораторский опыт и свои размышления изложил в занимательной форме в книге «Искусство политической речи». Часть 2 этой книги названа так: «Советы того, кто полстолетия работал, испытывая себя в политической речи, письме и торговле». Кюн пишет: «Кто думает, что, более или менее овладев искусством слова, может без подготовки выходить на трибуну (так как в любом случае он умнее, чем его аудитория), глу­боко заблуждается».

Его речь не внесет значительный вклад в решение про­блем; это будет не более чем проявление заносчивости.

Хотя в истории были случаи, когда речи, произнесен­ные экспромтом или подготовленные за очень короткое время, получались удачными и достигали цели, однако это не общее правило. Всего лишь две минуты длилась речь американского президента Авраама Линкольна, произне­сенная 19 ноября 1863 г. в день освящения кладбища павших в гражданской войне, однако американцы помнят ее до сих пор. (Эта нация, подчиняясь Богу, возродится к но­вой свободе. Цель: власть народа, с помощью народа и для народа.)

Линкольн поспешно записал несколько фраз на двух
листках бумаги и был совершенно недоволен, так как не
имел времени на обработку формулировок.

Хейнц Кюн: «Авраам Линкольн подолгу готовился к каждой речи, при этом он в течение «инкубационного периода» писал на клочках бумаги или на конвертах фрагменты предложений, а потом эти обрывки бумаги с запи­сями помещал в свой знаменитый цилиндр и постоянно носил с собой. Затем за письменным столом составлял из них свои речи».

Бесконечно много времени теряется впустую, если ра­бота не ведется систематически.Гете в мае 1798 г. писал Шиллеру: «Чрезвычайное оби­лие материалов, которыми я располагаю, привело бы меня в отчаяние, если бы не большой порядок, в котором я содержу бумаги, это позволяет мне ежечасно повсюду принимать решительные меры, каждый час использовать соответственно обстоятельствам и двигать вперед одно за другим». В письмах Платона есть любопытное высказы­вание: «Лишь долго двигая перед собой светильник, освещающий предмет с разных сторон, можно осветить знание предмета».

Выдающиеся ораторы, как мы знаем, интенсивно работали над каждой речью.

Рузвельт долго работал над знаменитой речью о преодо­лении экономического кризиса. Окончательный вариант он прочитал вслух одному маляру из Белого дома с просьбой его прервать, если что-то будет непонятно. Этот человек прервал Рузвельта в трех местах. Президент быстро испра­вил формулировки.

Свои большие парламентские речи Черчилль разрабаты­вал тщательно, вплоть до каждого отдельного слова, а важ­нейшие части речей заучивал наизусть. Лорд Биркенхед ехидно заметил, что Черчилль лучшие годы своей жизни потратил на подготовку «импровизированных» речей.

Ллойд Джордж в свое лучшее время был, несомнен­но, гениальным оратором. Его биограф Хуго Фишер осветил закулисную сторону жизни премьер-министра, когда заметил: «Во всех фазах жизни у него был талант Целенаправленной и прилежной работы по дальнейшему самосовершенствованию. Тщательная проработка матери­ала, внимание к мелочам, постоянное упражнение памя­ти также обусловили успех динамического искусства его Речи. Речи Ллойда Джорджа в известном смысле являют­ся «выученными»: знаменитые passages of eloquence (пас­сажи красноречия) и purple patches (красные места) риторических вершин — результат заботливой проработки и тренировки памяти».

Конечно, не все политики готовят речи самостоя­тельно. Будучи риторически одаренным, президент Кен­неди поручал составлять большие речи своему советнику (Т. Соренсену). Английская королева готовит свои речи также с помощью секретаря, в то время как ее супруг герцог Эдинбургский речи, которые он произносит, со­ставляет сам.

Министру экономики и финансов Карлу Шиллеру про­екты речей должен представлять референт. Но глянец, как правило, министр наводит сам, иногда добавляя кое-что в порядке импровизации.

Многим политикам потребовалось бы слишком много времени (если бы они захотели) сочинять свои речи само­стоятельно. Подумайте только о некоем задерганном обер-бургомистре, который, допустим, сделает доклад в пар­ламенте по политическим вопросам, одновременно заканчивает статью о вывозе мусора, после этого ищет подходящие слова уходящему в отставку старшему инспек­тору и уже в следующее мгновение открывает мировой конгресс любителей декоративных рыб.

Подготовка речи является творческой работой, которая доставляет и радость, и творческие муки. Кстати, о муках: Эдисон считал, что изобретение состоит из 1 процента вдохновения и 99 процентов пота.

Аналогично обстоит дело и при подготовке речи. К си­стематической работе относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы.

Гамильтон думал лаконично и связно, оставив нам пять заповедей искусства речи:

 

• Понять, что следует сказать.

• Упорядочить: что по делу, а что шутки ради.

• Облечь в слова и украсить слогом.

• Запечатлеть в памяти.

• Приятно и достойно изложить.

 

Тщательная подготовка речи включает, по моему опы­ту, следующие десять рабочих шагов (этапов):

1. Сбор материала.

2. Отбор материала и его организация.

3. Обдумывание материала (медитация, связка деталей, ком­ментирование материала).

4. Первая редакция ключевых слов (предварительная ре­дакция).

5. Стилистическое оформление главной части (упражнение в словесном оформлении).

6. Формулирование вступления и заключения.

7. Общий контроль.

8. Вторая редакция ключевых слов (окончательная редак­ция).

9. Мысленное освоение.

10.Риторическое освоение (проба речи).

Лекция 5.Диспозиция: правила расположения материала

Проблемная лекция

Задачи, решаемые на этапе диспозиции. Композиция и структура публичной речи. Цель, типы и приемы построения вступления и заключения. Устройство основной части выступления, принципы ее построения. Примерная композиция судебной речи: а) обвинительной, б) защитительной. Методы изложения материала: а) дедукция, б) индукция, в) метод аналогии, г) исторический (стадиальный) метод, концентрический метод. Понятие хрии. Структура простой и искусственной хрии. Взаимодействие риторики и культуры речи. Стили речи и выбор средств языка.

 

Конспект лекции

Писатель Ганс Магнус Энценсбергер однажды сказал: «Интенсивная работа всегда ведет к сокращению. Все книги, кроме словарей, слишком длинны». Многие речи также слишком длинны и многословны. Возникает вопрос: не достаточно ли одной редакции клю­чевых слов? Опыт показывает, что тщательная подготови­тельная работа одновременно с подчеркиванием и внесени­ем дополнений делает первую редакцию зачастую трудно читаемой. Иной оратор на трибуне подобен близорукому аптекарю, с трудом разбирающему рецепт врача. Речь ос­тановилась, потому что докладчик заблудился в лабиринте своих записей.

Второй конспект ключевых слов должен быть тщательно отредактирован, упорядочен и легко читаем (даже при пло­хом освещении). Чем больший у оратора опыт, тем лаконичнее в конце концов конспект ключевых слов. В неко­торых случаях требуется лишь только подкрепление памяти, например, с помощью выделения основных частей отдель­ных разделов речи.

Поучительно еще раз заглянуть в мастерские выдающихся ораторов.

Ильза фон Нибельшутц пишет о творчестве Вольфа фон Нибельшутца: «В последние годы к речам готовились лишь ключевые слова в маленьких блокнотах, иной раз основные выражения, которые особенно подходили, прочее он свободно формулировал во время речи. Он владел языком с совершен­ной легкостью и точностью и во время речи настраивался на способность публики к восприятию; но по этим клю­чевым словам невозможно реконструировать языковую сти­хию доклада — образную, яркую, живую». Ключевые сло­ва, имеющиеся в распоряжении, в любом случае придают уверенность, даже если предполагается вовсе не пользо­ваться конспектом. Может случиться, что во время доклада мы лишь раз заглянем в записи. Если так, тем лучше.

Усвоение речи (доклада) на память — в большей степени процесс внутреннего обучения, чем поверхностное заучива­ние наизусть.

Хорошо зарекомендовала себя следующая техника:

 

• Мы запоминаем основные мысли (и целевые высказы­вания).

• Мы усваиваем план речи (ее структуру).

• Мы запоминаем часть за частью конспект ключевых слов (тщательно записанный). (Многократное чтение; упражнения в словесном формулировании.)

 

Используйте свое время. Есть много «мертвых» часов и минут, например, когда мы ждем, когда едем по железной дороге и т. д. Лучшее упражнение в концентрации состоит в том, чтобы про себя спокойно проговаривать речь, медленно следуя плану, подобно движению кадров при замедленной съемке.

Последним рабочим шагом при подготовке является пробное произнесение речи. Как правило, определенное игровое пространство отводится импровизации («переподготовка» приводит к чрезмерной сухости речи!).

Следует как можно точнее представить себе место выступления и своих слушателей.

В риторике не страхуют, как, например, на случай транспортной аварии. Но можно назвать две меры безопасности по профилактике риторической неудачи.

 

• Один раз мысленно «прокрутите» речь в обратном направлении. (При этом вновь и вновь рассмотрите зависимость следствий или результатов своих высказываний от предпосылок. Связи проявляются сильнее.)

• Один раз произнесите речь «молча», «в голове», не шевеля губами!

Если эти упражнения по концентрации также удается выполнить, то повышается ваша «страховка» подъема на трибуну.

Сказанное выше о «Технике подготовки» может быть полезно не только применительно к речи, но и к подготовке любого текста. (Сравните ниже раздел «Стиль речи — стиль письма».) «Хорошая подготовка — половина дела», — полагает Карнеги. Впрочем, в конце подготовки еще раз просмотрим картотечный ящик; зачастую мы обнаруживаем в нем доста­точное количество деталей, которые пригодятся в речи.

Теперь, возможно, некоторые читатели спросят: «Не слишком ли много времени требуется для подготовки? Раз­ве я, будучи оратором, всегда располагаю временем, чтобы выполнить предложенные этапы?» Я хочу ответить: как правило, нужно, особенно если речь большая, и рекомен­дую поступать именно так, как я здесь описал, или же подобным образом. Если же нужно готовить, как это часто бывает, в короткие сроки много небольших деловых сооб­щений из разряда ежедневных, то систему подготовки можно естественным образом упростить:

сбор материала — ключевые слова — введение — заклю­чение — краткий просмотр целого и затем речь.

Но принципиальным является следующее: мы ответствен­ны перед слушателями за тщательное проведение подготов­ки. Слушатели хотят услышать нас; они дарят нам свое время; мы не можем их разочаровать. Конечно, слушателям не показывают, какой трудной была подготовка. Так, при­ма-балерина тоже не показывает, какого напряженного труда стоил ей танец, выполненный перед зрителями без види­мых усилий.Но такая речь дается не каждому. Зачастую импровиза­ция неупорядоченна и безудержна, она представляет «ненаправленное словоизвержение» (Гератеволь).

Даже сам Цицерон говорил, только подготовившись. Он шлифовал свои речи до такой степени, что при внезапном изменении ситуации не мог произнести ни слова. Этим объясняется, что мы обладаем определенным числом его речей, которые никогда не были произнесены. Профессор Карло Шмид однажды произнес импровизированную речь. Это была очень хорошая речь. «Редко доводилось мне слышать столь эффектную речь, - сказал ему один его оппонент, - я думаю, ни один человек в зале не догадался, что Вы хотели сказать». «Совершенно верно, ни один человек, - ответил Шмид, - в том числе и я сам».

Однажды пастор Хармс не подготовился к проповеди, но положился во всем на внушение святого духа. Но оно не явилось, и Клаус Хармс стал заикаться. После проповеди он думал, ужасаясь: «Я ждал внушения, а услышал лишь внутренний голос: Клаус, ты обленился! Никогда больше не выступай без подготовки!»

Еще небольшое указание к докладу на съезде или конгрессе: зачастую оратор оказывается в мучительной ситуации: ему необходимо сократить доклад из-за общего недостатка времени. В этом случае лучше всего обдумать две редакции сообщения, длинную и короткую. В большинстве случаев трудно сократить речь, уже стоя на трибуне. Тогда мы слышим заикание и стоны докладчика, который из-за дефицита времени, к сожалению, не может изложить весь текст. Собравшихся охватывает неловкость, и куцая речь оратора не оказывает нужного действия. Если на съезде выступают ораторы один за другим, то хорошо делают те, кто сокращает свое выступление с учетом содержания и длительности других сообщений.

В этой связи отметим, что слушатели бывают благодарны, если им дадут напечатанный на машинке сокращенный вариант доклада, чтобы ознакомить слушателей с существенными пунктами речи. Зачастую рекомендуется разработать в виде ключевых слов тезисы, содержащие главные мысли, которые предлагаются слушателям и образуют основу следующей за докладом дискуссии. Эта очень плодотворная техника работы практикуется сегодня со все возрастающей степенью не только на съездах и конференциях, но также при произнесении обычных Докладов и речей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.038 с.)